Судебные решения, арбитраж
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом; Выбор способа управления многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть решения оглашена "16" ноября 2009 г.
Решение изготовлено в полном объеме "23" ноября 2009 г.
Арбитражный суд Московской области в составе:
председательствующего судьи М.В. Афанасьевой,
протокол судебного заседания вела судья М.В. Афанасьева,
рассмотрев в судебном заседании дело заявлению
муниципального унитарного предприятия "Ильинское производственно-техническое объединение коммунального хозяйства"
к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области"
о признании постановления по делу об административном правонарушении от 23.07.2009 N 1-30-2512-13-2009 незаконным и его отмене,
при участии в судебном заседании:
- от заявителя: Оноприенко П.А., доверенность от 10.11.2008 N 1301;
- от заинтересованного лица: Балясников А.В., доверенность от 21.01.2009 N 62-р-исх,
муниципальное унитарное предприятие "Ильинское производственно-техническое объединение коммунального хозяйства" (далее - МУП "Ильинское ПТО КХ", предприятие, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" (далее - ГУ МО "ГЖИ МО", Госжилинспекция, заинтересованное лицо) от 23.07.2009 N 1-30-2512-13-2009.
Представитель заявителя заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении и письменном мнении к заявлению (л.д. 3 - 6, 48 - 51).
Представитель заинтересованного лица в судебное заседание явился, заявленные требования не признал, по основаниям, изложенным в отзыве (л.д. 54 - 57).
Рассмотрев материалы дела по существу, арбитражный суд установил следующее.
В соответствии с распоряжением от 22.06.2009 N 1-30-2512-13-2009 ГУ МО "ГЖИ МО" вменялось в обязанность провести с 22.06.2009 по 20.07.2009 внеплановое мероприятие по государственному контролю (надзору) за соблюдением правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда МУП "Ильинское ПТО КХ", расположенного по адресу: Московская область, Раменский район, пос. Ильинский, ул. Ленинская, д. 38 (л.д. 60 - 61).
29.06.2009 ГУ МО "ГЖИ МО" было вынесено уведомление N 1-30-2512-13-2009 о проведении внеплановой проверки 01.07.2009 (л.д. 62). По результатам проведенного мероприятия 01.07.2009 составлен акт проверки N 1-30-2512-13-2009, в котором указаны выявленные нарушения по содержанию и ремонту жилого дома N 24 в пос. Спартак Раменского района Московской области, выразившиеся в непринятии мер по содержанию и ремонту жилого дома, а именно: в квартире N 22 канализационный стояк имеет вертикальную трещину; кровля не герметична; на фасаде здания многочисленные вертикальные трещины; во втором и третьем подъездах система отопления находится в нерабочем состоянии; подъезды не ремонтировались более пяти лет; в квартире N 17 не обеспечено тепло- и влагозащита наружной стены; отмостка имеет многочисленные разрушения; разрушено оконное остекление в первом и третьем подъездах; двери не имеют плотного притвора. Таким образом, были нарушен пункты 5.8.3, 4.6.1.1., 4.2.1.1., 3.2.5, 3.2.9, 4.1.7, 4.8.14, 4.8.12 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Постановлением Госстроя РФ N 170 от 27.09.2003.
01.07.2009 должностным лицом ГУ МО "ГЖИ МО" по факту правонарушения в отношении МУП "Ильинское ПТО КХ" составлен протокол об административном правонарушении N 1-30-2512-13-2009 (л.д. 69 - 75). В тот же день вынесено предписание N 1-30-2512-13-2009 об устранении нарушений (л.д. 76 - 78) и определение N 1-30-2512-13-2009 о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении (л.д. 79).
Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, первым заместителем начальника ГУ МО "ГЖИ МО" Кудряковым И.В. 23.07.2009 вынесено постановление N 1-30-2512-13-2009 о привлечении МУП "Ильинское ПТО КХ" к административной ответственности, предусмотренной ст. 7.22 КоАП РФ, и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 40000 рублей.
Не согласившись с решением административного органа о привлечении к административной ответственности, МУП "Ильинское ПТО КХ" обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании вышеуказанного постановления.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к выводу, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Государственная жилищная инспекция Московской области образована постановлением Правительства Московской области от 19.11.2003 N 674/43.
Согласно Положению о Государственной жилищной инспекции Московской области, утвержденному постановлением Правительства Московской области от 22.12.2003 N 729/47 Государственная жилищная инспекция Московской области является государственным органом Московской области, специально уполномоченным на осуществление государственного контроля за обеспечением прав и законных интересов граждан и государства при предоставлении населению жилищных и коммунальных услуг, использованием и сохранностью жилищного фонда и общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме независимо от его принадлежности.
Согласно ст. 23.55 КоАП РФ ГУ МО "ГЖИ МО" является государственным органом, правомочным рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 7.21 - 7.23 КоАП РФ.
Статьей 7.22 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещении, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переоборудование жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переоборудование существенно изменяет условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением.
Следовательно, для привлечения к административной ответственности в соответствии со статьей 7.22 КоАП РФ необходимо доказать, что лицо является ответственным за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, а также то обстоятельство, что этим лицом нарушены правила содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений, либо порядок и правила признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Согласно части 2 этой же статьи собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
В соответствии с пунктом 12 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом.
Собственник жилых помещений многоквартирного дома по адресу: Раменский район, пос. Спартак, д. 24, выбрали способ управления многоквартирным домом - управление управляющей организацией.
20.05.2008 собственниками помещений указанного многоквартирного дома (Собственники) с одной стороны, и МУП "Ильинское ПТО КХ" (Управляющая организация), с другой стороны, заключили договор управления многоквартирным домом.
Согласно пунктам 2.1 - 2.3 Договора от 20.05.2008 управляющая организация обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме по указанному адресу, предоставлять коммунальные услуги Собственнику (членам семьи Собственника и иным законным пользователям помещений), осуществлять иную, направленную на достижение целей управления многоквартирным домом, деятельность. Управляющая организация осуществляет действия по исполнению настоящего Договора в интересах Собственника и в пределах прав и обязанностей, установленных настоящим Договором. Собственник обязуется оплачивать услуги Управляющей организации в порядке, установленном действующим законодательством РФ и настоящим Договором.
Таким образом, именно заявитель должен нести ответственность за ненадлежащее содержание и эксплуатацию данного жилищного фонда.
Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда), установлены требования, предъявляемые к содержанию и ремонту жилых домов, а именно:
В соответствии с п. 5.8.3 Правил организации по обслуживанию жилищного фонда должны обеспечивать:
а) проведение профилактических работ (осмотры, наладка систем), планово-предупредительных ремонтов, устранение крупных дефектов в строительно-монтажных работах по монтажу систем водопровода и канализации (установка уплотнительных гильз при пересечении трубопроводами перекрытий и др.) в сроки, установленные планами работ организаций по обслуживанию жилищного фонда;
б) устранение сверхнормативных шумов и вибрации в помещениях от работы систем водопровода (гидравлические удары, большая скорость течения воды в трубах и при истечении из водоразборной арматуры и др.), регулирование (повышение или понижение) давления в водопроводе до нормативного в установленные сроки;
в) устранение утечек, протечек, закупорок, засоров, дефектов при осадочных деформациях частей здания или при некачественном монтаже санитарно-технических систем и их запорно-регулирующей арматуры, срывов гидравлических затворов, гидравлических ударов (при проникновении воздуха в трубопроводы), заусенцев в местах соединения труб, дефектов в гидравлических затворах санитарных приборов и негерметичности стыков соединений в системах канализации, обмерзания оголовков канализационных вытяжек и т.д. в установленные сроки;
г) предотвращение образования конденсата на поверхности трубопроводов водопровода и канализации;
д) обслуживание насосных установок систем водоснабжения и местных очистных установок систем канализации;
е) изучение слесарями-сантехниками систем водопровода и канализации в натуре и по технической (проектной) документации (поэтажных планов с указанием типов и марок установленного оборудования, приборов и арматуры; аксонометрической схемы водопроводной сети с указанием диаметров труб и ведомости-спецификации на установленное оборудование, водозаборную и водоразборную арматуру). При отсутствии проектной документации должна составляться исполнительная документация и схемы систем водоснабжения и канализации составляются вновь;
ж) контроль за соблюдением нанимателями, собственниками и арендаторами настоящих правил пользования системами водопровода и канализации;
з) инженерный контроль за своевременным исполнением заявок нанимателей на устранение неисправностей водопровода и канализации;
- Организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: исправное состояние конструкций чердачного помещения, кровли и системы водоотвода; защиту от увлажнения конструкций от протечек кровли или инженерного оборудования; воздухообмен и температурно-влажностный режим, препятствующие конденсатообразованию и переохлаждению чердачных перекрытий и покрытий; обеспечение проектной высоты вентиляционных устройств; чистоту чердачных помещений и освещенность; достаточность и соответствие нормативным требованиям теплоизоляции всех трубопроводов и стояков; усиление тепловой изоляции следует выполнять эффективными теплоизоляционными материалами; исправность в местах сопряжения водоприемных воронок с кровлей, отсутствие засорения и обледенения воронок, протекания стыков водосточного стояка и конденсационного увлажнения теплоизоляции стояка; выполнение технических осмотров и профилактических работ в установленные сроки (п. 4.6.1.1);
- Организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать: заданный температурно-влажностный режим внутри здания; исправное состояние стен для восприятия нагрузок (конструктивную прочность); устранение повреждений стен по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития; теплозащиту, влагозащиту наружных стен (п. 4.2.1.1);
- Лестничные клетки должны иметь температуру воздуха и воздухообмен согласно установленным требованиям (п. 3.2.5);
- Периодичность ремонта подъездов должна быть соблюдена один раз в пять или три года в зависимости от классификации зданий и физического износа (п. 3.2.9);
- Просадки, щели и трещины, образовавшиеся в отмостках и тротуарах, необходимо заделывать материалами, аналогичными покрытию: битумом, асфальтом, мастикой или мятой глиной с предварительной расчисткой поврежденных мест и подсыпкой песком (п. 4.1.7);
- Лестничные клетки: должно быть исправным остекление; наличие фурнитуры на окнах и дверях (ручки, скобянка), освещение лестничной клетки; помещение должно регулярно проветриваться, температура воздуха - не менее +16 град. C; должна быть обеспечена регулярная уборка: обметание окон, подоконников, отопительных приборов - не реже 1 раза в 5 дней; стены - не менее 2 раз в месяц; мытье - не реже 1 раза в месяц; рекомендуется перед наружными входными дверями устанавливать скребки и металлические решетки для очистки обуви от грязи и снега; входы из лестничных клеток на чердак или кровлю (при бесчердачных крышах) должны быть закрыты на замок (п. 4.8.14);
- Входные двери должны иметь плотные притворы, уплотняющие прокладки, самозакрывающие устройства (доводчики, пружины), ограничители хода дверей (остановы) (п. 4.8.12).
Судом установлено и подтверждается материалами дела нарушение заявителем вышеуказанных норм Правил по содержанию жилого дома, расположенного по адресу: Московская область, Раменский район, пос. Спартак, д. 24.
В пункте 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, указано, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений; постоянную готовность инженерных коммуникаций; поддержание архитектурного облика многоквартирного дома.
В силу ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное виновное, то есть совершенное умышленно или по неосторожности, действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации установлена административная ответственность.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность соблюдения норм и правил, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Факт несоблюдения предприятием Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда судом установлен. В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что у предприятия как у лица, ответственного за содержание и своевременное выполнение ремонтных работ в многоквартирных домах отсутствовали возможности своевременно исполнить возложенные на него обязанности.
Доводы заявителя относительно того, что МУП Ильинское ПТО КХ" не является ответственным лицом за содержание и ремонт жилищного фонда по адресу: Раменский район, пос. Спартак, д. 24, указанный жилой дом снят с баланса предприятия, признаются судом несостоятельными, так как в материалах дела имеется договор от 20.05.2008 на управление многоквартирным домом.
Кроме того, до заключения указанного договора, спорный дом также находился на обслуживании у заявителя.
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 N 251-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и ст. 18 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" ранее возникшие обязательства организаций, отвечающих за управление, содержание и ремонт многоквартирного дома, охраняются до момента возникновения обязательств, связанных с управлением многоквартирным домом в соответствии с положением раздела восьмого Жилищного кодекса Российской Федерации.
Представленная заявителем копия квитанции от 05.06.2009 (л.д. 89), свидетельствует о том, что МУП Ильинское ПТО КХ" является лицом ответственным за содержание и ремонт дома N 24, поскольку жильцы вышеуказанного дома перечисляют денежные средства за обслуживание жилого дома, отопление, воду, канализацию на счет МУП Ильинское ПТО КХ".
А, представленные в материалы дела акты о приемке выполненных работ, письмо от 16.07.2009 N 830, адресованное гражданину В.М. Фролову от генерального директора МУП Ильинское ПТО КХ" (л.д. 94 - 98, 108) указывают на то, что заявитель мог устранить выявленные нарушения и это входит в его обязанности.
В соответствии с пунктом 11 указанных выше Правил, содержание общего имущества включает в себя: осмотр общего имущества, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации; обеспечение установленных законодательством Российской Федерации температуры и влажности в помещениях общего пользования, текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества и т.д.
В результате проверки состояния жилого дома выявлено, что содержание общего имущества дома также не соответствует указанным выше нормам Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491.
Далее, заявитель указывает, что проведение указанных (в оспариваемом постановлении) ремонтных работ является капитальным ремонтом, и для проведения которых предприятию необходимо дополнительное бюджетное финансирование.
Однако, из Перечня обязательных работ и услуг по содержанию и ремонту дома N 24 усматривается, что такие виды работ, как регулировка и наладка систем отопления, протечка кровли, замена разбитых стекол окон и дверей в помещениях общего пользования, ремонт и укрепление входных дверей, являются обязательными и для оказания указанных работ не требуется дополнительное финансирование из бюджета.
Кроме того, доказательств того, что выявленные нарушения возможно устранить только при капитальном ремонте, (акт уполномоченного органа) заявителем в суд не представлено.
Согласно ч. 2 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственники помещений в доме N 24 в пос. Спартак Раменского района Московской области вносят плату МУП "Ильинское ПТО КХ" за жилое помещение и коммунальные услуги, которые включают в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги.
Тем самым, собственники обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Исходя из вышеизложенного, суд пришел к выводу, что МУП "Ильинское ПТО КХ" обоснованно привлечено к административной ответственности, в материалах дела достаточно доказательств, свидетельствующих о наличии в действиях МУП "Ильинское ПТО КХ" состава правонарушения, предусмотренного ст. 7.22 КоАП РФ.
Арбитражным судом установлено, что постановление о привлечении к административной ответственности вынесено с соблюдением процессуальных требований, в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ. Законный представитель предприятия надлежащим образом извещался о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрении материалов дела об административном правонарушении.
Таким образом, процедура и сроки привлечения к административной ответственности соблюдены.
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что постановление по делу об административном правонарушении N 1-30-2512-13-2009 от 23.07.2009 является законным и обоснованным. Материальных и процессуальных оснований для его изменения либо отмены не имеется.
В соответствии с ч. 3 ст. 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ - в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
в удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней в Десятый арбитражный апелляционный суд.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 23.11.2009 ПО ДЕЛУ N А41-28914/09
Разделы:Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом; Выбор способа управления многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 23 ноября 2009 г. по делу N А41-28914/09
Резолютивная часть решения оглашена "16" ноября 2009 г.
Решение изготовлено в полном объеме "23" ноября 2009 г.
Арбитражный суд Московской области в составе:
председательствующего судьи М.В. Афанасьевой,
протокол судебного заседания вела судья М.В. Афанасьева,
рассмотрев в судебном заседании дело заявлению
муниципального унитарного предприятия "Ильинское производственно-техническое объединение коммунального хозяйства"
к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области"
о признании постановления по делу об административном правонарушении от 23.07.2009 N 1-30-2512-13-2009 незаконным и его отмене,
при участии в судебном заседании:
- от заявителя: Оноприенко П.А., доверенность от 10.11.2008 N 1301;
- от заинтересованного лица: Балясников А.В., доверенность от 21.01.2009 N 62-р-исх,
установил:
муниципальное унитарное предприятие "Ильинское производственно-техническое объединение коммунального хозяйства" (далее - МУП "Ильинское ПТО КХ", предприятие, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" (далее - ГУ МО "ГЖИ МО", Госжилинспекция, заинтересованное лицо) от 23.07.2009 N 1-30-2512-13-2009.
Представитель заявителя заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении и письменном мнении к заявлению (л.д. 3 - 6, 48 - 51).
Представитель заинтересованного лица в судебное заседание явился, заявленные требования не признал, по основаниям, изложенным в отзыве (л.д. 54 - 57).
Рассмотрев материалы дела по существу, арбитражный суд установил следующее.
В соответствии с распоряжением от 22.06.2009 N 1-30-2512-13-2009 ГУ МО "ГЖИ МО" вменялось в обязанность провести с 22.06.2009 по 20.07.2009 внеплановое мероприятие по государственному контролю (надзору) за соблюдением правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда МУП "Ильинское ПТО КХ", расположенного по адресу: Московская область, Раменский район, пос. Ильинский, ул. Ленинская, д. 38 (л.д. 60 - 61).
29.06.2009 ГУ МО "ГЖИ МО" было вынесено уведомление N 1-30-2512-13-2009 о проведении внеплановой проверки 01.07.2009 (л.д. 62). По результатам проведенного мероприятия 01.07.2009 составлен акт проверки N 1-30-2512-13-2009, в котором указаны выявленные нарушения по содержанию и ремонту жилого дома N 24 в пос. Спартак Раменского района Московской области, выразившиеся в непринятии мер по содержанию и ремонту жилого дома, а именно: в квартире N 22 канализационный стояк имеет вертикальную трещину; кровля не герметична; на фасаде здания многочисленные вертикальные трещины; во втором и третьем подъездах система отопления находится в нерабочем состоянии; подъезды не ремонтировались более пяти лет; в квартире N 17 не обеспечено тепло- и влагозащита наружной стены; отмостка имеет многочисленные разрушения; разрушено оконное остекление в первом и третьем подъездах; двери не имеют плотного притвора. Таким образом, были нарушен пункты 5.8.3, 4.6.1.1., 4.2.1.1., 3.2.5, 3.2.9, 4.1.7, 4.8.14, 4.8.12 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Постановлением Госстроя РФ N 170 от 27.09.2003.
01.07.2009 должностным лицом ГУ МО "ГЖИ МО" по факту правонарушения в отношении МУП "Ильинское ПТО КХ" составлен протокол об административном правонарушении N 1-30-2512-13-2009 (л.д. 69 - 75). В тот же день вынесено предписание N 1-30-2512-13-2009 об устранении нарушений (л.д. 76 - 78) и определение N 1-30-2512-13-2009 о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении (л.д. 79).
Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, первым заместителем начальника ГУ МО "ГЖИ МО" Кудряковым И.В. 23.07.2009 вынесено постановление N 1-30-2512-13-2009 о привлечении МУП "Ильинское ПТО КХ" к административной ответственности, предусмотренной ст. 7.22 КоАП РФ, и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 40000 рублей.
Не согласившись с решением административного органа о привлечении к административной ответственности, МУП "Ильинское ПТО КХ" обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании вышеуказанного постановления.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к выводу, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Государственная жилищная инспекция Московской области образована постановлением Правительства Московской области от 19.11.2003 N 674/43.
Согласно Положению о Государственной жилищной инспекции Московской области, утвержденному постановлением Правительства Московской области от 22.12.2003 N 729/47 Государственная жилищная инспекция Московской области является государственным органом Московской области, специально уполномоченным на осуществление государственного контроля за обеспечением прав и законных интересов граждан и государства при предоставлении населению жилищных и коммунальных услуг, использованием и сохранностью жилищного фонда и общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме независимо от его принадлежности.
Согласно ст. 23.55 КоАП РФ ГУ МО "ГЖИ МО" является государственным органом, правомочным рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 7.21 - 7.23 КоАП РФ.
Статьей 7.22 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещении, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переоборудование жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переоборудование существенно изменяет условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением.
Следовательно, для привлечения к административной ответственности в соответствии со статьей 7.22 КоАП РФ необходимо доказать, что лицо является ответственным за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, а также то обстоятельство, что этим лицом нарушены правила содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений, либо порядок и правила признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Согласно части 2 этой же статьи собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
В соответствии с пунктом 12 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом.
Собственник жилых помещений многоквартирного дома по адресу: Раменский район, пос. Спартак, д. 24, выбрали способ управления многоквартирным домом - управление управляющей организацией.
20.05.2008 собственниками помещений указанного многоквартирного дома (Собственники) с одной стороны, и МУП "Ильинское ПТО КХ" (Управляющая организация), с другой стороны, заключили договор управления многоквартирным домом.
Согласно пунктам 2.1 - 2.3 Договора от 20.05.2008 управляющая организация обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме по указанному адресу, предоставлять коммунальные услуги Собственнику (членам семьи Собственника и иным законным пользователям помещений), осуществлять иную, направленную на достижение целей управления многоквартирным домом, деятельность. Управляющая организация осуществляет действия по исполнению настоящего Договора в интересах Собственника и в пределах прав и обязанностей, установленных настоящим Договором. Собственник обязуется оплачивать услуги Управляющей организации в порядке, установленном действующим законодательством РФ и настоящим Договором.
Таким образом, именно заявитель должен нести ответственность за ненадлежащее содержание и эксплуатацию данного жилищного фонда.
Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда), установлены требования, предъявляемые к содержанию и ремонту жилых домов, а именно:
В соответствии с п. 5.8.3 Правил организации по обслуживанию жилищного фонда должны обеспечивать:
а) проведение профилактических работ (осмотры, наладка систем), планово-предупредительных ремонтов, устранение крупных дефектов в строительно-монтажных работах по монтажу систем водопровода и канализации (установка уплотнительных гильз при пересечении трубопроводами перекрытий и др.) в сроки, установленные планами работ организаций по обслуживанию жилищного фонда;
б) устранение сверхнормативных шумов и вибрации в помещениях от работы систем водопровода (гидравлические удары, большая скорость течения воды в трубах и при истечении из водоразборной арматуры и др.), регулирование (повышение или понижение) давления в водопроводе до нормативного в установленные сроки;
в) устранение утечек, протечек, закупорок, засоров, дефектов при осадочных деформациях частей здания или при некачественном монтаже санитарно-технических систем и их запорно-регулирующей арматуры, срывов гидравлических затворов, гидравлических ударов (при проникновении воздуха в трубопроводы), заусенцев в местах соединения труб, дефектов в гидравлических затворах санитарных приборов и негерметичности стыков соединений в системах канализации, обмерзания оголовков канализационных вытяжек и т.д. в установленные сроки;
г) предотвращение образования конденсата на поверхности трубопроводов водопровода и канализации;
д) обслуживание насосных установок систем водоснабжения и местных очистных установок систем канализации;
е) изучение слесарями-сантехниками систем водопровода и канализации в натуре и по технической (проектной) документации (поэтажных планов с указанием типов и марок установленного оборудования, приборов и арматуры; аксонометрической схемы водопроводной сети с указанием диаметров труб и ведомости-спецификации на установленное оборудование, водозаборную и водоразборную арматуру). При отсутствии проектной документации должна составляться исполнительная документация и схемы систем водоснабжения и канализации составляются вновь;
ж) контроль за соблюдением нанимателями, собственниками и арендаторами настоящих правил пользования системами водопровода и канализации;
з) инженерный контроль за своевременным исполнением заявок нанимателей на устранение неисправностей водопровода и канализации;
- Организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: исправное состояние конструкций чердачного помещения, кровли и системы водоотвода; защиту от увлажнения конструкций от протечек кровли или инженерного оборудования; воздухообмен и температурно-влажностный режим, препятствующие конденсатообразованию и переохлаждению чердачных перекрытий и покрытий; обеспечение проектной высоты вентиляционных устройств; чистоту чердачных помещений и освещенность; достаточность и соответствие нормативным требованиям теплоизоляции всех трубопроводов и стояков; усиление тепловой изоляции следует выполнять эффективными теплоизоляционными материалами; исправность в местах сопряжения водоприемных воронок с кровлей, отсутствие засорения и обледенения воронок, протекания стыков водосточного стояка и конденсационного увлажнения теплоизоляции стояка; выполнение технических осмотров и профилактических работ в установленные сроки (п. 4.6.1.1);
- Организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать: заданный температурно-влажностный режим внутри здания; исправное состояние стен для восприятия нагрузок (конструктивную прочность); устранение повреждений стен по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития; теплозащиту, влагозащиту наружных стен (п. 4.2.1.1);
- Лестничные клетки должны иметь температуру воздуха и воздухообмен согласно установленным требованиям (п. 3.2.5);
- Периодичность ремонта подъездов должна быть соблюдена один раз в пять или три года в зависимости от классификации зданий и физического износа (п. 3.2.9);
- Просадки, щели и трещины, образовавшиеся в отмостках и тротуарах, необходимо заделывать материалами, аналогичными покрытию: битумом, асфальтом, мастикой или мятой глиной с предварительной расчисткой поврежденных мест и подсыпкой песком (п. 4.1.7);
- Лестничные клетки: должно быть исправным остекление; наличие фурнитуры на окнах и дверях (ручки, скобянка), освещение лестничной клетки; помещение должно регулярно проветриваться, температура воздуха - не менее +16 град. C; должна быть обеспечена регулярная уборка: обметание окон, подоконников, отопительных приборов - не реже 1 раза в 5 дней; стены - не менее 2 раз в месяц; мытье - не реже 1 раза в месяц; рекомендуется перед наружными входными дверями устанавливать скребки и металлические решетки для очистки обуви от грязи и снега; входы из лестничных клеток на чердак или кровлю (при бесчердачных крышах) должны быть закрыты на замок (п. 4.8.14);
- Входные двери должны иметь плотные притворы, уплотняющие прокладки, самозакрывающие устройства (доводчики, пружины), ограничители хода дверей (остановы) (п. 4.8.12).
Судом установлено и подтверждается материалами дела нарушение заявителем вышеуказанных норм Правил по содержанию жилого дома, расположенного по адресу: Московская область, Раменский район, пос. Спартак, д. 24.
В пункте 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, указано, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений; постоянную готовность инженерных коммуникаций; поддержание архитектурного облика многоквартирного дома.
В силу ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное виновное, то есть совершенное умышленно или по неосторожности, действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации установлена административная ответственность.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность соблюдения норм и правил, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Факт несоблюдения предприятием Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда судом установлен. В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что у предприятия как у лица, ответственного за содержание и своевременное выполнение ремонтных работ в многоквартирных домах отсутствовали возможности своевременно исполнить возложенные на него обязанности.
Доводы заявителя относительно того, что МУП Ильинское ПТО КХ" не является ответственным лицом за содержание и ремонт жилищного фонда по адресу: Раменский район, пос. Спартак, д. 24, указанный жилой дом снят с баланса предприятия, признаются судом несостоятельными, так как в материалах дела имеется договор от 20.05.2008 на управление многоквартирным домом.
Кроме того, до заключения указанного договора, спорный дом также находился на обслуживании у заявителя.
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 N 251-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и ст. 18 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" ранее возникшие обязательства организаций, отвечающих за управление, содержание и ремонт многоквартирного дома, охраняются до момента возникновения обязательств, связанных с управлением многоквартирным домом в соответствии с положением раздела восьмого Жилищного кодекса Российской Федерации.
Представленная заявителем копия квитанции от 05.06.2009 (л.д. 89), свидетельствует о том, что МУП Ильинское ПТО КХ" является лицом ответственным за содержание и ремонт дома N 24, поскольку жильцы вышеуказанного дома перечисляют денежные средства за обслуживание жилого дома, отопление, воду, канализацию на счет МУП Ильинское ПТО КХ".
А, представленные в материалы дела акты о приемке выполненных работ, письмо от 16.07.2009 N 830, адресованное гражданину В.М. Фролову от генерального директора МУП Ильинское ПТО КХ" (л.д. 94 - 98, 108) указывают на то, что заявитель мог устранить выявленные нарушения и это входит в его обязанности.
В соответствии с пунктом 11 указанных выше Правил, содержание общего имущества включает в себя: осмотр общего имущества, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации; обеспечение установленных законодательством Российской Федерации температуры и влажности в помещениях общего пользования, текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества и т.д.
В результате проверки состояния жилого дома выявлено, что содержание общего имущества дома также не соответствует указанным выше нормам Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491.
Далее, заявитель указывает, что проведение указанных (в оспариваемом постановлении) ремонтных работ является капитальным ремонтом, и для проведения которых предприятию необходимо дополнительное бюджетное финансирование.
Однако, из Перечня обязательных работ и услуг по содержанию и ремонту дома N 24 усматривается, что такие виды работ, как регулировка и наладка систем отопления, протечка кровли, замена разбитых стекол окон и дверей в помещениях общего пользования, ремонт и укрепление входных дверей, являются обязательными и для оказания указанных работ не требуется дополнительное финансирование из бюджета.
Кроме того, доказательств того, что выявленные нарушения возможно устранить только при капитальном ремонте, (акт уполномоченного органа) заявителем в суд не представлено.
Согласно ч. 2 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственники помещений в доме N 24 в пос. Спартак Раменского района Московской области вносят плату МУП "Ильинское ПТО КХ" за жилое помещение и коммунальные услуги, которые включают в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги.
Тем самым, собственники обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Исходя из вышеизложенного, суд пришел к выводу, что МУП "Ильинское ПТО КХ" обоснованно привлечено к административной ответственности, в материалах дела достаточно доказательств, свидетельствующих о наличии в действиях МУП "Ильинское ПТО КХ" состава правонарушения, предусмотренного ст. 7.22 КоАП РФ.
Арбитражным судом установлено, что постановление о привлечении к административной ответственности вынесено с соблюдением процессуальных требований, в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ. Законный представитель предприятия надлежащим образом извещался о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрении материалов дела об административном правонарушении.
Таким образом, процедура и сроки привлечения к административной ответственности соблюдены.
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что постановление по делу об административном правонарушении N 1-30-2512-13-2009 от 23.07.2009 является законным и обоснованным. Материальных и процессуальных оснований для его изменения либо отмены не имеется.
В соответствии с ч. 3 ст. 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ - в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
в удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней в Десятый арбитражный апелляционный суд.
Судья
М.В.АФАНАСЬЕВА
М.В.АФАНАСЬЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)