Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 24 октября 2012 года. Полный текст постановления изготовлен 30 октября 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
в составе:
Председательствующего: Суминой Г.А.
Судей: Голикова В.М., Трофимовой О.Н.
при участии:
- от заявителя: Прокурора Сахалинской области - Моргунова Н.Н., прокурор по удостоверению <...>;
- от Правительства Сахалинской области - Король А.Н., представитель по доверенности от 27.01.2012 N 1-354; Кан Д.Ю., представитель по доверенности от 27.01.2012 N 1-353;
- от Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Сахалинской области - Кан Д.Ю., представитель по доверенности от 18.01.2012 N 146;
- от ОАО "Сахалинская Коммунальная Компания" - представитель не явился;
- рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Правительства Сахалинской области
на решение от 31.08.2012
по делу N А59-1571/2012
Арбитражного суда Сахалинской области
Дело рассматривали: решение принято судьями: С.О. Кучеренко, В.Н. Джавашвили, В.С. Орифова
По заявлению Прокурора Сахалинской области
к Правительству Сахалинской области
3-и лица: Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Сахалинской области, ОАО "Сахалинская Коммунальная Компания"
о признании не соответствующим в части нормативно-правового акта
Прокурор Сахалинской области (ОГРН Прокуратуры Сахалинской области 1026500531980, юридический адрес: 693000, г. Южно-Сахалинск, ул. Чехова, 28; далее - прокурор) обратился в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением о признании не соответствующим пункта 1 Постановления Правительства Сахалинской области (ОГРН 1026500524885, юридический адрес: 693011, г. Южно-Сахалинск, Проспект Коммунистический, 39) от 29.12.2011 N 584 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по отоплению потребителями, проживающими в многоквартирных домах или жилых домах муниципального образования городской округ "Город Южно-Сахалинск, при отсутствии приборов учета" части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пунктам 15, 45 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306.
Определениями суда от 24.05.2012, 20.06.2012 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Сахалинской области (юридический адрес: 693000, г. Южно-Сахалинск, ул. Карла Маркса, 16), открытое акционерное общество "Сахалинская Коммунальная Компания" (ОГРН 1056500632913, юридический адрес: 693001, г. Южно-Сахалинск, ул. Бумажная, 26).
Решением суда от 31.08.2012 заявление прокурора удовлетворено в полном объеме. Пункт 1 Постановления Правительства Сахалинской области от 29.12.2011 N 584 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по отоплению потребителями, проживающими в многоквартирных домах или жилых домах муниципального образования городской округ "Город Южно-Сахалинск, при отсутствии приборов учета" признан не соответствующим части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пунктам 15, 45 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306, пункту 14 Приложения к указанным Правилам, имеющим большую юридическую силу, и недействующим.
Не согласившись с принятым решением суда от 31.08.2012, Правительство Сахалинской области обратилось с кассационной жалобой, в которой просит принятый судебный акт отменить в связи с тем, что при принятии решения судом не полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела и неправильно применены нормы материального права.
В судебном заседании представители Правительства Сахалинской области и представитель Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Сахалинской области поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель прокурора в судебном заседании отклонила доводы заявителя жалобы, считает принятое судом решение законным и обоснованным.
ОАО "Сахалинская Коммунальная Компания" отзыв на кассационную жалобу не представило; извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, участие своего представителя в судебное заседание суда кассационной инстанции не обеспечило.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав представителей Правительства Сахалинской области, Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Сахалинской области и прокурора, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены принятого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 29.12.2011 Правительством Сахалинской области принято Постановление N 584 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по отоплению потребителями, проживающими в многоквартирных домах или жилых домах муниципального образования городской округ "Город Южно-Сахалинск", при отсутствии приборов учета", которое опубликовано в газете "Губернские ведомости" от 14.01.2012 N 4(3932) (далее - Постановление N 584).
Пунктом 1 Постановления N 584 утверждены нормативы потребления коммунальных услуг по отоплению потребителями, проживающими в многоквартирных домах или жилых домах муниципального образования городской округ "Город Южно-Сахалинск", при отсутствии приборов учета согласно приложению к настоящему постановлению.
Полагая, что указанный пункт 1 Постановления N 584 не соответствует нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, нарушает права и законные интересы соответствующих ресурсоснабжающих организаций, прокурор обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.
В соответствии с частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 194 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, а также полномочий органа или лица, принявшего оспариваемый нормативный правовой акт.
В соответствии с частью 1 статьи 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Частью 4 статьи 154 ЖК РФ предусмотрено, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации (часть 2 статьи 157 ЖК РФ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, которые определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию (далее - Правила).
Норматив потребления коммунальной услуги, в соответствии с пунктом 2 Правил (в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого в части постановления), - это месячный (среднемесячный) объем (количество, норма) потребления коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, сетевого газа, электрической и тепловой энергии) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета.
Пунктом 14 Правил определено, что для установления нормативов потребления коммунальных услуг необходимо их определить либо рассчитать по формулам согласно приложению.
При установлении нормативов потребления коммунальных услуг применяются следующие методы: метод аналогов; экспертный метод; расчетный метод (пункт 20 Правил N 306).
Как установлено судом и следует из материалов дела, при установлении по инициативе ресурсоснабжающей организации (ОАО "СКК") в пункте 1 Постановления N 584 нормативов потребления коммунальных услуг по отоплению потребителями, проживающими в многоквартирных домах или жилых домах муниципального образования городской округ "Город Южно-Сахалинск", при отсутствии приборов учета правительством был применен расчетный метод.
Расчетный метод, в соответствии с пунктом 23 Правил, применяется, если результаты измерений коллективными (общедомовыми) приборами учета в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства и климатическими условиями отсутствуют или их недостаточно для применения метода аналогов, а также если отсутствуют данные измерений для применения экспертного метода.
Согласно пункту 44 данных Правил, нормативы потребления коммунальных услуг с применением расчетного метода определяются по формулам, предусмотренным разделом II приложения к настоящим Правилам.
В силу пункта 45 Правил температура внутреннего воздуха отапливаемых жилых помещений определяется в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации. Средняя температура наружного воздуха в отопительный период определяется на основании сведений, предоставляемых органами гидрометеорологической службы за предыдущие 5 отопительных периодов как среднеарифметическое средних суточных температур наружного воздуха за отопительный период. При отсутствии такой информации средняя температура наружного воздуха в отопительный период определяется исходя из климатических параметров, применяемых при проектировании зданий и сооружений, систем отопления. Температура наружного воздуха в целях проектирования систем отопления для конкретного населенного пункта определяется исходя из климатических параметров средней температуры наиболее холодного периода в течение 5 дней подряд, применяемых при проектировании зданий и сооружений, систем отопления.
Из анализа вышеприведенных правовых положений следует, что параметры средней температуры воздуха в отопительный период и продолжительность отопительного периода взаимосвязаны, в связи с чем, используя при осуществлении расчета определенный параметр средней температуры воздуха, следует применять соответствующую ему продолжительность отопительного периода.
Согласно письму администрации города Южно-Сахалинска от 13.12.2011 N 030-10657 продолжительность отопительных периодов за последние 5 лет составила: 2006/2007 - 248 суток, 2007/2008 - 249 суток, 2008/2009 - 251 сутки, 2009/2010 - 250 суток, 2010/2011 - 251 сутки. Соответственно, средняя продолжительность отопительного периода составила 249,8 суток.
Из письма государственного учреждения "Сахалинское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" от 15.12.2011 N 6/711 видно, что средняя температура воздуха за последние 5 отопительных периодов с учетом вышеуказанной их продолжительности составила: 2006/2007 -2.9 Град, 2007/2008 -2.6 Град, 2008/2009 -1.1 Град, 2009/2010 -2.6 Град, 2010/2011 -1.6 Град. Соответственно, средняя температура наружного воздуха за последние 5 отопительных периодов составила -2.15 Град.
Из заключения министерства (органа, к полномочиям которого отнесены разработка нормативов коммунальных услуг и внесение их на утверждение в Правительство Сахалинской области) на определение нормативов потребления коммунальных услуг по отоплению потребителями, проживающими в многоквартирных домах или жилых домах муниципального образования городской округ "Город Южно-Сахалинск", при отсутствии приборов учета от 21.11.2011 видно, что при расчете норматива по отоплению применен СНиП 23-01-99 "Строительная климатология", в соответствии с требованиями которого продолжительность отопительного периода взята в расчете 230 дней, среднее значение температуры наружного воздуха в отопительный период -4.3 Град, тогда как ресурсоснабжающей организацией (ОАО "СКК") для утверждения нормативов потребления коммунальных услуг по отоплению представлен расчет норматива на отопительный период 248 дней со среднесуточной температурой наружного воздуха -3.43 Град.
При таких обстоятельствах дела арбитражным судом правомерно установлено, что при определении и расчете норматива по отоплению были применены исходные данные, отличные от фактически имеющих место быть, поскольку представленные государственным учреждением "Сахалинское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" сведения содержат данные о средней температуре воздуха за пять отопительных периодов с указанием их длительности, в связи с чем при расчете нормативов подлежали применению именно сведения, предоставляемые органами гидрометеорологической службы, как это установлено пунктом 45 Правил.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд пришел к обоснованному выводу о том, что применение неверных исходных данных при расчете норматива на отопление влечет установление неверных нормативов потребления коммунальных услуг по отоплению потребителями, проживающими в многоквартирных домах или жилых домах муниципального образования городской округ "Город Южно-Сахалинск", при отсутствии приборов учета и противоречит приведенным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Таким образом, оспариваемый пункт 1 Постановления Правительства Сахалинской области от 29.12.2011 N 584 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по отоплению потребителями, проживающими в многоквартирных домах или жилых домах муниципального образования городской округ "Город Южно-Сахалинск, при отсутствии приборов учета" законно признан судом недействующим и несоответствующим части 1 статьи 157 ЖК РФ, пунктам 15, 45 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306, пункту 14 Приложения к указанным Правилам, имеющим большую юридическую силу.
Так как все обстоятельства дела установлены судом в полном объеме, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих безусловную отмену принятого по делу судебного акта, не установлено, отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы по доводам, указанным в ней.
Руководствуясь статьями 283, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
решение Арбитражного суда Сахалинской области от 31.08.2012 по делу N А59-1571/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Отменить приостановление исполнения судебного акта, принятое определением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 28.09.2012 N 001813.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА ОТ 30.10.2012 N Ф03-4905/2012 ПО ДЕЛУ N А59-1571/2012
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 октября 2012 г. N Ф03-4905/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 24 октября 2012 года. Полный текст постановления изготовлен 30 октября 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
в составе:
Председательствующего: Суминой Г.А.
Судей: Голикова В.М., Трофимовой О.Н.
при участии:
- от заявителя: Прокурора Сахалинской области - Моргунова Н.Н., прокурор по удостоверению <...>;
- от Правительства Сахалинской области - Король А.Н., представитель по доверенности от 27.01.2012 N 1-354; Кан Д.Ю., представитель по доверенности от 27.01.2012 N 1-353;
- от Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Сахалинской области - Кан Д.Ю., представитель по доверенности от 18.01.2012 N 146;
- от ОАО "Сахалинская Коммунальная Компания" - представитель не явился;
- рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Правительства Сахалинской области
на решение от 31.08.2012
по делу N А59-1571/2012
Арбитражного суда Сахалинской области
Дело рассматривали: решение принято судьями: С.О. Кучеренко, В.Н. Джавашвили, В.С. Орифова
По заявлению Прокурора Сахалинской области
к Правительству Сахалинской области
3-и лица: Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Сахалинской области, ОАО "Сахалинская Коммунальная Компания"
о признании не соответствующим в части нормативно-правового акта
Прокурор Сахалинской области (ОГРН Прокуратуры Сахалинской области 1026500531980, юридический адрес: 693000, г. Южно-Сахалинск, ул. Чехова, 28; далее - прокурор) обратился в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением о признании не соответствующим пункта 1 Постановления Правительства Сахалинской области (ОГРН 1026500524885, юридический адрес: 693011, г. Южно-Сахалинск, Проспект Коммунистический, 39) от 29.12.2011 N 584 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по отоплению потребителями, проживающими в многоквартирных домах или жилых домах муниципального образования городской округ "Город Южно-Сахалинск, при отсутствии приборов учета" части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пунктам 15, 45 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306.
Определениями суда от 24.05.2012, 20.06.2012 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Сахалинской области (юридический адрес: 693000, г. Южно-Сахалинск, ул. Карла Маркса, 16), открытое акционерное общество "Сахалинская Коммунальная Компания" (ОГРН 1056500632913, юридический адрес: 693001, г. Южно-Сахалинск, ул. Бумажная, 26).
Решением суда от 31.08.2012 заявление прокурора удовлетворено в полном объеме. Пункт 1 Постановления Правительства Сахалинской области от 29.12.2011 N 584 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по отоплению потребителями, проживающими в многоквартирных домах или жилых домах муниципального образования городской округ "Город Южно-Сахалинск, при отсутствии приборов учета" признан не соответствующим части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пунктам 15, 45 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306, пункту 14 Приложения к указанным Правилам, имеющим большую юридическую силу, и недействующим.
Не согласившись с принятым решением суда от 31.08.2012, Правительство Сахалинской области обратилось с кассационной жалобой, в которой просит принятый судебный акт отменить в связи с тем, что при принятии решения судом не полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела и неправильно применены нормы материального права.
В судебном заседании представители Правительства Сахалинской области и представитель Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Сахалинской области поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель прокурора в судебном заседании отклонила доводы заявителя жалобы, считает принятое судом решение законным и обоснованным.
ОАО "Сахалинская Коммунальная Компания" отзыв на кассационную жалобу не представило; извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, участие своего представителя в судебное заседание суда кассационной инстанции не обеспечило.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав представителей Правительства Сахалинской области, Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Сахалинской области и прокурора, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены принятого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 29.12.2011 Правительством Сахалинской области принято Постановление N 584 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по отоплению потребителями, проживающими в многоквартирных домах или жилых домах муниципального образования городской округ "Город Южно-Сахалинск", при отсутствии приборов учета", которое опубликовано в газете "Губернские ведомости" от 14.01.2012 N 4(3932) (далее - Постановление N 584).
Пунктом 1 Постановления N 584 утверждены нормативы потребления коммунальных услуг по отоплению потребителями, проживающими в многоквартирных домах или жилых домах муниципального образования городской округ "Город Южно-Сахалинск", при отсутствии приборов учета согласно приложению к настоящему постановлению.
Полагая, что указанный пункт 1 Постановления N 584 не соответствует нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, нарушает права и законные интересы соответствующих ресурсоснабжающих организаций, прокурор обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.
В соответствии с частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 194 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, а также полномочий органа или лица, принявшего оспариваемый нормативный правовой акт.
В соответствии с частью 1 статьи 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Частью 4 статьи 154 ЖК РФ предусмотрено, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации (часть 2 статьи 157 ЖК РФ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, которые определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию (далее - Правила).
Норматив потребления коммунальной услуги, в соответствии с пунктом 2 Правил (в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого в части постановления), - это месячный (среднемесячный) объем (количество, норма) потребления коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, сетевого газа, электрической и тепловой энергии) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета.
Пунктом 14 Правил определено, что для установления нормативов потребления коммунальных услуг необходимо их определить либо рассчитать по формулам согласно приложению.
При установлении нормативов потребления коммунальных услуг применяются следующие методы: метод аналогов; экспертный метод; расчетный метод (пункт 20 Правил N 306).
Как установлено судом и следует из материалов дела, при установлении по инициативе ресурсоснабжающей организации (ОАО "СКК") в пункте 1 Постановления N 584 нормативов потребления коммунальных услуг по отоплению потребителями, проживающими в многоквартирных домах или жилых домах муниципального образования городской округ "Город Южно-Сахалинск", при отсутствии приборов учета правительством был применен расчетный метод.
Расчетный метод, в соответствии с пунктом 23 Правил, применяется, если результаты измерений коллективными (общедомовыми) приборами учета в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства и климатическими условиями отсутствуют или их недостаточно для применения метода аналогов, а также если отсутствуют данные измерений для применения экспертного метода.
Согласно пункту 44 данных Правил, нормативы потребления коммунальных услуг с применением расчетного метода определяются по формулам, предусмотренным разделом II приложения к настоящим Правилам.
В силу пункта 45 Правил температура внутреннего воздуха отапливаемых жилых помещений определяется в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации. Средняя температура наружного воздуха в отопительный период определяется на основании сведений, предоставляемых органами гидрометеорологической службы за предыдущие 5 отопительных периодов как среднеарифметическое средних суточных температур наружного воздуха за отопительный период. При отсутствии такой информации средняя температура наружного воздуха в отопительный период определяется исходя из климатических параметров, применяемых при проектировании зданий и сооружений, систем отопления. Температура наружного воздуха в целях проектирования систем отопления для конкретного населенного пункта определяется исходя из климатических параметров средней температуры наиболее холодного периода в течение 5 дней подряд, применяемых при проектировании зданий и сооружений, систем отопления.
Из анализа вышеприведенных правовых положений следует, что параметры средней температуры воздуха в отопительный период и продолжительность отопительного периода взаимосвязаны, в связи с чем, используя при осуществлении расчета определенный параметр средней температуры воздуха, следует применять соответствующую ему продолжительность отопительного периода.
Согласно письму администрации города Южно-Сахалинска от 13.12.2011 N 030-10657 продолжительность отопительных периодов за последние 5 лет составила: 2006/2007 - 248 суток, 2007/2008 - 249 суток, 2008/2009 - 251 сутки, 2009/2010 - 250 суток, 2010/2011 - 251 сутки. Соответственно, средняя продолжительность отопительного периода составила 249,8 суток.
Из письма государственного учреждения "Сахалинское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" от 15.12.2011 N 6/711 видно, что средняя температура воздуха за последние 5 отопительных периодов с учетом вышеуказанной их продолжительности составила: 2006/2007 -2.9 Град, 2007/2008 -2.6 Град, 2008/2009 -1.1 Град, 2009/2010 -2.6 Град, 2010/2011 -1.6 Град. Соответственно, средняя температура наружного воздуха за последние 5 отопительных периодов составила -2.15 Град.
Из заключения министерства (органа, к полномочиям которого отнесены разработка нормативов коммунальных услуг и внесение их на утверждение в Правительство Сахалинской области) на определение нормативов потребления коммунальных услуг по отоплению потребителями, проживающими в многоквартирных домах или жилых домах муниципального образования городской округ "Город Южно-Сахалинск", при отсутствии приборов учета от 21.11.2011 видно, что при расчете норматива по отоплению применен СНиП 23-01-99 "Строительная климатология", в соответствии с требованиями которого продолжительность отопительного периода взята в расчете 230 дней, среднее значение температуры наружного воздуха в отопительный период -4.3 Град, тогда как ресурсоснабжающей организацией (ОАО "СКК") для утверждения нормативов потребления коммунальных услуг по отоплению представлен расчет норматива на отопительный период 248 дней со среднесуточной температурой наружного воздуха -3.43 Град.
При таких обстоятельствах дела арбитражным судом правомерно установлено, что при определении и расчете норматива по отоплению были применены исходные данные, отличные от фактически имеющих место быть, поскольку представленные государственным учреждением "Сахалинское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" сведения содержат данные о средней температуре воздуха за пять отопительных периодов с указанием их длительности, в связи с чем при расчете нормативов подлежали применению именно сведения, предоставляемые органами гидрометеорологической службы, как это установлено пунктом 45 Правил.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд пришел к обоснованному выводу о том, что применение неверных исходных данных при расчете норматива на отопление влечет установление неверных нормативов потребления коммунальных услуг по отоплению потребителями, проживающими в многоквартирных домах или жилых домах муниципального образования городской округ "Город Южно-Сахалинск", при отсутствии приборов учета и противоречит приведенным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Таким образом, оспариваемый пункт 1 Постановления Правительства Сахалинской области от 29.12.2011 N 584 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по отоплению потребителями, проживающими в многоквартирных домах или жилых домах муниципального образования городской округ "Город Южно-Сахалинск, при отсутствии приборов учета" законно признан судом недействующим и несоответствующим части 1 статьи 157 ЖК РФ, пунктам 15, 45 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306, пункту 14 Приложения к указанным Правилам, имеющим большую юридическую силу.
Так как все обстоятельства дела установлены судом в полном объеме, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих безусловную отмену принятого по делу судебного акта, не установлено, отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы по доводам, указанным в ней.
Руководствуясь статьями 283, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Сахалинской области от 31.08.2012 по делу N А59-1571/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Отменить приостановление исполнения судебного акта, принятое определением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 28.09.2012 N 001813.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья:
Г.А.СУМИНА
Судьи:
В.М.ГОЛИКОВ
О.Н.ТРОФИМОВА
Г.А.СУМИНА
Судьи:
В.М.ГОЛИКОВ
О.Н.ТРОФИМОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)