Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть решения объявлена 23 августа 2012 года
Полный текст решения изготовлен 29 августа 2012 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Л.Ф. Савиной при ведении протокола судебного заседания помощником судьи О.В. Лесковец рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Муниципального унитарного предприятия "Городская управляющая компания" (ИНН 6601009471, ОГРН 1056600003800)
к Территориальному отделу Территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в городе Алапаевск и Алапаевском районе (ИНН 6670083677, ОГРН 1056603541565)
об оспаривании постановления административного органа о назначении административного наказания
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явился, извещен,
от заинтересованного лица: Комаров А.Я., представитель по доверенности N 01-01-05-28/51 от 20.01.2012 г.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
На основании ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в отсутствие заявителя.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов составу суда не заявлено, заявлений и ходатайств не поступило.
МУП "Городская управляющая компания" обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к ТО Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в городе Алапаевске и Алапаевском районе о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания N 15 от 29.05.2012 г.
Заинтересованное лицо с требованиями не согласилось, считает обжалуемый акт законным и обоснованным, принятым в рамках предоставленной управлению компетенции.
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд
установил:
ТО Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в городе Алапаевске и Алапаевском районе на основании обращения гражданки Щербаковой О.Н. (вх. N 734 от 09.04.2012 г.), проживающей по адресу <...>, по поводу нарушения прав потребителей путем введения в заблуждение потребителя, обсчете при начислении платы за оказанные коммунальные услуги МУП "Городская управляющая компания", в отношении предприятия проведена проверка.
В ходе проверки контролирующим органом установлено, что гр. Щербаковой О.Н. производились начисления коммунальных услуг, не предусмотренных законодательством: "домофон", "водоотведение и холодное водоснабжение по общедомовому прибору учета" в квитанциях не указывается объем коммунальных услуг, приходящихся на данную квартиру.
По результатам проверки проверяющими сделан вывод о том, что в действиях МУП "Городская управляющая компания" имеется состав правонарушения, предусмотренного ст. 14.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), - обман потребителей в виде обсчета, выразившегося в умышленном начислении оплаты за предоставленные услуги в виде занижения в одном месяце и завышения оплаты в другом месяце и ином обмане, выразившегося в выставлении оплаты за обслуживание домофона в квитанциях по оплате коммунальных и жилищных услуг отдельной строкой, а не в составе услуги по содержанию общедомового имущества.
По факту нарушения административном органом в отношении предприятия составлен протокол об административном правонарушении от 15.05.2012 г. и вынесено постановление о назначении административного наказания N 15 от 29.05.2012 г., которым общество привлечено к административной ответственности по ст. 14.7 КоАП РФ в виде штрафа в размере 10000 руб. 00 коп.
Не согласившись с данным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
При рассмотрении данного спора, суд исходит из следующего.
Согласно ст. 14.7 КоАП РФ обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара (работы, услуги) или иной обман потребителей, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 14.33 настоящего Кодекса, в организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги населению, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей в сфере торговли (услуг), а также гражданами, работающими у индивидуальных предпринимателей, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Многоквартирный дом N 102 по ул. Фрунзе обслуживает управляющая компания МУП "Городская управляющая компания" на основании договора управления б/н от 15.11.2006 г. В соответствии с п. 2 данного договора управляющая компания обеспечивает оказание услуг по холодному и горячему водоснабжению, отоплению, водоотведению, вывозу и размещению твердых бытовых отходов и содержание общего имущества многоквартирного дома - комплекс работ и услуг по контролю за его состоянием, поддержанию в исправном состоянии, работоспособности, наладке и регулированию инженерных систем.
Содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя:
- - уборку общего имущества многоквартирного дома, в том числе подвалов, чердаков, маршей, крыши, лифтов;
- - содержание придомовой территории (уборка, озеленение, благоустройство земельного участка);
- - техническое обслуживание коммуникаций и оборудования, относящихся к имуществу многоквартирного дома;
- - содержание конструктивных элементов многоквартирного дома;
- - обслуживание устройств, в том числе лифтов и общедомовых приборов учета, а также технических помещений многоквартирного дома.
На основании агентского договора от 27.10.2009 г. ООО "Информационно-расчетный центр" (агент) по поручению МУП "Городская управляющая компания" (принципала) производит начисления, распечатку и доставку потребителям платежных документов на оплату коммунальных услуг.
В многоквартирном доме N 102 ул. Фрунзе установлены общедомовые приборы учета - электросчетчик и счетчики холодной и горячей воды. Счетчик по водоотведению отсутствует.
Согласно ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307).
В соответствии с требованиями п. 14, 15 Правил N 307 расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу. Размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации. При наличии в помещениях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета.
В соответствии с требованием пп. "б" п. 19 Правил N 307 для сточных вод (водоотведение) рассчитывается как суммарный объем потребленной холодной и горячей воды.
Проверкой установлено, что в платежных документах на имя Щербаковой О.Н. на оплату коммунальных услуг данная услуга указана как водоотведение по ПУ в объеме, не соответствующим расходу ГВС и ХВС потребителем. При этом в квитанциях на оплату коммунальных услуг в графах "начальные показания" и "конечные показания" - показания приборов учета отсутствуют.
В отдельные расчетные периоды в квитанциях на оплату услуг стоимость услуги по горячему и холодному водоснабжению к оплате не предъявлялись либо предъявлялись сразу за два расчетных периода.
При предъявлении перерасчета за коммунальные услуги в квитанциях на имя Щербаковой не указывалась информация о периоде перерасчета, виде коммунальной услуги, ее объеме.
Такие нарушения установлены в квитанциях за расчетные месяцы ноябрь - декабрь 2011 года, январь - март 2012 года.
На основании вышеизложенных обстоятельств, административным органом сделан вывод о том, что искажение данных в платежных документах в каждом месяце приводят к умышленному обману потребителя в виде обсчета, выразившегося в занижении оплаты коммунальных услуг в одном периоде (месяце) и в завышении оплаты коммунальных услуг в другом периоде (месяце).
Указание в квитанциях на водоотведение по прибору учета при отсутствии такового прибора приводит к иному обману потребителя. К иному обману потребителей отнесено и предъявление потребителю Щербаковой О.Н. оплаты за сервисное обслуживание домофона в сумме 375 руб. 00 коп. за 15 месяцев за периоды с 01.01.2011 г. по 30.12.2011 г. и с 01.01.2012 г. по 30.03.2012 г.
Административным органом сделан вывод о том, что выставление оплаты за обслуживание домофона в квитанциях по оплате коммунальных и жилищных услуг отдельной строкой, а не в составе содержания общедомового имущества, не предусмотрено действующим законодательством и является умышленным обманом потребителя в виде иного обмана.
Отношения в области защиты прав потребителей регулируются Законом Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон от 07.02.1992 N 2300-1), Гражданским кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно статье 10 Закона от 07.02.1992 N 2300-1 административное наказание может быть назначено лицу, виновному в умышленном предоставлении потребителю недостоверной или неполной информации о потребительских свойствах и качестве товара (работы, услуги) с целью ввести его в заблуждение.
Частями 1 и 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке (далее - общее имущество в многоквартирном доме). Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.
Во исполнение требований части 3 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно пункту 2 Правил от 13.08.2006 N 491 в состав общего имущества включаются, в том числе механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры).
Пунктом 7 Правил от 13.08.2006 N 491 также предусмотрено, что в состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях.
Согласно п. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация обязана оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимися помещениями в этом доме лицам.
В соответствии с частью 1 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации при выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания.
По смыслу части 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации существенными условиями договора управления многоквартирным домом являются состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление и адрес такого дома; перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация.
Согласно п. 1, п. 2 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, и для собственника жилого помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за пользование жилым помещением (плата за наем для нанимателя); 2) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту (а для собственника и по капитальному ремонту) общего имущества в многоквартирном доме; 3) плату за коммунальные услуги.
В этой части в обоснование своих требований заявитель ссылается на то, что в стоимость услуг по содержанию общедомового имущества не входит обслуживание домофона.
На сервисное обслуживание домофона заявителем заключен договор от 01.02.2009 г. с ООО "Институт цифровых технологий". Предметом данного договора является обслуживание и текущий ремонт домофона марки VIZIT, в том числе установленного по адресу г. Алапаевск, ул. Фрунзе, д. 102, кв. 21 - 35.
Стоимость услуг определена в размере 20 руб. 00 коп. в месяц с одной квартиры (п. 3.1 договора).
Представитель заявителя пояснил, что такой договор заключен на основании решения годового общего собрания собственников помещений жилого дома по адресу г. Алапаевск, ул. Фрунзе, д. 102, оформленного протоколом от 18.02.2008 г.
Однако данный протокол нельзя признать надлежаще оформленным и являющимся основанием для заключения договоров на оказание услуг, в том числе и на обслуживание общедомового имущества.
Порядок проведения общего собрания собственников помещений и оформления решения общего собрания установлен ст. 45, 46 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Однако содержание протокола от 18.02.2008 г. не соответствует установленным требованиям и не содержит всей необходимой информации. Так, протокол не содержит поименный список участников либо перечень помещений, собственники которых присутствовали на собрании, исходя из чего не представляется возможным установить наличие кворума, в повестке дня отсутствует пункт по решению вопроса об обслуживании домофона, собственники помещений не ознакомлены с информацией и материалами относительно предполагаемого заключения договора.
Доводы заявителя о том, что протокол от 18.02.2008 г. оформлен согласно сложившейся в г. Алапаевске практики работы управляющих компаний, не могут быть приняты судом как не соответствующие нормам Жилищного кодекса Российской Федерации.
Суд полагает, что у заявителя имелась возможность в установленном порядке внести соответствующие изменения в договор от 15.11.2006 г. как в перечень общедомового имущества, так и в части стоимости услуг по его обслуживанию.
При данных обстоятельствах суд приходит к выводу, что событие административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.7 КоАП РФ, в действиях заявителя является доказанным.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина в действиях заявителя административным органом доказана, исследована в ходе производства по делу об административном правонарушении. Общество при возможности исполнения требований действующего законодательства не предприняло все зависящие от него меры по его соблюдению, производило расчет платы за коммунальную услугу ХВС общедомовое потребление, водоотведение общедомовое потребление за текущий период с включением начислений за 2010 год, что не соответствует Правилам N 307, и повлекло обман, введение в заблуждение потребителя относительно предоставленной коммунальной услуги (несоответствие платы количеству (объему) предоставленной услуги).
Доказательств принятия всех возможных меры по соблюдению действующего законодательства заявителем не представлено.
Таким образом, в действиях заявителя имеется состав вменяемого административного правонарушения.
Процессуальных нарушений закона административным органом не допущено.
Заявитель привлечен к административной ответственности в пределах срока, установленного ст. 4.5 КоАП РФ.
Согласно ч. 3 ст. 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
На основании изложенного, оспариваемое постановление о привлечении общества к административной ответственности является законным и обоснованным, требование заявителя удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 167 - 170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. В удовлетворении заявленных Муниципальным унитарным предприятием "Городская управляющая компания" (ИНН 6601009471, ОГРН 1056600003800) требований отказать.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
3. Решение по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей - пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения (изготовления в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Судья
Л.Ф.САВИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 29.08.2012 ПО ДЕЛУ N А60-26216/2012
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 29 августа 2012 г. по делу N А60-26216/2012
Резолютивная часть решения объявлена 23 августа 2012 года
Полный текст решения изготовлен 29 августа 2012 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Л.Ф. Савиной при ведении протокола судебного заседания помощником судьи О.В. Лесковец рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Муниципального унитарного предприятия "Городская управляющая компания" (ИНН 6601009471, ОГРН 1056600003800)
к Территориальному отделу Территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в городе Алапаевск и Алапаевском районе (ИНН 6670083677, ОГРН 1056603541565)
об оспаривании постановления административного органа о назначении административного наказания
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явился, извещен,
от заинтересованного лица: Комаров А.Я., представитель по доверенности N 01-01-05-28/51 от 20.01.2012 г.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
На основании ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в отсутствие заявителя.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов составу суда не заявлено, заявлений и ходатайств не поступило.
МУП "Городская управляющая компания" обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к ТО Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в городе Алапаевске и Алапаевском районе о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания N 15 от 29.05.2012 г.
Заинтересованное лицо с требованиями не согласилось, считает обжалуемый акт законным и обоснованным, принятым в рамках предоставленной управлению компетенции.
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд
установил:
ТО Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в городе Алапаевске и Алапаевском районе на основании обращения гражданки Щербаковой О.Н. (вх. N 734 от 09.04.2012 г.), проживающей по адресу <...>, по поводу нарушения прав потребителей путем введения в заблуждение потребителя, обсчете при начислении платы за оказанные коммунальные услуги МУП "Городская управляющая компания", в отношении предприятия проведена проверка.
В ходе проверки контролирующим органом установлено, что гр. Щербаковой О.Н. производились начисления коммунальных услуг, не предусмотренных законодательством: "домофон", "водоотведение и холодное водоснабжение по общедомовому прибору учета" в квитанциях не указывается объем коммунальных услуг, приходящихся на данную квартиру.
По результатам проверки проверяющими сделан вывод о том, что в действиях МУП "Городская управляющая компания" имеется состав правонарушения, предусмотренного ст. 14.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), - обман потребителей в виде обсчета, выразившегося в умышленном начислении оплаты за предоставленные услуги в виде занижения в одном месяце и завышения оплаты в другом месяце и ином обмане, выразившегося в выставлении оплаты за обслуживание домофона в квитанциях по оплате коммунальных и жилищных услуг отдельной строкой, а не в составе услуги по содержанию общедомового имущества.
По факту нарушения административном органом в отношении предприятия составлен протокол об административном правонарушении от 15.05.2012 г. и вынесено постановление о назначении административного наказания N 15 от 29.05.2012 г., которым общество привлечено к административной ответственности по ст. 14.7 КоАП РФ в виде штрафа в размере 10000 руб. 00 коп.
Не согласившись с данным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
При рассмотрении данного спора, суд исходит из следующего.
Согласно ст. 14.7 КоАП РФ обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара (работы, услуги) или иной обман потребителей, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 14.33 настоящего Кодекса, в организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги населению, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей в сфере торговли (услуг), а также гражданами, работающими у индивидуальных предпринимателей, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Многоквартирный дом N 102 по ул. Фрунзе обслуживает управляющая компания МУП "Городская управляющая компания" на основании договора управления б/н от 15.11.2006 г. В соответствии с п. 2 данного договора управляющая компания обеспечивает оказание услуг по холодному и горячему водоснабжению, отоплению, водоотведению, вывозу и размещению твердых бытовых отходов и содержание общего имущества многоквартирного дома - комплекс работ и услуг по контролю за его состоянием, поддержанию в исправном состоянии, работоспособности, наладке и регулированию инженерных систем.
Содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя:
- - уборку общего имущества многоквартирного дома, в том числе подвалов, чердаков, маршей, крыши, лифтов;
- - содержание придомовой территории (уборка, озеленение, благоустройство земельного участка);
- - техническое обслуживание коммуникаций и оборудования, относящихся к имуществу многоквартирного дома;
- - содержание конструктивных элементов многоквартирного дома;
- - обслуживание устройств, в том числе лифтов и общедомовых приборов учета, а также технических помещений многоквартирного дома.
На основании агентского договора от 27.10.2009 г. ООО "Информационно-расчетный центр" (агент) по поручению МУП "Городская управляющая компания" (принципала) производит начисления, распечатку и доставку потребителям платежных документов на оплату коммунальных услуг.
В многоквартирном доме N 102 ул. Фрунзе установлены общедомовые приборы учета - электросчетчик и счетчики холодной и горячей воды. Счетчик по водоотведению отсутствует.
Согласно ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307).
В соответствии с требованиями п. 14, 15 Правил N 307 расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу. Размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации. При наличии в помещениях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета.
В соответствии с требованием пп. "б" п. 19 Правил N 307 для сточных вод (водоотведение) рассчитывается как суммарный объем потребленной холодной и горячей воды.
Проверкой установлено, что в платежных документах на имя Щербаковой О.Н. на оплату коммунальных услуг данная услуга указана как водоотведение по ПУ в объеме, не соответствующим расходу ГВС и ХВС потребителем. При этом в квитанциях на оплату коммунальных услуг в графах "начальные показания" и "конечные показания" - показания приборов учета отсутствуют.
В отдельные расчетные периоды в квитанциях на оплату услуг стоимость услуги по горячему и холодному водоснабжению к оплате не предъявлялись либо предъявлялись сразу за два расчетных периода.
При предъявлении перерасчета за коммунальные услуги в квитанциях на имя Щербаковой не указывалась информация о периоде перерасчета, виде коммунальной услуги, ее объеме.
Такие нарушения установлены в квитанциях за расчетные месяцы ноябрь - декабрь 2011 года, январь - март 2012 года.
На основании вышеизложенных обстоятельств, административным органом сделан вывод о том, что искажение данных в платежных документах в каждом месяце приводят к умышленному обману потребителя в виде обсчета, выразившегося в занижении оплаты коммунальных услуг в одном периоде (месяце) и в завышении оплаты коммунальных услуг в другом периоде (месяце).
Указание в квитанциях на водоотведение по прибору учета при отсутствии такового прибора приводит к иному обману потребителя. К иному обману потребителей отнесено и предъявление потребителю Щербаковой О.Н. оплаты за сервисное обслуживание домофона в сумме 375 руб. 00 коп. за 15 месяцев за периоды с 01.01.2011 г. по 30.12.2011 г. и с 01.01.2012 г. по 30.03.2012 г.
Административным органом сделан вывод о том, что выставление оплаты за обслуживание домофона в квитанциях по оплате коммунальных и жилищных услуг отдельной строкой, а не в составе содержания общедомового имущества, не предусмотрено действующим законодательством и является умышленным обманом потребителя в виде иного обмана.
Отношения в области защиты прав потребителей регулируются Законом Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон от 07.02.1992 N 2300-1), Гражданским кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно статье 10 Закона от 07.02.1992 N 2300-1 административное наказание может быть назначено лицу, виновному в умышленном предоставлении потребителю недостоверной или неполной информации о потребительских свойствах и качестве товара (работы, услуги) с целью ввести его в заблуждение.
Частями 1 и 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке (далее - общее имущество в многоквартирном доме). Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.
Во исполнение требований части 3 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно пункту 2 Правил от 13.08.2006 N 491 в состав общего имущества включаются, в том числе механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры).
Пунктом 7 Правил от 13.08.2006 N 491 также предусмотрено, что в состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях.
Согласно п. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация обязана оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимися помещениями в этом доме лицам.
В соответствии с частью 1 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации при выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания.
По смыслу части 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации существенными условиями договора управления многоквартирным домом являются состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление и адрес такого дома; перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация.
Согласно п. 1, п. 2 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, и для собственника жилого помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за пользование жилым помещением (плата за наем для нанимателя); 2) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту (а для собственника и по капитальному ремонту) общего имущества в многоквартирном доме; 3) плату за коммунальные услуги.
В этой части в обоснование своих требований заявитель ссылается на то, что в стоимость услуг по содержанию общедомового имущества не входит обслуживание домофона.
На сервисное обслуживание домофона заявителем заключен договор от 01.02.2009 г. с ООО "Институт цифровых технологий". Предметом данного договора является обслуживание и текущий ремонт домофона марки VIZIT, в том числе установленного по адресу г. Алапаевск, ул. Фрунзе, д. 102, кв. 21 - 35.
Стоимость услуг определена в размере 20 руб. 00 коп. в месяц с одной квартиры (п. 3.1 договора).
Представитель заявителя пояснил, что такой договор заключен на основании решения годового общего собрания собственников помещений жилого дома по адресу г. Алапаевск, ул. Фрунзе, д. 102, оформленного протоколом от 18.02.2008 г.
Однако данный протокол нельзя признать надлежаще оформленным и являющимся основанием для заключения договоров на оказание услуг, в том числе и на обслуживание общедомового имущества.
Порядок проведения общего собрания собственников помещений и оформления решения общего собрания установлен ст. 45, 46 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Однако содержание протокола от 18.02.2008 г. не соответствует установленным требованиям и не содержит всей необходимой информации. Так, протокол не содержит поименный список участников либо перечень помещений, собственники которых присутствовали на собрании, исходя из чего не представляется возможным установить наличие кворума, в повестке дня отсутствует пункт по решению вопроса об обслуживании домофона, собственники помещений не ознакомлены с информацией и материалами относительно предполагаемого заключения договора.
Доводы заявителя о том, что протокол от 18.02.2008 г. оформлен согласно сложившейся в г. Алапаевске практики работы управляющих компаний, не могут быть приняты судом как не соответствующие нормам Жилищного кодекса Российской Федерации.
Суд полагает, что у заявителя имелась возможность в установленном порядке внести соответствующие изменения в договор от 15.11.2006 г. как в перечень общедомового имущества, так и в части стоимости услуг по его обслуживанию.
При данных обстоятельствах суд приходит к выводу, что событие административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.7 КоАП РФ, в действиях заявителя является доказанным.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина в действиях заявителя административным органом доказана, исследована в ходе производства по делу об административном правонарушении. Общество при возможности исполнения требований действующего законодательства не предприняло все зависящие от него меры по его соблюдению, производило расчет платы за коммунальную услугу ХВС общедомовое потребление, водоотведение общедомовое потребление за текущий период с включением начислений за 2010 год, что не соответствует Правилам N 307, и повлекло обман, введение в заблуждение потребителя относительно предоставленной коммунальной услуги (несоответствие платы количеству (объему) предоставленной услуги).
Доказательств принятия всех возможных меры по соблюдению действующего законодательства заявителем не представлено.
Таким образом, в действиях заявителя имеется состав вменяемого административного правонарушения.
Процессуальных нарушений закона административным органом не допущено.
Заявитель привлечен к административной ответственности в пределах срока, установленного ст. 4.5 КоАП РФ.
Согласно ч. 3 ст. 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
На основании изложенного, оспариваемое постановление о привлечении общества к административной ответственности является законным и обоснованным, требование заявителя удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 167 - 170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. В удовлетворении заявленных Муниципальным унитарным предприятием "Городская управляющая компания" (ИНН 6601009471, ОГРН 1056600003800) требований отказать.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
3. Решение по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей - пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения (изготовления в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Судья
Л.Ф.САВИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)