Судебные решения, арбитраж
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Кирюшиной В.Г., судей Александрова В.Н., Юхнея М.Ф., рассмотрев в судебном заседании заявление открытого акционерного общества "Уренгойгорводоканал" о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 05.08.2011 и постановления Восьмого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2011 по делу N А81-1951/2011,
установила:
открытое акционерное общество "Уренгойгорводоканал" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - антимонопольный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 14.04.2011 N 02-02/28-2011 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде наложения штрафа в размере 100 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 05.08.2011 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2011 решение арбитражного суда первой инстанции оставлено без изменения.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции общество просит указанные судебные акты отменить и принять новый судебный акт о прекращении производства по делу об административном правонарушении, ссылаясь на неправильное применение и нарушение судами норм права.
Рассмотрев заявление общества, изучив материалы дела, коллегия судей пришла к выводу о наличии оснований для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что ОАО "Уренгойгорводоканал" предоставляет услуги по водоснабжению и водоотведению на территории муниципального образования "Город Новый Уренгой".
На основании поручения Федеральной антимонопольной службы антимонопольным органом осуществлен контроль за соблюдением организациями, обязанными осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, требований о предоставлении предложений об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Письмом от 22.03.2011 N 346 общество сообщило антимонопольному органу о направлении 29.06.2010 предложений об оснащении объектов, указанных в частях 4, 5, 6 статьи 13 Закона об энергосбережении, коллективными (общедомовыми) приборами учета расхода холодного водоснабжения в адрес лиц, ответственных за содержание многоквартирных домов, а также лицам, представляющим интересы собственников, в том числе товариществам собственников жилья и управляющим организациям.
Установив нарушение обществом требований части 10 статьи 13 Закона об энергосбережении, антимонопольный орган составил в отношении общества протокол от 31.03.2011 N 02-02/28-2011 и принял постановление от 14.04.2011 N 02-02/28-2011 о привлечении общества к административной ответственности по части 6 статьи 9.16 КоАП РФ в виде наложения штрафа в размере 100 000 рублей.
Помимо этого по результатам контрольных мероприятий постановлением от 28.04.2011 N 02-02/41-2011 к административной ответственности на основании части 6 статьи 9.16 КоАП РФ в виде наложения штрафа в размере 20 000 рублей привлечен исполнительный директор общества Смирнов В.В.
Решением Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 15.07.2011 указанное постановление отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения. В решении от 15.07.2011 суд общей юрисдикции сделал вывод об отсутствии у общества обязанности по направлению предложений об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов в адрес каждого из собственников помещений в многоквартирных домах, поскольку такие извещения направлены в адрес товариществ собственников жилья и управляющих организаций, в связи с чем суд сделал вывод о надлежащем исполнении Смирновым В.В. своих служебных обязанностей.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования по рассматриваемому делу, суды сделали вывод о доказанности наличия в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 9.16 КоАП РФ. Суды согласились с выводами антимонопольного органа о том, что обществом нарушены положения части 10 статьи 13 Закона об энергосбережении. При этом суды указали, что направление предложений об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов в адрес товариществ собственников жилья и управляющих организаций не освобождает общество от направления указанных предложений в адрес собственников помещений в многоквартирных домах по смыслу названной нормы.
Между тем судами не учтено следующее.
Частью 6 статьи 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за несоблюдение организациями, обязанными осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют, требования о предоставлении собственникам жилых домов, дачных домов, садовых домов, лицам, представляющим их интересы, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, предложений об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов, если предоставление указанных предложений таким лицам является обязательным.
В соответствии с частью 9 статьи 13 Закона об энергосбережении (в редакции, действовавшей на момент рассмотрения дела об административном правонарушении) с 01.07.2010 организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями названной статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
В соответствии с частью 10 статьи 13 Закона об энергосбережении до 01.07.2010 организации, указанные в части 9 названной статьи, обязаны предоставить собственникам жилых домов, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, лицам, представляющим интересы собственников жилых домов, дачных домов, садовых домов, которые объединены принадлежащими им или созданным ими организациям (объединениям) общими сетями инженерно-технического обеспечения, предложения об оснащении объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых осуществляют указанные организации.
В ходе проведения проверки антимонопольным органом установлено, что между обществом и товариществами собственников жилья, между обществом и управляющими организациями заключены договоры на поставку коммунальных ресурсов.
Поскольку общество является ресурсоснабжающей организацией и оказывает услуги по водоснабжению и водоотведению на территории муниципального образования "Город Новый Уренгой", оно обязано соблюдать требования части 10 статьи 13 Закона об энергосбережении.
Из материалов дела следует, что 29.06.2010 во исполнение положений части 10 статьи 13 Закона об энергосбережении общество направило предложения об оснащении объектов коллективными (общедомовыми) приборами учета расхода холодного водоснабжения в адрес товариществ собственников жилья и управляющих организаций, представляющих интересы собственников помещений и ответственных за содержание многоквартирных домов, в том числе осуществляющих деятельность по предоставлению коммунальных услуг собственникам помещений в многоквартирном доме.
Таким образом, предложения об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов направлены в адрес лиц, которые в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, являются исполнителями коммунальных услуг и с которыми обществом заключены договоры на поставку коммунальных ресурсов.
При этом из части 10 статьи 13 Закона об энергосбережении следует, что лица, ответственные за содержание многоквартирных домов, обязаны информировать собственников помещений в многоквартирных домах о поступивших предложениях об оснащении многоквартирных домов, помещений в них приборами учета используемых энергетических ресурсов, а также об установленных названным Федеральным законом сроках оснащения приборами учета используемых энергетических ресурсов.
При таких обстоятельствах обществом исполнена обязанность по направлению в установленный срок предложений об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов в соответствии с требованиями Закона об энергосбережении. Следовательно, у антимонопольного органа отсутствовали правовые основания для привлечения общества к административной ответственности по части 6 статьи 9.16 КоАП РФ.
С учетом изложенного коллегия судей полагает, что обжалуемые судебные акты подлежат пересмотру в порядке надзора в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации как противоречащие закону и нарушающие единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права.
Руководствуясь частью 4 статьи 299, статьями 300 и 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
передать в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дело N А81-1951/2011 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа для пересмотра в порядке надзора решения Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 05.08.2011 и постановления Восьмого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2011 по делу N А81-1951/2011.
Направить копии определения и заявления лицам, участвующим в деле.
Предложить лицам, участвующим в деле, представить в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации отзывы на заявление о пересмотре судебных актов в порядке надзора до 26.06.2012.
Председательствующий судья
В.Г.КИРЮШИНА
Судья
В.Н.АЛЕКСАНДРОВ
Судья
М.Ф.ЮХНЕЙ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВАС РФ ОТ 17.05.2012 N ВАС-2504/12 ПО ДЕЛУ N А81-1951/2011
Разделы:Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 17 мая 2012 г. N ВАС-2504/12
О ПЕРЕДАЧЕ ДЕЛА В ПРЕЗИДИУМ
ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Кирюшиной В.Г., судей Александрова В.Н., Юхнея М.Ф., рассмотрев в судебном заседании заявление открытого акционерного общества "Уренгойгорводоканал" о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 05.08.2011 и постановления Восьмого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2011 по делу N А81-1951/2011,
установила:
открытое акционерное общество "Уренгойгорводоканал" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - антимонопольный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 14.04.2011 N 02-02/28-2011 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде наложения штрафа в размере 100 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 05.08.2011 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2011 решение арбитражного суда первой инстанции оставлено без изменения.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции общество просит указанные судебные акты отменить и принять новый судебный акт о прекращении производства по делу об административном правонарушении, ссылаясь на неправильное применение и нарушение судами норм права.
Рассмотрев заявление общества, изучив материалы дела, коллегия судей пришла к выводу о наличии оснований для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что ОАО "Уренгойгорводоканал" предоставляет услуги по водоснабжению и водоотведению на территории муниципального образования "Город Новый Уренгой".
На основании поручения Федеральной антимонопольной службы антимонопольным органом осуществлен контроль за соблюдением организациями, обязанными осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, требований о предоставлении предложений об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Письмом от 22.03.2011 N 346 общество сообщило антимонопольному органу о направлении 29.06.2010 предложений об оснащении объектов, указанных в частях 4, 5, 6 статьи 13 Закона об энергосбережении, коллективными (общедомовыми) приборами учета расхода холодного водоснабжения в адрес лиц, ответственных за содержание многоквартирных домов, а также лицам, представляющим интересы собственников, в том числе товариществам собственников жилья и управляющим организациям.
Установив нарушение обществом требований части 10 статьи 13 Закона об энергосбережении, антимонопольный орган составил в отношении общества протокол от 31.03.2011 N 02-02/28-2011 и принял постановление от 14.04.2011 N 02-02/28-2011 о привлечении общества к административной ответственности по части 6 статьи 9.16 КоАП РФ в виде наложения штрафа в размере 100 000 рублей.
Помимо этого по результатам контрольных мероприятий постановлением от 28.04.2011 N 02-02/41-2011 к административной ответственности на основании части 6 статьи 9.16 КоАП РФ в виде наложения штрафа в размере 20 000 рублей привлечен исполнительный директор общества Смирнов В.В.
Решением Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 15.07.2011 указанное постановление отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения. В решении от 15.07.2011 суд общей юрисдикции сделал вывод об отсутствии у общества обязанности по направлению предложений об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов в адрес каждого из собственников помещений в многоквартирных домах, поскольку такие извещения направлены в адрес товариществ собственников жилья и управляющих организаций, в связи с чем суд сделал вывод о надлежащем исполнении Смирновым В.В. своих служебных обязанностей.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования по рассматриваемому делу, суды сделали вывод о доказанности наличия в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 9.16 КоАП РФ. Суды согласились с выводами антимонопольного органа о том, что обществом нарушены положения части 10 статьи 13 Закона об энергосбережении. При этом суды указали, что направление предложений об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов в адрес товариществ собственников жилья и управляющих организаций не освобождает общество от направления указанных предложений в адрес собственников помещений в многоквартирных домах по смыслу названной нормы.
Между тем судами не учтено следующее.
Частью 6 статьи 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за несоблюдение организациями, обязанными осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют, требования о предоставлении собственникам жилых домов, дачных домов, садовых домов, лицам, представляющим их интересы, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, предложений об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов, если предоставление указанных предложений таким лицам является обязательным.
В соответствии с частью 9 статьи 13 Закона об энергосбережении (в редакции, действовавшей на момент рассмотрения дела об административном правонарушении) с 01.07.2010 организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями названной статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
В соответствии с частью 10 статьи 13 Закона об энергосбережении до 01.07.2010 организации, указанные в части 9 названной статьи, обязаны предоставить собственникам жилых домов, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, лицам, представляющим интересы собственников жилых домов, дачных домов, садовых домов, которые объединены принадлежащими им или созданным ими организациям (объединениям) общими сетями инженерно-технического обеспечения, предложения об оснащении объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых осуществляют указанные организации.
В ходе проведения проверки антимонопольным органом установлено, что между обществом и товариществами собственников жилья, между обществом и управляющими организациями заключены договоры на поставку коммунальных ресурсов.
Поскольку общество является ресурсоснабжающей организацией и оказывает услуги по водоснабжению и водоотведению на территории муниципального образования "Город Новый Уренгой", оно обязано соблюдать требования части 10 статьи 13 Закона об энергосбережении.
Из материалов дела следует, что 29.06.2010 во исполнение положений части 10 статьи 13 Закона об энергосбережении общество направило предложения об оснащении объектов коллективными (общедомовыми) приборами учета расхода холодного водоснабжения в адрес товариществ собственников жилья и управляющих организаций, представляющих интересы собственников помещений и ответственных за содержание многоквартирных домов, в том числе осуществляющих деятельность по предоставлению коммунальных услуг собственникам помещений в многоквартирном доме.
Таким образом, предложения об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов направлены в адрес лиц, которые в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, являются исполнителями коммунальных услуг и с которыми обществом заключены договоры на поставку коммунальных ресурсов.
При этом из части 10 статьи 13 Закона об энергосбережении следует, что лица, ответственные за содержание многоквартирных домов, обязаны информировать собственников помещений в многоквартирных домах о поступивших предложениях об оснащении многоквартирных домов, помещений в них приборами учета используемых энергетических ресурсов, а также об установленных названным Федеральным законом сроках оснащения приборами учета используемых энергетических ресурсов.
При таких обстоятельствах обществом исполнена обязанность по направлению в установленный срок предложений об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов в соответствии с требованиями Закона об энергосбережении. Следовательно, у антимонопольного органа отсутствовали правовые основания для привлечения общества к административной ответственности по части 6 статьи 9.16 КоАП РФ.
С учетом изложенного коллегия судей полагает, что обжалуемые судебные акты подлежат пересмотру в порядке надзора в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации как противоречащие закону и нарушающие единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права.
Руководствуясь частью 4 статьи 299, статьями 300 и 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
передать в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дело N А81-1951/2011 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа для пересмотра в порядке надзора решения Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 05.08.2011 и постановления Восьмого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2011 по делу N А81-1951/2011.
Направить копии определения и заявления лицам, участвующим в деле.
Предложить лицам, участвующим в деле, представить в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации отзывы на заявление о пересмотре судебных актов в порядке надзора до 26.06.2012.
Председательствующий судья
В.Г.КИРЮШИНА
Судья
В.Н.АЛЕКСАНДРОВ
Судья
М.Ф.ЮХНЕЙ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)