Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 22.12.2011 ПО ДЕЛУ N А57-6067/2011

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 декабря 2011 г. по делу N А57-6067/2011


Резолютивная часть постановления объявлена 15 декабря 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 декабря 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Саратов"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 13.07.2011 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2011
по делу N А57-6067/2011
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Фри ДОМ-К", г. Саратов, к обществу с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Саратов", г. Саратов, о взыскании неосновательного обогащения в размере 162 577,79 руб.,
установил:

общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Фри ДОМ-К" (далее - ООО "УК "Фри ДОМ-К", истец") обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Саратов" (далее - ООО "Газпром межрегионгаз Саратов", ответчик) о взыскании неосновательного обогащения в сумме 162 577,79 руб.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 13.07.2011 по делу N А57-6067/2011 исковые требования удовлетворены, с ООО "Газпром межрегионгаз Саратов" в пользу ООО "УК "Фри ДОМ-К" взыскана сумма неосновательного обогащения в размере 162 577,79 руб. и судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 5878 руб.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2011 данное судебное решение оставлено без изменения.
Не согласившись с решением арбитражного суда и постановлением арбитражного апелляционного суда ООО "Газпром межрегионгаз Саратов" обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Саратовской области, по основаниям, изложенным в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив в соответствии с пунктом 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судами предыдущих инстанций норм материального и процессуального права, заслушав представителя ответчика, суд кассационной инстанции оснований для удовлетворения жалобы не находит, по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО "УК "Фри ДОМ-К" осуществляет управление многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу: г. Саратов, Вольский переулок, 15 корпус 1, 2.
Между ООО "УК "Фри ДОМ-К" (покупателем) и обществом с ограниченной ответственностью "Саратовская газовая компания" (в настоящее время ООО "Газпром межрегионгаз Саратов") (поставщиком) заключен договор поставки газа от 01.10.2009 N 46-100723/09, в соответствии с которым поставщик обязуется поставлять природный газ покупателю, а покупатель - получать (выбирать) природный газ, оплачивать его оптовую стоимость, регулируемую плату за снабженческо-сбытовые услуги и услуги по транспортировке газа в порядке и на условиях, предусмотренных договором.
Полученный газ используется для потребления местными бытовыми приборами (на бытовые нужды), а также в качестве топлива, используемого автономной крышной котельной при производстве тепловой энергии для отопления и горячего водоснабжения.
Согласно сводным актам поданного-принятого газа ответчиком был поставлен газ на крышную котельную жилого дома в следующих объемах: в ноябре - 76 900 куб. м, в декабре - 64 600 куб. м.
Из имеющихся в материалах дела счетов-фактур следует, что стоимость 1 куб. м газа составляла 3,59 руб., с учетом стоимости затрат по транспортировке, снабженческо-сбытовых услуг. Истцом были представлены платежные поручения, подтверждающие оплату газа по указанным расценкам в полном объеме.
По мнению истца, применяя тариф, установленный для промышленных потребителей вместо тарифа для населения, ответчик неправомерно получил в качестве оплаты за период ноябрь, декабрь 2009 года сумму 162 577,79 руб., являющуюся для него неосновательным обогащением.
В расчете суммы неосновательного обогащения истец учитывал площадь жилых и нежилых помещений по техническому паспорту, применяя соотношение этих площадей для определения объема потребления газа жилыми помещениями. Для определения стоимости поставленного газа, потребленного для отопления и горячего водоснабжения жилых помещений истцом использовался тариф в 2,31 руб. за куб. м, установленный постановлением Комитета по государственному регулированию тарифов Саратовской области от 09.12.2008 N 15/1 "Об установлении розничных цен на газ, реализуемый населению Саратовской области на 2009 год".
Указанные выше обстоятельства послужили основаниями для обращения истца в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Арбитражные суды, удовлетворяя исковые требования, правомерно исходили из следующего.
В силу статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное имущество (неосновательное обогащение).
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" законодательное и нормативно-правовое регулирование газоснабжения в Российской Федерации состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов, нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов муниципальных образований.
Статья 4 указанного Закона закрепляет основные принципы государственной политики в области газоснабжения в Российской Федерации, одним из которых является определение основ ценовой политики в отношении газа.
В целях реализации государственной политики в области газоснабжения в Российской Федерации Правительство Российской Федерации устанавливает принципы формирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке по газотранспортным и газораспределительным сетям, порядок компенсации убытков, понесенных газораспределительными организациями при поставках газа населению в соответствии с льготами, предусмотренными законодательством Российской Федерации.
В соответствии с Основными положениями формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 N 1021, государственному регулированию на территории Российской Федерации подлежат оптовые цены на газ, установленные для реализации конечным потребителям, использующим газ в качестве топлива и (или) сырья, или организациям для дальнейшей продажи конечным потребителям; а также розничные цены на газ, реализуемый населению для удовлетворения личных потребностей.
При этом государственное регулирование оптовых цен на газ осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов). Розничные цены на газ, реализуемый населению, регулируются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, с учетом методических указаний федерального органа исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов) по согласованию с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 15.04.1995 N 332 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен на газ и сырье для его производства" розничные цены на газ, реализуемый населению, а также жилищно-эксплуатационным организациям, организациям, управляющим многоквартирными домами, жилищно-строительным кооперативам и товариществам собственников жилья для бытовых нужд населения (кроме газа для арендаторов нежилых помещений в жилых домах и газа для заправки автотранспортных средств), утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Вышеуказанные нормативные правовые акты не ставят способ определения цены на газ и полномочия органов по государственному регулированию цен на газ, поставляемый жилищно-эксплуатационным организациям для бытовых нужд населения, в зависимость от способа его использования (кроме газа для арендаторов нежилых помещений в жилых домах и газа для заправки автотранспортных средств).
В силу пункта 10 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 N 1021 к функциям Федеральной службы по тарифам в области государственного регулирования розничных цен на газ, поставляемый населению, относится утверждение методических указаний по их формированию. Таким образом, арбитражные суды обоснованно пришли к выводу о том, что в полномочия данного органа не входит отнесение населения к той или иной группе потребителей в зависимости от направления использования им газа для бытовых нужд.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам.
Данными Правилами предусмотрено предоставление коммунальных услуг потребителю через исполнителя - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, предоставляющих коммунальные услуги, производящих или приобретающих коммунальные ресурсы и отвечающих за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем может быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Арбитражными судами установлено, что ООО "УК "Фри ДОМ-К" является организацией, созданной в целях управления жилыми и нежилыми помещениями в жилом доме.
Газ, приобретаемый в соответствии с условиями заключенного договора поставки, используется истцом в качестве топлива для крышной котельной, производящей тепловую энергию на отопление и горячее водоснабжение, в том числе для нужд собственников жилых помещений многоквартирных домов.
В соответствии с пунктом 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
На основании изложенного, арбитражные суды правомерно пришли к выводу о том, что исполнитель коммунальных услуг в лице ООО "УК "Фри ДОМ-К" вправе приобретать газ у ресурсоснабжающей организации по тарифам, установленным для граждан. Данный вывод соответствует нормам права, регулирующим отношения в сфере газоснабжения.
Арбитражным судом апелляционной инстанции правомерно отклонен довод ответчика, о том, что ООО "УК "Фри ДОМ-К" является ненадлежащим истцом, поскольку поставка газа, его принятие и оплата осуществлялись в рамках заключенного сторонами договора, в котором ООО "УК "Фри ДОМ-К" выступает от своего имени с правами и обязанностями покупателя. Граждане, являющиеся конечными потребителями газа, приобретаемого ООО "УК "Фри ДОМ-К", не являются участниками этого договора, обязательств между ними и ООО "Газпром межрегионгаз Саратов" не возникает.
Расчет суммы неосновательного обогащения проверен судами обеих инстанций и признан верным.
На основании изложенного, арбитражные суды обоснованно удовлетворили заявленные требования истца.
Доводы кассационной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не влияют на правильность принятия обжалуемых судебных актов.
Фактически кассационная жалоба направлена на переоценку представленных в дело доказательств, его обстоятельств и сделанных арбитражными судами выводов, что противоречит положениям статьи 286 АПК РФ.
При таких обстоятельствах при правильном применении судами норм материального права, полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств и обстоятельств дела принятые по делу судебные акты являются законными и обоснованными.
Правовых оснований для их отмены не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:

решение Арбитражного суда Саратовской области от 13.07.2011 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2011 по делу N А57-6067/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)