Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 03.10.2012 N 06АП-4287/2012 ПО ДЕЛУ N А73-7436/2012

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 октября 2012 г. N 06АП-4287/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 26 сентября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 октября 2012 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гричановской Е.В.
судей Харьковской Е.Г., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кофтелевой В.А.
при участии в заседании:
- от открытого акционерного общества "Дальневосточная энергетическая компания" - Багалай Н.В., представителя по доверенности от 01.01.2012 N ДЭК-20-15/125Д; Колесниковой Е.С., представителя по доверенности от 01.01.2012 N ДЭК-20-15/117Д;
- от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю - Ткач Е.Р., представителя по доверенности от 18.09.2012 N 010-10318;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Дальневосточная энергетическая компания"
на решение от 13 августа 2012 года
по делу N А73-7436/2012
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Калашниковым А.Г.
по заявлению открытого акционерного общества "Дальневосточная энергетическая компания"
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю
о признании незаконным и отмене постановления и предписания
установил:

Открытое акционерное общество "Дальневосточная энергетическая компания" (далее - ОАО "ДЭК", общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с требованием о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю (далее - Управление Роспотребнадзора по Хабаровскому краю, административный орган) от 28.05.2012 N 534 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 28.05.2012.
Решением суда от 13 августа 2012 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, общество обратилось в Шестой арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, несоответствие выводов обстоятельствам дела.
В обоснование жалобы, ОАО "ДЭК" указывает на то, что применение в расчетах за потребленную электрическую энергию тарифа (цены), дифференцированного по зонам суток, возможно только при наличии у потребителя соответствующих приборов учета электрической энергии (мощности). Причем выбор варианта тарифа (цены) производится потребителем путем направления письменного уведомления в адрес гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), но не ранее даты ввода в эксплуатацию соответствующих приборов учета. Поскольку потребитель обратился в ОАО "ДЭК" с письменным заявлением только 07.02.2012, начисления за потребленную электроэнергию по дифференцированному тарифу по зонам суток (день-ночь) общество производит с 01.02.2012, в связи с чем, вывод суда об отсутствии правовых оснований для признания незаконным и отменен оспариваемых ненормативных актов признает необоснованным.
В судебном заседании представители общества поддержали доводы апелляционной жалобы, просили отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Представитель Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю с доводами апелляционной жалобы не согласен, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без изменения.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей сторон, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Управлением Роспотребнадзора по Хабаровскому краю в связи с поступившим обращением гражданки, проживающей в Хабаровском крае, г. Хабаровске, по ул. Минусинской, д. 5, вх. от 12.03.2012 N 525, направленным прокуратурой Индустриального района г. Хабаровска и информации, представленной ОАО "ДЭК", проведено административное расследование. В результате которого, и при непосредственном обнаружении административным органом выявлено нарушение обществом требований статьи 10 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", пункта 18 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, а именно: при начислении платы за потребленную электроэнергию гражданке, проживающей в г. Хабаровске, по ул. Минусинской, д. 5, допустило обман потребителя, выразившийся во введении его в заблуждение относительно размера платы за предоставленную коммунальную услугу "электроснабжение" в связи с учетом объема электрической энергии, фактически потребленного в течение расчетного периода с применением тарифов, дифференцированных по времени суток (день-ночь) - в платежных документах, предъявленных для оплаты за октябрь 2011 года - январь 2012 года.
Согласно представленному ОАО "ДЭК" акту от 01.10.2011 N 361/40, по адресу заявителя по ул. Минусинской, 5 (на опоре высоковольтной линии) был установлен индивидуальный прибор учета (далее - ИПУ) типа NP 523 N 01950310. ЖК-дисплей для возможности учета потребленной электроэнергии гражданину выдан не был. Начисление платы за потребленную электроэнергию с 01.10.2011 производилось обществом с учетом показаний вновь установленного прибора учета.
Как следует из информации, представленной ОАО "ДЭК", снятие показаний ИПУ наружной установки ежемесячно дистанционно производит ОАО "Хабаровская горэлектросеть". Ведомость потребления на бумажном носителе с указанием предыдущих и текущих показаний предоставляется в Хабаровское отделение филиала "Хабаровскэнергосбыт" ОАО "ДЭК" для проведения начисления платы абонентам за услугу "электроснабжение".
Согласно представленным ведомостям дистанционного снятия показаний ИПУ, объем потребленной электроэнергии в указанном жилом доме фиксировался дифференцированно по времени суток (день - ночь).
Вместе с тем, общество предъявляло к оплате суммы, рассчитанные за весь потребленный объем по одноставочному тарифу - 2,93 руб., в то время как постановлением Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 30.11.2010 N 39/3 "Об установлении на 2011 год тарифов на электрическую энергию для населения и потребителей, приравненных к категории "население" по Хабаровскому краю" установлены тарифы, дифференцированные по зонам суток (день - 3,04 руб., ночь - 0,77 руб.).
Таким образом, в соответствии с требованиями Правил, при применении тарифов, дифференцированных по времени суток (дневные и ночные) производить расчет размера платы за коммунальные услуги, необходимо исходя из показаний приборов учета и соответствующих тарифов.
Однако, в платежном документе за октябрь 2011 года (счет-квитанция N 48-977648) потребителю предъявлена к оплате сумма 2519,80 руб. за расход 860 кВтч с учетом одноставочного тарифа 2,93 руб. Вместе с тем, в соответствии с ведомостями потребления дневной расход электроэнергии за октябрь 2011 года составил: день - 560 кВтч (как разница между предыдущими показаниями и текущими показаниями ИПУ - 1236-676), ночной расход 300 кВтч (1797-1494), т.е. сумма к оплате должна быть == 19,33 руб.: 560 x 3,04 = 1702,4 руб. + 300 x 0,77 = 231,0 руб. За ноябрь 2011 года начисление произведено из расчета - 2179 кВтч x 2,93 = 3039 руб. вместо 4858,1 руб. (день 1401 кВтч x 3,04 = 4259,04 руб., ночь 778 x 0,77 = 599,06 руб.). За декабрь 2011 года (счет-квитанция N 48-1143633) начислено 8371,01 руб. за 2857 кВтч вместо 6415028 руб. (день 1857 x 3,04 = 5645,28 руб., ночь 1000 кВтч x 0,77 = 770,0 руб.). За январь 2012 года начислено 9100,58 руб. за 3106 кВтч вместо 7054,97 руб. (день 2054 x 3,04 = 6244,16 руб., ночь 1053 кВтч x 0,77 = 810,81 руб.). Следовательно, за спорный период обществом было начислено и предъявлено к оплате 26 375, 86 руб., вместо фактической 20 261, 75, то есть излишне начисленной суммы в размере 6114, 11 руб.
Выявив признаки административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 14.7 КоАП РФ, 18.04.2012 должностным лицом Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю в отношении ОАО "ДЭК", при участии его представителя по доверенности от 18.04.2012 N ДЭК-20-15/844Д Баглай Н.В. составлен протокол N 1037.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении заместителем руководителя Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю 28.05.2012 вынесено постановление N 534, которым ОАО "ДЭК" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.7 КоАП РФ в виде штрафа в размере 10 000 руб.
Не согласившись с постановлением, общество оспорило его в судебном порядке.
Статьей 14.7 КоАП РФ установлена административная ответственность за обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара (работы, услуги) или иной обман потребителей, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 14.33 настоящего Кодекса, в организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги населению, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей в сфере торговли (услуг), а также гражданами, работающими у индивидуальных предпринимателей.
Отношения, возникающие между потребителями и исполнителями при оказании услуг, и требования, устанавливающие права потребителей на получение информации об услугах и об их исполнителях, а также определяющие механизм реализации этих прав регулируются Законом от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-1).
В силу пункта 1 статьи 10 Закона N 2300-1 изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно статье 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно статье 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно пункту 1 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг) настоящие Правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
Согласно пункту 2 Правил предоставления коммунальных услуг, действие настоящих Правил распространяется на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов.
Пунктом 4 Правил предоставления коммунальных услуг установлено, что коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящими Правилами, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 18 Правил при применении тарифов, дифференцированных по времени суток (дневные и ночные) и (или) потребляемой нагрузке за единицу времени, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из показаний приборов учета и соответствующих тарифов.
Пунктом 57(2) Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 установлено, что регулируемые тарифы (цены) на электрическую энергию (мощность) для поставки населению и приравненным к нему категориям потребителей устанавливаются исходя из объемов электрической энергии (мощности), поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, утвержденных в сводном балансе, и индикативной цены на электрическую энергию (мощность) для поставки населению, утверждаемой Федеральной службой по тарифам.
Регулируемые тарифы (цены) на электрическую энергию (мощность) для поставки населению и приравненным к нему категориям потребителей устанавливаются регулирующим органом одновременно в 2 вариантах:
- одноставочный тариф (цена), включающий в себя полную стоимость поставки 1 киловатт-часа электрической энергии с учетом стоимости мощности;
- одноставочный, дифференцированный по зонам суток тариф (цена), включающий в себя полную стоимость поставки 1 киловатт-часа электрической энергии с учетом стоимости мощности в дневные и ночные часы суток.
Применение в расчетах за потребленную электрическую энергию (мощность) тарифа (цены), дифференцированного по зонам суток, определяется в договоре энергоснабжения и возможно только при наличии у потребителя соответствующих приборов учета электрической энергии (мощности).
Выбор варианта тарифа (цены) производится потребителем путем направления письменного уведомления в адрес гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), но не ранее даты ввода в эксплуатацию соответствующих приборов учета.
Вместе с тем, потребителю был установлен индивидуальный прибор учета, позволяющий снимать показания объема потребляемой электроэнергии дифференцированно по времени суток. Однако при наличии установленного тарифа (день - 3,04 руб., ночь - 0,77 руб.), ОАО "ДЭК" к оплате предъявляло суммы, рассчитанные за весь потребленный объем по одноставочному тарифу - 2, 93 руб., что привело к увеличению для потребителя стоимости услуг.
Доводы общества о том, что выбор варианта тарифа остается за потребителем, который не обращался в ОАО "ДЭК" с заявлением об установлении ему тарифа дифференцированно по времени суток, отклоняется.
ОАО "ДЭК" не доказано, что ранее потребителю был установлен аналогичный прибор учета и, несмотря на это, им был выбран одноставочный тариф.
Кроме того, из буквального толкования пункта 57 Основ ценообразования не следует, что выбор варианта тарифа возможен для ресурсоснабжающей организации.
Как установлено, прибор учета позволяет фиксировать объем электроэнергии дифференцированно по времени суток (день-ночь), в таком же порядке снимаются показания ИПУ. Тем не менее, ОАО "ДЭК" к оплате предъявляет суммы по тарифу наиболее обременительному для потребителя.
При этом не оспаривается представителями общества, что об установке сетевой организацией потребителю такого прибора ресурсоснабжающей организации было известно.
С учетом изложенного, арбитражным судом сделан обоснованный вывод о том, что ОАО "ДЭК" при начислении платы за электроснабжение за период октябрь 2011 года - январь 2012 года допустило обман потребителя, введя его в заблуждение относительно стоимости оказываемой коммунальной услуги при начислении платы за потребленную электроэнергию по одноставочному тарифу при наличии установленного индивидуального прибора учета для расчета объема потребленной электрической энергии с применением тарифа, дифференцированного по времени суток (день-ночь). Тем самым произошло взимание с потребителей большей суммы, чем обусловлено ценной услуги.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что у административного органа имелись правовые основания для привлечения общества к административной ответственности по статье 14.7 КоАП РФ.
Административное наказание назначено с учетом характера совершенного правонарушения и в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности по результатам рассмотрения материалов административного производства судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь статьями 211, 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Хабаровского края 13 августа 2012 года по делу N А73-7436/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий
Е.В.ГРИЧАНОВСКАЯ
Судьи
Е.Г.ХАРЬКОВСКАЯ
Е.А.ШВЕЦ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)