Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 08 ноября 2011 года
Постановление изготовлено в полном объеме 15 ноября 2011 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шиндлер Н.А.
судей Лотова А.Н., Сидоренко О.А.
при ведении протокола судебного заседания: Бондарь И.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-7613/2011) Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тюменской области на решение Арбитражного суда Тюменской области от 19.08.2011 по делу N А70-6254/2011 (судья Тихомиров В.В.)
по заявлению открытого акционерного общества "Тюменский расчетно-информационный центр" (ОГРН 1037200638848, ИНН 7204059654)
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тюменской области (ОГРН 1057300990593, ИНН 7203158490)
о признании недействительным постановления от 15.06.2011 N 523 по делу об административном правонарушении,
при участии в судебном заседании представителей:
- от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека по Тюменской области - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;
- от открытого акционерного общества "Тюменский расчетно-информационный центр" - Алексеева М.С. (паспорт, по доверенности N 46 от 25.07.2011 сроком действия до 31.12.2011);
Открытое акционерное общество "Тюменский расчетно-информационный центр" (далее - ОАО "ТРИЦ", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением об оспаривании постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тюменской области (далее - управление, ответчик, административный орган) от 15.06.2011 N 523.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 19.08.2011 по делу N А70-6254/2011 заявленные требования удовлетворены. Постановление по делу об административном правонарушении N 523 от 15.06.2011, вынесенное Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека по Тюменской области в отношении ОАО "Тюменский расчетно-информационный центр" признано незаконным и отменено.
Судебный акт мотивирован тем, что в законодательстве не был урегулирован порядок расчета при условиях, которые имелись относительно конкретного жилого дома, то есть при наличии одного прибора учета одновременно для отопления и горячего водоснабжения.
Не согласившись с принятым судебным актом, управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просила решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы указало, что при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется для отопления в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 Приложения N 2 Постановления N 307 от 23.05.2006 "Об утверждении Правил оказания коммунальных услуг граждан".
Считает, что в данном случае ОАО "УТСК" своими действиями установленный порядок ценообразования не нарушил. Управляющая компания также не совершила фактических действий по нарушению действующего порядка ценообразования. Податель жалобы полагает, что виновные действия совершены ОАО "ТРИЦ".
От ОАО "Тюменский расчетно-информационный центр" поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, который приобщен к материалам дела.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебное заседание проведено в отсутствие Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека по Тюменской области, надлежащим образом извещенного о времени и месте слушания по делу.
Представитель ОАО "Тюменский расчетно-информационный центр" в заседании суда апелляционной инстанции с доводами апелляционной жалобы не согласился, поддержал доводы, изложенные в отзыве, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Рассмотрев материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителя ОАО "Тюменский расчетно-информационный центр", суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Управлением проведена внеплановая документарная проверка ООО "УК по УЖФ "Заря", которое осуществляет обслуживание многоквартирного жилого дома по адресу: г. Тюмень, пр. Заречный, д. 37, корпус 1.
В ходе проверки установлено, что между ООО "УК по УЖФ "Заря" заключен договор N 89/06-П от 01.06.2006 на совершение действий по начислению и учету денежных средств, оплачиваемых населением за жилищные услуги.
Согласно п. 1.1 договора ООО "УК по УЖФ "Заря" поручает, а ОАО "ТРИЦ" принимает на себя обязательства по организации системы платежей населения за работы (услуги).
Между ОАО "ТРИЦ" и ОАО "УТСК" заключен договор N 16/11-П на совершение действий по начислению и учету денежных средств, оплачиваемых населением за отопление и горячее водоснабжение от 25.02.2011, действующего с 01.01.2011.
В соответствии с п. 1.1.2 указанного договора ОАО "ТРИЦ" обязуется за вознаграждение по поручению ОАО "УТСК" осуществлять организацию системы платежей за отопление и горячее водоснабжение.
Согласно п. 2.1.3 ОАО "ТРИЦ" обязуется производить начисление платы за отопление и горячее водоснабжение в соответствии с порядком, установленным Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 307 "Об утверждении Правил оказания коммунальных услуг гражданам", органами государственного регулирования, условиями настоящего договора и указаниями ОАО "УТСК".
Многоквартирный дом по указанному выше адресу оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии.
Расчет заявителем производился исходя из тарифов, установленных Решением РЭК Тюменской области, ХМАО, ЯНАО.
В 2010 году применялся тариф - 586,81 руб./Гкал.
В 2011 году применялся тариф - 677,77 руб./Гкал.
При проведении проверки 06.05.2011 в действиях заявителя административным органом были обнаружены признаки нарушения законодательства в сфере защиты прав потребителей: нарушен порядок ценообразования на услугу "отопление", предусмотренное частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, а именно установлено, что заявитель осуществил нарушение подпункта 2 пункта 2 Приложения N 2 к Правилам N 307 путем деления суммы, предназначенной для начисления по всему дому за отопление на общую отапливаемую площадь дома для получения размера платы с 1 кв. м отапливаемой площади жилого помещения.
По мнению административного органа необходимо было осуществить расчет по нормативу потребления.
По факту выявленного нарушения составлен протокол от 11.05.2011 N 191 и вынесено постановление от 15.06.2011 N 523.
Не согласившись с постановлением, общество обратилось в арбитражный суд.
19.08.2011 Арбитражным судом Тюменской области принято решение, которое обжаловано управлением в апелляционном порядке.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, находит решение по делу подлежащим оставлению без изменения, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению исходя из следующего.
Согласно частям 6 и 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ.
Ответственность за совершение правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, предусмотрена в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере ста тысяч рублей.
Объектом правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, является посягательство на установленный государством порядок ценообразования. Государственное регулирование в сфере ценообразования осуществляется в целях защиты прав граждан, соблюдения экономических интересов хозяйствующих субъектов, а также обеспечения нормального функционирования хозяйственной системы в целом и ее отдельных отраслей. Государственное регулирование цен осуществляется в сфере деятельности естественных монополий, а при необходимости - и в иных сферах экономики, имеющих важное социальное значение. При этом следует исходить из того, что ценообразование - это процесс формирования цен на товары и услуги, характеризуемый методами, способами установления цен в целом, относящимися ко всем товарам.
Порядок предоставления коммунальных услуг утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", которым приняты Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила N 307).
В силу пункта 1 Правил N 307, они регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
При этом исполнителем коммунальных услуг является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Таким образом, взаимоотношения собственников жилых помещений и управляющей компании как исполнителя коммунальных услуг, в частности, по вопросам порядка определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии и порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг охватывается понятием "порядок предоставления коммунальных услуг", в силу чего, относятся к компетенции Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тюменской области.
Внеплановая проверка, осуществлена заинтересованным лицом в пределах предоставленных ему полномочий, в силу чего является обоснованным законодательством право на вынесение в данной сфере постановления N 523 от 15.06.2011.
В силу статьи 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.д.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в отношении электроснабжения органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Указанное положение конкретизируется в Разделе III "Порядок расчета и внесение платы за коммунальные услуги" Правил N 307, предусматривающем порядок расчета размера платы за коммунальные услуги в зависимости от оборудования многоквартирных жилых домов и помещений в них коллективными (общедомовыми), общими (квартирными) и индивидуальными приборами учета (пункты 16 - 23).
Многоквартирный жилой дом по адресу: г. Тюмень, пр. Заречный, д. 37, корпус 1 оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии.
Порядок определения размера платы за коммунальные ресурсы при наличии общедомовых приборов учета регулируется пунктами 21 и 22 Правил N 307.
Так, в соответствии с пунктом 22 Правил N 307 собственники помещений в многоквартирном жилом доме несут обязательства по оплате потребленных коммунальных услуг, исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета.
Расчет размера платы за коммунальные услуги приводится в Приложении N 2 (пункт 4 Правил N 307).
Как следует из пункта 21 Правил N 307 при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется:
а) для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 Приложения N 2 к настоящим Правилам;
б) для отопления - в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 Приложения N 2 к настоящим Правилам.
Из подпункта 1 пункта 2 Приложения N 2 Правил N 307 следует, что размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, газоснабжение и электроснабжение (руб.) определяется по формуле:
n
i
P = (V - SUM V x T x --
ky2.i D nk.i ky n
D, (6)
где:
- - объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), фактически потребленный за расчетный период, определенный по показанию коллективного (общедомового) прибора учета в многоквартирном доме или в жилом доме (куб. м, кВт-час);
- - объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа, электрической энергии), потребленный за расчетный период в i-том нежилом помещении (за исключением помещений общего пользования) (куб. м, кВт-час), определенный в соответствии с пунктом 20 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам;
- - тариф на соответствующий коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и водоотведения - руб./куб. м; для электроснабжения - руб./кВт-час);
- - количество граждан, проживающих (зарегистрированных) в i-том жилом помещении (квартире, коммунальной квартире, жилом доме) (чел.);
- - количество граждан, зарегистрированных по месту жительства и месту пребывания во всех жилых помещениях дома, не оборудованных индивидуальными приборами учета (чел.).
Как следует из подпункта 2 пункта 2 Приложения N 2 Правил N 307 размер платы за отопление (руб.) в i-том жилом помещении многоквартирного дома определяется по формуле:
Po.i = Si x Vt x TT, (7),
- где: - общая площадь i-того помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м);
- - среднемесячный объем потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год (Гкал/кв. м);
- - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (руб./Гкал).
Вместе с тем, указанный выше многоквартирный дом оборудован прибором учета тепловой энергии, который содержит показания тепловой энергии в совокупности по двум составляющим: отопление и горячее водоснабжение.
А как следует из вышеуказанных расчетов, они применяется для расчета размера платы либо за горячее водоснабжение, либо за отопление, в то время как многоквартирный дом оборудован одним прибором учета тепловой энергии и для отопления и для горячего водоснабжения.
При этом в Правилах N 307 не предусмотрено такой формулы расчета, которая бы производилась по общедомовому прибору учета для отопления и для горячего водоснабжения.
В силу пункта 15 Правил N 307 размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
По смыслу пункта 1 статьи 157 ЖК РФ следует, что при отсутствии возможности определения объемов потребления коммунальных услуг по приборам учета, расчет производится исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации (часть 2 статьи 157 ЖК РФ).
Таким образом, ни один из действующих нормативных актов не устанавливает порядок расчета, который бы применялся при начислении по общедомовому счетчику за потребление горячей воды и за отопление.
Расчет заявителем производился исходя из тарифов, установленных Решением РЭК Тюменской области, ХМАО, ЯНАО.
В 2010 году применялся тариф - 586,81 руб./Гкал.
В 2011 году применялся тариф - 677,77 руб./Гкал.
Поскольку нормативно-правовыми актами не установлен порядок ценообразования на данные услуги при такой ситуации, то ОАО "ТРИЦ" была применена методика, предоставленная ОАО "УТСК", начисления по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета.
Действие данной методики не является установленной законодательством.
При этом суд первой инстанции обоснованно указал, что Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, содержат формулу определения размера платы за отопление аналогичную методике определения размера платы по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета, направленной заявителю ОАО "УТСК" (Приложение N 2 к Правилам пункт 3 формула 3).
Однако на момент совершения правонарушения указанные выше нормы права не действовали, а в законодательстве не был урегулирован соответствующий порядок расчета при условиях, которые имелись относительно конкретного жилого дома, то есть при наличии одного прибора учета одновременно для отопления и горячего водоснабжения.
Таким образом, несмотря на то, что применен метод законодательству не соответствующий, однако лицо не имело возможности применить нужный метод, ввиду его отсутствия в законодательстве.
Довод административного органа о том, что следовало применить расчет по нормативу, судом апелляционной инстанции не признается обоснованным поскольку, расчет по нормативу возможен лишь при полном отсутствии общедомового прибора учета. В данном случае ситуация была иной и говорить об отсутствии общего прибора учета не представляется возможным.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2.1. КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Таким образом, в действиях ОАО "ТРИЦ" отсутствует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, поскольку фактически отсутствует вина ОАО "ТРИЦ" в совершении данного правонарушения.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что суд первой инстанции при вынесении решения полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя.
Доводы апелляционной жалобы, сводятся фактически к повторению утверждений, исследованных и правомерно отклоненных судом первой инстанции, не могут служить основаниями для отмены решения.
Решение Арбитражного суда Тюменской области от 19.08.2011 по делу N А70-6254/2011 принято при правильном применении норм материального и процессуального права.
Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Суд апелляционной инстанции не распределяет расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы, поскольку в силу части 4 статьи 208 АПК РФ по данной категории дел уплата государственной пошлины не предусмотрена.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
Апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тюменской области оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Тюменской области от 19.08.2011 по делу N А70-6254/2011 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме только по основаниям части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 15.11.2011 ПО ДЕЛУ N А70-6254/2011
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 ноября 2011 г. по делу N А70-6254/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 08 ноября 2011 года
Постановление изготовлено в полном объеме 15 ноября 2011 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шиндлер Н.А.
судей Лотова А.Н., Сидоренко О.А.
при ведении протокола судебного заседания: Бондарь И.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-7613/2011) Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тюменской области на решение Арбитражного суда Тюменской области от 19.08.2011 по делу N А70-6254/2011 (судья Тихомиров В.В.)
по заявлению открытого акционерного общества "Тюменский расчетно-информационный центр" (ОГРН 1037200638848, ИНН 7204059654)
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тюменской области (ОГРН 1057300990593, ИНН 7203158490)
о признании недействительным постановления от 15.06.2011 N 523 по делу об административном правонарушении,
при участии в судебном заседании представителей:
- от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека по Тюменской области - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;
- от открытого акционерного общества "Тюменский расчетно-информационный центр" - Алексеева М.С. (паспорт, по доверенности N 46 от 25.07.2011 сроком действия до 31.12.2011);
- установил:
Открытое акционерное общество "Тюменский расчетно-информационный центр" (далее - ОАО "ТРИЦ", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением об оспаривании постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тюменской области (далее - управление, ответчик, административный орган) от 15.06.2011 N 523.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 19.08.2011 по делу N А70-6254/2011 заявленные требования удовлетворены. Постановление по делу об административном правонарушении N 523 от 15.06.2011, вынесенное Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека по Тюменской области в отношении ОАО "Тюменский расчетно-информационный центр" признано незаконным и отменено.
Судебный акт мотивирован тем, что в законодательстве не был урегулирован порядок расчета при условиях, которые имелись относительно конкретного жилого дома, то есть при наличии одного прибора учета одновременно для отопления и горячего водоснабжения.
Не согласившись с принятым судебным актом, управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просила решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы указало, что при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется для отопления в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 Приложения N 2 Постановления N 307 от 23.05.2006 "Об утверждении Правил оказания коммунальных услуг граждан".
Считает, что в данном случае ОАО "УТСК" своими действиями установленный порядок ценообразования не нарушил. Управляющая компания также не совершила фактических действий по нарушению действующего порядка ценообразования. Податель жалобы полагает, что виновные действия совершены ОАО "ТРИЦ".
От ОАО "Тюменский расчетно-информационный центр" поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, который приобщен к материалам дела.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебное заседание проведено в отсутствие Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека по Тюменской области, надлежащим образом извещенного о времени и месте слушания по делу.
Представитель ОАО "Тюменский расчетно-информационный центр" в заседании суда апелляционной инстанции с доводами апелляционной жалобы не согласился, поддержал доводы, изложенные в отзыве, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Рассмотрев материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителя ОАО "Тюменский расчетно-информационный центр", суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Управлением проведена внеплановая документарная проверка ООО "УК по УЖФ "Заря", которое осуществляет обслуживание многоквартирного жилого дома по адресу: г. Тюмень, пр. Заречный, д. 37, корпус 1.
В ходе проверки установлено, что между ООО "УК по УЖФ "Заря" заключен договор N 89/06-П от 01.06.2006 на совершение действий по начислению и учету денежных средств, оплачиваемых населением за жилищные услуги.
Согласно п. 1.1 договора ООО "УК по УЖФ "Заря" поручает, а ОАО "ТРИЦ" принимает на себя обязательства по организации системы платежей населения за работы (услуги).
Между ОАО "ТРИЦ" и ОАО "УТСК" заключен договор N 16/11-П на совершение действий по начислению и учету денежных средств, оплачиваемых населением за отопление и горячее водоснабжение от 25.02.2011, действующего с 01.01.2011.
В соответствии с п. 1.1.2 указанного договора ОАО "ТРИЦ" обязуется за вознаграждение по поручению ОАО "УТСК" осуществлять организацию системы платежей за отопление и горячее водоснабжение.
Согласно п. 2.1.3 ОАО "ТРИЦ" обязуется производить начисление платы за отопление и горячее водоснабжение в соответствии с порядком, установленным Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 307 "Об утверждении Правил оказания коммунальных услуг гражданам", органами государственного регулирования, условиями настоящего договора и указаниями ОАО "УТСК".
Многоквартирный дом по указанному выше адресу оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии.
Расчет заявителем производился исходя из тарифов, установленных Решением РЭК Тюменской области, ХМАО, ЯНАО.
В 2010 году применялся тариф - 586,81 руб./Гкал.
В 2011 году применялся тариф - 677,77 руб./Гкал.
При проведении проверки 06.05.2011 в действиях заявителя административным органом были обнаружены признаки нарушения законодательства в сфере защиты прав потребителей: нарушен порядок ценообразования на услугу "отопление", предусмотренное частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, а именно установлено, что заявитель осуществил нарушение подпункта 2 пункта 2 Приложения N 2 к Правилам N 307 путем деления суммы, предназначенной для начисления по всему дому за отопление на общую отапливаемую площадь дома для получения размера платы с 1 кв. м отапливаемой площади жилого помещения.
По мнению административного органа необходимо было осуществить расчет по нормативу потребления.
По факту выявленного нарушения составлен протокол от 11.05.2011 N 191 и вынесено постановление от 15.06.2011 N 523.
Не согласившись с постановлением, общество обратилось в арбитражный суд.
19.08.2011 Арбитражным судом Тюменской области принято решение, которое обжаловано управлением в апелляционном порядке.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, находит решение по делу подлежащим оставлению без изменения, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению исходя из следующего.
Согласно частям 6 и 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ.
Ответственность за совершение правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, предусмотрена в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере ста тысяч рублей.
Объектом правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, является посягательство на установленный государством порядок ценообразования. Государственное регулирование в сфере ценообразования осуществляется в целях защиты прав граждан, соблюдения экономических интересов хозяйствующих субъектов, а также обеспечения нормального функционирования хозяйственной системы в целом и ее отдельных отраслей. Государственное регулирование цен осуществляется в сфере деятельности естественных монополий, а при необходимости - и в иных сферах экономики, имеющих важное социальное значение. При этом следует исходить из того, что ценообразование - это процесс формирования цен на товары и услуги, характеризуемый методами, способами установления цен в целом, относящимися ко всем товарам.
Порядок предоставления коммунальных услуг утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", которым приняты Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила N 307).
В силу пункта 1 Правил N 307, они регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
При этом исполнителем коммунальных услуг является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Таким образом, взаимоотношения собственников жилых помещений и управляющей компании как исполнителя коммунальных услуг, в частности, по вопросам порядка определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии и порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг охватывается понятием "порядок предоставления коммунальных услуг", в силу чего, относятся к компетенции Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тюменской области.
Внеплановая проверка, осуществлена заинтересованным лицом в пределах предоставленных ему полномочий, в силу чего является обоснованным законодательством право на вынесение в данной сфере постановления N 523 от 15.06.2011.
В силу статьи 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.д.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в отношении электроснабжения органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Указанное положение конкретизируется в Разделе III "Порядок расчета и внесение платы за коммунальные услуги" Правил N 307, предусматривающем порядок расчета размера платы за коммунальные услуги в зависимости от оборудования многоквартирных жилых домов и помещений в них коллективными (общедомовыми), общими (квартирными) и индивидуальными приборами учета (пункты 16 - 23).
Многоквартирный жилой дом по адресу: г. Тюмень, пр. Заречный, д. 37, корпус 1 оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии.
Порядок определения размера платы за коммунальные ресурсы при наличии общедомовых приборов учета регулируется пунктами 21 и 22 Правил N 307.
Так, в соответствии с пунктом 22 Правил N 307 собственники помещений в многоквартирном жилом доме несут обязательства по оплате потребленных коммунальных услуг, исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета.
Расчет размера платы за коммунальные услуги приводится в Приложении N 2 (пункт 4 Правил N 307).
Как следует из пункта 21 Правил N 307 при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется:
а) для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 Приложения N 2 к настоящим Правилам;
б) для отопления - в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 Приложения N 2 к настоящим Правилам.
Из подпункта 1 пункта 2 Приложения N 2 Правил N 307 следует, что размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, газоснабжение и электроснабжение (руб.) определяется по формуле:
n
i
P = (V - SUM V x T x --
ky2.i D nk.i ky n
D, (6)
где:
- - объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), фактически потребленный за расчетный период, определенный по показанию коллективного (общедомового) прибора учета в многоквартирном доме или в жилом доме (куб. м, кВт-час);
- - объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа, электрической энергии), потребленный за расчетный период в i-том нежилом помещении (за исключением помещений общего пользования) (куб. м, кВт-час), определенный в соответствии с пунктом 20 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам;
- - тариф на соответствующий коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и водоотведения - руб./куб. м; для электроснабжения - руб./кВт-час);
- - количество граждан, проживающих (зарегистрированных) в i-том жилом помещении (квартире, коммунальной квартире, жилом доме) (чел.);
- - количество граждан, зарегистрированных по месту жительства и месту пребывания во всех жилых помещениях дома, не оборудованных индивидуальными приборами учета (чел.).
Как следует из подпункта 2 пункта 2 Приложения N 2 Правил N 307 размер платы за отопление (руб.) в i-том жилом помещении многоквартирного дома определяется по формуле:
Po.i = Si x Vt x TT, (7),
- где: - общая площадь i-того помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м);
- - среднемесячный объем потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год (Гкал/кв. м);
- - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (руб./Гкал).
Вместе с тем, указанный выше многоквартирный дом оборудован прибором учета тепловой энергии, который содержит показания тепловой энергии в совокупности по двум составляющим: отопление и горячее водоснабжение.
А как следует из вышеуказанных расчетов, они применяется для расчета размера платы либо за горячее водоснабжение, либо за отопление, в то время как многоквартирный дом оборудован одним прибором учета тепловой энергии и для отопления и для горячего водоснабжения.
При этом в Правилах N 307 не предусмотрено такой формулы расчета, которая бы производилась по общедомовому прибору учета для отопления и для горячего водоснабжения.
В силу пункта 15 Правил N 307 размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
По смыслу пункта 1 статьи 157 ЖК РФ следует, что при отсутствии возможности определения объемов потребления коммунальных услуг по приборам учета, расчет производится исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации (часть 2 статьи 157 ЖК РФ).
Таким образом, ни один из действующих нормативных актов не устанавливает порядок расчета, который бы применялся при начислении по общедомовому счетчику за потребление горячей воды и за отопление.
Расчет заявителем производился исходя из тарифов, установленных Решением РЭК Тюменской области, ХМАО, ЯНАО.
В 2010 году применялся тариф - 586,81 руб./Гкал.
В 2011 году применялся тариф - 677,77 руб./Гкал.
Поскольку нормативно-правовыми актами не установлен порядок ценообразования на данные услуги при такой ситуации, то ОАО "ТРИЦ" была применена методика, предоставленная ОАО "УТСК", начисления по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета.
Действие данной методики не является установленной законодательством.
При этом суд первой инстанции обоснованно указал, что Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, содержат формулу определения размера платы за отопление аналогичную методике определения размера платы по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета, направленной заявителю ОАО "УТСК" (Приложение N 2 к Правилам пункт 3 формула 3).
Однако на момент совершения правонарушения указанные выше нормы права не действовали, а в законодательстве не был урегулирован соответствующий порядок расчета при условиях, которые имелись относительно конкретного жилого дома, то есть при наличии одного прибора учета одновременно для отопления и горячего водоснабжения.
Таким образом, несмотря на то, что применен метод законодательству не соответствующий, однако лицо не имело возможности применить нужный метод, ввиду его отсутствия в законодательстве.
Довод административного органа о том, что следовало применить расчет по нормативу, судом апелляционной инстанции не признается обоснованным поскольку, расчет по нормативу возможен лишь при полном отсутствии общедомового прибора учета. В данном случае ситуация была иной и говорить об отсутствии общего прибора учета не представляется возможным.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2.1. КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Таким образом, в действиях ОАО "ТРИЦ" отсутствует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, поскольку фактически отсутствует вина ОАО "ТРИЦ" в совершении данного правонарушения.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что суд первой инстанции при вынесении решения полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя.
Доводы апелляционной жалобы, сводятся фактически к повторению утверждений, исследованных и правомерно отклоненных судом первой инстанции, не могут служить основаниями для отмены решения.
Решение Арбитражного суда Тюменской области от 19.08.2011 по делу N А70-6254/2011 принято при правильном применении норм материального и процессуального права.
Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Суд апелляционной инстанции не распределяет расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы, поскольку в силу части 4 статьи 208 АПК РФ по данной категории дел уплата государственной пошлины не предусмотрена.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тюменской области оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Тюменской области от 19.08.2011 по делу N А70-6254/2011 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме только по основаниям части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Н.А.ШИНДЛЕР
Н.А.ШИНДЛЕР
Судьи
А.Н.ЛОТОВ
О.А.СИДОРЕНКО
А.Н.ЛОТОВ
О.А.СИДОРЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)