Судебные решения, арбитраж
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 17 февраля 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 февраля 2012 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Полынкиной Н.А.,
судей Игнашиной Г.Д., Стахановой В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гуленковой И.А.,
при участии:
от ИП Парамонова Ю.А. (241014, г. Брянск, ул. Литейная, д. 51, кв. 46, ОГРН 304325504000202, ИНН 323200096546): Парамонов Ю.А. - индивидуальный предприниматель, свидетельство серии 32 N 001746428, Садохов С.В. - представитель по доверенности от 12.10.2009,
от отдела государственного пожарного надзора по Бежицкому району города Брянска (241035, г. Брянск, ул. Институтская, д. 6, ОГРН 1043244020280, ИНН 3250056989): Григорьев Н.Н. - представитель по доверенности от 18.01.2012 N 473-4-2, Демидов П.Н. - представитель по доверенности от 18.01.2012 N 473-4-2,
от Комитета по ЖКХ Брянской городской администрации (241050, г. Брянск, ул. Ленина, д. 39А, ОГРН 1063250032504, ИНН 3250067042) не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом,
от Управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации (241002, г. Брянск, пр-т Ленина, д. 35, ОГРН 1093254008858, ИНН 3250512568) не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом,
от МУП "Жилспецсервис" г. Брянска (241023, г. Брянск, ул. Объездная, д. 14, ОГРН 1063250030084, ИНН 3250066190) не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом,
рассмотрев апелляционную жалобу ИП Парамонова Юрия Алексеевича на решение Арбитражного суда Брянской области от 01 декабря 2011 года по делу N А09-5336/2011 (судья Кулинич Е.И.),
установил:
индивидуальный предприниматель Парамонов Юрий Алексеевич (далее - ИП Парамонов Ю.А., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Брянской области с заявлением к отделу государственного пожарного надзора по Бежицкому району города Брянска (далее - ОГПН по Бежицкому району г. Брянска, административный орган), с участием в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации (далее - Комитет по ЖКХ), Управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации (далее - Управление), муниципального унитарного предприятия "Жилспецсервис" г. Брянска (далее - МУП "Жилспецсервис" г. Брянска), о признании недействительным предписания от 13.07.2011 N 287/1/1-1.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 01.12.2011 заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с указанным решением, ИП Парамонов Ю.А. обратился в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. При этом заявитель жалобы указывает, что на момент выдачи предписания СНиП 31-03-2003 "Здания жилые многоквартирные" фактически утратил силу в связи с введением в действие актуализированной редакции СП 54.13330.2011, утвержденной приказом Министерства регионального развития РФ от 24.12.2010 N 778, в связи с чем предписание является недействительным.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Брянской области от 01.12.2011 проверены в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ. При этом оснований, предусмотренных ст. 270 АПК РФ для отмены решения, судом апелляционной инстанции не установлено.
Проанализировав материалы дела, обсудив доводы заявителя жалобы, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, здание, расположенное по ул. 3-го Интернационала Бежицкого района г. Брянска, переданное в хозяйственное ведение МУП "Жилспецсервис" г. Брянска по акту приема-передачи зданий (сооружений) N 16 от 08.06.2007, имеет статус многоквартирного жилого дома, в котором часть жилых помещений в результате приватизации перешла в собственность лиц, проживающих в нем, часть находится в пользовании граждан по договору социального найма с органом местного самоуправления, а часть имеет статус нежилых помещений и находится в собственности физических лиц.
Согласно договору купли-продажи N 180 от 09.07.2010 ИП Парамонов Ю.А. купил у Управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации под магазин промышленных товаров муниципальное нежилое помещение общей площадью 18,9 кв. м (на 2-м этаже 5-этажного жилого дома), расположенное по адресу: г. Брянск, Бежицкий район, ул. 3-го Интернационала д. 1, пом. 21.
Указанный объект недвижимости принадлежит ИП Парамонову Ю.А. на праве собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 28.09.2010 серии 32-АГ N 751114. Помещение используется предпринимателем для осуществления предпринимательской деятельности.
Отделом государственного пожарного надзора по Бежицкому району города Брянска 26.01.2011 проведена проверка в отношении ИП Парамонова Ю.А. по вышеуказанному адресу на предмет соблюдения требований пожарной безопасности.
По результатам проведенной проверки предпринимателю было выдано предписание N 24/1/1-4 от 26.01.2011 об устранении нарушений в области пожарной безопасности, выявленных при проверке вышеуказанного нежилого помещения, сроком исполнения 01.05.2011.
На основании распоряжения от 16.06.2011 N 278 ОГПН по Бежицкому району г. Брянска 13.07.2011 была проведена проверка ИП Парамонова Ю.А. на предмет исполнения требований, указанных в предписании от 26.01.2011.
По результатам проведенной проверки установлено, что из четырех пунктов указанного предписания не выполнен один, а именно: помещение N 21 под магазин на 2-м этаже на поэтажном плане не отделено от жилой части здания (т.е. помещений иного общественного назначения) перегородками 1-го типа, что является нарушением ч. 1 ст. 151 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункта 3 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 N 313 (СНиП 31-01-2003 п. 7.1.12, СНиП 21-01-97* п. 7.4), о чем составлен акт проверки от 13.07.2011 N 278.
ОГПН по Бежицкому району г. Брянска в отношении ИП Парамонова Ю.А. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 12 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и выдано предписание от 13.07.2011 N 287/1/1-1, которым предпринимателю предписано в срок до 01.02.2012 отделить помещения от жилой части здания перегородками 1-го типа.
Не согласившись с указанным предписанием, предприниматель обратился в Арбитражный суд Брянской области с заявлением о признании его недействительным.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение, и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
В силу ч. 1 ст. 38 Закона N 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
В статье 6 Закона N 69-ФЗ установлено, что государственный пожарный надзор в Российской Федерации осуществляется должностными лицами органов государственного пожарного надзора, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности.
Пунктом 6 Положения о государственном пожарном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2004 N 820, определено, что органы государственного пожарного надзора в рамках своей компетенции организуют и осуществляют надзор за соблюдением требований пожарной безопасности федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами; проводят в соответствии с законодательством Российской Федерации дознание по делам о пожарах и по делам о нарушениях требований пожарной безопасности.
Таким образом, Отдел в пределах своих полномочий осуществляет государственный пожарный надзор, в том числе путем составления актов проверки соблюдения требований правил пожарной безопасности и направления в адрес проверяемых организаций предписаний об устранении нарушений и соблюдении действующих требований в области пожарной безопасности.
В соответствии с частью 1 статьи 151 Федерального закона N 123-ФЗ от 22.07.2008 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" со дня вступления в силу настоящего Федерального закона до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к объектам защиты (продукции), процессам производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации (вывода из эксплуатации), установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, не противоречащей требованиям настоящего Федерального закона.
Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности и их должностными лицами, установлены в Правилах пожарной безопасности Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 313.
В силу пункта 10 ППБ 01-03 собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.
Наряду с указанными Правилами следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке (пункт 3 ППБ 01-03).
В соответствии с п. 7.1.12 СНиП 31-01-2003 "Здания жилые многоквартирные" встроенные в жилые здания помещения общественного назначения следует отделять от помещений жилой части глухими противопожарными стенами, перегородками и перекрытиями с пределом огнестойкости не ниже REI 45 или EI 45 соответственно, а в зданиях I степени огнестойкости - перекрытиями 2-го типа.
Как следует из предписания от 13.07.2011 N 287/1/1-1, предпринимателю предписано отделить помещения от жилой части здания перегородками 1-го типа.
В силу пункта 5.14 СНиП 21-01-97 "Пожарная безопасность зданий и сооружений", принятых и введенных в действие постановлением Минстроя РФ от 13.02.1997 N 18-7, противопожарными преградами в зависимости от огнестойкости их ограждающей части являются в частности перегородки с пределом огнестойкости EI 45, которые являются первым типом противопожарных преград.
Согласно пункту 7.4 СНиП 21-01-97 "Пожарная безопасность зданий и сооружений" части зданий и помещения различных классов функциональной пожарной опасности должны быть разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами. При этом требования к таким ограждающим конструкциям и типам противопожарных преград устанавливаются с учетом функциональной пожарной опасности помещений, величины пожарной нагрузки, степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности здания.
Материалами дела подтверждается, что в нарушение изложенных выше норм ИП Парамоновым Ю.А. не исполнено требование, установленное предписанием, а именно: отделить помещение предпринимателя от жилой части здания перегородками 1-го типа, в связи с чем судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении заявленных требований.
Кроме того, в ходе судебного разбирательства судом первой инстанции был сделан запрос в ГУП "Брянсккоммунпроект" о предоставлении информации о том, предусматривается ли отражение в проектно-сметной документации, разрабатываемой ГУП "Брянсккоммунпроект" по договору с Комитетом по ЖКХ Брянской городской администрации, требований ОГПН, изложенных в спорном предписании.
Письмом от 15.11.2011 N 927 ГУП "Брянсккоммунпроект" сообщило, что в проектно-сметной документации предусматривается выполнение проекта эвакуационных выходов со второго этажа дома N 1 по ул. 3-го Интернационала в Бежицком районе г. Брянска.
В соответствии со статьей 44 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройками), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме относится к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Статьей 45 ЖК РФ, регулирующей порядок проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, установлено, что внеочередное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может быть созвано по инициативе любого из данных собственников. Собственник, по инициативе которого созывается общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, обязан сообщить собственникам помещений в данном доме о проведении такого собрания не позднее чем за десять дней до даты его проведения. В указанный срок сообщение о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должно быть направлено каждому собственнику помещения в данном доме заказным письмом, если решением общего собрания собственников помещений в данном доме не предусмотрен иной способ направления этого сообщения в письменной форме, или вручено каждому собственнику помещения в данном доме под роспись либо размещено в помещении данного дома, определенном таким решением и доступном для всех собственников помещений в данном доме.
Между тем, ИП Парамонов Ю.А. доказательств того, что им принимались меры для созыва общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в установленном законом порядке, в материалы дела не представил.
Довод апелляционной жалобы о том, что на момент выдачи предписания СНиП 31-03-2003 "Здания жилые многоквартирные" фактически утратил силу в связи с введением в действие актуализированной редакции СП 54.13330.2011, утвержденной приказом Министерства регионального развития РФ от 24.12.2010 N 778, в связи с чем предписание является недействительным, является несостоятельным в силу следующего.
В предписании от 13.07.2011 N 287/1/1-1 указаны нормативные акты и нормативные документы, требования которых нарушены, в частности СНиП 31-01-2003 п. 7.1.12.
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 24.12.2010 N 778 утвержден свод правил "СНиП 31-01-2003 "Здания жилые многоквартирные". Установлено, что свод правил "СНиП 31-01-2003 "Здания жилые многоквартирные" вводится в действие с 20 мая 2011 года.
Этим же приказом введена в действие актуализированная редакция СНиП 31-01-2003 СП 54.13330.2011.
Однако данное обстоятельство не лишает своей юридической силы обжалуемое заявителем предписание в силу следующего.
Предписание N 287/1/1-1 от 13.07.2011 было выдано ИП Парамонову Ю.А. по итогам проверки, проведенной на предмет контроля выполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности N 24/1/1-4 от 26.01.2011, срок исполнения которого истек 01.05.2011. В ходе проверки был установлен факт невыполнения предписания N 24/1/1-4 от 26.01.2011 в части устранения нарушения, выразившегося в неотделении предпринимателем Парамоновым Ю.А. принадлежащего ему помещения магазина от жилой части здания перегородками 1-го типа. Таким образом, выдача предписания от 13.07.2011 была связана не с выявлением на тот момент нарушения, а с невыполнением предпринимателем ранее выданного предписания по результатам проверки по соблюдению требований пожарной безопасности, проведенной 26.01.2011, в ходе которой и было выявлено вышеуказанное нарушение по несоблюдению требований законодательных и нормативных правовых актов по пожарной безопасности, в том числе СНиП 31-01-2003, который действовал на момент выявления нарушения 26.01.2011.
Ссылка в предписании N 287/1/1-1 от 13.07.2011 на СНиП 31-01-2003, как документ, требования которого нарушены, тогда как на момент выдачи данного предписания был введен в действие свод правил "СНиП 31-01-2003 "Здания жилые многоквартирные", утвержденный приказом Министерства регионального развития РФ от 24.12.2010 N 778, не свидетельствует о незаконности данного предписания, поскольку, как уже отмечалось выше, выдача названного предписания была вызвана не выявлением правонарушения, а его неустранением, установленным еще в январе 2011 года и носящим по сути длительный характер. В предписании от 13.07.2011 было продублировано нарушение требований пожарной безопасности со ссылкой на наименование нормативных правовых актов и документов по пожарной безопасности, требования которых были нарушены ИП Парамоновым Ю.А., указанное в предписании от 30.01.2011.
Кроме того, в письме Министерства регионального развития Российской Федерации от 15.08.2011 N 18529-08/ИП-ОГ "О разъяснении статуса сводов правил - актуализированных СНиПов" указано на то, что Минрегион России во исполнение статьи 42 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" осуществляет актуализацию строительных норм и правил, признаваемых в соответствии с данным Федеральным законом сводами правил и включенных в перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона. В настоящее время соответствующие изменения в указанные перечни находятся на стадии подготовки. В целях переходного периода актуализированные своды правил не отменяют действия предыдущих сводов правил.
Ссылка заявителя в обоснование довода жалобы на определение ВАС РФ от 30.08.2011 N ВАС-11355/11 об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации не может быть принята во внимание, поскольку определение было принято по конкретному делу в отношении других лиц и содержит иной предмет спора.
При вышеуказанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены принятого законного и обоснованного решения.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 269 п. 1, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Брянской области от 01 декабря 2011 года по делу N А09-5336/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В порядке ч. 1 ст. 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
Н.А.ПОЛЫНКИНА
Судьи
Г.Д.ИГНАШИНА
В.Н.СТАХАНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 21.02.2012 ПО ДЕЛУ N А09-5336/2011
Разделы:Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 февраля 2012 г. по делу N А09-5336/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 17 февраля 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 февраля 2012 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Полынкиной Н.А.,
судей Игнашиной Г.Д., Стахановой В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гуленковой И.А.,
при участии:
от ИП Парамонова Ю.А. (241014, г. Брянск, ул. Литейная, д. 51, кв. 46, ОГРН 304325504000202, ИНН 323200096546): Парамонов Ю.А. - индивидуальный предприниматель, свидетельство серии 32 N 001746428, Садохов С.В. - представитель по доверенности от 12.10.2009,
от отдела государственного пожарного надзора по Бежицкому району города Брянска (241035, г. Брянск, ул. Институтская, д. 6, ОГРН 1043244020280, ИНН 3250056989): Григорьев Н.Н. - представитель по доверенности от 18.01.2012 N 473-4-2, Демидов П.Н. - представитель по доверенности от 18.01.2012 N 473-4-2,
от Комитета по ЖКХ Брянской городской администрации (241050, г. Брянск, ул. Ленина, д. 39А, ОГРН 1063250032504, ИНН 3250067042) не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом,
от Управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации (241002, г. Брянск, пр-т Ленина, д. 35, ОГРН 1093254008858, ИНН 3250512568) не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом,
от МУП "Жилспецсервис" г. Брянска (241023, г. Брянск, ул. Объездная, д. 14, ОГРН 1063250030084, ИНН 3250066190) не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом,
рассмотрев апелляционную жалобу ИП Парамонова Юрия Алексеевича на решение Арбитражного суда Брянской области от 01 декабря 2011 года по делу N А09-5336/2011 (судья Кулинич Е.И.),
установил:
индивидуальный предприниматель Парамонов Юрий Алексеевич (далее - ИП Парамонов Ю.А., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Брянской области с заявлением к отделу государственного пожарного надзора по Бежицкому району города Брянска (далее - ОГПН по Бежицкому району г. Брянска, административный орган), с участием в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации (далее - Комитет по ЖКХ), Управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации (далее - Управление), муниципального унитарного предприятия "Жилспецсервис" г. Брянска (далее - МУП "Жилспецсервис" г. Брянска), о признании недействительным предписания от 13.07.2011 N 287/1/1-1.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 01.12.2011 заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с указанным решением, ИП Парамонов Ю.А. обратился в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. При этом заявитель жалобы указывает, что на момент выдачи предписания СНиП 31-03-2003 "Здания жилые многоквартирные" фактически утратил силу в связи с введением в действие актуализированной редакции СП 54.13330.2011, утвержденной приказом Министерства регионального развития РФ от 24.12.2010 N 778, в связи с чем предписание является недействительным.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Брянской области от 01.12.2011 проверены в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ. При этом оснований, предусмотренных ст. 270 АПК РФ для отмены решения, судом апелляционной инстанции не установлено.
Проанализировав материалы дела, обсудив доводы заявителя жалобы, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, здание, расположенное по ул. 3-го Интернационала Бежицкого района г. Брянска, переданное в хозяйственное ведение МУП "Жилспецсервис" г. Брянска по акту приема-передачи зданий (сооружений) N 16 от 08.06.2007, имеет статус многоквартирного жилого дома, в котором часть жилых помещений в результате приватизации перешла в собственность лиц, проживающих в нем, часть находится в пользовании граждан по договору социального найма с органом местного самоуправления, а часть имеет статус нежилых помещений и находится в собственности физических лиц.
Согласно договору купли-продажи N 180 от 09.07.2010 ИП Парамонов Ю.А. купил у Управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации под магазин промышленных товаров муниципальное нежилое помещение общей площадью 18,9 кв. м (на 2-м этаже 5-этажного жилого дома), расположенное по адресу: г. Брянск, Бежицкий район, ул. 3-го Интернационала д. 1, пом. 21.
Указанный объект недвижимости принадлежит ИП Парамонову Ю.А. на праве собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 28.09.2010 серии 32-АГ N 751114. Помещение используется предпринимателем для осуществления предпринимательской деятельности.
Отделом государственного пожарного надзора по Бежицкому району города Брянска 26.01.2011 проведена проверка в отношении ИП Парамонова Ю.А. по вышеуказанному адресу на предмет соблюдения требований пожарной безопасности.
По результатам проведенной проверки предпринимателю было выдано предписание N 24/1/1-4 от 26.01.2011 об устранении нарушений в области пожарной безопасности, выявленных при проверке вышеуказанного нежилого помещения, сроком исполнения 01.05.2011.
На основании распоряжения от 16.06.2011 N 278 ОГПН по Бежицкому району г. Брянска 13.07.2011 была проведена проверка ИП Парамонова Ю.А. на предмет исполнения требований, указанных в предписании от 26.01.2011.
По результатам проведенной проверки установлено, что из четырех пунктов указанного предписания не выполнен один, а именно: помещение N 21 под магазин на 2-м этаже на поэтажном плане не отделено от жилой части здания (т.е. помещений иного общественного назначения) перегородками 1-го типа, что является нарушением ч. 1 ст. 151 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункта 3 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 N 313 (СНиП 31-01-2003 п. 7.1.12, СНиП 21-01-97* п. 7.4), о чем составлен акт проверки от 13.07.2011 N 278.
ОГПН по Бежицкому району г. Брянска в отношении ИП Парамонова Ю.А. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 12 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и выдано предписание от 13.07.2011 N 287/1/1-1, которым предпринимателю предписано в срок до 01.02.2012 отделить помещения от жилой части здания перегородками 1-го типа.
Не согласившись с указанным предписанием, предприниматель обратился в Арбитражный суд Брянской области с заявлением о признании его недействительным.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение, и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
В силу ч. 1 ст. 38 Закона N 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
В статье 6 Закона N 69-ФЗ установлено, что государственный пожарный надзор в Российской Федерации осуществляется должностными лицами органов государственного пожарного надзора, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности.
Пунктом 6 Положения о государственном пожарном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2004 N 820, определено, что органы государственного пожарного надзора в рамках своей компетенции организуют и осуществляют надзор за соблюдением требований пожарной безопасности федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами; проводят в соответствии с законодательством Российской Федерации дознание по делам о пожарах и по делам о нарушениях требований пожарной безопасности.
Таким образом, Отдел в пределах своих полномочий осуществляет государственный пожарный надзор, в том числе путем составления актов проверки соблюдения требований правил пожарной безопасности и направления в адрес проверяемых организаций предписаний об устранении нарушений и соблюдении действующих требований в области пожарной безопасности.
В соответствии с частью 1 статьи 151 Федерального закона N 123-ФЗ от 22.07.2008 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" со дня вступления в силу настоящего Федерального закона до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к объектам защиты (продукции), процессам производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации (вывода из эксплуатации), установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, не противоречащей требованиям настоящего Федерального закона.
Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности и их должностными лицами, установлены в Правилах пожарной безопасности Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 313.
В силу пункта 10 ППБ 01-03 собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.
Наряду с указанными Правилами следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке (пункт 3 ППБ 01-03).
В соответствии с п. 7.1.12 СНиП 31-01-2003 "Здания жилые многоквартирные" встроенные в жилые здания помещения общественного назначения следует отделять от помещений жилой части глухими противопожарными стенами, перегородками и перекрытиями с пределом огнестойкости не ниже REI 45 или EI 45 соответственно, а в зданиях I степени огнестойкости - перекрытиями 2-го типа.
Как следует из предписания от 13.07.2011 N 287/1/1-1, предпринимателю предписано отделить помещения от жилой части здания перегородками 1-го типа.
В силу пункта 5.14 СНиП 21-01-97 "Пожарная безопасность зданий и сооружений", принятых и введенных в действие постановлением Минстроя РФ от 13.02.1997 N 18-7, противопожарными преградами в зависимости от огнестойкости их ограждающей части являются в частности перегородки с пределом огнестойкости EI 45, которые являются первым типом противопожарных преград.
Согласно пункту 7.4 СНиП 21-01-97 "Пожарная безопасность зданий и сооружений" части зданий и помещения различных классов функциональной пожарной опасности должны быть разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами. При этом требования к таким ограждающим конструкциям и типам противопожарных преград устанавливаются с учетом функциональной пожарной опасности помещений, величины пожарной нагрузки, степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности здания.
Материалами дела подтверждается, что в нарушение изложенных выше норм ИП Парамоновым Ю.А. не исполнено требование, установленное предписанием, а именно: отделить помещение предпринимателя от жилой части здания перегородками 1-го типа, в связи с чем судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении заявленных требований.
Кроме того, в ходе судебного разбирательства судом первой инстанции был сделан запрос в ГУП "Брянсккоммунпроект" о предоставлении информации о том, предусматривается ли отражение в проектно-сметной документации, разрабатываемой ГУП "Брянсккоммунпроект" по договору с Комитетом по ЖКХ Брянской городской администрации, требований ОГПН, изложенных в спорном предписании.
Письмом от 15.11.2011 N 927 ГУП "Брянсккоммунпроект" сообщило, что в проектно-сметной документации предусматривается выполнение проекта эвакуационных выходов со второго этажа дома N 1 по ул. 3-го Интернационала в Бежицком районе г. Брянска.
В соответствии со статьей 44 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройками), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме относится к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Статьей 45 ЖК РФ, регулирующей порядок проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, установлено, что внеочередное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может быть созвано по инициативе любого из данных собственников. Собственник, по инициативе которого созывается общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, обязан сообщить собственникам помещений в данном доме о проведении такого собрания не позднее чем за десять дней до даты его проведения. В указанный срок сообщение о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должно быть направлено каждому собственнику помещения в данном доме заказным письмом, если решением общего собрания собственников помещений в данном доме не предусмотрен иной способ направления этого сообщения в письменной форме, или вручено каждому собственнику помещения в данном доме под роспись либо размещено в помещении данного дома, определенном таким решением и доступном для всех собственников помещений в данном доме.
Между тем, ИП Парамонов Ю.А. доказательств того, что им принимались меры для созыва общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в установленном законом порядке, в материалы дела не представил.
Довод апелляционной жалобы о том, что на момент выдачи предписания СНиП 31-03-2003 "Здания жилые многоквартирные" фактически утратил силу в связи с введением в действие актуализированной редакции СП 54.13330.2011, утвержденной приказом Министерства регионального развития РФ от 24.12.2010 N 778, в связи с чем предписание является недействительным, является несостоятельным в силу следующего.
В предписании от 13.07.2011 N 287/1/1-1 указаны нормативные акты и нормативные документы, требования которых нарушены, в частности СНиП 31-01-2003 п. 7.1.12.
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 24.12.2010 N 778 утвержден свод правил "СНиП 31-01-2003 "Здания жилые многоквартирные". Установлено, что свод правил "СНиП 31-01-2003 "Здания жилые многоквартирные" вводится в действие с 20 мая 2011 года.
Этим же приказом введена в действие актуализированная редакция СНиП 31-01-2003 СП 54.13330.2011.
Однако данное обстоятельство не лишает своей юридической силы обжалуемое заявителем предписание в силу следующего.
Предписание N 287/1/1-1 от 13.07.2011 было выдано ИП Парамонову Ю.А. по итогам проверки, проведенной на предмет контроля выполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности N 24/1/1-4 от 26.01.2011, срок исполнения которого истек 01.05.2011. В ходе проверки был установлен факт невыполнения предписания N 24/1/1-4 от 26.01.2011 в части устранения нарушения, выразившегося в неотделении предпринимателем Парамоновым Ю.А. принадлежащего ему помещения магазина от жилой части здания перегородками 1-го типа. Таким образом, выдача предписания от 13.07.2011 была связана не с выявлением на тот момент нарушения, а с невыполнением предпринимателем ранее выданного предписания по результатам проверки по соблюдению требований пожарной безопасности, проведенной 26.01.2011, в ходе которой и было выявлено вышеуказанное нарушение по несоблюдению требований законодательных и нормативных правовых актов по пожарной безопасности, в том числе СНиП 31-01-2003, который действовал на момент выявления нарушения 26.01.2011.
Ссылка в предписании N 287/1/1-1 от 13.07.2011 на СНиП 31-01-2003, как документ, требования которого нарушены, тогда как на момент выдачи данного предписания был введен в действие свод правил "СНиП 31-01-2003 "Здания жилые многоквартирные", утвержденный приказом Министерства регионального развития РФ от 24.12.2010 N 778, не свидетельствует о незаконности данного предписания, поскольку, как уже отмечалось выше, выдача названного предписания была вызвана не выявлением правонарушения, а его неустранением, установленным еще в январе 2011 года и носящим по сути длительный характер. В предписании от 13.07.2011 было продублировано нарушение требований пожарной безопасности со ссылкой на наименование нормативных правовых актов и документов по пожарной безопасности, требования которых были нарушены ИП Парамоновым Ю.А., указанное в предписании от 30.01.2011.
Кроме того, в письме Министерства регионального развития Российской Федерации от 15.08.2011 N 18529-08/ИП-ОГ "О разъяснении статуса сводов правил - актуализированных СНиПов" указано на то, что Минрегион России во исполнение статьи 42 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" осуществляет актуализацию строительных норм и правил, признаваемых в соответствии с данным Федеральным законом сводами правил и включенных в перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона. В настоящее время соответствующие изменения в указанные перечни находятся на стадии подготовки. В целях переходного периода актуализированные своды правил не отменяют действия предыдущих сводов правил.
Ссылка заявителя в обоснование довода жалобы на определение ВАС РФ от 30.08.2011 N ВАС-11355/11 об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации не может быть принята во внимание, поскольку определение было принято по конкретному делу в отношении других лиц и содержит иной предмет спора.
При вышеуказанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены принятого законного и обоснованного решения.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 269 п. 1, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Брянской области от 01 декабря 2011 года по делу N А09-5336/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В порядке ч. 1 ст. 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
Н.А.ПОЛЫНКИНА
Судьи
Г.Д.ИГНАШИНА
В.Н.СТАХАНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)