Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОАО "Ростовэнерго" (далее предприятие) обратилось в суд с иском к мэрии г. Шахты и Управлению труда и социального развития мэрии г. Шахты (далее управление) по преддоговорному спору по пунктам 1.2, 4.2 и 4.3 договора энергоснабжения от 05.01.04 N 117/20-10/04.
Решением от 20.05.04 исковые требования частично удовлетворены. Пункты 1.2 и 4.3 договора приняты в редакции ответчика; пункт 4.2 - в редакции истца. Суд мотивировал решение тем, что пункты 1.2 и 4.3 включены ответчиком в договор в соответствии с Положением о порядке перечисления и расходования субсидий и субвенций из Фонда компенсаций областного бюджета бюджетам муниципальных образований на финансирование расходов по реализации отдельных нормативных правовых актов социальной направленности, утвержденным Постановлением Администрации Ростовской области от 23.01.04 N 30, и Положением о порядке перечисления бюджетам муниципальных образований и расходования ими субсидий и субвенций, поступающих в областной бюджет из Фонда компенсаций федерального бюджета, а также дополнительно выделяемых из Фонда компенсаций областного бюджета на финансирование расходов по реализации отдельных нормативных правовых актов социальной направленности, утвержденным Постановлением Администрации Ростовской области от 23.01.04 N 29. Пункт 4.2, изложенный в редакции истца, соответствует пункту 2.4 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.04 N 1099.
Производство по делу в отношении мэрии г. Шахты прекращено в связи с отказом истца от исковых требований.
В кассационной жалобе предприятие просит изменить решение от 20.05.04 и принять пункты 1.2 и 4.3 договора в редакции, предложенной предприятием. Указанными пунктами договора на ответчика возлагается обязанность полной компенсации выдающих доходов предприятия в связи с предоставлением льгот по оплате электроэнергии отдельным категориям граждан, в то время как суд данную обязанность ответчика ограничил пределами бюджетного финансирования.
По мнению заявителя законодательство, во исполнение которого заключается договор энергоснабжения от 05.01.04 N 117/20-10/04, не предусматривает возможности возмещения расходов в меньшем объеме, не соответствующем фактическим расходам предприятия. Предприятие считает, что арбитражный суд вынес решение, которое заведомо допускает причинение истцу убытков, нарушает принцип равенства сторон в договорных отношениях.
В судебном заседании представитель предприятия поддержал изложенные в кассационной жалобе доводы и пояснил, что принятая арбитражным судом редакция договора дает возможность ответчикам уклоняться от возмещения фактических расходов, понесенных предприятием при предоставлении льгот отдельным категориям граждан. При уклонении от возмещения расходов мэрия ссылается на дефицит бюджетного финансирования. Между тем, формирование бюджета производится без участия энергоснабжающей организации, которая при формировании плана бюджета на очередной год не предоставляет заявок и расчета потребности в средствах на выплату компенсаций. В связи с тем, что истец лишен возможности определять объем финансирования, включение в договор условия об ответственности учреждения пределами выделенных бюджетных средств противоречит нормам законодательства. Заявитель просит решение изменить, спорный пункты договора принять в его редакции.
Исследовав материалы дела, доводы кассационной жалобы и выслушав представителя истца, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судом, при заключении договора энергоснабжения от 05.01.04 N 117/20-10/04 разногласия возникли при определении редакции пунктов 1.2 и 4.3 договора. Истец изложил данные пункты следующим образом:
- пункт 1.2: "Управление" возмещает расходы "Предприятию" в порядке, предусмотренном действующим законодательством Российской Федерации и другими нормативно-правовыми актами, регулирующими вопросы оказания и компенсации жилищных субсидий за счет средств, предусмотренных на эти цели в бюджете города";
- пункт 4.3 "Расчеты производятся за счет лимитов бюджетных ассигнований, предусмотренных на эти цели".
В протоколе разногласий управление предложило свою редакцию спорных пунктов договора:
- пункт 1.2 "Управление" возмещает расходы "Предприятию" в порядке, предусмотренном действующим законодательством Российской Федерации и другими нормативно-правовыми актами, регулирующими вопросы оказания и компенсации жилищных субсидий в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на эти цели в бюджете города";
- пункт 4.3 "Расчеты производятся в пределах лимитов бюджетных ассигнований, предусмотренных на эти цели".
Данные разногласия по договору послужили основанием для обращения в суд. В соответствии со статьями 421, 422 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по соглашению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия установлено законом или иными правовыми актами. Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, действующим в момент его заключения.
В соответствии с пунктом 2 Положения о порядке перечисления и расходования субсидий и субвенций из Фонда компенсаций областного бюджета бюджетам муниципальных образований на финансирование расходов по реализации отдельных нормативных правовых актов социальной направленности, утвержденным Постановлением Администрации Ростовской области от 23.01.04 N 30, и пунктом 3 Положения о порядке перечисления бюджетам муниципальных образований и расходования ими субсидий и субвенций, поступающих в областной бюджет из Фонда компенсаций федерального бюджета, а также дополнительно выделяемых из Фонда компенсаций областного бюджета на финансирование расходов по реализации отдельных нормативных правовых актов социальной направленности, утвержденным Постановлением Администрации Ростовской области от 23.01.04 N 29, перечисление субсидий и субвенций бюджетам муниципальных образований осуществляется на основе сводной бюджетной росписи областного бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств.
Доводы заявителя кассационной жалобы не могут быть приняты во внимание. Приложением к договору согласованы списки лиц, имеющих право на льготы. Исходя из указанной в списках численности производится расчет потребности в бюджетных средствах, необходимых для компенсации выпадающих доходов предприятия, не полученных в результате предоставления льгот по оплате потребленной электроэнергии. В случае неправильного формирования лимитов бюджетного финансирования у предприятия могут возникнуть убытки. В силу пункта 10 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) соответствующих должностных лиц и органов, от имени казны Российской Федерации вправе выступать главный распорядитель средств федерального бюджета. Компенсация убытков осуществляется за счет бюджета соответствующего уровня. Приказом Минфина России от 12.02.98 N 26 организация и ведение работы по выступлению в судах от имени казны Российской Федерации возложены на управления федерального казначейства Главного управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по республикам, краям, областям, автономным областям и округам и г. Москве и Санкт-Петербургу. От имени казны субъектов федерации в арбитражных судах выступают соответствующие финансовые органы.
Принятые в Ростовской области нормативные акты о порядке перечисления бюджетам муниципальных образований и расходования ими субсидий и субвенций, поступающих в областной бюджет из Фонда компенсаций федерального бюджета, а также дополнительно выделяемых из Фонда компенсаций областного бюджета на финансирование расходов по реализации отдельных нормативных правовых актов социальной направленности, возлагают на ответчика контроль за достоверностью данных о количестве льготных категорий граждан и о размере полученных ими льгот в суммарном выражении, а также обязанность перечисления фактически выделенных бюджетных средств предприятиям, оказывающим услуги.
Главным распорядителем бюджетных средств ответчик не является. В силу статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. Управление труда и социального развития мэрии г. Шахты, являющееся бюджетным учреждением, может принять договорные обязательства по возмещению выпадающих доходов, связанных с предоставлением предприятием гражданам услуг на льготных основаниях, только в пределах лимита выделенных бюджетных средств.
При указанных обстоятельствах арбитражный суд правомерно принял спорные пункты 1.2 и 4.3 проекта договора энергоснабжения от 05.01.04 N 117/20-10/04 в редакции ответчика.
Нормы права при разрешении спора применены судом правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов, отсутствуют.
При указанных обстоятельствах основания для отмены либо изменения решения от 20.05.04 у суда кассационной инстанции отсутствуют.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 274, 284 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
решение Арбитражного суда Ростовской области от 20.05.04 по делу N А53-5130/2004-С1-39 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 06.09.2004 N Ф08-3925/04 ПО ДЕЛУ N А53-5130/2004-С1-39
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 сентября 2004 г. N Ф08-3925/04
Дело N А53-5130/2004-С1-39
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Плотниковой Л.Н., судей Переход И.А. и Илюшникова С.М., при участии в судебном заседании от истца открытого акционерного общества "Ростовэнерго" Литвинова А.В. (доверенность от 05.01.04 N 20-6), в отсутствие ответчиков мэрии г. Шахты и Управления труда и социального развития мэрии г. Шахты, извещенных о времени и месте судебного разбирательства, рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества "Ростовэнерго" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 20.05.04 (судья Лукьянцева И.А.) по делу N А53-5130/2004-С1-39, установил следующее.ОАО "Ростовэнерго" (далее предприятие) обратилось в суд с иском к мэрии г. Шахты и Управлению труда и социального развития мэрии г. Шахты (далее управление) по преддоговорному спору по пунктам 1.2, 4.2 и 4.3 договора энергоснабжения от 05.01.04 N 117/20-10/04.
Решением от 20.05.04 исковые требования частично удовлетворены. Пункты 1.2 и 4.3 договора приняты в редакции ответчика; пункт 4.2 - в редакции истца. Суд мотивировал решение тем, что пункты 1.2 и 4.3 включены ответчиком в договор в соответствии с Положением о порядке перечисления и расходования субсидий и субвенций из Фонда компенсаций областного бюджета бюджетам муниципальных образований на финансирование расходов по реализации отдельных нормативных правовых актов социальной направленности, утвержденным Постановлением Администрации Ростовской области от 23.01.04 N 30, и Положением о порядке перечисления бюджетам муниципальных образований и расходования ими субсидий и субвенций, поступающих в областной бюджет из Фонда компенсаций федерального бюджета, а также дополнительно выделяемых из Фонда компенсаций областного бюджета на финансирование расходов по реализации отдельных нормативных правовых актов социальной направленности, утвержденным Постановлением Администрации Ростовской области от 23.01.04 N 29. Пункт 4.2, изложенный в редакции истца, соответствует пункту 2.4 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.04 N 1099.
Производство по делу в отношении мэрии г. Шахты прекращено в связи с отказом истца от исковых требований.
В кассационной жалобе предприятие просит изменить решение от 20.05.04 и принять пункты 1.2 и 4.3 договора в редакции, предложенной предприятием. Указанными пунктами договора на ответчика возлагается обязанность полной компенсации выдающих доходов предприятия в связи с предоставлением льгот по оплате электроэнергии отдельным категориям граждан, в то время как суд данную обязанность ответчика ограничил пределами бюджетного финансирования.
По мнению заявителя законодательство, во исполнение которого заключается договор энергоснабжения от 05.01.04 N 117/20-10/04, не предусматривает возможности возмещения расходов в меньшем объеме, не соответствующем фактическим расходам предприятия. Предприятие считает, что арбитражный суд вынес решение, которое заведомо допускает причинение истцу убытков, нарушает принцип равенства сторон в договорных отношениях.
В судебном заседании представитель предприятия поддержал изложенные в кассационной жалобе доводы и пояснил, что принятая арбитражным судом редакция договора дает возможность ответчикам уклоняться от возмещения фактических расходов, понесенных предприятием при предоставлении льгот отдельным категориям граждан. При уклонении от возмещения расходов мэрия ссылается на дефицит бюджетного финансирования. Между тем, формирование бюджета производится без участия энергоснабжающей организации, которая при формировании плана бюджета на очередной год не предоставляет заявок и расчета потребности в средствах на выплату компенсаций. В связи с тем, что истец лишен возможности определять объем финансирования, включение в договор условия об ответственности учреждения пределами выделенных бюджетных средств противоречит нормам законодательства. Заявитель просит решение изменить, спорный пункты договора принять в его редакции.
Исследовав материалы дела, доводы кассационной жалобы и выслушав представителя истца, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судом, при заключении договора энергоснабжения от 05.01.04 N 117/20-10/04 разногласия возникли при определении редакции пунктов 1.2 и 4.3 договора. Истец изложил данные пункты следующим образом:
- пункт 1.2: "Управление" возмещает расходы "Предприятию" в порядке, предусмотренном действующим законодательством Российской Федерации и другими нормативно-правовыми актами, регулирующими вопросы оказания и компенсации жилищных субсидий за счет средств, предусмотренных на эти цели в бюджете города";
- пункт 4.3 "Расчеты производятся за счет лимитов бюджетных ассигнований, предусмотренных на эти цели".
В протоколе разногласий управление предложило свою редакцию спорных пунктов договора:
- пункт 1.2 "Управление" возмещает расходы "Предприятию" в порядке, предусмотренном действующим законодательством Российской Федерации и другими нормативно-правовыми актами, регулирующими вопросы оказания и компенсации жилищных субсидий в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на эти цели в бюджете города";
- пункт 4.3 "Расчеты производятся в пределах лимитов бюджетных ассигнований, предусмотренных на эти цели".
Данные разногласия по договору послужили основанием для обращения в суд. В соответствии со статьями 421, 422 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по соглашению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия установлено законом или иными правовыми актами. Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, действующим в момент его заключения.
В соответствии с пунктом 2 Положения о порядке перечисления и расходования субсидий и субвенций из Фонда компенсаций областного бюджета бюджетам муниципальных образований на финансирование расходов по реализации отдельных нормативных правовых актов социальной направленности, утвержденным Постановлением Администрации Ростовской области от 23.01.04 N 30, и пунктом 3 Положения о порядке перечисления бюджетам муниципальных образований и расходования ими субсидий и субвенций, поступающих в областной бюджет из Фонда компенсаций федерального бюджета, а также дополнительно выделяемых из Фонда компенсаций областного бюджета на финансирование расходов по реализации отдельных нормативных правовых актов социальной направленности, утвержденным Постановлением Администрации Ростовской области от 23.01.04 N 29, перечисление субсидий и субвенций бюджетам муниципальных образований осуществляется на основе сводной бюджетной росписи областного бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств.
Доводы заявителя кассационной жалобы не могут быть приняты во внимание. Приложением к договору согласованы списки лиц, имеющих право на льготы. Исходя из указанной в списках численности производится расчет потребности в бюджетных средствах, необходимых для компенсации выпадающих доходов предприятия, не полученных в результате предоставления льгот по оплате потребленной электроэнергии. В случае неправильного формирования лимитов бюджетного финансирования у предприятия могут возникнуть убытки. В силу пункта 10 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) соответствующих должностных лиц и органов, от имени казны Российской Федерации вправе выступать главный распорядитель средств федерального бюджета. Компенсация убытков осуществляется за счет бюджета соответствующего уровня. Приказом Минфина России от 12.02.98 N 26 организация и ведение работы по выступлению в судах от имени казны Российской Федерации возложены на управления федерального казначейства Главного управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по республикам, краям, областям, автономным областям и округам и г. Москве и Санкт-Петербургу. От имени казны субъектов федерации в арбитражных судах выступают соответствующие финансовые органы.
Принятые в Ростовской области нормативные акты о порядке перечисления бюджетам муниципальных образований и расходования ими субсидий и субвенций, поступающих в областной бюджет из Фонда компенсаций федерального бюджета, а также дополнительно выделяемых из Фонда компенсаций областного бюджета на финансирование расходов по реализации отдельных нормативных правовых актов социальной направленности, возлагают на ответчика контроль за достоверностью данных о количестве льготных категорий граждан и о размере полученных ими льгот в суммарном выражении, а также обязанность перечисления фактически выделенных бюджетных средств предприятиям, оказывающим услуги.
Главным распорядителем бюджетных средств ответчик не является. В силу статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. Управление труда и социального развития мэрии г. Шахты, являющееся бюджетным учреждением, может принять договорные обязательства по возмещению выпадающих доходов, связанных с предоставлением предприятием гражданам услуг на льготных основаниях, только в пределах лимита выделенных бюджетных средств.
При указанных обстоятельствах арбитражный суд правомерно принял спорные пункты 1.2 и 4.3 проекта договора энергоснабжения от 05.01.04 N 117/20-10/04 в редакции ответчика.
Нормы права при разрешении спора применены судом правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов, отсутствуют.
При указанных обстоятельствах основания для отмены либо изменения решения от 20.05.04 у суда кассационной инстанции отсутствуют.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 274, 284 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 20.05.04 по делу N А53-5130/2004-С1-39 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Л.Н.ПЛОТНИКОВА
Судьи
И.А.ПЕРЕХОД
С.М.ИЛЮШНИКОВ
Л.Н.ПЛОТНИКОВА
Судьи
И.А.ПЕРЕХОД
С.М.ИЛЮШНИКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)