Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 31.08.2011 ПО ДЕЛУ N А03-17463/2010

Разделы:
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом; Договор управления многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 августа 2011 г. по делу N А03-17463/2010


Резолютивная часть постановления объявлена 30 августа 2011 года
Постановление изготовлено в полном объеме 31 августа 2011 года
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Тамашакина С.Н.
судей Бушмелевой Л.В., Лукьяненко М.Ф.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства "Яровое", Алтайский край, г. Яровое и дополнение к ней на решение Арбитражного суда Алтайского края от 16.03.2011 (судья Хворов А.В.) и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2011 (судьи Шатохина Е.Г., Нагишева О.Б., Павлюк Т.В.) по делу N А03-17463/2010 по иску открытого акционерного общества "Алтайские гербициды", Алтайский край, г. Яровое (ИНН 2211004086, ОГРН 1032200910290) к муниципальному унитарному предприятию "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства "Яровое", Алтайский край, г. Яровое (ИНН 2211005097, ОГРН 1092210000365) о взыскании 222 694 рублей 25 копеек.
В заседании принял участие представитель муниципального унитарного предприятия "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства "Яровое" Калинина Л.Н. по доверенности от 25.05.2011.
Суд

установил:

открытое акционерное общество "Алтайские гербициды" (далее - ОАО "Алтайские гербициды") обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с иском, уточненным в порядке, установленном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к муниципальному унитарному предприятию "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства "Яровое" (далее - МУП "УК ЖКХ "Яровое") о взыскании 192 626 рублей задолженности за поставленную электрическую энергию по договору энергоснабжения N 162 от 01.04.2009 за период с 01.02.2010 по 01.07.2010, на нужды находящихся на обслуживании ответчика многоквартирных жилых домов.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 16.03.2011, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2011, исковые требования удовлетворены полностью.
МУП "УК ЖКХ "Яровое" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит принятые судебные акты отменить и направить дело на новое рассмотрение.
Заявитель полагает, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
МУП "УК ЖКХ "Яровое" указывает на ошибочность выводов суда о том, что ответчик является посредником между ресурсоснабжающей организацией и гражданами, проживающими в жилых домах.
Заявитель считает ошибочным представленный истцом расчет задолженности по договору энергоснабжения N 162 от 01.04.2009.
По мнению МУП "УК ЖКХ "Яровое", факт возникновения фактических потерь именно в сетях ответчика, а также объем поставленной электроэнергии, необходимый для расчета стоимости фактических потерь, истцом не доказаны.
Кроме того, заявитель указывает на не установление по делу таких фактических обстоятельств, как наличие либо отсутствие приборов учета электрической энергии, отсутствие обоснования применения расчетного способа определения количества потребленной энергии, ссылается на недоказанность объема и стоимости фактических потерь - количества электрической энергии, переданной из сети истца, потребленной энергопринимающими устройствами потребителей ответчика и ответчиком для собственных нужд.
В дополнении к кассационной жалобе МУП "УК ЖКХ "Яровое" сослалось на нарушение судебными инстанциями статей 421, 422 Гражданского кодекса Российской Федерации и отметило, что судами неверно указано в судебных актах какая обслуживающая организация (МУП "УК ЖКХ "Яровое" или МУП "УК "Яровое") является обслуживающей организацией как управляющая компания, так как в городе имеется две управляющие компании, которые выполняют разные функции управления. Из чего следует, что организация МУП "УК "Яровое" как управляющая компания не была привлечена как третье лицо по данному делу. Суды не выяснили, какая управляющая компания оказывала услуги по договору энергоснабжения.
Представитель МУП "УК ЖКХ "Яровое" в заседании суда кассационной инстанции поддержал доводы кассационной жалобы, просил отменить решение арбитражного суда и постановление апелляционного суда, и направить дело на новое рассмотрение.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы и дополнение к ней, материалы дела, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Из материалов дела видно, что между ОАО "Алтайские гербициды" (ЭСО) и МУП "УК ЖКХ "Яровое" (абонент) заключен договор на электроснабжение N 162 от 01.04.2009 (далее - Договор), в соответствии, с условиями которого ЭСО обязалось осуществлять продажу электрической энергии, а также путем заключения договоров с третьими лицами, обеспечить передачу электрической энергии и представление иных услуг, неразрывно связанных с процессом снабжения электрической энергией потребителей, а абонент обязался принимать и оплачивать приобретаемую электрическую энергию и оказанные услуги, а также соблюдать предусмотренный Договором режим потребления.
В соответствии с пунктом 3.2 Договора, учет отпущенной и потребленной электрической энергии осуществляется приборами учета и (или) расчетными методами.
Договорные обязательства по подаче электрической энергии истец исполнял надлежащим образом, осуществляя поставку электроэнергии на объекты, указанные в Приложении N 3 к Договору, в том числе и в период с февраля 2010 по июль 2010 года для освещения мест общего пользования.
В связи с отсутствием в многоквартирных жилых домах, находящихся под управлением ответчика, приборов учета энергии, используемой энергопринимающими устройствами мест общего пользования, истец произвел перерасчет платы за потребленную электроэнергию в местах общего пользования в соответствии с установленными Решением Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края от 25.10.2006 N 10 нормативами потребления и обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Арбитражный суд, удовлетворяя исковые требования, а апелляционный суд, оставляя решение в силе, исходили из их доказанности и обоснованности.
Суд кассационной инстанции считает выводы судебных инстанций правомерными исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В пункте 17 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон N 210-ФЗ) указано, что потребителями товаров и услуг организаций коммунального комплекса в сфере электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов признаются лица, приобретающие по договору электрическую и тепловую энергию, воду, услуги по водоотведению и утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов для собственных хозяйственно-бытовых и (или) производственных нужд (далее - потребители). В многоквартирных домах жилищного сектора потребителями товаров и услуг указанных организаций в сфере электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов являются товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы, жилищно-строительные кооперативы и иные специализированные потребительские кооперативы, управляющие организации, которые приобретают указанные выше товары и услуги для предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся помещениями в данном многоквартирном доме, или непосредственно собственники помещений в многоквартирном доме, в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений; в жилом доме - собственник этого дома или уполномоченное им лицо, предоставляющее коммунальные услуги.
Пунктом 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг" (далее - Правила N 307) предусмотрено, что исполнителем коммунальных услуг может быть, в том числе, и управляющая организация.
Из пункта 15 Правил N 307 следует, что размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
В случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Согласно пункту 89 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 (далее - Правила N 530) исполнитель коммунальных услуг на основании договора энергоснабжения (договора купли продажи (поставки) электрической энергии) и в соответствии с настоящими Правилами приобретает электрическую энергию у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме), а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях. При этом количество приобретаемой исполнителем коммунальных услуг у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) электрической энергии определяется на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей.
Согласно пункту 92 Правил N 530 исполнители коммунальных услуг при предоставлении коммунальной услуги по электроснабжению применяют положения раздела XII настоящих Правил, если иное не установлено жилищным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 136 Правил N 530 оплата потребленной электрической энергии, предоставленных услуг по передаче электрической энергии, а также оплата потерь электрической энергии в электрических сетях осуществляется на основании данных, полученных с помощью приборов учета и (или) расчетного способа в соответствии с правилами коммерческого учета электрической энергии на розничных рынках электрической энергии, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики в сфере топливно-энергетического комплекса, и настоящим разделом.
Положения настоящего раздела применяются в отношении граждан-потребителей, если иное не установлено жилищным законодательством Российской Федерации.
В целях определения объема потребления электрической энергии гражданами-потребителями в отсутствие приборов учета применяются нормативы потребления коммунальных услуг электроснабжения, установленные в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (пункт 147 Правил N 530).
В силу пункта 7 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, в состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях.
Исходя из пунктов 1, 2, 9 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Обязанности по предоставлению коммунальных услуг собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам возлагаются на управляющую организацию по договору управления многоквартирным домом. Управление одним домом может осуществляться только одной управляющей организацией.
По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность (часть 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Следует учитывать, что в статье 162 Жилищного кодекса имеются в виду лишь работы и услуги, оказываемые управляющей компанией сверх тех, которые в штатном режиме обеспечивают исполнение нормативных требований к содержанию и эксплуатации дома.
Все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности.
Исследовав обстоятельства дела, оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, учитывая, что Договор заключен с МУП "УК ЖКХ "Яровое", которое является исполнителем коммунальных услуг и исходя из установленной действующим законодательством обязанности исполнителя оплачивать электроэнергию, отпущенную на обслуживаемые им многоквартирные дома, в том числе, расходуемую на содержание мест общего пользования, арбитражный суд проверив расчет задолженности, правомерно удовлетворил исковые требования.
Апелляционный суд, рассматривая доводы апелляционной жалобы, обоснованно поддержал выводы арбитражного суда по существу спора, отклонив в виду недоказанности доводы ответчика о том, что он является обслуживающей, а не управляющей организацией в отношении жилых многоквартирных домов, на нужды которых ОАО "Алтайские гербициды" поставляло электроэнергию в спорный период.
Таким образом, по мнению суда кассационной инстанции, при принятии обжалуемых судебных актов арбитражным и апелляционным судами не допущено нарушений норм материального и процессуального права, надлежащим образом исследованы фактические обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, оснований для их отмены не имеется.
Изложенные в кассационной жалобе доводы являлись предметом рассмотрения апелляционного суда, им дана надлежащая правовая оценка, у суда кассационной инстанции нет оснований для их переоценки.
Доводы, изложенные в дополнении к кассационной жалобе, не заявлялись ни в суде первой, ни в апелляционной инстанций, не имеют ссылок на доказательства, имеющиеся в материалах дела, в связи с чем отклоняются судом кассационной инстанции как необоснованные.
В связи с тем, что подпунктами 4, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при подаче кассационной жалобы на решения и (или) постановления арбитражного суда государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов от размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера, что составляет 2 000 рублей, излишне уплаченная МУП "УК ЖКХ "Яровое" государственная пошлина в размере 1 389 рублей 39 копеек подлежит возвращению на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Алтайского края от 16.03.2011 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2011 по делу N А03-17463/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства "Яровое" и дополнение к ней - без удовлетворения.
Возвратить муниципальному унитарному предприятию "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства "Яровое" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 389 рублей 39 копеек, уплаченную по платежному поручению N 406 от 29.06.2011.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
С.Н.ТАМАШАКИН
Судьи
Л.В.БУШМЕЛЕВА
М.Ф.ЛУКЬЯНЕНКО














© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)