Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 12.05.2010 ПО ДЕЛУ N А66-9198/2009

Разделы:
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом; Выбор способа управления многоквартирным домом; Договор управления многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 мая 2010 г. по делу N А66-9198/2009


Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Колесниковой С.Г., судей Клириковой Т.В., Алешкевича О.А., рассмотрев 11.05.2010 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 21.01.2010 по делу N А66-9198/2009 (судья Бачкина Е.А.),

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Центрального района города Твери" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании незаконным постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тверской области (далее - Управление) от 03.07.2009 N 2028 о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.7 и частью 1 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 10 000 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены открытое акционерное общество "Тверская энергосбытовая компания" и Региональная энергетическая комиссия Тверской области.
Решением суда от 21.01.2010 заявленные требования удовлетворены частично. Постановление по делу об административном правонарушении от 03.07.2009 N 2028 в части привлечения Общества к административной ответственности по статье 14.7 КоАП РФ признано незаконным и отменено. Размер штрафа снижен судом до 5000 руб.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит отменить судебный акт и принять новое решение.
Участвующие в деле лица о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, в связи с обращениями граждан, проживающих по адресу: город Тверь, проспект Победы, дом 6, Управлением возбуждено дело об административном правонарушении и проведено административное расследование, в ходе которого установлены нарушения Обществом законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей на своевременное получение необходимой и достоверной информации об исполнителе и оказываемой им коммунальной услуге, выразившиеся в том, что договор управления многоквартирным домом от 05.05.2008 N 29, заключенный собственниками жилых помещений с Обществом, в нарушение пункта 49 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила), не содержит конкретных сведений о предоставляемых услугах.
Кроме того, Управлением установлено введение потребителей-граждан в заблуждение относительно реального изменения размера платы за содержание общего имущества дома в связи с введением Обществом в документы по оплате услуг жилищно-коммунального хозяйства новой строки "Эл.эн.МОП", в то время как размер оплаты по строке "Плата за содержание и ремонт жилого помещения" уменьшился. Управление пришло к выводу, что введение отдельной строки "Эл.эн.МОП", предусматривающей оплату электроэнергии на освещение мест общего пользования, привело к введению потребителей-граждан в заблуждение относительно исполнителя услуги по электроснабжению многоквартирного дома в части освещения мест общего пользования.
По факту выявленных нарушений Управление составило протоколы об административном правонарушении от 30.06.2009 N 02/99 и 02/99-1, а постановлением от 03.07.2009 N 2028 привлекло Общество к административной ответственности по статье 14.7 и части 1 статьи 14.8 КоАП РФ в виде штрафа в размере 10 000 руб.
Полагая названное постановление незаконным, Общество оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции частично удовлетворил заявленные требования, признал незаконным и отменил оспариваемое постановление в части привлечения Общества к административной ответственности по статье 14.7 КоАП РФ, а также снизил размер штрафа до 5000 руб.
Кассационная инстанция считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене в связи со следующим.
Нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы влечет административную ответственность, предусмотренную частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ.
Субъектами данных правонарушений являются лица, реализующие потребителям товары (работы, услуги).
В силу статьи 8 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-1) потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах), которая в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей.
Согласно пункту 1 статьи 10 Закона N 2300-1 изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу подпункта "п" пункта 49 Правил исполнитель обязан предоставить потребителю в том числе следующую информацию об исполнителе: наименование, место нахождения (адрес его постоянно действующего исполнительного органа), сведения о государственной регистрации, режим работы, фамилию, имя и отчество руководителя; адреса и номера телефонов диспетчерской, аварийной или аварийно-диспетчерской служб, размеры тарифов на коммунальные услуги, надбавок к тарифам и реквизиты нормативных правовых актов, на основании которых применяются тарифы (указываются в договоре, а также размещаются на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, а также на досках объявлений, расположенных вблизи жилых домов); параметры качества предоставления коммунальных услуг, предельные сроки устранения аварий и иных нарушений порядка предоставления коммунальных услуг, установленные законодательством Российской Федерации, а также информацию о данных Правилах (указываются в договоре, а также размещаются на доске объявлений в помещении исполнителя в месте, доступном для всех потребителей).
Пунктом 3 Правил введены следующие определения: потребитель коммунальных услуг - гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности; исполнитель - это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Согласно пункту 4 Правил коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и данными Правилами, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 7 Правил предусмотрено, что при отсутствии у собственников помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом) или собственников жилых домов договора, заключенного с исполнителем, указанные собственники заключают договор о приобретении холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также о водоотведении непосредственно с соответствующей ресурсоснабжающей организацией. В этом случае ресурсоснабжающая организация несет ответственность за режим и качество подачи холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также водоотведения на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры. При этом обслуживание внутридомовых инженерных систем осуществляется лицами, привлекаемыми по договору собственниками помещений в многоквартирном доме либо собственниками жилых домов, или указанными собственниками самостоятельно, если договором с ресурсоснабжающей организацией не предусмотрено иное.
Собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 и подпунктом "в" пункта 49 Правил управляющие организации являются исполнителями коммунальных услуг, в их обязанности входит заключение договоров с ресурсоснабжающими организациями либо самостоятельное производство коммунальных ресурсов с целью оказания потребителям коммунальных услуг.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Общество осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами и от своего имени выставляет гражданам-потребителям счета на оплату коммунальных услуг. Обществом и ОАО "Тверская энергосбытовая компания" заключен договор энергоснабжения от 01.01.2009 N 71012, согласно которому осуществляется поставка электроэнергии для помещений мест общего пользования многоквартирных домов. До марта 2009 года плата за освещение мест общего пользования была в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения и составляла 0,37 руб. за 1 кв.м и рассчитывалась исходя из площади жилого помещения. С марта 2009 года строка "Эл.эн.МОП" была сформирована путем исключения из первой строки "Плата за содержание и ремонт жилого помещения" услуг "Освещение мест общего пользования" и "Освещение придомовой территории". При этом информация об оказании данной услуги не предоставлена потребителям, договор управления многоквартирным домом 6 по проспекту Победы города Твери от 05.05.2008 N 29, заключенный собственниками жилых помещений с Обществом, конкретных сведений о предоставляемых услугах не содержит.




При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 48 КоАП РФ, и, не усматривая нарушений процедуры привлечения Общества к административной ответственности, правомерно отказал в удовлетворении в данной части требования о признании незаконным оспариваемого постановления.
Статьей 14.7 КоАП РФ установлена административная ответственность за обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара (работы, услуги) или иной обман потребителей, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 14.33 КоАП РФ, в организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги населению, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей в сфере торговли (услуг), а также гражданами, работающими у индивидуальных предпринимателей.
Поскольку услуга по электроснабжению мест общего пользования в многоквартирном доме относится к коммунальной услуге, однако по той причине, что граждане оплачивают количество использованной электроэнергии на основании отдельных договоров с энергосбытовой компанией, включение оплаты услуги по электроснабжению мест общего пользования в многоквартирном доме в оплату услуги электроснабжения, оказанной потребителям(гражданам), не представляется возможным, суд пришел к правильному выводу о том, что введение строки "Эл.эн.МОП" не содержит признаков объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.7 КоАП РФ, и правомерно признал незаконным и отменил оспариваемое постановление в указанной части. При этом суд обоснованно снизил размер назначенного Обществу наказания с учетом санкции части 1 статьи 14.8 КоАП РФ.
Суд первой инстанции правильно установил обстоятельства дела, всесторонне, полно и объективно исследовал все представленные сторонами доказательства и дал им надлежащую правовую оценку. Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального и процессуального права, и оснований для его отмены не имеется, в то время как доводы кассационной жалобы направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, установленных судом первой инстанции.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Тверской области от 21.01.2010 по делу N А66-9198/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тверской области - без удовлетворения.

Председательствующий
С.Г.КОЛЕСНИКОВА

Судьи
Т.В.КЛИРИКОВА
О.А.АЛЕШКЕВИЧ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)