Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 27 сентября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 октября 2012 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ванина В.В.
судей Величко М.Г., Барановой Ю.И.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Саркисяном Д.С
при участии:
от ООО УК "Центр коммунальных услуг": представитель в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещено надлежащим образом
от МУП "Таганрогэнерго": представитель в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещено надлежащим образом
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Центр коммунальных услуг"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 20.06.2012 по делу N А53-16682/2012
по иску муниципального унитарного предприятия "Таганрогэнерго"
к ответчику обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Центр коммунальных услуг"
о взыскании задолженности в размере 1 621 454,39 руб.
принятое в составе судьи Илюшина Р.Р.
установил:
муниципальное унитарное предприятие "Таганрогэнерго" (далее - МУП "Таганрогэнерго", предприятие, истец) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Центр коммунальных услуг" (далее - ООО УК "Центр коммунальных услуг", общество, ответчик) о взыскании задолженности в размере 1 621 454,39 руб. (с учетом уточнения исковых требований в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 20 июня 2012 года с ООО УК "Центр коммунальных услуг" в пользу МУП "Таганрогэнерго" взыскана задолженность в размере 1 621 454,39 руб. Распределены расходы по уплате госпошлины.
Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность решения и просил его изменить, уменьшив взыскиваемую сумму задолженности. В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на то, что ООО УК "ЦКУ", не потребляя самостоятельно тепловую энергию, производит расчет за ее поставку из средств, собранных с жителей многоквартирных жилых домов. В соответствии с п. 16 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" (далее - Правила N 307), ООО УК "ЦКУ" производит начисление жителям многоквартирных домов платы за ГВС по показаниям индивидуальных приборов учета. Таким образом, заявитель считает, что оплата ресурсоснабжающей организации за предоставление коммунального ресурса ГВС также должна учитывать показания индивидуальных приборов учета. Кроме того, ответчик ссылается на Постановление Правительства РФ от 14.02.2012 г. 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг", которым также предусмотрено определение объема коммунального ресурса по показаниям индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета.
Истец и ответчик, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при неявке в судебное заседание арбитражного суда истца и (или) ответчика, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствие.
Законность и обоснованность судебного акта проверяется в пределах доводов апелляционной жалобы с учетом части 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 01.03.2008 между МУП "Таганрогэнерго" (теплоснабжающая организация) и ООО УК "Центр коммунальных услуг" (абонент) был заключен договор N 259/08 на поставку тепловой энергии, согласно условиям которого теплоснабжающая организация обязалась поставлять абоненту тепловую энергию на отопление и горячее водоснабжение в виде горячей воды с параметрами оговоренными в указанном договоре, а абонент обязался принимать теплоноситель, использовать его по назначению, оплачивать теплоснабжающей организации фактически поставленную тепловую энергию по утвержденному тарифу.
В соответствии с пунктом 4.1 договора стоимость отпущенной абоненту тепловой энергии рассчитывается по тарифам, установленным постановлением Региональной службы по тарифам Ростовской области для МУП "Таганрогэнерго".
Согласно пункту 4.2 договора плата за фактически принятую тепловую энергию производится абонентом до 10-го числа месяца, следующего за отчетным. Плата вносится на основании счета-фактуры и подписанного в двустороннем порядке акта на поставку тепловой энергии.
Во исполнение условий договора теплоснабжающая организация поставила абоненту в период с 01.01.2012 по 31.03.2012 тепловую энергию на услуги центрального отопления и горячего водоснабжения, в подтверждение чего представлены акты по поставке тепловой энергии N 259/08-01 от 31.01.2012 г., N 259/08-02 от 29.02.2012 г. и N 259/08-03 от 31.03.2012 г., подписанные сторонами, с приложением расчета потребленной тепловой энергии за каждый месяц.
В связи с неисполнением ответчиком обязанности по оплате потребленной в спорный период тепловой энергии МУП "Таганрогэнерго" обратилось в арбитражный суд с иском по настоящему делу.
В соответствии со ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии; договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
В силу ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Сторонами не оспаривается, что дома, находящиеся в управлении ответчика, общедомовыми приборами учета тепловой энергии не оборудованы.
Согласно п. 8 Правил N 307 условия договора о приобретении коммунальных ресурсов, заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить указанным Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Таким образом, при наличии правоотношений между энергоснабжающей организацией и исполнителем коммунальных услуг в сфере поставки тепловой энергии должны применяться нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, Жилищного кодекса Российской Федерации, ФЗ "О теплоснабжении" от 27.07.2010 г. N 190-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам".
В соответствии с положениями частей 1, 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствия исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 ЖК РФ, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных частью 2 ст. 157 ЖК РФ, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Пунктом 14 Правил N 307 закреплено, что расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу. В пункте 15 Правил N 307 содержится норма, согласно которой размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации. В случае, если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Довод апелляционной жалобы о том, что поскольку в соответствии с п. 16 Правил N 307 ООО УК "ЦКУ" производит начисление жителям многоквартирных домов платы за ГВС по показаниям индивидуальных приборов учета, постольку оплата ресурсоснабжающей организации за предоставление коммунального ресурса ГВС также должна учитывать показания индивидуальных приборов учета, подлежит отклонению в силу следующего.
В силу пункта 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Действующее нормативное регулирование отношений по энергоснабжению (пункт 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации) предусматривает учет фактического потребления услуг водоснабжения одним из двух способов: либо по показаниям приборов учета, размещенных на сетях абонента на границе эксплуатационной ответственности между ресурсоснабжающей организацией и абонентом, либо расчетным путем исходя из количества жителей и утвержденных нормативов потребления.
Следовательно, при отсутствии общедомовых средств измерения, объем отпущенной воды должен определяться на основании нормативов потребления коммунальных ресурсов, которые устанавливаются для домов определенной группы независимо от наличия у жителей индивидуальных приборов учета воды (подпункт "а" пункта 5, пункт 10, подпункт "в" пункта 39 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306).
Такой подход соответствует правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.11.2010 N 6530/10.
Ссылка ответчика в апелляционной жалобе на Постановление Правительства РФ от 14.02.2012 г. 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг" (далее - Правила N 124), которым также предусмотрено определение объема коммунального ресурса по показаниям индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета, отклоняется судом апелляционной инстанции в силу следующего.
Согласно п. 3 Постановления Правительства РФ от 14.02.2012 г. N 124, утвержденные им Правила применяются с соблюдением некоторых особенностей до тех пор, пока не вступят в силу Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354.
В частности, объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения в МКД, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется по формуле согласно Приложению к указанному Постановлению (пп. "е" п. 3). Эта формула предполагает суммирование следующих величин:
- - показаний индивидуальных приборов учета (при их наличии в помещениях);
- - среднемесячного объема потребления коммунального ресурса (в периоды ремонта, замены, поверки индивидуальных счетчиков);
- - нормативов потребления (в помещениях, не оборудованных индивидуальными приборами учета), включающих потребление ресурса на общедомовые нужды;
- - расчетного объема коммунальных услуг (в нежилых помещениях, не оборудованных приборами учета);
- - объема коммунального ресурса, использованного при производстве и предоставлении коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества.
Как следует из материалов дела, спорным периодом по настоящему делу является январь - март 2012 года.
В соответствии с п. 6 Указа Президента РФ от 23.05.1996 N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" акты Правительства Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования.
Постановление Правительства РФ от 14.02.2012 г. 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг" было опубликовано в "Собрании законодательства РФ" - 20.02.2012, в "Российской газете" - 28.02.2012, и вступило в законную силу 07 марта 2012 года.
Статьей 4 ГК РФ предусмотрено, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Таким образом, Постановление Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 г. N 124 не подлежит применению к правоотношениям сторон за период до 07 марта 2012 года.
В отношении периода с 08 марта 2012 года по 30 марта 2012 года апелляционным судом установлено следующее.
Согласно пункту 13 части 1 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя - установление количества и качества тепловой энергии, теплоносителя, производимых, передаваемых или потребляемых за определенный период, с помощью приборов учета тепловой энергии, теплоносителя или расчетным путем в целях использования сторонами при расчетах в соответствии с договорами.
Точка учета тепловой энергии, теплоносителя - место в системе теплоснабжения, в котором с помощью приборов учета или расчетным путем устанавливаются количество и качество производимых, передаваемых или потребляемых тепловой энергии, теплоносителя для целей коммерческого учета (п. 24 части 1 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ).
В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии не определена иная точка учета.
В соответствии с Методическими рекомендациями по техническим требованиям к системам и приборам учета воды, газа, тепловой энергии, электрической энергии, утвержденными Приказом Минпромторга РФ от 21.01.2011 N 57, системы и приборы учета тепловой энергии (далее - теплосчетчики) предназначены для измерения в жилых домах и зданиях, строениях, сооружениях организаций коммунального комплекса тепловой энергии. Теплосчетчик - это техническое средство, предназначенное для измерения тепловой энергии, отдаваемой жидкостью (теплоносителем), а также хранения, отображения и передачи результатов измерений.
В соответствии с Правилами учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденными Минтопэнерго РФ 12.09.1995 N Вк-4936, расчеты потребителей тепловой энергии с энергоснабжающими организациями за полученное ими тепло осуществляются на основании показаний приборов учета и контроля параметров теплоносителя, установленных у потребителя и допущенных в эксплуатацию в качестве коммерческих в соответствии с требованиями данных Правил.
В материалах дела отсутствуют и ответчиком не представлены доказательства, позволяющие достоверно установить наличие в спорных домах индивидуальных приборов учета тепловой энергии, а равно их показания в период с 7 марта 2012 года по 30 марта 2012 года.
В связи с изложенным судом первой инстанции правомерно определен объем потребленной ответчиком в период с января по март 2012 года тепловой энергии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, стоимость которой составила 1 621 454 руб. 39 коп.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. В соответствии с частью 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий. Поскольку ответчиком доказательства оплаты задолженности в размере 1 621 454 руб. 39 коп., а равно доказательства прекращения указанной обязанности иным предусмотренным законом способом в материалы дела не представлены, постольку суд первой инстанции обоснованно взыскал указанную сумму задолженности с ответчика в пользу истца.
Иных доводов в обоснование отмены либо изменения решения суда первой инстанции ответчиком не приведено.
При таких обстоятельствах, основания для отмены или изменения решения суда отсутствуют. Нарушений процессуального права, определенных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве безусловных оснований отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Расходы по уплате госпошлины по апелляционной жалобе по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отнесению на заявителя апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Ростовской области от 20.06.2012 по делу N А53-16682/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
В.В.ВАНИН
Судьи
М.Г.ВЕЛИЧКО
Ю.И.БАРАНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 03.10.2012 N 15АП-10971/2012 ПО ДЕЛУ N А53-16682/2012
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 октября 2012 г. N 15АП-10971/2012
Дело N А53-16682/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 27 сентября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 октября 2012 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ванина В.В.
судей Величко М.Г., Барановой Ю.И.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Саркисяном Д.С
при участии:
от ООО УК "Центр коммунальных услуг": представитель в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещено надлежащим образом
от МУП "Таганрогэнерго": представитель в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещено надлежащим образом
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Центр коммунальных услуг"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 20.06.2012 по делу N А53-16682/2012
по иску муниципального унитарного предприятия "Таганрогэнерго"
к ответчику обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Центр коммунальных услуг"
о взыскании задолженности в размере 1 621 454,39 руб.
принятое в составе судьи Илюшина Р.Р.
установил:
муниципальное унитарное предприятие "Таганрогэнерго" (далее - МУП "Таганрогэнерго", предприятие, истец) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Центр коммунальных услуг" (далее - ООО УК "Центр коммунальных услуг", общество, ответчик) о взыскании задолженности в размере 1 621 454,39 руб. (с учетом уточнения исковых требований в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 20 июня 2012 года с ООО УК "Центр коммунальных услуг" в пользу МУП "Таганрогэнерго" взыскана задолженность в размере 1 621 454,39 руб. Распределены расходы по уплате госпошлины.
Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность решения и просил его изменить, уменьшив взыскиваемую сумму задолженности. В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на то, что ООО УК "ЦКУ", не потребляя самостоятельно тепловую энергию, производит расчет за ее поставку из средств, собранных с жителей многоквартирных жилых домов. В соответствии с п. 16 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" (далее - Правила N 307), ООО УК "ЦКУ" производит начисление жителям многоквартирных домов платы за ГВС по показаниям индивидуальных приборов учета. Таким образом, заявитель считает, что оплата ресурсоснабжающей организации за предоставление коммунального ресурса ГВС также должна учитывать показания индивидуальных приборов учета. Кроме того, ответчик ссылается на Постановление Правительства РФ от 14.02.2012 г. 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг", которым также предусмотрено определение объема коммунального ресурса по показаниям индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета.
Истец и ответчик, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при неявке в судебное заседание арбитражного суда истца и (или) ответчика, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствие.
Законность и обоснованность судебного акта проверяется в пределах доводов апелляционной жалобы с учетом части 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 01.03.2008 между МУП "Таганрогэнерго" (теплоснабжающая организация) и ООО УК "Центр коммунальных услуг" (абонент) был заключен договор N 259/08 на поставку тепловой энергии, согласно условиям которого теплоснабжающая организация обязалась поставлять абоненту тепловую энергию на отопление и горячее водоснабжение в виде горячей воды с параметрами оговоренными в указанном договоре, а абонент обязался принимать теплоноситель, использовать его по назначению, оплачивать теплоснабжающей организации фактически поставленную тепловую энергию по утвержденному тарифу.
В соответствии с пунктом 4.1 договора стоимость отпущенной абоненту тепловой энергии рассчитывается по тарифам, установленным постановлением Региональной службы по тарифам Ростовской области для МУП "Таганрогэнерго".
Согласно пункту 4.2 договора плата за фактически принятую тепловую энергию производится абонентом до 10-го числа месяца, следующего за отчетным. Плата вносится на основании счета-фактуры и подписанного в двустороннем порядке акта на поставку тепловой энергии.
Во исполнение условий договора теплоснабжающая организация поставила абоненту в период с 01.01.2012 по 31.03.2012 тепловую энергию на услуги центрального отопления и горячего водоснабжения, в подтверждение чего представлены акты по поставке тепловой энергии N 259/08-01 от 31.01.2012 г., N 259/08-02 от 29.02.2012 г. и N 259/08-03 от 31.03.2012 г., подписанные сторонами, с приложением расчета потребленной тепловой энергии за каждый месяц.
В связи с неисполнением ответчиком обязанности по оплате потребленной в спорный период тепловой энергии МУП "Таганрогэнерго" обратилось в арбитражный суд с иском по настоящему делу.
В соответствии со ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии; договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
В силу ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Сторонами не оспаривается, что дома, находящиеся в управлении ответчика, общедомовыми приборами учета тепловой энергии не оборудованы.
Согласно п. 8 Правил N 307 условия договора о приобретении коммунальных ресурсов, заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить указанным Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Таким образом, при наличии правоотношений между энергоснабжающей организацией и исполнителем коммунальных услуг в сфере поставки тепловой энергии должны применяться нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, Жилищного кодекса Российской Федерации, ФЗ "О теплоснабжении" от 27.07.2010 г. N 190-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам".
В соответствии с положениями частей 1, 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствия исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 ЖК РФ, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных частью 2 ст. 157 ЖК РФ, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Пунктом 14 Правил N 307 закреплено, что расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу. В пункте 15 Правил N 307 содержится норма, согласно которой размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации. В случае, если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Довод апелляционной жалобы о том, что поскольку в соответствии с п. 16 Правил N 307 ООО УК "ЦКУ" производит начисление жителям многоквартирных домов платы за ГВС по показаниям индивидуальных приборов учета, постольку оплата ресурсоснабжающей организации за предоставление коммунального ресурса ГВС также должна учитывать показания индивидуальных приборов учета, подлежит отклонению в силу следующего.
В силу пункта 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Действующее нормативное регулирование отношений по энергоснабжению (пункт 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации) предусматривает учет фактического потребления услуг водоснабжения одним из двух способов: либо по показаниям приборов учета, размещенных на сетях абонента на границе эксплуатационной ответственности между ресурсоснабжающей организацией и абонентом, либо расчетным путем исходя из количества жителей и утвержденных нормативов потребления.
Следовательно, при отсутствии общедомовых средств измерения, объем отпущенной воды должен определяться на основании нормативов потребления коммунальных ресурсов, которые устанавливаются для домов определенной группы независимо от наличия у жителей индивидуальных приборов учета воды (подпункт "а" пункта 5, пункт 10, подпункт "в" пункта 39 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306).
Такой подход соответствует правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.11.2010 N 6530/10.
Ссылка ответчика в апелляционной жалобе на Постановление Правительства РФ от 14.02.2012 г. 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг" (далее - Правила N 124), которым также предусмотрено определение объема коммунального ресурса по показаниям индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета, отклоняется судом апелляционной инстанции в силу следующего.
Согласно п. 3 Постановления Правительства РФ от 14.02.2012 г. N 124, утвержденные им Правила применяются с соблюдением некоторых особенностей до тех пор, пока не вступят в силу Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354.
В частности, объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения в МКД, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется по формуле согласно Приложению к указанному Постановлению (пп. "е" п. 3). Эта формула предполагает суммирование следующих величин:
- - показаний индивидуальных приборов учета (при их наличии в помещениях);
- - среднемесячного объема потребления коммунального ресурса (в периоды ремонта, замены, поверки индивидуальных счетчиков);
- - нормативов потребления (в помещениях, не оборудованных индивидуальными приборами учета), включающих потребление ресурса на общедомовые нужды;
- - расчетного объема коммунальных услуг (в нежилых помещениях, не оборудованных приборами учета);
- - объема коммунального ресурса, использованного при производстве и предоставлении коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества.
Как следует из материалов дела, спорным периодом по настоящему делу является январь - март 2012 года.
В соответствии с п. 6 Указа Президента РФ от 23.05.1996 N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" акты Правительства Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования.
Постановление Правительства РФ от 14.02.2012 г. 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг" было опубликовано в "Собрании законодательства РФ" - 20.02.2012, в "Российской газете" - 28.02.2012, и вступило в законную силу 07 марта 2012 года.
Статьей 4 ГК РФ предусмотрено, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Таким образом, Постановление Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 г. N 124 не подлежит применению к правоотношениям сторон за период до 07 марта 2012 года.
В отношении периода с 08 марта 2012 года по 30 марта 2012 года апелляционным судом установлено следующее.
Согласно пункту 13 части 1 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя - установление количества и качества тепловой энергии, теплоносителя, производимых, передаваемых или потребляемых за определенный период, с помощью приборов учета тепловой энергии, теплоносителя или расчетным путем в целях использования сторонами при расчетах в соответствии с договорами.
Точка учета тепловой энергии, теплоносителя - место в системе теплоснабжения, в котором с помощью приборов учета или расчетным путем устанавливаются количество и качество производимых, передаваемых или потребляемых тепловой энергии, теплоносителя для целей коммерческого учета (п. 24 части 1 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ).
В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии не определена иная точка учета.
В соответствии с Методическими рекомендациями по техническим требованиям к системам и приборам учета воды, газа, тепловой энергии, электрической энергии, утвержденными Приказом Минпромторга РФ от 21.01.2011 N 57, системы и приборы учета тепловой энергии (далее - теплосчетчики) предназначены для измерения в жилых домах и зданиях, строениях, сооружениях организаций коммунального комплекса тепловой энергии. Теплосчетчик - это техническое средство, предназначенное для измерения тепловой энергии, отдаваемой жидкостью (теплоносителем), а также хранения, отображения и передачи результатов измерений.
В соответствии с Правилами учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденными Минтопэнерго РФ 12.09.1995 N Вк-4936, расчеты потребителей тепловой энергии с энергоснабжающими организациями за полученное ими тепло осуществляются на основании показаний приборов учета и контроля параметров теплоносителя, установленных у потребителя и допущенных в эксплуатацию в качестве коммерческих в соответствии с требованиями данных Правил.
В материалах дела отсутствуют и ответчиком не представлены доказательства, позволяющие достоверно установить наличие в спорных домах индивидуальных приборов учета тепловой энергии, а равно их показания в период с 7 марта 2012 года по 30 марта 2012 года.
В связи с изложенным судом первой инстанции правомерно определен объем потребленной ответчиком в период с января по март 2012 года тепловой энергии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, стоимость которой составила 1 621 454 руб. 39 коп.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. В соответствии с частью 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий. Поскольку ответчиком доказательства оплаты задолженности в размере 1 621 454 руб. 39 коп., а равно доказательства прекращения указанной обязанности иным предусмотренным законом способом в материалы дела не представлены, постольку суд первой инстанции обоснованно взыскал указанную сумму задолженности с ответчика в пользу истца.
Иных доводов в обоснование отмены либо изменения решения суда первой инстанции ответчиком не приведено.
При таких обстоятельствах, основания для отмены или изменения решения суда отсутствуют. Нарушений процессуального права, определенных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве безусловных оснований отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Расходы по уплате госпошлины по апелляционной жалобе по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отнесению на заявителя апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Ростовской области от 20.06.2012 по делу N А53-16682/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
В.В.ВАНИН
Судьи
М.Г.ВЕЛИЧКО
Ю.И.БАРАНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)