Судебные решения, арбитраж
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом; Договор управления многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
05 мая 2010 года объявлена резолютивная часть постановления.
11 мая 2010 года постановление изготовлено в полном объеме.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Фриева А.Л.,
судей: Мельникова И.М., Джамбулатова С.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Амироковой Я.Х.,
рассмотрев апелляционную жалобу открытого акционерного общества электроэнергетики и электрификации "Севкавказэнерго" на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 20.01.2010 по делу N А61-1496/09 по заявлению ОАО электроэнергетики и электрификации "Севкавказэнерго" к ВМУП "Служба единого заказчика по жилищно-коммунальным услугам", третьи лица - ВМУП "Владикавказэнерго"; Региональная служба по тарифам по РСО-Алания; Комитет ЖКХ АМС г. Владикавказ, о взыскании 25 000 рублей,
в судебное заседание явились:
от ОАО электроэнергетики и электрификации "Севкавказэнерго" - Валиахметова Е.М. по доверенности N 15-01/522554 от 12.01.2010,
от ВМУП "Владикавказэнерго" - не явились, извещены 09.04.2010,
от Региональной службы по тарифам по РСО-Алания - не явились, извещена 09.04.2010,
от Комитета ЖКХ АМС г. Владикавказ - не явились, извещен 09.04.2010,
от ВМУП "Служба единого заказчика по жилищно-коммунальным услугам" - не явились, извещено 09.04.2010,
установил:
Открытое акционерное общество электроэнергетики и электрификации "Севкавказэнерго" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Северная Осетия - Алания с исковым заявлением к Владикавказскому муниципальному унитарному предприятию "Служба единого заказчика по жилищно-коммунальным услугам" (далее - предприятие) о взыскании задолженности за потребленную электрическую энергию в сумме 25 000 рублей. Заявленные требования мотивированы тем, что между обществом и предприятие существуют хозяйственные отношения, оформленные договором купли-продажи электрической энергии N 4256 от 19.11.2007, в соответствии с которым ОАО "Севкавказэнерго" обязуется осуществлять в точках поставки продажу электрической энергии, а предприятие - принимать и оплачивать потребляемую электрическую энергию и оказанные услуги, в предусмотренные договором сроки. Однако предприятие не исполняет обязательства по договору N 4256 от 19.11.2007.
Определениями Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 29.10.2009, 11.11.2009, 14.12.2009 к участию в дело в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены: Владикавказское муниципальное унитарное предприятие "Владикавказэнерго", Региональная служба по тарифам по РСО-Алания, Комитет ЖКХ АМС г. Владикавказа.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации общество уточнило заявленные требования, согласно которым просило взыскать с ответчика сумму задолженности за потребленную электрическую энергию за период с 01.07.2008 по 31.07.2009 в размере 13 826 625,84 рубля на освещение мест общего пользования многоквартирных жилых домов. Уточненные требования приняты судом к рассмотрению.
Решением Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 20.01.2010 по делу N А61-1496/09 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что иск предъявлен к организации, ответственной за содержание и ремонт общего имущества, но не исполняющей обязанности по предоставлению коммунальных услуг.
Не согласившись с данным определением суда, общество подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт. Заявитель считает, что в силу сложившихся договорных отношений между предприятием и обществом, последнее не оплатило поставленную в период с 01.07.2008 по 31.07.2009 по договору N 4256 электроэнергию. По мнению заявителя суд первой инстанции не выяснил все обстоятельства имеющие значения для дела. В судебном заседании представитель ОАО "Севкавказэнерго" поддержала доводы изложенные в апелляционной жалобе, просила отменить решение суда первой инстанции, а апелляционную жалобу удовлетворить.
Представители других лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились. Апелляционный суд в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проводит судебное разбирательство в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о месте и времени проведения судебного заседания.
Правильность решения суда от 20.01.2010 проверена в апелляционном порядке в соответствии со статьями 266 - 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что решение суда первой инстанции следует отменить по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, между ОАО "Севкавказэнерго" и ВМУП "СЕЗ" заключен договор N 4256 купли-продажи электрической энергии от 19.11.2007, в соответствии с условиями которого гарантирующий поставщик обязался осуществлять продажу покупателю электрической энергии в объеме, установленном приложением N 1 к договору, а покупатель обязался принимать и оплачивать электрическую энергию (мощность), в порядке установленном договором.
Отсутствие оплаты предприятием за отпущенную электрическую энергию за период с 01.07.2008 по 31.07.2009 по освещению административного здания предприятия, а также отсутствие оплаты с 01.07.2008 по 31.12.2008 за электроэнергию по освещению мест общего пользования жилых домов явилась основанием для обращения общества в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований общества, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что предприятие не является управляющей организацией по договору управления многоквартирным домом, избранной собственниками помещений в таком доме, и не исполняет соответствующие функции, а осуществляет содержание и ремонт муниципального жилищного фонда.
Между тем, суд первой инстанции не учел следующее. Постановлением Правительства РСО-Алания N 145б от 28.03.2000 в г. Владикавказе для выполнения функций единого заказчика по жилищно-коммунальным услугам создано Владикавказское муниципальное унитарное предприятие "Служба единого заказчика по жилищно-коммунальным услугам" - ВМУП "СЕЗ" (далее - предприятие), которому предписано заключить договора на содержание, текущее техобслуживание и ремонт объектов муниципальной собственности, передаваемых предприятию на правах хозяйственного ведения. Содержание предприятие установлено на правах управляющей компании за счет отчислений жилищно-коммунальных предприятий г. Владикавказ.
01.07.2000 между обществом и предприятием заключен договор энергоснабжения, который впоследствии неоднократно перезаключался.
Письмом от 20.02.2007 исх. N 187 предприятие обратилось к обществу с просьбой о заключении договора электроснабжения на 2007 г. по местам общего пользования муниципального жилого фонда.
21.02.2007 между обществом и предприятием заключен договор энергоснабжения N 4256, в соответствии с условиями которого, предприятие взяло на себя обязательство оплачивать в полном объеме электроэнергию, поставляемую Гарантирующим поставщиком на освещение мест общего пользования. При этом, согласно Приложения N 3 к договору N 4256 от 21.02.2007 поставленный объем электроэнергии определялся расчетным способом.
Письмом от 27.09.2007 исх. N 1293 предприятие предложило обществу изменить договор энергоснабжения N 4256 от 21.02.2007 исключив из предмета договора оказание услуг по передаче электроэнергии.
Решением Арбитражного суда РСО-Алания от 07.06.2008 по делу N А61-476/08-5 Общество понудили заключить с Предприятием договор купли-продажи электрической энергии N 4256 от 19.11.2007, в редакции Предприятия. Согласно договору и приложениям к нему, стороны согласовали перечень точек поставки, куда Общество обязалось поставлять электроэнергию, а также порядок определения расхода электроэнергии, подлежащий оплате.
Пунктом 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг" (далее - Правила N 307), энергоснабжение населения отнесено к коммунальным услугам. Указанным пунктом предусмотрено, что исполнитель коммунальных услуг - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.
Исполнителями коммунальных услуг для населения являются в том числе учреждения, в оперативном управлении которых находятся жилищный фонд и объекты инженерной инфраструктуры и в обязанности которых входит предоставление потребителю коммунальных услуг, или учреждения, уполномоченные выполнять функции исполнителя - для потребителей, проживающих в государственном (ведомственном), муниципальном или общественном жилищном фонде.
Статья 18 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" предписывает органу местного самоуправления в соответствии с положениями статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации провести до 1 мая 2008 года открытый конкурс по выбору управляющей организации, если собственниками помещений в многоквартирном доме до 1 января 2007 года не выбран способ управления многоквартирным домом или принятое такими собственниками решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было реализовано.
С 31.12.2006 введен в действие пункт 2 названной статьи, согласно которой ранее возникшие обязательства организаций, отвечающих за управление, содержание и ремонт многоквартирного дома, сохраняются до момента возникновения обязательств, связанных с управлением многоквартирным домом в соответствии с положениями раздела VIII Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии уставом в функции предприятия, в частности, входит организация технического обслуживания, ремонта, а также сохранности и надлежащего использования объектов жилищной сферы, организация предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в муниципальном жилищном фонде, сбор и инкассация платежей через расчетно-кассовые центры за жилищно-коммунальные услуги (далее - ЖКУ) с абонентов. Предприятие оказывает услуги населению по тарифам и ставкам оплаты, установленных КЖКХ, производит расчеты с поставщиками ЖКУ в пределах поставленных услуг и собранных денежных средств.
Как видно из материалов дела, на момент заключения договора энергоснабжения спорные жилые дома состояли на балансе предприятия и относились к муниципальному жилищному фонду.
Довод предприятия о том, что дома, указанные в приложении N 3 к Договору N 4256 от 19.11.2007 определились с формой управления и предприятие не несет ответственности по их обязательствам за освещение мест общего пользования, судом апелляционной инстанции не принимается, поскольку договоров управления многоквартирным домом ответчиком не представлено. Наличие протоколов общего собрания жильцом в отсутствие заключенного договора управления многоквартирным домом не порождает у управляющей организации обязанности принять на себя обязательства по поставке коммунальных услуг. Кроме того, из представленных в материалы дела доказательств следует, что конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, расположенными на территории г. Владикавказ был объявлен неоднократно, однако состоялся 08.02.2010.
Таким образом, на момент заключения договора энергоснабжения предприятие выполняло функции исполнителя коммунальных услуг для граждан, проживающих в спорных домах. Доказательства расторжения договора от 19.11.2007 N 4256, создания собственниками помещений в спорных жилых домах товариществ собственников жилья, передачи управления управляющей компании либо выбора собственниками помещений непосредственного способа управления не представлены.
Согласно подпункту "а" пункта 17 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" в жилищном секторе потребителями услуг тепло-, водоснабжения в многоквартирных домах являются товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы, управляющие организации, которые приобретают товары, услуги для предоставления их лицам, пользующимся помещениями в данном многоквартирном доме, или собственники помещений в случае непосредственного управления таким домом последними.
В силу пункта 2 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530, исполнитель коммунальных услуг является покупателем электрической энергии.
В пункте 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, далее - Правила) предусмотрено, что исполнителем коммунальных услуг может быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы. В соответствии с абз. 1 данного пункта Правил под коммунальными услугами понимается деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях; согласно абз. 4 п. 3 указанных Правил потребителем является гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
В силу пункта 89 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 (далее - Правил функционирования розничных рынков), исполнитель коммунальных услуг на основании договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) и в соответствии с названными Правилами приобретает электрическую энергию у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме), а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях. При этом количество приобретаемой исполнителем коммунальных услуг у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) электрической энергии определяется на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей.
Таким образом, в отношениях с ресурсоснабжающей организацией, продающей энергоресурсы, предприятие является абонентом (потребителем), непосредственно приобретающим права и обязанности по договору.
Согласно пункту 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) плату за коммунальные услуги (плата за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление).
Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества включает в себя в том числе и освещение помещений общего пользования (подпункт "б" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491).
Исходя из пункта 3 Правил N 307 под коммунальными услугами понимается деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.
В соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества включает в себя в том числе и освещение помещений общего пользования (подпункт "б" пункта 11 Правил).
Согласно разъяснениям, данным в письме Министерства регионального развития Российской Федерации от 18.06.07 N 11356-ЮТ/07, используемое в подпункте "б" пункта 11 Правил N 491 понятие "освещение помещений общего пользования" неравнозначно понятию "потребление электрической энергии на работу приборов освещения и оборудования помещений общего пользования".
Количество электрической энергии, подаваемой на работу приборов освещения помещений общего пользования и для работы электрического оборудования, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, согласно Правилам N 307 и Правилам N 491 установления нормативов, должно оплачиваться в составе платы за коммунальную услугу "электроснабжение". Кроме того, постановлением администрации местного самоуправления г. Владикавказ от 15.07.2008 N 714 установлено, что в ставку платы за техническое обслуживание мест общего пользования должно быть включено освещение мест общего пользования.
Справкой от 03.11.2009 выданной председателем ликвидационной комиссии ВМУП "ЕРКЦ" подтверждается факт приема платежей от населения за техническое обслуживание жилых домов и найм квартир согласно договора с ВМУП "СЕЗ" от 01.01.2006. Таким образом, предприятие в составе платы за техобслуживание собирало с жителей многоквартирных домов деньги, предназначенные на оплату мест общего пользования.
С учетом изложенного апелляционный суд считает, что предприятие является исполнителем коммунальных услуг и лицом, обязанным производить оплату электроэнергии в местах общего пользования.
В соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.
Согласно статье 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Вместе с тем, определяя количество поставленной в жилые дома электрической энергии общество руководствовалось договором от 01.01.2006, заключенным между ВМУП "СЕЗ" и ВМУП "ЕРКЦ". В соответствии с пунктом 1.1. указанного договора ВМУП "СЕЗ" (заказчик) поручает ВМУП "ЕРКЦ" (исполнителю) осуществлять обязательства по начислению, приему, инкассации, обработке и перечислению платежей на расчетный счет заказчика за найм квартир муниципального жилищного фонда г. Владикавказа, а также приему платежей за оказанные услуги по техническому обслуживанию жилых домов муниципального жилищного фонда г. Владикавказа и домов третьих лиц, передавших функции управления заказчику вести лицевые счета абонентов и заверять заявления о регистрации по месту жительства или временного пребывания граждан. Поскольку ВМУП "СЕЗ" самостоятельно урегулировало отношения по транспортировке электрической энергии по сетям ВМУП "Владикавказэнерго", в адрес сетевой организации ежемесячно направлялись справки о расходе электрической энергии, на основании которых ВМУП "Владикавказэнерго" выставляло ВМУП "СЕЗ" счета на оплату услуг по передаче электрической энергии. В указанных справках на основании сведений о количестве лампочек и лифтов в многоквартирных домах предприятие самостоятельно рассчитывало объем электроэнергии, потребленной на освещение мест общего пользования.
В свою очередь, ВМУП "Владикавказэнерго", действуя в рамках договора на возмездное оказание услуг но передаче электрической энергии по территориальной распределительной сети от 27.06.2006, заключенного с обществом, в соответствии с п. 3.2 которого на него была возложена обязанность по ведению коммерческого учета электроэнергии, составляло на основании справок, представленных ВМУП "СЕЗ", акты снятия показаний.
На основании указанных актов снятия показаний общество выставило предприятию счет на оплату поставки электроэнергии. Однако, в актах поставки электроэнергии за период с 01.08.2008 по 31.12.2008 отражен расход электроэнергии не только по местам общего пользования, но и по административному зданию ВМУП "СЕЗ", расположенного по адресу г. Владикавказ, ул. Станиславского, 9. Расход по местам общего пользования определялся предприятием самостоятельно расчетным способом, согласно Приложению N 3 к договору N 4256, расход по зданию определялся согласно показаниям счетчика.
Таким образом, общество определило количество поставленной в жилые дома электрической энергии на основании справок, представленных ВМУП "СЕЗ". По зданию предприятия расчет поставленной электроэнергии определялся согласно показаниям счетчика. Согласно представленному расчету задолженность предприятия за период с 01.07.2008 по 31.12.2008 за поставленную электроэнергию на освещение мест общего пользования многоквартирных домов составила 13 691 148,21; задолженность за электроэнергию, поставленную на освещение административного здания предприятия составила 46 150,39 рублей. Расчет общества предприятием не оспорен и документально не опровергнут. Доказательств, подтверждающих оплату образовавшейся задолженности за предприятием на момент рассмотрения спора не представлено.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение суда первой инстанции необходимо отменить в части, с предприятия следует взыскать долг по оплате задолженности за потребленную электрическую энергию в сумме 13 737 298,6 рублей. В остальной части исковых требований следует отказать.
Расходы по государственной пошлине подлежат распределению пропорционально удовлетворенной части иска.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 20.01.2010 по делу N А61-1496/09 отменить в части отказа истцу во взыскании с ответчика 13 691 148,21 рублей задолженности по оплате электроэнергии на освещение мест общего пользования многоквартирных домов и 46 150,39 рублей задолженность за электроэнергию, поставленную на освещение административного здания Владикавказского муниципального унитарного предприятия "Служба единого заказчика по жилищно-коммунальным услугам", всего 13 737 298,6 рублей.
В этой части исковые требования удовлетворить, взыскать с Владикавказского муниципального унитарного предприятия "Служба единого заказчика по жилищно-коммунальным услугам" в пользу открытого акционерного общества электроэнергетики и электрификации "Севкавказэнерго" 13 737 298,6 рублей.
Взыскать с Владикавказского муниципального унитарного предприятия "Служба единого заказчика по жилищно-коммунальным услугам" в пользу открытого акционерного общества электроэнергетики и электрификации "Севкавказэнерго" 520,93 рублей государственной пошлины за рассмотрение заявления судом первой инстанции при подаче иска и 1987,08 рублей государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Взыскать с Владикавказского муниципального унитарного предприятия "Служба единого заказчика по жилищно-коммунальным услугам" государственную пошлину в доход бюджета Российской Федерации в размере 79 591,27 рублей за рассмотрение заявления судом первой инстанции.
В остальной части решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
А.Л.ФРИЕВ
Судьи
И.М.МЕЛЬНИКОВ
С.И.ДЖАМБУЛАТОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 11.05.2010 N 16АП-571/10(1) ПО ДЕЛУ N А61-1496/09
Разделы:Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом; Договор управления многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 мая 2010 г. N 16АП-571/10(1)
Дело N А61-1496/09
05 мая 2010 года объявлена резолютивная часть постановления.
11 мая 2010 года постановление изготовлено в полном объеме.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Фриева А.Л.,
судей: Мельникова И.М., Джамбулатова С.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Амироковой Я.Х.,
рассмотрев апелляционную жалобу открытого акционерного общества электроэнергетики и электрификации "Севкавказэнерго" на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 20.01.2010 по делу N А61-1496/09 по заявлению ОАО электроэнергетики и электрификации "Севкавказэнерго" к ВМУП "Служба единого заказчика по жилищно-коммунальным услугам", третьи лица - ВМУП "Владикавказэнерго"; Региональная служба по тарифам по РСО-Алания; Комитет ЖКХ АМС г. Владикавказ, о взыскании 25 000 рублей,
в судебное заседание явились:
от ОАО электроэнергетики и электрификации "Севкавказэнерго" - Валиахметова Е.М. по доверенности N 15-01/522554 от 12.01.2010,
от ВМУП "Владикавказэнерго" - не явились, извещены 09.04.2010,
от Региональной службы по тарифам по РСО-Алания - не явились, извещена 09.04.2010,
от Комитета ЖКХ АМС г. Владикавказ - не явились, извещен 09.04.2010,
от ВМУП "Служба единого заказчика по жилищно-коммунальным услугам" - не явились, извещено 09.04.2010,
установил:
Открытое акционерное общество электроэнергетики и электрификации "Севкавказэнерго" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Северная Осетия - Алания с исковым заявлением к Владикавказскому муниципальному унитарному предприятию "Служба единого заказчика по жилищно-коммунальным услугам" (далее - предприятие) о взыскании задолженности за потребленную электрическую энергию в сумме 25 000 рублей. Заявленные требования мотивированы тем, что между обществом и предприятие существуют хозяйственные отношения, оформленные договором купли-продажи электрической энергии N 4256 от 19.11.2007, в соответствии с которым ОАО "Севкавказэнерго" обязуется осуществлять в точках поставки продажу электрической энергии, а предприятие - принимать и оплачивать потребляемую электрическую энергию и оказанные услуги, в предусмотренные договором сроки. Однако предприятие не исполняет обязательства по договору N 4256 от 19.11.2007.
Определениями Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 29.10.2009, 11.11.2009, 14.12.2009 к участию в дело в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены: Владикавказское муниципальное унитарное предприятие "Владикавказэнерго", Региональная служба по тарифам по РСО-Алания, Комитет ЖКХ АМС г. Владикавказа.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации общество уточнило заявленные требования, согласно которым просило взыскать с ответчика сумму задолженности за потребленную электрическую энергию за период с 01.07.2008 по 31.07.2009 в размере 13 826 625,84 рубля на освещение мест общего пользования многоквартирных жилых домов. Уточненные требования приняты судом к рассмотрению.
Решением Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 20.01.2010 по делу N А61-1496/09 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что иск предъявлен к организации, ответственной за содержание и ремонт общего имущества, но не исполняющей обязанности по предоставлению коммунальных услуг.
Не согласившись с данным определением суда, общество подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт. Заявитель считает, что в силу сложившихся договорных отношений между предприятием и обществом, последнее не оплатило поставленную в период с 01.07.2008 по 31.07.2009 по договору N 4256 электроэнергию. По мнению заявителя суд первой инстанции не выяснил все обстоятельства имеющие значения для дела. В судебном заседании представитель ОАО "Севкавказэнерго" поддержала доводы изложенные в апелляционной жалобе, просила отменить решение суда первой инстанции, а апелляционную жалобу удовлетворить.
Представители других лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились. Апелляционный суд в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проводит судебное разбирательство в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о месте и времени проведения судебного заседания.
Правильность решения суда от 20.01.2010 проверена в апелляционном порядке в соответствии со статьями 266 - 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что решение суда первой инстанции следует отменить по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, между ОАО "Севкавказэнерго" и ВМУП "СЕЗ" заключен договор N 4256 купли-продажи электрической энергии от 19.11.2007, в соответствии с условиями которого гарантирующий поставщик обязался осуществлять продажу покупателю электрической энергии в объеме, установленном приложением N 1 к договору, а покупатель обязался принимать и оплачивать электрическую энергию (мощность), в порядке установленном договором.
Отсутствие оплаты предприятием за отпущенную электрическую энергию за период с 01.07.2008 по 31.07.2009 по освещению административного здания предприятия, а также отсутствие оплаты с 01.07.2008 по 31.12.2008 за электроэнергию по освещению мест общего пользования жилых домов явилась основанием для обращения общества в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований общества, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что предприятие не является управляющей организацией по договору управления многоквартирным домом, избранной собственниками помещений в таком доме, и не исполняет соответствующие функции, а осуществляет содержание и ремонт муниципального жилищного фонда.
Между тем, суд первой инстанции не учел следующее. Постановлением Правительства РСО-Алания N 145б от 28.03.2000 в г. Владикавказе для выполнения функций единого заказчика по жилищно-коммунальным услугам создано Владикавказское муниципальное унитарное предприятие "Служба единого заказчика по жилищно-коммунальным услугам" - ВМУП "СЕЗ" (далее - предприятие), которому предписано заключить договора на содержание, текущее техобслуживание и ремонт объектов муниципальной собственности, передаваемых предприятию на правах хозяйственного ведения. Содержание предприятие установлено на правах управляющей компании за счет отчислений жилищно-коммунальных предприятий г. Владикавказ.
01.07.2000 между обществом и предприятием заключен договор энергоснабжения, который впоследствии неоднократно перезаключался.
Письмом от 20.02.2007 исх. N 187 предприятие обратилось к обществу с просьбой о заключении договора электроснабжения на 2007 г. по местам общего пользования муниципального жилого фонда.
21.02.2007 между обществом и предприятием заключен договор энергоснабжения N 4256, в соответствии с условиями которого, предприятие взяло на себя обязательство оплачивать в полном объеме электроэнергию, поставляемую Гарантирующим поставщиком на освещение мест общего пользования. При этом, согласно Приложения N 3 к договору N 4256 от 21.02.2007 поставленный объем электроэнергии определялся расчетным способом.
Письмом от 27.09.2007 исх. N 1293 предприятие предложило обществу изменить договор энергоснабжения N 4256 от 21.02.2007 исключив из предмета договора оказание услуг по передаче электроэнергии.
Решением Арбитражного суда РСО-Алания от 07.06.2008 по делу N А61-476/08-5 Общество понудили заключить с Предприятием договор купли-продажи электрической энергии N 4256 от 19.11.2007, в редакции Предприятия. Согласно договору и приложениям к нему, стороны согласовали перечень точек поставки, куда Общество обязалось поставлять электроэнергию, а также порядок определения расхода электроэнергии, подлежащий оплате.
Пунктом 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг" (далее - Правила N 307), энергоснабжение населения отнесено к коммунальным услугам. Указанным пунктом предусмотрено, что исполнитель коммунальных услуг - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.
Исполнителями коммунальных услуг для населения являются в том числе учреждения, в оперативном управлении которых находятся жилищный фонд и объекты инженерной инфраструктуры и в обязанности которых входит предоставление потребителю коммунальных услуг, или учреждения, уполномоченные выполнять функции исполнителя - для потребителей, проживающих в государственном (ведомственном), муниципальном или общественном жилищном фонде.
Статья 18 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" предписывает органу местного самоуправления в соответствии с положениями статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации провести до 1 мая 2008 года открытый конкурс по выбору управляющей организации, если собственниками помещений в многоквартирном доме до 1 января 2007 года не выбран способ управления многоквартирным домом или принятое такими собственниками решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было реализовано.
С 31.12.2006 введен в действие пункт 2 названной статьи, согласно которой ранее возникшие обязательства организаций, отвечающих за управление, содержание и ремонт многоквартирного дома, сохраняются до момента возникновения обязательств, связанных с управлением многоквартирным домом в соответствии с положениями раздела VIII Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии уставом в функции предприятия, в частности, входит организация технического обслуживания, ремонта, а также сохранности и надлежащего использования объектов жилищной сферы, организация предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в муниципальном жилищном фонде, сбор и инкассация платежей через расчетно-кассовые центры за жилищно-коммунальные услуги (далее - ЖКУ) с абонентов. Предприятие оказывает услуги населению по тарифам и ставкам оплаты, установленных КЖКХ, производит расчеты с поставщиками ЖКУ в пределах поставленных услуг и собранных денежных средств.
Как видно из материалов дела, на момент заключения договора энергоснабжения спорные жилые дома состояли на балансе предприятия и относились к муниципальному жилищному фонду.
Довод предприятия о том, что дома, указанные в приложении N 3 к Договору N 4256 от 19.11.2007 определились с формой управления и предприятие не несет ответственности по их обязательствам за освещение мест общего пользования, судом апелляционной инстанции не принимается, поскольку договоров управления многоквартирным домом ответчиком не представлено. Наличие протоколов общего собрания жильцом в отсутствие заключенного договора управления многоквартирным домом не порождает у управляющей организации обязанности принять на себя обязательства по поставке коммунальных услуг. Кроме того, из представленных в материалы дела доказательств следует, что конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, расположенными на территории г. Владикавказ был объявлен неоднократно, однако состоялся 08.02.2010.
Таким образом, на момент заключения договора энергоснабжения предприятие выполняло функции исполнителя коммунальных услуг для граждан, проживающих в спорных домах. Доказательства расторжения договора от 19.11.2007 N 4256, создания собственниками помещений в спорных жилых домах товариществ собственников жилья, передачи управления управляющей компании либо выбора собственниками помещений непосредственного способа управления не представлены.
Согласно подпункту "а" пункта 17 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" в жилищном секторе потребителями услуг тепло-, водоснабжения в многоквартирных домах являются товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы, управляющие организации, которые приобретают товары, услуги для предоставления их лицам, пользующимся помещениями в данном многоквартирном доме, или собственники помещений в случае непосредственного управления таким домом последними.
В силу пункта 2 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530, исполнитель коммунальных услуг является покупателем электрической энергии.
В пункте 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, далее - Правила) предусмотрено, что исполнителем коммунальных услуг может быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы. В соответствии с абз. 1 данного пункта Правил под коммунальными услугами понимается деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях; согласно абз. 4 п. 3 указанных Правил потребителем является гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
В силу пункта 89 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 (далее - Правил функционирования розничных рынков), исполнитель коммунальных услуг на основании договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) и в соответствии с названными Правилами приобретает электрическую энергию у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме), а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях. При этом количество приобретаемой исполнителем коммунальных услуг у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) электрической энергии определяется на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей.
Таким образом, в отношениях с ресурсоснабжающей организацией, продающей энергоресурсы, предприятие является абонентом (потребителем), непосредственно приобретающим права и обязанности по договору.
Согласно пункту 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) плату за коммунальные услуги (плата за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление).
Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества включает в себя в том числе и освещение помещений общего пользования (подпункт "б" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491).
Исходя из пункта 3 Правил N 307 под коммунальными услугами понимается деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.
В соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества включает в себя в том числе и освещение помещений общего пользования (подпункт "б" пункта 11 Правил).
Согласно разъяснениям, данным в письме Министерства регионального развития Российской Федерации от 18.06.07 N 11356-ЮТ/07, используемое в подпункте "б" пункта 11 Правил N 491 понятие "освещение помещений общего пользования" неравнозначно понятию "потребление электрической энергии на работу приборов освещения и оборудования помещений общего пользования".
Количество электрической энергии, подаваемой на работу приборов освещения помещений общего пользования и для работы электрического оборудования, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, согласно Правилам N 307 и Правилам N 491 установления нормативов, должно оплачиваться в составе платы за коммунальную услугу "электроснабжение". Кроме того, постановлением администрации местного самоуправления г. Владикавказ от 15.07.2008 N 714 установлено, что в ставку платы за техническое обслуживание мест общего пользования должно быть включено освещение мест общего пользования.
Справкой от 03.11.2009 выданной председателем ликвидационной комиссии ВМУП "ЕРКЦ" подтверждается факт приема платежей от населения за техническое обслуживание жилых домов и найм квартир согласно договора с ВМУП "СЕЗ" от 01.01.2006. Таким образом, предприятие в составе платы за техобслуживание собирало с жителей многоквартирных домов деньги, предназначенные на оплату мест общего пользования.
С учетом изложенного апелляционный суд считает, что предприятие является исполнителем коммунальных услуг и лицом, обязанным производить оплату электроэнергии в местах общего пользования.
В соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.
Согласно статье 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Вместе с тем, определяя количество поставленной в жилые дома электрической энергии общество руководствовалось договором от 01.01.2006, заключенным между ВМУП "СЕЗ" и ВМУП "ЕРКЦ". В соответствии с пунктом 1.1. указанного договора ВМУП "СЕЗ" (заказчик) поручает ВМУП "ЕРКЦ" (исполнителю) осуществлять обязательства по начислению, приему, инкассации, обработке и перечислению платежей на расчетный счет заказчика за найм квартир муниципального жилищного фонда г. Владикавказа, а также приему платежей за оказанные услуги по техническому обслуживанию жилых домов муниципального жилищного фонда г. Владикавказа и домов третьих лиц, передавших функции управления заказчику вести лицевые счета абонентов и заверять заявления о регистрации по месту жительства или временного пребывания граждан. Поскольку ВМУП "СЕЗ" самостоятельно урегулировало отношения по транспортировке электрической энергии по сетям ВМУП "Владикавказэнерго", в адрес сетевой организации ежемесячно направлялись справки о расходе электрической энергии, на основании которых ВМУП "Владикавказэнерго" выставляло ВМУП "СЕЗ" счета на оплату услуг по передаче электрической энергии. В указанных справках на основании сведений о количестве лампочек и лифтов в многоквартирных домах предприятие самостоятельно рассчитывало объем электроэнергии, потребленной на освещение мест общего пользования.
В свою очередь, ВМУП "Владикавказэнерго", действуя в рамках договора на возмездное оказание услуг но передаче электрической энергии по территориальной распределительной сети от 27.06.2006, заключенного с обществом, в соответствии с п. 3.2 которого на него была возложена обязанность по ведению коммерческого учета электроэнергии, составляло на основании справок, представленных ВМУП "СЕЗ", акты снятия показаний.
На основании указанных актов снятия показаний общество выставило предприятию счет на оплату поставки электроэнергии. Однако, в актах поставки электроэнергии за период с 01.08.2008 по 31.12.2008 отражен расход электроэнергии не только по местам общего пользования, но и по административному зданию ВМУП "СЕЗ", расположенного по адресу г. Владикавказ, ул. Станиславского, 9. Расход по местам общего пользования определялся предприятием самостоятельно расчетным способом, согласно Приложению N 3 к договору N 4256, расход по зданию определялся согласно показаниям счетчика.
Таким образом, общество определило количество поставленной в жилые дома электрической энергии на основании справок, представленных ВМУП "СЕЗ". По зданию предприятия расчет поставленной электроэнергии определялся согласно показаниям счетчика. Согласно представленному расчету задолженность предприятия за период с 01.07.2008 по 31.12.2008 за поставленную электроэнергию на освещение мест общего пользования многоквартирных домов составила 13 691 148,21; задолженность за электроэнергию, поставленную на освещение административного здания предприятия составила 46 150,39 рублей. Расчет общества предприятием не оспорен и документально не опровергнут. Доказательств, подтверждающих оплату образовавшейся задолженности за предприятием на момент рассмотрения спора не представлено.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение суда первой инстанции необходимо отменить в части, с предприятия следует взыскать долг по оплате задолженности за потребленную электрическую энергию в сумме 13 737 298,6 рублей. В остальной части исковых требований следует отказать.
Расходы по государственной пошлине подлежат распределению пропорционально удовлетворенной части иска.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 20.01.2010 по делу N А61-1496/09 отменить в части отказа истцу во взыскании с ответчика 13 691 148,21 рублей задолженности по оплате электроэнергии на освещение мест общего пользования многоквартирных домов и 46 150,39 рублей задолженность за электроэнергию, поставленную на освещение административного здания Владикавказского муниципального унитарного предприятия "Служба единого заказчика по жилищно-коммунальным услугам", всего 13 737 298,6 рублей.
В этой части исковые требования удовлетворить, взыскать с Владикавказского муниципального унитарного предприятия "Служба единого заказчика по жилищно-коммунальным услугам" в пользу открытого акционерного общества электроэнергетики и электрификации "Севкавказэнерго" 13 737 298,6 рублей.
Взыскать с Владикавказского муниципального унитарного предприятия "Служба единого заказчика по жилищно-коммунальным услугам" в пользу открытого акционерного общества электроэнергетики и электрификации "Севкавказэнерго" 520,93 рублей государственной пошлины за рассмотрение заявления судом первой инстанции при подаче иска и 1987,08 рублей государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Взыскать с Владикавказского муниципального унитарного предприятия "Служба единого заказчика по жилищно-коммунальным услугам" государственную пошлину в доход бюджета Российской Федерации в размере 79 591,27 рублей за рассмотрение заявления судом первой инстанции.
В остальной части решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
А.Л.ФРИЕВ
Судьи
И.М.МЕЛЬНИКОВ
С.И.ДЖАМБУЛАТОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)