Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 31.07.2012 ПО ДЕЛУ N А46-6031/2011

Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 июля 2012 г. по делу N А46-6031/2011


Резолютивная часть постановления объявлена 25 июля 2012 года
Постановление изготовлено в полном объеме 31 июля 2012 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сидоренко О.А.,
судей Шиндлер Н.А., Золотовой Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кулагиной Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-9769/2011) Главного управления по земельным ресурсам Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 20.10.2011 по делу N А46-6031/2011 (судья Суставова О.Ю.), принятое по заявлению автономного учреждения города Омска "Спортсервис" (ОГРН 1035504001191, ИНН 5505024059) к Главному управлению по земельным ресурсам Омской области о признании недействительными решения от 21.02.2011 N 0201/1597 и обязании совершить действие,
при участии в судебном заседании представителей:
- от Главного управления по земельным ресурсам Омской области - Сотникова Н.В. по доверенности N 0402/4 от 10.01.2012 сроком действия до 31.12.2012 (личность представителя установлена на основании служебного удостоверения);
- от автономного учреждения города Омска "Спортсервис" - Кузнецов С.Л. по доверенности N 114 от 03.04.2012 сроком действия один год (личность представителя удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации);

- установил:

Решением от 20.10.2011 по делу N А46-6031/2011 Арбитражный суд Омской области удовлетворил требования автономного учреждения города Омска "Спортсервис" (далее по тексту - АУ г. Омска "Спортсервис", заявитель, учреждение), признал незаконным отказ Главного управления по земельным ресурсам Омской области (далее по тексту - заинтересованное лицо, ГУЗР Омской области) от 21.02.2011 N 0201/1597 в предоставлении АУ г. Омска "Спортсервис" в постоянное (бессрочное) пользование находящихся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю земельных участков, расположенных на территории города Омска, предназначенных для размещения спортивных площадок, имеющих следующие кадастровые номера и местоположение:














































































































































































































































































































































































































































































































































































































Обязал предоставить данные земельные участки в постоянное бессрочное пользование.
В обоснование принятого судебного акта суд первой инстанции указал на отсутствие у заинтересованного лица оснований для отказа в предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование находящихся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю земельных участков, расположенных на территории города Омска, предназначенных для размещения спортивных площадок.
В апелляционной жалобе и дополнениях к ней ГУЗР Омской области просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь при этом на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, неполное выяснение обстоятельств дела и несоответствие им выводов, изложенных в решении. Считает, что при рассмотрении дела, суд не применил закон, подлежащий применению, а именно статью 36 Жилищного кодекса РФ и статью 16 Федерального закона от 29.12.2004 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", согласно которым собственникам помещений в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности принадлежит земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в его состав объекты недвижимого имущества. Указывает, что в постановлении от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме" четко сказано, что в состав общего имущества включаются объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
В отзыве на апелляционную жалобу учреждение с ее доводами не соглашается, считает их необоснованными, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании апелляционного суда представитель АУ г. Омска "Спортсервис" заявил отказ от заявленных требований в части предоставления земельного участка N 55:36:110201:3146, в решение суда первой инстанции данный земельный участок указан как N 186. Представитель ГУЗР Омской области не возражал против удовлетворения заявленного отказа от части заявленных требований. Руководствуясь статьями 49, 266 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд апелляционной инстанции посчитал возможным принять отказ от иска в части обозначенного земельного участка, поскольку заявленный отказ не противоречит закону и не нарушает права других лиц.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, установил следующие обстоятельства.
АУ г. Омска "Спортсервис" в соответствии с Федеральным законом от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" является некоммерческой организацией, созданной муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сфере физической культуры и спорта, а также иных сферах в случаях, установленных федеральными законами.
Учреждение осуществляет обустройство и содержание спортивных площадок в городе Омске. С этой целью департамент имущественных отношений Администрации города Омска обеспечил формирование 194 земельных участков.
В целях обеспечения выполнения своих уставных задач учреждение обратилось в ГУЗР Омской области с заявлением о предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование 194 земельных участков.
Письмом N 0201/1597 ГУЗР Омской области уведомило АУ г. Омска "Спортсервис" об отказе в предоставлении земельных участков согласно прилагаемому перечню в постоянное (бессрочное) пользование в связи с предполагаемым размещением физкультурно-оздоровительных сооружений на придомовых территориях многоквартирных домов, что может привести к нарушению прав собственников помещений в многоквартирных домах.
АУ г. Омска "Спортсервис", считая отказ ГУЗР Омской области в предоставлении земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование незаконным и нарушающим его права и интересы в сфере экономической деятельности, обратилось в Арбитражный суд Омской области с настоящими требованиями.
20.10.2011 Арбитражным судом Омской области принято обжалуемое решение.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, дополнения, отзыв, проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
Из анализа ст. 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд первой инстанции верно указал, что требования БУ г. Омска "ЦСХИ" могут быть удовлетворены только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства:
- - несоответствие отказа ГУЗР Омской области закону или иному нормативному правовому акту;
- - нарушение прав и законных АУ г. Омска "Спортсервис" данным отказом.
При отсутствии хотя бы одного из данных обстоятельств требования заявителя удовлетворению не подлежат.
В соответствии со статьей 11 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений отнесены, в том числе полномочия по решению вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Пунктом 1 статьи 28 ЗК РФ предусмотрено, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, а также предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 ЗК РФ, в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 данного Кодекса.
Пунктом 1 статьи 20 ЗК РФ установлено, в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 268 Гражданского кодекса Российской Федерации право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется государственному или муниципальному учреждению, казенному предприятию, органу государственной власти, органу местного самоуправления на основании решения государственного или муниципального органа, уполномоченного предоставлять земельные участки в такое пользование.
В силу пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Согласно статье 11.1 Закона Омской области от 08.02.2006 N 731-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Омской области" порядок предоставления в собственность, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование, аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в городе Омске, для целей, не связанных со строительством, за исключением земельных участков, которые предоставляются для размещения временных объектов, для ведения дачного хозяйства, садоводства, осуществляется в порядке, определенном статьями 10, 11 Закона Омской области от 08.02.2006 N 731-ОЗ, если иное не предусмотрено областным законодательством.
Статьей 11 Закона Омской области от 08.02.2006 N 731-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Омской области" определен порядок предоставления земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования для целей, не связанных со строительством. Согласно установленному этой статьей порядку земельный участок предоставляется на основании заявления, которое подается в специально уполномоченный орган.
Согласно пункту 1 Положения о Главном управлении по земельным ресурсам Омской области, утвержденного Указом Губернатора Омской области от 16.06.2006 N 95, ГУЗР Омской области является специально уполномоченным органом исполнительной власти Омской области в сфере регулирования земельных отношений, возникающих в связи с управлением и распоряжением земельными участками.
В случае, если информация, указанная в заявлении, требует дополнения или уточнения, заявитель извещается об этом в двухнедельный срок со дня поступления заявления. При этом срок рассмотрения заявления исчисляется со дня поступления необходимой дополнительной информации.
Орган местного самоуправления на основании обращения специально уполномоченного органа с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанного обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Специально уполномоченный орган в двухнедельный срок со дня предоставления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование или безвозмездное срочное пользование для целей, не связанных со строительством, заявителю и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Правовое регулирование порядка предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, в постоянное (бессрочное) пользование осуществляется также в соответствии с Порядком предоставления земельных участков, находящихся в государственной собственности до разграничения собственности на землю на территории города Омска, для целей, не связанных со строительством, утвержденным постановлением Правительства Омской области от 16.06.2006 N 73-п.
Утверждая Порядок, Правительство Омской области действовало в соответствии с полномочиями, предоставленными пунктом 9 статьи 4 Закона Омской области от 08.02.2006 N 731-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Омской области".
В соответствии с положениями пункта 14 указанного Порядка лицам, указанным в статьях 20, 24 ЗК РФ, может быть предоставлен земельный участок для целей, не связанных со строительством, в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование.
Согласно пункту 15 Порядка предоставление земельного участка в безвозмездное срочное пользование, постоянное (бессрочное) пользование для целей, не связанных со строительством, осуществляется на основании заявления, поданного в специально уполномоченный орган исполнительной власти Омской области.
В пункте 16 Порядка закреплено, что в заявлении должны быть указаны:
1) цель использования земельного участка;
2) предполагаемые размеры земельного участка;
3) местоположение земельного участка;
4) испрашиваемое право на земельный участок.
Пунктом 17 Порядка установлено, что специально уполномоченный орган исполнительной власти Омской области в недельный срок рассматривает указанное заявление и подготавливает проект решения о предоставлении земельного участка либо ответ об отказе в предоставлении земельного участка с обоснованием отказа.
В соответствии с пунктом 18 Порядка решение о предоставлении земельного участка в безвозмездное срочное пользование, постоянное (бессрочное) пользование для целей, не связанных со строительством, принимается специально уполномоченным органом исполнительной власти Омской области.
Решение о предоставлении земельного участка в безвозмездное срочное пользование, постоянное (бессрочное) пользование для целей, не связанных со строительством, не может быть принято в случае отсутствия кадастрового паспорта земельного участка.
Как верно установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, АУ г. Омска "Спортсервис" в ГУЗР Омской области были поданы заявления о предоставлении 194 земельных участков для размещения физкультурно-оздоровительных сооружений открытого типа.
Письмом N 0201/1597 ГУЗР Омской области уведомило АУ г. Омска "Спортсервис" об отказе в предоставлении земельных участков согласно прилагаемому перечню в постоянное (бессрочное) пользование в связи с предполагаемым размещением физкультурно-оздоровительных сооружений на придомовых территориях многоквартирных домов, что может привести к нарушению прав собственников помещений в многоквартирных домах. Кроме того, ГУЗР Омской области указало на то, что для принятия решений о предоставлении участков в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации необходимо наличие проектов планировки, межевания территорий.
Как правомерно указал суд первой инстанции, формально заявление АУ г. Омска "Спортсервис" в полной мере отвечало требованиям указанного Порядка, а также статьям 11, 11.1 Закона Омской области от 08.02.2006 N 731-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Омской области" (предоставлено соответствующее заявление в уполномоченный орган с приложением установленных указанными актами документов).
При этом, положенное в основу отказа указание заинтересованным лицом на отсутствие среди приложенных к заявлениям документов проектов планировки, межевания территорий, законным основанием для отказа в предоставлении земельных участков не является, как обоснованно установлено судом первой инстанции.
Представление названных проектов не предусмотрено ни Законом Омской области от 08.02.2006 N 731-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Омской области", ни Порядком предоставления земельных участков, находящихся в государственной собственности до разграничения собственности на землю на территории города Омска, ни какими-либо другими правовыми актами.
Более того, требуемые заинтересованным лицом проекты планировки территории являются общедоступными документами, размещенными в сети Интернет и опубликованными в средствах массовой информации.
Относительно причины отказа в предоставлении испрашиваемых земельных участков по мотиву предполагаемого размещения предполагаемого размещения физкультурно-оздоровительных сооружений на придомовых территориях многоквартирных домов, что может привести к нарушению прав собственников помещений в многоквартирных домах, судом верно отмечено следующее.
. Испрашиваемые земельные участки имеют целевое назначение - физкультурно-оздоровительные сооружения открытого типа (спортивные площадки, теннисные корты, хоккейные площадки, катки, ролледромы, велотреки и др.), что подтверждается выписками из государственного кадастра недвижимости от 15.07.2011.
Территориально предполагаемые спортивные площадки относятся к определенному жилому массиву, включающему в себя совокупность многоквартирных и (или) жилых домов.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что податель апелляционной жалобы необоснованно указал на то, что суд первой инстанции не учел факт наличия таковых домов.
Разрешенное использование испрашиваемых земельных участков установлено в соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденными решением Омского городского Совета от 10.12.2008 N 201.
Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, причина отказа в предоставлении испрашиваемых земельных участков - нарушение прав собственников помещений в многоквартирных домах носит предположительный характер, не подтверждена доказательствами.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основание своих требований и возражений.
Однако заинтересованным лицом не приведены планы территорий, указывающие на пересечение границ предоставляемых участков с общедомовыми территориями, или какие-либо иные доказательства в обоснование данного утверждения.
Напротив, ГКЗР Омской области в суд апелляционной инстанции представило информацию о земельных участках, на которых расположены спортивные площадки (поступило в Восьмой арбитражный апелляционный суд 01.02.2012), где содержатся сведения о 74 земельных участках, вокруг которых сформированы земельные участки под многоквартирными домами. При этом, в состав данных сформированных земельных участков не входят спортивные сооружения открытого типа.
Также заинтересованное лицо в тексте дополнений к апелляционной жалобе (пункт 2) прямо указало, что на 36 земельных участков заявитель вправе претендовать, поскольку администрацией г. Омска был произведен их ремонт и ГУЗР Омской области подготовил проекты распоряжений о предоставлении этих участков.
Таким образом, в дополнение к изложенному о недоказанности заинтересованным лицом основания для спорного отказа, суд апелляционной инстанции установил, что в отношении названных выше земельных участков из 194 предоставление таких участков не может нарушать чьи-либо права, в том числе права собственников многоквартирных домов.
Судом первой инстанции также верно отмечено, что отказывая АУ г. Омска "Спортсервис" в предоставлении земельных участков, ГУЗР Омской области не учтено следующее.
Согласно части 3 статьи Федерального закона от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" органы местного самоуправления создают условия для развития физической культуры и спорта по месту жительства и месту отдыха граждан, в том числе путем привлечения специалистов в области физической культуры и спорта.
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение условий для развития на территории городского округа физической культуры и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий городского округа.
Разделом 4.2.5 Генерального плана муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденного решением Омского городского Совета от 25.07.2007 N 43, предусмотрено развитие спортивных сооружений для массовых занятий спортом, в том числе спортивных площадок.
В целях реализации Генерального плана в соответствии с пунктом 2.8 раздела III общегородской целевой программы "Формирование объектов недвижимости для решения вопросов местного значения на период до 2009 года", утвержденной решением Омского городского Совета от 10.10.2007 N 56, пунктом 1.6 долгосрочной целевой программы города Омска "Формирование объектов недвижимости для решения вопросов местного значения на 2010-2016 годы", утвержденной постановлением Администрации города Омска от 28.10.2009 N 834-п, были сформированы 194 земельных участка.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах).
В соответствии с Уставом АУ г. Омска "Спортсервис" деятельность учреждения по организации и проведению общегородских массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий, обустройству, содержанию и текущему ремонту спортивных площадок осуществляется в интересах всего населения города Омска.
Не мотивированно отказывая в предоставлении земельных участков, ГУЗР Омской области препятствует в решении указанных вопросов, чем нарушает права и интересы АУ г. Омска "Спортсервис".
Таким образом, ГУЗР Омской области не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Доводы заявителя жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта, в связи с чем, подлежат отклонению. Кроме того, суд апелляционной инстанции отмечает, что ГУЗР Омской области приведены доводы без учета специфики рассмотрения категории дел об оспаривании ненормативных актов государственных органов.
Поскольку ГУЗР Омской области в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождено, вопрос о распределении судебных расходов по его апелляционной жалобе судом апелляционной инстанции не рассматривается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

постановил:

Апелляционную жалобу Главного управления по земельным ресурсам Омской области оставить без удовлетворения.
Принять отказ автономного учреждения города Омска "Спортсервис" от требований в части признания незаконным отказа Главного управления по земельным ресурсам Омской области от 21.02.2011 N 0201/1597 в предоставлении автономному учреждению города Омска "Спортсервис" в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка, имеющего кадастровый номер 55:36:11 02 01:3146 и местоположение с ориентиром относительно д. 64 по ул. 1-я Рыбачья в г. Омске, и в части обязания предоставить автономному учреждению города Омска "Спортсервис" в постоянное (бессрочное) пользование данный земельный участок.
Решение Арбитражного суда Омской области от 20.10.2011 по делу N А46-6031/2011 в указанной выше части отменить, производство по делу прекратить.
В остальной части решение Арбитражного суда Омской области от 20.10.2011 по делу N А46-6031/2011 оставить без изменения.
Отменить обеспечительные меры по делу N А46-6031/2011, принятые определением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 01.03.2012.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий
О.А.СИДОРЕНКО

Судьи
Н.А.ШИНДЛЕР
Л.А.ЗОЛОТОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)