Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 30.12.2010 ПО ДЕЛУ N А14-2699/2010/76/14

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 декабря 2010 г. по делу N А14-2699/2010/76/14


Резолютивная часть постановления объявлена 28.12.2010 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 30.12.2010 г.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Владимировой Г.В.,
судей Колянчиковой Л.А.,
Андреещевой Н.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Назаретьян А.С.,
при участии:
от МКП городского округа г. Воронеж "Воронежтеплосеть": Копытова Ю.В., представитель по доверенности N 51 от 20.12.2009,
- от ТСЖ "Домовладелец": представитель не явился, извещен надлежащим образом;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ТСЖ "Домовладелец" на решение Арбитражного суда Воронежской области 18.05.2010 по делу N А14-2699/2010/76/14 (судья Пименова Т.В.) по иску МКП городского округа г. Воронеж "Воронежтеплосеть" к ТСЖ "Домовладелец" о взыскании 528 236 руб. 96 коп. задолженности за поставленную теплоэнергию,

установил:

Муниципальное казенное предприятие городского округа г. Воронеж "Воронежтеплосеть" (далее - МКП "Воронежтеплосеть", истец) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с иском к товариществу собственников жилья "Домовладелец" (далее - ТСЖ "Домовладелец", ответчик) о взыскании задолженности за поставленную в период с 01.02.2009 по 31.12.2009 тепловую энергию в размере 528 236 руб. 96 коп. (с учетом уточнений в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 18.05.2010 заявленные исковые требования были удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, ТСЖ "Домовладелец" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение Арбитражного суда Воронежской области от 18.05.2010 отменить, в удовлетворении исковых требований МКП "Воронежтеплосеть" отказать.
Полагает, что данное решение принято судом первой инстанции при отсутствии достаточных доказательств, подтверждающих объем поставленной истцом тепловой энергии и размер задолженности ответчика. Также считает, что при расчете суммы задолженности истцом необоснованно был применен тариф, установленный ГУТ Воронежской области, включающий услуги по транспортировке тепловой энергии.
В судебном заседании апелляционной инстанции 24.12.2010 объявлялся перерыв до 28.12.2010.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом, о причине неявки не сообщил.
Учитывая, что в материалах дела имеются доказательства надлежащего извещения ТСЖ "Домовладелец", на основании ст. ст. 123, 156, 266 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие его представителя.
Представитель МКП "Воронежтеплосеть" с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
В целях определения фактических объемов отпущенной ответчику за период февраль - апрель 2009 года тепловой энергии ходатайствовал о назначении и проведении судебной экспертизы.
Однако данное ходатайство представителя истца судебной коллегией было отклонено в связи с отсутствием для его удовлетворения правовых оснований, предусмотренных ч. 2 ст. 268 АПК РФ, поскольку такое ходатайство при рассмотрении дела судом первой инстанции истцом не заявлялось, а приведенные в обоснование доводы о том, что в суде первой инстанции объемы поставленной тепловой энергии ответчиком не оспаривались, опровергаются материалами дела и, в частности, правовой позицией ответчика, изложенной в представленном отзыве на иск (т. 1 л.д. 80 - 81).
Выслушав пояснения представителя истца, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции полагает, что обжалуемое решение подлежит изменению в части размера взысканной суммы задолженности за потребленную теплоэнергию по следующим основаниям.
Установлено, что между спорящими сторонами был заключен договор N 451 от 12.05.2008 с учетом дополнительных соглашений от 04.05.2008 и 31.12.2008 на отпуск тепловой энергии и горячей воды, в соответствии с которым истец (Энергоснабжающая организация) обязался обеспечивать подачу тепловой энергии и горячей воды ответчику (Абоненту) через присоединенную сеть до границы эксплуатационной ответственности (балансовой принадлежности), а Абонент, в свою очередь, обязался своевременно оплачивать принятую тепловую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления (т. 1 л.д. 11 - 17).
В соответствии с п. 5.1 договора учет отпущенной тепловой энергии должен осуществляться по приборам учета, установленным у Абонента и допущенным в эксплуатацию.
При отсутствии приборов учета количество тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение рассчитывается Энергоснабжающей организацией ежемесячно по Методике определения потребности в топливе, электрической энергии и воде при производстве и передаче тепловой энергии и теплоносителей в системах коммунального теплоснабжения, утв. Госстроем РФ от 12.08.2003, на основании данных типовых или индивидуальных проектов зданий с учетом фактических температур наружного воздуха, а также с учетом нормативной величины тепловых потерь на участке сетей от границы раздела до объектов теплопотребления Абонента (п. 5.2 договора в редакции дополнительного соглашения от 31.12.2008) (т. 1 л.д. 20 - 21).
Пунктом 4.2 договора предусмотрено, что цена тепловой энергии для Абонента определена в соответствии с тарифами, утвержденными Главным управлением по государственному регулированию тарифов Воронежской области (ГУТ Воронежской области).
Согласно п. 4.3 и 4.4 договора оплата фактически потребленной тепловой энергии для целей отопления и горячего водоснабжения производится абонентом до 30 числа месяца, следующего за расчетным.
Срок действия данного договора был установлен с 09.04.2008 по 31.12.2008 года и пролонгирован на 2009 год.
Как установлено судом первой инстанции, в период с 01.02.2009 по 31.12.2009 года истец поставил ответчику тепловую энергию в количестве 1 457,616 Гкал по тарифу 928,41 рублей за 1 Гкал, которую ответчик оплатил частично. Задолженность ТСЖ "Домовладелец" по состоянию на 17.02.2010 составила 529 508,96 руб.
При этом, в связи с отсутствием у ответчика общедомового прибора учета за период с 01.02.2009 по 30.09.2009 расчет задолженности за фактически поставленную теплоэнергию производился истцом на основании Методики определения потребности в топливе, электрической энергии и воде при производстве и передаче тепловой энергии и теплоносителей в системах коммунального теплоснабжения, утвержденной Госстроем РФ 12.08.2003.
Неоплата ответчиком потребленной тепловой энергии и явилась основанием для обращения МКП "Воронежтеплосеть" в арбитражный суд с иском по настоящему делу.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции согласился с требованиями истца и представленным им расчетом задолженности.
Между тем, судебная коллегия не согласна с выводом суда первой инстанции о правомерности применения истцом при расчете суммы задолженности Методики определения потребности в топливе, электрической энергии и воде при производстве и передаче тепловой энергии и теплоносителей в системах коммунального теплоснабжения, утвержденной Госстроем РФ 12.08.2003, по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу п. 1 ст. 548 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные ст. ст. 539 - 547 Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Установлено, что способом управления многоквартирным домом N 75 по ул. Моисеева г. Воронежа было выбрано управление товариществом собственников жилья "Домовладелец".
В соответствии с п. п. "в" п. 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства от 23.05.2006 г. N 307 (далее Правила N 307) и Письмом Министерства регионального развития РФ N 8326-РМ/07 от 03.05.2007 г. об их разъяснении, при выборе собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления ТСЖ, последнее как исполнитель, предоставляющий потребителю коммунальные услуги, обязано заключить с ресурсоснабжающими организациями договоры на приобретение коммунальных ресурсов потребителям.
Ответчик как исполнитель коммунальных услуг, несет обязанности, установленные п. 49 Правил N 307, в том числе за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
Согласно п. п. 1, 2 Правил N 307, указанные Правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность. Действие этих Правил распространяется на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов.
В силу п. 3 Правил N 307 исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.
Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
ТСЖ "Домовладелец" является исполнителем коммунальных услуг и действует при этом в интересах жителей дома - физических лиц, обслуживанием которых он занимается и в отношении которых он является управляющей компанией, а также приобретает тепловую энергию у МКП "Воронежтеплосеть" не в целях перепродажи, а для предоставления гражданам потребителям коммунальной услуги.
Правоотношения, возникающие в сфере расчетов оплаты коммунальных услуг, являются предметом регулирования жилищного законодательства Российской Федерации и, следовательно, эти нормы имеют приоритетное значение.
Согласно ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии п. 15, п/п "а" п. 19 Правил N 307 количество тепловой энергии на нужды теплоснабжения и горячего водоснабжения подлежит определению по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Правилами N 307 установлен аналогичный ст. 157 ЖК РФ порядок расчета размера платы за коммунальные услуги, в том числе за теплоснабжение.
Указанное положение конкретизируется в Правилах N 307, предусматривающих порядок расчета размера платы за коммунальные услуги в зависимости от оборудования многоквартирных жилых домов и помещений в них коллективными (общедомовыми), общими (квартирными) и индивидуальными приборами учета (пункты 16, 19, 20, 21 и 22).
Согласно подпункту "а" пункта 19 Правил N 307 при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за отопление в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к Правилам определяется исходя из нормативов потребления тепловой энергией на отопление. Один раз в год исполнитель производит корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 приложения N 2 к Правилам.
Подпунктом "б" пункта 19 Правил N 307 и подпунктом 4 пункта 1 приложения N 2 к названным Правилам установлено, что при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению и электроснабжению определяется в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 приложения N 2 к Правилам N 307 исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
В соответствии с ч. 1 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, до приведения в соответствие с Жилищным кодексом РФ законов и иных правовых актов, действующих на территории РФ, законы и иные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу РФ и Федеральному закону от 29.12.2004 N 189-ФЗ.
Таким образом, согласно положениям вышеприведенных норм законодательства Российской Федерации, в жилищно-коммунальной сфере установлен приоритет Жилищного кодекса над иными правовыми актами, в том числе и Методикой определения потребности в топливе, электрической энергии и воде при производстве и передаче тепловой энергии и теплоносителей в системах коммунального теплоснабжения, утвержденной Госстроем РФ 12.08.2003.
Из изложенного следует, что вопрос о методе определения количества потребленной тепловой энергии при отсутствии приборов учета должен решаться, исходя из установленных органами местного самоуправления нормативов потребления коммунальных услуг, которые, в свою очередь, учитываются согласно Приложению N 2 к Правилам N 307 при расчете размера платы за коммунальные услуги.
Пунктом 8 Правил предусмотрено, что условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить данным Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Положения пункта 8 Правил N 307 направлены на обеспечение соответствия условий договоров ресурсоснабжения и основанных на Правилах обязательств исполнителей.
В силу ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Однако заключенный между истцом и ТСЖ "Домовладелец" договор заключен без учета вышеназванных норм права.
Согласно ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В силу ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Подпунктом "а" п. 17 ст. 2 Федерального закона Российской Федерации от 30.12.2004 "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" N 210-ФЗ предусмотрено, что в жилищном секторе потребителями услуг тепло-, водоснабжения в многоквартирных домах являются товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы, управляющие организации, которые приобретают товары, услуги для предоставления их лицам, пользующимся помещениями в данном многоквартирном доме, или собственники помещений в случае непосредственного управления таким домом последними.
Установлено, что Приказом ГУТ Воронежской области N 41/59 от 31.12.2008 тариф на тепловую энергию на 2009 год был установлен для МКП "Воронежтеплосеть" в размере 928 руб. 41 коп. за 1 Гкал (без НДС), в том числе тариф на производство тепловой энергии в размере 788,52 руб. за 1 Гкал (без НДС) и тариф на услуги по передаче тепловой энергии в размере 139,89 руб. за 1 Гкал (без НДС).
Утверждения заявителя апелляционной жалобы о том, что истцом неправомерно взыскивается задолженность за услуги по транспортировке тепловой энергии, т.к. фактически транспортировка энергия не осуществляется (котельная находится в том же доме на крыше) не может быть принят судом апелляционной инстанции во внимание, поскольку согласно условиям договора N 451 от 12.05.2008 и доп. соглашений к нему обязанность заявителя оплачивать поставляемую тепловую энергию по установленному тарифу не поставлена в зависимость от указанных заявителем жалобы технических характеристиках объекта теплоснабжения.
Данные доводы апелляционной жалобы были предметом исследования суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка. Оснований для их переоценки судебная коллегия не усматривает.
В ходе рассмотрения дела судом апелляционной инстанции истцом был представлен расчет суммы долга за поставленную ТСЖ "Домовладелец" тепловую энергию за период с 01.01.2009 по 31.12.2009, основанный на положениях Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, согласно которому размер задолженности с учетом корректировки составил 528 236,96 руб.
Однако, учитывая, что спорным периодом является период с 01.02.2009 по 31.12.2009, согласно расчету суда задолженность за потребленную тепловую энергию составит:
((66520,86 руб. х 8 мес. (отопление)) + (368 439,10 руб. (горячее водоснабжение)) + 604 781,10 руб. (потребление теплоэнергии по прибору) - 1 422648,24 руб. (оплачено) = 82738,84 руб.
Данный расчет произведен по формуле, рекомендованной для использования Правилами N 307, исходя из общей площади многоквартирного дома N 75 по ул. Моисеева г. Воронежа 12036,7 кв. м (справка БТИ Ленинского района г. Воронежа исх. N 3025 от 17.08.2009 (т. 2 л.д. 19)), норматива потребления тепловой энергии на отопление, установленного Постановлением Главы городского округа город Воронеж от 16.12.2008 N 1611 "Об утверждении нормативов потребления отопления", а также тарифов на тепловую энергию, установленных для поставщика приказом Главного управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области N 41/59 от 31.12.2008.
При этом судебная коллегия не принимает произведенную истцом корректировку размера платы за указанные коммунальные услуги, как не соответствующую Правилам N 307.
Согласно п. 19 Правил N 307 исполнитель коммунальной услуги обязан 1 раз в год произвести корректировку размера платы за отопление в соответствии с п. п. 2 п. 1 приложения N 2 к настоящим Правилам, то есть исходя из количества тепловой энергии, определенного ресурсоснабжающей организацией расчетным путем, в порядке, установленном законодательством, а также 1 раз в квартал, а если это предусмотрено договором - 1 раз в год, корректировку размера платы за горячее водоснабжение в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 приложения N 2 к названным Правилам.
Однако Методика определения потребности в топливе, электрической энергии и воде при производстве и передаче тепловой энергии и теплоносителей в системах коммунального теплоснабжения, утвержденная Госстроем РФ 12.08.2003, не может быть в силу ст. 13 АПК РФ применена при разрешении спора, так как ее применение в отношениях энергоснабжающей организации и исполнителя коммунальных услуг при определении количества тепловой энергии противоречит законодательным актам, а именно, положениям ст. 157 ЖК РФ и п. 19 Правил N 307.
Контррасчет задолженности, представленный ответчиком и произведенный с применением тарифа на тепловую энергию без учета стоимости услуг по ее транспортировке, судебная коллегия отклоняет, т.к. считает данный расчет неправомерным по изложенным выше обстоятельствам.
Доказательств оплаты образовавшейся задолженности в размере 82738,84 руб. ответчиком в материалы дела не представлено.
В соответствии со ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Установив факт неисполнения ответчиком обязанности по оплате поставленных ресурсов, арбитражный суд пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для взыскания с ТСЖ "Домовладелец" образовавшейся задолженности, однако суд апелляционной инстанции считает, что заявленные исковые требования с учетом вышеизложенных обстоятельств подлежат частичному удовлетворению, а именно, в соответствии с расчетом, произведенным по Правилам N 307, в размере 82 738 руб. 84 коп.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Воронежской области 18.05.2010 по делу N А14-2699/2010/76/14 следует изменить в части размера взыскиваемой суммы, а именно, взыскать с ответчика задолженность за потребленную теплоэнергию за период с 01.02.2009 по 31.12.2009 в размере 82 738 руб. 84 коп., рассчитанную на основании Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307.
В силу положений ст. 110 АПК РФ судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Исходя из вышеизложенного, с истца в доход федерального бюджета подлежит взысканию госпошлина за рассмотрение дела судом первой инстанции в сумме 9 440 руб. 07 коп., а также 1 686 руб. в пользу ответчика в качестве возмещения расходов по уплате госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
С ответчика в доход федерального бюджета взыскивается 2 124 руб. 67 коп. государственной пошлины за рассмотрение дела судом первой инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь ч. 2 ст. 269, ст. 271 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд

постановил:

Апелляционную жалобу ТСЖ "Домовладелец" удовлетворить частично.
Решение Арбитражного суда Воронежской области 18.05.2010 по делу N А14-2699/2010/76/14 изменить.
Взыскать с ТСЖ "Домовладелец" в пользу муниципального казенного предприятия городского округа г. Воронеж "Воронежтеплосеть" задолженность по оплате тепловой энергии за период с 01.02.2009 по 31.12.2009 года в размере 82 738 руб. 84 коп.
В остальной части иска отказать.
Взыскать в доход федерального бюджета госпошлину за рассмотрение искового заявления с ТСЖ "Домовладелец" в размере 2 124 руб. 67 коп., с муниципального казенного предприятия городского округа г. Воронеж "Воронежтеплосеть" в размере 9 440 руб. 07 коп.
Взыскать муниципального казенного предприятия городского округа г. Воронеж "Воронежтеплосеть" в пользу ТСЖ "Домовладелец" госпошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 1 686 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок.
Председательствующий судья
Г.В.ВЛАДИМИРОВА
Судьи
Л.А.КОЛЯНЧИКОВА
Н.Л.АНДРЕЕЩЕВА














© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)