Судебные решения, арбитраж
ЖСК (жилищно-строительный кооператив)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
18 июля 2005 г. Дело N А40-29119/05-14-248
Резолютивная часть решения объявлена 18.07.2005.
Полный текст решения изготовлен 20.07.2005.
Арбитражный суд в составе: председательствующего: К., единолично, протокол вела судья К., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ФГУП Концерн "РОСЭНЕРГОАТОМ" к Межрегиональной Инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 4 о признании недействительными решения и по встречному иску Межрегиональной Инспекции ФНС России по КН N 4 к ФГУП Концерн "РОСЭНЕРГОАТОМ" о взыскании налоговой санкции в размере 140639 руб., при участии: представителя заявителя - К.Н., дов. N 27-20/3557 от 16.05.05, уд. N 1272 от 25.12.02 представителя ответчика - О., дов. N 55-05/1920 от 01.04.05, уд. N УР-017 965 от 15.03.05,
ФГУП Концерн "РОСЭНЕРГОАТОМ" обратилось с требованием о признании незаконным решения МРИ ФНС РФ по КН N 4 от 9 марта 2005 г. N 42.
В обоснование требований заявитель сослался на необоснованность и неправомерность оспариваемого решения Инспекции.
Ответчик требование заявителя не признал по доводам, изложенным в отзыве на иск, заявил встречное заявление о взыскании с ФГУП Концерн "РОСЭНЕРГОАТОМ" суммы налоговой санкции по решению N 43 от 9 марта 2005 г. в размере 140639 руб., принятое судом к рассмотрению в судебном заседании 18.07.2005 в порядке п. 3 ст. 132 АПК РФ.
Суд, выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, установил, что требования ФГУП Концерн "РОСЭНЕРГОАТОМ" подлежат удовлетворению, а встречное заявление МРИ ФНС РФ по КН N 4 удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Инспекцией была проведена камеральная налоговая проверка уточненной (дополнительной) налоговой декларации Заявителя по НДС за март 2002 г. По результатам проверки налоговым органом вынесено решение от 9 марта 2005 г. N 42 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122 НК РФ.
Оспариваемое решение налогового органа мотивированно тем, что Заявителем нарушены требования ст. 27 Федерального закона РФ от 05.08.2000 N 118-ФЗ. Концерном "РОСЭНЕРГОАТОМ" в сумму заявленной льготы по НДС были необоснованно включены суммы от реализации следующих услуг: содержание и ремонт квартир; техническое обслуживание; содержание и текущий ремонт жилого фонда; утилизация отходов; содержание лифтового хозяйства.
В результате указанного нарушения ответчик установил занижение облагаемой базы по НДС в налоговой декларации за март 2002 года на сумму 3515965 руб. и предложил Заявителю уплатить сумму неуплаченного (не полностью уплаченного) налога на добавленную стоимость в размере 703193 руб., а также пени в размере 27861 руб. и налоговые санкции (штраф) в размере 140639 руб.
Суд не может согласиться с позицией налогового органа в связи со следующим.
Спорный вопрос о правомерности или неправомерности применения льготного режима налогообложения в отношении услуг по техническому обслуживанию, ремонту и санитарному содержанию жилья в домах основан на различном толковании налогоплательщиками и налоговыми органами статьи 27 ФЗ от 05.08.2000 N 118-ФЗ, в связи с ее неопределенностью. Однако в силу п. 7 ст. 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
Согласно статье 27 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ (в редакции, введенной в действие с 28.04.2001 Федеральным законом от 24.03.2001 N 33-ФЗ) подпункт 10 пункта 2 статьи 149 НК РФ вводится в действие с 1 января 2004 года. До 1 января 2004 года освобождается от налогообложения налогом на добавленную стоимость реализация на территории Российской Федерации услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности, услуг по техническому обслуживанию, текущему ремонту, капитальному ремонту, санитарному содержанию, управлению эксплуатацией домохозяйства, осуществляемых за счет целевых расходов в домах жилищно-строительных кооперативов, а также услуг по предоставлению жилья в общежитиях (за исключением использования жилья в гостиничных целях и предоставления в аренду).
Данная статья содержит в себе три вида льготируемых услуг в зависимости от объектов жилищного фонда: услуг по предоставлению в пользование жилых помещений; услуг по техническому обслуживанию и пр. домохозяйств, осуществляемых за счет целевых расходов в домах ЖСК; услуг по предоставлению жилья в общежитиях.
Статьей 14 Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики" определено, что право найма жилого помещения предоставляется гражданам в домах государственного и муниципального жилищного фондов.
Из содержания и смысла приведенных норм следует, что услуги, перечисленные в ст. 27 ФЗ N 118-ФЗ от 05.08.2000, могут реализовываться двум категориям граждан - членам ЖСК, являющимся собственниками жилья, которые, в силу своего правового статуса, не заключают договор найма жилого помещения, и гражданам, не обладающим жильем на праве собственности.
В законодательстве о налогах и сборах отсутствует определение понятия "услуги по предоставлению в пользование жилых помещений". Согласно пункту 1 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации институты, понятия и термины гражданского, семейного или других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом.
Филиалы Концерна "РОСЭНЕРГОАТОМ" - Смоленская АЭС, Калининская АЭС и Курская АЭС использовали льготу по НДС, установленную ст. 27 ФЗ от 05.08.2000 N 118-ФЗ, в части освобождения от уплаты налога услуг по предоставлению в пользование жилых помещений.
Статьями 50 и 51 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что пользование жилыми помещениями в домах государственного и общественного жилищного фонда осуществляется в соответствии с договором найма жилого помещения.
Договор найма жилого помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда заключается в письменной форме на основании ордера на жилое помещение между наймодателем - жилищно-эксплуатационной организацией (а при ее отсутствии - соответствующими предприятием, учреждением, организацией) и нанимателем - гражданином, на имя которого выдан ордер.
В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" под договором найма понимается соглашение, по которому наймодатель предоставляет в пользование нанимателю и членам его семьи пригодное для постоянного проживания жилое помещение, как правило, в виде отдельной квартиры, а наниматель обязуется использовать это жилое помещение по назначению, своевременно вносить плату за пользование им и за коммунальные услуги.
Наймодатель на основании ст. 141 ЖК РСФСР обязан своевременно производить ремонт жилых домов, обеспечивать бесперебойную работу инженерного оборудования домов и жилых помещений, надлежащее содержание подъездов, других мест общего пользования домов и придомовой территории.
Согласно Правилам пользования жилыми помещениями, содержания жилого дома и придомовой территории, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 25.09.1985, наниматель обязан своевременно вносить квартирную плату и плату за коммунальные услуги (водоснабжение, газ, электрическую и тепловую энергию и другие услуги) по утвержденным в установленном порядке тарифам (подпункт "д" пункта 9), а наймодатель обязан в соответствии с правилами и нормами эксплуатации и ремонта жилищного фонда: систематически производить осмотр жилых домов и жилых помещений, профилактическое обслуживание санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в них, а также осмотр объектов благоустройства придомовых территорий; своевременно производить капитальный и текущий ремонт жилых домов, обеспечивать бесперебойную работу санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в них; обеспечивать надлежащее содержание подъездов, вестибюлей, тамбуров, лестничных клеток, кабин лифтов и других мест общего пользования жилых домов, а также придомовых территорий, своевременно проводить подготовку жилых домов, санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в них, к эксплуатации в зимних условиях (пункт 16).
Анализ приведенных норм позволяет сделать вывод, что плата по договорам найма жилого помещения имеет две составляющие величины - коммунальные платежи и квартирную плату, включающую плату за услуги по содержанию дома и придомовой территории в пригодном для проживания нанимателей состоянии.
Следовательно, услуги по найму жилого помещения включают в себя услуги по содержанию и ремонту жилого фонда.
Довод налоговой инспекции, изложенный в оспариваемом решении о том, что оказание услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в домах всех форм собственности является самостоятельным видом деятельности налогоплательщика и, следовательно, именно данный вид услуг не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) НДС на основании ст. 27 ФЗ от 05.08.2000 N 118-ФЗ, не свидетельствует о неправомерности действий налогоплательщика при использовании льготы и судом не принимается.
В соответствии с требованиями жилищного законодательства РФ предоставление в пользование жилых помещений включает в себя как выделение нанимателю изолированного жилого помещения, так и предоставление возможности использования жилья в соответствии с его назначением.
Для этого на нанимателя возлагается обязанность по внесению платы: за наем жилья, за коммунальные услуги, за содержание и текущий ремонт, капитальный ремонт жилищного фонда, а на наймодателя корреспондирующая правам нанимателя обязанность по сборам всех названных выше платежей и по выполнению правил и норм эксплуатации и ремонта жилищного фонда.
Кроме того, в соответствии со ст. ст. 1, 14, 15 Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики"; ст. ст. 22, 50 - 57, 141 ЖК РСФСР; п. п. 9, 16 Правил пользования жилыми помещениями, содержания жилого дома и придомовой территории филиалы Концерна "РОСЭНЕРГОАТОМ" предоставляют сотрудникам станции в пользование жилые помещения, заключая два договора: договор найма жило обслуживания жилого помещения.
В соответствии с п. 2.1.2 договора найма жилого помещения; п. п. 2.1 - 2.1.3 договора на техническое содержание квартир (являются типовыми договорами) наймодатель обязан осуществлять содержание дома и технических устройств квартиры в соответствии с действующими Правилами и нормами технического обслуживания и ремонта жилищного фонда; обеспечивать предоставление коммунальных и других услуг; производить осмотр мест общего пользования жилых домов, профилактическое обслуживание санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в них. Наниматель, на основании п. 2.2.3 договора найма и п. 2.2.3 договора на техническое содержание обязан вносить квартирную плату и платежи за коммунальные услуги. По смыслу п. 2.2.6 названных договоров квартирная плата по договору - это плата за обслуживание дома.
В соответствии с п. п. 2.1.3, 2.1.5 договора социального найма жилого помещения; п. п. 2.1.1, 2.1.3 договора обслуживания жилого помещения (являются типовыми договорами) наймодатель обязан производить капитальный ремонт жилого дома; содержать в надлежащем порядке места общего пользования, инженерное оборудование и придомовую территорию дома, в состав которого входит жилое помещение, и обеспечивать Потребителя необходимыми жилищно-коммунальными и прочими услугами в соответствии с "Правилами предоставления коммунальных услуг по отоплению, электроснабжению, холодному и горячему водоснабжению, канализации".
За жилое помещение наниматель вносит плату за пользование жилым помещением, услуги по содержанию, эксплуатации и ремонту дома, его инженерных сетей, придомовой территории, коммунальные и прочие услуги в установленном порядке на расчетный счет наймодателя (п. 3.1 договора социального найма, п. 3.1 договора обслуживания жилого помещения).
Согласно п. 15 Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики" оплата жилья в государственном и муниципальном жилищных фондах и коммунальных услуг, оказываемых гражданам, проживающим в жилых помещениях в жилищном фонде независимо от форм собственности, осуществляется в порядке и на условиях, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Органами местного самоуправления поселений устанавливаются нормативы потребления коммунальных услуг, цены на содержание, ремонт жилья, наем жилых помещений в государственном и муниципальном жилищных фондах, цены и тарифы на коммунальные услуги.
Кроме того, Постановлением СМ РСФСР от 25.09.85 N 415 утверждены Правила пользования жилыми помещениями, содержания жилого дома и придомовой домовой территории в РФ, в силу ст. 15 которых пользователь (наниматель) жилым помещением обязан вносить плату за содержание жилья, плату за ремонт жилья и плату за наем жилого помещения.
Постановлением Правительства РФ от 02.08.99 N 887 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения" утверждена структура платежей граждан (кроме собственников частных домовладений), проживающих в домах, относящихся к жилищному фонду, независимо от формы собственности, которая включает плату: за содержание и текущий ремонт жилищного фонда; за капитальный ремонт жилищного фонда; за наем жилья (для нанимателей жилья).
Кроме того, граждане, проживающие в домах, относящихся к жилищному фонду независимо от формы собственности, оплачивают коммунальные услуги.
Пунктом 4 названного Постановления Правительства установлено, что сбор платы за жилье и коммунальные услуги производится собственником домовладения или уполномоченной им организацией через расчетно-кассовые центры.
Таким образом, во исполнение Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики", Правительством РФ установлено, что плата за проживание имеет две составляющие величины - коммунальные платежи и плату за услуги по предоставлению в пользование жилого помещения, включающую плату за содержание и текущий ремонт жилищного фонда, плату за услуги по содержанию дома и придомовой территории в пригодном для проживания нанимателей состоянии.
На основании п. 8 Постановления Правительства РФ N 887 от 02.08.99 ставки и тарифы на жилищно-коммунальные услуги определяют органы местного самоуправления. В соответствии с установленными органами местного самоуправления тарифами производится расчет квартирной платы, подлежащей внесению жильцом.
В исполнение Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики", Постановления Правительства РФ N 887 от 02.08.99 органами местного самоуправления вынесены постановления, регулирующие тарифы и ставки оплаты на жилищно-коммунальные услуги.
Соответственно, филиалами Концерна "РОСЭНЕРГОАТОМ" - Смоленская АЭС, Курская АЭС и Калининская АЭС предъявлялась к оплате физическим лицам стоимость коммунальных услуг на основании тарифов, установленных главами городов и областей: Постановления Главы г. Курчатова от 29.07.02 N 419, от 28.01.03 N 42, от 31.12.2003 N 858; Постановление Главы администрации г. Десногорска от 24.12.03 N 53; Постановление Главы администрации муниципального образования "г. Десногорск" Смоленской области от 23.09.03 N 1006; Решение Удомельского районного Совета депутатов от 26.09.01 N 56.
Как видно из правовых актов органов местного самоуправления г. Курчатов (Курская АЭС) и г. Десногорск (Смоленская АЭС), налог на добавленную стоимость не включен в тарифы на утилизацию ТБО и содержание лифтового хозяйства, в отличие от тарифов на услуги по водоснабжению и водоотоплению, которые включают в себя НДС.
Подтверждением того, что платежи за квартиру и коммунальные услуги производились в размере, установленном органами местного самоуправления, является извещение (Курская АЭС) и расшифровка платежа (Смоленская АЭС). В противном случае стоимость представляемых услуг превышала бы установленный тариф (пояснительные записки главных бухгалтеров Смоленской и Курской АЭС от 08.04.05 N 107-07/85, от 07.04.05 N 120).
Таким образом, на Смоленской АЭС и Курской АЭС удерживался НДС только с сумм платежей за коммунальные услуги. С сумм платы за наем жилья, платы за содержание жилья, платы за пользование лифтом, платы за капитальный ремонт НДС не взимался.
Для проведения технического обслуживания и ремонта лифтов, а также вывоза и утилизации твердых бытовых отходов филиалом Концерна "РОСЭНЕРГОАТОМ" - Курская АЭС в 2002 - 2003 гг. заключались договоры с МУП ЖКХ.
Как видно из договоров на вывоз и утилизацию ТБО, на исполнение заказа по техническому обслуживанию и ремонту лифтов..., счетов-фактур и платежных поручений (прилагаются типовые), стоимость услуг включает в себя НДС, что позволяет сделать вывод о том, что МУП ЖКХ не применяло льготу по НДС, согласно ст. 27 ФЗ N 118-ФЗ.
Кроме того, по договору найма одна сторона - собственник жилого помещения (наймодатель) - обязуется предоставить другой стороне (нанимателю) жилое помещение за плату во владение и пользование для проживания в нем (п. 1 ст. 671 ГК РФ). Реализация именно этих услуг, в соответствии со ст. 27 ФЗ N 118-ФЗ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) НДС. Иными словами, от НДС освобождается плата, взимаемая собственником за предоставление в пользование жилого помещения. Подрядная организация не является собственником жилого помещения, предоставление жилого помещения не осуществляет, не взимает с нанимателей квартирную плату, которая поступает собственнику помещения.
Смоленская АЭС оказывает жилищно-коммунальные услуги силами своих подразделений, без привлечения сторонних организаций. В составе Комбината коммунальных предприятий (ККП), являющегося структурным подразделением Смоленской АЭС, имеется Ремонтно-лифтовый цех (РЛЦ), который занимается непосредственно обслуживанием лифтов в жилом фонде. В штатном расписании ККП в составе каждого жилищного эксплуатационного участка имеются уборщики мусоропроводов, которые осуществляют сбор мусора и погрузку его в контейнеры специализированного транспорта (структурная схема комбината и штатное расписание прилагаются).
Судом установлено, что при предоставлении в пользование жилых помещений в жилищном фонде Филиал Концерна "Росэнергоатом" - Калининская АЭС пользовалась льготой по НДС только в отношении найма, содержания и обслуживания жилых помещений.
В силу п. 5 ст. 200 АПК РФ, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения..., а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения..., возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение.
Поскольку доводы Инспекции, послужившие основаниями к принятию оспариваемого решения Инспекции признаны судом несостоятельными, Инспекция не доказала обоснованность и правомерность принятого ею решения, решение подлежит признанию недействительным.
В соответствии со ст. 333.40 НК РФ заявителю подлежит возврату уплаченная при подаче заявления в суд госпошлина.
Требования по встречному иску о взыскании налоговой санкции в размере 140639 руб. суд считает не подлежащими удовлетворению, поскольку, как следует из вышеизложенного, льгота по налогу применена правомерно. Налоговые санкции, начисленные по решению Инспекции от 09.03.2005 N 43 на сумму 140639 руб. взысканию не подлежат в связи с отсутствием события налогового правонарушения.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 65, 66, 110, 163, 167 - 171, 176, 189, 200, 201 АПК РФ, суд
признать недействительным решение Межрегиональной Инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 4 от 9 марта 2005 г. N 42 о привлечении налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Отказать в удовлетворении заявления Межрегиональной Инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 4 о взыскании с ФГУП Концерн "РОСЭНЕРГОАТОМ" налоговых санкций в размере 140639 руб.
Возвратить ФГУП Концерн "РОСЭНЕРГОАТОМ" из федерального бюджета госпошлину в размере 2000 руб.
Решение подлежит немедленному исполнению в части признания недействительным решения Инспекции, а признанное недействительным решение Инспекции не подлежит применению со дня принятия судом решения.
Решение может быть обжаловано в Девятый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня принятия судом решения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА Г. МОСКВЫ ОТ 18.07.2005, 20.07.2005 ПО ДЕЛУ N А40-29119/05-14-248
Разделы:ЖСК (жилищно-строительный кооператив)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
18 июля 2005 г. Дело N А40-29119/05-14-248
Резолютивная часть решения объявлена 18.07.2005.
Полный текст решения изготовлен 20.07.2005.
Арбитражный суд в составе: председательствующего: К., единолично, протокол вела судья К., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ФГУП Концерн "РОСЭНЕРГОАТОМ" к Межрегиональной Инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 4 о признании недействительными решения и по встречному иску Межрегиональной Инспекции ФНС России по КН N 4 к ФГУП Концерн "РОСЭНЕРГОАТОМ" о взыскании налоговой санкции в размере 140639 руб., при участии: представителя заявителя - К.Н., дов. N 27-20/3557 от 16.05.05, уд. N 1272 от 25.12.02 представителя ответчика - О., дов. N 55-05/1920 от 01.04.05, уд. N УР-017 965 от 15.03.05,
УСТАНОВИЛ:
ФГУП Концерн "РОСЭНЕРГОАТОМ" обратилось с требованием о признании незаконным решения МРИ ФНС РФ по КН N 4 от 9 марта 2005 г. N 42.
В обоснование требований заявитель сослался на необоснованность и неправомерность оспариваемого решения Инспекции.
Ответчик требование заявителя не признал по доводам, изложенным в отзыве на иск, заявил встречное заявление о взыскании с ФГУП Концерн "РОСЭНЕРГОАТОМ" суммы налоговой санкции по решению N 43 от 9 марта 2005 г. в размере 140639 руб., принятое судом к рассмотрению в судебном заседании 18.07.2005 в порядке п. 3 ст. 132 АПК РФ.
Суд, выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, установил, что требования ФГУП Концерн "РОСЭНЕРГОАТОМ" подлежат удовлетворению, а встречное заявление МРИ ФНС РФ по КН N 4 удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Инспекцией была проведена камеральная налоговая проверка уточненной (дополнительной) налоговой декларации Заявителя по НДС за март 2002 г. По результатам проверки налоговым органом вынесено решение от 9 марта 2005 г. N 42 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122 НК РФ.
Оспариваемое решение налогового органа мотивированно тем, что Заявителем нарушены требования ст. 27 Федерального закона РФ от 05.08.2000 N 118-ФЗ. Концерном "РОСЭНЕРГОАТОМ" в сумму заявленной льготы по НДС были необоснованно включены суммы от реализации следующих услуг: содержание и ремонт квартир; техническое обслуживание; содержание и текущий ремонт жилого фонда; утилизация отходов; содержание лифтового хозяйства.
В результате указанного нарушения ответчик установил занижение облагаемой базы по НДС в налоговой декларации за март 2002 года на сумму 3515965 руб. и предложил Заявителю уплатить сумму неуплаченного (не полностью уплаченного) налога на добавленную стоимость в размере 703193 руб., а также пени в размере 27861 руб. и налоговые санкции (штраф) в размере 140639 руб.
Суд не может согласиться с позицией налогового органа в связи со следующим.
Спорный вопрос о правомерности или неправомерности применения льготного режима налогообложения в отношении услуг по техническому обслуживанию, ремонту и санитарному содержанию жилья в домах основан на различном толковании налогоплательщиками и налоговыми органами статьи 27 ФЗ от 05.08.2000 N 118-ФЗ, в связи с ее неопределенностью. Однако в силу п. 7 ст. 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
Согласно статье 27 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ (в редакции, введенной в действие с 28.04.2001 Федеральным законом от 24.03.2001 N 33-ФЗ) подпункт 10 пункта 2 статьи 149 НК РФ вводится в действие с 1 января 2004 года. До 1 января 2004 года освобождается от налогообложения налогом на добавленную стоимость реализация на территории Российской Федерации услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности, услуг по техническому обслуживанию, текущему ремонту, капитальному ремонту, санитарному содержанию, управлению эксплуатацией домохозяйства, осуществляемых за счет целевых расходов в домах жилищно-строительных кооперативов, а также услуг по предоставлению жилья в общежитиях (за исключением использования жилья в гостиничных целях и предоставления в аренду).
Данная статья содержит в себе три вида льготируемых услуг в зависимости от объектов жилищного фонда: услуг по предоставлению в пользование жилых помещений; услуг по техническому обслуживанию и пр. домохозяйств, осуществляемых за счет целевых расходов в домах ЖСК; услуг по предоставлению жилья в общежитиях.
Статьей 14 Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики" определено, что право найма жилого помещения предоставляется гражданам в домах государственного и муниципального жилищного фондов.
Из содержания и смысла приведенных норм следует, что услуги, перечисленные в ст. 27 ФЗ N 118-ФЗ от 05.08.2000, могут реализовываться двум категориям граждан - членам ЖСК, являющимся собственниками жилья, которые, в силу своего правового статуса, не заключают договор найма жилого помещения, и гражданам, не обладающим жильем на праве собственности.
В законодательстве о налогах и сборах отсутствует определение понятия "услуги по предоставлению в пользование жилых помещений". Согласно пункту 1 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации институты, понятия и термины гражданского, семейного или других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом.
Филиалы Концерна "РОСЭНЕРГОАТОМ" - Смоленская АЭС, Калининская АЭС и Курская АЭС использовали льготу по НДС, установленную ст. 27 ФЗ от 05.08.2000 N 118-ФЗ, в части освобождения от уплаты налога услуг по предоставлению в пользование жилых помещений.
Статьями 50 и 51 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что пользование жилыми помещениями в домах государственного и общественного жилищного фонда осуществляется в соответствии с договором найма жилого помещения.
Договор найма жилого помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда заключается в письменной форме на основании ордера на жилое помещение между наймодателем - жилищно-эксплуатационной организацией (а при ее отсутствии - соответствующими предприятием, учреждением, организацией) и нанимателем - гражданином, на имя которого выдан ордер.
В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" под договором найма понимается соглашение, по которому наймодатель предоставляет в пользование нанимателю и членам его семьи пригодное для постоянного проживания жилое помещение, как правило, в виде отдельной квартиры, а наниматель обязуется использовать это жилое помещение по назначению, своевременно вносить плату за пользование им и за коммунальные услуги.
Наймодатель на основании ст. 141 ЖК РСФСР обязан своевременно производить ремонт жилых домов, обеспечивать бесперебойную работу инженерного оборудования домов и жилых помещений, надлежащее содержание подъездов, других мест общего пользования домов и придомовой территории.
Согласно Правилам пользования жилыми помещениями, содержания жилого дома и придомовой территории, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 25.09.1985, наниматель обязан своевременно вносить квартирную плату и плату за коммунальные услуги (водоснабжение, газ, электрическую и тепловую энергию и другие услуги) по утвержденным в установленном порядке тарифам (подпункт "д" пункта 9), а наймодатель обязан в соответствии с правилами и нормами эксплуатации и ремонта жилищного фонда: систематически производить осмотр жилых домов и жилых помещений, профилактическое обслуживание санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в них, а также осмотр объектов благоустройства придомовых территорий; своевременно производить капитальный и текущий ремонт жилых домов, обеспечивать бесперебойную работу санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в них; обеспечивать надлежащее содержание подъездов, вестибюлей, тамбуров, лестничных клеток, кабин лифтов и других мест общего пользования жилых домов, а также придомовых территорий, своевременно проводить подготовку жилых домов, санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в них, к эксплуатации в зимних условиях (пункт 16).
Анализ приведенных норм позволяет сделать вывод, что плата по договорам найма жилого помещения имеет две составляющие величины - коммунальные платежи и квартирную плату, включающую плату за услуги по содержанию дома и придомовой территории в пригодном для проживания нанимателей состоянии.
Следовательно, услуги по найму жилого помещения включают в себя услуги по содержанию и ремонту жилого фонда.
Довод налоговой инспекции, изложенный в оспариваемом решении о том, что оказание услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в домах всех форм собственности является самостоятельным видом деятельности налогоплательщика и, следовательно, именно данный вид услуг не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) НДС на основании ст. 27 ФЗ от 05.08.2000 N 118-ФЗ, не свидетельствует о неправомерности действий налогоплательщика при использовании льготы и судом не принимается.
В соответствии с требованиями жилищного законодательства РФ предоставление в пользование жилых помещений включает в себя как выделение нанимателю изолированного жилого помещения, так и предоставление возможности использования жилья в соответствии с его назначением.
Для этого на нанимателя возлагается обязанность по внесению платы: за наем жилья, за коммунальные услуги, за содержание и текущий ремонт, капитальный ремонт жилищного фонда, а на наймодателя корреспондирующая правам нанимателя обязанность по сборам всех названных выше платежей и по выполнению правил и норм эксплуатации и ремонта жилищного фонда.
Кроме того, в соответствии со ст. ст. 1, 14, 15 Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики"; ст. ст. 22, 50 - 57, 141 ЖК РСФСР; п. п. 9, 16 Правил пользования жилыми помещениями, содержания жилого дома и придомовой территории филиалы Концерна "РОСЭНЕРГОАТОМ" предоставляют сотрудникам станции в пользование жилые помещения, заключая два договора: договор найма жило обслуживания жилого помещения.
В соответствии с п. 2.1.2 договора найма жилого помещения; п. п. 2.1 - 2.1.3 договора на техническое содержание квартир (являются типовыми договорами) наймодатель обязан осуществлять содержание дома и технических устройств квартиры в соответствии с действующими Правилами и нормами технического обслуживания и ремонта жилищного фонда; обеспечивать предоставление коммунальных и других услуг; производить осмотр мест общего пользования жилых домов, профилактическое обслуживание санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в них. Наниматель, на основании п. 2.2.3 договора найма и п. 2.2.3 договора на техническое содержание обязан вносить квартирную плату и платежи за коммунальные услуги. По смыслу п. 2.2.6 названных договоров квартирная плата по договору - это плата за обслуживание дома.
В соответствии с п. п. 2.1.3, 2.1.5 договора социального найма жилого помещения; п. п. 2.1.1, 2.1.3 договора обслуживания жилого помещения (являются типовыми договорами) наймодатель обязан производить капитальный ремонт жилого дома; содержать в надлежащем порядке места общего пользования, инженерное оборудование и придомовую территорию дома, в состав которого входит жилое помещение, и обеспечивать Потребителя необходимыми жилищно-коммунальными и прочими услугами в соответствии с "Правилами предоставления коммунальных услуг по отоплению, электроснабжению, холодному и горячему водоснабжению, канализации".
За жилое помещение наниматель вносит плату за пользование жилым помещением, услуги по содержанию, эксплуатации и ремонту дома, его инженерных сетей, придомовой территории, коммунальные и прочие услуги в установленном порядке на расчетный счет наймодателя (п. 3.1 договора социального найма, п. 3.1 договора обслуживания жилого помещения).
Согласно п. 15 Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики" оплата жилья в государственном и муниципальном жилищных фондах и коммунальных услуг, оказываемых гражданам, проживающим в жилых помещениях в жилищном фонде независимо от форм собственности, осуществляется в порядке и на условиях, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Органами местного самоуправления поселений устанавливаются нормативы потребления коммунальных услуг, цены на содержание, ремонт жилья, наем жилых помещений в государственном и муниципальном жилищных фондах, цены и тарифы на коммунальные услуги.
Кроме того, Постановлением СМ РСФСР от 25.09.85 N 415 утверждены Правила пользования жилыми помещениями, содержания жилого дома и придомовой домовой территории в РФ, в силу ст. 15 которых пользователь (наниматель) жилым помещением обязан вносить плату за содержание жилья, плату за ремонт жилья и плату за наем жилого помещения.
Постановлением Правительства РФ от 02.08.99 N 887 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения" утверждена структура платежей граждан (кроме собственников частных домовладений), проживающих в домах, относящихся к жилищному фонду, независимо от формы собственности, которая включает плату: за содержание и текущий ремонт жилищного фонда; за капитальный ремонт жилищного фонда; за наем жилья (для нанимателей жилья).
Кроме того, граждане, проживающие в домах, относящихся к жилищному фонду независимо от формы собственности, оплачивают коммунальные услуги.
Пунктом 4 названного Постановления Правительства установлено, что сбор платы за жилье и коммунальные услуги производится собственником домовладения или уполномоченной им организацией через расчетно-кассовые центры.
Таким образом, во исполнение Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики", Правительством РФ установлено, что плата за проживание имеет две составляющие величины - коммунальные платежи и плату за услуги по предоставлению в пользование жилого помещения, включающую плату за содержание и текущий ремонт жилищного фонда, плату за услуги по содержанию дома и придомовой территории в пригодном для проживания нанимателей состоянии.
На основании п. 8 Постановления Правительства РФ N 887 от 02.08.99 ставки и тарифы на жилищно-коммунальные услуги определяют органы местного самоуправления. В соответствии с установленными органами местного самоуправления тарифами производится расчет квартирной платы, подлежащей внесению жильцом.
В исполнение Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики", Постановления Правительства РФ N 887 от 02.08.99 органами местного самоуправления вынесены постановления, регулирующие тарифы и ставки оплаты на жилищно-коммунальные услуги.
Соответственно, филиалами Концерна "РОСЭНЕРГОАТОМ" - Смоленская АЭС, Курская АЭС и Калининская АЭС предъявлялась к оплате физическим лицам стоимость коммунальных услуг на основании тарифов, установленных главами городов и областей: Постановления Главы г. Курчатова от 29.07.02 N 419, от 28.01.03 N 42, от 31.12.2003 N 858; Постановление Главы администрации г. Десногорска от 24.12.03 N 53; Постановление Главы администрации муниципального образования "г. Десногорск" Смоленской области от 23.09.03 N 1006; Решение Удомельского районного Совета депутатов от 26.09.01 N 56.
Как видно из правовых актов органов местного самоуправления г. Курчатов (Курская АЭС) и г. Десногорск (Смоленская АЭС), налог на добавленную стоимость не включен в тарифы на утилизацию ТБО и содержание лифтового хозяйства, в отличие от тарифов на услуги по водоснабжению и водоотоплению, которые включают в себя НДС.
Подтверждением того, что платежи за квартиру и коммунальные услуги производились в размере, установленном органами местного самоуправления, является извещение (Курская АЭС) и расшифровка платежа (Смоленская АЭС). В противном случае стоимость представляемых услуг превышала бы установленный тариф (пояснительные записки главных бухгалтеров Смоленской и Курской АЭС от 08.04.05 N 107-07/85, от 07.04.05 N 120).
Таким образом, на Смоленской АЭС и Курской АЭС удерживался НДС только с сумм платежей за коммунальные услуги. С сумм платы за наем жилья, платы за содержание жилья, платы за пользование лифтом, платы за капитальный ремонт НДС не взимался.
Для проведения технического обслуживания и ремонта лифтов, а также вывоза и утилизации твердых бытовых отходов филиалом Концерна "РОСЭНЕРГОАТОМ" - Курская АЭС в 2002 - 2003 гг. заключались договоры с МУП ЖКХ.
Как видно из договоров на вывоз и утилизацию ТБО, на исполнение заказа по техническому обслуживанию и ремонту лифтов..., счетов-фактур и платежных поручений (прилагаются типовые), стоимость услуг включает в себя НДС, что позволяет сделать вывод о том, что МУП ЖКХ не применяло льготу по НДС, согласно ст. 27 ФЗ N 118-ФЗ.
Кроме того, по договору найма одна сторона - собственник жилого помещения (наймодатель) - обязуется предоставить другой стороне (нанимателю) жилое помещение за плату во владение и пользование для проживания в нем (п. 1 ст. 671 ГК РФ). Реализация именно этих услуг, в соответствии со ст. 27 ФЗ N 118-ФЗ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) НДС. Иными словами, от НДС освобождается плата, взимаемая собственником за предоставление в пользование жилого помещения. Подрядная организация не является собственником жилого помещения, предоставление жилого помещения не осуществляет, не взимает с нанимателей квартирную плату, которая поступает собственнику помещения.
Смоленская АЭС оказывает жилищно-коммунальные услуги силами своих подразделений, без привлечения сторонних организаций. В составе Комбината коммунальных предприятий (ККП), являющегося структурным подразделением Смоленской АЭС, имеется Ремонтно-лифтовый цех (РЛЦ), который занимается непосредственно обслуживанием лифтов в жилом фонде. В штатном расписании ККП в составе каждого жилищного эксплуатационного участка имеются уборщики мусоропроводов, которые осуществляют сбор мусора и погрузку его в контейнеры специализированного транспорта (структурная схема комбината и штатное расписание прилагаются).
Судом установлено, что при предоставлении в пользование жилых помещений в жилищном фонде Филиал Концерна "Росэнергоатом" - Калининская АЭС пользовалась льготой по НДС только в отношении найма, содержания и обслуживания жилых помещений.
В силу п. 5 ст. 200 АПК РФ, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения..., а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения..., возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение.
Поскольку доводы Инспекции, послужившие основаниями к принятию оспариваемого решения Инспекции признаны судом несостоятельными, Инспекция не доказала обоснованность и правомерность принятого ею решения, решение подлежит признанию недействительным.
В соответствии со ст. 333.40 НК РФ заявителю подлежит возврату уплаченная при подаче заявления в суд госпошлина.
Требования по встречному иску о взыскании налоговой санкции в размере 140639 руб. суд считает не подлежащими удовлетворению, поскольку, как следует из вышеизложенного, льгота по налогу применена правомерно. Налоговые санкции, начисленные по решению Инспекции от 09.03.2005 N 43 на сумму 140639 руб. взысканию не подлежат в связи с отсутствием события налогового правонарушения.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 65, 66, 110, 163, 167 - 171, 176, 189, 200, 201 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
признать недействительным решение Межрегиональной Инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 4 от 9 марта 2005 г. N 42 о привлечении налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Отказать в удовлетворении заявления Межрегиональной Инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 4 о взыскании с ФГУП Концерн "РОСЭНЕРГОАТОМ" налоговых санкций в размере 140639 руб.
Возвратить ФГУП Концерн "РОСЭНЕРГОАТОМ" из федерального бюджета госпошлину в размере 2000 руб.
Решение подлежит немедленному исполнению в части признания недействительным решения Инспекции, а признанное недействительным решение Инспекции не подлежит применению со дня принятия судом решения.
Решение может быть обжаловано в Девятый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня принятия судом решения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)