Судебные решения, арбитраж
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в составе председательствующего судьи Ксенофонтовой Н.А. и судей Балахничевой Р.Г. Воронцовой Л.Г. рассмотрел в судебном заседании заявление индивидуального предпринимателя Аракелян М.Н. о пересмотре в порядке надзора постановления Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2008 по делу N А08-1681/07-30 Арбитражного суда Белгородской области и постановления Федерального арбитражного суда Центрального округа от 10.06.2008 по тому же делу по иску общества с ограниченной ответственностью "Партнер-Инвест" и индивидуального предпринимателя Аракелян М.Н. к закрытому акционерному обществу "Строительный центр" и товариществу собственников жилья "Степной" об обязании выделения мест для размещения мусорных контейнеров, обеспечения установки сборников для твердых отходов на обслуживаемой территории в соответствии с проектом нормативов образования и лимитов размещения отходов от производственной деятельности от 29.09.2005, согласованным со Старооскольским региональным отделением по экологическому надзору Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Белгородской области.
В качестве третьего лица к участию в деле привлечена администрация муниципального района "Город Старый Оскол и Старооскольский район" Белгородской области.
Суд
решением Арбитражного суда Белгородской области от 21.11.2007 иск удовлетворен в части требований индивидуального предпринимателя Аракелян М.Н. к ТСЖ "Степной".
В остальной части исковые требования ООО "Партнер-Инвест" и индивидуального предпринимателя Аракелян М.Н. оставлены без удовлетворения.
Суд первой инстанции исходил из того, что согласно Примерным правилам благоустройства, озеленения, чистоты и порядка на территории Белгородской области, утвержденным постановлением главы администрации Белгородской области от 12.08.2002 N 319, и Правилам благоустройства и озеленения, обеспечения чистоты и порядка на территории городского поселения "Город Старый Оскол", утвержденным решением городского собрания от 14.04.2006, размещение площадок для контейнеров определяется жилищно-эксплуатационными службами и согласовывается с управлением по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Белгородской области, территориальным отделом территориального управления Роспотребнадзора по Белгородской области.
Условиями договора на предоставление услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома от 01.01.2007, заключенного между индивидуальным предпринимателем Аракелян М.Н. и ТСЖ "Степной", предусмотрено, что в состав предоставляемых указанным товариществом услуг входят работы по управлению многоквартирным домом N 1 микрорайона "Степной" (г. Старый Оскол), содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также содержание мест общего пользования и придомовой территории.
Учитывая указанные условия договора и руководствуясь положениями статьи 36 Жилищного кодекса РФ и пунктом 1 Порядка инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности предприятий и организаций жилищно-коммунального комплекса, утвержденного приказом Госстроя России от 21.04.2003 N 142, суд первой инстанции пришел к выводу, что ТСЖ "Степной" является той жилищно-эксплуатационной организацией, в обязанности которой входит выполнение нормативных предписаний по размещению площадок для мусорных контейнеров.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд постановлением от 11.02.2008, отменив решение от 21.11.2007 в части удовлетворения исковых требований индивидуального предпринимателя Аракелян М.Н., отказал ей в удовлетворении исковых требований. В остальной части решение от 21.11.2007 оставлено без изменений.
Рассмотрев представленные доказательства, суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона "Об охране окружающей среды", Земельного кодекса РФ и Положения о порядке установления границ землепользования в застройке городов и других поселений, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.02.1996 N 105, исходил из того, что при проектировании и строительстве жилого дома N 1 микрорайона "Степной", было предусмотрено обеспечение строения мусоропроводом. Наличие площадки для хранения мусора не планировалось и могло быть разрешено при условии внесения изменений в план застройки.
Договор от 01.01.2007, заключенный между ТСЖ "Степной" и индивидуальным предпринимателем Аракелян М.Н. о предоставлении услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, не содержит обязанностей товарищества по обеспечению отведения места для размещения мусорных контейнеров.
Учитывая, что договором о долевом строительстве нежилых помещений от 09.04.2004 N ЗД-04-Ст-1/5м между заказчиком и дольщиком предусматривалось финансирование строительства нежилого помещения, отдельных конструктивных элементов и элементов благоустройства и не предусматривалось финансовое участие в строительстве открытой площадки для размещения контейнеров для хранения мусора, суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьями 304, 305 и 652 Гражданского кодекса РФ, пришел к выводу о необоснованности заявленного индивидуальным предпринимателем Аракелян М.Н. иска.
Постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 10.06.2008 постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2008 оставлено без изменений.
Заявитель (индивидуальный предприниматель Аракелян М.Н.) просит о пересмотре судебных актов апелляционной и кассационной инстанций в порядке надзора, ссылаясь на допущенные судом нарушения норм права.
Заявитель считает, что обязанность ТСЖ "Степной" по выделению площадок для размещения ТБО является внедоговорной и предусмотрена пунктом 3.7.1 постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", а также положениями Примерных правил благоустройства, озеленения, чистоты и порядка на территории Белгородской области, утвержденных постановлением главы администрации Белгородской области от 12.08.2002 N 319, и Правил благоустройства и озеленения, обеспечения чистоты и порядка на территории городского поселения "Город Старый Оскол", утвержденных решением городского собрания от 14.04.2006.
Также заявитель указывает на отсутствие иной возможности продолжать торговую деятельность в данном нежилом помещении без нарушения законодательства об охране окружающей среды.
Ознакомившись с доводами заявителя и имеющимися материалами, суд не усматривает оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для пересмотра оспариваемых судебных актов в порядке надзора.
Ссылка заявителя на внедоговорную обязанность ТСЖ "Степное" по выделению площадок для размещения ТБО неосновательна.
Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда со следующими целями: обеспечение сохранности жилищного фонда всех форм собственности; проведение единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, а также придомовых территорий; обеспечение выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
В частности, пункт 3.7.1 указанного нормативного акта предусматривает обязанность организации по обслуживанию жилищного фонда обеспечивать установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов.
Правила благоустройства и озеленения, обеспечения чистоты и порядка, утвержденные органами власти Белгородской области, также устанавливают обязанность организаций по обслуживанию жилищного фонда по установлению на территории домовладений контейнеров для ТБО.
Из представленных материалов не следует, что территория прилегающая к многоквартирному дому N 1 микрорайона "Степной" (г. Старый Оскол), в котором располагается арендуемое истцом помещение, не оборудована необходимой площадкой для мусорных контейнеров. Более того, заявитель отказался от использования контейнеров ТСЖ.
В свою очередь, обязанности организации по обслуживанию жилищного фонда по установке отдельных контейнеров или площадок для сбора ТБО для организаций, арендующих помещения нежилого фонда, данные нормативные акты, на которые ссылается заявитель, не предусматривают.
Довод заявителя о невозможности продолжения торговой деятельности в арендуемом помещении без нарушения законодательства об охране окружающей среды неоснователен, поскольку, как следует из представленных материалов, она может осуществляться на условиях, действовавших в 2006 году, когда истцом со специализированным предприятием заключался договор на вывоз бытовых отходов.
Руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
в передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дела N А08-1681/07-30 Арбитражного суда Белгородской области для пересмотра в порядке надзора постановления Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2008 и постановления Федерального арбитражного суда Центрального округа от 10.06.2008 по этому делу отказать.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВАС РФ ОТ 10.09.2008 N 10777/08 ПО ДЕЛУ N А08-1681/07-30
Разделы:Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 10 сентября 2008 г. N 10777/08
ОБ ОТКАЗЕ В ПЕРЕДАЧЕ ДЕЛА В ПРЕЗИДИУМ
ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в составе председательствующего судьи Ксенофонтовой Н.А. и судей Балахничевой Р.Г. Воронцовой Л.Г. рассмотрел в судебном заседании заявление индивидуального предпринимателя Аракелян М.Н. о пересмотре в порядке надзора постановления Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2008 по делу N А08-1681/07-30 Арбитражного суда Белгородской области и постановления Федерального арбитражного суда Центрального округа от 10.06.2008 по тому же делу по иску общества с ограниченной ответственностью "Партнер-Инвест" и индивидуального предпринимателя Аракелян М.Н. к закрытому акционерному обществу "Строительный центр" и товариществу собственников жилья "Степной" об обязании выделения мест для размещения мусорных контейнеров, обеспечения установки сборников для твердых отходов на обслуживаемой территории в соответствии с проектом нормативов образования и лимитов размещения отходов от производственной деятельности от 29.09.2005, согласованным со Старооскольским региональным отделением по экологическому надзору Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Белгородской области.
В качестве третьего лица к участию в деле привлечена администрация муниципального района "Город Старый Оскол и Старооскольский район" Белгородской области.
Суд
установил:
решением Арбитражного суда Белгородской области от 21.11.2007 иск удовлетворен в части требований индивидуального предпринимателя Аракелян М.Н. к ТСЖ "Степной".
В остальной части исковые требования ООО "Партнер-Инвест" и индивидуального предпринимателя Аракелян М.Н. оставлены без удовлетворения.
Суд первой инстанции исходил из того, что согласно Примерным правилам благоустройства, озеленения, чистоты и порядка на территории Белгородской области, утвержденным постановлением главы администрации Белгородской области от 12.08.2002 N 319, и Правилам благоустройства и озеленения, обеспечения чистоты и порядка на территории городского поселения "Город Старый Оскол", утвержденным решением городского собрания от 14.04.2006, размещение площадок для контейнеров определяется жилищно-эксплуатационными службами и согласовывается с управлением по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Белгородской области, территориальным отделом территориального управления Роспотребнадзора по Белгородской области.
Условиями договора на предоставление услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома от 01.01.2007, заключенного между индивидуальным предпринимателем Аракелян М.Н. и ТСЖ "Степной", предусмотрено, что в состав предоставляемых указанным товариществом услуг входят работы по управлению многоквартирным домом N 1 микрорайона "Степной" (г. Старый Оскол), содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также содержание мест общего пользования и придомовой территории.
Учитывая указанные условия договора и руководствуясь положениями статьи 36 Жилищного кодекса РФ и пунктом 1 Порядка инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности предприятий и организаций жилищно-коммунального комплекса, утвержденного приказом Госстроя России от 21.04.2003 N 142, суд первой инстанции пришел к выводу, что ТСЖ "Степной" является той жилищно-эксплуатационной организацией, в обязанности которой входит выполнение нормативных предписаний по размещению площадок для мусорных контейнеров.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд постановлением от 11.02.2008, отменив решение от 21.11.2007 в части удовлетворения исковых требований индивидуального предпринимателя Аракелян М.Н., отказал ей в удовлетворении исковых требований. В остальной части решение от 21.11.2007 оставлено без изменений.
Рассмотрев представленные доказательства, суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона "Об охране окружающей среды", Земельного кодекса РФ и Положения о порядке установления границ землепользования в застройке городов и других поселений, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.02.1996 N 105, исходил из того, что при проектировании и строительстве жилого дома N 1 микрорайона "Степной", было предусмотрено обеспечение строения мусоропроводом. Наличие площадки для хранения мусора не планировалось и могло быть разрешено при условии внесения изменений в план застройки.
Договор от 01.01.2007, заключенный между ТСЖ "Степной" и индивидуальным предпринимателем Аракелян М.Н. о предоставлении услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, не содержит обязанностей товарищества по обеспечению отведения места для размещения мусорных контейнеров.
Учитывая, что договором о долевом строительстве нежилых помещений от 09.04.2004 N ЗД-04-Ст-1/5м между заказчиком и дольщиком предусматривалось финансирование строительства нежилого помещения, отдельных конструктивных элементов и элементов благоустройства и не предусматривалось финансовое участие в строительстве открытой площадки для размещения контейнеров для хранения мусора, суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьями 304, 305 и 652 Гражданского кодекса РФ, пришел к выводу о необоснованности заявленного индивидуальным предпринимателем Аракелян М.Н. иска.
Постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 10.06.2008 постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2008 оставлено без изменений.
Заявитель (индивидуальный предприниматель Аракелян М.Н.) просит о пересмотре судебных актов апелляционной и кассационной инстанций в порядке надзора, ссылаясь на допущенные судом нарушения норм права.
Заявитель считает, что обязанность ТСЖ "Степной" по выделению площадок для размещения ТБО является внедоговорной и предусмотрена пунктом 3.7.1 постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", а также положениями Примерных правил благоустройства, озеленения, чистоты и порядка на территории Белгородской области, утвержденных постановлением главы администрации Белгородской области от 12.08.2002 N 319, и Правил благоустройства и озеленения, обеспечения чистоты и порядка на территории городского поселения "Город Старый Оскол", утвержденных решением городского собрания от 14.04.2006.
Также заявитель указывает на отсутствие иной возможности продолжать торговую деятельность в данном нежилом помещении без нарушения законодательства об охране окружающей среды.
Ознакомившись с доводами заявителя и имеющимися материалами, суд не усматривает оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для пересмотра оспариваемых судебных актов в порядке надзора.
Ссылка заявителя на внедоговорную обязанность ТСЖ "Степное" по выделению площадок для размещения ТБО неосновательна.
Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда со следующими целями: обеспечение сохранности жилищного фонда всех форм собственности; проведение единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, а также придомовых территорий; обеспечение выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
В частности, пункт 3.7.1 указанного нормативного акта предусматривает обязанность организации по обслуживанию жилищного фонда обеспечивать установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов.
Правила благоустройства и озеленения, обеспечения чистоты и порядка, утвержденные органами власти Белгородской области, также устанавливают обязанность организаций по обслуживанию жилищного фонда по установлению на территории домовладений контейнеров для ТБО.
Из представленных материалов не следует, что территория прилегающая к многоквартирному дому N 1 микрорайона "Степной" (г. Старый Оскол), в котором располагается арендуемое истцом помещение, не оборудована необходимой площадкой для мусорных контейнеров. Более того, заявитель отказался от использования контейнеров ТСЖ.
В свою очередь, обязанности организации по обслуживанию жилищного фонда по установке отдельных контейнеров или площадок для сбора ТБО для организаций, арендующих помещения нежилого фонда, данные нормативные акты, на которые ссылается заявитель, не предусматривают.
Довод заявителя о невозможности продолжения торговой деятельности в арендуемом помещении без нарушения законодательства об охране окружающей среды неоснователен, поскольку, как следует из представленных материалов, она может осуществляться на условиях, действовавших в 2006 году, когда истцом со специализированным предприятием заключался договор на вывоз бытовых отходов.
Руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
определил:
в передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дела N А08-1681/07-30 Арбитражного суда Белгородской области для пересмотра в порядке надзора постановления Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2008 и постановления Федерального арбитражного суда Центрального округа от 10.06.2008 по этому делу отказать.
Председательствующий судья
Н.А.КСЕНОФОНТОВА
Судья
Р.Г.БАЛАХНИЧЕВА
Судья
Л.Г.ВОРОНЦОВА
Н.А.КСЕНОФОНТОВА
Судья
Р.Г.БАЛАХНИЧЕВА
Судья
Л.Г.ВОРОНЦОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)