Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.04.2010 N 18АП-2669/2010, 18АП-2671/2010 ПО ДЕЛУ N А76-18780/2009

Разделы:
ЖСК (жилищно-строительный кооператив)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 апреля 2010 г. N 18АП-2669/2010, 18АП-2671/2010

Дело N А76-18780/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 21 апреля 2010 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 апреля 2010 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Рачкова В.В., судей Карпусенко С.А., Вяткина О.Б., при ведении протокола секретарем судебного заседания Шикиной Д.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Министерства финансов Челябинской области и Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Челябинской области от 16.02.2010 по делу N А76-18780/2009 (судья И.В. Костарева), при участии от Жилищно-строительного кооператива "Прогресс" - Пастухова Д.А. (доверенность N 15 от 27.08.2009), от Министерства финансов Российской Федерации - Бутузовой А.А. (доверенность N 08-11/355 от 21.01.2010)

установил:

Жилищно-строительный кооператив "Прогресс" (далее - ЖСК "Прогресс", истец) обратился в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к Министерству финансов Челябинской области (далее - ответчик) и Министерству финансов Российской Федерации (далее - Министерство финансов РФ, ответчик) с требованием о взыскании 171481 руб. 72 коп.
Определениями суда первой инстанции от 26.11.2009, 18.01.2010 по настоящему делу к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление социальной защиты населения администрации Центрального района г. Челябинска и Министерство социальных отношений Челябинской области (т. 2 л.д. 43 - 46, 94 - 97).
Определением Арбитражного суда Челябинской области по настоящему делу по ходатайству истца в порядке ст. 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена ненадлежащего ответчика Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Челябинской области надлежащим Министерством финансов Российской Федерации (т. 2 л.д. 70 - 73).
Определением Арбитражного суда Челябинской области от 18.01.2010 по настоящему делу принято уточнение исковых требований в части взыскания с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации подлежит взысканию в возмещение убытков 66129 руб. 94 коп., с Министерства финансов Челябинской области за счет казны Челябинской области в возмещение убытков 92869 руб. 29 коп. (т. 2 л.д. 94 - 97).
Решением суда первой инстанции от 16.02.2010 исковые требования ЖСК "Прогресс" удовлетворены.
В апелляционных жалобах Министерство финансов Челябинской области и Министерство финансов Российской Федерации просят решение суда отменить и в удовлетворении исковых требований отказать.
В обоснование доводов апелляционной жалобы Министерство финансов Челябинской области ссылается на то, что судом, в нарушение ст.ст. 15, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не доказано наличие оснований ответственности. Полагает, что неполное возмещение расходов произошло из-за неисполнения Управления социальной защиты населения обязательств по договору. Считает, что оно является ненадлежащим ответчиком.
Министерство финансов Российской Федерации в обоснование доводов апелляционной жалобы ссылается на то, что у Челябинской области в спорном периоде времени было достаточно средств в виде субвенций, за счет которых должны были быть возмещены расходы истца. Полагает, что истцом документально не подтвержден размер исковых требований и не доказан факт оказания услуг на заявленную сумму.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представитель Министерства финансов Челябинской области и третьих лиц не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие Министерства финансов Челябинской области и третьих лиц.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, а представитель истца возражал на доводы жалоб, ссылаясь на законность и обоснованность решения, просил оставить его без изменения. Дополнительных пояснений суду не дали.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителей сторон, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, между УСЗН Администрации Центрального района г. Челябинска (УСЗН) и ЖСК "Прогресс" заключены договоры N 131, 132, 133, 134. 135 от 09.01.2008 на возмещение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, оказываемых гражданам, с протоколами разногласий и протоколами согласования разногласий (т. 1 л.д. 24 - 44).
В апреле - декабре 2008 года ЖСК "Прогресс" предоставил льготы отдельным категориям граждан за жилищно-коммунальные услуги на основании федерального законодательства, а также законодательства Челябинской области, а именно связанные с предоставлением мер социальной поддержки в мере 50 процентов с оплаты жилья и коммунальных услуг гражданам из числа инвалидов, ветеранов и других лиц, проживающим на территории Центрального района г. Челябинска и имеющим право на реализацию указанных мер социальной поддержки, в соответствии с федеральными законами "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", "О ветеранах", "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 г. на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча", "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и других.
ЖСК "Прогресс" представил в УСЗН счета-фактуры и документы на возмещение произведенных расходов по обслуживанию граждан за период с апреля по декабрь 2008 г. на общую сумму 1041050 руб. 05 коп., в том числе расходы, связанные с предоставлением льгот по федеральному законодательству в размере 433771 руб. 41 коп. и по законодательству Челябинской области в размере 607278 руб. 64 коп. (т. 1 л.д. 56 - 64, 74 - 82, 98 - 100, 110 - 119, 128 - 136).
Расходы истца, связанные с оказанием им жилищно-коммунальных услуг льготным категориям граждан, УСЗН возмещены частично на сумму 869568 руб. 33 коп., из них возмещено за счет средств федерального бюджета - 367388 руб. 57 коп., за счет средств бюджета Челябинской области - 502179 руб. 76 коп.
Ссылаясь на то, что возмещение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки населению, произведено не в полном объеме за исключением 171481 руб. 72 коп. налога на добавленную стоимость, истец обратился в суд. В качестве нормативного правового обоснования исковых требований указал ст.ст. 15, 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Удовлетворяя исковые требования, суд указал, что положений, ограничивающих включение НДС в расчет понесенных убытков, действующее гражданское законодательство не содержит. Ответчик, не являясь плательщиком НДС, не может его возместить в порядке ст. 176 Налогового кодекса Российской Федерации.
Судом установлено, что ЖСК "Прогресс" применяет упрощенную систему налогообложения, с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов в соответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации.
Законами Челябинской области от 30.11.2004 N 327-ЗО "О мерах социальной поддержки ветеранов в Челябинской области", от 29.11.2007 N 220-ЗО "О звании "Ветеран труда Челябинской области", от 14.02.1996 N 16-ОЗ "О дополнительных мерах социальной защиты ветеранов в Челябинской области", от 28.10.2004 N 282-ЗО "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий в Челябинской области", предусмотрены льготы по оплате жилья и жилищно-коммунальных услуг соответствующим категориям граждан.
В соответствии со статьями 154 - 156 Жилищного кодекса Российской Федерации наниматели жилых помещений (собственники помещений в многоквартирном доме) вносят плату за жилое помещение (плату за содержание и ремонт жилого помещения) управляющей организации.
Решением Челябинской городской Думы от 18.12.2007 N 28/8 с 20.01.2008 года установлена плата за жилое помещение. В пункте 2 Приложения к Решению Челябинской городской Думы от 18.12.2007 N 28/8 указано, что в плате за жилое помещение учтены налоги в соответствии с действующим законодательством.
В силу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Положений, ограничивающих включение НДС в расчет понесенных убытков, действующее гражданское законодательство не содержит.
Согласно пункту 1 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются плательщиками НДС. В связи с этим, суд первой инстанции правомерно не принял во внимание довод ответчиков о том, что предъявленная истцом к взысканию сумма представляет собой НДС, включение которого в суммы возмещения расходов противоречит статье 154 Налогового кодекса Российской Федерации.
Поскольку в силу использования специального налогового режима налогоплательщик не может возместить сумму НДС в порядке, определенном статьей 176 Налогового кодекса Российской Федерации, он вправе требовать возмещения возникших у него убытков в полном объеме.
Доказательства того, что уплаченные налоги приняты налоговыми органами к вычету и подлежат возврату истцу из федерального бюджета, отсутствуют.
При таких обстоятельствах вывод суда об обоснованности исковых требований ЖСК "Прогресс" о взыскании убытков в размере 11512 руб. 88 коп., составляющих сумму НДС, является правильным.
В силу статей 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием. В случаях, когда в соответствии с законом причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы (статья 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В пункте 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что ответчиком по делам о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, является непосредственно публично-правовое образование
В пункте 19 вышеназванного постановления разъяснено, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий.
Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
Согласно статье 2 Закона Челябинской области от 30.11.2004 N 327-ЗО "О мерах социальной поддержки ветеранов в Челябинской области" меры социальной поддержки ветеранов, установленные настоящим законом, являются расходными обязательствами Челябинской области.
В силу пункта 2 статьи 4 указанного закона порядок и условия предоставления мер социальной поддержки, указанных в настоящей статье, определяются Губернатором Челябинской области.
В соответствии со статьей 6 Закона Челябинской области от 29.11.2007 N 220-ЗО "О звании "Ветеран труда Челябинской области" меры социальной поддержки ветеранов труда Челябинской области, установленные настоящим законом, являются расходными обязательствами Челябинской области.
Порядок предоставления мер социальной поддержки определяется Губернатором Челябинской области (пункт 2 статьи 4 указанного закона).
В соответствии со статьей 11 Закона Челябинской области "О дополнительных мерах социальной защиты ветеранов в Челябинской области" от 14.02.1996 меры социальной поддержки ветеранов труда Челябинской области, установленные настоящим законом, являются расходными обязательствами Челябинской области.
Порядок предоставления мер социальной поддержки определяется Губернатором Челябинской области.
В соответствии со ст. 4 Закона Челябинской области от 28.10.2004 N 282-ЗО "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий в Челябинской области" финансирование обязательств по обеспечению мерами социальной поддержки жертв политических репрессий, относится к расходным обязательствам Челябинской области.
Согласно пунктам 4 Положений о порядке и условиях возмещения организациям расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных Постановлениями Губернатора Челябинской области от 25.01.2008 N 20, от 13.08.2007 N 251, от 29.03.2006 N 80 расходы организаций, реализующих населению жилищно-коммунальные услуги, связанные с предоставлением 50% скидки (дополнительных мер социальной поддержки) с оплаты жилья и коммунальных услуг, возмещаются органами социальной защиты населения муниципальных районов и городских округов Челябинской области.
Меры социальной поддержки, установленные Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Законом Российской Федерации от 18.10.1991 N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" являются расходными обязательствами Российской Федерации.
Финансирования расходных обязательств Российской Федерации по возмещению предоставленных гражданам мер социальной поддержки осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что на основании статей 15, 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации в пользу истца с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации подлежит взысканию в возмещение убытков 66129 руб. 94 коп., с Минфина Челябинской области за счет казны Челябинской области - 92869 руб. 29 коп.
Довод подателя апелляционной жалобы о том, что у Министерства финансов Челябинской области имелись в достаточном объеме денежные средства в виде субвенций, поступивших из Федерального фонда компенсаций, за счет которых должны были быть возмещены расходы истца, судом апелляционной инстанции отклоняется в силу следующего.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.
Согласно ст. 28.2 указанного Закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.
Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.11.2004 N 652 утверждены Правила расходования и учета средств на предоставление субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации для оплаты жилищно-коммунальных услуг, оказываемых гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк" и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, а также отдельным категориям граждан из числа ветеранов и инвалидов, в соответствии с пунктом 2 которых финансирование расходов, связанных с оплатой жилищно-коммунальных услуг, оказываемых гражданам, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных в Фонде компенсаций на соответствующий год.
Таким образом, финансирование вышеназванных льгот является расходным обязательством Российской Федерации.
Обязанность возместить расходы, связанные с предоставлением льгот на основании федерального закона, возникает у Российской Федерации в том случае, когда из федерального бюджета перечислено средств в недостаточном количестве для компенсации расходов.
В Федеральном законе от 24.07.2007 N 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и плановый период 2009 и 2010 годов" в 2008 году Челябинской области предусмотрены субвенции в размере 1550000000 руб.
Согласно платежным поручениям N 417 от 16.01.2008, N 372 от 06.02.2008, N 731 от 12.03.2008, N 900 от 24.04.2008, N 81 от 14.05.2008, N 370 от 23.07.2008, N 897 от 20.08.2008, N 663 от 09.09.2008, N 588 от 22.10.2008, N 827 от 13.11.2008 Челябинской области перечислено 1550000000 руб. Остаток неиспользованных денежных средств в размере 62368109 руб. 38 коп. в соответствии с платежным поручением N 94705 от 09.04.2009 возвращен в федеральный бюджет.
Поскольку на момент вынесения решения субвенции возвращены в федеральный бюджет, у Министерства финансов Челябинской области отсутствует обязанность перед истцом возместить расходы, связанные с предоставлением льгот, следовательно, убытки в размере 66129 руб. 94 коп. подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации.
Выводы суда, изложенные в обжалуемом судебном акте законны, основаны на имеющихся в деле доказательствах, которым в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

постановил:

решение Арбитражного суда Челябинской области от 16.02.2010 по делу N А76-18780/2009 оставить без изменения, апелляционные жалобы Министерства финансов Челябинской области и Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий
судья
В.В.РАЧКОВ
Судьи
С.А.КАРПУСЕНКО
О.Б.ВЯТКИН
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)