Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом; Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Выбор способа управления многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 07.10.2010
Постановление изготовлено в полном объеме 11.10.2010
Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ООО "Жилсервис" на решение Арбитражного суда Брянской области от 26.05.2010 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2010 по делу N А09-1569/2010,
Общество с ограниченной ответственностью "Жилсервис" (далее - ООО "Жилсервис") обратилось в Арбитражный суд Брянской области с иском к Обществу с ограниченной ответственностью "Брянсклифт" (далее - ООО "Брянсклифт") об урегулировании разногласий по договору N 30/09 на техническое обслуживание, текущий ремонт и эксплуатацию лифтов и просило принять п. 4.1 договора в следующей редакции: "Заказчик поручает "РИРЦ" Брянской области начисление, сбор и перечисление денежных средств, поступающих от населения. Расходы за эти услуги несет "Подрядчик". Перечисление денежных средств, поступающих от населения, производится на расчетный счет "Подрядчика" за минусом комиссионного вознаграждения в размере 3% от суммы, собранной с населения. К зачету принимается стоимость услуг с учетом НДС".
В порядке ст. 49 АПК РФ истец уточнил заявленные требования и просил изложить пункт 4.1 договора в следующей редакции: "Заказчик осуществляет мероприятия по начислению, сбору и перечислению денежных средств, поступающих от населения за техническое обслуживание, текущий ремонт и эксплуатацию лифтов посредством заключения договора на оказание расчетно-кассовых услуг. Расходы за эти услуги несет подрядчик. Перечисление денежных средств, поступающих от населения, производится на расчетный счет подрядчика за минусом комиссионного вознаграждения в размере 3% от суммы, собранной с населения. К зачету принимается стоимость услуг с учетом НДС".
Решением Арбитражного суда Брянской области от 26.05.2010 в удовлетворении исковых требований отказано. Пункт 4.1 договора N 30/09 на техническое обслуживание, текущий ремонт и эксплуатацию лифтов от 01.01.2009 принят в редакции ООО "Брянсклифт": "Заказчик производит оплату выполненных работ в размере денежных средств, определенных настоящим договором, в течение текущего месяца. Окончательный расчет производится до 10 числа месяца, следующего за расчетным".
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2010 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов арбитражного суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, ООО "Жилсервис" обратилось в Федеральный арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит об отмене принятых судебных актов.
Представитель истца поддержала доводы кассационной жалобы по изложенным в ней мотивам.
Представитель ответчика отклонила доводы кассационной жалобы, считая принятые судебные акты законными и обоснованными.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как установлено арбитражным судом, между ООО "Жилсервис" (заказчик) и ООО "Брянсклифт" (подрядчик) подписан договор на техническое обслуживание, текущий ремонт и эксплуатацию лифтов N 30/09 от 01.01.2009.
Вышеуказанный договор подписан ООО "Жилсервис" с протоколом разногласий, где последнее просило изложить п. 4.1 договора в следующий редакции: "Заказчик поручает "РИРЦ" Брянской области начисление, сбор и перечисление денежных средств, поступающих от населения. Расходы за эти услуги несет подрядчик. Перечисление денежных средств, поступающих от населения, производится на расчетный счет подрядчика за минусом комиссионного вознаграждения в размере 3% от суммы, собранной с населения. К зачету принимается стоимость услуг с учетом НДС".
Ответчик протокол урегулирования разногласий по спорному условию договора истцу не направил, разногласия до настоящего времени сторонами не разрешены.
Данное обстоятельство послужило основанием для обращения ООО "Жилсервис" в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций правомерно руководствовались следующим.
В соответствии со ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
В силу п. 2 ст. 445 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.
При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
Материалы дела свидетельствуют о том, что предметом договора N 30/9 от 01.01.2009 являлась организация технического обслуживания, текущего ремонта и эксплуатации лифтов на виды услуг, предусмотренные в ведомости объемов работ (Приложение N 1) настоящего договора по адресам, указанным в Приложении N 3.
Разногласия сторон возникли относительно редакции пункта 4.1 договора N 30/9 от 01.01.2009, предусматривающего порядок расчетов за оказанные услуги.
Разрешая настоящий спор, арбитражный суд обоснованно исходил из следующего.
В соответствии со ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
В рассматриваемом случае в качестве способа управления выбрано управление управляющей компанией - ООО "Жилсервис".
Согласно ч. 7 ст. 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации.
В силу ч. 2 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, плату за коммунальные услуги.
В соответствии с ч. 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно ч. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе квартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке (далее - общее имущество в многоквартирном доме).
В силу ч. 3 ст. 39 ЖК РФ правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение названной правовой нормы Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно п.п. "а" п. 2 Правил в состав общего имущества включаются, в том числе лифты и лифтовые шахты.
Таким образом, лифты, как оборудование, находящееся в многоквартирном доме и обслуживающее собственников жилых помещений, отвечает признакам общего имущества в многоквартирном доме.
Материалы дела свидетельствуют о том, что заключение спорного договора с ООО "Брянсклифт" имело целью обеспечение нужд граждан, проживающих в многоквартирных домах, расположенных в Фокинском районе г. Брянска, и осуществлялось ООО "Жилсервис" во исполнение возложенных на нее обязанностей по предоставлению коммунальных услуг.
Пунктом 1.2 договора стороны согласовали стоимость работ в размере 1083056 руб. на момент заключения договора (с учетом НДС) из расчета оплаты за техническое обслуживание, текущий ремонт и эксплуатацию лифтов - 5 руб. за 1 кв. м. общей площади жилых и нежилых помещений.
При определении цены договора истец руководствовался тарифами, установленными Брянской городской администрацией, в том числе, в части исчисления цены на техническое обслуживание лифтов.
Арбитражный суд, разрешая спор, обоснованно указал на следующее.
Как усматривается из материалов дела, постановлением Брянской городской администрации от 26.12.2008 N 1421-п "О ценах на содержание и текущий ремонт, наем жилья для населения" с 1 января 2009 года утверждены цены на содержание и текущий ремонт жилых помещений согласно приложению N 1, в том числе цены на вывоз твердых бытовых отходов, техническое обслуживание лифтов и техническое обслуживание внутридомовых газовых сетей согласно приложению N 2.
Вместе с тем, согласно разъяснениям, данным Брянской городской администрации (л.д. 81 - 86 т. 1), действие настоящего акта распространяется только на нанимателей жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и собственников жилых помещений, не принявших решение о выборе способа управления многоквартирным домом. Деятельность по техническому обслуживанию лифтов является потенциально конкурентной и в соответствии с действующим законодательством ее стоимость не является регулируемой. Реализация работ (услуг) по техническому обслуживанию лифтов должна оплачиваться по цене, установленной соглашением сторон.
Кроме того, в соответствии с письмом Минрегионразвития РФ N 6093-АД/14 от 05.03.2009 "Об установлении органами местного самоуправления размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений в многоквартирном доме" размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений в многоквартирном доме может устанавливаться органами местного самоуправления в случаях и в порядке, указанных в пунктах 34 и 36 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 N 491. Установление органами местного самоуправления указанной платы в иных случаях не соответствует законодательству Российской Федерации.
Согласно п. 34 Правил в случае, если собственники помещений не приняли решение о способе управления многоквартирным домом, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, вносимой собственниками помещений, устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органами государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) по результатам открытого конкурса, проводимого в установленном порядке, равной цене договора управления многоквартирным домом. Цена договора управления многоквартирным домом устанавливается равной размеру платы за содержание и ремонт жилого помещения, указанной в конкурсной документации.
В силу п. 36 Правил в случае, если собственники помещений на общем собрании выбрали способ непосредственного управления многоквартирным домом, но не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, органы местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) в соответствии с частью 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливают размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, вносимой собственниками помещений, исходя из стоимости услуг и работ, входящих в утвержденные решением общего собрания собственников помещений перечни услуг и работ, выполняемых лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Согласно ст. 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Одним из таких законов является Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" N 210-ФЗ от 30.12.2004, которым закреплены основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих электро-, тепло-, водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса (часть 1 статьи 1).
При этом регулирование тарифов на услуги по техническому обслуживанию лифтов данным законом не предусмотрено.
Как указывалось ранее, ООО "Жилсервис" по роду своей деятельности является исполнителем коммунальных услуг, предоставляющим коммунальные услуги, производящим или приобретающим коммунальные ресурсы и отвечающим за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.
Отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов, регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307.
В силу названных Правил, по тарифам, установленным в порядке, определенном законодательством Российской Федерации, рассчитывается размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление.
Указание на услугу по техническому обслуживанию лифтов, как подлежащую государственному регулированию, данные Правила также не содержат.
Согласно письму Минрегионразвития РФ N 8167-ЮТ/07 от 02.05.2007 расчет размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги, ведение базы данных потребителей, печать и доставка потребителям платежных документов, организация приема платы организациями почтовой связи, кредитными и иными организациями, взыскание просроченной задолженности в зависимости от способа управления многоквартирным домом является обязанностью управляющих организаций, ТСЖ или ЖСК, а при непосредственном управлении многоквартирным домом соответствующих подрядных и ресурсоснабжающих организаций. Указанные лица вправе на основании возмездного договора заказать услуги по расчету размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги, печати, доставке потребителям платежных документов специализированным организациям.
Деятельность расчетно-кассовых, информационно-расчетных, информационно-аналитических, вычислительных и иных подобных центров и применение "единых платежных документов" не может основываться на нормативных правовых актах органов государственной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления, поскольку в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не является компетенцией органов местного самоуправления и органов государственной власти городов федерального значения и не относится к вопросам местного значения.
Техническое обслуживание лифтов является составной частью деятельности по содержанию общего имущества. Указанная деятельность является конкурентной и в соответствии с действующим законодательством ее стоимость не является регулируемой. Работы (услуги) по техническому обслуживанию лифтов должны оплачиваться по цене, установленной соглашением сторон.
Таким образом, как правильно указал арбитражный суд, в рассматриваемом случае цены на содержание и ремонт лифтового оборудования и тарифы на расчетно-кассовое обслуживание, установленные органом местного самоуправления, применению не подлежат.
При квалификации правоотношений участников данного спора арбитражный суд правомерно охарактеризовал их как вытекающими из договора подряда.
В соответствии со ст. 702 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Согласно п. 1 ст. 711 ГК РФ, если договором подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненной работы или отдельных ее этапов, заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок, либо с согласия заказчика досрочно.
Пунктом 1.2 договора стороны согласовали стоимость работ в размере 1083056 руб.
Разногласия относительно стоимости и сроков оплаты работ сторонами не заявлялись.
Принимая во внимание вышеизложенное, учитывая требования действующего законодательства и условия договора N 30/9 от 01.01.2009, арбитражный суд правомерно принял пункт 4.1 договора в редакции ответчика: "Заказчик производит оплату выполненных работ в размере денежных средств, определенных настоящим договором, в течение текущего месяца. Окончательный расчет производится до 10 числа месяца, следующего за расчетным".
Ссылка заявителя кассационной жалобы на постановление Брянской городской администрации от 26.12.2008 N 1421-п "О ценах на содержание и текущий ремонт, наем жилья для населения" является несостоятельной, поскольку, как указывалось ранее, деятельность расчетно-кассовых и иных подобных центров не может основываться на нормативных правовых актах органов местного самоуправления (Письмом Минрегионразвития РФ от 02.05.2007 N 8167-ЮТ/07).
Доводы заявителя кассационной жалобы по существу сводятся к переоценке доказательств, положенных в обоснование содержащихся в обжалуемых судебных актах выводов, и основаны на неверном толковании закона.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права.
Переоценка обстоятельств, установленных арбитражным судом, не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Принимая во внимание, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, а также доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения арбитражного суда и им дана надлежащая правовая оценка, кассационная инстанция не находит оснований для отмены или изменения оспариваемых судебных актов.
Нарушений норм материального и процессуального права при принятии обжалуемых судебных актов не установлено.
Руководствуясь ст. 287 п. 1 ч. 1, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
решение Арбитражного суда Брянской области от 26.05.2010 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2010 по делу N А09-1569/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 11.10.2010 ПО ДЕЛУ N А09-1569/2010
Разделы:Управление многоквартирным домом; Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Выбор способа управления многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 октября 2010 г. по делу N А09-1569/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 07.10.2010
Постановление изготовлено в полном объеме 11.10.2010
Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ООО "Жилсервис" на решение Арбитражного суда Брянской области от 26.05.2010 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2010 по делу N А09-1569/2010,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Жилсервис" (далее - ООО "Жилсервис") обратилось в Арбитражный суд Брянской области с иском к Обществу с ограниченной ответственностью "Брянсклифт" (далее - ООО "Брянсклифт") об урегулировании разногласий по договору N 30/09 на техническое обслуживание, текущий ремонт и эксплуатацию лифтов и просило принять п. 4.1 договора в следующей редакции: "Заказчик поручает "РИРЦ" Брянской области начисление, сбор и перечисление денежных средств, поступающих от населения. Расходы за эти услуги несет "Подрядчик". Перечисление денежных средств, поступающих от населения, производится на расчетный счет "Подрядчика" за минусом комиссионного вознаграждения в размере 3% от суммы, собранной с населения. К зачету принимается стоимость услуг с учетом НДС".
В порядке ст. 49 АПК РФ истец уточнил заявленные требования и просил изложить пункт 4.1 договора в следующей редакции: "Заказчик осуществляет мероприятия по начислению, сбору и перечислению денежных средств, поступающих от населения за техническое обслуживание, текущий ремонт и эксплуатацию лифтов посредством заключения договора на оказание расчетно-кассовых услуг. Расходы за эти услуги несет подрядчик. Перечисление денежных средств, поступающих от населения, производится на расчетный счет подрядчика за минусом комиссионного вознаграждения в размере 3% от суммы, собранной с населения. К зачету принимается стоимость услуг с учетом НДС".
Решением Арбитражного суда Брянской области от 26.05.2010 в удовлетворении исковых требований отказано. Пункт 4.1 договора N 30/09 на техническое обслуживание, текущий ремонт и эксплуатацию лифтов от 01.01.2009 принят в редакции ООО "Брянсклифт": "Заказчик производит оплату выполненных работ в размере денежных средств, определенных настоящим договором, в течение текущего месяца. Окончательный расчет производится до 10 числа месяца, следующего за расчетным".
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2010 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов арбитражного суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, ООО "Жилсервис" обратилось в Федеральный арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит об отмене принятых судебных актов.
Представитель истца поддержала доводы кассационной жалобы по изложенным в ней мотивам.
Представитель ответчика отклонила доводы кассационной жалобы, считая принятые судебные акты законными и обоснованными.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как установлено арбитражным судом, между ООО "Жилсервис" (заказчик) и ООО "Брянсклифт" (подрядчик) подписан договор на техническое обслуживание, текущий ремонт и эксплуатацию лифтов N 30/09 от 01.01.2009.
Вышеуказанный договор подписан ООО "Жилсервис" с протоколом разногласий, где последнее просило изложить п. 4.1 договора в следующий редакции: "Заказчик поручает "РИРЦ" Брянской области начисление, сбор и перечисление денежных средств, поступающих от населения. Расходы за эти услуги несет подрядчик. Перечисление денежных средств, поступающих от населения, производится на расчетный счет подрядчика за минусом комиссионного вознаграждения в размере 3% от суммы, собранной с населения. К зачету принимается стоимость услуг с учетом НДС".
Ответчик протокол урегулирования разногласий по спорному условию договора истцу не направил, разногласия до настоящего времени сторонами не разрешены.
Данное обстоятельство послужило основанием для обращения ООО "Жилсервис" в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций правомерно руководствовались следующим.
В соответствии со ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
В силу п. 2 ст. 445 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.
При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
Материалы дела свидетельствуют о том, что предметом договора N 30/9 от 01.01.2009 являлась организация технического обслуживания, текущего ремонта и эксплуатации лифтов на виды услуг, предусмотренные в ведомости объемов работ (Приложение N 1) настоящего договора по адресам, указанным в Приложении N 3.
Разногласия сторон возникли относительно редакции пункта 4.1 договора N 30/9 от 01.01.2009, предусматривающего порядок расчетов за оказанные услуги.
Разрешая настоящий спор, арбитражный суд обоснованно исходил из следующего.
В соответствии со ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
В рассматриваемом случае в качестве способа управления выбрано управление управляющей компанией - ООО "Жилсервис".
Согласно ч. 7 ст. 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации.
В силу ч. 2 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, плату за коммунальные услуги.
В соответствии с ч. 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно ч. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе квартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке (далее - общее имущество в многоквартирном доме).
В силу ч. 3 ст. 39 ЖК РФ правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение названной правовой нормы Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно п.п. "а" п. 2 Правил в состав общего имущества включаются, в том числе лифты и лифтовые шахты.
Таким образом, лифты, как оборудование, находящееся в многоквартирном доме и обслуживающее собственников жилых помещений, отвечает признакам общего имущества в многоквартирном доме.
Материалы дела свидетельствуют о том, что заключение спорного договора с ООО "Брянсклифт" имело целью обеспечение нужд граждан, проживающих в многоквартирных домах, расположенных в Фокинском районе г. Брянска, и осуществлялось ООО "Жилсервис" во исполнение возложенных на нее обязанностей по предоставлению коммунальных услуг.
Пунктом 1.2 договора стороны согласовали стоимость работ в размере 1083056 руб. на момент заключения договора (с учетом НДС) из расчета оплаты за техническое обслуживание, текущий ремонт и эксплуатацию лифтов - 5 руб. за 1 кв. м. общей площади жилых и нежилых помещений.
При определении цены договора истец руководствовался тарифами, установленными Брянской городской администрацией, в том числе, в части исчисления цены на техническое обслуживание лифтов.
Арбитражный суд, разрешая спор, обоснованно указал на следующее.
Как усматривается из материалов дела, постановлением Брянской городской администрации от 26.12.2008 N 1421-п "О ценах на содержание и текущий ремонт, наем жилья для населения" с 1 января 2009 года утверждены цены на содержание и текущий ремонт жилых помещений согласно приложению N 1, в том числе цены на вывоз твердых бытовых отходов, техническое обслуживание лифтов и техническое обслуживание внутридомовых газовых сетей согласно приложению N 2.
Вместе с тем, согласно разъяснениям, данным Брянской городской администрации (л.д. 81 - 86 т. 1), действие настоящего акта распространяется только на нанимателей жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и собственников жилых помещений, не принявших решение о выборе способа управления многоквартирным домом. Деятельность по техническому обслуживанию лифтов является потенциально конкурентной и в соответствии с действующим законодательством ее стоимость не является регулируемой. Реализация работ (услуг) по техническому обслуживанию лифтов должна оплачиваться по цене, установленной соглашением сторон.
Кроме того, в соответствии с письмом Минрегионразвития РФ N 6093-АД/14 от 05.03.2009 "Об установлении органами местного самоуправления размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений в многоквартирном доме" размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений в многоквартирном доме может устанавливаться органами местного самоуправления в случаях и в порядке, указанных в пунктах 34 и 36 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 N 491. Установление органами местного самоуправления указанной платы в иных случаях не соответствует законодательству Российской Федерации.
Согласно п. 34 Правил в случае, если собственники помещений не приняли решение о способе управления многоквартирным домом, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, вносимой собственниками помещений, устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органами государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) по результатам открытого конкурса, проводимого в установленном порядке, равной цене договора управления многоквартирным домом. Цена договора управления многоквартирным домом устанавливается равной размеру платы за содержание и ремонт жилого помещения, указанной в конкурсной документации.
В силу п. 36 Правил в случае, если собственники помещений на общем собрании выбрали способ непосредственного управления многоквартирным домом, но не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, органы местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) в соответствии с частью 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливают размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, вносимой собственниками помещений, исходя из стоимости услуг и работ, входящих в утвержденные решением общего собрания собственников помещений перечни услуг и работ, выполняемых лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Согласно ст. 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Одним из таких законов является Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" N 210-ФЗ от 30.12.2004, которым закреплены основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих электро-, тепло-, водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса (часть 1 статьи 1).
При этом регулирование тарифов на услуги по техническому обслуживанию лифтов данным законом не предусмотрено.
Как указывалось ранее, ООО "Жилсервис" по роду своей деятельности является исполнителем коммунальных услуг, предоставляющим коммунальные услуги, производящим или приобретающим коммунальные ресурсы и отвечающим за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.
Отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов, регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307.
В силу названных Правил, по тарифам, установленным в порядке, определенном законодательством Российской Федерации, рассчитывается размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление.
Указание на услугу по техническому обслуживанию лифтов, как подлежащую государственному регулированию, данные Правила также не содержат.
Согласно письму Минрегионразвития РФ N 8167-ЮТ/07 от 02.05.2007 расчет размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги, ведение базы данных потребителей, печать и доставка потребителям платежных документов, организация приема платы организациями почтовой связи, кредитными и иными организациями, взыскание просроченной задолженности в зависимости от способа управления многоквартирным домом является обязанностью управляющих организаций, ТСЖ или ЖСК, а при непосредственном управлении многоквартирным домом соответствующих подрядных и ресурсоснабжающих организаций. Указанные лица вправе на основании возмездного договора заказать услуги по расчету размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги, печати, доставке потребителям платежных документов специализированным организациям.
Деятельность расчетно-кассовых, информационно-расчетных, информационно-аналитических, вычислительных и иных подобных центров и применение "единых платежных документов" не может основываться на нормативных правовых актах органов государственной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления, поскольку в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не является компетенцией органов местного самоуправления и органов государственной власти городов федерального значения и не относится к вопросам местного значения.
Техническое обслуживание лифтов является составной частью деятельности по содержанию общего имущества. Указанная деятельность является конкурентной и в соответствии с действующим законодательством ее стоимость не является регулируемой. Работы (услуги) по техническому обслуживанию лифтов должны оплачиваться по цене, установленной соглашением сторон.
Таким образом, как правильно указал арбитражный суд, в рассматриваемом случае цены на содержание и ремонт лифтового оборудования и тарифы на расчетно-кассовое обслуживание, установленные органом местного самоуправления, применению не подлежат.
При квалификации правоотношений участников данного спора арбитражный суд правомерно охарактеризовал их как вытекающими из договора подряда.
В соответствии со ст. 702 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Согласно п. 1 ст. 711 ГК РФ, если договором подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненной работы или отдельных ее этапов, заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок, либо с согласия заказчика досрочно.
Пунктом 1.2 договора стороны согласовали стоимость работ в размере 1083056 руб.
Разногласия относительно стоимости и сроков оплаты работ сторонами не заявлялись.
Принимая во внимание вышеизложенное, учитывая требования действующего законодательства и условия договора N 30/9 от 01.01.2009, арбитражный суд правомерно принял пункт 4.1 договора в редакции ответчика: "Заказчик производит оплату выполненных работ в размере денежных средств, определенных настоящим договором, в течение текущего месяца. Окончательный расчет производится до 10 числа месяца, следующего за расчетным".
Ссылка заявителя кассационной жалобы на постановление Брянской городской администрации от 26.12.2008 N 1421-п "О ценах на содержание и текущий ремонт, наем жилья для населения" является несостоятельной, поскольку, как указывалось ранее, деятельность расчетно-кассовых и иных подобных центров не может основываться на нормативных правовых актах органов местного самоуправления (Письмом Минрегионразвития РФ от 02.05.2007 N 8167-ЮТ/07).
Доводы заявителя кассационной жалобы по существу сводятся к переоценке доказательств, положенных в обоснование содержащихся в обжалуемых судебных актах выводов, и основаны на неверном толковании закона.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права.
Переоценка обстоятельств, установленных арбитражным судом, не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Принимая во внимание, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, а также доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения арбитражного суда и им дана надлежащая правовая оценка, кассационная инстанция не находит оснований для отмены или изменения оспариваемых судебных актов.
Нарушений норм материального и процессуального права при принятии обжалуемых судебных актов не установлено.
Руководствуясь ст. 287 п. 1 ч. 1, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
решение Арбитражного суда Брянской области от 26.05.2010 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2010 по делу N А09-1569/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)