Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 23.06.2005 N А49-11261/04-545/24

Разделы:
ЖСК (жилищно-строительный кооператив)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу


от 23 июня 2005 года Дело N А49-11261/04-545/24


Открытое акционерное общество "Пензенская генерирующая компания" (правопреемник ОАО "Пензаэнерго") обратилось в арбитражный суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Пензенской области, к Управлению финансов Пензенской области, с участием третьих лиц: Министерства обороны Российской Федерации в лице Пензенского областного военного комиссариата, Управления ФСБ по Пензенской области, Пензенского артиллерийского инженерного института им. Н.Н.Воронова, с учетом уточненных исковых требований о взыскании 239696 руб. 58 коп., составляющих расходы истца, связанные с предоставлением льгот гражданам в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих", проживающим на территории г. Пензы, по оплате тепловой энергии в октябре - декабре 2001 г.
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 25 марта 2005 г. исковые требования в полном объеме удовлетворены и сумма взыскана с казны Пензенской области и лице Управления финансов Пензенской области из средств областного бюджета.
В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Управление финансов по Пензенской области ставит вопрос об отмене решения от 25 марта 2005 г., указывая, что спорные денежные средства были выделены МФ Российской Федерации за потребленные топливно-энергетические ресурсы и коммунальные услуги главному распорядителю средств федерального бюджета по Закону "О статусе военнослужащих" - Министерству обороны России, в связи с чем надлежащим ответчиком по данному делу должно быть признано Министерство обороны Российской Федерации, и дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию арбитражного суда.
Законность решения от 25 марта 2005 г. проверена в порядке ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационной инстанцией, которая приходит к выводу об его отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в силу следующего.
Судом установлено, что истцом, как теплоснабжающей организацией, в период с октября по декабрь 2001 г. производилось теплоснабжение ЖСК, ТСЖ и ТИВК, находящихся на территории г. Пензы и в которых проживают льготные категории граждан, имеющие право на предоставлении им скидки по оплате за тепловую энергию в размере 50% на основании Закона РФ "О статусе военнослужащих". Учет указанных граждан производился ЖСК, ТСЖ и ТИВК и, соответственно, оплата указанными организациями за проживающих в них граждан истцу за поставляемую им тепловую энергию производилась за минусом соответствующих вычетов. За октябрь - декабрь 2001 г. сумма предоставленных льгот в размере 239696 руб. 58 коп. истцу не компенсирована. Наличие задолженности подтверждается списками льготных категорий граждан, сверенными с Пензенским областным военкоматом, данными, предоставленными УФСБ по Пензенской области и Пензенским артиллерийским инженерным институтом, а также первичными документами и справками, представленными ЖСК, ТСЖ и ТИВК. Указанную сумму истец считает своими убытками, возникшими по вине ответчиков в результате неправильного формирования бюджета на очередной год, и просит взыскать 239696 руб. 58 коп. с ответчиков, на которых возложена в соответствии со ст. ст. 15, 24 Федерального закона Российской Федерации "О статусе военнослужащих" обязанность по возмещению затрат теплоснабжающей организацией.
Согласно п. 10 ст. 15 и ст. 24 Федерального закона Российской Федерации "О статусе военнослужащих" военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, гражданам, уволенным с военной службы по уважительной причине, совместно проживающим с ними членам их семей, а также членам семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, проходившим военную службу по контракту и погибшим (умершим) после увольнения с военной службы, предоставляются льготы в размере 50% по оплате тепловой энергии. Расходы на реализацию льгот, установленных данным Законом, согласно ст. 15 по негосударственному жилому фонду возмещаются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, при этом порядок компенсации указанных расходов субъектам РФ утверждается Правительством Российской Федерации.
Согласно письму Министерства финансов Российской Федерации от 23 мая 2003 г. N 10-5-11/1-46 (т. 6, л. д. 29 - 30) в связи с ограниченностью средств федерального бюджета до 2002 г. Правительством Российской Федерации не были приняты нормативные правовые акты, определяющие источники финансирования и порядок возмещения расходов, связанных с реализацией Федерального закона Российской Федерации от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
Исходя лишь из самого факта непринятия Правительством Российской Федерации соответствующего акта, определяющего порядок компенсации расходов субъектами Российской Федерации, суд сделал вывод о возложении ответственности в полном объеме и взыскании убытков за счет Управления финансов Пензенской области.
Между тем анализ имеющихся в деле документов свидетельствует о принятии решения судом без всестороннего исследования документов и обстоятельств, имеющих значение для дела.
Так, в указанном письме N 10-5-11/1-46 от 23 марта 2001 г. Министерство финансов Российской Федерации также дало следующие разъяснения по вопросу непринятия Правительством Российской Федерации нормативно-правовых актов, определяющих источники финансирования и порядок возмещения расходов по Федеральному закону "О статусе военнослужащих".
Так как отсутствовал механизм осуществления взаиморасчетов между предприятиями и организациями, предоставляющими коммунальные услуги населению, и федеральным бюджетом, Правительством Российской Федерации было принято решение (23.08.2001 протокол N 34) о перераспределении средств федерального бюджета на 2001 г., определенных для реализации указанных льгот министерствам и ведомствам, в составе которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба, на погашение кредиторской задолженности указанных органов исполнительной власти - главных распорядителей средств федерального бюджета - за потребленные топливно-энергетические ресурсы и коммунальные услуги перед предприятиями-поставщиками данных услуг.
В соответствии с принятым решением было утверждено распределение вышеуказанных средств по главным распорядителям средств федерального бюджета на урегулирование кредиторской задолженности за коммунальные услуги в разрезе регионов РФ.
В октябре - декабре 2001 г. произведено финансирование указанных расходов в соответствии с доведенными до федеральных органов исполнительной власти объемами финансирования и предоставленными ими в Главное управление федерального казначейства реестрами по перечислению бюджетных средств.
Таким образом, в соответствии с п. 10 ст. 15 Закона "О статусе военнослужащих" Правительство РФ определило, каким образом будет производиться финансирование льгот по данному Закону, а именно через Министерство обороны РФ. Денежные средства были выделены Министерством финансов РФ за потребленные топливно-энергетические ресурсы и коммунальные услуги главному распорядителю средств Федерального бюджета по Закону "О статусе военнослужащих" Министерству обороны России.
Судом не принято во внимание данное обстоятельство.
Вопрос о привлечении к участию в деле в качестве ответчика Министерство обороны Российской Федерации также не решался.
Между тем, учитывая ведомственный порядок финансирования льгот в период 2001 г., по данному делу в качестве ответчика должно было быть привлечено Министерство обороны Российской Федерации, которое являлось получателем средств федерального бюджета.
При таких обстоятельствах дела решение суда от 25 марта 2005 г. подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение, при котором следует учесть изложенное.
Руководствуясь ст. ст. 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 25 марта 2005 г. Арбитражного суда Пензенской области по делу N А49-11261/04-545/24 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию арбитражного суда.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.







ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 23 июня 2005 года Дело N А49-11261/04-545/24


Открытое акционерное общество "Пензенская генерирующая компания" (правопреемник ОАО "Пензаэнерго") обратилось в арбитражный суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Пензенской области, к Управлению финансов Пензенской области, с участием третьих лиц: Министерства обороны Российской Федерации в лице Пензенского областного военного комиссариата, Управления ФСБ по Пензенской области, Пензенского артиллерийского инженерного института им. Н.Н.Воронова, с учетом уточненных исковых требований о взыскании 239696 руб. 58 коп., составляющих расходы истца, связанные с предоставлением льгот гражданам в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих", проживающим на территории г. Пензы, по оплате тепловой энергии в октябре - декабре 2001 г.
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 25 марта 2005 г. исковые требования в полном объеме удовлетворены и сумма взыскана с казны Пензенской области и лице Управления финансов Пензенской области из средств областного бюджета.
В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Управление финансов по Пензенской области ставит вопрос об отмене решения от 25 марта 2005 г., указывая, что спорные денежные средства были выделены МФ Российской Федерации за потребленные топливно-энергетические ресурсы и коммунальные услуги главному распорядителю средств федерального бюджета по Закону "О статусе военнослужащих" - Министерству обороны России, в связи с чем надлежащим ответчиком по данному делу должно быть признано Министерство обороны Российской Федерации, и дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию арбитражного суда.
Законность решения от 25 марта 2005 г. проверена в порядке ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационной инстанцией, которая приходит к выводу об его отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в силу следующего.
Судом установлено, что истцом, как теплоснабжающей организацией, в период с октября по декабрь 2001 г. производилось теплоснабжение ЖСК, ТСЖ и ТИВК, находящихся на территории г. Пензы и в которых проживают льготные категории граждан, имеющие право на предоставлении им скидки по оплате за тепловую энергию в размере 50% на основании Закона РФ "О статусе военнослужащих". Учет указанных граждан производился ЖСК, ТСЖ и ТИВК и, соответственно, оплата указанными организациями за проживающих в них граждан истцу за поставляемую им тепловую энергию производилась за минусом соответствующих вычетов. За октябрь - декабрь 2001 г. сумма предоставленных льгот в размере 239696 руб. 58 коп. истцу не компенсирована. Наличие задолженности подтверждается списками льготных категорий граждан, сверенными с Пензенским областным военкоматом, данными, предоставленными УФСБ по Пензенской области и Пензенским артиллерийским инженерным институтом, а также первичными документами и справками, представленными ЖСК, ТСЖ и ТИВК. Указанную сумму истец считает своими убытками, возникшими по вине ответчиков в результате неправильного формирования бюджета на очередной год, и просит взыскать 239696 руб. 58 коп. с ответчиков, на которых возложена в соответствии со ст. ст. 15, 24 Федерального закона Российской Федерации "О статусе военнослужащих" обязанность по возмещению затрат теплоснабжающей организацией.
Согласно п. 10 ст. 15 и ст. 24 Федерального закона Российской Федерации "О статусе военнослужащих" военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, гражданам, уволенным с военной службы по уважительной причине, совместно проживающим с ними членам их семей, а также членам семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, проходившим военную службу по контракту и погибшим (умершим) после увольнения с военной службы, предоставляются льготы в размере 50% по оплате тепловой энергии. Расходы на реализацию льгот, установленных данным Законом, согласно ст. 15 по негосударственному жилому фонду возмещаются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, при этом порядок компенсации указанных расходов субъектам РФ утверждается Правительством Российской Федерации.
Согласно письму Министерства финансов Российской Федерации от 23 мая 2003 г. N 10-5-11/1-46 (т. 6, л. д. 29 - 30) в связи с ограниченностью средств федерального бюджета до 2002 г. Правительством Российской Федерации не были приняты нормативные правовые акты, определяющие источники финансирования и порядок возмещения расходов, связанных с реализацией Федерального закона Российской Федерации от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
Исходя лишь из самого факта непринятия Правительством Российской Федерации соответствующего акта, определяющего порядок компенсации расходов субъектами Российской Федерации, суд сделал вывод о возложении ответственности в полном объеме и взыскании убытков за счет Управления финансов Пензенской области.
Между тем анализ имеющихся в деле документов свидетельствует о принятии решения судом без всестороннего исследования документов и обстоятельств, имеющих значение для дела.
Так, в указанном письме N 10-5-11/1-46 от 23 марта 2001 г. Министерство финансов Российской Федерации также дало следующие разъяснения по вопросу непринятия Правительством Российской Федерации нормативно-правовых актов, определяющих источники финансирования и порядок возмещения расходов по Федеральному закону "О статусе военнослужащих".
Так как отсутствовал механизм осуществления взаиморасчетов между предприятиями и организациями, предоставляющими коммунальные услуги населению, и федеральным бюджетом, Правительством Российской Федерации было принято решение (23.08.2001 протокол N 34) о перераспределении средств федерального бюджета на 2001 г., определенных для реализации указанных льгот министерствам и ведомствам, в составе которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба, на погашение кредиторской задолженности указанных органов исполнительной власти - главных распорядителей средств федерального бюджета - за потребленные топливно-энергетические ресурсы и коммунальные услуги перед предприятиями-поставщиками данных услуг.
В соответствии с принятым решением было утверждено распределение вышеуказанных средств по главным распорядителям средств федерального бюджета на урегулирование кредиторской задолженности за коммунальные услуги в разрезе регионов РФ.
В октябре - декабре 2001 г. произведено финансирование указанных расходов в соответствии с доведенными до федеральных органов исполнительной власти объемами финансирования и предоставленными ими в Главное управление федерального казначейства реестрами по перечислению бюджетных средств.
Таким образом, в соответствии с п. 10 ст. 15 Закона "О статусе военнослужащих" Правительство РФ определило, каким образом будет производиться финансирование льгот по данному Закону, а именно через Министерство обороны РФ. Денежные средства были выделены Министерством финансов РФ за потребленные топливно-энергетические ресурсы и коммунальные услуги главному распорядителю средств Федерального бюджета по Закону "О статусе военнослужащих" Министерству обороны России.
Судом не принято во внимание данное обстоятельство.
Вопрос о привлечении к участию в деле в качестве ответчика Министерство обороны Российской Федерации также не решался.
Между тем, учитывая ведомственный порядок финансирования льгот в период 2001 г., по данному делу в качестве ответчика должно было быть привлечено Министерство обороны Российской Федерации, которое являлось получателем средств федерального бюджета.
При таких обстоятельствах дела решение суда от 25 марта 2005 г. подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение, при котором следует учесть изложенное.
Руководствуясь ст. ст. 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 25 марта 2005 г. Арбитражного суда Пензенской области по делу N А49-11261/04-545/24 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию арбитражного суда.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)