Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА ОТ 01.02.2010 ПО ДЕЛУ N А43-15472/2009

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 февраля 2010 г. по делу N А43-15472/2009


Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Масловой О.П.,
судей Базилевой Т.В., Радченковой Н.Ш.
при участии представителей
от заинтересованного лица: Гришина А.С., доверенность от 29.12.2009 N 54,
Плотниковой Т.В., доверенность от 29.12.2009 N 47,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заявителя -
общества с ограниченной ответственностью "Выксунская центральная управляющая компания"
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 21.07.2009,
принятое судьей Ивановым А.В., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2009,
принятое судьями Протасовым Ю.В., Рубис Е.А., Урлековым В.Н.,
по делу N А43-15472/2009
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Выксунская центральная управляющая компания"
о признании незаконным и об отмене постановления Региональной службы по тарифам Нижегородской области
и
установил:

общество с ограниченной ответственностью "Выксунская центральная управляющая компания" (далее - Общество, ООО "Выксунская центральная управляющая компания") обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным и об отмене постановления Региональной службы по тарифам Нижегородской области (далее - административный орган) от 01.06.2009 N 8 о привлечении Общества к административной ответственности по части 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Решением суда от 21.07.2009 в удовлетворении заявленного Обществом требования отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 19.10.2009 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
ООО "Выксунская центральная управляющая компания" не согласилось с решением и постановлением судов первой и апелляционной инстанций и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить данные судебные акты, принять по делу новый судебный акт и прекратить производство по делу.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили подлежащие применению пункт 23 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, пункт 7, подпункт "б" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, пункты 14, 26, 30 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 и письмо Министерства регионального развития Российской Федерации от 18.06.2007 N 11356-ЮТ/07. По мнению Общества, в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, поскольку потребителям стоимость услуг электроснабжения начислялась за вычетом стоимости электроэнергии, заложенной в стоимость услуг по ремонту и содержанию жилья. Электроснабжение мест общего пользования является коммунальной услугой. Общество осуществляет расчет стоимости электроснабжения в соответствии с действующим законодательством. Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
Общество, надлежащим образом извещенное о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, явку представителя с соответствующими полномочиями в судебное заседание не обеспечило.
Административный орган в отзыве и его представители в судебном заседании указали на отсутствие оснований для отмены решения и постановления судов первой и апелляционной инстанций.
Законность принятых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, должностные лица Региональной службы по тарифам по Нижегородской области провели внеплановые мероприятия по контролю за соблюдением Обществом установленного порядка ценообразования при расчете платы за электрическую энергию и выявили нарушение пункта 3 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 34 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, и постановления администрации Выксунского муниципального района от 27.11.2008 N 3393, а именно: ООО "Выксунская центральная управляющая компания" нарушило порядок ценообразования. Общество предъявляло жильцам обслуживаемых многоквартирных жилых домов, помимо платы за услугу по электроснабжению исходя из показаний индивидуальных приборов учета электрической энергии в жилом доме (а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления), также плату за электроснабжение мест общего пользования, определенную как разницу в показаниях общедомового прибора учета электрической энергии и индивидуального потребления электрической энергии жильцами многоквартирных домов, распределенную пропорционально индивидуальному потреблению каждым жильцом по тарифу 3,40 руб./кВт час, и уменьшенную на сумму платы за освещение мест общего пользования, учтенную в составе стоимости услуг за содержание и ремонт жилья, размер которой установлен органом местного управления. Результаты проверки отражены в акте от 15.05.2009 N 17.
Усмотрев в действиях Общества состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена в части 2 статьи 14.6 КоАП РФ, административный орган составил протокол от 15.05.2009 N 5, на основании которого вынес в отношении ООО "Выксунская центральная управляющая компания" постановление от 01.06.2009 N 8 о назначении наказания в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Общество не согласилось с постановлением административного органа и обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь статьей 2.1, частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ, статьями 37, 39, частью 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктом 7 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, решением Региональной службы по тарифам Нижегородской области от 24.11.2008 N 36/14 и постановлением администрации Выксунского муниципального района от 27.11.2008 N 3393, суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленного Обществом требования, указав на наличие в действиях ООО "Выксунская центральная управляющая компания" состава административного правонарушения.
Первый арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для отмены принятых судебных актов.
Частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ установлена ответственность за занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования.
В соответствии со статьей 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.д.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (статья 544 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Суды установили, что Общество осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами, оказанию услуг и выполнению работ по содержанию и ремонту имущества в многоквартирных домах и оказанию жилищно-коммунальных услуг. На основании договора энергоснабжения от 01.01.2007 N 1 ООО "Выксунская центральная управляющая компания" приобретает у общества с ограниченной ответственностью "Выксаэнергосбыт" электрическую энергию для целей обеспечения граждан (собственников и нанимателей жилых помещений), проживающих в многоквартирных домах, услугой "электроснабжение" в необходимых объемах.
Общество производило начисление платы за электрическую энергию, исходя из показаний индивидуальных приборов учета электрической энергии в жилом помещении (квартире), а при их отсутствии, - исходя из нормативов потребления, установленных постановлением Правительства Нижегородской области от 19.07.2007 N 244, а также объема электрической энергии на общедомовые нужды, определенного по показаниям общедомовых приборов учета. В составе платы за коммунальные услуги по электроснабжению ООО "Выксунская центральная управляющая компания" предъявляло жильцам многоквартирных жилых домов плату за электроснабжение мест общего пользования, определенную как разницу в показаниях общедомового прибора учета электрической энергии и индивидуального потребления электрической энергии в жилых помещениях, распределенную пропорционально индивидуальному потреблению в конкретном жилом помещении по тарифу 3,40 руб./кВт час, и уменьшенную на 0,70 руб./кв. м.
В части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пункту 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), в случае если исполнителем коммунальных услуг является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Тарифы на электрическую энергию, реализуемую населению и приравненных к категории населения потребителям Нижегородской области, установлены решением Региональной службы по тарифам по Нижегородской области от 24.11.2008 N 36/14, в котором отдельный тариф на электроснабжение мест общего пользования в многоквартирных жилых домах не установлен.
При изложенных обстоятельствах Общество неправомерно корректировало плату за электроэнергию, рассчитанную в соответствии с установленными в Нижегородской области тарифами, на плату за электроснабжение мест общего пользования.
В соответствии со статьей 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за содержание и ремонт жилого помещения включает в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила N 491).
Согласно подпункту "б" пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества включает в себя в том числе и освещение помещений общего пользования.
Исходя из разъяснения, данного Министерством регионального развития Российской Федерации в письме от 18.06.2007 N 11356-ЮТ/07, о применении указанного подпункта Правил N 491 в соотнесении с подпунктом "з" пункта 11 Правил N 491 и с пунктом 13 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам освещение помещений общего пользования трактуется как содержание и ремонт электросетей многоквартирного дома, светильников, то есть выполнение работ по созданию условий для подачи электроэнергии в места общего пользования и обеспечение готовности внутридомовых инженерных систем к предоставлению коммунальных услуг.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что освещение мест общего пользования является одной из составляющих технического обслуживания внутридомовых электрических сетей, то есть жилищной услугой, рассчитываемой исходя из площади помещений, занимаемых плательщиком.
В соответствии с частью 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, то такой размер устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации).
Суды первой и апелляционной инстанций установили, что собственники помещений в спорных многоквартирных жилых домах не принимали решения об установлении размера платы за содержание и ремонт жилых помещений.
Размер платы за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома установлен постановлением администрации Выксунского муниципального района Нижегородской области от 27.11.2008 N 3393.
Довод заявителя кассационной жалобы о корректировке им платы за услугу электроснабжения в целях предотвращения двойной оплаты электроснабжения мест общего пользования в связи с включением такой платы в стоимость услуг за ремонт и содержание жилья отклоняется судом округа, поскольку установленный порядок ценообразования не предусматривает возможности указанной корректировки.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о том, что, корректируя установленный размер платы за содержание жилых помещений и сумму, предъявляемую к оплате за услуги энергоснабжения, Общество нарушило порядок ценообразования, что влечет административную ответственность по части 2 статьи 14.6 КоАП РФ.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено. Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, уплаченная государственная пошлина в сумме 1 000 рублей подлежит возврату из федерального бюджета на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
постановил:

решение Арбитражного суда Нижегородской области от 21.07.2009 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2009 по делу N А43-15472/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Выксунская центральная управляющая компания" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Выксунская центральная управляющая компания из федерального бюджета государственную пошлину с кассационной жалобы в сумме 1 000 рублей, излишне уплаченную по квитанции от 17.12.2009 N 1591.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
О.П.МАСЛОВА

Судьи
Т.В.БАЗИЛЕВА
Н.Ш.РАДЧЕНКОВА
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)