Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 11.11.2011 ПО ДЕЛУ N А12-5843/2011

Разделы:
Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 ноября 2011 г. по делу N А12-5843/2011


Резолютивная часть постановления объявлена 08 ноября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 ноября 2011 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи А.Ю. Никитина,
судей Н.А. Клочковой, А.Ю. Самохваловой,
при ведении протокола судебного заседания
секретарем судебного заседания С.С. Ильиной,
при участии в судебном заседании:
от ООО "ЖЭК" - Павленко С.Е. доверенность от 12.01.2011 года,
от АУ "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" - Сошникова Е.В. доверенность от 05.10.2011 года,
от ООО "ЛУКОЙЛ ТТК" не явились, извещены о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом в порядке части 1 статьи 122, части 1, пункта 3 части 4 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "ЖЭК" (г. Волжский, Волгоградской области),
на решение арбитражного суда Волгоградской области от 15 августа 2011 года, по делу N А12-5843/2011, судья Н.В. Даншина,
по иску ООО "ЖЭК" (г. Волжский, Волгоградской области),
к АУ "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" (г. Волжский, Волгоградской области),
ООО "ЛУКОЙЛ ТТК" (г. Волгоград),
о взыскании 2.854.930,06 руб.

установил:

В арбитражный суд Волгоградской области обратилось Общество с ограниченной ответственностью "Жилищная Эксплуатационная Компания" обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с иском к Автономному Учреждению "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" и Обществу с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ ТТК" о взыскании 2.854.930 руб. 06 коп., недополученных в результате выполнения населению перерасчетов стоимости коммунальных услуг.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 15 августа 2011 года в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, истец обратился в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда от 15 августа 2011 года отменить, иск удовлетворить.
Заявитель считает, что АУ "МФЦ" не имел права самостоятельно выполнять перерасчеты за временное отсутствие потребителя в занимаемом жилом помещении. Также, по мнению подателя жалобы, истец не является исполнителем коммунальной услуги "горячее водоснабжение".
Представитель истца в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель АУ "МФЦ" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, представил отзыв на нее.
От ООО "ЛУКОЙЛ ТТК" не явились, извещены о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом в порядке части 1 статьи 122, части 1, пункта 3 части 4 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей ООО "ЛУКОЙЛ ТТК" (ч. 1 ст. 123, ч. 3 ст. 156 АПК РФ).
Суд апелляционной инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей лиц участвующих в судебном заседании, пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены судебного акта по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 01.05.2008 между Автономным Учреждением "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" (агент) и Обществом с ограниченной ответственностью "Жилищная Эксплуатационная Компания" (принципал) заключен агентский договор N 5/Е-08.
Предмет договора определен в пункте 1.1.
По условиям договора (п. п. 2.1.1, 2.1.3, 2.1.4) агент обязан ежемесячно производить начисление платежей потребителям за соответствующие услуги по представленным принципалом тарифам, социальным нормам; обеспечивать прием платежей от населения за соответствующие услуги на основании адресно-именного единого платежного документа; перечислять на расчетный счет принципала либо третьих лиц по письменному указанию принципала денежные средства, полученные от потребителей в пользу принципала, за вычетом вознаграждения.
Денежные средства, полученные в пользу принципала за услуги "отопление" и "горячее водоснабжение", перечисляются на расчетный счет принципала в полном объеме (с учетом дополнительного соглашения от 01.01.2010 к агентскому договору N 5/Е-08 от 01.05.2008).
Согласно направляемым в адрес истца ведомостям с января по декабрь 2010 года АУ "МФЦ" был произведен перерасчет платы за коммунальные услуги гражданам-потребителям за предшествующий период.
По услуге "горячее водоснабжение" сумма перерасчета составила 2.854.930 руб. 06 коп.
Истец посчитав, что АУ "МФЦ" не имело право самостоятельно производить гражданам-потребителям перерасчет за коммунальные услуги, чем нарушил условия агентского договора и причинил истцу убытки на сумму 2.854.930 руб. 06 коп. обратился в суд с настоящим иском.
Согласно ст. ст. 15, 393 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Для взыскания убытков необходима доказанность в совокупности следующих обстоятельств: факта наступления вреда, наличия причинно-следственной связи между противоправными действиями (бездействиями) причинителя вреда и наступившими последствиями, размера причиненного вреда и вины причинителя вреда.
В соответствии с ч. 11 ст. 155 ЖК РФ при временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.
Так, согласно п. 56 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", при временном отсутствии потребителя в жилом помещении более 5 полных календарных дней подряд исполнителем осуществляется перерасчет платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение и газоснабжение.
Непроведение населению перерасчета размера платы за коммунальные услуги из-за временного отсутствия является нарушением законодательства.
В соответствии с действующим жилищным законодательством субъект, осуществляющий управление многоквартирным домом, обязан среди прочего обеспечивать также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме (ч. 1 ст. 161 ЖК РФ).
Согласно п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, "исполнитель" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Как разъяснено в письме Министерства Регионального развития РФ от 20.03.2007 N 4989-СК-07 "О применении пункта 3 и 7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307", согласно пунктам 3 и 49 Правил в случаях, когда управление многоквартирным домом осуществляется управляющей организацией, товариществом собственников жилья (жилищно-строительным, жилищным или иным специализированным потребительским кооперативом), ресурсоснабжающая организация (в настоящем споре ООО ЛУКОЙЛ ТТК") не может быть исполнителем коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 3 и подпунктами "а" - "г" пункта 49 Правил обязательным признаком статуса исполнителя коммунальных услуг является ответственность одного лица и за подачу в жилое помещение коммунальных ресурсов, и одновременно за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.
В силу положений статей 4 (часть 2), 15(часть 2) и 76 (часть 1) Конституции Российской Федерации определяется верховенство закона над иными, в том числе договорными, формами правового регулирования, а также обязанность граждан и юридических лиц соблюдать закон.
Таким образом, в период до 01.01.2010 ООО "Жилищная Эксплуатационная Компания" являлось исполнителем коммунальных услуг в отношении потребителей, проживающих в многоквартирных домах, находящихся в его управлении.
Кроме того, в силу агентских договоров, заключенных с ООО "ЖЭК", N 5/Е-08 от 01.05.2008 г., и ООО "ЮГК-ТТК", N 519СД от 28.07.2008 г. и ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК" в г. Волгоград, N 114/Е-09, АУ "МФЦ" не являлось собственником денежных средств, поступающих от потребителей в счет оплаты жилищно-коммунальных услуг потребителями городского округа - город Волжский Волгоградской области, в том числе спорной услуги - горячее водоснабжение.
Указанные денежные средства, поступающие на расчетный счет АУ "МФЦ", перечислялись на расчетные счета соответствующих контрагентов.
Таким образом, АУ "МФЦ" не являлось и не является ни исполнителем коммунальной услуги "горячее водоснабжение", обеспечивающее предоставление данной коммунальной услуги жителям многоквартирных домов, ни ресурсоснабжающей организацией, являющейся поставщиком указанного коммунального ресурса.
Ни в силу закона, ни в силу имевшихся договорных отношений на АУ "МФЦ" не возложена обязанность по проведению перерасчета потребителям, в связи, с чем действия АУ "МФЦ" были правомерными.
Согласно п. 2.1.10 в редакции пункта 5 дополнительного соглашения от 01.01.2010 к агентскому договору N 5/Е-08 от 01.05.2008 агент (АУ "МФЦ") обязан производить перерасчет размера платы в соответствии с действующим законодательством.
Распоряжения со стороны истца на непроведение населению корректировок, принятых и рассчитанных в соответствии с действующим законодательством, в адрес АУ "МФЦ" не поступало.
Согласно ст. 1011 ГК РФ к отношениям, вытекающим из агентского договора, соответственно применяются правила, предусмотренные главой 49 или главой 51 настоящего Кодекса, в зависимости от того, действует агент по условиям этого договора от имени принципала или от своего имени, если эти правила не противоречат положениям настоящей главы или существу агентского договора.
В силу ч. 1 ст. 973 ГК РФ, поверенный обязан исполнять данное ему поручение в соответствии с указаниями доверителя. Указания доверителя должны быть правомерными, осуществимыми и конкретными. Из указанной нормы закона следует, что ООО "ЖЭК" не имело права давать поручение Агенту - не выполнять в отношении потребителей перерасчетов за временное отсутствие, в связи, с чем Принципал дополнительным соглашением от 01.05.2010 г. наделил Агента полномочием на проведение перерасчетов.
Как следует из дополнительного соглашения от 01.05.2010 г. к агентскому договору N 5/Е-08 от 01.05.2008 г. ООО "ЖЭК" возложило на АУ "МФЦ" проведение перерасчетов только на основании представленных Принципалом реестров.
Таким образом, после вступления в силу указанного дополнительного соглашения все перерасчеты за временное отсутствие потребителей выполнялись не на основании обращений граждан и представленных ими документов, а на основании реестров, предоставленных ООО "ЖЭК" с указанием всех данных, необходимых для выполнения перерасчета, в т.ч. - периодов, за которые возникло право на указанный перерасчет.
Данные реестры подтверждают дачу распоряжения ООО "ЖЭК" ответчику для выполнения перерасчетов за временное отсутствие потребителей коммунальных услуг.
В соответствии с ч. ч. 1, 3 ст. 1008 ГК РФ в ходе исполнения агентского договора агент обязан представлять принципалу отчеты в порядке и в сроки, которые предусмотрены договором.
Принципал, имеющий возражения по отчету агента, должен сообщить о них агенту в течение тридцати дней со дня получения отчета, если соглашением сторон не установлен иной срок. Согласно п. 2.2.3 агентского договора N 5/Е-08 от 01.05.2011 г. возражения принципала по отчетной документации должны поступить от него в течение трех рабочих дней со дня его получения. В противном случае, отчет считается принятым принципалом, без возражений.
Акты выполненных работ к заключенному агентскому договору с ООО "ЖЭК" подписывались истцом ежемесячно без возражений, отчеты Агента к указанному договору также принимались истцом без замечаний, возражения не поступали. Данное обстоятельство свидетельствует о надлежащем исполнении договора со стороны ответчика, а также о соблюдении АУ "МФЦ" действующего законодательства.
ООО "Лукойл-ТТК" также не является причинителем убытков, поскольку не является исполнителем коммунальных услуг для граждан-потребителей. У него отсутствуют обязанности по проведению перерасчета стоимости коммунальных услуг.
При таких обстоятельствах у арбитражного суда апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта в соответствии с положениями статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двенадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 15 августа 2011 года по делу N А12-5843/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Возвратить ООО "ЖЭК" из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению N 1227 от 20.09.11 года государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 16 637 руб. 32 коп.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий
А.Ю.НИКИТИН

Судьи
Н.А.КЛОЧКОВА
А.Ю.САМОХВАЛОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)