Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.11.2011 ПО ДЕЛУ N А57-6347/2011

Разделы:
ЖСК (жилищно-строительный кооператив)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 ноября 2011 г. по делу N А57-6347/2011


Резолютивная часть постановления объявлена 24 ноября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 ноября 2011 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Комнатной Ю.А.,
судей Кузьмичева С.А., Луговского Н.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Фединой В.И.,
рассмотрев апелляционную жалобу Жилищно-строительного кооператива "Оптимист-2000", г. Саратов,
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 16 сентября 2011 года по делу N А57-6347/2011 (судья Топоров А.В.)
по заявлению Жилищно-строительного кооператива "Оптимист-2000", г. Саратов,
о признании незаконными действий,
заинтересованные лица:
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области, г. Саратов,
Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Саратовской области, г. Саратов,
при участии в судебном заседании представителей:
от Жилищно-строительного кооператива "Оптимист-2000" - не явился, извещен,
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области - Тарабрин Д.В., действующий на основании доверенности от 11.01.2011 N 2,
- от Федерального бюджетного учреждения "Кадастровая палата" по Саратовской области - Утин Д.В. действующий на основании доверенности от 09.08.2011 N 78;

- установил:

в Арбитражный суд Саратовской области обратился Жилищно-строительный кооператив "Оптимист-2000"(далее - ЖСК "Оптимист-2000", заявитель, ЖСК) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, о признании незаконными действий Управления Росреестра по Саратовской области и Федерального бюджетного учреждения "Кадастровая палата" по Саратовской области по организации внесения в государственный кадастр недвижимости характеристик: кадастровой стоимости в размере 76 290 385 руб. 92 коп., сведений об удельном показателе кадастровой стоимости за 1 кв. м земельного участка в размере 4 408 руб. 32 коп./кв. м, разрешенного использования/назначения "Для проектирования строительства трех многоэтажных жилых домов с гаражом и стоянкой" в отношении земельного участка с кадастровым номером 64:48:030310:9, площадью 17306 кв. м, расположенного по адресу: г. Саратов на пересечении ул. Алексеевской, Наумовской, Рябиновской и Добряковской с момента их совершения и обязании Управления Росреестра по Саратовской области и Федерального бюджетного учреждения "Кадастровая палата" по Саратовской области исключить из государственного кадастра недвижимости характеристики: кадастровую стоимость в размере 76 290 385 руб. 92 коп., сведений об удельном показателе кадастровой стоимости за 1 кв. м земельного участка в размере 4408 руб. 32 коп./кв. м и заменить разрешенное использование/назначение с имеющегося "Для проектирования строительства трех многоэтажных жилых домов с гаражом и стоянкой" на разрешенное использование назначение "Для размещения домов многоэтажной жилой застройки" в отношении земельного участка с кадастровым номером 64:48:030310:9, площадью 17306 кв. м, расположенного по адресу: г. Саратов на пересечении ул. Алексеевской, Наумовской, Рябиновской и Добряковской.
Решением суда первой инстанции от 16 сентября 2011 года в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.
ЖСК "Оптимист-2000" не согласилось с принятым решением и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, вынести новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
ЖСК "Оптимист-2000" извещено о времени и месте судебного заседания в порядке части 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса РФ (почтовые уведомления N 410031 39 93835 7, N 410031 39 93836 4, о вручении корреспонденции). ЖСК "Оптимист-2000" явку представителя в судебное заседание не обеспечило.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации 20 октября 2011 года, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ в случае неявки в судебное заседание лица, участвующего в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в его отсутствие.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав доводы представителей Управления Росреестра по Саратовской области и Федерального бюджетного учреждения "Кадастровая палата" по Саратовской области, арбитражный суд апелляционной инстанции находит, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, что 02 августа 1999 года между администрацией (арендодатель) и закрытым акционерным обществом "Инженерно-строительная компания "Строма" (арендатор) на основании постановления администрации города Саратова от 20.06.1999 N 500-314 заключен договор аренды земельного участка N 1635, по условиям которого (пункт 1.1 договора) арендодатель сдал, а арендатор принял в пользование земельный участок площадью 17 306 кв. м, с кадастровым номером 64:48:03 03 10:09, расположенный по адресу: г. Саратов, на пересечении ул. Алексеевской, ул. Наумовской, ул. Рябиновской, для проектирования и строительства трех многоэтажных жилых домов с гаражом-стоянкой, сроком на 25 лет. Закрытое акционерное общество "Инженерно-строительная компания "Строма" и ЖСК "Оптимист-2000" с согласия администрации подписали договор от 29 ноября 2001 года передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 02.08.1999 N 1635, о чем 28 ноября 2001 года в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации N 64-01/48-472/2001-162 (т. 1, л.д. 151 - 154).
29 ноября 2001 года между ЗАО "Инженерно-строительная компания "Строма" и ЖСК "Оптимист-2000" подписан договор передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка, согласно которому ЗАО "Инженерно-строительная компания "Строма" уступил ЖСК "Оптимист-2000" права и обязанности по договору аренды земельного участка N 1635 от 02.08.1999 г., о чем 22 декабря 2001 года в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации N 64-01/48407/2001-350 (т. 1, л.д. 156 - 157).
Соглашением N 1 от 07.12.2001 года об изменении договора аренды земельного участка N 1635 от 02.08.1999 г. в соответствии с постановлением мэра г. Саратова по договору передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 29.11.2001 года стороны внесли изменения в наименование арендатора: читать наименование арендатора - ЖСК "Оптимист-2000" (т. 1, л.д. 155).
Согласно кадастровой выписке о земельном участке от 14.02.2011 N 6448/2008/11-1083 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 64:48:030310:9 составляет 76 290 385,92 руб., удельный показатель кадастровой стоимости - 4 408,32 руб./кв. м, а разрешенное использование/назначение указано: для проектирования и строительства трех многоэтажных жилых домов с гаражом - стоянкой.
ЖСК "Оптимист-2000" с действиями Управления Росреестра по Саратовской области и Федерального бюджетного учреждения "Кадастровая палата" по Саратовской области по организации внесения в государственный кадастр недвижимости характеристик в отношении арендуемого земельного не согласилось и обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с указанными выше требованиями о признании незаконным действий заинтересованных лиц.
Суд первой инстанции, отказывая ЖСК в удовлетворении заявленных требований, указал на пропуск заявителем срока на обращение в суд, установленного статьей 198 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводом о пропуске заявителем срока на обращение в суд, установленного статьей 198 АПК РФ, в отношении требований.
Согласно части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 18.11.2004 N 367-О, само по себе установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных актов недействительными, а решений, действий (бездействия) - незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока в силу соответствующих норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, - вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании.
Учитывая то обстоятельство, что требования заявлены Кооперативом по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявитель узнал о совершении оспоренных действий уполномоченными органами из выписки из Государственного кадастра недвижимости.
Выписка из Государственного кадастра недвижимости с указанием кадастровой стоимости в сумме 76 290 385,92 руб., удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка и вида разрешенного использования выдана 14.02.2011 года. В арбитражный суд ЖСК обратился 12.05.2011, т.е. в срок, установленный статье 198 АПК РФ.
Однако неверный вывод суда относительно пропуска заявителем срока на оспаривание действий заинтересованных лиц не привело к принятию по делу неверного решения по следующим основаниям.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, для целей налогообложения устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. При этом кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 19.05.2009 N 1047-О-О установлено, что правила определения кадастровой стоимости земельных участков, закрепленные в статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации, не противоречат Конституции Российской Федерации.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной оценки земель, которыми регулируется порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом (далее - Правила).
Согласно пункту 5 Правил, государственная кадастровая оценка земель осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.
В соответствии с пунктом 9 Правил, государственная оценка земель проводится с учетом данных земельного и других кадастров. Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр.
Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (пункт 11).
Последовательность и сроки осуществления действий (административных процедур) Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость) и ее территориальных органов - Управлений Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации, порядок взаимодействия между Роснедвижимостью и Управлениями Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации, а также порядок их взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при исполнении государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель определяет Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденный Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28 июня 2007 года N 215 (далее - Административный регламент).
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", действующего в период внесения сведений о кадастровой стоимости, кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" (далее - орган кадастрового учета).
Согласно пункту 1 Положения о Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2008 N 456, Роснедвижимость является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки земель, землеустройства и государственного мониторинга земель, а также функции по государственному земельному контролю.
Пункт 4 Административного регламента содержит перечень административных процедур государственной кадастровой оценки земель.
Только при условии соблюдения административных процедур государственная кадастровая оценка земель может быть признана проведенной.
В соответствии с требованиями пункта 9 Административного регламента по результатам работ по определению кадастровой стоимости земельных участков составляется отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации, в котором указываются сведения о кадастровой стоимости земельных участков. Процедура проверки отчета установлена пунктами 9.4 - 9.6, 9.8 - 9.9 Административного регламента.
В пункте 9.9 Административного регламента указано, что Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации) на утверждение.
Сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации) представляются на утверждение в виде проекта акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель.
После утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) вносятся в государственный земельный кадастр (пункты 10, 11 Административного регламента).
Учитывая изложенные нормы, только после соблюдения Управлением Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации установленной процедуры, результаты государственной кадастровой оценки земель могут быть направлены на утверждение в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
По итогам государственной кадастровой оценки земель орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации принимает акт об утверждении ее результатов. В полномочия органов кадастрового учета входит внесение в государственный кадастр результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
При этом под утвержденными результатами должны пониматься те показатели, которые непосредственно указаны в обнародованном акте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а не исходные первичные показатели, применявшиеся для расчета включенных в такой акт итоговых цифр.
Данная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.09.2010 N 7309/10.
Пункты 1.4.2, 2.1.2, 2.2.7 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, разработанных Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации во исполнение пункта 11 Правил проведения государственной оценки земель и утвержденных Приказом от 15.02.2007 N 39 (далее - Методические указания), а также пункты 6.2, 9.9, 11.5 и приложение N 1 Административного регламента устанавливают, что для проведения государственной кадастровой оценки земель составляется перечень с указанием всех земельных участков, расположенных на оцениваемой территории (пункт 2.2.1 Методических указаний, пункт 6.2 Административного регламента), что предполагает определение кадастровой стоимости каждого из них, а также указывает в качестве результата государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации сведения о кадастровой стоимости земельных участков (пункт 9.9 Административного регламента).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" закреплено, что Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, в том числе осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки земель, землеустройства, государственного мониторинга земель, геодезии и картографии.
В части 2 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" указано, если иное не установлено Правительством Российской Федерации, предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия органа кадастрового учета вправе осуществлять подведомственные ему государственные учреждения. В целях применения установленных настоящим Федеральным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета.
Приказом Росреестра от 11.03.2010 N П/93 Федеральные государственные учреждения "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации наделены полномочиями органа кадастрового учета. Передача Росреестром данным приказом своих полномочий по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, не влияет на обязанность Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области надлежащим образом исполнять возложенные на него пунктом 11.1 Административного регламента исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденного Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28 июня 2007 года N 215.
В данном случае Правительство Саратовской области постановлением от 07.07.2009 N 270-П "Вопросы государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области" утвердило средний удельный показателей кадастровой стоимости земель в кадастровом квартале 64:48:030310 по видам разрешенного использования, исчисленных в рублях за один квадратный метр.
Никаких иных характеристик в качестве результатов государственной кадастровой оценки земель в отношении спорного земельного участка, а именно: размер кадастровой стоимости земельного участка - Правительство Саратовской области в постановлении N 270-П не утверждало.
Поэтому являются неправомерными действия Управления по внесению в государственный кадастр кадастровой стоимости спорного земельного участка, определенной на основании усредненных показателей кадастровой стоимости земельного участка.
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) органов местного самоуправления, если полагают, что они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, как предусмотрено частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Президиум Верховного Суда Российской Федерации и Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 6 Постановления от 01.07.1996 N 6/8 разъяснили, что основанием для удовлетворения указанных требований является одновременное несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Однако в рассматриваемом случае отсутствует совокупность указанных условий.
Оспариваемые действия Управления Росреестра по Саратовской области и Федерального бюджетного учреждения "Кадастровая палата" по Саратовской области по кадастровой оценке земли имеют технический характер и без утверждения результатов оценки органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации не носят правового характера и не порождают каких-либо прав и обязанностей для других лиц. В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель не представил доказательств нарушения его прав оспоренными действиями.
Кадастровая стоимость земельного участка отображается в сведениях государственного земельного кадастра, а не устанавливается этим документом.
ЖСК также оспариваются действия заинтересованных лиц по организации внесения в государственный кадастр недвижимости таких характеристик как: сведения об удельном показателе кадастровой стоимости за 1 кв. м земельного участка в размере 4 408 руб. 32 коп./кв. м и разрешенное использование/назначение "Для проектирования строительства трех многоэтажных жилых домов с гаражом и стоянкой" в отношении спорного земельного участка с кадастровым номером 64:48:030310:9.
Удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в кадастровом квартале 64:48:030310, установлен постановлением Правительства Саратовской области от 07.07.2009 N 270-П. Апелляционная коллегия считает, что вопрос о достоверности указанной величины может рассматриваться только в рамках дела об оспаривании постановления Правительства Саратовской области от 07.07.2009 N 270-П.
Разрешенное использование/назначение "Для проектирования строительства трех многоэтажных жилых домов с гаражом и стоянкой" в отношении спорного земельного участка с кадастровым номером 64:48:030310:9 указано, исходя из содержания постановления Администрации города Саратова от 30.06.1999 N 500-314.
Согласно пункту 70 Приказа Минэкономразвития России от 04.02.2010 N 42 "Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра недвижимости" сведения о видах разрешенного использования земельного участка вносятся в реестр объектов недвижимости на основании градостроительного регламента либо на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления.
Кроме того, как верно указал суд первой инстанции, ЖСК "Оптимист-2000" с заявлением о внесении изменений в ГКН по виду разрешенного использования не обращалось в органы кадастрового учета.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции считает, что по делу принято законное решение, оснований для отмены которого не имеется, а апелляционную жалобу ЖСК "Оптимист-2000" следует оставить без удовлетворения.
При подаче апелляционной жалобы заявителем уплачена государственная пошлина в размере 2000 рублей (чек-ордер от 12.10.2011 года). Государственная пошлина в размере 1000 рублей является излишне уплаченной и подлежит возврату ЖСК из федерального бюджета в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса РФ.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Саратовской области от "16" сентября 2011 года по делу N А57-6347/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выдать Жилищно-строительному кооперативу "Оптимист-2000", г. Саратов, справку на возврат из федерального бюджета излишне уплаченной чеком-ордером от 12.10.2011 года государственной пошлины за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции в сумме 1 000 рублей.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через Арбитражный суд Саратовской области.

Председательствующий
Ю.А.КОМНАТНАЯ

Судьи
С.А.КУЗЬМИЧЕВ
Н.В.ЛУГОВСКОЙ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)