Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 04.12.2008 N Ф04-7689/2008(17325-А46-23) ПО ДЕЛУ N А46-4977/2008

Разделы:
ТСЖ (товарищество собственников жилья); Реорганизация, объединение, ликвидация товарищества собственников жилья

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 декабря 2008 г. N Ф04-7689/2008(17325-А46-23)


Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в судебном заседании без участия представителей сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 11" на решение от 14.05.2008 Арбитражного суда Омской области и постановление от 21.08.2008 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-4977/2008 по заявлению открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 11" к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Омской области с участием третьего лица - Товарищества собственников жилья "Перспектива - 2",
установил:

открытое акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 11" (далее - ОАО " ТГК N 11", Общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее - УФАС по Омской области, антимонопольный орган) о признании недействительными решения от 23.01.2008 N 04/37-07 и предписания от 23.01.2008 N 04/37-07.
Решением от 14.05.2008 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 21.08.2008 Восьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные Обществом требования удовлетворены частично. Признаны недействительными пункт 3 предписания от 23.01.2008 N 04/37-07 и абзац 3 пункта 2 резолютивной части решения от 23.01.2008 N 04/37-07 как противоречащие статье 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Правилам учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденным Приказом Минтопэнерго Российской Федерации от 12.09.1995 N Вк-4936 (далее - Правила).
В кассационной жалобе ОАО "ТГК N 11" просит изменить состоявшиеся по делу судебные акты в мотивировочной части, исключив из них выводы о невозможности применения п.п. 7.1 - 7.6 Правил к процедуре проверки готовности узла учета тепловой энергии (далее - УУТЭ) потребителя к эксплуатации перед каждым отопительным сезоном.
УФАС по Омской области представлен отзыв на кассационную жалобу с возражениями на ее доводы.
Арбитражный суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Из материалов дела следует, что между ОАО "АК "Омскэнерго" и ТСЖ "Первомаец-4" был заключен договор теплоснабжения от 14.08.2001 N 2211, в соответствии с которым ОАО "АК "Омскэнерго" приняло на себя обязательства по поставке тепловой энергии в жилые дома по ул. Магистральная, 18 и ул. Блюхера, 26. Расчеты за потребленную тепловую энергию осуществлялись в соответствии с показаниями коммерческих приборов учета в порядке, определенном Правилами.
После реорганизации ОАО "АК "Омскэнерго" в форме выделения, права и обязанности по вышеуказанному договору теплоснабжения перешли к ОАО "Омская электрогенерирующая компания".
В результате реорганизации ТСЖ "Первомаец-4" было выделено ТСЖ "Перспектива-2" с имущественным комплексом многоквартирного жилого дома по ул. Блюхера, 26. Дата государственной регистрации ТСЖ "Перспектива-2" - 09.10.2006.
Между ТСЖ "Перспектива-2" и ОАО "Омская электрогенерирующая компания" заключен договор купли-продажи тепловой энергии в горячей воде от 29.12.2006 N 1284. Согласно условиям договора платежи за энергоресурсы осуществляются в соответствии с показаниями коммерческих приборов учета начиная с 01.04.2007. Все предыдущие требования оплаты за тепловую энергию, поставленную жилому дому по ул. Блюхера, 26, выставлялись и оплачивались по договору N 221 I.
Эксплуатация узла учета тепловой энергии жилого дома по ул. Блюхера, 26 и техническое обслуживание осуществлялось обществом с ограниченной ответственностью "Прайм 2000" с 2001 года.
Пунктом 7.7. Правил предусмотрено, что перед началом отопительного сезона 2006-2007 года ООО "Прайм 2000" направило ОГЭК заявку на проверку готовности УУТЭ к эксплуатации на 5 объектах теплоснабжения, в том числе и ТСЖ "Первомаец-4".
Решение о допуске УУТЭ в эксплуатацию на объекте теплоснабжения ТСЖ "Первомаец-4" не принято.
При обследовании УУТЭ жилого дома по ул. Блюхера, 26 установлены нарушения пунктов 1.6, 7.1, 7.2 Правил, в связи с чем актом-предписанием УУТЭ жилого дома в эксплуатацию не допущен. В результате чего, Энергоснабжающая организация не принимала справки показаний приборов УУТЭ и определяла количество тепловой энергии на основании расчетных тепловых нагрузок, указанных в договоре, в период с 23.01.2007 по 31.03.2007
На базе открытого акционерного общества "Омская электрогенерирующая компания" 25.09.2007 создан Омский филиал ОАО "ТГК N 11". ОАО "ТГК N 11" является правопреемником в отношении всех прав и обязанностей открытого акционерного общества "Омская электрогенерирующая компания".
ТСЖ "Перспектива-2", считая противоречащим действующему законодательству отказ в принятии справок показаний приборов учета тепловой энергии, и определение ОАО "ТГК-11" количества потребленной ТСЖ тепловой энергии на основании расчетных тепловых нагрузок за период с 23.01.2007 по 31.03.2007, обратилось в антимонопольный орган с соответствующим заявлением.
ОАО "Омская электрогенерирующая компания" в рассматриваемый период в соответствии с Федеральным законом N 135-ФЗ "О защите конкуренции" занимала доминирующее положение на розничном рынке тепловой энергии на территории Омской области с долей более 65%.
Антимонопольный орган признал действия ОАО "ТГК-11" по отказу в приеме справок показаний приборов учета тепловой энергии ТСЖ "Перспектива-2" в период с 23.01.2007 по 31.03.2007 и требовании оплаты за потребленную ТСЖ "Перспектива-2" тепловую энергию, определенную расчетным способом по тепловым нагрузкам, указанным в договоре, на основании недопуска узла учета тепловой энергии ТСЖ "Перспектива-2" к эксплуатации среди отопительного сезона необоснованными, ущемляющими интересы ТСЖ "Перспектива-2", свидетельствующими о злоупотреблении доминирующим положением и нарушающими часть 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" и выдал заявителю Предписание о прекращении и устранении последствий нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции", для чего обязало Общество:
- - произвести перерасчет оплаты потребленной ТСЖ "Перспектива-2" тепловой энергии за периоды с 23.01.2007 по 13.02.2007 и с 14.02.2007 по 31.03.2007 по показаниям приборов учета тепловой энергии;
- - не допускать впредь отказов в приеме справок показаний приборов учета тепловой энергии хозяйствующих субъектов, в том числе и ТСЖ "Перспектива-2", и требовании оплаты за потребленную тепловую энергию, определенную расчетным способом по тепловым нагрузкам, указанным в договоре, на основании недопуска узла учета тепловой энергии к эксплуатации среди отопительного сезона по основаниям раздела 7 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя.
Несогласие Общества с решением и предписанием антимонопольного органа явилось основанием для обращения в арбитражный суд с данным заявлением.
Статьей 539 ГК РФ предусмотрено, что по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
В соответствии с положениями пункта 1.4. Правил взаимные обязательства энергоснабжающей организации и потребителя по расчетам за тепловую энергию и теплоноситель, а также по соблюдению режимов отпуска и потребления тепловой энергии и теплоносителя определяются договором на отпуск и потребление тепловой энергии.
Пунктом 5.1.1. Правил установлено, что узел учета тепловой энергии оборудуется средствами измерения (теплосчетчиками, водосчетчиками, тепловычислителями, счетчикам приборами, регистрирующими параметры теплоносителя и др.).
Каждый прибор учета, согласно пункту 5.1.2. Правил, должен проходить поверку с периодичностью, предусмотренной для него Госстандартом. Приборы учета, у которых истек срок действия поверки и (или) сертификации, а также исключенные из Реестра средств измерений, к эксплуатации не допускаются.
Допуск в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя регламентирован разделом 7 Правил.
Допуск в эксплуатацию узлов учета потребителя в соответствии с пунктом 7.1 Правил осуществляется представителем энергоснабжающей организации в присутствии представителя потребителя, о чем составляется соответствующий акт в двух экземплярах, один из которых получает представитель потребителя, а второй - представитель энергоснабжающей организации.
Акт допуска (недопуска) в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя должен быть утвержден руководителем энергоснабжающей организации.
В случае выявления несоответствия требованиям настоящих Правил узел учета в эксплуатацию не допускается и в акте приводится полный перечень выявленных недостатков с указанием пунктов Правил, положения которых нарушены (пункт 7.3 Правил).
При допуске в эксплуатацию узла учета потребителя после получения акта (Приложение 4) представитель энергоснабжающей организации в соответствии с пунктом 7.4 Правил пломбирует приборы узла учета тепловой энергии и теплоносителя.
Положениями пункта 7.5. Правил предусмотрено, что узел учета потребителя считается допущенным к ведению учета полученной тепловой энергии и теплоносителя после подписания акта представителем энергоснабжающей организации и представителем потребителя.
Учет тепловой энергии и теплоносителя на основе показаний приборов узла учета потребителя осуществляется с момента подписания акта о его приемке в эксплуатацию.
В пункте 7.7. Правил определено, что перед каждым отопительным сезоном осуществляется проверка готовности узлов учета тепловой энергии к эксплуатации, о чем составляется соответствующий акт.
Допуск УУТЭ в эксплуатацию при вводе УУТЭ в эксплуатацию, с проверкой соответствия монтажа УУТЭ проектно-монтажной документации (п. 7.1. - п. 7.5. Правил) и проверка готовности УУТЭ к эксплуатации перед каждым отопительным сезоном (п. 7.7. Правил) являются самостоятельными видами допуска УУТЭ в эксплуатацию.
Пункт 7.7 Правил регулирует отношения по проверке УУТЭ перед каждым отопительным сезоном, в то время как повторный допуск в эксплуатацию (пункт 9.12 Правил) регулирует отношения по проверке УУТЭ в специальных случаях (при выходе из троя приборов учета), в связи с чем повторный допуск на основании 9.12. Правил предполагает выполнение процедуры, установленной пунктами 7.1 - 7.5 Правил (на что прямо указано путем отсылки к разделу 7 Правил).
Пунктом 7.7 Правил не предусмотрены условия о необходимости применения положений пунктов 7.1 - 7.5 Правил, связи с чем нет оснований для отождествления проверки готовности УУТЭ перед каждым отопительным сезоном с повторным (после восстановления работоспособности) допуском УУТЭ в эксплуатацию.
Процедура первичного (пункты 7.1 - 7.5 Правил) и повторного (пункт 9.12 Правил) допуска УУТЭ в эксплуатацию являются тождественными в силу прямого указания.
Суд кассационной инстанции поддерживает выводы судов обеих инстанций о том, что допуск УУТЭ в эксплуатацию при вводе УУТЭ в эксплуатацию, с проверкой соответствия монтажа УУТЭ проектно-монтажной документации (п. 7.1 - п. 7.5) и проверка готовности УУТЭ к эксплуатации перед каждым отопительным сезоном (п. 7.7 Правил) являются самостоятельными видами допуска УУТЭ к эксплуатации.
Рассматривая спор по существу, арбитражный суд отметил, что пунктом 3 оспариваемого предписания указан весь раздел 7 Правил, а не только пункт 7.7. Правил, что предполагает запрет на неправомерные действия Общества как в процессе деятельности по допуску УУТЭ в эксплуатацию при вводе его в эксплуатацию, так и при проверках готовности УУТЭ, проводимых до начала отопительного сезона.
Таким образом, у суда кассационной инстанции нет оснований для удовлетворения кассационной жалобы в части изменения мотивировочной части решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции о невозможности применения пунктов 7.1 - 7.6 к процедуре проверки готовности УУТЭ потребителя к эксплуатации перед каждым отопительным сезоном.
При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции нет оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы ОАО "ТГК N 11".
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:

решение от 14.05.2008 Арбитражного суда Омской области и постановление от 21.08.2008 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-4977/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)