Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 06.09.2011 N 06АП-3309/2011 ПО ДЕЛУ N А04-1653/2011

Разделы:
Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 сентября 2011 г. N 06АП-3309/2011


Резолютивная часть постановления объявлена 30 августа 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 сентября 2011 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Швец Е.А.
судей Песковой Т.Д., Козловой Т.Д.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Стрекаловской О.О.
при участии в заседании:
- от Администрации города Райчихинска Амурской области: Божанова Ксения Германовна, представитель по доверенности от 29.03.2011 N 10-30/2171;
- от Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области: Можейко Виктория Андреевна, представитель по доверенности от 11.01.2011 N 1;
- от третьего лица общества с ограниченной ответственностью "Райчихинская управляющая компания": Загорная Мария Самуиловна, директор, приказ от 09.04.2010 N 1-к; Бурдинская Людмила Викторовна, представитель по доверенности от 09.03.2011 N 318; Широбоков Эдуард Борисович, представитель по доверенности от 03ю01.2011;
- открытого акционерного общества "Буреягэсстрой": Гричановская Татьяна Александровна, представитель по доверенности от 30.09.2010;
- Комитета по управлению имуществом города Райчихинска Амурской области: Чертов Дмитрий Николаевич, представитель по доверенности от 29.03.2011 N 10-30/2171;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы открытого акционерного общества "Буреягэсстрой", Администрации города Райчихинска Амурской области, Комитета по управлению имуществом города Райчихинска Амурской области
на решение от 15.06.2011
по делу N А04-1653/2011
Арбитражного суда Амурской области
принятое судьей Курмачевым Д.В.
по заявлению Администрации города Райчихинска Амурской области (ОГРН 1022800873413, ИНН 2806000715),
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Амурской области (ОГРН 1022800528233, ИНН 2801031325)
о признании незаконными решения и предписания
третьи лица общество с ограниченной ответственностью "Райчихинская управляющая компания", открытое акционерное общество "Буреягэсстрой" (ОГРН 1022800872951, ИНН 2813005249), Комитет по управлению имуществом города Райчихинска Амурской области

установил:

Администрация города Райчихинска Амурской области (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о признании недействительными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области (далее УФАС по Амурской области, антимонопольный орган) от 28.03.2011 N 02-1194 о признании действий Администрации по принятию Постановления от 29.09.2010 N 805 "О временной передаче функций по управлению многоквартирными домами в г. Райчихинске", в редакции Постановлений от 13.10.2010 N 835 и от 11.11.2010 N 937 нарушением части 1 статьи 15 Федерального закона РФ "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ и Предписания от 28.03.2011 N 30.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Райчихинская управляющая компания" (далее - ООО "РУК"), открытое акционерное общество "Буреягэсстрой" (далее - ОАО "Буреягэсстрой"), Комитет по управлению имуществом города Райчихинска Амурской области (далее - КУМИ г. Райчихинска).
Решением суда от 13.01.2011 в удовлетворении требований отказано, поскольку суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое решение и предписание соответствуют требованиям законодательства и не нарушают законных прав и интересов администрации.
Не согласившись с решением суда первой инстанции администрация, КУМИ г. Райчихинска и ОАО "Буреягэсстрой" обратились с апелляционными жалобами в Шестой арбитражный апелляционный суд, в которых полагают решение отменить, как вынесенное с неправильным применением норм материального права, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.
В судебном заседании представители администрации, КУМИ г. Райчихинска и ОАО "Буреягэсстрой" поддержали доводы, изложенные в апелляционных жалобах, просили решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требованиях.
УФАС по Амурской области, ООО "РУК" в представленных отзывах, их представители в судебном заседании, отклонили доводы апелляционных жалоб, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, как законное и обоснованное.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, отзывов, заслушав представителей лиц участвующих в деле, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Определением Арбитражного суда Амурской области от 20.10.2010 по делу N А04-4161/2010 в отношении ООО "РУК" ИНН 2806006322 введена процедура, применяемая в деле о банкротстве - наблюдение, временным управляющим утверждена Мехедова Галина Михайловна. Должник признан несостоятельным (банкротом) 20.01.2011.
ООО "РУК" ИНН 2806007301 зарегистрировано в качестве юридического лица 09.04.2010.
Главой города Райчихинска принято постановление от 29.09.2010 N 805 "О временной передаче функций по управлению многоквартирными домами в городе Райчихинске", согласно которому на Комитет по управлению муниципальным имуществом возложена обязанность по организации проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления 270 многоквартирными жилыми домами, согласно приложению. До момента выбора управляющей компании функции по управлению многоквартирными домами временно переданы в ресурсоснабжающую организацию ОАО "Буреягэсстрой СМЭУ".
13.10.2010 Постановлением N 835 внесены изменения в постановление Главы города Райчихинска от 29.09.2010 N 805, в пункты 2, 3, 4 в результате которых ОАО "Буреягэсстрой" наделено функциями предоставления коммунальных ресурсов (тепло, вода, отвод бытовых стоков) собственникам жилых помещений в многоквартирных домах, начисления и сбора денежных средств за предоставленный ресурс, ОАО "Дальневосточная энергетическая компания" - функциями по предоставлению коммунального ресурса (электроэнергии) собственникам жилых помещений, организации, фактически ранее предоставлявшие услуги по вывозу ТБО, содержанию и ремонту внутридомовых сетей многоквартирных домов (подрядные организации) функциями оказания услуг собственникам жилых помещений в многоквартирных домах по вывозу ТБО, содержанию и ремонту многоквартирных домов, начисления и сбора денежных средств за предоставленные услуги.
11.11.2010 Постановлением N 937 внесены изменения в постановление Главы города Райчихинска от 29.09.2010 N 805 с целью приведения объектов конкурса в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и "Правилами проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом". Из перечня для проведения конкурса исключен ряд жилых домов.
18.01.2011, а также 14.02.2011 и 01.03.2011 КУМИ г. Райчихинска проведены конкурсы по выбору управляющей организации для управления многоквартирными домами в г. Райчихинске. Единственным участником конкурса признано ООО "Управляющая компания "Буреягэсстрой-ЖКХ".
Решением от 28.03.2011 УФАС по Амурской области признало действия администрации по принятию Постановления от 29.09.2010 N 805 "О временной передаче функций по управлению многоквартирными домами в г. Райчихинске", в редакции Постановлений от 13.10.2010 N 835 и от 11.11.2010 N 937 нарушением части 1 статьи 15 Федерального закона РФ "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ.
Кроме того, принято предписание от 28.03.2011 N 30, которым УФАС по Амурской области обязало в срок до 20.04.2011 исключить из приложения к постановлению от 29.09.2010 N 805 "О временной передаче функций по управлению многоквартирными домами в городе Райчихинске" в редакции постановлений от 13.10.2010 N 835 и от 11.11.2010 N 937 перечень многоквартирных домов по адресам: г. Райчихинск, ул. Вахрушева 1а, 2а., Гаражная 8, 10, 12, Стадионная 2а, 3, 4а., Станционная 16., Шахтерская 3., Широкая 4, 30 лет ВЛКСМ 3., Зарубова 1, 4. 5, 6, 8, 9, Инженерная 34, Калинина 1, 14., Коммунистическая 2, 4, 16, 25, 27, 29, 35, 47, Комсомольская 1, 2, 3, 5, 7, 8, 9, 11, 12, 93., Милицейская 7, Музыкальная 11, 16, 16а, 17, 18, 20, 25, 26, 27, 28, 28а, 29, 32, 35, 36, 37, 39, Озерная 52., Первомайская 16., Пионерская 35, 46, 49, 51, 58, 60, 61, 62, 63, 64, 64а, 65, 66., Победы 4, 5, 7, 12, 15, 17, 18, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 29, 30, 31, 34, 35, 36, 38, 39, 41, 43, 45, 47, 57, 58, 59, 61, 68а, 68б, 70а, 72., Пономаренко 73, 83, 91, 93, Свердлова 3, 5, 8, 10, 12, 16, 18., Апанасенко 2., Литовченко 5, 7. Впредь не допускать действий, направленных на ограничение конкуренции. О выполнении пункта 1 настоящего Предписания сообщить в антимонопольный орган в срок до 25 апреля 2011 года.
Не согласившись с указанными актами, администрация обратилась в суд, который отказывая в удовлетворении заявленных требований исходил их следующего.
Согласно пункту 1 статьи 15 ФЗ "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ следует, что Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.
Пунктом 17 статьи 14 ФЗ "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ установлено, что признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, а также иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.
Как установлено УФАС по Амурской области, и подтверждается материалами дела, в период с 29.03.2010 по 14.12.2010 собственниками жилых помещений многоквартирных домов по адресам: г. Райчихинск, ул. 30 лет ВЛКСМ 3, 10 12., Апанасенко 2., Вахрушева 1а, 2а, Гоголя 4а, 44, 46, 59, Гаражная 8, 10, 12, Зарубова 1, 4-6, 8, 9, Инженерная 34, Калинина 1, 14, Коммунистическая 2, 4, 16, 25, 27, 29, 35, 47, Комсомольская 1, 2, 2а, 3, 5, 7-9, 11, 12, 15, 73, 81, 83, 93, Кооперативная 47, Кузнечная 25, 27., Литовченко 5, 7., Литейная 106, Милицейская 1а, 3а, 7, 9, Музыкальная 2, 4, 10, 11, 16, 16а, 17, 18, 20, 25-28, 28а, 29, 32, 34-37, 39, Новоселов 4, 10., Озерная 29, 52, Надежды 12., Ольховая 3., Осенняя 3, 4, 8, 15, 16, 18, Первомайская 16, Пионерская 6, 21а, 35, 41, 46, 49, 51, 58, 60, 61-64, 64а, 65-67, 69, Победа 4, 5, 7, 12, 15, 17, 18, 22-27., 29, 30, 31, 34-41, 43, 45-47, 57, 58, 59, 61, 63, 68а, 68б, 70а, 72, Пономаренко 73, 83, 87, 91, 93, Свердлова 3, 5, 8, 10, 12, 16, 18., Северная 14, Стадионная 2а, 3, 4а, Станционная 16, Токийский пер. 11, 26, Шахтерская 3, 5, 7, 9, Шахтерский пер. 5, Широкая 4, Юности 2 проведены собрания, по итогам которых приняты решения о выборе способа управления посредством управляющей компании - ООО "РУК" ИНН 2806007301.
На основании данных решений заключены договоры управления многоквартирными домами по адресам: г. Райчихинск, ул. 30 лет ВЛКСМ 3, 10, 12, Апанасенко 2, Вахрушева 1а, 2а, Гоголя 4а, 44, 46, 59, Гаражная 8, 10, 12, Зарубова 1, 4-6, 8, 9., Инженерная 34., Калинина 1, 14., Коммунистическая 2, 4, 16, 25, 27, 29, 35, 47, Комсомольская 1, 2, 2а, 3, 5, 7-9, 11, 12, 15, 73, 81, 83, 93, Кооперативная 47, Кузнечная 25, 27, Литовченко 5, 7, Литейная 106, Милицейская 1а, 3а, 7, 9, Музыкальная 2, 4, 10, 11, 16, 16а, 17, 18, 20, 25-28, 28а, 29, 32, 34-37, 39, Новоселов 4, 10., Озерная 29, 52, Надежды 12, Ольховая 3, Осенняя 3, 4, 8, 15, 16, 18, Первомайская 16, Пионерская 6, 21а, 35, 41, 46, 49, 51, 58, 60, 61 -64, 64а, 65-69, Победа 4, 5, 7, 12, 15, 17, 18, 22-27, 29, 30, 31, 34-41,43,45-47, 57, 58. 59. 61, с 68а, 68б, 70а, 72., Пономаренко 73, 83. 87, 91, 93, Свердлова 3, 5, 8, 10, 12, 16, 1-3 Северная 14., Стадионная 2а, 3, 4а., Станционная 16., Токийский пер. 11, 2о Шахтерская 3, 5, 7, 9., Шахтерский пер. 5, Широкая 4, Юности 2.
Судом установлено, что основанием принятия постановления N 805 от 29.09.2010 явилось отсутствие решения собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления этим домом и отсутствие реализации такого решения.
В силу части 4 статьи 164 ЖК РФ орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
Администрация г. Райчихинска не представила доказательств отсутствия решений собственников о выборе способа управления многоквартирным домом, либо об отсутствии реализации - не заключении договоров с управляющей организацией в течение года до проведения конкурса.
Приняв постановление от 29.09.2010 N 305 (с последующими изменениями) Администрация г. Райчихинска установила порядок электро-, тепло- и водо- снабжения населения, порядок начисления и взимания оплаты за коммунальные услуги, наделив ресурсоснабжающие организации не свойственными им функциями.
Более того, Администрация г. Райчихинска указала конкретные организации, наделенные полномочиями по ресурсоснабжению, фактически вмешавшись в гражданско-правовые отношения и лишив население возможности выбора способа управления многоквартирным жилым домом.
В силу части 1 статьи 161 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
Иных способов управления законодательством не предусмотрено.
Таким образом, Администрацией г. Райчихинска не было соблюдено условие о возможности выбора собственниками жилья способа управления и реализации этого способа в течение одного года.
В связи с чем, в оспариваемом решении УФАС по Амурской области, обоснованно указано, что в действиях Администрации г. Райчихинска имеются признаки ограничения конкуренции, так как принятие Администрацией г. Райчихинска постановления от 29.09.2010 N 805 "О временной передаче функций по управлению многоквартирными домами в г. Райчихинске", в редакции постановлений от 13.10.2010 N 835 и от 11.11.2010 N 937, является обязательным для исполнения всеми хозяйствующими субъектами, и создает возможность в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара (услуги) на рынке услуг по управлению многоквартирными домами на территории г. Райчихинска.
Таким образом, оспариваемое решение и предписание соответствуют требованиям законодательства и не нарушают законных прав и интересов заявителя.
Доводы, изложенные в апелляционных жалобах, уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, кроме этого они не опровергают выводы суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта. Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, по мнению суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Амурской области от 15.06.2011 по делу N А04-1653/2011 оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Буреягэсстрой" из федерального бюджета излишне уплаченную платежным поручением N 6073 от 27.06.2011 года государственную пошлину в сумме 1000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.

Председательствующий
Е.А.ШВЕЦ

Судьи
Т.Д.ПЕСКОВА
Т.Д.КОЗЛОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)