Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 05.04.2007 N 17АП-1837/2007-ГК ПО ДЕЛУ N А50-18965/2006-Г18

Разделы:
Управление многоквартирным домом; ТСЖ (товарищество собственников жилья); Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Выбор способа управления многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по проверке законности и обоснованности решений
арбитражных судов, не вступивших в законную силу


от 5 апреля 2007 г. Дело N 17АП-1837/2007-ГК

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев в заседании апелляционную жалобу истца, государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования "П", на решение Арбитражного суда Пермской области от 29.01.2007 по делу N А50-18965/2006-Г18 по иску государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования "П" к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Пермской области, третьи лица:
1) товарищество собственников жилья "Ф";
2) Управление федеральной регистрационной службы по Пермскому краю,
о признании права управления многоквартирным домом, об обязании передать дом на баланс ТСЖ и исключении из реестра федерального имущества,
УСТАНОВИЛ:

государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования "П" (далее - ГОУ СПО "П") обратилось в Арбитражный суд Пермской области с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Пермской области о признании права управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Пермь, ул. И.Франко, 39, за товариществом собственников жилья "Ф" (далее - ТСЖ), об обязании ответчика передать указанный дом на баланс ТСЖ и исключении жилого дома N 39 по ул. И.Франко из реестра федерального имущества (т. 1, л.д. 2-5).
10.01.2007 истец заявил о дополнении исковых требований (дополнительное исковое заявление), в котором просит обязать ответчика перевести в статус жилого дома 5-этажное здание общежития со встроенными помещениями, лит. А, общей площадью 1421,0 кв. м, расположенного по адресу: г. Пермь, ул. И.Франко, 39 (т. 1, л.д. 151-152).
В принятии дополнений к исковому заявлению (дополнительного искового заявления) судом отказано на основании ст. 49 АПК РФ (т. 1, л.д. 161-162).
23.01.2007 истец вновь заявил о дополнении исковых требований, согласно которым просит обязать ответчика произвести регистрацию в Главном управлении федеральной регистрационной службы по Пермскому краю перехода права собственности на объекты недвижимости: 45 квартир 1-7, 8, 12-14, 17, 18, 20, 21, 24-39, 43, 45, 46-50, 54-61, общей площадью 2691,23 кв. м, в жилом доме по адресу: ул. И.Франко, 39; указанные объекты недвижимости передать на баланс ТСЖ по установленной форме акта ОС-1а и исключить названные объекты из реестра федерального имущества (т. 2, л.д. 13-15).
Определением от 23.01.2007 (протокольное) ходатайство истца отклонено, поскольку заявлено с нарушением ст. 49 АПК РФ (т. 2, л.д. 44).
Решением суда от 23.01.2007 в удовлетворении исковых требований отказано (т. 2, л.д. 46-49).
Истец с принятым решением не согласен. По мотивам, изложенным в апелляционной жалобе, просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
Решение пересмотрено в порядке ст. 266 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, согласно выписке из реестра федеральной и областной собственности на территории Пермской области от 02.02.2001 общежитие, расположенное по адресу: г. Пермь, ул. И.Франко, 39, лит. А, общей площадью 1421 кв. м, является федеральной собственностью и находится на балансе ГОУ СПО "П". На основании договора от 22.12.1994 N 97 "О закреплении имущества на праве оперативного управления, находящегося в государственной федеральной собственности" общежитие закреплено на праве оперативного управления за профессиональным училищем N 91 (в настоящее время - ГОУ СПО "П"), о чем учреждению выдано соответствующее свидетельство (т. 1, л.д. 51-52; т. 2, л.д. 18-37).
Запись о праве оперативного управления на здание общежития в настоящее время не погашена.
На основании разрешения департамента образования Пермской области и Министерства образования РФ по согласованию с департаментом имущественных отношений, в период с 1990 по 2004 год произведена реконструкция здания общежития в жилой многоквартирный дом. Реконструкция здания общежития произведена в два этапа (т. 1, л.д. 55, 16).
Согласно акту рабочей группы о приемке в эксплуатацию законченного строительством здания, сооружения от 29.12.1992 и разрешению на ввод объекта в эксплуатацию N 433/2004 от 21.01.2005 реконструкция здания общежития завершена, эксплуатация законченного строительством жилого дома разрешена (т. 1, л.д. 13, 70).
В своих пояснениях, основанных на соответствующих доказательствах, ответчик указывает на то, что подъезды 1, 2, 3 здания по адресу: г. Пермь, ул. И.Франко, 39, были реконструированы, квартиры переданы в собственность гражданам и исключены из реестра федеральной собственности. Подъезды 4, 5 здания являются государственной собственностью Российской Федерации, включены в соответствующий реестр и закреплены на праве оперативного управления за ГОУ СПО "П", что подтверждается соответствующими документами (т. 1, л.д. 28-59, 95-97; т. 2, л.д. 2).
По данным реестра федерального государственного имущества, здание по адресу: г. Пермь, ул. И.Франко, 39, является общежитием, относящимся к государственному специализированному фонду.
Письмом Рособразования от 26.09.2005 N 4407/16-02-12 образовательному учреждению было предложено решить вопрос изменения статуса общежития совместно с органами самоуправления города Перми и территориальным органом Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Пермской области в соответствии с порядком, установленным действующим законодательством (т. 1, л.д. 98).
Согласно ч. 2 ст. 92 ЖК РФ исключение жилого помещения из специализированного жилого фонда осуществляется на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие факт изменения в установленном законом порядке статуса общежития как специализированного жилого фонда в статус многоквартирного жилого дома.
Решением общего собрания домовладельцев (собственников квартир в реконструированном доме) от 25.12.2005 (протокол N 1) создано товарищество собственников жилья "Ф" (т. 1, л.д. 71-72).
Согласно ст. 135 ЖК РФ, товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.
Права товарищества собственников жилья определены в ст. 137 ЖК РФ. Названный закон не предусматривает такого права товарищества собственников жилья, как "право управления многоквартирным домом". Следовательно, такое право не может быть признано в судебном порядке (ст. 12 ГК РФ).
В подп. 2 п. 2 ст. 161 ЖК РФ в качестве одного из способов управления многоквартирным домом, который может быть выбран собственниками помещений в многоквартирном доме, предусмотрено управление товариществом собственников жилья. Такое управление может осуществляться соответствующей организацией, в том числе товариществом собственников жилья по решению собственников помещений в многоквартирном доме. При наличии такого решения не требуется признание в судебном порядке права управления в многоквартирном доме.
Кроме того, ГОУ СПО "П" является государственным учреждением и обладает специальной правоспособностью, ограниченной действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации и учредительными документами.
Действующим законодательством образовательному учреждению не предоставлено право на обращение в арбитражный суд за защитой прав другого лица. Следовательно, ГОУ СПО "П" является ненадлежащим истцом (ст. 4, 44 АПК РФ).
Довод истца о том, что судом необоснованно отклонено ходатайство об изменении исковых требований, несостоятелен, поскольку, изменяя исковые требования, истец заявлял дополнительные требования, содержащие самостоятельный предмет и основания, что не допускается положениями ст. 49 АПК РФ.
С учетом изложенного в иске отказано правильно.
Оснований для отмены решения нет. Госпошлина по апелляционной жалобе относится на истца, согласно ст. 110 АПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 176, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Пермской области от 29.01.2007 по делу N А50-18965/2006-Г18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)