Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 23.05.2012 ПО ДЕЛУ N 33-5749/2012

Разделы:
Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 23 мая 2012 г. по делу N 33-5749/2012


Судья Панова И.В.

Мотивированное определение составлено 23.05.2012.
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Мазановой Т.П.,
судей Артемьева А.П.,
Ильиной О.В.
при секретаре Мирдофатиховой З.Р. рассмотрела в открытом судебном заседании 22.05.2012 гражданское дело по иску Р. к ООО "Управляющая жилищная компания "Наш дом" о возложении обязанности предоставить для ознакомления и снятия копий технической и иной документации на многоквартирный жилой дом
по апелляционной жалобе представителя ООО "УЖК "Наш дом" Г. на решение Качканарского городского суда Свердловской области от 16.02.2012.
Заслушав доклад судьи Мазановой Т.П., объяснения представителя ООО "УЖК "Наш дом" Г., судебная коллегия

установила:

Р. обратилась в суд с иском к ООО "УЖК "Наш дом" о возложении обязанности предоставить для ознакомления и снятия копий технической и иной документации на многоквартирный жилой дом.
В обоснование указала, что является собственником <...> доли в праве общей долевой собственности жилого помещения в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: <...>, <...>, <...>. Ссылаясь на Постановление Правительства Российской Федерации N 491 от 13.08.2006 об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, она как собственник имеет право проверять выполнение обязательств ООО "УЖК "Наш дом" согласно договору от <...>, знакомиться с документацией управляющей компании, оформленной во исполнение настоящего договора. Являясь потребителем оказываемых жилищных услуг, она неоднократно обращалась в управляющую компанию с требованием о предоставлении информации, подтверждающей оказание услуг по содержанию и ремонту общего имущества дома, однако ответа не получала.
Решением суда требования Р. удовлетворены, суд обязал ООО "УЖК "Наш дом" предоставить Р. для ознакомления и снятия копий технической информации на многоквартирный <...>, <...>, <...>:
- - договоры подряда, заключенные ООО "УЖК "Наш дом" со специализированными организациями на выполнение различных видов работ с целью оказания услуг по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества <...>, <...>, <...>, в которых содержится перечень услуг и работ по содержанию общего имущества многоквартирного дома, в том числе работ, связанных с текущим ремонтом за период управления многоквартирным домом с <...> по <...>;
- - акты сдачи-приема выполненных работ к ним, в том числе акты выполненных работ (унифицированная форма КС-2) и справки о стоимости выполненных работ и затрат (унифицированная форма КС-3) за период управления многоквартирным домом с <...> по <...>.
С ООО "УЖК "Наш дом" в местный бюджет взыскана государственная пошлина в размере <...> рублей.
В апелляционной жалобе представитель ООО "УЖК "Наш дом" Г. просит решение суда отменить и производство по делу прекратить, указав на неправильное определение судом обстоятельств, поскольку истец не сможет проследить расходование средств на многоквартирный дом, подтверждение фактических затрат, содержащихся в запрашиваемых документах, не регламентировано ни одним нормативно-правовым актом. Прямые фактические затраты не отражают полную стоимость услуг, поскольку ответчик не может вести бесприбыльный бизнес, поэтому управляющая компания выставляет собственникам стоимость, в которых заложены себестоимость таких услуг, прибыль по оказанию таких услуг. Считает, что ответчик не обязан отчитываться перед собственниками о фактических затратах, а также о прибыли. В Жилищном кодексе Российской Федерации не содержится форма и содержание отчета, предоставляемого управляющей организацией. Информацию, которую вправе требовать собственники на основании Правил N 491 касается лишь количественных и качественных показателей выполненных работ, выраженных в натуральном или стоимостном измерении. Указывает также, что суд сослался на Постановление Госкомстата России от 11.11.1999 N 100, которым утверждены унифицированные формы N КС-2 и N КС-3, которое не было официально опубликовано и надлежащим образом зарегистрировано, следовательно, у организации нет обязанности отчитываться по указанным формам еще и потому, что данные документы составляются хозяйствующими субъектами в рамках гражданско-правовых отношений, что не связано с жилищными отношениями. Полагает, что суд подменил специальные нормы, регулирующие жилищные правоотношения, общими нормами, которые не содержат порядок раскрытия информации в рамках жилищных правоотношений, что привело к нарушениям норм материального права, выразившимся в применении закона, не подлежащего применению. Суд необоснованно отказал ответчику в удовлетворении заявления о привлечении в качестве третьего лица ООО <...>, подрядчика ответчика по договору на выполнение работ по ремонту общего имущества многоквартирных домов в <...>, указав, что отношения между третьими лицами - подрядчиками и потребителем выходят за рамки заявленных требований о защите прав потребителей, которое касается отношений только между потребителем и исполнителем по договору управления многоквартирным жилым домом.
Возражений на апелляционную жалобу не поступило.
В судебном заседании апелляционной инстанции заявитель поддержал доводы апелляционной жалобы.

Заслушав объяснения лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав материалы дела в соответствии с требованиями ч. 1, 2 ст. 327-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 2.3. ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В соответствии с ч. 10 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Под раскрытием информации в Постановлении Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 731 (ред. от 06.02.2012 N 194) "Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами" понимается обеспечение доступа неограниченного круга лиц к информации (независимо от цели ее получения) в соответствии с процедурой, гарантирующей нахождение и получение информации. Управляющая организация, товарищество и кооператив обязаны раскрывать следующую информацию: общая информация об управляющей организации, о товариществе и кооперативе; основные показатели финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации (в части исполнения такой управляющей организацией договоров управления), товарищества и кооператива; сведения о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; порядок и условия оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; сведения о стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; сведения о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы.
В рамках информации о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) непосредственно управляющей организацией, раскрытию подлежат следующие сведения:
а) услуги, оказываемые управляющей организацией в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, из числа услуг, указанных в Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491;
б) услуги, связанные с достижением целей управления многоквартирным домом, которые оказываются управляющей организацией, в том числе:
- услуги, оказываемые управляющей организацией по обеспечению поставки в многоквартирный дом коммунальных ресурсов;
- заключение от имени собственников помещений в многоквартирном доме договоров об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме на условиях, определенных решением общего собрания (в том числе договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций);
- охрана подъезда;
- охрана коллективных автостоянок;
- учет собственников помещений в многоквартирном доме;
- иные услуги по управлению многоквартирным домом.
В рамках информации о порядке и условиях оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме раскрытию подлежат следующие сведения:
а) проект договора управления, заключаемого с собственниками помещений в многоквартирных домах, товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными или иными специализированными потребительскими кооперативами, который должен содержать все существенные условия договора управления;
б) сведения о выполнении обязательств по договорам управления в отношении каждого многоквартирного дома, которые должны содержать:
- план работ на срок не менее 1 года по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, мер по снижению расходов на работы (услуги), выполняемые (оказываемые) управляющей организацией, с указанием периодичности и сроков осуществления таких работ (услуг), а также сведения об их выполнении (оказании) и о причинах отклонения от плана;
- сведения о количестве случаев снижения платы за нарушения качества содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме за последний календарный год;
- сведения о количестве случаев снижения платы за нарушения качества коммунальных услуг и (или) за превышение установленной продолжительности перерывов в их оказании за последний календарный год;
- сведения о фактах выявления ненадлежащего качества услуг и работ и (или) превышения установленной продолжительности перерывов в оказании услуг или выполнении работ не в соответствии с устанавливаемыми Правительством Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме и правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Информация о стоимости работ (услуг) управляющей организации должна содержать:
а) описание содержания каждой работы (услуги), периодичность выполнения работы (оказания услуги), результат выполнения работы (оказания услуги), гарантийный срок (в случае, если гарантия качества работ предусмотрена федеральным законом, иным нормативным правовым актом Российской Федерации или предлагается управляющей организацией), указание конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества многоквартирного дома, определяющие выбор конкретных работ (услуг);
б) стоимость каждой работы (услуги) в расчете на единицу измерения (на 1 кв. метр общей площади помещений в многоквартирном доме, на 1 пог. метр соответствующих инженерных сетей, на 1 кв. метр площади отдельных объектов, относящихся к общему имуществу многоквартирного дома, на 1 прибор учета соответствующего коммунального ресурса и др.).
Информация в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 731 подлежит обязательному опубликованию на официальном сайте в сети Интернет либо по письменному запросу.
Предоставление информации по письменному запросу осуществляется управляющей организацией в 20-дневный срок со дня его поступления посредством направления (в письменной форме) в адрес потребителя почтового отправления либо выдачи запрашиваемой информации лично потребителю по месту нахождения управляющей организации.
Судом установлено, что истец является собственником <...> доли в праве общей долевой собственности на <...>, <...> <...> и <...> доли общего имущества в многоквартирном доме. Управляющей организацией на момент рассмотрения дела является ООО "УЖК "Наш дом". В силу вышеизложенных требований истцу как собственнику жилого помещения в нарушении ее прав требуемая ею информация не была представлена в установленный законом срок, что свидетельствует о неправомерности действий со стороны ответчика, обязанность которого по предоставлению полной информации об осуществлении деятельности в сфере управления многоквартирным домом возложена законом, а позиция ответчика направлена на неисполнение возложенных законом обязательств.
Требования истца находятся в рамках Стандарта той информации, раскрытие которой организациями в сфере управления многоквартирными домами допустимо, а потому необоснованно утверждение ответчика о расширительном толковании судом обязанности о предоставлении информации.
Не влияет на правильность решения довод ответчика о не привлечении в качестве третьего лица подрядчика ответчика по договору на выполнение работ по ремонту общего имущества многоквартирных домов в <...> ООО <...> в силу следующего.
Согласно ч. 1 ст. 43 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судом первой инстанции судебного постановления по делу, если оно может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон.
В данном случае, решение по спору о предоставлении информации управляющей организацией по требованию гражданина не влияет на права или обязанности ООО <...> по отношению к истцу или ответчику.
При таких обстоятельствах судебная коллегия соглашается с решением суда, находит, что правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие правовое значение, установлены на основании добытых судом доказательств, оценка которым дана согласно ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем апелляционная жалоба ответчика не свидетельствуют о наличии предусмотренных ст. ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований к отмене состоявшегося судебного решения.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Качканарского городского суда Свердловской области от 16.02.2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ООО "УЖК "Наш дом" Г. - без удовлетворения.
Председательствующий
МАЗАНОВА Т.П.

Судьи
АРТЕМЬЕВ А.П.
ИЛЬИНА О.В.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)