Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЕРВОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 15.02.2012 ПО ДЕЛУ N А38-4484/2011

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 февраля 2012 г. по делу N А38-4484/2011


Резолютивная часть постановления объявлена 08.02.2012.
Постановление в полном объеме изготовлено 15.02.2012.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,
судей Белышковой М.Б., Гущиной А.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Худяковой И.А.,
рассмотрел апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Волгосельэлектросетьстрой" (ИНН 5262008006, ОГРН 1025203731640), г. Нижний Новгород,
на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 01.12.2011 по делу N А38-4484/2011, принятое судьей Камаевой А.В.,
по заявлению открытого акционерного общества "Волгосельэлектросетьстрой" о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл от 05.09.2011 N 160.
В судебном заседании приняли участие представители:
от открытого акционерного общества "Волгосельэлектросетьстрой" - Ионова Н.В. по доверенности от 30.12.2011 N 26-юр.
Государственная жилищная инспекция Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл надлежащим образом извещена о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку полномочного представителя в судебное заседание не обеспечила.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Марий Эл надлежащим образом извещено о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку полномочного представителя в судебное заседание не обеспечило.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд
установил:

следующее.
На основании распоряжения от 02.08.2011 N 375 по обращению жителя д. 54 по ул. Чехова г. Йошкар-Олы сотрудником Государственной жилищной инспекции Республики Марий Эл (далее по тексту - Инспекция) с 03.08.2011 по 30.08.2011 проведена внеплановая проверка соблюдения требований правил и норм действующего в жилищной сфере законодательства в деятельности открытого акционерного общества "Волгосельэлектросетьстрой" (далее по тексту - Общество).
Усмотрев в действиях (бездействии) Общества признаки административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, уполномоченное должностное лицо Инспекции в отношении Общества 17.08.2011 составило протокол N 131 об административном правонарушении.
Рассмотрев указанный протокол и иные материалы проверки, начальник Инспекции 05.09.2011 вынес постановление о назначении Обществу административного наказания по делу N 160 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 40000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Решением от 01.12.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Общество ссылается на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела; неправильное применение норм материального права.
По мнению Общества, оно не является лицом, ответственным за содержание жилого дома.
Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений влечет наложение административного штрафа на юридических лиц.
Исходя из пункта 3.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 11 "О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" субъектом данного административного правонарушения является лицо, на которое возложены функции по содержанию и ремонту жилых домов.
В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации бремя содержания имущества, если иное не предусмотрено законом или договором, несет его собственник.
Вопросы управления в многоквартирных домах решаются в соответствии с разделом VIII Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которому право выбора способа управления принадлежит собственникам помещений в многоквартирном доме.
В случае если собственники помещений в многоквартирном доме, исходя из пункта 2 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, приняли решение об управлении жилым домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, субъектами ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, будут являться соответственно товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы как лица, на которые возложены функции по управлению этим домом.
Субъектом указанного административного правонарушения является управляющая организация в тех случаях, если ей согласно статье 162 Жилищного кодекса Российской Федерации переданы функции по обслуживанию, содержанию, эксплуатации, ремонту и обеспечению коммунальными услугами жилых домов и (или) жилых помещений.
Согласно части 2 статьи 18 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" ранее возникшие обязательства организаций, отвечающих за управление, содержание и ремонт многоквартирного дома, сохраняются до момента возникновения обязательств, связанных с управлением многоквартирным домом в соответствии с положениями раздела VIII Жилищного кодекса РФ.
Как следует из материалов дела, Общество создано в процессе приватизации проектно-строительного объединения "Волгосельэлектросетьстрой" на основании решения Комитета по управлению государственным имуществом администрации Нижегородской области от 23.11.1992 N 1251. Указанным решением утвержден план приватизации и устав Общества. В плане приватизации, в акте оценки стоимости имущества по состоянию на 01.07.1992 ив приложении N 1 к плану приватизации жилой дом в г. Йошкар-Оле по ул. Чехова, д. 54, определен как объект социально-бытового и социально-культурного назначения, остающиеся в государственной собственности.
Между Обществом и Комитетом по управлению госимуществом Нижегородской области 02.02.1993 был заключен договор о передаче государственного имущества на баланс Общества, по условиям которого комитет передал на баланс Общества государственное имущество - жилой фонд, включая указанный жилой дом, во временное пользование с момента подписания договора до передачи в муниципальную собственность в установленном действующим законодательством порядке. При этом в пункте 4 договора указано, что Общество обязуется выполнять все требования, связанные с хозяйственным ведением, обслуживанием и содержанием переданного на баланс предприятию государственного имущества. Расчеты за коммунальные услуги производить в соответствии с действующим законодательством. Договор являлся неотъемлемой частью плана приватизации (пункт 7 договора).
Таким образом, обязанность по обслуживанию и содержанию жилого дома на основании договора приняло на себя Общество.
Кроме того, в целях организации предоставления коммунальных услуг (теплоснабжение, водоснабжение и энергоснабжения) жителям многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Йошкар-Ола, ул. Чехова, д. 54, Общество заключило договоры о предоставлении коммунальных услуг с соответствующими ресурсоснабжающими организациями.
Согласно пункту 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, исполнитель - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем, в частности, может быть управляющая организация.
К коммунальным услугам относится деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях (пункт 3 названных Правил).
Тем самым Общество обеспечивает многоквартирный жилой дом коммунальными услугами, а следовательно, фактически выполняет функции управляющей организацией.
Также Общество несет расходы по содержанию жилого дома, в том числе выплачивает заработную плату дворнику, убирает снег с крыши, сбивает сосульки, осуществляет техническое обслуживание домового газового оборудования. При этом Общество учитывает жилой дом на своем бухгалтерском балансе.
Общество также получает от жильцов д. 54 по ул. Чехова г. Йошкар-Олы плату за жилищные услуги, предусматривающие содержание и ремонт мест общего пользования, поэтому обязано соблюдать требования Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170.
Судом обоснованно отклонена ссылка Общества на постановление Первого апелляционного арбитражного суда от 15.11.2011 по делу N А38-799/2011, которым на муниципальное образование "Город Йошкар-Ола" в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" возложена обязанность в трехмесячный срок принять в собственность муниципального образования "Город Йошкар-Ола" жилой дом по адресу: г. Йошкар-Ола, ул. Чехова, д. 54, за исключением квартир N 2, 3, 6, 9, 12, поскольку до принятия судебного акта и фактической передачи дома муниципалитету обязанности по содержанию жилого дома должно нести Общество на основании договора о передаче государственного имущества на баланс акционерного общества от 02.02.1993.
Таким образом, Общество обоснованно признано субъектом административного правонарушения, поскольку оно на момент проверки являлось лицом, принявшим на себя функции по обслуживанию, содержанию, эксплуатации, ремонту и обеспечению коммунальными услугами жилого дома по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Чехова, д. 54, и обязанным соблюдать правила содержания и ремонта жилых домов.
В силу статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Требования к надлежащему содержанию общего имущества многоквартирного дома установлены Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила содержания общего имущества), в соответствии с пунктом 10 которых общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических и юридических лиц; доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам.
В пункте 11 Правил содержания общего имущества предусмотрено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя в том числе: осмотр общего имущества, осуществляемый управляющей организацией; обеспечение установленных законодательством Российской Федерации температуры и влажности в помещениях общего пользования.
В силу пункта 42 Правил содержания общего имущества управляющая организация несет ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Кроме того, правила по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда, технической инвентаризации определены в Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила и нормы технической эксплуатации).
Из материалов дела усматривается, что в ходе проверки Инспекцией установлено нарушение пунктов 4.6.3.5, 4.1.1, 4.1.4, 4.1.6, 4.1.15 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170, при эксплуатации многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Чехова, д. 54, а именно: на карнизном свесе шиферной кровли, выполненном из оцинкованной стали, имеются пробоины, в результате чего происходит затопление жилых помещений, расположенных на втором этаже дома; не обеспечен нормированный температурно-влажностный режим подвального помещения, отсутствуют продухи в подвальном помещении, отслоилась штукатурка на стенах (цоколь), неудовлетворительное состояние отмостки - нет плотного прилегания, герметичности к фундаменту жилого дома, имеются просадки, провалы, поверхность отмостки по периметру жилого дома ниже поверхности проезжей части.
В силу пункта 4.6.3.5 Правил и норм технической эксплуатации на стальных кровлях необходимо обеспечить: плотность гребней и лежачих фальцев; отсутствие свищей, пробоин на рядовом покрытии, разжелобках, желобках и свесах; плотность и прочность отдельных листов, особенно на свесах; правильность установки настенных водосточных желобов и водосточных труб.
В пункте 4.1.1 Правил и норм технической эксплуатации определено, что организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: нормируемый температурно-влажностный режим подвалов и техподполий; предотвращения сырости и замачивания грунтов оснований и фундаментов и конструкций подвалов и техподполий.
В соответствии с пунктом 4.1.4 Правил и норм технической эксплуатации продухи должны располагаться на противоположных стенах для сквозного проветривания (не менее 2 продухов на каждой секции дома); желательно оборудовать продухи жалюзийными решетками. С целью предохранения конструкций от появления конденсата и плесени, а также устранения затхлого запаха необходимо организовывать регулярно сквозное проветривание, открыв все продухи, люки, двери в сухие и неморозные дни.
Пункт 4.1.6 Правил и норм технической эксплуатации предусматривает, что отмостки и тротуары должны иметь поперечные уклоны от стен здания не менее 0,03. Поверхность отмостки, граничащей с проезжей частью, должна быть приподнята над ней на 15 см. Ширина отмостки устанавливается проектом (песчано-дерновые отмостки допускается заменять бетонными и асфальтовыми отмостками).
Согласно пункту 4.1.15 Правил не допускается захламлять и загрязнять подвальные помещения.
Нарушение указанных положений Правил Обществом фактически не отрицается.
Согласно части 2 статьи 2,1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Юридическое лицо может быть признано невиновным в совершении административного правонарушения, если представит доказательства того, что им были предприняты все необходимые и достаточные меры для предотвращения правонарушения.
Поскольку Общество при должной внимательности и осмотрительности могло предвидеть последствия - возможность нарушения законодательства в области охраны собственности, имело возможность предотвратить совершение административного правонарушения, но не предприняло всех зависящих от него мер по соблюдению правил содержания и ремонта жилого дома, оно обоснованно привлечено к административной ответственности.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, Арбитражный суд Республики Марий Эл полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 01.12.2011 по делу N А38-4484/2011 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Волгосельэлектросетьстрой" оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Председательствующий
Т.В.МОСКВИЧЕВА
Судьи
М.Б.БЕЛЫШКОВА
А.М.ГУЩИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)