Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 26.12.2006 ПО ДЕЛУ N А49-7233/2006-8/23

Разделы:
ЖСК (жилищно-строительный кооператив)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 26 декабря 2006 г. по делу N А49-7233/2006-8/23



Арбитражный суд Пензенской области,
рассмотрев в судебном заседании дело по иску
жилищно-строительного кооператива "Здоровье" (440064, г. Пенза)
к Социальному управлению г. Пензы (440008, г. Пенза, ул. Ставского, 9),
третьи лица:
1. Министерство финансов Пензенской области (440000, г. Пенза, ул. Московская, 75),
2. Министерство финансов Российской Федерации (103097, г. Москва, ул. Ильинка, 9),
3. Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области (440018, г. Пенза, ул. Пушкина, 163),
о взыскании 1761 руб.,
при участии:
- от истца: Лаврова Е.В., председатель, паспорт;
- от ответчика: Симанова Л.А., представитель по доверенности N 012/186 от 01.02.2006;
- от третьих лиц: 1. Моргунов С.А., ведущий специалист по доверенности N 13-177 от 06.09.2006;
- 2. не явился, извещен;
- 3. не явился, извещен,

установил:

ЖСК "Здоровье" обратился в Арбитражный суд Пензенской области с иском к ответчику - Социальному управлению г. Пензы о взыскании убытков в сумме 1761 руб., связанных с возмещением расходов в связи с предоставлением льгот в размере 50% по оплате жилья и коммунальных услуг в ноябре 2005 г. лицам, указанным в Федеральном законе "О ветеранах". Требования истца заявлены на основании ст. ст. 15, 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Определением суда от 14 декабря 2006 года о принятии искового заявления к производству к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Министерство финансов Пензенской области, Министерство финансов Российской Федерации, а также Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области.
Министерство финансов Российской Федерации, а также Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области в заседание суда не явились, о времени и месте его проведения извещены. В представленных суду отзывах просили рассмотреть дело без их участия.
В заседании суда истцом заявлено ходатайство о привлечении к участию в деле второго ответчика - Министерства финансов Пензенской области.
На основании ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Министерство финансов Пензенской области выведено из числа третьих лиц и привлечено к участию в деле в качестве второго ответчика.
Одновременно представителем истца заявлен отказ от исковых требований к первому ответчику - Социальному управлению г. Пензы.
Руководствуясь ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отказ принят судом. Производство по делу в отношении указанного лица прекращено по п. 4 ч. 1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы истца, изложенные в иске, основаны на том, что в соответствии с договором N 07-99-193 от 1 марта 2005 года, заключенным между Управлением социальной защиты населения города Пензы (в настоящий момент - Социальное управление города Пензы) и ЖСК "Здоровье", предметом которого является возмещение последнему в 2005 году расходов, связанных с реализацией гражданами права на меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, предусмотренные федеральными законами "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на ПО "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча", в период с 01.01.2005 по 31.12.2005, ЖСК "Здоровье" предоставлял льготы по оплате жилья и коммунальных услуг гражданам в соответствии с ФЗ "О ветеранах". Со стороны Социального управления города Пензы компенсация указанных затрат по предоставленным льготам произведена не в полном объеме. Задолженность за ноябрь 2005 г. составляет 1761 руб.
Понесенные ЖСК "Здоровье" расходы в связи с предоставлением льгот в силу ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации являются убытками и подлежат возмещению за счет виновного лица.
Социальное управление г. Пензы исковые требования не признало, указав, что договорные обязательства им выполнены в полном объеме. В соответствии с п. 22 договора истцу перечислены средства в пределах выделенных на эти цели из бюджета Пензенской области субвенций.
Министерство финансов Пензенской области исковые требования не признало, указав, что Пензенской области согласно уведомлению Министерства финансов РФ о бюджетных ассигнованиях их федерального бюджета на 2005 год от 27.12.2004 было выделено субвенций на оплату жилищно-коммунальных услуг, оказываемых отдельным категориям граждан из числа ветеранов и инвалидов, в сумме 186531,4 тыс. руб. Однако уведомлением Министерства финансов РФ о бюджетных ассигнованиях на 2005 год от 01.11.2005 субвенции на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан Пензенской области были уменьшены до 131529,7 тыс. руб. Указанные субвенции были распределены в соответствии с приложением N 25 к Закону Пензенской области "О бюджете Пензенской области на 2005 год" бюджетам муниципальных образований Пензенской области.
Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области исковые требования не признало, указав в отзыве, что Порядком возмещения организациям в 2005 году расходов, понесенных ими в связи с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг ветеранам, утвержденным Постановлением Правительства Пензенской области от 04.03.2005 N 120-пП, установлено, что органы местного самоуправления муниципальных образований через органы социальной защиты населения осуществляют за счет средств субвенций из федерального бюджета и бюджета Пензенской области возмещение расходов организаций, понесенных ими в связи с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг ветеранам и т.д. В Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области указанные субвенции на реализацию ФЗ "О ветеранах" не распределялись.
Управление Федерального казначейства по Пензенской области от имени Министерства финансов РФ в отзыве указало, что свои обязательства по перечислению целевых субвенций в бюджет Пензенской области выполнило.
Проверив материалы дела, заслушав представителей сторон и третьих лиц, арбитражный суд установил следующее:
В соответствии с ФЗ "О ветеранах" ЖСК "Здоровье" в 2005 году предоставлял гражданам льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг.
Расходы, связанные с предоставлением льгот, истцу в полном объеме возмещены не были, в связи с чем он недополучил в указанный период доходы в сумме 1761 руб., которые являются для него убытками.
В соответствии ФЗ "О ветеранах" установленные меры социальной поддержки являются расходными обязательствами Российской Федерации.
Статьей 47 ФЗ "О федеральном бюджете на 2005 год" от 23.12.2004 N 173-ФЗ установлены размеры субвенций, выделяемых субъектам Российской Федерации и Федеральному фонду компенсаций на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, предусмотренных ФЗ "О ветеранах".
Статьей 28 Закона Пензенской области от 23.12.2004 N 727-ЗПО "О бюджете Пензенской области на 2005 год" в состав бюджета Пензенской области включены субвенции, выделяемые из Федерального фонда компенсаций на оплату жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в соответствии с ФЗ "О ветеранах".
Постановлением Правительства Пензенской области от 04.03.2005 N 120-пП утвержден Порядок возмещения организациям в 2005 году расходов, понесенных ими в связи с предоставлением гражданам мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг.
В соответствии с указанным Порядком органы местного самоуправления муниципальных образований через органы социальной защиты населения осуществляют за счет средств федерального бюджета возмещение организациям расходов, понесенных ими в связи с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам из числа инвалидов, на основании заключаемых с ресурсоснабжающими организациями договоров.
Социальное управление предоставляет ежемесячно в Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области отчет о расходовании субвенций. При этом Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области на основании заявок муниципальных образований и их отчетов об использовании средств за предшествующий период распределяет годовые объемы бюджетных ассигнований по муниципальным образованиям области с поквартальной разбивкой сумм по видам расходов и предоставляет данные сведения в Министерство финансов Пензенской области. В соответствии с п. 10 Приложения N 26 Министерство финансов Пензенской области обязано ежемесячно осуществлять перечисление денежных средств в бюджеты соответствующих муниципальных образований, Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области на реализацию ФЗ "О ветеранах".
В 2005 году между Социальным управлением г. Пензы и ЖСК "Здоровье" заключен договор на возмещение последнему в 2005 году расходов, связанных с реализацией гражданами г. Пензы Закона РФ "О ветеранах", в части оплаты коммунальных услуг.
Согласно пункту 2.2.1 договора Социальное управление г. Пензы совместно с ЖСК "Здоровье" обязано ежемесячно проводить сверку списков граждан, получивших льготы по оплате коммунальных услуг, составлять акт, подтверждающий объем услуг, оказанных истцом, и сумм, подлежащих компенсации.
В соответствии с пунктом 2.2.2 договора Социальное управление г. Пензы обязалось на основании представленных сведений о гражданах, получающих льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, и подтверждающих актов перечислять на расчетный счет истца средства в пределах выделенных на эти цели субвенций, по мере их поступления из бюджета Пензенской области, для возмещения расходов, понесенных ЖСК "Здоровье" в связи с предоставлением жилищно-коммунальных услуг гражданам, имеющим право на получение льгот в соответствии с федеральными законами, указанными в п. 1.1 договора.
Как следует из материалов дела, за ноябрь 2005 года кредиторская задолженность Социального управления г. Пензы перед ЖСК "Здоровье" по ФЗ "О ветеранах" составила 1761 руб.
Согласно ст. 15 Гражданского кодекса РФ доходы, неполученные истцом в результате предоставления в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" лицам, проживающим в городе Пензе, льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, являются убытками.
В соответствии со ст. 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного управления или должностных лиц этих органов подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации определен источник возмещения ущерба: за счет казны Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Статьей 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с п. 3 ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Понесенные истцом убытки в виде неполученных доходов, в соответствии с федеральным законодательством подлежащие возмещению за счет средств федерального бюджета, не возмещены.
Вместе с тем, принимая во внимание положения Порядка возмещения организациям в 2005 году расходов, понесенных ими в связи с предоставлением гражданам мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению за счет казны Пензенской области в лице Министерства финансов Пензенской области, поскольку последним не представлено доказательств необходимого и достаточного финансирования.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по госпошлине подлежат отнесению на ответчика.
Руководствуясь статьями 49, 110, п. 4 ч. 1 ст. 150, 167 - 171 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

решил:

исковые требования удовлетворить полностью. Расходы по госпошлине отнести на ответчика.
Взыскать с казны Пензенской области в лице Министерства финансов Пензенской области за счет средств субвенций, полученных Пензенской областью в 2006 году из федерального бюджета на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, предусмотренных федеральными законами "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", "О ветеранах", "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на ПО "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча", в пользу ЖСК "Здоровье" сумму - 1761 руб., а также расходы по госпошлине в сумме 500 руб.
Производство в отношении ответчика - Социального управления г. Пензы прекратить в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Пензенской области.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)