Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 03.12.2012 ПО ДЕЛУ N А62-8247/2011

Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 декабря 2012 г. по делу N А62-8247/2011


Резолютивная часть постановления объявлена 29.11.2012.
Постановление изготовлено в полном объеме 03.12.2012.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тучковой О.Г., судей Капустиной Л.А., Заикиной Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Корнеевой Е.В., рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области и администрации города Смоленска на решение Арбитражного суда Смоленской области от 31.08.2012 по делу N А62-8247/2011 (судья Бажанова Е.Г.), принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Базылева Михаила Николаевича (ОГРН 310673104200030, ИНН 673104838636) к департаменту имущественных и земельных отношений Смоленской области (ОГРН 1026701437212, ИНН 6730042526), третье лицо: администрация города Смоленска (ОГРН 1026701449719, ИНН 6730012070), о признании незаконным решения об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства и о понуждении восстановить нарушенное право, при участии в судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Смоленской области от ИП Базылева Михаила Николаевича - Зерновой И.В. (доверенность от 22.12.2011 N 67 АА 0235596), Пахомовой Н.И. (доверенность от 22.12.2011 N 67 АА 0235596), от департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области - Головко О.В. (доверенность от 26.04.2012 N 17), от администрации города Смоленска - Андреевой О.В. (доверенность от 12.01.2012 N 1-86), установил следующее.
Индивидуальный предприниматель Базылев Михаил Николаевич (далее - заявитель, Предприниматель) обратился в арбитражный суд заявлением о признании незаконным решения департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области (далее - Департамент) об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства - магазина с прилегающей к нему летней и детской площадкой на земельном участке площадью 722 кв. м, расположенном по адресу: г. Смоленск, ул. Ломоносова, возле дома N 14, содержащегося в письме от 06.10.2011 N 15420/08; возложении на департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области обязанности предварительно согласовать место размещения объекта капитального строительства - магазина с прилегающей к нему летней и детской площадкой на земельном участке ориентировочной площадью до 722 кв. м, расположенного по адресу: г. Смоленск, ул. Ломоносова, возле дома N 14, в соответствии с вариантом межевания земельного участка, представленным в качестве приложения N 2 к экспертному заключению от 13.07.2012, изготовленному обществом с ограниченной ответственностью "БИНОМ" (площадью 590 кв. м в литерах 1.2.3.4.5) (с учетом уточнения).
Решением суда от 31.08.2012 исковые требования ИП Базылева М.Н. удовлетворены.
Не согласившись с указанным судебным актом, департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области и администрация города Смоленска обратились в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобами, в которых просят решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе администрация указывает на то обстоятельство, что по результатам экспертизы испрашиваемый земельный участок был уменьшен до 590 кв. м и изменены параметры объекта капитального строительства, следовательно, возник иной земельный участок и иной объект капитального строительства, что требует проведения новой процедуры выбора земельного участка.
Департамент в своей апелляционной жалобе ссылается на пояснения представителя администрации о том, что представленный в суд первой инстанции отзыв является ошибочным и акт о выборе земельного участка администрацией отозван. Считает, что формирование испрашиваемого участка по варианту N 2, предложенному экспертом, предполагает перенос объектов благоустройства многоквартирного жилого дома, что возможно при наличии согласия жильцов дома. Ссылается на письмо жителей, в котором они возражают против указанного строительства, на нормы СНиП для расчета площади земельных участков для предприятий торговли.
Изучив материалы дела, доводы апелляционных жалоб, отзыва на них, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, Двадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что жалобы не подлежат удовлетворению.
Как следует из материалов дела, ИП Базылев М.Н. обратился в Департамент с заявлением от 12.09.2011 N 14479/з об обеспечении выбора земельного участка площадью 722 кв. м, расположенного по ул. Ломоносова возле д. 14 в г. Смоленске, и предварительном согласовании размещения на нем объекта капитального строительства - магазина с летней детской площадкой.
Актом о выборе земельного участка, утвержденным надлежащим образом уполномоченными органами (в том числе Управлением Роспотребнадзора по Смоленской области), администрация г. Смоленска согласовала выбор земельного участка размером 722 кв. м.
В письме от 06.10.2011 N 15420/08 Департамент указал, что на заявление Предпринимателя от 16.03.2010 N 1459/з об осуществлении выбора земельного участка и предварительном согласовании на нем места размещения объекта капитального строительства Департамент в письме от 13.05.2010 N 10421/08 на основании письма администрации сообщил о невозможности удовлетворения просьбы по существу обращения.
Письмом от 25.10.2010 N 23-4325 в адрес Департамента из управления архитектуры и градостроительства администрации г. Смоленска были направлены материалы для рассмотрения вопроса о предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства на земельном участке, расположенном в г. Смоленске, по улице Ломоносова, возле дома N 14. Испрашиваемый земельный участок расположен на внутриквартальном проезде микрорайона, на придомовой территории многоквартирного жилого дома. В связи с поступлением возражений собственников помещений указанного многоквартирного жилого дома против предоставления испрашиваемого земельного участка для строительства Департамент направил в администрацию г. Смоленска обращение от 22.11.2010 N 25326/08 с приложением акта о выборе земельного участка и схемы расположения его на кадастровом плане (карте) территории с просьбой пересмотреть согласование места размещения объекта капитального строительства на нем. На данное обращение администрация в письме от 23.12.2010 N 6-7724 сообщила об отзыве своего согласования (т. 1, л.д. 57). На основании этого Департамент не принял решение по существу обращения Предпринимателя в связи с отсутствием в распоряжении Департамента указанных материалов.
Предприниматель счел, что письмо Департамента от 06.10.2011 N 15420/08 не соответствует положениям статей 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации, нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, в связи с чем обратился в суд с заявлением.
Удовлетворяя требования истца, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Согласно п. 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
С учетом положений статьи 31 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти имеет право утвердить акт о выборе земельного участка, оформленный органом местного самоуправления, путем принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта только в том случае, если выбор земельного участка был обеспечен с учетом условий использования соответствующей территории и норм градостроительного законодательства.
В силу ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 ЗК РФ.
Согласно постановлению администрации Смоленской области от 09.12.2008 N 690 полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляет Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области.
Постановлением администрации Смоленской области от 27.04.2009 N 243 утвержден Порядок организации работы уполномоченного органа исполнительной власти Смоленской области по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске.
Как установлено п. 2 ст. 31 ЗК РФ, разделом 5 постановления администрации Смоленской области от 27.04.2009 N 243, в случае соответствия поданной заинтересованным лицом заявки установленным требованиям уполномоченный орган обязан обратиться в орган местного самоуправления по вопросу выбора земельного участка для строительства. Орган местного самоуправления на основании такого обращения обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Мотивированный отказ в предварительном согласовании места размещения объекта может быть вынесен уполномоченным органом после получения от органа местного самоуправления данных об отсутствии вариантов размещения объекта.
В соответствии с ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из материалов дела, претензии к оформлению заявления Предпринимателя в обжалуемом акте отсутствуют и ответчиком в суде не заявлены.
Департамент отказал Предпринимателю в предоставлении земельного участка, сославшись на расположение испрашиваемого земельного участка на внутриквартальном проезде микрорайона, на придомовой территории дома N 14 по ул. Ломоносова и жалобы жильцов указанного дома.
Как следует из материалов дела, с севера от испрашиваемого земельного участка расположен жилой дом на расстоянии 5 м от границы земельного участка и на расстоянии 25 м от границы предполагаемого здания магазина; с восточной и южной сторон - улица Ломоносова; с юго-запада - торец жилого дома на расстоянии 14 м от участка; с запада - жилой дом на расстоянии 25 м от участка (заключение от 24.05.2010 N 100 по отводу земельного участка под строительства); земельный участок расположен с торцевой стороны дома N 14 по ул. Ломоносова; на участке произрастают деревья, отсутствуют какие-либо постройки (т. 1, л.д. 58 - 63).
Как усматривается из схемы расположения испрашиваемого земельного участка, он граничит с земельным участком под домом N 14 по ул. Ломоносова (т. 1, л.д. 45 - 46), границы которого определены фактически по контуру жилого дома.
В ноябре 2010 года жильцы многоквартирных домов по ул. Ломоносова направили в администрацию коллективное обращение, в котором возражали против строительства кафе на данном земельном участке (т. 1, л.д. 31).
Вместе с тем заявителем в суд было представлено коллективное обращение в Департамент жильцов домов N 12, 14, 16 по ул. Ломоносова (т. 1, л.д. 78), в котором они просили предоставить под строительство магазина испрашиваемый земельный участок, указав, что вблизи от их домов отсутствуют какие-либо продовольственные магазины, благоустройство прилегающей к домам территории давно не проводилось, детских площадок во дворах нет.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 28.05.2010 N 12-П, с заявлением о пересмотре границ земельного участка вправе обратиться любой собственник помещений многоквартирного дома; отсутствие такого обращения не отменяет необходимость формирования и проведения кадастрового учета земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция.
Заявитель представил в материалы дела технико-экономическое обоснование возможности размещения объекта капитального строительства от 2010 года (т. 1, л.д. 58 - 63) и дополнение к нему от 2012 года (т. 1, л.д. 90 - 94), изготовленные ОАО "Градостроительный кадастровый центр".
Из указанных документов следует, что размещение объекта капитального строительства - здания магазина с летней детской площадкой по ул. Ломоносова возле дома N 14 в г. Смоленске в соответствии с нормами проектирования возможно; земельный участок располагается за пределами границ отведенного земельного участка и фактически используемой территории к жилому дому N 14. Дворовая территория к жилому дому N 14 располагается перед домом с западной стороны, фактически используемая дворовая территория проектируемым объектом не затрагивается. На существующей дворовой территории, используемой к дому N 14, располагаются площадки для отдыха, хозплощадки, места возможной кратковременной парковки автомашин, озеленение, проезды и пешеходные тропинки. На хозяйственных площадках, расположенных со стороны дворовой территории, установлены стойки для сушки белья, установки для выбивания и чистки ковров. Отдельно стоящая установка для выбивания ковров, расположенная с уличной стороны в 3-х метрах от тротуара, подлежит переносу на хозплощадку дворовой территории. Фактически занимаемая домом территория составляет 3700 кв. м. Площадь застройки дома N 14 составляет 648 кв. м, к дому оформлен земельный участок площадью 1662 кв. м. Необходимая минимальная площадь земельного участка к дому согласно СП 42.13330.2011 "СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" составляет без площади застройки 1800 кв. м (30 x 60), общая площадь к дому с учетом площади застройки составляет 2448 кв. м (1800 + 648). Фактически используемая территория к дому в размере 3700 кв. м не затрагивается, таким образом, интересы жильцов дома N 14 не ущемляются.
В письме-заключении от 10.04.2012 N 1129д, поступившем от Департамента Смоленской области по строительству и архитектуре, указано, что, по данным главного управления "Государственная жилищная инспекция Смоленской области", многоквартирный жилой дом N 14 по ул. Ломоносова - 5-этажный, 4-подъездный, 60 квартирный, общей площадью 2758 кв. м, жилой площадью 1851 кв. м. Права жителей многоквартирного жилого дома на придомовую территорию будут сохранены в случае, если будут выполнены требования градостроительных, санитарных и противопожарных норм и правил. В соответствии со СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" (далее - СНиП 2.07.01-89*) проведены следующие расчеты: площадь земельного участка для размещения площадок игр детей, отдыха взрослых, спорта, хозяйственных целей, автостоянки составит 596,7 кв. м, площадь озелененных территорий - 918 кв. м. Ориентировочная площадь земельного участка, занятая жилым домом, составляет 841,9 кв. м; ориентировочная площадь земельного участка, занятая проездом и тротуарами, - 227,6 кв. м. Ориентировочная минимальная площадь земельного участка дома N 14 по ул. Ломоносова составит 596,7 кв. м + 918 кв. м + 841,9 кв. м + 227,6 кв. м = 2584,2 кв. м, при этом не учтены нормативные расстояния от жилого дома до площадок и площадок между собой.
Согласно паспорту земельного участка из информационной системы администрации границы и площадь 1662 кв. м земельного участка многоквартирного жилого дома N 14 по ул. Ломоносова утверждены постановлением администрации г. Смоленска от 25.07.2007 N 2053-адм, земельный участок является собственностью жителей этого дома. В целях соблюдения прав жителей данного дома на нормативную площадь придомовой территории необходимо предоставить дополнительный земельный участок площадью не менее 922,2 кв. м (2584,2 кв. м - 1662 кв. м), который возможно разместить вдоль проезда жилого N 14 до границы земельного участка многоквартирного жилого дома N 12 по ул. Ломоносова. Размещение хозяйственных площадок на территории между жилыми домами N 14 и N 12 невозможно. Размещение хозяйственных площадок на территории, расположенной между домами N 14 и N 16 по ул. Ломоносова (предполагаемого размещения магазина), соответствует требованиям строительных норм. Следовательно, при размещении здания магазина на территории, расположенной между домами N 14 и N 16 по ул. Ломоносова, права жителей многоквартирного жилого дома N 14 на размещение элементов благоустройства придомовой территории согласно требованиям пункта 2.13 СНиП 2.07.01-89* будут нарушены.
Администрация, сославшись на Постановление от 28.05.2010 N 12-П Конституционного Суда Российской Федерации, указала, что отозвала ранее выданные согласования по процедуре выбора земельного участка в связи с тем, что документация по возможности размещения земельного участка для строительства вблизи многоэтажных жилых домов должна учитывать и рассчитывать перспективу развития придомовой территории, для чего требуется произвести специальные расчеты.
На основании изложенного судом первой инстанции была назначена экспертиза в ООО "Бюро инвентаризации, оценки и межевания" (ООО "БИНОМ").
На разрешение эксперта был поставлен вопрос: возможно ли размещение объекта капитального строительства - магазина продовольственных товаров с прилегающей к нему летней детской площадкой на земельном участке 722 кв. м по улице Ломоносова, возле дома N 14 в г. Смоленске, при условии сохранения при этом возможности размещения всех элементов озеленения и благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства объектов жилого дома N 14 по улице Ломоносова в г. Смоленске (в том числе наличие мест для остановки, стоянки автотранспорта лиц, проживающих в указанном жилом доме) с учетом норм жилищного, земельного, градостроительного законодательства и позиции Конституционного Суда Российской Федерации (Постановление N 12-П от 28.05.2010), а также с учетом фактического рельефа местности.
В заключении экспертом сделан вывод о неправильном межевании придомовой территории под многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу: г. Смоленск, ул. Ломоносова, д. 14.
Для размещения всех элементов озеленения и благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства объектов жилого дома N 14 по улице Ломоносова в г. Смоленске (в том числе наличие мест для остановки, стоянки автотранспорта лиц, проживающих в указанном жилом доме) с учетом норм жилищного, земельного, градостроительного законодательства и позиции Конституционного Суда Российской Федерации (Постановление N 12-П от 28.05.2010), а также с учетом фактического рельефа местности не хватает 2522 кв. м.
Эксперт пришел к выводу, что размещение объекта капитального строительства - магазина продовольственных товаров с прилегающей к нему летней детской площадкой на земельном участке 722 кв. м по улице Ломоносова, возле дома N 14, при условии сохранения возможности размещения всех элементов озеленения и благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства объектов жилого дома N 14 (в том числе наличие мест для остановки, стоянки автотранспорта лиц, проживающих в указанном жилом доме) с учетом норм жилищного, земельного, градостроительного законодательства и позиции Конституционного Суда Российской Федерации (Постановление N 12-П от 28.05.2010), а также с учетом фактического рельефа местности возможно с уменьшением ориентировочно до 590 кв. м испрашиваемой площади земельного участка и переносом элементов благоустройства объектов жилого дома N 14.
Руководствуясь заключением экспертизы, заявитель представил в суд технико-экономическое обоснование, составленное с учетом заключения эксперта, скорректировав расчеты, уменьшив площадь земельного участка до 590 кв. м, изменив конфигурацию участка и, соответственно, заявленные требования.
Апелляционным судом отклоняются как необоснованные доводы жалоб о том, что требования не могут быть удовлетворены, поскольку с учетом данных экспертизы испрашиваемый земельный участок был уменьшен до 590 кв. м, изменены параметры объекта капитального строительства, следовательно, речь идет об ином земельном участке и ином объекте капитального строительства, что требует проведения новой процедуры выбора земельного участка.
Вместе с тем в силу закона на стадии выбора земельного участка и предварительного согласования определяются примерные параметры испрашиваемого земельного участка, которые уточняются при межевании, а также примерные параметры объекта капитального строительства, которые также уточняются впоследствии в установленном порядке. Испрашиваемый земельный участок не сформирован и не поставлен на кадастровый учет.
Кроме того, действующее законодательство предусматривает возможность предложения органами местного самоуправления нескольких вариантов размещения объектов лицам, обратившимся с заявлением о выборе земельного участка для целей строительства. В случае отсутствия вариантов размещения объекта заявителю направляется мотивированный отказ в удовлетворении заявления. Однако заявителю другие варианты размещения объекта предложены не были. Следовательно, не была соблюдена процедура, предусмотренная положениями п. 2 ст. 31 ЗК РФ.
Довод ответчика в апелляционной жалобе об отзыве администрацией г. Смоленска своего согласования выбора земельного участка (в соответствии с пояснениями представителя администрации г. Смоленска в судебном заседании от 27.08.2012) отклоняется апелляционным судом как необоснованный, поскольку отзыв согласования должен осуществляться в той же форме и в том же порядке, что и согласование. Доказательств соблюдения этого суду не представлено. Администрация г. Смоленска, как орган, наделенный публичными полномочиями, не вправе произвольно изменять или отменять свои решения, их произвольное изменение не может быть признано и повлечь какие-либо правовые последствия.
Руководствуясь экспертным заключением и доводами сторон, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что с учетом имеющейся в наличии площади земли, не разграниченной в собственность, возможно формирование земельного участка площадью ориентировочно 590 кв. м с размещением требуемых элементов планировочной организации в размерах не меньше нормативов, а также создания благоприятной для проживания среды без нарушения прав третьих лиц.
На основании изложенного апелляционный суд считает отказ Департамента в осуществлении выбора земельного участка и предварительного согласования места размещения на нем объекта капитального строительства незаконным и необоснованным, а заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Судом первой инстанции установлены все обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, полно и всесторонне исследованы, им дана надлежащая правовая оценка, в связи с этим оснований для их переоценки у апелляционного суда не имеется.
Доводы апелляционных жалоб не опровергают выводы суда первой инстанции, основаны на неверном толковании норм материального права, в связи с этим не могут служить основанием для отмены судебного акта.
При таких обстоятельствах основания для отмены или изменения решения суда отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Смоленской области от 31.08.2012 по делу N А62-8247/2011 оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий
О.Г.ТУЧКОВА

Судьи
Л.А.КАПУСТИНА
Н.В.ЗАИКИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)