Судебные решения, арбитраж
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июня 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 08 июня 2011 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Щеклеиной Л.Ю.,
судей Васевой Е.Е., Варакса Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Лебедевой Н.О.,
при участии:
от заявителя - МУ "Городское жилищное управление - Управляющая компания в ЖКХ г. Ижевска" (ОГРН 1021801502205, ИНН 1826001000): не явился, извещен надлежащим образом,
от заинтересованного лица - Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике (ОГРН 1051802206389, ИНН 1835064045): не явился, извещен надлежащим образом,
от третьего лица - Прокурор Первомайского района г. Ижевска: не явился, извещен надлежащим образом,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя - МУ "Городское жилищное управление - Управляющая компания в ЖКХ г. Ижевска"
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 11 апреля 2011 года
по делу N А71-923/2011,
принятое судьей Валиевой З.Ш.,
по заявлению МУ "Городское жилищное управление - Управляющая компания в ЖКХ г. Ижевска"
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике
третье лицо: Прокурор Первомайского района г. Ижевска
о признании незаконным и отмене постановления,
установил:
В Арбитражный суд Удмуртской Республики обратилось Муниципальное учреждение "Городское жилищное управление - Управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве г. Ижевска" (далее - заявитель) с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике (далее - заинтересованное лицо, административный орган) от 26.01.2011 г. N 50 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 6.4 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 13 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 11.04.2011 года (резолютивная часть решения объявлена 04.04.2011 года) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить судебный акт, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
В обоснование жалобы указывает на то, что при вынесении оспариваемого постановления административным органом не указано, в чем выражена вина заявителя, какие меры являются достаточными для надлежащего содержания общего имущества многоквартирного дома, не установлена причинно-следственная связь между действиями (бездействием) заявителя и выявленными нарушениями санитарно-эпидемиологического законодательства. Ссылается на то, что со стороны собственника здания необходимых мер к устранению аварийной ситуации и проведению капитального ремонта не предпринято, со своей стороны управляющая организация обращалась с просьбой о выделении денежных средств на проведение ремонта.
Заинтересованное лицо в письменном отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на доказанность в действиях заявителя состава административного правонарушения.
Третье лицо Прокурор Первомайского района г. Ижевска письменного отзыва на апелляционную жалобу не представило.
Стороны и третье лицо о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в судебное заседание не направили, что в порядке п. 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены судом апелляционной инстанции в порядке, установленном статьями 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Исследовав материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение суда первой инстанции отмене не подлежит.
Как следует из материалов дела, 24.11.2010 г. Прокуратурой Первомайского района г. Ижевска с привлечением специалистов ОГПН по Первомайскому району г. Ижевска, Государственной жилищной инспекции при Министерстве строительства УР, Управления Роспотребнадзора по УР проведена проверка по обращению Общественной палаты г. Ижевска по вопросу соблюдения МУ "ГЖУ УК в ЖКХ г. Ижевска" жилищного законодательства в части нарушения санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилого дома по ул. Циолковского, 22 в г. Ижевске.
В ходе проведения проверки были выявлены нарушения п.п. 8.1.1, 4.7, 9.2 СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", п. 3.3 СанПиН 3.5.2.1376-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий против синантропных членистоногих", а именно: в доме не предусмотрено горячее водоснабжение, отсутствуют кухни, душевые, постирочные, условий для приготовления пищи и соблюдения личной гигиены нет, в туалетах не предусмотрены вытяжные вентиляционные каналы, водопроводные и канализационные трубы в коррозии, часть кранов в умывальных в нерабочем состоянии, места ввода и прохождения санитарно-технических коммуникаций, электропроводки через перекрытия и стены, а также межэтажные перекрытия негерметичны, что способствует проникновению и расселению синантропных грызунов и насекомых.
По данному факту прокурором Первомайского района г. Ижевска 01.12.2010 г. в присутствии представителя учреждения Вологжанина В.В. вынесено постановление о возбуждении производства об административном правонарушении по ст. 6.4 КоАП РФ в отношении МУ "ГЖУ УК в ЖКХ г. Ижевска".
Материалы дела об административном правонарушении в отношении заявителя направлены прокуратурой для рассмотрения по подведомственности в инспекцию Роспотребнадзора.
По результатам рассмотрения материалов проверки Роспотребнадзором 26.01.2011 г. в отсутствие представителя общества, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов проверки, вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 50.
На основании постановления МУ "ГЖУ УК в ЖКХ г. Ижевска" за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.4 КоАП РФ, с учетом повторного совершения однородного правонарушения, отягчающего административную ответственность, привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 13000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, организация обратилась с заявлением о его отмене в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из доказанности в действиях заявителя состава административного правонарушения, отсутствии процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении.
Суд апелляционной инстанции соглашается с данными выводами суда.
Согласно ст. 6.4 КоАП РФ нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с п. 4.7 СанПиН 2.1.2.2645-10 "СанПиН 2.1.2.2645-10 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы" естественная вентиляция жилых помещений должна осуществляться путем притока воздуха через форточки, фрамуги, либо через специальные отверстия в оконных створках и вентиляционные каналы. Вытяжные отверстия каналов должны предусматриваться на кухнях, в ванных комнатах, туалетах и сушильных шкафах.
Согласно п. 8.1.1 СанПиН 2.1.2.2645-10 в жилых зданиях следует предусматривать хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, а также канализацию и водостоки.
В силу п. 9.2 СанПиН 2.1.2.2645-10 при эксплуатации жилых помещений требуется: своевременно принимать меры по устранению неисправностей инженерного и другого оборудования, расположенного в жилом помещении (систем водопровода, канализации, вентиляции, отопления, мусороудаления, лифтового хозяйства и других), нарушающих санитарно-гигиенические условия проживания; проводить мероприятия, направленные на предупреждение возникновения и распространения инфекционных заболеваний, связанных с санитарным состоянием жилого здания, по уничтожению насекомых и грызунов (дезинсекция и дератизация).
В соответствии с п. 3.3 СанПиН 3.5.2.1376-03. 3.5.2. "Дезинсекция. Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий против синантропных членистоногих. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы" при эксплуатации в производственных, жилых помещениях, зданиях, сооружениях, транспорта следует соблюдать меры, препятствующие проникновению, обитанию, размножению и расселению синантропных членистоногих, в том числе: своевременный ремонт и герметизацию швов и стыков плит и межэтажных перекрытий, мест ввода и прохождения электропроводки, санитарно-технических и других коммуникаций через перекрытия, стены и другие ограждения, мест стыковки вентиляционных блоков; обеспечение уборки и дезинсекции в соответствии с санитарными правилами для объекта; устройство освещения в помещениях подвалов, технических подполий; уплотнение дверей, применение устройств автоматического закрывания дверей, укрытие вентиляционных отверстий съемными решетками, остекление (укрытие мелкоячеистой сеткой) окон; устройство и поддержание в исправности цементной (асфальтовой) стяжки пола; поддержание в исправном состоянии отмосток и водостоков; своевременная очистка, осушение, проветривание и уборка подвалов, технических подполий.
В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Из этого следует, что возложение обязанности по содержанию собственности возможно не только на собственника, но и на других лиц в специально оговоренных случаях.
Согласно п. 2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии с п. 1 ст. 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В соответствии с представленным в материалы дела договором управления многоквартирным домом N 1419/1.1 от 25.06.2008 г. заявитель является лицом, ответственным за содержание жилого дома N 22 по ул. Циолковского г. Ижевска, и в соответствии с п. 2.3 договора принимает на себя обязательства по оказанию услуг и выполнению работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в жилом доме, предоставлению коммунальных услуг гражданам, пользующимся помещениями в доме, осуществлению иной направленной на достижение целей управления жилым домом деятельности.
Целью заключения договора согласно его пункту 2.2 является обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в жилом доме, а также предоставление коммунальных услуг лицам, пользующимся помещениями в доме.
Согласно п. 4.17 договора капитальный ремонт общего имущества в жилом доме проводится за счет собственника по отдельному договору на основании его решения о проведении и оплате расходов на капитальный ремонт, принимаемого с учетом предложений управляющей организации о необходимости и сроке начала капитального ремонта, необходимом объеме работ, стоимости материалов, порядке финансирования ремонта, сроках возмещений расходов и других предложений, связанных с условиями проведения капитального ремонта, если иное не предусмотрено действующим законодательством.
В соответствии с п.п. 3.1.4, 3.1.5 договора заявитель обязан своевременно направить собственнику уведомление о необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в жилом доме и организовать проведение капитального ремонта.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение настоящего договора управляющая компания несет ответственность в соответствии с действующим законодательством РФ и настоящим договором.
В силу Устава основными задачами заявителя являются организация содержания и эксплуатации жилищного фонда и инженерной инфраструктуры (п. 2.2.1). Для реализации указанных задач заявитель осуществляет функции в интересах жителей города, включающие услуги по тепло-водоснабжению, водоотведению, содержанию, обслуживанию и ремонту объектов, закрепленных на праве оперативного управления (п. 3.1.1), осуществляет сбор платежей от потребителей, в том числе населения за предоставленные жилищно-коммунальные услуги (п. 3.1.6), осуществляет технический надзор за использованием жилищного фонда и инженерной инфраструктуры (п. 3.1.9), осуществляет контроль за качеством содержания, обслуживания и ремонта объектов, за качеством выполняемых работ и предоставленных услуг (п. 3.1.10), рассматривает предложения, заявления и жалобы, возникающие по поводу низкого качества жилищно-коммунального обслуживания населения, принимает по ним решения (п. 3.1.13).
Согласно п. 4.2.1 и 4.2.2 Устава заявитель обязан организовывать содержание жилищного фонда в состоянии, отвечающем санитарным и техническим требованиям, организовать оказание качественных жилищно-коммунальных услуг населению и потребителю.
В соответствии с п. 3 ст. 23, п. 3 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" содержание жилых помещений должно отвечать санитарным правилам. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Таким образом, заявитель является лицом, несущим ответственность за содержание переданного ему жилого дома в пригодном для проживания состоянии в соответствии с санитарными нормами и правилами.
Судом первой инстанции установлены и материалами дела подтверждены факты ненадлежащего содержания в нарушение п.п. 4.7, 8.1.1, 9.2 СанПиН 2.1.2.2645-10, п. 3.3 СанПиН 3.5.2.1376-03 МУ "ГЖУ УК в ЖКХ г. Ижевска" дома N 22 по ул. Циолковского в г. Ижевске. Наличие перечисленных нарушений подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами и заявителем по существу не отрицается.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что материалами дела доказано наличие в действиях заявителя объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.4 КоАП РФ.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (п. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).
МУ "ГЖУ УК в ЖКХ г. Ижевска" не представлено доказательств того, что у него отсутствовала возможность для исполнения своих обязанностей по надлежащему содержанию жилого дома в соответствии с санитарными нормами, а также доказательств того, что им были приняты все зависящие от него меры по организации и проведению капитального ремонта жилого дома.
Заявителем не было принято реальных мер по устранению нарушений санитарно-эпидемиологических норм.
Как правильно отметил суд первой инстанции, направление трех писем в адрес главы Администрации г. Ижевска в течение всего срока после принятия спорного дома на обслуживание в 2008 году является недостаточным.
Доводу заявителя о том, что административный орган при вынесении оспариваемого постановления не установил вину МУ "ГЖУ УК в ЖКХ г. Ижевска", а также о том, что вина учреждения в совершении правонарушения не усматривается по причине отсутствия финансирования со стороны собственника жилого дома, судом дана надлежащая оценка.
Заключив 25.06.2008 г. договор управления многоквартирным домом N 1419/1.1, МУ "ГЖУ УК в ЖКХ г. Ижевска" приняло на себя обязательства по содержанию жилого дома N 22 по ул. Циолковского в состоянии пригодном для проживания людей, в том числе соответствующем требованиям санитарно-эпидемиологических норм и правил.
Отношения между собственниками жилых помещений и управляющей организацией по поводу перечня услуг и работ, касающихся содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме, которые предоставляет управляющая организация, регулируется договором управления многоквартирным домом; тот факт, что у управляющей организации отсутствуют средства для проведения соответствующих работ в рамках утвержденного тарифа, сам по себе не является обстоятельством, исключающим ответственность по делу об административном правонарушении.
Также не является таким обстоятельством сам по себе факт отказа собственников жилых помещений от дополнительного финансирования соответствующих работ. Кроме того, заявителем не представлены доказательства обращения к собственникам-жильцам с предложением о проведении общего собрания по вопросу осуществления и финансирования капитального ремонта.
Материалы дела не содержат доказательств, свидетельствующих о том, какие конкретные меры были предприняты заявителем для устранения нарушений санитарных норм, невозможность их принятия заявителем не доказана.
При этом материалами дела подтверждается внесение жильцами платы за коммунальные услуги, в том числе за содержание и ремонт дома.
Неисполнение распоряжения Главы Администрации г. Ижевска от 30.12.2009 г. "О выполнении и финансировании ремонтно-восстановительных работ здания общежития по адресу: ул. Циолковского, 22" не является обстоятельством, исключающим обязанность заявителя по содержанию этого дома в необходимых объемах и не может служить основанием для его освобождения от ответственности.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что вина заявителя в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.4 КоАП РФ, административным органом доказана, материалами дела подтверждена. В действиях МУ "ГЖУ УК в ЖКХ г. Ижевска" имеется состав вменяемого административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 6.4 КоАП РФ.
При изложенных обстоятельствах основания для удовлетворения заявления МУ "ГЖУ УК в ЖКХ г. Ижевска" о признании незаконным постановления Роспотребнадзора N 50 от 26.01.2011 г. отсутствуют.
Процессуальный порядок привлечения к административной ответственности административным органом соблюден.
Основания для признания совершенного правонарушения малозначительным по ст. 2.9 КоАП РФ судом не установлены.
Нарушение санитарно-эпидемиологических правил и норм при содержании и эксплуатации жилого дома, допущенное заявителем, создает существенную угрозу охраняемым государством общественным отношениям в сфере безопасности, охраны здоровья и жизни граждан. Совершению правонарушения способствовало пренебрежительное отношение заявителя к исполнению возложенных на него законом и договором обязанностей.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции отмене, апелляционная жалоба удовлетворению - не подлежат.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 11 апреля 2011 года по делу N А71-923/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Муниципального учреждения "Городское жилищное управление - Управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве г. Ижевска" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 08.06.2011 N 17АП-4503/2011-АК ПО ДЕЛУ N А71-923/2011
Разделы:Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 июня 2011 г. N 17АП-4503/2011-АК
Дело N А71-923/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июня 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 08 июня 2011 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Щеклеиной Л.Ю.,
судей Васевой Е.Е., Варакса Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Лебедевой Н.О.,
при участии:
от заявителя - МУ "Городское жилищное управление - Управляющая компания в ЖКХ г. Ижевска" (ОГРН 1021801502205, ИНН 1826001000): не явился, извещен надлежащим образом,
от заинтересованного лица - Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике (ОГРН 1051802206389, ИНН 1835064045): не явился, извещен надлежащим образом,
от третьего лица - Прокурор Первомайского района г. Ижевска: не явился, извещен надлежащим образом,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя - МУ "Городское жилищное управление - Управляющая компания в ЖКХ г. Ижевска"
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 11 апреля 2011 года
по делу N А71-923/2011,
принятое судьей Валиевой З.Ш.,
по заявлению МУ "Городское жилищное управление - Управляющая компания в ЖКХ г. Ижевска"
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике
третье лицо: Прокурор Первомайского района г. Ижевска
о признании незаконным и отмене постановления,
установил:
В Арбитражный суд Удмуртской Республики обратилось Муниципальное учреждение "Городское жилищное управление - Управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве г. Ижевска" (далее - заявитель) с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике (далее - заинтересованное лицо, административный орган) от 26.01.2011 г. N 50 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 6.4 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 13 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 11.04.2011 года (резолютивная часть решения объявлена 04.04.2011 года) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить судебный акт, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
В обоснование жалобы указывает на то, что при вынесении оспариваемого постановления административным органом не указано, в чем выражена вина заявителя, какие меры являются достаточными для надлежащего содержания общего имущества многоквартирного дома, не установлена причинно-следственная связь между действиями (бездействием) заявителя и выявленными нарушениями санитарно-эпидемиологического законодательства. Ссылается на то, что со стороны собственника здания необходимых мер к устранению аварийной ситуации и проведению капитального ремонта не предпринято, со своей стороны управляющая организация обращалась с просьбой о выделении денежных средств на проведение ремонта.
Заинтересованное лицо в письменном отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на доказанность в действиях заявителя состава административного правонарушения.
Третье лицо Прокурор Первомайского района г. Ижевска письменного отзыва на апелляционную жалобу не представило.
Стороны и третье лицо о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в судебное заседание не направили, что в порядке п. 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены судом апелляционной инстанции в порядке, установленном статьями 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Исследовав материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение суда первой инстанции отмене не подлежит.
Как следует из материалов дела, 24.11.2010 г. Прокуратурой Первомайского района г. Ижевска с привлечением специалистов ОГПН по Первомайскому району г. Ижевска, Государственной жилищной инспекции при Министерстве строительства УР, Управления Роспотребнадзора по УР проведена проверка по обращению Общественной палаты г. Ижевска по вопросу соблюдения МУ "ГЖУ УК в ЖКХ г. Ижевска" жилищного законодательства в части нарушения санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилого дома по ул. Циолковского, 22 в г. Ижевске.
В ходе проведения проверки были выявлены нарушения п.п. 8.1.1, 4.7, 9.2 СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", п. 3.3 СанПиН 3.5.2.1376-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий против синантропных членистоногих", а именно: в доме не предусмотрено горячее водоснабжение, отсутствуют кухни, душевые, постирочные, условий для приготовления пищи и соблюдения личной гигиены нет, в туалетах не предусмотрены вытяжные вентиляционные каналы, водопроводные и канализационные трубы в коррозии, часть кранов в умывальных в нерабочем состоянии, места ввода и прохождения санитарно-технических коммуникаций, электропроводки через перекрытия и стены, а также межэтажные перекрытия негерметичны, что способствует проникновению и расселению синантропных грызунов и насекомых.
По данному факту прокурором Первомайского района г. Ижевска 01.12.2010 г. в присутствии представителя учреждения Вологжанина В.В. вынесено постановление о возбуждении производства об административном правонарушении по ст. 6.4 КоАП РФ в отношении МУ "ГЖУ УК в ЖКХ г. Ижевска".
Материалы дела об административном правонарушении в отношении заявителя направлены прокуратурой для рассмотрения по подведомственности в инспекцию Роспотребнадзора.
По результатам рассмотрения материалов проверки Роспотребнадзором 26.01.2011 г. в отсутствие представителя общества, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов проверки, вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 50.
На основании постановления МУ "ГЖУ УК в ЖКХ г. Ижевска" за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.4 КоАП РФ, с учетом повторного совершения однородного правонарушения, отягчающего административную ответственность, привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 13000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, организация обратилась с заявлением о его отмене в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из доказанности в действиях заявителя состава административного правонарушения, отсутствии процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении.
Суд апелляционной инстанции соглашается с данными выводами суда.
Согласно ст. 6.4 КоАП РФ нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с п. 4.7 СанПиН 2.1.2.2645-10 "СанПиН 2.1.2.2645-10 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы" естественная вентиляция жилых помещений должна осуществляться путем притока воздуха через форточки, фрамуги, либо через специальные отверстия в оконных створках и вентиляционные каналы. Вытяжные отверстия каналов должны предусматриваться на кухнях, в ванных комнатах, туалетах и сушильных шкафах.
Согласно п. 8.1.1 СанПиН 2.1.2.2645-10 в жилых зданиях следует предусматривать хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, а также канализацию и водостоки.
В силу п. 9.2 СанПиН 2.1.2.2645-10 при эксплуатации жилых помещений требуется: своевременно принимать меры по устранению неисправностей инженерного и другого оборудования, расположенного в жилом помещении (систем водопровода, канализации, вентиляции, отопления, мусороудаления, лифтового хозяйства и других), нарушающих санитарно-гигиенические условия проживания; проводить мероприятия, направленные на предупреждение возникновения и распространения инфекционных заболеваний, связанных с санитарным состоянием жилого здания, по уничтожению насекомых и грызунов (дезинсекция и дератизация).
В соответствии с п. 3.3 СанПиН 3.5.2.1376-03. 3.5.2. "Дезинсекция. Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий против синантропных членистоногих. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы" при эксплуатации в производственных, жилых помещениях, зданиях, сооружениях, транспорта следует соблюдать меры, препятствующие проникновению, обитанию, размножению и расселению синантропных членистоногих, в том числе: своевременный ремонт и герметизацию швов и стыков плит и межэтажных перекрытий, мест ввода и прохождения электропроводки, санитарно-технических и других коммуникаций через перекрытия, стены и другие ограждения, мест стыковки вентиляционных блоков; обеспечение уборки и дезинсекции в соответствии с санитарными правилами для объекта; устройство освещения в помещениях подвалов, технических подполий; уплотнение дверей, применение устройств автоматического закрывания дверей, укрытие вентиляционных отверстий съемными решетками, остекление (укрытие мелкоячеистой сеткой) окон; устройство и поддержание в исправности цементной (асфальтовой) стяжки пола; поддержание в исправном состоянии отмосток и водостоков; своевременная очистка, осушение, проветривание и уборка подвалов, технических подполий.
В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Из этого следует, что возложение обязанности по содержанию собственности возможно не только на собственника, но и на других лиц в специально оговоренных случаях.
Согласно п. 2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии с п. 1 ст. 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В соответствии с представленным в материалы дела договором управления многоквартирным домом N 1419/1.1 от 25.06.2008 г. заявитель является лицом, ответственным за содержание жилого дома N 22 по ул. Циолковского г. Ижевска, и в соответствии с п. 2.3 договора принимает на себя обязательства по оказанию услуг и выполнению работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в жилом доме, предоставлению коммунальных услуг гражданам, пользующимся помещениями в доме, осуществлению иной направленной на достижение целей управления жилым домом деятельности.
Целью заключения договора согласно его пункту 2.2 является обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в жилом доме, а также предоставление коммунальных услуг лицам, пользующимся помещениями в доме.
Согласно п. 4.17 договора капитальный ремонт общего имущества в жилом доме проводится за счет собственника по отдельному договору на основании его решения о проведении и оплате расходов на капитальный ремонт, принимаемого с учетом предложений управляющей организации о необходимости и сроке начала капитального ремонта, необходимом объеме работ, стоимости материалов, порядке финансирования ремонта, сроках возмещений расходов и других предложений, связанных с условиями проведения капитального ремонта, если иное не предусмотрено действующим законодательством.
В соответствии с п.п. 3.1.4, 3.1.5 договора заявитель обязан своевременно направить собственнику уведомление о необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в жилом доме и организовать проведение капитального ремонта.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение настоящего договора управляющая компания несет ответственность в соответствии с действующим законодательством РФ и настоящим договором.
В силу Устава основными задачами заявителя являются организация содержания и эксплуатации жилищного фонда и инженерной инфраструктуры (п. 2.2.1). Для реализации указанных задач заявитель осуществляет функции в интересах жителей города, включающие услуги по тепло-водоснабжению, водоотведению, содержанию, обслуживанию и ремонту объектов, закрепленных на праве оперативного управления (п. 3.1.1), осуществляет сбор платежей от потребителей, в том числе населения за предоставленные жилищно-коммунальные услуги (п. 3.1.6), осуществляет технический надзор за использованием жилищного фонда и инженерной инфраструктуры (п. 3.1.9), осуществляет контроль за качеством содержания, обслуживания и ремонта объектов, за качеством выполняемых работ и предоставленных услуг (п. 3.1.10), рассматривает предложения, заявления и жалобы, возникающие по поводу низкого качества жилищно-коммунального обслуживания населения, принимает по ним решения (п. 3.1.13).
Согласно п. 4.2.1 и 4.2.2 Устава заявитель обязан организовывать содержание жилищного фонда в состоянии, отвечающем санитарным и техническим требованиям, организовать оказание качественных жилищно-коммунальных услуг населению и потребителю.
В соответствии с п. 3 ст. 23, п. 3 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" содержание жилых помещений должно отвечать санитарным правилам. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Таким образом, заявитель является лицом, несущим ответственность за содержание переданного ему жилого дома в пригодном для проживания состоянии в соответствии с санитарными нормами и правилами.
Судом первой инстанции установлены и материалами дела подтверждены факты ненадлежащего содержания в нарушение п.п. 4.7, 8.1.1, 9.2 СанПиН 2.1.2.2645-10, п. 3.3 СанПиН 3.5.2.1376-03 МУ "ГЖУ УК в ЖКХ г. Ижевска" дома N 22 по ул. Циолковского в г. Ижевске. Наличие перечисленных нарушений подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами и заявителем по существу не отрицается.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что материалами дела доказано наличие в действиях заявителя объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.4 КоАП РФ.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (п. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).
МУ "ГЖУ УК в ЖКХ г. Ижевска" не представлено доказательств того, что у него отсутствовала возможность для исполнения своих обязанностей по надлежащему содержанию жилого дома в соответствии с санитарными нормами, а также доказательств того, что им были приняты все зависящие от него меры по организации и проведению капитального ремонта жилого дома.
Заявителем не было принято реальных мер по устранению нарушений санитарно-эпидемиологических норм.
Как правильно отметил суд первой инстанции, направление трех писем в адрес главы Администрации г. Ижевска в течение всего срока после принятия спорного дома на обслуживание в 2008 году является недостаточным.
Доводу заявителя о том, что административный орган при вынесении оспариваемого постановления не установил вину МУ "ГЖУ УК в ЖКХ г. Ижевска", а также о том, что вина учреждения в совершении правонарушения не усматривается по причине отсутствия финансирования со стороны собственника жилого дома, судом дана надлежащая оценка.
Заключив 25.06.2008 г. договор управления многоквартирным домом N 1419/1.1, МУ "ГЖУ УК в ЖКХ г. Ижевска" приняло на себя обязательства по содержанию жилого дома N 22 по ул. Циолковского в состоянии пригодном для проживания людей, в том числе соответствующем требованиям санитарно-эпидемиологических норм и правил.
Отношения между собственниками жилых помещений и управляющей организацией по поводу перечня услуг и работ, касающихся содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме, которые предоставляет управляющая организация, регулируется договором управления многоквартирным домом; тот факт, что у управляющей организации отсутствуют средства для проведения соответствующих работ в рамках утвержденного тарифа, сам по себе не является обстоятельством, исключающим ответственность по делу об административном правонарушении.
Также не является таким обстоятельством сам по себе факт отказа собственников жилых помещений от дополнительного финансирования соответствующих работ. Кроме того, заявителем не представлены доказательства обращения к собственникам-жильцам с предложением о проведении общего собрания по вопросу осуществления и финансирования капитального ремонта.
Материалы дела не содержат доказательств, свидетельствующих о том, какие конкретные меры были предприняты заявителем для устранения нарушений санитарных норм, невозможность их принятия заявителем не доказана.
При этом материалами дела подтверждается внесение жильцами платы за коммунальные услуги, в том числе за содержание и ремонт дома.
Неисполнение распоряжения Главы Администрации г. Ижевска от 30.12.2009 г. "О выполнении и финансировании ремонтно-восстановительных работ здания общежития по адресу: ул. Циолковского, 22" не является обстоятельством, исключающим обязанность заявителя по содержанию этого дома в необходимых объемах и не может служить основанием для его освобождения от ответственности.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что вина заявителя в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.4 КоАП РФ, административным органом доказана, материалами дела подтверждена. В действиях МУ "ГЖУ УК в ЖКХ г. Ижевска" имеется состав вменяемого административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 6.4 КоАП РФ.
При изложенных обстоятельствах основания для удовлетворения заявления МУ "ГЖУ УК в ЖКХ г. Ижевска" о признании незаконным постановления Роспотребнадзора N 50 от 26.01.2011 г. отсутствуют.
Процессуальный порядок привлечения к административной ответственности административным органом соблюден.
Основания для признания совершенного правонарушения малозначительным по ст. 2.9 КоАП РФ судом не установлены.
Нарушение санитарно-эпидемиологических правил и норм при содержании и эксплуатации жилого дома, допущенное заявителем, создает существенную угрозу охраняемым государством общественным отношениям в сфере безопасности, охраны здоровья и жизни граждан. Совершению правонарушения способствовало пренебрежительное отношение заявителя к исполнению возложенных на него законом и договором обязанностей.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции отмене, апелляционная жалоба удовлетворению - не подлежат.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 11 апреля 2011 года по делу N А71-923/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Муниципального учреждения "Городское жилищное управление - Управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве г. Ижевска" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий
Л.Ю.ЩЕКЛЕИНА
Л.Ю.ЩЕКЛЕИНА
Судьи
Е.Е.ВАСЕВА
Н.В.ВАРАКСА
Е.Е.ВАСЕВА
Н.В.ВАРАКСА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)