Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.08.2011 ПО ДЕЛУ N А57-2151/2011

Разделы:
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 августа 2011 г. по делу N А57-2151/2011


Резолютивная часть постановления объявлена 17 августа 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 августа 2011 года
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи О.И. Антоновой,
судей О.В. Грабко, В.Б. Шалкина
при ведении протокола секретарем судебного заседания Макарихиной О.А.
при участии в судебном заседании:
от товарищества собственников жилья "Бардино" - Соколова Юлия Юрьевна по доверенности б/н от 11.05.2010
от комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" - Губин Сергей Владимирович по доверенности N 02-02/4м от 11.01.2011.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" (ИНН 6450530344, ОГРН 1026402205246)
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 10 июня 2011 года
по делу N А57-2151/2011 (судья Медникова М.Е.)
по иску товарищества собственников жилья "Бардино" (ИНН 6453063232, ОГРН 1036405302251)
к администрации муниципального образования "Город Саратов" (ИНН 6450011003, ОГРН 1036405000280),
комитету по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" (ИНН 6450530344, ОГРН 1026402205246),
третье лицо:
комитет по управлению имуществом муниципального образования "Город Саратов" (ИНН 6450003860, ОГРН 1026402195511)
о взыскании с муниципального образования "Город Саратов" в лице комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" за счет средств муниципальной казны муниципального образования "Город Саратов" взносы на капитальный ремонт доли муниципального образования "Город Саратов" в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных домов, входящих в состав товарищества собственников жилья "Бардино", за период с 01.04.2010 по 01.02.2011 в сумме 323 703, 01 рублей,

установил:

В Арбитражный суд Саратовской области обратилось ТСЖ "Бардино", г. Саратов к Администрации муниципального образования "Город Саратов", Комитету по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов", 3-е лицо: Комитет по управлению имуществом муниципального образования "Город Саратов", с иском, уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о взыскании с МО "Город Саратов" в лице комитета по финансам администрации МО "Город Саратов" за счет средств муниципальной казны МО "Город Саратов" взносы на капитальный ремонт доли МО "Город Саратов" в праве общей собственности на общее имущества многоквартирных домов, входящих в состав ТСЖ "Бардино", за период с 01.04.2010 г. по 01.02.2011 г. в сумме 283 374 руб. 50 коп.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 10.06.2011 г. исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, Комитет по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в иске отказать, по основаниям, изложенным в жалобе.
Представители ответчика, третьего лица в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом в порядке ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия, с учетом мнения явившихся участников процесса, считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся участников процесса.
Дело рассматривается в апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства, доводы апелляционной жалобы оснований для отмен судебного акта не усматривает.
Как следует из материалов дела, ТСЖ "Бардино" - является объединением собственников помещений в ряде многоквартирных жилых домов в Ленинском районе города Саратова.
В соответствии с пунктом 3.2 "Временного Положения о мерах по созданию на территории города Саратова благоприятных условий для формирования кондоминиумов, образования на их основе товариществ собственников жилья и порядке передачи им в управление и обслуживание муниципального жилищного фонда", утвержденного постановлением мэра города Саратова N 510 от 18.06.2003 года, в случае наличия в жилом здании, передаваемом товариществу собственников жилья для обслуживания и эксплуатации, муниципального жилья - администрация соответствующего района вступает от имени муниципального образования "Город Саратов" в члены данного товарищества собственников жилья.
Руководствуясь указанным Временным Положением муниципальное образование "Город Саратов", вступило в члены ТСЖ "Бардино".
В силу части 1 статьи 137 Жилищного кодекса Российской Федерации товарищество собственников жилья вправе: определять смету доходов и расходов, в том числе затраты на капитальный ремонт многоквартирного дома (пункта 2) и устанавливать размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме (пункта 3).
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 145 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья относится установление размера обязательных платежей и взносов членов Товарищества.
В период с 24 по 28 апреля 2006 года, в соответствии с разделом 13 Устава ТСЖ "Бардино", в соответствии со статьями 145, 146 Жилищного кодекса Российской Федерации, было проведено общее собрание членов ТСЖ "Бардино", в форме заочного голосования по вопросу установления с 1 мая 2006 года для собственников жилых и нежилых помещений многоквартирных домов, входящих в состав Товарищества, ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества данных многоквартирных домов. Решение общего собрания оформлены 28.04.2006 года протоколом подведения итогов общего собрания членов ТСЖ "Бардино", проведенного в форме письменного опроса (заочного голосования).
По итогам голосования общее собрание членов ТСЖ "Бардино" большинством голосов приняло решение установить с 1 мая 2006 года для собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах входящих в ТСЖ "Бардино" ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества данных домов, в размере равному размеру федерального стандарта стоимости капитального ремонта жилого помещения на 1 кв. метр общей площади жилья в месяц, утверждаемому для Саратовской области соответствующими Постановлением Правительства Российской Федерации (на 2010 год - это 5 руб. за кв. метр, согласно Постановлению Правительства РФ N 960 от 18.12.2008 года; на 2011 год - это 5,4 руб. за кв. метр, согласно Постановлению Правительства РФ N 768 от 28.09.2010 года).
В голосовании также принял участие и голосовал "ЗА" установление с 1 мая 2006 года для собственников жилых и нежилых помещений многоквартирных домов, входящих в состав Товарищества, ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества данных многоквартирных домов представитель муниципального образования "Город Саратов", по доверенности от 03.04.2006 года.
Данное решение общего собрания членов ТСЖ "Бардино", как правомерно отмечено судом первой инстанции, никем не оспорено.
Не исполнение муниципальным образованием "Город Саратов" надлежащим образом своих обязанностей как собственник муниципальных квартир в многоквартирных жилых домах входящих в ТСЖ "Бардино" по внесению взносов на капитальный ремонт доли муниципального образования город Саратов в праве общей долевой собственности явилось основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Истец в обоснование своих требований представил суду расчет суммы иска, протокол подведения итогов общего собрания ТСЖ "Бардино" от 28 апреля 2006 года, Устав ТСЖ "Бардино", письмо в адрес ответчика о необходимости оплаты с приложением счетов.
По ходатайству истца судом первой инстанции были направлены запросы о представлении сведений о площади муниципальных квартир в многоквартирных домах входящих в ТСЖ "Бардино".
Ответы на указанные запросы от Комитета по управлению имуществом города Саратова и Администрации Ленинского района муниципального образования "Город Саратов" приобщены к материалам дела.
Суммарная площадь находящиеся в муниципальной собственности жилых помещений, расположенных в многоквартирных домах входящих в ТСЖ "Бардино", ответчиками не оспаривается.
Судом первой инстанции, правомерно отклонен довод ответчиков о несоблюдение истцом требований Положения о порядке предоставления субсидии на капитальный ремонт доли муниципального образования "Город Саратов" в праве общей собственности на общее имущество многоквартирного дома, проводимый за счет средств собственников, утвержденное постановлением главы администрации города Саратова N 599 от 24 июля 2007 года (далее по тексту - постановление N 599). Также указывается на то, что требования истца носят гражданско-правовой характер, в то время как подлежащие применению в данном случае нормы бюджетного законодательства (Бюджетный кодекс Российской Федерации) не допускают применение норм гражданского законодательства (Жилищного кодекса Российской Федерации). При этом, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В силу части 5 статьи 138 Жилищного кодекса Российской Федерации товарищество собственников жилья обязано обеспечивать выполнение всеми собственниками помещений в многоквартирном доме обязанностей по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с их долями в праве общей собственности на данное имущество.
В соответствии с частью 1 статьи 39 и пунктом 2 части 1 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, путем внесения платы за жилое помещение, которая включает в себя плату на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
В силу части 5 и 6 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации члены товарищества собственников жилья, (которым является и муниципальное образование - "Город Саратов") вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья. Не являющиеся членами товарищества собственников жилья, вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с товариществом собственников жилья.
В силу части 8 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер обязательных платежей и (или) взносов членов товарищества собственников жилья (которым является и муниципальное образование - "Город Саратов"), определяется органами управления товарищества собственников жилья в соответствии с уставом товарищества собственников жилья.
Изложенное позволяет сделать вывод о том, что действующее жилищное законодательство не разделяет в данном случае обязанности собственника жилого помещения в зависимости от того, кем он является физическим лицом, юридическим лицом, либо публично-правовым образованием (например, муниципальным образованием).
Более того, часть 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации закрепляет равенство участников жилищных отношений, в том числе по обеспечению сохранности жилищного фонда, а часть 2 статьи 15 Конституции РФ обязывает органы местного самоуправления соблюдать законы.
В соответствии с частью 3 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме.
В правоотношениях за спорный период указанное ответчиками постановление N 599 не может применяться, так как фактически иначе регулируют жилищные отношения, чем установлено Жилищным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с частями 9, 16 статьи 12 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений относятся: определение порядка организации и деятельности товариществ собственников жилья, определение правового положения членов товариществ собственников жилья; установление структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги, порядка расчета и внесения такой платы.
В соответствии с частью 7 статьи 5 и статьей 14 Жилищного кодекса Российской Федерации, во взаимосвязи с частью 16 статьи 12 Жилищного кодекса Российской Федерации, органы местного самоуправления не наделены полномочиями, а потому не могут принимать нормативные (не нормативные) правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения по определению порядка организации и деятельности товариществ собственников жилья, определению правового положения членов товариществ собственников жилья; установлению структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги, порядка расчета и внесения такой платы.
Данные полномочия, в соответствии со статьей 12 Жилищного кодекса Российской Федерации находятся в компетенции органов власти Российской Федерации и установлены Жилищным кодексом Российской Федерации, а именно частью 5 статьи 155 и частью 8 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которых члены товариществ собственников жилья, (которым также является и муниципальное образование "Город Саратов"), вносят обязательные платежи и взносы, связанные с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, в порядке и размере, установленном общим собранием членов Товарищества.
Из анализа постановления N 599, во взаимосвязи с частью 1 Положения, утвержденного постановлением главы администрации г. Саратова N 52 от 06.02.2007 года, усматривается, что органы местного самоуправления могут предоставлять управляющим организациям, товариществам собственников жилья либо жилищным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам бюджетные средства на капитальный ремонт многоквартирных домов.
В частности условиями предоставления субсидий, по постановлению N 599 является заявка, с приложением необходимых документов и только после их рассмотрения принимается решение о возможном предоставлении субсидии при наличии выделенных средств бюджета города на очередной год на данные цели или об отказе в ее предоставлении (пункт 2.1, 2.2.3 его Положения).
Таким образом, муниципальное образование, оставляет за собой право, как на выделение денежных средств на капитальный ремонт многоквартирного дома, так и на отказ.
В связи с чем, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что постановление N 599 направлено на регулирование лишь предоставления разовых субсидий на капитальный ремонт многоквартирного дома, в порядке финансовой помощи, возможность предоставления которой закреплена в пункте 2 части 1 статьи 165 Жилищного кодекса Российской Федерации. Согласно данной нормы усматривается, что это финансовая помощь может быть, в виде безвозмездной передаче бюджетных средств (субсидий), так и в виде предоставления бюджетных кредитов. Право органов местного самоуправления предоставлять бюджетные средства на капитальный ремонт многоквартирных домов, реализуется отдельно от обязанности финансировать свою часть расходов на капитальный ремонт многоквартирных домов.
В данном же деле речь идет не об оказании разовой финансовой помощи (получения субсидии), а об обязанности собственника муниципального жилья и члена ТСЖ "Бардино" ежемесячно нести расходы на капитальный ремонт доли муниципального образования "Город Саратов" в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных домов, входящих в состав Товарищества, в порядке и размере установленном общим собранием членов ТСЖ "Бардино" и частью 5 статьи 155 и частью 8 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании статей 39, 154, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации и статей 210, 249, 309 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частями 9.3 и 9.4 Устава ТСЖ "Бардино", утвержденного общим собранием членов данного Товарищества, установлено, что члены Товарищества, в том числе и муниципальное образование "Город Саратов" своевременно, до 31 числа месяца, следующего за расчетным обязано оплачивать Товариществу взносы по капитальному ремонту объектов общего имущества многоквартирных домов, входящих в состав Товарищества в размере, установленном общим собранием членов Товарищества.
Частью 3 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме - утверждаются Постановлением Правительства Российской Федерации и закреплены в его Постановлении N 491 от 13.08.2006 года.
Пунктом 8 вышеуказанного постановления установлено, что разъяснения о применении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме от имени Правительства Российской Федерации дает Министерство регионального развития Российской Федерации.
Письмом N 8167-IOT/07 от 02 мая 2007 года Министерство регионального развития РФ разъяснило и подтвердило, что при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья, члены указанных организаций вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в порядке, установленном именно органами управления товариществ собственников жилья.
Более того, текст постановления N 599 официально опубликован не был. постановление N 599 для товариществ собственников жилья, в соответствии с частью 2 носит рекомендательный, а не обязательный характер.
В силу пункта 4 части 3 статьи 11 Жилищного кодекса Российской Федерации защита жилищных прав осуществляется путем неприменения судом акта органа местного самоуправления, противоречащего Жилищному кодексу Российской Федерации.
В связи с изложенным, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, указанное постановление N 599 не подлежит применению к спорным правоотношениям.
В соответствии со статьями 210, 249 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, а каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в издержках по его содержанию и сохранению.
Ответчик не оспаривает, что платежи (взносы) по заявленным истцом требованиям и в указанном последним размере - не вносились.
В соответствии со ст. 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
При таких обстоятельствах, муниципальное образование "Город Саратов" обязано вносить обязательные взносы, связанные с оплатой расходов на капитальный ремонт доли в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных домов, входящих в состав Товарищества, в порядке и размере, установленном общим собранием членов ТСЖ "Бардино". Указанные взносы являются расходными обязательствами муниципального образования "Город Саратов" и в соответствии с частью 1 статьи 9 Бюджетного кодекса РФ относятся к бюджетным полномочиям муниципального образования, по его расходным обязательствам, как члена ТСЖ "Бардино".
Согласно части 3.1 Решения Саратовской городской Думы от 28.02.20008 года N 25-246 "О муниципальной казне муниципального образования "Город Саратов", муниципальную казну составляют имущество города, находящееся в собственности муниципального образования "Город Саратов", в том числе - средства бюджета города.
В силу статьи 55 Устава города Саратова, утвержденного решением Саратовской городской Думой, утвержденного решением Саратовской городской Думы N 67-649 от 18 декабря 2005 года финансовый орган администрации города является функциональным подразделением, исполняющим бюджет города в соответствии с бюджетным законодательством и решениями городской Думы.
В соответствии с Положением о комитете по финансам администрации г. Саратова, утвержденным решением Саратовской городской Думы N 19-172 от 19.07.2007 года - комитет по финансам администрации г. Саратова - финансовый орган администрации города, организующий составление, исполнение бюджета города и осуществляющий контроль за исполнением бюджета города в соответствии с бюджетным законодательством и решениями городской Думы. Согласно п. 1.2 положения в рамках выполнения задач и функций, предусмотренных настоящим положением, комитет координирует деятельность комитетов и управлений администрации города, а также подведомственных им муниципальных предприятий и учреждений по вопросам бюджетного процесса. В соответствии с частью 3.22 положения выступает в суде от имени муниципального образования "Город Саратов" в защиту интересов казны города. Согласно п. 3.23 исполняет судебные акты по обращению взыскания на средства бюджета города.
Исполнение вступивших в законную силу судебных актов по обращению взыскания на средства бюджета города производится комитетом по финансам администрации г. Саратова в порядке, предусмотренном главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы основаны на неверной оценке фактических обстоятельств дела, в связи с чем удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Саратовской области от 10 июня 2011 года по делу N А57-2151/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий
О.И.АНТОНОВА

Судьи
О.В.ГРАБКО
В.Б.ШАЛКИН















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)