Судебные решения, арбитраж
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 01 декабря 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 декабря 2011 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Савельевой Н.М.
судей Васевой Е.Е., Голубцова В.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Новожиловой Е.Л.
при участии:
- от заявителя ООО "Сити-Сервис" (ОГРН 105660297412, ИНН 6606020937): Закирова Р.Г., паспорт <...>, доверенность от 01.09.2011; Тимохов Р.Ю., паспорт <...>, доверенность от 24.11.2011;
- от заинтересованного лица ИФНС России по г. Верхней Пышме Свердловской области (ОГРН 1046600297336, ИНН 6606002960): Миндиярова Т.А., удостоверение <...>, доверенность от 25.05.2011 N 20; Тугушева Ю.Р., удостоверение <...>, доверенность от 03.08.2011 N 23; Свалов О.В., паспорт <...>, доверенность от 21.10.2011 N 31;
- лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица ИФНС России по г. Верхней Пышме Свердловской области
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 22 сентября 2011 года
по делу N А60-20248/11,
принятое судьей Присухиной Н.Н.
по заявлению ООО "Сити-Сервис"
к ИФНС России по г. Верхней Пышме Свердловской области
о признании недействительным ненормативного акта налогового органа,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Сити-Сервис" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения инспекции Федеральной налоговой службы по г. Верхней Пышме Свердловской области от 12.04.2011 N 481.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 22 сентября 2011 года заявленные требования удовлетворены.
ИФНС России по г. Верхней Пышме Свердловской области (заинтересованное лицо), не согласившись с принятым судебным актом, обжаловало его в порядке апелляционного производства, просит решение суда отменить и принять новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы указывает, что освобождение от обложения НДС подлежат работы (услуги) по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, только если они приобретены у третьих лиц и стоимость реализации указанных работ равна стоимости приобретения. В ходе проверки установлено, что общество предъявляет работы по тарифу с НДС, при этом основная часть работ приобретается у сторонних организаций по стоимости без НДС, следовательно, стоимость предъявления работ выше стоимости их приобретения у сторонних организаций, что противоречит условиям освобождения реализации таких работ от налогообложения НДС.
ООО "Сити-Сервис" (заявитель по делу), представило письменный отзыв на доводы апелляционной жалобы, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Указывает, что поскольку общество находится на общей системе налогообложения, оно при расчетах с населением в силу п.п. 1, 6 ст. 168 НК РФ применяет тариф с НДС. Факт реализации работ по регулируемому тарифу, не может общество ставить в худшее положение, по сравнению с управляющими организациями, получающими платежи отдельно за услуги управления и за работы подрядных организаций, и лишать общество возможности применения льготы по пп. 30 п. 3 ст. 149 НК РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 27.11.2010 заявителем была представлена уточненная налоговая декларация по НДС за 1 квартал 2010 года, согласно которой в разделе 7 декларации заявлена стоимость реализованных (переданных) товаров (работ, услуг) в размере 22935034 руб., в связи с применением льготы по п.п. 30 п. 3 ст. 149 НК РФ.
Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Верхней Пышме Свердловской области проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации ООО "Сити-Сервис" по налогу на добавленную стоимость за 1 квартал 2010 года, представленной 27.11.2010.
По результатам проверки составлен акт камеральной налоговой проверки от 15.03.2011 N 497 и вынесено решение от 12.04.2011 N 481 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым Общество привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в размере 699713 рублей, Обществу доначислен НДС в размере 3498565 рублей, а также пени по НДС в размере 288297 рублей 56 копеек.
Основанием для доначисления НДС послужил вывод Инспекции о необоснованном применении Обществом освобождения от уплаты налога на добавленную стоимость, предусмотренного подпунктом 30 пункта 3 статьи 149 НК РФ.
ООО "Сити-Сервис" обжаловало названное решение в Управление Федеральной налоговой службы по Свердловской области.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области N 635/11 от 26.05.2011 решение инспекции Федеральной налоговой службы по г. Верней Пышме Свердловской области N 481 от 12.04.2011 оставлено без изменения.
Не согласившись с решением инспекции Федеральной налоговой службы по г. Верхней Пышме Свердловской области N 481 от 12.04.2011, общество обратилось в суд с заявлением о признании данного решения недействительным.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из соблюдения налогоплательщиком всех условий для применения льготы по НДС, предусмотренных подпунктом 30 пункта 3 статьи 149 НК РФ, в том числе, по ведению раздельного учета облагаемых и необлагаемых НДС операций.
Заявитель апелляционной жалобы, оспаривая данный вывод суда, указывает на то, что общество предъявляет работы по тарифу с НДС, при этом основная часть работ приобретается у сторонних организаций по стоимости без НДС, следовательно, стоимость предъявления работ выше стоимости их приобретения у сторонних организаций, что противоречит условиям освобождения реализации таких работ от налогообложения НДС, в связи с чем, налогоплательщик не имеет право на применение льготы по статье 149 НК РФ.
Указанный довод исследован судом апелляционной инстанции и подлежит отклонению по следующим основаниям.
На основании п.п. 30 п. 3 ст. 149 НК РФ с 01.01.2010 от налогообложения НДС освобождается реализация работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) управляющими организациями, при условии приобретения управляющими организациями работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме у организаций и индивидуальных предпринимателей, непосредственно выполняющих (оказывающих) данные работы (услуги).
Согласно п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 (далее - Правила N 491), содержание общего имущества включает в себя: осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в п. 13 Правил N 491 ответственными лицами; освещение помещений общего пользования; обеспечение температуры и влажности в помещениях общего пользования; уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества; сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов; меры пожарной безопасности; содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества; текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
Таким образом, от налогообложения НДС освобождаются операции по реализации вышеуказанных работ (услуг) по содержанию, а также ремонту общего имущества в многоквартирном доме, осуществляемые управляющими организациями по стоимости, соответствующей стоимости приобретения этих работ (услуг) у организаций и индивидуальных предпринимателей, непосредственно выполняющих (оказывающих) данные работы (услуги).
При этом работы (услуги) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, реализуемые управляющим организациям организациями и индивидуальными предпринимателями, непосредственно выполняющими (оказывающими) данные работы (услуги), от налогообложения НДС не освобождены.
Кроме того, налоговым законодательством не предусмотрено освобождение от налогообложения коммунальных услуг, работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, работ (услуг) по управлению многоквартирными домами и других работ (услуг), выполняемых (оказываемых) собственными силами управляющих организаций.
Из материалов дела следует, что основными видами деятельности ООО "Сити-Сервис" являются: управление многоквартирными домами; предоставление коммунальных услуг; проведение работ по содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества муниципального жилого фонда города Верхняя Пышма.
Управление многоквартирными домами муниципального жилого дома заявитель осуществляет на основании договоров, заключенных с Администрацией городского округа "Верхняя Пышма".
Согласно условиям данных договоров заявитель предоставляет коммунальные услуги, выполняет работы по надлежащему содержанию и ремонту общего пользования имущества в многоквартирных домах, оказывает услуги управления многоквартирными домами.
При этом содержание и ремонт общего имущества в многоквартирных домах производится заявителем с привлечением специализированных предприятий, а управление многоквартирными домами заявитель осуществляет самостоятельно.
Заявитель в 1 квартале 2010 года находился на общей системе налогообложения, являлся плательщиком НДС.
- Согласно ст. 154 Жилищного кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя: 1) плату за пользование жилым помещением (плата за наем);
2) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда;
3) плату за коммунальные услуги.
Пунктом 3 статьи 156 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации).
Постановлением Администрации городского округа Верхняя Пышма N 1817 от 30.12.2009 на 2010 год утверждены тарифы платы за содержание и ремонт жилых зданий.
При этом тариф на содержание и ремонт жилых зданий утвержден с НДС и без НДС.
Приложением N 1 к Постановлению N 1817 утверждена структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги, согласно которой плата за содержание и ремонт жилого помещения включает в себя: плату за услуги по управлению, плату по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Таким образом, вознаграждение заявителя за оказываемые им услуги по управлению многоквартирными домами включено в тариф, что соответствует требованиям жилищного законодательства.
В силу пунктов 1, 6 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг) обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг) соответствующую сумму НДС. При реализации товаров (работ, услуг) населению по розничным ценам соответствующая сумма НДС включается в цены (тарифы).
Судом первой инстанции обоснованно установлено, что в 1 квартале 2010 заявителем в составе необлагаемых НДС операций в разделе 7 декларации отражена сумма 130 558 889 руб., в том числе:
- - 107 623 855 руб. - выручка от реализации коммунальных услуг, освобождаемая от налогообложения НДС по п.п. 29 п. 3 ст. 149 НК РФ;
- - 22 935 034 руб. - выручка от реализации работ (услуг) по содержанию и ремонту общих помещений многоквартирных домов, освобождаемая от налогообложения по п.п. 30 п. 3 ст. 149 НК РФ.
Заявителем представлены документы, подтверждающие, что в 1 квартале 2010 им были приобретены у сторонних организаций работ (услуг) по содержанию и ремонту общих помещений многоквартирных домов в указанном размере.
В книге покупок за 1 квартал 2010 года стоимость работ (услуг) подрядных организаций составила 22 935 034,61 руб. В книге продаж за 1 квартал 2010 года стоимость реализации обществом работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов также заявлена в сумме 22 935 034,61 руб., которая предъявлена потребителям в составе тарифа.
Таким образом, потребителям была предъявлена стоимость работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества соответствующая стоимости приобретенных заявителем у подрядных организаций работ (услуг) по ремонту и содержанию многоквартирных домов.
В выручку от реализации работ (услуг), подлежащую обложению НДС, общество включило:
- выручку по управлению многоквартирными домами в размере 9 513 942,42 руб. (в том числе НДС - 1451279,35 руб.),
- выручку по реализации прочих работ (услуг), выполненных собственными силами в размере 203 649,69 руб. (в том числе НДС 31 065,18 руб.)
Оценив имеющиеся в деле доказательства, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что налогоплательщик, приобретая непосредственно у сторонних организаций и индивидуальных предпринимателей работы (услуги) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, правомерно освобождает от налогообложения НДС операции по реализации вышеуказанных работ (услуг) в размере, соответствующей стоимости их приобретения, то есть все условия для применения льготы по п.п. 30 п. 3 ст. 149 НК РФ заявителем соблюдены.
Ссылка налогового органа на то, что тариф установлен с учетом НДС, в связи с чем, налогоплательщик получает необоснованное превышение стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме над стоимостью их приобретения у сторонних подрядных организаций, отклоняется. Как следует из материалов дела, общество находится на общей системе налогообложения и при расчетах с населением за оказанную им комплексную услугу по управлению, содержанию и ремонту общего имущества дома, в силу статьи 168 НК РФ применяет тариф с НДС. Таким образом, по тарифу с НДС потребителям предъявляются не приобретенные у подрядных организаций работы, а комплексная услуга управляющей организации по управлению, содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома. При этом установленные налоговым органом факты приобретения обществом части работ (услуг) по содержанию и ремонту общих помещений жилфонда у подрядных организаций по стоимости без НДС, в связи с применением подрядчиками упрощенной системы налогообложения, не могут служить основанием для отказа в применении обществом льготы при соблюдении требований подпункта 30 пункта 3 статьи 149 НК РФ (Письма Минфина РФ N 03-07-14/45 от 06.05.2011 и N 03-07-14/89 от 02.09.2011).
Довод налогового органа о невозможности применения налогоплательщиком льготы в связи с отсутствием соответствующего тарифа, в котором была бы определена соответствующая доля таких услуг, отклоняется, так как управляющая компания осуществляет управление многоквартирным домом по результатам конкурса по общему тарифу, установленному органом местного самоуправления. Разработка и утверждение данного тарифа не зависит от воли налогоплательщика.
Довод заявителя жалобы об отсутствии раздельного учета в обществе в 1 квартале 2010 года опровергается имеющимися в деле доказательствами: приказом от 11.01.2010 г. за N 2-Б об учетной политике на 2010 год, данными бухгалтерского учета по счету 90 "Продажи" за 1 квартал 2010 г., книгой покупок и книгой продаж за 1 квартал 2010 г.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что требования статьи 149 НК РФ в части ведения раздельного учета заявителем соблюдены. Каких-либо нарушений по ведению обществом раздельного учета, налоговой инспекцией не установлено.
Делая вывод об отсутствии раздельного учета, налоговая инспекция указывает, что в договорах на управление многоквартирными домами плата за содержание и ремонт общего имущества не разделена на облагаемую и необлагаемую НДС части. Однако, как верно указал суд первой инстанции, данный вывод налоговой инспекции не основан на нормах права. Кроме того согласно разделу 4 данных договоров стоимость работ устанавливается исходя из стоимости 1 кв. м общей площади жилищного фонда в месяц, в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме, утвержденном Постановлением главы городского округа.
При таких обстоятельствах, решение инспекции Федеральной налоговой службы по г. Верхней Пышме Свердловской области от 12.04.2011 N 481, судом первой инстанции законно признано недействительным.
В результате изложенного решение суда от 22 сентября 2011 года следует оставить без изменения, апелляционную жалобу ИФНС России по г. Верхней Пышме Свердловской области - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 22 сентября 2011 года по делу N А60-20248/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу ИФНС России по г. Верхней Пышме Свердловской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий
Н.М.САВЕЛЬЕВА
Судьи
Е.Е.ВАСЕВА
В.Г.ГОЛУБЦОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 01.12.2011 N 17АП-11878/2011-АК ПО ДЕЛУ N А60-20248/11
Разделы:Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 декабря 2011 г. N 17АП-11878/2011-АК
Дело N А60-20248/11
Резолютивная часть постановления объявлена 01 декабря 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 декабря 2011 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Савельевой Н.М.
судей Васевой Е.Е., Голубцова В.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Новожиловой Е.Л.
при участии:
- от заявителя ООО "Сити-Сервис" (ОГРН 105660297412, ИНН 6606020937): Закирова Р.Г., паспорт <...>, доверенность от 01.09.2011; Тимохов Р.Ю., паспорт <...>, доверенность от 24.11.2011;
- от заинтересованного лица ИФНС России по г. Верхней Пышме Свердловской области (ОГРН 1046600297336, ИНН 6606002960): Миндиярова Т.А., удостоверение <...>, доверенность от 25.05.2011 N 20; Тугушева Ю.Р., удостоверение <...>, доверенность от 03.08.2011 N 23; Свалов О.В., паспорт <...>, доверенность от 21.10.2011 N 31;
- лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица ИФНС России по г. Верхней Пышме Свердловской области
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 22 сентября 2011 года
по делу N А60-20248/11,
принятое судьей Присухиной Н.Н.
по заявлению ООО "Сити-Сервис"
к ИФНС России по г. Верхней Пышме Свердловской области
о признании недействительным ненормативного акта налогового органа,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Сити-Сервис" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения инспекции Федеральной налоговой службы по г. Верхней Пышме Свердловской области от 12.04.2011 N 481.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 22 сентября 2011 года заявленные требования удовлетворены.
ИФНС России по г. Верхней Пышме Свердловской области (заинтересованное лицо), не согласившись с принятым судебным актом, обжаловало его в порядке апелляционного производства, просит решение суда отменить и принять новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы указывает, что освобождение от обложения НДС подлежат работы (услуги) по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, только если они приобретены у третьих лиц и стоимость реализации указанных работ равна стоимости приобретения. В ходе проверки установлено, что общество предъявляет работы по тарифу с НДС, при этом основная часть работ приобретается у сторонних организаций по стоимости без НДС, следовательно, стоимость предъявления работ выше стоимости их приобретения у сторонних организаций, что противоречит условиям освобождения реализации таких работ от налогообложения НДС.
ООО "Сити-Сервис" (заявитель по делу), представило письменный отзыв на доводы апелляционной жалобы, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Указывает, что поскольку общество находится на общей системе налогообложения, оно при расчетах с населением в силу п.п. 1, 6 ст. 168 НК РФ применяет тариф с НДС. Факт реализации работ по регулируемому тарифу, не может общество ставить в худшее положение, по сравнению с управляющими организациями, получающими платежи отдельно за услуги управления и за работы подрядных организаций, и лишать общество возможности применения льготы по пп. 30 п. 3 ст. 149 НК РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 27.11.2010 заявителем была представлена уточненная налоговая декларация по НДС за 1 квартал 2010 года, согласно которой в разделе 7 декларации заявлена стоимость реализованных (переданных) товаров (работ, услуг) в размере 22935034 руб., в связи с применением льготы по п.п. 30 п. 3 ст. 149 НК РФ.
Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Верхней Пышме Свердловской области проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации ООО "Сити-Сервис" по налогу на добавленную стоимость за 1 квартал 2010 года, представленной 27.11.2010.
По результатам проверки составлен акт камеральной налоговой проверки от 15.03.2011 N 497 и вынесено решение от 12.04.2011 N 481 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым Общество привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в размере 699713 рублей, Обществу доначислен НДС в размере 3498565 рублей, а также пени по НДС в размере 288297 рублей 56 копеек.
Основанием для доначисления НДС послужил вывод Инспекции о необоснованном применении Обществом освобождения от уплаты налога на добавленную стоимость, предусмотренного подпунктом 30 пункта 3 статьи 149 НК РФ.
ООО "Сити-Сервис" обжаловало названное решение в Управление Федеральной налоговой службы по Свердловской области.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области N 635/11 от 26.05.2011 решение инспекции Федеральной налоговой службы по г. Верней Пышме Свердловской области N 481 от 12.04.2011 оставлено без изменения.
Не согласившись с решением инспекции Федеральной налоговой службы по г. Верхней Пышме Свердловской области N 481 от 12.04.2011, общество обратилось в суд с заявлением о признании данного решения недействительным.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из соблюдения налогоплательщиком всех условий для применения льготы по НДС, предусмотренных подпунктом 30 пункта 3 статьи 149 НК РФ, в том числе, по ведению раздельного учета облагаемых и необлагаемых НДС операций.
Заявитель апелляционной жалобы, оспаривая данный вывод суда, указывает на то, что общество предъявляет работы по тарифу с НДС, при этом основная часть работ приобретается у сторонних организаций по стоимости без НДС, следовательно, стоимость предъявления работ выше стоимости их приобретения у сторонних организаций, что противоречит условиям освобождения реализации таких работ от налогообложения НДС, в связи с чем, налогоплательщик не имеет право на применение льготы по статье 149 НК РФ.
Указанный довод исследован судом апелляционной инстанции и подлежит отклонению по следующим основаниям.
На основании п.п. 30 п. 3 ст. 149 НК РФ с 01.01.2010 от налогообложения НДС освобождается реализация работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) управляющими организациями, при условии приобретения управляющими организациями работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме у организаций и индивидуальных предпринимателей, непосредственно выполняющих (оказывающих) данные работы (услуги).
Согласно п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 (далее - Правила N 491), содержание общего имущества включает в себя: осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в п. 13 Правил N 491 ответственными лицами; освещение помещений общего пользования; обеспечение температуры и влажности в помещениях общего пользования; уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества; сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов; меры пожарной безопасности; содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества; текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
Таким образом, от налогообложения НДС освобождаются операции по реализации вышеуказанных работ (услуг) по содержанию, а также ремонту общего имущества в многоквартирном доме, осуществляемые управляющими организациями по стоимости, соответствующей стоимости приобретения этих работ (услуг) у организаций и индивидуальных предпринимателей, непосредственно выполняющих (оказывающих) данные работы (услуги).
При этом работы (услуги) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, реализуемые управляющим организациям организациями и индивидуальными предпринимателями, непосредственно выполняющими (оказывающими) данные работы (услуги), от налогообложения НДС не освобождены.
Кроме того, налоговым законодательством не предусмотрено освобождение от налогообложения коммунальных услуг, работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, работ (услуг) по управлению многоквартирными домами и других работ (услуг), выполняемых (оказываемых) собственными силами управляющих организаций.
Из материалов дела следует, что основными видами деятельности ООО "Сити-Сервис" являются: управление многоквартирными домами; предоставление коммунальных услуг; проведение работ по содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества муниципального жилого фонда города Верхняя Пышма.
Управление многоквартирными домами муниципального жилого дома заявитель осуществляет на основании договоров, заключенных с Администрацией городского округа "Верхняя Пышма".
Согласно условиям данных договоров заявитель предоставляет коммунальные услуги, выполняет работы по надлежащему содержанию и ремонту общего пользования имущества в многоквартирных домах, оказывает услуги управления многоквартирными домами.
При этом содержание и ремонт общего имущества в многоквартирных домах производится заявителем с привлечением специализированных предприятий, а управление многоквартирными домами заявитель осуществляет самостоятельно.
Заявитель в 1 квартале 2010 года находился на общей системе налогообложения, являлся плательщиком НДС.
- Согласно ст. 154 Жилищного кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя: 1) плату за пользование жилым помещением (плата за наем);
2) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда;
3) плату за коммунальные услуги.
Пунктом 3 статьи 156 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации).
Постановлением Администрации городского округа Верхняя Пышма N 1817 от 30.12.2009 на 2010 год утверждены тарифы платы за содержание и ремонт жилых зданий.
При этом тариф на содержание и ремонт жилых зданий утвержден с НДС и без НДС.
Приложением N 1 к Постановлению N 1817 утверждена структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги, согласно которой плата за содержание и ремонт жилого помещения включает в себя: плату за услуги по управлению, плату по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Таким образом, вознаграждение заявителя за оказываемые им услуги по управлению многоквартирными домами включено в тариф, что соответствует требованиям жилищного законодательства.
В силу пунктов 1, 6 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг) обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг) соответствующую сумму НДС. При реализации товаров (работ, услуг) населению по розничным ценам соответствующая сумма НДС включается в цены (тарифы).
Судом первой инстанции обоснованно установлено, что в 1 квартале 2010 заявителем в составе необлагаемых НДС операций в разделе 7 декларации отражена сумма 130 558 889 руб., в том числе:
- - 107 623 855 руб. - выручка от реализации коммунальных услуг, освобождаемая от налогообложения НДС по п.п. 29 п. 3 ст. 149 НК РФ;
- - 22 935 034 руб. - выручка от реализации работ (услуг) по содержанию и ремонту общих помещений многоквартирных домов, освобождаемая от налогообложения по п.п. 30 п. 3 ст. 149 НК РФ.
Заявителем представлены документы, подтверждающие, что в 1 квартале 2010 им были приобретены у сторонних организаций работ (услуг) по содержанию и ремонту общих помещений многоквартирных домов в указанном размере.
В книге покупок за 1 квартал 2010 года стоимость работ (услуг) подрядных организаций составила 22 935 034,61 руб. В книге продаж за 1 квартал 2010 года стоимость реализации обществом работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов также заявлена в сумме 22 935 034,61 руб., которая предъявлена потребителям в составе тарифа.
Таким образом, потребителям была предъявлена стоимость работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества соответствующая стоимости приобретенных заявителем у подрядных организаций работ (услуг) по ремонту и содержанию многоквартирных домов.
В выручку от реализации работ (услуг), подлежащую обложению НДС, общество включило:
- выручку по управлению многоквартирными домами в размере 9 513 942,42 руб. (в том числе НДС - 1451279,35 руб.),
- выручку по реализации прочих работ (услуг), выполненных собственными силами в размере 203 649,69 руб. (в том числе НДС 31 065,18 руб.)
Оценив имеющиеся в деле доказательства, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что налогоплательщик, приобретая непосредственно у сторонних организаций и индивидуальных предпринимателей работы (услуги) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, правомерно освобождает от налогообложения НДС операции по реализации вышеуказанных работ (услуг) в размере, соответствующей стоимости их приобретения, то есть все условия для применения льготы по п.п. 30 п. 3 ст. 149 НК РФ заявителем соблюдены.
Ссылка налогового органа на то, что тариф установлен с учетом НДС, в связи с чем, налогоплательщик получает необоснованное превышение стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме над стоимостью их приобретения у сторонних подрядных организаций, отклоняется. Как следует из материалов дела, общество находится на общей системе налогообложения и при расчетах с населением за оказанную им комплексную услугу по управлению, содержанию и ремонту общего имущества дома, в силу статьи 168 НК РФ применяет тариф с НДС. Таким образом, по тарифу с НДС потребителям предъявляются не приобретенные у подрядных организаций работы, а комплексная услуга управляющей организации по управлению, содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома. При этом установленные налоговым органом факты приобретения обществом части работ (услуг) по содержанию и ремонту общих помещений жилфонда у подрядных организаций по стоимости без НДС, в связи с применением подрядчиками упрощенной системы налогообложения, не могут служить основанием для отказа в применении обществом льготы при соблюдении требований подпункта 30 пункта 3 статьи 149 НК РФ (Письма Минфина РФ N 03-07-14/45 от 06.05.2011 и N 03-07-14/89 от 02.09.2011).
Довод налогового органа о невозможности применения налогоплательщиком льготы в связи с отсутствием соответствующего тарифа, в котором была бы определена соответствующая доля таких услуг, отклоняется, так как управляющая компания осуществляет управление многоквартирным домом по результатам конкурса по общему тарифу, установленному органом местного самоуправления. Разработка и утверждение данного тарифа не зависит от воли налогоплательщика.
Довод заявителя жалобы об отсутствии раздельного учета в обществе в 1 квартале 2010 года опровергается имеющимися в деле доказательствами: приказом от 11.01.2010 г. за N 2-Б об учетной политике на 2010 год, данными бухгалтерского учета по счету 90 "Продажи" за 1 квартал 2010 г., книгой покупок и книгой продаж за 1 квартал 2010 г.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что требования статьи 149 НК РФ в части ведения раздельного учета заявителем соблюдены. Каких-либо нарушений по ведению обществом раздельного учета, налоговой инспекцией не установлено.
Делая вывод об отсутствии раздельного учета, налоговая инспекция указывает, что в договорах на управление многоквартирными домами плата за содержание и ремонт общего имущества не разделена на облагаемую и необлагаемую НДС части. Однако, как верно указал суд первой инстанции, данный вывод налоговой инспекции не основан на нормах права. Кроме того согласно разделу 4 данных договоров стоимость работ устанавливается исходя из стоимости 1 кв. м общей площади жилищного фонда в месяц, в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме, утвержденном Постановлением главы городского округа.
При таких обстоятельствах, решение инспекции Федеральной налоговой службы по г. Верхней Пышме Свердловской области от 12.04.2011 N 481, судом первой инстанции законно признано недействительным.
В результате изложенного решение суда от 22 сентября 2011 года следует оставить без изменения, апелляционную жалобу ИФНС России по г. Верхней Пышме Свердловской области - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 22 сентября 2011 года по делу N А60-20248/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу ИФНС России по г. Верхней Пышме Свердловской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий
Н.М.САВЕЛЬЕВА
Судьи
Е.Е.ВАСЕВА
В.Г.ГОЛУБЦОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)