Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 мая 2012 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Караваевой А.В.,
судей Буториной Г.Г., Кононова П.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Четверговым Д.С.,
при участии в судебном заседании:
представителя заявителя Пестовой Т.А., действующей на основании доверенности от 16.05.2012 N 01-07-143,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Ленинского района города Кирова"
на решение Арбитражного суда Кировской области от 20.03.2012 по делу N А28-375/2012, принятое судом в составе судьи Агалаковой Н.В.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Ленинского района города Кирова" (ИНН: 4345239742; 1084345135478)
к Государственной жилищной инспекции Кировской области (ИНН: 4345049124; ОГРН: 1024301334089),
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Ленинского района города Кирова" (далее - заявитель, Общество, Управляющая компания, ООО "УК Ленинского района города Кирова") обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Кировской области (далее - ответчик, административный орган, ГЖИ, Инспекция) от 27.12.2011 N 591, которым Общество привлечено к административной ответственности по статье 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 20.03.2012 в удовлетворении требований ООО "УК Ленинского района города Кирова" отказано.
Управляющая компания с принятым решением суда первой инстанции не согласна, обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Кировской области от 20.03.2012 по делу N А28-375/2012 и принять по делу новый судебный акт.
По мнению заявителя, суд первой инстанции не применил закон, подлежащий применению. В апелляционной жалобе Общество отмечает, что судом первой инстанции не применена и не дана оценка пункту 2.3.7 Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", в соответствии с которой, в зданиях намеченных к производству капитального ремонта в течение ближайших пять лет или подлежащих сносу, текущий ремонт следует ограничивать работами, обеспечивающими нормативные условия для проживания (подготовка весеннее - летней и зимней эксплуатации, наладка инженерного оборудования). Заявитель указывает, что данные работы производились, дом к зимнему периоду подготовлен, коммунальные услуги гражданам представляются надлежащего качества, осуществляется вывоз ТБО и ЖБО.
Так же Общество ссылается на недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд первой инстанции посчитал установленными. Заявитель считает не основанным на законе и не доказанным материалами дела вывод суда о необходимости Управляющей компании произвести работы по ремонту, в части устранения дефектов кровли и иных конструкций дома. Делая указанный вывод, суд не оценил объем работ, который был выполнении при управлении домом. Оказывая работы по устранению аварий, ремонту печей, выгребных ям, трубопроводов, Управляющая компания определила их как первоочередными и направленными на безопасное проживание граждан. Кроме того, как указывает заявитель, несмотря на неудовлетворительное состояние кровельного покрытия, материалами проверки не подтверждено нарушение именно пункта 2.3.7 Правил N 170.
ООО "УК Ленинского района города Кирова" полагает, что выводы, сделанные судом в оспариваемом решении, не соответствуют обстоятельствам дела. Общество указывает, что выписка из плана определена судом как доказательство необходимости ремонта кровли, на основании чего сделан вывод о непринятии мер. Заявитель обращает внимание суда апелляционной инстанции на то, что Управляющая компания не оспаривала изначально необходимость ремонта кровли, кроме того, в необходимом объеме ремонт кровли производился при подготовке дома к зимнему периоду, но, учитывая, что кровля нуждается в капитальном ремонте, ремонт ограничился лишь устранением протечек.
Более подробно доводы заявителя изложены в апелляционной жалобе.
Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителя в судебное заседание суда апелляционной инстанции не направил.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителя ответчика.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела, на основании приказа ГЖИ от 12.10.2011 N 1221/10 (л.д. 80) в связи с обращением гражданина, проживающего в многоквартирном доме N 4д по ул. Хлыновской г. Кирова в отношении деятельности Общества по управлению многоквартирным домом проведена внеплановая проверка. Проверка согласована с Прокуратурой Кировской области 13.10.2011 (л.д. 79).
Управление указанным многоквартирным жилым домом осуществляется обществом на основании договора на управление многоквартирным домом от 05.01.2009 N 18713/09 (л.д. 26-33).
В ходе проверки административным органом выявлены факты нарушения пунктов 4.6.2.3., 4.9.1.3., 4.6.1.13., 3.3.4., 4.6.3.6., 4.6.1.1., 4.6.1.2., 3.2.10 "Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила и нормы N 170) в отношении качества предоставляемых заявителем услуг по содержанию и ремонту многоквартирного жилого дома N 4д по ул. Хлыновской г. Кирова:
по фасаду дома со стороны подъезда:
- - разрушение оголовков печных труб, частично отсутствует защитные фартуки у сопряжения кровельного материала с вентиляционными трубами;
- по чердачному помещению:
- - на кровельном покрытии обнаружены трещины, сколы, отверстия, чердачное помещение захламлено ящиками и коробками: в чердачном помещении обнаружено не плотное примыкание покрытия кровли к печным шахтам, визуально обнаружен прогиб стропильной ноги у слухового окна);
- - на потолке межэтажной площадки над оконным проемом следы сухих протечек на площади до 0.5 кв. м.
Указанные нарушения зафиксированы в акте проверки от 10.11.2011.
10.11.2011 уполномоченным должностным лицом Инспекции составлен протокол N 3/49 об административном правонарушении по части 7.22 КоАП РФ.
Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, заместитель начальника ГЖИ вынес постановление от 27.12.2011 N 591 о назначении административного наказания, согласно которому ООО "Управляющая компания Ленинского района города Кирова" привлечено к административной ответственности по статье 7.22 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 40000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением административного органа, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суд первой инстанции исходил из наличия в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.22 КоАП РФ, отсутствия процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, назначения наказания с учетом конкретных обстоятельств дела, в пределах санкции статьи 7.22 КоАП РФ.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя заявителя, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела (часть 6 статьи 210 АПК РФ).
В силу части 2 статьи 211 АПК РФ, установив, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
В соответствии со статьей 7.22 КоАП РФ нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В силу части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами (часть 1 статьи 161 ЖК РФ).
Пунктом 3 статьи 39 ЖК РФ предусмотрено, что правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила N 491).
В силу пункта 2 Правил N 491, в состав общего имущества многоквартирного дома включаются, в том числе, помещения, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи и подвалы; крыши; механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры).
Пунктом 10 Правил N 491 предусмотрено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем, в том числе: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества.
Содержание общего имущества согласно пункту 11 Правил N 491 в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; освещение помещений общего пользования; обеспечение установленных законодательством Российской Федерации температуры и влажности в помещениях общего пользования; уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества; сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме; меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности; содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества; текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
Пункт 42 Правил N 491 устанавливает, что управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Согласно договору управления от 05.01.2009 N 18713/09, управление многоквартирным жилым домом N 4д по ул. Хлыновской города Кирова возложено на управляющую организацию - ООО "Управляющая компания Ленинского района г. Кирова".
Требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда закреплены в Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее по тексту - Правила N 170).
В силу пункта 3.2.10 Правил N 170 в деревянных жилых домах стены и потолки лестничных клеток и коридоров с внутренней стороны следует штукатурить или обрабатывать огнезащитным составом.
Согласно требованиям пункта 3.3.4 Правил N 170 чердачные помещения не должны быть захламлены строительным мусором, домашними и прочими вещами и оборудованием.
Организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить исправное состояние конструкций чердачного помещения, кровли и системы водоотвода; защиту от увлажнения конструкций от протечек кровли; чистоту чердачных помещений и освещенность (пункт 4.6.1.1 Правил N 170).
Следует устранять, не допуская дальнейшего развития, деформации в кровельных несущих конструкциях: деревянных (нарушения соединений между элементами, загнивание и прогиб стропильных ног, обрешетки и др. элементов) (пункт 4.6.1.2 Правил N 170).
Согласно пункту 4.6.1.13 Правил N 170 кровельные покрытия в сопряжениях со стенами, вентиляционными блоками и другими выступающими над крышами устройствами следует заводить в штрабы и защищать фартуком из оцинкованной стали (при этом фартук должен быть выше кровли на 15 см, а в штрабе герметизирован), а в сопряжении с радиотрансляционными стойками и телеантеннами - устанавливать дополнительную стальную гильзу с фланцем.
Из положений пункта 4.6.2.3 Правил N 170 следует, что необходимо обеспечить исправность всех выступающих над поверхностью кровель элементов дымовых и вентиляционных труб, дефлекторов, выходов на крышу, парапетов, антенн, архитектурных деталей и т.д.
В соответствии с пунктом 4.6.3.6 Правил N 170 требуется обеспечить исправное состояние покрытия около труб и расжелобков.
В силу пункта 4.6.4.6 Правил N 170 повреждение кровли, свесов, желобов и водоприемных воронок необходимо устранять немедленно.
Пунктом 4.9.1.3. Правил N 170 установлено, что неисправности печей: трещины в печах и трубах, щели вокруг разделки и выпадение из нее кирпичей, следует устранять по мере выявления недостатков, не допуская ухудшения состояния конструкций.
Факт нарушения Обществом перечисленных Правил N 170 подтверждается совокупностью представленных в материалы дела доказательств, отражен в акте проверки от 10.11.2011 N 3/56, в протоколе об административном правонарушении от 10.11.2011 N 3/49 и заявителем по существу не оспаривается.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих о принятии заявителем необходимых и достаточных мер по соблюдению требований Правил N 170 либо невозможности соблюдения указанных Правил в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях Общества, ответственного за содержание и ремонт спорного жилого дома, состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ.
В апелляционной жалобе заявитель ссылается на то, что дом N 4д по улице Хлыновской города Кирова признан аварийным и подлежащим сносу. При этом Общество указывает, что, несмотря на указанное обстоятельство, заявитель исполнял взятые на себя обязательства, установленные действующим законодательством.
Согласно пункту 3.2. Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 г. N 11 "О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" признание жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции само по себе не является обстоятельством, исключающим обязанность по содержанию этого дома в необходимых объемах до отселения проживающих в нем лиц (например, в соответствии с гигиеническими требованиями к жилым помещениям, участку и территории жилых зданий) и при ненадлежащем содержании возможность привлечения виновных лиц к ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьей 7.22 КоАП РФ.
Следовательно, факт признания жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции не освобождает управляющую организацию от выполнения обязанностей по содержанию и текущему ремонту многоквартирного дома.
Суд апелляционной инстанции согласен с выводом суда первой инстанции о том, что выписка из плана текущего ремонта жилищного фонда от 13.03.2012, из которой следует, что Обществом запланирован частичный ремонт кровли в местах примыкания печных труб на 2 квартал 2012 года, также свидетельствует о непринятии Управляющей компании своевременных мер по содержанию и ремонту жилого дома N 4д по ул. Хлыновской г. Кирова.
Доводы апелляционной жалобы рассмотрены судом апелляционной инстанции, однако учтены быть не могут, поскольку не опровергают обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
При таких обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции находит доводы апелляционной жалобы несостоятельными, а обжалуемое решение суда законным и обоснованным, вынесенным на основании объективного и полного исследования обстоятельств и материалов дела, с учетом норм действующего законодательства, и не усматривает правовых оснований для его отмены.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 30.2 КоАП РФ и статьей 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Кировской области от 20.03.2012 по делу N А28-375/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Ленинского района города Кирова" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в случаях и в порядке, установленных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Председательствующий
А.В.КАРАВАЕВА
Судьи
Г.Г.БУТОРИНА
П.И.КОНОНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВТОРОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.05.2012 ПО ДЕЛУ N А28-375/2012
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 мая 2012 г. по делу N А28-375/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 мая 2012 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Караваевой А.В.,
судей Буториной Г.Г., Кононова П.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Четверговым Д.С.,
при участии в судебном заседании:
представителя заявителя Пестовой Т.А., действующей на основании доверенности от 16.05.2012 N 01-07-143,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Ленинского района города Кирова"
на решение Арбитражного суда Кировской области от 20.03.2012 по делу N А28-375/2012, принятое судом в составе судьи Агалаковой Н.В.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Ленинского района города Кирова" (ИНН: 4345239742; 1084345135478)
к Государственной жилищной инспекции Кировской области (ИНН: 4345049124; ОГРН: 1024301334089),
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Ленинского района города Кирова" (далее - заявитель, Общество, Управляющая компания, ООО "УК Ленинского района города Кирова") обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Кировской области (далее - ответчик, административный орган, ГЖИ, Инспекция) от 27.12.2011 N 591, которым Общество привлечено к административной ответственности по статье 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 20.03.2012 в удовлетворении требований ООО "УК Ленинского района города Кирова" отказано.
Управляющая компания с принятым решением суда первой инстанции не согласна, обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Кировской области от 20.03.2012 по делу N А28-375/2012 и принять по делу новый судебный акт.
По мнению заявителя, суд первой инстанции не применил закон, подлежащий применению. В апелляционной жалобе Общество отмечает, что судом первой инстанции не применена и не дана оценка пункту 2.3.7 Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", в соответствии с которой, в зданиях намеченных к производству капитального ремонта в течение ближайших пять лет или подлежащих сносу, текущий ремонт следует ограничивать работами, обеспечивающими нормативные условия для проживания (подготовка весеннее - летней и зимней эксплуатации, наладка инженерного оборудования). Заявитель указывает, что данные работы производились, дом к зимнему периоду подготовлен, коммунальные услуги гражданам представляются надлежащего качества, осуществляется вывоз ТБО и ЖБО.
Так же Общество ссылается на недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд первой инстанции посчитал установленными. Заявитель считает не основанным на законе и не доказанным материалами дела вывод суда о необходимости Управляющей компании произвести работы по ремонту, в части устранения дефектов кровли и иных конструкций дома. Делая указанный вывод, суд не оценил объем работ, который был выполнении при управлении домом. Оказывая работы по устранению аварий, ремонту печей, выгребных ям, трубопроводов, Управляющая компания определила их как первоочередными и направленными на безопасное проживание граждан. Кроме того, как указывает заявитель, несмотря на неудовлетворительное состояние кровельного покрытия, материалами проверки не подтверждено нарушение именно пункта 2.3.7 Правил N 170.
ООО "УК Ленинского района города Кирова" полагает, что выводы, сделанные судом в оспариваемом решении, не соответствуют обстоятельствам дела. Общество указывает, что выписка из плана определена судом как доказательство необходимости ремонта кровли, на основании чего сделан вывод о непринятии мер. Заявитель обращает внимание суда апелляционной инстанции на то, что Управляющая компания не оспаривала изначально необходимость ремонта кровли, кроме того, в необходимом объеме ремонт кровли производился при подготовке дома к зимнему периоду, но, учитывая, что кровля нуждается в капитальном ремонте, ремонт ограничился лишь устранением протечек.
Более подробно доводы заявителя изложены в апелляционной жалобе.
Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителя в судебное заседание суда апелляционной инстанции не направил.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителя ответчика.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела, на основании приказа ГЖИ от 12.10.2011 N 1221/10 (л.д. 80) в связи с обращением гражданина, проживающего в многоквартирном доме N 4д по ул. Хлыновской г. Кирова в отношении деятельности Общества по управлению многоквартирным домом проведена внеплановая проверка. Проверка согласована с Прокуратурой Кировской области 13.10.2011 (л.д. 79).
Управление указанным многоквартирным жилым домом осуществляется обществом на основании договора на управление многоквартирным домом от 05.01.2009 N 18713/09 (л.д. 26-33).
В ходе проверки административным органом выявлены факты нарушения пунктов 4.6.2.3., 4.9.1.3., 4.6.1.13., 3.3.4., 4.6.3.6., 4.6.1.1., 4.6.1.2., 3.2.10 "Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила и нормы N 170) в отношении качества предоставляемых заявителем услуг по содержанию и ремонту многоквартирного жилого дома N 4д по ул. Хлыновской г. Кирова:
по фасаду дома со стороны подъезда:
- - разрушение оголовков печных труб, частично отсутствует защитные фартуки у сопряжения кровельного материала с вентиляционными трубами;
- по чердачному помещению:
- - на кровельном покрытии обнаружены трещины, сколы, отверстия, чердачное помещение захламлено ящиками и коробками: в чердачном помещении обнаружено не плотное примыкание покрытия кровли к печным шахтам, визуально обнаружен прогиб стропильной ноги у слухового окна);
- - на потолке межэтажной площадки над оконным проемом следы сухих протечек на площади до 0.5 кв. м.
Указанные нарушения зафиксированы в акте проверки от 10.11.2011.
10.11.2011 уполномоченным должностным лицом Инспекции составлен протокол N 3/49 об административном правонарушении по части 7.22 КоАП РФ.
Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, заместитель начальника ГЖИ вынес постановление от 27.12.2011 N 591 о назначении административного наказания, согласно которому ООО "Управляющая компания Ленинского района города Кирова" привлечено к административной ответственности по статье 7.22 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 40000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением административного органа, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суд первой инстанции исходил из наличия в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.22 КоАП РФ, отсутствия процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, назначения наказания с учетом конкретных обстоятельств дела, в пределах санкции статьи 7.22 КоАП РФ.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя заявителя, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела (часть 6 статьи 210 АПК РФ).
В силу части 2 статьи 211 АПК РФ, установив, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
В соответствии со статьей 7.22 КоАП РФ нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В силу части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами (часть 1 статьи 161 ЖК РФ).
Пунктом 3 статьи 39 ЖК РФ предусмотрено, что правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила N 491).
В силу пункта 2 Правил N 491, в состав общего имущества многоквартирного дома включаются, в том числе, помещения, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи и подвалы; крыши; механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры).
Пунктом 10 Правил N 491 предусмотрено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем, в том числе: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества.
Содержание общего имущества согласно пункту 11 Правил N 491 в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; освещение помещений общего пользования; обеспечение установленных законодательством Российской Федерации температуры и влажности в помещениях общего пользования; уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества; сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме; меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности; содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества; текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
Пункт 42 Правил N 491 устанавливает, что управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Согласно договору управления от 05.01.2009 N 18713/09, управление многоквартирным жилым домом N 4д по ул. Хлыновской города Кирова возложено на управляющую организацию - ООО "Управляющая компания Ленинского района г. Кирова".
Требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда закреплены в Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее по тексту - Правила N 170).
В силу пункта 3.2.10 Правил N 170 в деревянных жилых домах стены и потолки лестничных клеток и коридоров с внутренней стороны следует штукатурить или обрабатывать огнезащитным составом.
Согласно требованиям пункта 3.3.4 Правил N 170 чердачные помещения не должны быть захламлены строительным мусором, домашними и прочими вещами и оборудованием.
Организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить исправное состояние конструкций чердачного помещения, кровли и системы водоотвода; защиту от увлажнения конструкций от протечек кровли; чистоту чердачных помещений и освещенность (пункт 4.6.1.1 Правил N 170).
Следует устранять, не допуская дальнейшего развития, деформации в кровельных несущих конструкциях: деревянных (нарушения соединений между элементами, загнивание и прогиб стропильных ног, обрешетки и др. элементов) (пункт 4.6.1.2 Правил N 170).
Согласно пункту 4.6.1.13 Правил N 170 кровельные покрытия в сопряжениях со стенами, вентиляционными блоками и другими выступающими над крышами устройствами следует заводить в штрабы и защищать фартуком из оцинкованной стали (при этом фартук должен быть выше кровли на 15 см, а в штрабе герметизирован), а в сопряжении с радиотрансляционными стойками и телеантеннами - устанавливать дополнительную стальную гильзу с фланцем.
Из положений пункта 4.6.2.3 Правил N 170 следует, что необходимо обеспечить исправность всех выступающих над поверхностью кровель элементов дымовых и вентиляционных труб, дефлекторов, выходов на крышу, парапетов, антенн, архитектурных деталей и т.д.
В соответствии с пунктом 4.6.3.6 Правил N 170 требуется обеспечить исправное состояние покрытия около труб и расжелобков.
В силу пункта 4.6.4.6 Правил N 170 повреждение кровли, свесов, желобов и водоприемных воронок необходимо устранять немедленно.
Пунктом 4.9.1.3. Правил N 170 установлено, что неисправности печей: трещины в печах и трубах, щели вокруг разделки и выпадение из нее кирпичей, следует устранять по мере выявления недостатков, не допуская ухудшения состояния конструкций.
Факт нарушения Обществом перечисленных Правил N 170 подтверждается совокупностью представленных в материалы дела доказательств, отражен в акте проверки от 10.11.2011 N 3/56, в протоколе об административном правонарушении от 10.11.2011 N 3/49 и заявителем по существу не оспаривается.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих о принятии заявителем необходимых и достаточных мер по соблюдению требований Правил N 170 либо невозможности соблюдения указанных Правил в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях Общества, ответственного за содержание и ремонт спорного жилого дома, состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ.
В апелляционной жалобе заявитель ссылается на то, что дом N 4д по улице Хлыновской города Кирова признан аварийным и подлежащим сносу. При этом Общество указывает, что, несмотря на указанное обстоятельство, заявитель исполнял взятые на себя обязательства, установленные действующим законодательством.
Согласно пункту 3.2. Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 г. N 11 "О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" признание жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции само по себе не является обстоятельством, исключающим обязанность по содержанию этого дома в необходимых объемах до отселения проживающих в нем лиц (например, в соответствии с гигиеническими требованиями к жилым помещениям, участку и территории жилых зданий) и при ненадлежащем содержании возможность привлечения виновных лиц к ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьей 7.22 КоАП РФ.
Следовательно, факт признания жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции не освобождает управляющую организацию от выполнения обязанностей по содержанию и текущему ремонту многоквартирного дома.
Суд апелляционной инстанции согласен с выводом суда первой инстанции о том, что выписка из плана текущего ремонта жилищного фонда от 13.03.2012, из которой следует, что Обществом запланирован частичный ремонт кровли в местах примыкания печных труб на 2 квартал 2012 года, также свидетельствует о непринятии Управляющей компании своевременных мер по содержанию и ремонту жилого дома N 4д по ул. Хлыновской г. Кирова.
Доводы апелляционной жалобы рассмотрены судом апелляционной инстанции, однако учтены быть не могут, поскольку не опровергают обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
При таких обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции находит доводы апелляционной жалобы несостоятельными, а обжалуемое решение суда законным и обоснованным, вынесенным на основании объективного и полного исследования обстоятельств и материалов дела, с учетом норм действующего законодательства, и не усматривает правовых оснований для его отмены.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 30.2 КоАП РФ и статьей 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Кировской области от 20.03.2012 по делу N А28-375/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Ленинского района города Кирова" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в случаях и в порядке, установленных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Председательствующий
А.В.КАРАВАЕВА
Судьи
Г.Г.БУТОРИНА
П.И.КОНОНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)