Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 30.11.2010 N 17АП-11093/2010-АК ПО ДЕЛУ N А50-17414/2010

Разделы:
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом; Договор управления многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 ноября 2010 г. N 17АП-11093/2010-АК

Дело N А50-17414/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 29 ноября 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 ноября 2010 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Грибиниченко О.Г.,
судей Васевой Е.Е., Осиповой С.П.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Черепановой Ю.С.
при участии:
- от заявителя ООО "Пермгазэнергосервис-Оса" - Рыбин Ю.И., паспорт, доверенность N 2 от 11.01.2010 г.;
- от заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю Южный территориальный отдел - не явились, извещены;
- лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя ООО "Пермгазэнергосервис-Оса"
на решение Арбитражного суда Пермского края от 28 сентября 2010 года
по делу N А50-17414/2010,
принятое судьей Мартемьяновым В.И.,
по заявлению ООО "Пермгазэнергосервис-Оса"
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю Южный территориальный отдел
о признании незаконным и отмене постановления административного органа,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Пермгазэнергосервис-Оса" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Южного территориального отдела Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю (далее - управление, административный орган) от 24.06.2010 года N 428-Ю о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 5 000 руб.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 28.09.2010 (резолютивная часть решения объявлена 21.09.2010) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и удовлетворить их требование.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на недоказанность состава административного правонарушения, так как общество не является его субъектом-исполнителем коммунальных услуг, допущены нарушения процессуальных требований привлечения к административной ответственности.
Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Административный орган с апелляционной жалобой не согласен по мотивам, указанным в письменном отзыве. Решение суда считает законным и обоснованным, просит оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Управление, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание представителей не направило, что в силу ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения N 786 от 23.04.2010 г. административным органом проведена плановая выездная проверка в отношении общества, о чем составлен соответствующий акт N 74 от 28.05.2010 г.
28.05.2010 г. в присутствии законного представителя общества административным органом составлен протокол об административном правонарушении, где часть выявленных и зафиксированных актом проверки нарушений квалифицированы по ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ.
Постановлением N 428-Ю от 24.06.2010 г. заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 5 000 руб.
Не согласившись с названным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях заявителя состава правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ, и отсутствии нарушений порядка привлечения к административной ответственности.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что решение суда соответствует действующему законодательству, оснований для его отмены не имеется.
В соответствии с ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ нарушение прав потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ, составляют действия или бездействие изготовителя, исполнителя, продавца, направленные на уклонение от исполнения или ненадлежащее исполнение обязанностей по предоставлению потребителю необходимой и достоверной информации; нарушение требований, касающихся способов доведения информации до сведения потребителя.
В силу ст. 8 Федерального закона от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закона о защите прав потребителей) потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах). Эта информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.
В соответствии с п. 1, 2, 3 ст. 10 названного Закона изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.
Требования к доведению информации об оказываемых коммунальных услугах до потребителя содержатся в Правилах предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила).
В соответствии с п. 2 указанных Правил, их действие распространяется на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов.
Согласно п. 3 Правил исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.
Под исполнителем понимается организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору.
Требования по объему информации о предоставляемых коммунальных услугах, порядку и способу(ам) ее доведения до потребителя законодательно определены, и подлежат выполнению исполнителем данных коммунальных услуг (п.п. 38, 49 Правил).
Согласно п. 49 Правил исполнитель путем указания в договоре, а также размещения на доске объявлений в помещении исполнителя в месте, доступном для всех посетителей, обязан предоставить потребителю следующую информацию: о порядке и форме оплаты коммунальных услуг; о параметрах качества предоставления коммунальных услуг, о предельных сроках устранения аварий и иных нарушений порядка предоставления коммунальных услуг, установленные законодательством Российской Федерации, а также информацию о настоящих Правилах.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что основанием для привлечения к указанной административной ответственности послужили выводы административного органа о том, что общество, допустило нарушение права потребителей на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режимах их работы.
В частности общество не довело до сведения потребителей в платежных документах (счетах-квитанциях) на оплату коммунальных услуг, необходимую информацию о реализуемых коммунальных услугах, в нарушение ст. 10 Закона о защите прав потребителей, п.п. "в, г, д, е, ж, з" п. 38 Правил.
Также в вину заявителю вменяется то, что в помещении общество не обеспечило доведение до сведения потребителей информации, включающей в себя: порядок и форму оплаты коммунальных услуг, параметры качества предоставления коммунальных услуг, предельные сроки устранения аварий и других нарушений порядка предоставления коммунальных услуг, установленные законодательством РФ, а также информацию о Правилах предоставления коммунальных услуг гражданам, наименований адреса и телефоны федеральных органов исполнительной власти (их территориальных органов и подразделений), органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, уполномоченных осуществлять контроль за соблюдением вышеуказанных Правил, которая должна размещаться в месте доступном для всех потребителей, - нарушен п.п. "п" п. 49 Правил.
Кроме того, административный орган считает, что общество не обеспечило доведение до потребителей - граждан, жильцов многоквартирных домов, информации о месте нахождения исполнителя услуг (адрес его постоянно действующего исполнительного органа), сведения о государственной регистрации, режиме работы, ф.и.о. руководителя, адреса о номерах телефонов диспетчерской, аварийной или аварийно-диспетчерской службы, о размерах тарифов на коммунальные услуги, надбавок к тарифам и реквизиты нормативных правовых актов, на основании которых применяются тарифы, размещаемой на досках объявлений, расположенных в подъездах многоквартирного дома, или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, или вблизи этого дома, чем также нарушен п.п. "п" п. 49 Правил.
Факты нарушений вышеуказанных положений правил административным органом в оспариваемом постановлении отражены и обществом по существу не оспариваются.
Между тем общество считает, что исполнителем коммунальных услуг оно не является, так как таким исполнителями являются существующие на территории Осинского городского поселения управляющие компании.
Однако в соответствии с ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ субъектом данного правонарушения является лицо, реализующее потребителям товары (работы, услуги).
Согласно п. 7 Правил, при отсутствии у собственников помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом) или собственников жилых домов договора, заключенного с исполнителем, указанные собственники заключают договор о приобретении холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также о водоотведении непосредственно с соответствующей ресурсоснабжающей организацией. В этом случае ресурсоснабжающая организация несет ответственность за режим и качество подачи холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также водоотведения на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры.
Собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Из содержания письма Министерства регионального развития Российской Федерации от 20.03.2007 N 4967-СК/07 "О применении п. 7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307" следует, что в случае, когда ресурсоснабжающая организация не отвечает за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю подаются коммунальные ресурсы (отношения ресурсоснабжения), ресурсоснабжающая организация не является исполнителем коммунальных услуг и несет ответственность за режим и качество подачи холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также водоотведения на границе присоединения сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, к сетям инженерно-технического обеспечения. В указанном случае, согласно статье 539 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник помещения является абонентом (потребителем), а соответствующая ресурсоснабжающая организация - энергоснабжающей организацией. К отношениям ресурсоснабжения, при которых за подачу холодной и горячей воды, электрической и тепловой энергии, газа, а также за водоотведение отвечает одно лицо, а за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю подаются соответствующие коммунальные ресурсы, отвечает другое лицо, должны применяться требования пункта 7 Правил. Обслуживание внутридомовых инженерных систем в указанном случае будет осуществляться лицами, привлекаемыми собственниками помещений в многоквартирном доме либо собственниками жилых домов по договору или собственниками помещений в многоквартирном доме самостоятельно, если договором с ресурсоснабжающей организацией не предусмотрено иное.
Общество осуществляет деятельность, связанную с производством, транспортировкой, распределением, торговлей природными ресурсами: тепловой энергией, электрической энергией, газом, нефтью и иными ресурсами, главной целью которой является получение прибыли (п. 3.1 Устава). Общество как организация, которой разрешено заниматься оказанием платных услуг в соответствие с ее профилем работы, в настоящее время оказывает, в том числе и платные коммунальные услуги предприятиям, организациям, учреждениям и прочим потребителям: по бесперебойному обеспечению холодной водой, по удалению и обработке сточных вол утилизации и переработке отходов и т.д. Фактически на момент проверки было установлено, что ООО "ПГЭС-ОСА" также оказывает платные коммунальные услуги гражданам по бесперебойному круглосуточному обеспечению холодной питьевой водой в необходимых объемах, надлежащего качества по присоединенной сети в их жилые помещения, либо до водозаборной колонки, и водоотведению (отвод бытовых стоков из жилых помещений по присоединенной сети), проживающих в домах разнообразной застройки и благоустройства (благоустроенные, полублагоустроенные, неблагоустроенные многоквартирные жилые дома, дома частной застройки и пр.) на территории г. Оса и населенных пунктах Горского, Гремячинского, Комаровского, Крыловского, Новозалесновского, Паклинского, Пальского сельских поселений Осинского муниципального района в соответствии с уставной деятельностью Общества. Общество по отношению к потребителям этих услуг является ресурсоснабжающей организацией, что соответствует требованиям п.п. 3.6 Правил. Оплата за эти коммунальные услуги потребителями осуществляется на основании тарифов, утвержденных решениями представительных органов местного самоуправления.
Административным органом при проверке контрольно-выборочным путем наличия договоров, заключенных обществом в установленном порядке с управляющими организациями, обслуживающими многоквартирные дома, и договоров заключенных напрямую с гражданами-потребителями, на получение услуг по бесперебойному снабжению холодной водой и водоотведением, было установлено, что заключенные договора между обществом как ресурсоснабжающей организацией и гражданами-потребителями, использующими эти услуги для личных, семейных и иных целей, отсутствуют.
Расчеты с гражданами-потребителями за оказанные услуги коммунальные услуги водоснабжения производятся на основании платежных документов, которые выставляются потребителям ежемесячно в форме "счет-квитанция" имеются в материалах дела). Оплата за оказанные коммунальные услуги осуществляется гражданами-потребителями непосредственно заявителю.
Поэтому заявитель в силу фактически сложившихся взаимоотношений с гражданами-потребителями является лицом, реализующем им за плату коммунальные услуги и обязан был довести до их сведения указанную в постановлении административного органа информацию.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал правильный вывод о наличии в действиях общества события правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина общества в совершении административного правонарушения административным органом исследована, что отражено в оспариваемом постановлении и доказана материалами дела, из которых видно, что общество при возможности исполнения требований законодательства о защите прав потребителей не предприняло все зависящие от него меры по его соблюдению, не предоставило потребителю полную и необходимую информацию о коммунальных услугах, установленную пунктами 38 и 49 Правил.
Таким образом, состав вменяемого обществу административного правонарушения является доказанным.
Заявитель как лицо, оказывающее коммунальные услуги гражданам-потребителям, является исполнителем данных услуг применительно к положениям Закона о защите прав потребителей и, следовательно, обязан обеспечивать соблюдение в полном объеме установленных законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации прав потребителей, в том числе - права на получение полной информации о товарах (работах, услугах) и об их стоимости.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о наличии в действиях заявителя состава правонарушения по ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ, является законным и обоснованным.
Довод заявителя жалобы о том, что общество не является субъектом данного административного правонарушения, судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку он основан на неправильном толковании норм материального права.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом первой и апелляционной инстанций не установлено. Процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, административным органом не допущено. О дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении, рассмотрении материалов административного дела и вынесении постановления общество был уведомлено надлежащим образом.
Постановление вынесено административным органом в рамках установленного ст. 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности. Назначенное наказание соответствует минимальному пределу санкции ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ.
По мнению суда апелляционной инстанции, с учетом конкретных обстоятельств дела (нарушения, допущенные обществом, носят системный характер, обществом длительное время не принимается надлежащих мер по устранению выявленных нарушений, что свидетельствует о пренебрежительном отношении общества к выполнению возложенных на него законодательством обязанностей) основания для признания совершенного обществом правонарушения малозначительным и применения ст. 2.9 КоАП РФ, отсутствуют.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Пермского края от 28 сентября 2010 года по делу N А50-17414/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Пермгазэнергосервис-Оса" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий
О.Г.ГРИБИНИЧЕНКО
Судьи
Е.Е.ВАСЕВА
С.П.ОСИПОВА
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)