Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом; Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Договор управления многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Президиум Приморского краевого суда
рассмотрел в порядке надзора гражданское дело по иску С. к ОАО "Управляющая компания "Наш дом" об отмене начислений за горячее водоснабжение по надзорной жалобе С. на решение и.о. мирового судьи судебного участка N 66 г. Уссурийска от 5 ноября 2009 г. и апелляционное определение Уссурийского городского суда от 2 февраля 2010 г. на основании определения судьи Приморского краевого суда о передаче надзорной жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции.
Заслушав доклад судьи, президиум
С. обратился в суд с иском к ОАО "Управляющая компания "Наш дом" об отмене доначислений за горячее водоснабжение, указывая, что многоквартирный дом, где он проживает, не имеет коллективного прибора учета горячего водоснабжения. В его квартире также отсутствует индивидуальный прибор учета горячего водоснабжения. Поэтому он производит оплату за горячую воду по установленным нормативам. В квитанции за март 2009 г. ему был выставлен перерасчет за горячую воду за четвертый квартал 2008 г. в размере 468 руб. 38 коп. В квитанции за июнь 2009 г. выставлен перерасчет за первый квартал 2009 г. в размере 977 руб. 76 коп. Он не согласен с расчетами, произведенными ответчиком, т.к. доначисление произведено без учета потребленной горячей воды жильцами их дома, в квартирах которых установлены индивидуальные приборы учета горячей воды. Порядок начисления размера платы за коммунальные услуги в жилых домах, где отсутствуют коллективные приборы учета, установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданами". При расчете размера платы за горячее водоснабжение в случае отсутствия коллективных и индивидуальных приборов учета используется формула, которая учитывает общую площадь всех помещений в многоквартирном доме, а не только в тех, где нет индивидуальных приборов учета. Поэтому расчет, произведенный ответчиком, является необоснованным, выставленные суммы перерасчета подлежат списанию.
Решением и.о. мирового судьи судебного участка N 66 г. Уссурийска от 5 ноября 2009 г. в удовлетворении иска отказано.
Апелляционным определением Уссурийского городского суда от 2 февраля 2010 г. решение оставлено без изменения.
В надзорной жалобе ставится вопрос об отмене судебных постановлений.
Определением судьи Приморского краевого суда от 2 июня 2010 г. жалоба С. с делом передана для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции - президиума Приморского краевого суда.
Проверив материалы дела, обсудив доводы надзорной жалобы и определения о передаче жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции, президиум находит судебные постановления подлежащими отмене с направлением дела на новое рассмотрение по следующим основаниям.
В силу ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права.
При рассмотрении данного дела судом допущено нарушение норм материального права.
В соответствии с ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
На основании ч. 4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам.
Правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, в том числе порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.
В соответствии с абзацем 2 пункта 7 Правил собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Общий объем (количество) потребленных холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также отведенных сточных вод, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 настоящих Правил, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям. В случае отсутствия указанных приборов учета расчет размера платы производится в порядке, установленном пунктом 19 настоящих Правил.
Данная норма Правил носит отсылочный характер. Она отсылает к другим пунктам Правил, а именно к пунктам 21 и 19 Правил.
Так, пункт 21 Правил определяет порядок размера платы при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных приборов учета, а пункт 19 Правил - при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета, когда размер платы за потребленные ресурсы в жилых помещениях определяется по нормативу потребления.
Установленный порядок является обязательным как для ресурсоснабжающей организации, так и для каждого, кто к ней обратится для заключения договора о приобретении холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также о водоотведении.
Из материалов дела усматривается, что многоквартирный дом <...>, в котором проживает С. не имеет коллективного (общедомового) прибора учета горячей воды. Квартира <...> в этом доме также не оборудована индивидуальным прибором учета горячей воды, оплата им производится по нормативу.
Поэтому расчет оплаты горячей воды должен производиться на основании п. 19 Правил.
В соответствии с подп. "б" п. 19 Правил при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в квартал, а если это предусмотрено договором - 1 раз в год, корректировку размера платы за такие коммунальные услуги в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Таким образом, при корректировке определяется приходящаяся на жилое помещение стоимость разности объема (количества) потребленного в многоквартирном доме в течение соответствующего периода коммунального ресурса и общего размера платы за коммунальную услугу за тот же период по нормативам потребления.
При применении формулы 4 (подп. 4 п. 1 приложения 2 к Правилам) в соответствии с п. 19 Правил должен учитываться показатель SD - общая площадь всех помещений (квартир, нежилых помещений) в многоквартирном доме или всех помещений жилого дома (кв. м).
Показатель SD - общая площадь всех помещений в многоквартирном доме, не оборудованных индивидуальными приборами учета, используется в формуле 4 в соответствии с п. 22 Правил, который регулирует отношения по оплате коммунальных услуг при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и отдельных помещений индивидуальными приборами учета.
Из имеющихся в деле объяснений ОАО Управляющая Компания "Наш дом" усматривается, что С. перерасчет за горячую воду был произведен с учетом общей площади только тех квартир, где нет счетчиков, что противоречит формуле 4 в соответствии с п. 19 Правил, поскольку дом, в котором проживает истец не оборудован коллективным прибором учета горячей воды.
В связи с этим является обоснованным довод жалобы, что произведенный перерасчет оплаты за горячую воду за 4 квартал 2008 г. и первый квартал 2009 г. нарушает права заявителя, поскольку ставит его в неравные условия по оплате расхода горячей воды с гражданами, в чьих квартирах имеются индивидуальные приборы учета.
В то же время является необоснованным требование С. об отмене доначисления за горячую воду, поскольку перерасчет произведен в соответствии с подп. "б" п. 19 Правил N 307, однако допущена ошибка при применении одного из показателей формулы.
Суд надзорной инстанции лишен возможности сделать такой перерасчет. При новом рассмотрении дела мировому судье необходимо обязать УК "Наш дом" представить сведения об общей площади всех помещений (квартир, нежилых помещений) в доме <...> и правильно определить размер подлежащего к уплате С. перерасчета горячей воды. Руководствуясь ст. 390 ГПК РФ, президиум
решение и.о. мирового судьи судебного участка N 66 г. Уссурийска от 5 ноября 2009 г., апелляционное определение Уссурийского городского суда от 7 февраля 2010 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение мировому судье другого судебного участка г. Уссурийска.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА ПРИМОРСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 21.06.2010 N 44Г-67
Разделы:Управление многоквартирным домом; Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Договор управления многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПРЕЗИДИУМ ПРИМОРСКОГО КРАЕВОГО СУДА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 июня 2010 г. N 44г-67
Президиум Приморского краевого суда
рассмотрел в порядке надзора гражданское дело по иску С. к ОАО "Управляющая компания "Наш дом" об отмене начислений за горячее водоснабжение по надзорной жалобе С. на решение и.о. мирового судьи судебного участка N 66 г. Уссурийска от 5 ноября 2009 г. и апелляционное определение Уссурийского городского суда от 2 февраля 2010 г. на основании определения судьи Приморского краевого суда о передаче надзорной жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции.
Заслушав доклад судьи, президиум
установил:
С. обратился в суд с иском к ОАО "Управляющая компания "Наш дом" об отмене доначислений за горячее водоснабжение, указывая, что многоквартирный дом, где он проживает, не имеет коллективного прибора учета горячего водоснабжения. В его квартире также отсутствует индивидуальный прибор учета горячего водоснабжения. Поэтому он производит оплату за горячую воду по установленным нормативам. В квитанции за март 2009 г. ему был выставлен перерасчет за горячую воду за четвертый квартал 2008 г. в размере 468 руб. 38 коп. В квитанции за июнь 2009 г. выставлен перерасчет за первый квартал 2009 г. в размере 977 руб. 76 коп. Он не согласен с расчетами, произведенными ответчиком, т.к. доначисление произведено без учета потребленной горячей воды жильцами их дома, в квартирах которых установлены индивидуальные приборы учета горячей воды. Порядок начисления размера платы за коммунальные услуги в жилых домах, где отсутствуют коллективные приборы учета, установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданами". При расчете размера платы за горячее водоснабжение в случае отсутствия коллективных и индивидуальных приборов учета используется формула, которая учитывает общую площадь всех помещений в многоквартирном доме, а не только в тех, где нет индивидуальных приборов учета. Поэтому расчет, произведенный ответчиком, является необоснованным, выставленные суммы перерасчета подлежат списанию.
Решением и.о. мирового судьи судебного участка N 66 г. Уссурийска от 5 ноября 2009 г. в удовлетворении иска отказано.
Апелляционным определением Уссурийского городского суда от 2 февраля 2010 г. решение оставлено без изменения.
В надзорной жалобе ставится вопрос об отмене судебных постановлений.
Определением судьи Приморского краевого суда от 2 июня 2010 г. жалоба С. с делом передана для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции - президиума Приморского краевого суда.
Проверив материалы дела, обсудив доводы надзорной жалобы и определения о передаче жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции, президиум находит судебные постановления подлежащими отмене с направлением дела на новое рассмотрение по следующим основаниям.
В силу ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права.
При рассмотрении данного дела судом допущено нарушение норм материального права.
В соответствии с ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
На основании ч. 4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам.
Правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, в том числе порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.
В соответствии с абзацем 2 пункта 7 Правил собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Общий объем (количество) потребленных холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также отведенных сточных вод, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 настоящих Правил, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям. В случае отсутствия указанных приборов учета расчет размера платы производится в порядке, установленном пунктом 19 настоящих Правил.
Данная норма Правил носит отсылочный характер. Она отсылает к другим пунктам Правил, а именно к пунктам 21 и 19 Правил.
Так, пункт 21 Правил определяет порядок размера платы при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных приборов учета, а пункт 19 Правил - при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета, когда размер платы за потребленные ресурсы в жилых помещениях определяется по нормативу потребления.
Установленный порядок является обязательным как для ресурсоснабжающей организации, так и для каждого, кто к ней обратится для заключения договора о приобретении холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также о водоотведении.
Из материалов дела усматривается, что многоквартирный дом <...>, в котором проживает С. не имеет коллективного (общедомового) прибора учета горячей воды. Квартира <...> в этом доме также не оборудована индивидуальным прибором учета горячей воды, оплата им производится по нормативу.
Поэтому расчет оплаты горячей воды должен производиться на основании п. 19 Правил.
В соответствии с подп. "б" п. 19 Правил при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в квартал, а если это предусмотрено договором - 1 раз в год, корректировку размера платы за такие коммунальные услуги в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Таким образом, при корректировке определяется приходящаяся на жилое помещение стоимость разности объема (количества) потребленного в многоквартирном доме в течение соответствующего периода коммунального ресурса и общего размера платы за коммунальную услугу за тот же период по нормативам потребления.
При применении формулы 4 (подп. 4 п. 1 приложения 2 к Правилам) в соответствии с п. 19 Правил должен учитываться показатель SD - общая площадь всех помещений (квартир, нежилых помещений) в многоквартирном доме или всех помещений жилого дома (кв. м).
Показатель SD - общая площадь всех помещений в многоквартирном доме, не оборудованных индивидуальными приборами учета, используется в формуле 4 в соответствии с п. 22 Правил, который регулирует отношения по оплате коммунальных услуг при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и отдельных помещений индивидуальными приборами учета.
Из имеющихся в деле объяснений ОАО Управляющая Компания "Наш дом" усматривается, что С. перерасчет за горячую воду был произведен с учетом общей площади только тех квартир, где нет счетчиков, что противоречит формуле 4 в соответствии с п. 19 Правил, поскольку дом, в котором проживает истец не оборудован коллективным прибором учета горячей воды.
В связи с этим является обоснованным довод жалобы, что произведенный перерасчет оплаты за горячую воду за 4 квартал 2008 г. и первый квартал 2009 г. нарушает права заявителя, поскольку ставит его в неравные условия по оплате расхода горячей воды с гражданами, в чьих квартирах имеются индивидуальные приборы учета.
В то же время является необоснованным требование С. об отмене доначисления за горячую воду, поскольку перерасчет произведен в соответствии с подп. "б" п. 19 Правил N 307, однако допущена ошибка при применении одного из показателей формулы.
Суд надзорной инстанции лишен возможности сделать такой перерасчет. При новом рассмотрении дела мировому судье необходимо обязать УК "Наш дом" представить сведения об общей площади всех помещений (квартир, нежилых помещений) в доме <...> и правильно определить размер подлежащего к уплате С. перерасчета горячей воды. Руководствуясь ст. 390 ГПК РФ, президиум
постановил:
решение и.о. мирового судьи судебного участка N 66 г. Уссурийска от 5 ноября 2009 г., апелляционное определение Уссурийского городского суда от 7 февраля 2010 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение мировому судье другого судебного участка г. Уссурийска.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)