Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС МОСКОВСКОГО ОКРУГА ОТ 23.03.2011 N КГ-А40/853-11 ПО ДЕЛУ N А40-87828/08-131-742

Разделы:
ТСЖ (товарищество собственников жилья); Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом; Хозяйственная деятельность товарищества собственников жилья; Членство в товариществе собственников жилья

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 марта 2011 г. N КГ-А40/853-11

Дело N А40-87828/08-131-742

Резолютивная часть постановления объявлена 16 марта 2011 года
Полный текст постановления изготовлен 23 марта 2011 года
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ядренцевой М.Д.
судей Петровой Е.А., Занездрова Е.В.
при участии в заседании:
от истца: Дьячков Ю.А. по доверенности от 13.11.2010
от ответчика: Добрынина И.В. по доверенности от 14.03.2011 N Д-11/7313
от третьих лиц: не явились, извещены
рассмотрев 16.03.2011 в судебном заседании кассационную жалобу Департамента имущества города Москвы
на решение от 24.08.2010 Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Перцевым П.В.
на постановление от 19.11.2010 Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Катуновым В.И., Яремчук Л.А., Баниным И.Н.
по иску ТСЖ "Ломоносовский 18"
к Департаменту имущества города Москвы
о взыскании долга
третьи лица: ГУ Управа Гагаринского района города Москвы, ООО "РЭП-Сервис В", ЗАО "Деймос", ГУП "Городской центр жилищного страхования"

установил:

товарищество собственников жилья (ТСЖ) "Ломоносовский, 18" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к Департаменту имущества города Москвы о взыскании 196 098 руб. 31 коп., из которых 193 641 руб. 62 коп. долг по обязательным платежам за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме за 2008 год, 2 456 руб. 69 коп. долг по обязательным платежам за страхование общего имущества в многоквартирном доме (с учетом уточнений исковых требований, принятых судом первой инстанции в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Исковые требования заявлены в соответствии со статьями 12, 15, 16, 210, 214 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 36, 39, 137, 138, 143, 148, 155, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ГУ Управа Гагаринского района города Москвы, общество с ограниченной ответственностью (ООО) "РЭП-Сервис В", закрытое акционерное общество (ЗАО) "Деймос", государственное унитарное предприятие (ГУП) "Городской центр жилищного страхования".
Решением от 24.08.2010, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2010, с Департамента имущества города Москвы в пользу ТСЖ "Ломоносовский, 18" взыскано 196 098 руб. 31 коп., в том числе долг по обязательным платежам за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме в размере 193 641 руб. 62 коп., долг по обязательным платежам за страхование общего имущества в многоквартирном доме в размере 2 456 руб. 69 коп., а также расходы по госпошлине в размере 5 421 руб. 96 коп.
В остальной части производство по делу прекращено.
ТСЖ "Ломоносовский, 18" из федерального бюджета возвращена госпошлина в размере 59 руб. 90 коп., перечисленная по платежному поручению от 10.03.2009 N 53.
При этом суд руководствовался статьями 307 - 309, 314, 330, 333, 702, 746 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Суд исходил из того, что исковые требования являются обоснованными и подтвержденными документально.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Департамент имущества города Москвы обратился в Федеральный арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение от 24.08.2010 и постановление от 19.11.2010 отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Жалоба мотивирована тем, что при принятии судебных актов суд первой и апелляционной инстанций неправильно применил нормы материального права, нарушил нормы процессуального права, не выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы, изложенные в решении и постановлении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
В заседании суда кассационной инстанции представитель ответчика поддержал жалобу по изложенным в ней доводам.
Представитель истца возражал против удовлетворения жалобы.
ГУ управа Гагаринского района города Москвы, ООО "РЭП-Сервис В", ЗАО "Деймос", ГУП "Городской центр жилищного страхования", извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в суд кассационной инстанции не направили, что согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей сторон и проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, кассационная инстанция находит решение от 24.08.2010 и постановление от 19.11.2010 подлежащими отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует и суд установил, что истец является управляющей организацией в доме по адресу: Москва, Ломоносовский пр-т, д. 18.
Департамент имущества города Москвы, представляющий интересы города федерального значения, как собственника нежилых помещений в многоквартирных домах, был включен в число членов ТСЖ "Ломоносовский, 18" на основании заявления от 29.11.2007.
Обязанность собственника помещения своевременно и полностью вносить плату за помещение и коммунальные услуги установлена пунктами 28, 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491.
Удовлетворяя исковые требования, суд исходил из того, что расчет долга по внесению обязательных платежей по содержанию и текущему ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, представленный истцом является правильным.
Согласно статье 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещений в многоквартирном доме с момента государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество обязан производить оплату за содержание общего имущества, которая определяется общим собранием собственников - членов товарищества собственников жилья.
В силу пункта 8 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер обязательных платежей и (или) взносов членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, определяется органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива в соответствии с уставом товарищества собственников жилья либо уставом жилищного кооператива или уставом иного специализированного потребительского кооператива.
В соответствии с пунктом 33 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 размер обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества, для собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, а также размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений, не являющихся членами указанных организаций, определяются органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива на основе утвержденной органами управления сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год.
Согласно статье 144 Жилищного кодекса Российской Федерации органами управления товарищества собственников жилья являются общее собрание членов товарищества, правление товарищества.
Из представленного в материалы дела устава ТСЖ "Ломоносовский 18", утвержденного решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме N 18 Ломоносовскому проспекту г. Москвы (протокол от 21.11.2006 N 2) следует, что собрание товарищества является высшим органом управления товарищества, к компетенции которого относится установление размера обязательных платежей и взносов для всех собственников помещений (пункты 12.1 и 12.8.5 устава).
В качестве доказательства утверждения тарифной ставки за техническое обслуживание (обязательный платеж за содержание и ремонт общего имущества) на 2008 год для вторичного жилья и юридических лиц в размере 21.5 руб. без НДС за 1 кв. м площади, находящейся в собственности в материалы дела представлена выписка из протокола заседания правления ТСЖ "Ломоносовский 18" от 25.03.2008.
Суд первой и апелляционной инстанций первой инстанции отклонил доводы ответчика о том, что истцом неправильно установлена ставка на содержание и ремонт общего имущества, указав на то, что данная ставка утверждена правлением истца и одобрена решением общего собрания истца. Кроме того, отчет о финансово-хозяйственной деятельности истца в 2008 году был утвержден решением общего собрания членов ТСЖ "Ломоносовский, 18" протоколом от 21.05.2009 N 3.
Между тем, согласно уставу ТСЖ "Ломоносовский 18" в обязанность правления товарищества не входит установление размера обязательных платежей.
При этом суд не сослался на конкретный документ, свидетельствующий об установлении размера обязательных платежей решением общего собрания истца. Представленный в материалы дела протокол общего собрания членов ТСЖ "Ломоносовский, 18" от 21.05.2009 N 3 не содержит в повестке дня вопроса об установлении размера обязательных платежей.
Кроме того, из пункта 5.3.2 отчета ревизионной комиссии ТСЖ "Ломоносовский, 18" о финансовой и иной деятельности товарищества за период с 01.01.2008 по 31.12.2008 следует, что размер обязательного платежа собственников помещений в доме не утверждался общим собранием членов ТСЖ. В соответствии со статьей 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, в случае отсутствия решения членов ТСЖ об установлении размера обязательного платежа за содержание и ремонт общего имущества платежи вносятся в размере, утвержденном Постановлением Правительства Москвы в 2008 году от 06.11.2007 N 963-ПП "Об утверждении цен, ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения на 2008 год" (т. 2, л.д. 26 - 27).
Таким образом, суд первой и апелляционной инстанций сделал неправильный вывод относительно того, что размер обязательного платежа на 2008 год был установлен компетентным органом управления истца, а также не проверил и не дал оценку соответствию представленного истцом расчета долга по обязательным платежам положениям Постановления Правительства Москвы от 06.11.2007 N 963-ПП.
При этом суд кассационной инстанции отклоняет довод представителя истца о том, что в данном случае подлежит применению пункт 11 Приложения N 3 к Постановлению Правительства Москвы от 06.11.2007 N 963-ПП, поскольку упомянутое условие применяется в случае принятия решения об установлении размера платы за содержание и ремонт жилых помещений в установленном порядке.
Более того, суд не дал оценки доводу ответчика, содержащемуся в отзыве на исковое заявление относительно того, что в соответствии с пунктами 3.4, 7.1, 10 Постановления Правительства Москвы от 13.06.2006 N 391-ПП "О мерах по развитию страхования общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах" уплата страховых взносов соразмерно доле города Москвы в праве на общее имущество в многоквартирных домах производится за счет средств бюджета города Москвы Государственным учреждением города Москвы "Городской центр жилищного страхования".
Учитывая изложенное, кассационная инстанция полагает, что выводы суда первой и апелляционной инстанций, изложенные в решении и постановлении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем, в соответствии с частью 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обжалуемые решение и постановление подлежат отмене.
Так как для принятия обоснованного и законного решения требуется исследование и оценка доказательств, а также иные процессуальные действия, установленные для рассмотрения дела в суде первой инстанции, что невозможно в суде кассационной инстанции в силу его полномочий, дело в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 названного Кодекса подлежит передаче на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
При новом рассмотрении дела арбитражному суду первой инстанции следует учесть изложенное, установить обстоятельства дела, имеющие значение для разрешения настоящего спора, в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оценить представленные в дело доказательства. После проверки данных обстоятельств принять законное и обоснованное решение в соответствии с нормами права, регулирующими спорные правоотношения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа

постановил:

решение Арбитражного суда города Москвы от 24.08.2010 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2010 по делу N А40-87828/08-131-742 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.

Председательствующий судья
М.Д.ЯДРЕНЦЕВА

Судьи
Е.В.ЗАНЕЗДРОВ
Е.А.ПЕТРОВА














© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)