Судебные решения, арбитраж
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июля 2011 года
Полный текст постановления изготовлен 28 июля 2011 года
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Нечаева С.В.
судей: Чалбышевой И.В., Федосеевой Т.В.
при участии в заседании:
от истца: Муртазин Ф.А., дов. от 20.07.2011
от ответчика: Шишков К.В., дов. от 21.06.2011 N 23/11
от третьих лиц: Правительство Московской области - Забазнова О.В., дов. от 05.03.2010 N 1-473исх, Министерство финансов Московской области - не явился, извещен
рассмотрев 27 июля 2011 года в судебном заседании кассационную жалобу
Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области
на постановление от 19 мая 2011 года
Десятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Ханашевичем С.К., Демидовой К.И., Черниковой Е.В.
по иску ООО "Блиц-Арт"
к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Московской области
о взыскании 61 936 999 руб. 36 коп.
третьи лица: Правительство Московской области, Министерство финансов Московской области
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Блиц-Арт" (далее - ООО "Блиц-Арт", истец) обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Московской области (далее - Министерство ЖКХ МО, ответчик) о взыскании суммы компенсации процентов в размере 61 936 999 руб. 36 коп.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Министерство финансов Московской области (далее - Минфин МО) и Правительство Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 21 февраля 2011 года в удовлетворении иска отказано.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что истцом не представлено доказательств представления полного пакета документов в Министерство жилищно-коммунального хозяйства Московской области, а также документов, свидетельствующих о своевременности представления такого пакета документов. Кроме того в настоящее время бюджет Московской области не имеет обязательств по финансированию мероприятий по компенсации организациям затрат по уплате процентов за пользование кредитом, в связи с чем у суда отсутствуют основания для взыскания с ответчика указанных истцом денежных средств.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 19 мая 2011 года решение отменено, исковые требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что истец надлежащим образом выполнил принятые на себя обязательства, оплатил выполненные работы по муниципальным контрактам и по договору об открытии кредитной линии. Соглашением, подписанным истцом и ответчиком, предусмотрена обязанность последнего компенсировать истцу проценты за пользование кредитными денежными средствами.
Не согласившись с постановлением, Министерство ЖКХ МО обратилось в Федеральный арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить как вынесенный с неправильным применением норм материального права и процессуального права, а также несоответствием выводов суда обстоятельствам дела.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал кассационную жалобу по изложенным в ней доводам.
Представитель истца возражал против удовлетворения кассационной жалобы, просил оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Представитель третьего лица - Правительства Московской области, поддержала доводы кассационных жалоб и просила отменить постановление апелляционного суда.
Третье лицо - Минфин МО, надлежаще извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в суд кассационной инстанции не направило, что согласно ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив в соответствии со статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в оспариваемом судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, ООО "Блиц-Арт" в 2007 году в соответствии с Постановлением Правительства Московской области от 28.05.2007 N 387/17 "О дополнительных мерах по подготовке жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы в Московской области к осенне-зимнему периоду 2007/2008 года" приняло предложение Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области и Министерства финансов Московской области по выполнению работ по проектированию, капитальному ремонту, реконструкции и строительству тепловых сетей, котельных, теплоэнергетических систем и оборудования, дымовых труб, резервно-топливного хозяйства, систем водоснабжения и водоотведения, капитальному ремонту многоквартирных жилых домов (с учетом положений ст. 165 Жилищного кодекса Российской Федерации), объектов внешнего благоустройства и находящихся в муниципальной собственности объектов социальной сферы, закупке насосного оборудования и частотных преобразователей для муниципальных котельных и центральных тепловых пунктов, течетрассопоисковых комплектов, а также по компенсации выпадающих доходов организациям, предоставляющим населению коммунальные услуги по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек.
Вышеуказанным Постановлением установлено, что при составлении проектов законов Московской области "О внесении изменений в Закон Московской области "О бюджете Московской области на 2007 год" и "О бюджете Московской области на 2008 год" следует предусматривать в составе расходов бюджета Московской области на соответствующие финансовые годы финансовую помощь муниципальным образованиям Московской области на осуществление мероприятий по подготовке муниципального жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы муниципальных образований Московской области к осенне-зимнему периоду 2007/2008 года.
Постановлением Правительства Московской области от 02.04.2008 г. N 241/9 утвержден Порядок предоставления в 2008 году расходов бюджета Московской области на компенсацию затрат организаций, связанных с осуществляемыми в рамках подготовки к осенне-зимним периодам 2005/2006 года, 2006/2007 года и 2007/2008 года проектированием, капитальным ремонтом, реконструкцией и строительством тепловых сетей, котельных, теплоэнергетических систем и оборудования, дымовых труб, резервно-топливного хозяйства, систем водоснабжения и водоотведения, капитальным ремонтом многоквартирных жилых домов (с учетом положений статьи 165 Жилищного кодекса Российской Федерации), объектов внешнего благоустройства, в том числе уличного освещения и находящихся в муниципальной собственности объектов социальной сферы, закупкой насосного оборудования и частотных преобразователей для муниципальных котельных и центральных тепловых пунктов, течетрассопоисковых комплектов, а также компенсацией выпадающих доходов организациям, предоставляющим населению коммунальные услуги по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек, на закупку жидкого и твердого топлива, а также погашение задолженности за потребленные в сфере муниципального жилищно-коммунального хозяйства и социальной сфере муниципальных образований Московской области энергоресурсы, в том числе на реструктуризацию задолженности по заключенным юридическими лицами, осуществляющими деятельность в сфере целевого использования кредитов (займов), кредитным договорам (договорам займа) на указанные цели, который определяет условия предоставления средств и перечень документов, предоставляемых организациями (заемщики) для получения субсидий.
Согласно п. 1 данного Порядка компенсация заемщикам затрат производится в пределах финансовых средств, предусмотренных статьей 141 Закона Московской области N 186/2007-ОЗ "О бюджете Московской области на 2008 год" и утвержденных лимитов бюджетных обязательств в соответствии с бюджетной росписью, утвержденной в установленном законодательством порядке.
Статьей 141 Закона Московской области от 24.10.2007 г. N 186/2007-ОЗ "О бюджете Московской области на 2008 год" предусмотрено, что в расходах бюджета Московской области на 2008 год предусматривается 222 000 тыс. рублей на компенсацию затрат организаций, связанных с указанными мероприятиями, осуществляемыми в рамках подготовки к осенне-зимним периодам 2005/2006 года, 2006/2007 года и 2007/2008 года.
Впоследствии статьей 101 Закона Московской области от 04.12.2008 г. N 187/2008-ОЗ "О бюджете Московской области на 2009 год" было установлено, что в расходах бюджета Московской области на 2009 год предусматривается 18 041 тыс. рублей на компенсацию затрат организаций по уплате процентов и иных затрат, связанных с привлечением и обслуживанием заемных средств на произведение мероприятий в рамках подготовки к осенне-зимним периодам 2007-2008 и 2008-2009 годов, в том числе на реструктуризацию задолженности по кредитным договорам (договорам займа), заключенным для обеспечения финансирования указанных мероприятий.
Данные расходы предусматривались Министерству жилищно-коммунального хозяйства Московской области.
Во исполнение Постановления Правительства Московской области от 28.05.2007 г. N 387/17 ООО "Блиц-Арт" заключило ряд муниципальных контрактов на выполнение работ по подготовке жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы в Московской области к осенне-зимнему периоду 2007/2008.
С целью своевременной оплаты работ, выполненных подрядчиками на данным контрактам, 13 июня 2007 года между АКБ "Московский залоговый банк" (ЗАО) (банк) и ООО "Блиц-Арт" был заключен договор об открытии кредитной линии с лимитом выдачи N 454/2007/Кл, в соответствии с которым на условиях обеспеченности, платности, срочности и возвратности банк обязуется предоставлять денежные средства в кредит заемщику в порядке и на условиях, оговоренных настоящим договором, а заемщик обязуется возвратить полученные средства и уплатить проценты за пользование средствами.
При этом банк открывает заемщику невозобновляемую кредитную линию для предоставления заемщику средств частями (траншами) по мере возникновения у заемщика необходимости в кредитных средствах.
На дату подписания настоящего договора заемщику открывается лимит кредитной линии в сумме 201 000 000 руб. с дальнейшим поэтапным увеличением лимита в соответствии с графиком (п. 1.1 - п. 1.3 договора).
При этом кредитная линия предоставляется на период с 13.06.2007 по 13.06.2008. Срок погашения кредитной линии и возврата всей суммы кредита 13.06.2008 (п. 1.4 договора).
В соответствии с п. 3.1 рассматриваемого договора за пользование кредитом заемщик уплачивает банку проценты по ставке, указанной в п. 1.6 настоящего договора. Размер процентной ставки может быть изменен банком без согласия заемщика в случаях, указанных в п. 3.6 настоящего договора.
За пользование кредитом заемщик уплачивает банку 13,5 процентов годовых (п. 1.6 договора).
Согласно условиям договора, контроль целевого использования кредита осуществляется банком в соответствии с "Реестром допустимых платежей по финансированию расходов ООО "Блиц-Арт", согласованный с Министерством финансов Московской области и Министерством ЖКХ Московской области (п. 1.7 договора).
Из материалов дела усматривается, что АКБ "Московский залоговый банк" (ЗАО) исполнил свои обязательства по договору и перечислил ООО "Блиц-Арт" денежные средства в размере 469 385 000 руб., что подтверждается выписками по лицевому счету (т. 1 л.д. 25-27).
ООО "Блиц-Арт" исполнило принятые на себя обязательства по оплате работ, выполненных по муниципальным контрактам, а также по договору об открытии кредитной линии с лимитом выдачи N 454/2007/Кл.
Стоимость фактически оплаченных истцом работ составляет 464 888 249 руб. 90 коп.
Из материалов дела следует, что ООО "Блиц-Арт" выплатило проценты за пользование кредитом в размере 61 936 999 руб. 36 коп., что подтверждается представленными в материалы дела платежными поручениями.
На основании Постановления Правительства Московской области от 02.04.2008 N 241/9 истец (получатель средств) и Министерство ЖКХ МО (главный распорядитель средств) подписали Соглашение от 20.10.2008 г. N 79-10.1/08 о порядке предоставления в 2008 году расходов бюджета Московской области на компенсацию затрат организаций, связанных с проведением работ по подготовке объектов ЖКХ к осенне-зимнему периоду 2007/2008.
Пунктом 1.1. данного соглашения Министерство ЖКХ МО приняло на себя обязательства по компенсации истцу суммы процентов за пользование кредитными денежными средствами в размере 61 417 597 руб. 93 коп., при этом в силу пункта 2.2. договора заемщики для получения компенсации должны предоставить в Министерство жилищно-коммунального хозяйства Московской области заверенные в установленном порядке копии кредитного договора (договора займа), копии договора поручительства, и иные документы, подтверждающие получение и использование кредитов в соответствии с целевым назначением кредита, документы, подтверждающие своевременную уплату начисленных по кредиту (займу) процентов и иные документы. Согласно п. 5 Постановления N 241/9, для получения компенсации за прошедший период в соответствии с настоящим Порядком заемщики ежемесячно не позднее 10 числа месяца, в котором осуществляется выплата компенсации, представляют в Министерство жилищно-коммунального хозяйства Московской области оговоренный данной статьей документы. Следующим этапом ответчик в течение 2 дней с момента представления заемщиками документов, запрашивает заключение Министерства финансов Московской области об оценке экономической эффективности выбранного заемщиками способа и объема привлечения денежных средств по сравнению с иными вариантами привлечения средств. При получении положительного заключения Министерства финансов Московской области Министерство жилищно-коммунального хозяйства Московской области осуществляет проверку документов, для компенсации затрат.
В силу пунктов 2, 3 Постановления Правительства Московской области от 21.12.2007 N 996/45 компенсация предоставлялась заемщикам, использующим полученные кредиты на обеспечение финансирования мероприятий, при условии уплаты ими начисленных процентов и иных затрат по кредитам.
В случае соответствия представленных Заемщиками документов требованиям указанного Порядка Министерство ЖКХ МО в течение двух дней после осуществления проверки, указанной в пункте 7 Порядка, представляет в Управление областного казначейства Министерства финансов Московской области документы, перечень которых установлен порядком исполнения бюджета Московской области по расходам, определенным Министерством финансов Московской области (п. 9 Постановления).
Истец представил Министерству ЖКХ МО все необходимые документы для компенсации суммы процентов за пользование кредитными денежными средствами, что ответчиком не оспаривается, при этом документы для получения компенсации были представлены своевременно в Министерство жилищно-коммунального хозяйства Московской области и были приняты к исполнению Минфином Московской области и предусмотрены бюджетом Московской области на 2008 год.
Министерством ЖКХ МО письмом от 04.06.2009 N 8/1052-10.1 подтверждена обоснованность требований истца на компенсацию понесенных по кредитному договору N 453/2007/Кл расходов, при этом в письме указано, что в связи с сокращением расходов бюджета в 2009 году будет оплачена только часть задолженности.
При изложенных обстоятельствах вывод апелляционного суда о выполнении истцом всех предусмотренных Соглашением N 150-10.1/08 и Постановлением Правительства МО N 241/9 обязательств по финансированию работ, связанных с подготовкой объектов ЖКХ к осенне-зимнему периоду 2007/2008 годов, и представлению необходимых документов для компенсации процентов за пользование кредитом, является верным и соответствует имеющимся в деле доказательствам.
В этой связи доводы заявителя кассационной жалобы о том, что соглашением не предусмотрена обязанность Министерства компенсировать истцу произведенные затраты, являются ошибочными и не могут служить основанием к отмене судебных актов.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что расходы истца не могут быть компенсированы в полном объеме, так как лимит средств предусмотрен в меньшем объеме, чем необходимо для компенсации затрат всех организаций, выполнявших работы по подготовке объектов ЖКХ к осенне-зимнему периоду 2007-2008 года, судом отклоняется, поскольку ответчиком эти обстоятельства не подтверждены допустимыми и относимыми доказательствами.
Ссылка Министерства ЖКХ МО на вступившие в законную силу судебные акты по делам N А41-24988/09 и N А41-9435/10 признается несостоятельной.
Так, в рамках дела N А41-24988/09 было установлено ненадлежащее исполнение заемщиком принятых на себя обязательств по предоставлению полного пакета документов, необходимых для выплаты компенсации, в связи с чем суд именно на этом основании отказал во взыскании с Министерства ЖКХ МО задолженности, при этом суд подтвердил право заемщика на получение компенсации процентов за пользование заемными денежными средствами.
Судебные акты по делу N А41-9435/10 не являются преюдициальными для рассмотрения настоящего спора, при этом в рамках данного дела исследовался вопрос о компенсации затрат, связанных с привлечением заемных средств, на основании Закона Московской области от 10.11.2009 г. N 129/2009-ОЗ "О бюджете Московской области на 2010 год", тогда как в данном случае обязанность Министерства ЖКХ МО по компенсации процентов наступила в 2009 году.
Суд полно и всесторонне исследовал материалы дела, дал им правильную оценку и вынес законное постановление.
Нормы материального и процессуального права применены судом правильно.
Оснований к отмене судебного акта по доводам жалобы в силу статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Руководствуясь ст. 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
постановил:
постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 19 мая 2011 года по делу N А41-14749/10 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья
С.В.НЕЧАЕВ
Судьи
И.В.ЧАЛБЫШЕВА
Т.В.ФЕДОСЕЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС МОСКОВСКОГО ОКРУГА ОТ 28.07.2011 N КГ-А41/7838-11 ПО ДЕЛУ N А41-14749/10
Разделы:Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 июля 2011 г. N КГ-А41/7838-11
Дело N А41-14749/10
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июля 2011 года
Полный текст постановления изготовлен 28 июля 2011 года
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Нечаева С.В.
судей: Чалбышевой И.В., Федосеевой Т.В.
при участии в заседании:
от истца: Муртазин Ф.А., дов. от 20.07.2011
от ответчика: Шишков К.В., дов. от 21.06.2011 N 23/11
от третьих лиц: Правительство Московской области - Забазнова О.В., дов. от 05.03.2010 N 1-473исх, Министерство финансов Московской области - не явился, извещен
рассмотрев 27 июля 2011 года в судебном заседании кассационную жалобу
Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области
на постановление от 19 мая 2011 года
Десятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Ханашевичем С.К., Демидовой К.И., Черниковой Е.В.
по иску ООО "Блиц-Арт"
к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Московской области
о взыскании 61 936 999 руб. 36 коп.
третьи лица: Правительство Московской области, Министерство финансов Московской области
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Блиц-Арт" (далее - ООО "Блиц-Арт", истец) обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Московской области (далее - Министерство ЖКХ МО, ответчик) о взыскании суммы компенсации процентов в размере 61 936 999 руб. 36 коп.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Министерство финансов Московской области (далее - Минфин МО) и Правительство Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 21 февраля 2011 года в удовлетворении иска отказано.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что истцом не представлено доказательств представления полного пакета документов в Министерство жилищно-коммунального хозяйства Московской области, а также документов, свидетельствующих о своевременности представления такого пакета документов. Кроме того в настоящее время бюджет Московской области не имеет обязательств по финансированию мероприятий по компенсации организациям затрат по уплате процентов за пользование кредитом, в связи с чем у суда отсутствуют основания для взыскания с ответчика указанных истцом денежных средств.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 19 мая 2011 года решение отменено, исковые требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что истец надлежащим образом выполнил принятые на себя обязательства, оплатил выполненные работы по муниципальным контрактам и по договору об открытии кредитной линии. Соглашением, подписанным истцом и ответчиком, предусмотрена обязанность последнего компенсировать истцу проценты за пользование кредитными денежными средствами.
Не согласившись с постановлением, Министерство ЖКХ МО обратилось в Федеральный арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить как вынесенный с неправильным применением норм материального права и процессуального права, а также несоответствием выводов суда обстоятельствам дела.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал кассационную жалобу по изложенным в ней доводам.
Представитель истца возражал против удовлетворения кассационной жалобы, просил оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Представитель третьего лица - Правительства Московской области, поддержала доводы кассационных жалоб и просила отменить постановление апелляционного суда.
Третье лицо - Минфин МО, надлежаще извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в суд кассационной инстанции не направило, что согласно ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив в соответствии со статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в оспариваемом судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, ООО "Блиц-Арт" в 2007 году в соответствии с Постановлением Правительства Московской области от 28.05.2007 N 387/17 "О дополнительных мерах по подготовке жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы в Московской области к осенне-зимнему периоду 2007/2008 года" приняло предложение Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области и Министерства финансов Московской области по выполнению работ по проектированию, капитальному ремонту, реконструкции и строительству тепловых сетей, котельных, теплоэнергетических систем и оборудования, дымовых труб, резервно-топливного хозяйства, систем водоснабжения и водоотведения, капитальному ремонту многоквартирных жилых домов (с учетом положений ст. 165 Жилищного кодекса Российской Федерации), объектов внешнего благоустройства и находящихся в муниципальной собственности объектов социальной сферы, закупке насосного оборудования и частотных преобразователей для муниципальных котельных и центральных тепловых пунктов, течетрассопоисковых комплектов, а также по компенсации выпадающих доходов организациям, предоставляющим населению коммунальные услуги по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек.
Вышеуказанным Постановлением установлено, что при составлении проектов законов Московской области "О внесении изменений в Закон Московской области "О бюджете Московской области на 2007 год" и "О бюджете Московской области на 2008 год" следует предусматривать в составе расходов бюджета Московской области на соответствующие финансовые годы финансовую помощь муниципальным образованиям Московской области на осуществление мероприятий по подготовке муниципального жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы муниципальных образований Московской области к осенне-зимнему периоду 2007/2008 года.
Постановлением Правительства Московской области от 02.04.2008 г. N 241/9 утвержден Порядок предоставления в 2008 году расходов бюджета Московской области на компенсацию затрат организаций, связанных с осуществляемыми в рамках подготовки к осенне-зимним периодам 2005/2006 года, 2006/2007 года и 2007/2008 года проектированием, капитальным ремонтом, реконструкцией и строительством тепловых сетей, котельных, теплоэнергетических систем и оборудования, дымовых труб, резервно-топливного хозяйства, систем водоснабжения и водоотведения, капитальным ремонтом многоквартирных жилых домов (с учетом положений статьи 165 Жилищного кодекса Российской Федерации), объектов внешнего благоустройства, в том числе уличного освещения и находящихся в муниципальной собственности объектов социальной сферы, закупкой насосного оборудования и частотных преобразователей для муниципальных котельных и центральных тепловых пунктов, течетрассопоисковых комплектов, а также компенсацией выпадающих доходов организациям, предоставляющим населению коммунальные услуги по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек, на закупку жидкого и твердого топлива, а также погашение задолженности за потребленные в сфере муниципального жилищно-коммунального хозяйства и социальной сфере муниципальных образований Московской области энергоресурсы, в том числе на реструктуризацию задолженности по заключенным юридическими лицами, осуществляющими деятельность в сфере целевого использования кредитов (займов), кредитным договорам (договорам займа) на указанные цели, который определяет условия предоставления средств и перечень документов, предоставляемых организациями (заемщики) для получения субсидий.
Согласно п. 1 данного Порядка компенсация заемщикам затрат производится в пределах финансовых средств, предусмотренных статьей 141 Закона Московской области N 186/2007-ОЗ "О бюджете Московской области на 2008 год" и утвержденных лимитов бюджетных обязательств в соответствии с бюджетной росписью, утвержденной в установленном законодательством порядке.
Статьей 141 Закона Московской области от 24.10.2007 г. N 186/2007-ОЗ "О бюджете Московской области на 2008 год" предусмотрено, что в расходах бюджета Московской области на 2008 год предусматривается 222 000 тыс. рублей на компенсацию затрат организаций, связанных с указанными мероприятиями, осуществляемыми в рамках подготовки к осенне-зимним периодам 2005/2006 года, 2006/2007 года и 2007/2008 года.
Впоследствии статьей 101 Закона Московской области от 04.12.2008 г. N 187/2008-ОЗ "О бюджете Московской области на 2009 год" было установлено, что в расходах бюджета Московской области на 2009 год предусматривается 18 041 тыс. рублей на компенсацию затрат организаций по уплате процентов и иных затрат, связанных с привлечением и обслуживанием заемных средств на произведение мероприятий в рамках подготовки к осенне-зимним периодам 2007-2008 и 2008-2009 годов, в том числе на реструктуризацию задолженности по кредитным договорам (договорам займа), заключенным для обеспечения финансирования указанных мероприятий.
Данные расходы предусматривались Министерству жилищно-коммунального хозяйства Московской области.
Во исполнение Постановления Правительства Московской области от 28.05.2007 г. N 387/17 ООО "Блиц-Арт" заключило ряд муниципальных контрактов на выполнение работ по подготовке жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы в Московской области к осенне-зимнему периоду 2007/2008.
С целью своевременной оплаты работ, выполненных подрядчиками на данным контрактам, 13 июня 2007 года между АКБ "Московский залоговый банк" (ЗАО) (банк) и ООО "Блиц-Арт" был заключен договор об открытии кредитной линии с лимитом выдачи N 454/2007/Кл, в соответствии с которым на условиях обеспеченности, платности, срочности и возвратности банк обязуется предоставлять денежные средства в кредит заемщику в порядке и на условиях, оговоренных настоящим договором, а заемщик обязуется возвратить полученные средства и уплатить проценты за пользование средствами.
При этом банк открывает заемщику невозобновляемую кредитную линию для предоставления заемщику средств частями (траншами) по мере возникновения у заемщика необходимости в кредитных средствах.
На дату подписания настоящего договора заемщику открывается лимит кредитной линии в сумме 201 000 000 руб. с дальнейшим поэтапным увеличением лимита в соответствии с графиком (п. 1.1 - п. 1.3 договора).
При этом кредитная линия предоставляется на период с 13.06.2007 по 13.06.2008. Срок погашения кредитной линии и возврата всей суммы кредита 13.06.2008 (п. 1.4 договора).
В соответствии с п. 3.1 рассматриваемого договора за пользование кредитом заемщик уплачивает банку проценты по ставке, указанной в п. 1.6 настоящего договора. Размер процентной ставки может быть изменен банком без согласия заемщика в случаях, указанных в п. 3.6 настоящего договора.
За пользование кредитом заемщик уплачивает банку 13,5 процентов годовых (п. 1.6 договора).
Согласно условиям договора, контроль целевого использования кредита осуществляется банком в соответствии с "Реестром допустимых платежей по финансированию расходов ООО "Блиц-Арт", согласованный с Министерством финансов Московской области и Министерством ЖКХ Московской области (п. 1.7 договора).
Из материалов дела усматривается, что АКБ "Московский залоговый банк" (ЗАО) исполнил свои обязательства по договору и перечислил ООО "Блиц-Арт" денежные средства в размере 469 385 000 руб., что подтверждается выписками по лицевому счету (т. 1 л.д. 25-27).
ООО "Блиц-Арт" исполнило принятые на себя обязательства по оплате работ, выполненных по муниципальным контрактам, а также по договору об открытии кредитной линии с лимитом выдачи N 454/2007/Кл.
Стоимость фактически оплаченных истцом работ составляет 464 888 249 руб. 90 коп.
Из материалов дела следует, что ООО "Блиц-Арт" выплатило проценты за пользование кредитом в размере 61 936 999 руб. 36 коп., что подтверждается представленными в материалы дела платежными поручениями.
На основании Постановления Правительства Московской области от 02.04.2008 N 241/9 истец (получатель средств) и Министерство ЖКХ МО (главный распорядитель средств) подписали Соглашение от 20.10.2008 г. N 79-10.1/08 о порядке предоставления в 2008 году расходов бюджета Московской области на компенсацию затрат организаций, связанных с проведением работ по подготовке объектов ЖКХ к осенне-зимнему периоду 2007/2008.
Пунктом 1.1. данного соглашения Министерство ЖКХ МО приняло на себя обязательства по компенсации истцу суммы процентов за пользование кредитными денежными средствами в размере 61 417 597 руб. 93 коп., при этом в силу пункта 2.2. договора заемщики для получения компенсации должны предоставить в Министерство жилищно-коммунального хозяйства Московской области заверенные в установленном порядке копии кредитного договора (договора займа), копии договора поручительства, и иные документы, подтверждающие получение и использование кредитов в соответствии с целевым назначением кредита, документы, подтверждающие своевременную уплату начисленных по кредиту (займу) процентов и иные документы. Согласно п. 5 Постановления N 241/9, для получения компенсации за прошедший период в соответствии с настоящим Порядком заемщики ежемесячно не позднее 10 числа месяца, в котором осуществляется выплата компенсации, представляют в Министерство жилищно-коммунального хозяйства Московской области оговоренный данной статьей документы. Следующим этапом ответчик в течение 2 дней с момента представления заемщиками документов, запрашивает заключение Министерства финансов Московской области об оценке экономической эффективности выбранного заемщиками способа и объема привлечения денежных средств по сравнению с иными вариантами привлечения средств. При получении положительного заключения Министерства финансов Московской области Министерство жилищно-коммунального хозяйства Московской области осуществляет проверку документов, для компенсации затрат.
В силу пунктов 2, 3 Постановления Правительства Московской области от 21.12.2007 N 996/45 компенсация предоставлялась заемщикам, использующим полученные кредиты на обеспечение финансирования мероприятий, при условии уплаты ими начисленных процентов и иных затрат по кредитам.
В случае соответствия представленных Заемщиками документов требованиям указанного Порядка Министерство ЖКХ МО в течение двух дней после осуществления проверки, указанной в пункте 7 Порядка, представляет в Управление областного казначейства Министерства финансов Московской области документы, перечень которых установлен порядком исполнения бюджета Московской области по расходам, определенным Министерством финансов Московской области (п. 9 Постановления).
Истец представил Министерству ЖКХ МО все необходимые документы для компенсации суммы процентов за пользование кредитными денежными средствами, что ответчиком не оспаривается, при этом документы для получения компенсации были представлены своевременно в Министерство жилищно-коммунального хозяйства Московской области и были приняты к исполнению Минфином Московской области и предусмотрены бюджетом Московской области на 2008 год.
Министерством ЖКХ МО письмом от 04.06.2009 N 8/1052-10.1 подтверждена обоснованность требований истца на компенсацию понесенных по кредитному договору N 453/2007/Кл расходов, при этом в письме указано, что в связи с сокращением расходов бюджета в 2009 году будет оплачена только часть задолженности.
При изложенных обстоятельствах вывод апелляционного суда о выполнении истцом всех предусмотренных Соглашением N 150-10.1/08 и Постановлением Правительства МО N 241/9 обязательств по финансированию работ, связанных с подготовкой объектов ЖКХ к осенне-зимнему периоду 2007/2008 годов, и представлению необходимых документов для компенсации процентов за пользование кредитом, является верным и соответствует имеющимся в деле доказательствам.
В этой связи доводы заявителя кассационной жалобы о том, что соглашением не предусмотрена обязанность Министерства компенсировать истцу произведенные затраты, являются ошибочными и не могут служить основанием к отмене судебных актов.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что расходы истца не могут быть компенсированы в полном объеме, так как лимит средств предусмотрен в меньшем объеме, чем необходимо для компенсации затрат всех организаций, выполнявших работы по подготовке объектов ЖКХ к осенне-зимнему периоду 2007-2008 года, судом отклоняется, поскольку ответчиком эти обстоятельства не подтверждены допустимыми и относимыми доказательствами.
Ссылка Министерства ЖКХ МО на вступившие в законную силу судебные акты по делам N А41-24988/09 и N А41-9435/10 признается несостоятельной.
Так, в рамках дела N А41-24988/09 было установлено ненадлежащее исполнение заемщиком принятых на себя обязательств по предоставлению полного пакета документов, необходимых для выплаты компенсации, в связи с чем суд именно на этом основании отказал во взыскании с Министерства ЖКХ МО задолженности, при этом суд подтвердил право заемщика на получение компенсации процентов за пользование заемными денежными средствами.
Судебные акты по делу N А41-9435/10 не являются преюдициальными для рассмотрения настоящего спора, при этом в рамках данного дела исследовался вопрос о компенсации затрат, связанных с привлечением заемных средств, на основании Закона Московской области от 10.11.2009 г. N 129/2009-ОЗ "О бюджете Московской области на 2010 год", тогда как в данном случае обязанность Министерства ЖКХ МО по компенсации процентов наступила в 2009 году.
Суд полно и всесторонне исследовал материалы дела, дал им правильную оценку и вынес законное постановление.
Нормы материального и процессуального права применены судом правильно.
Оснований к отмене судебного акта по доводам жалобы в силу статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Руководствуясь ст. 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
постановил:
постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 19 мая 2011 года по делу N А41-14749/10 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья
С.В.НЕЧАЕВ
Судьи
И.В.ЧАЛБЫШЕВА
Т.В.ФЕДОСЕЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)