Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 26.10.2009 N Ф09-8204/09-С1 ПО ДЕЛУ N А60-26466/2008-С9 ТРЕБОВАНИЕ: ОБ ОТМЕНЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ О ПРИВЛЕЧЕНИИ К ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПО СТ. 14.3 КОАП РФ ЗА РАСПРОСТРАНЕНИЕ НЕНАДЛЕЖАЩЕЙ РЕКЛАМЫ. РЕШЕНИЕ: В УДОВЛЕТВОРЕНИИ ТРЕБОВАНИЯ ОТКАЗАНО, ПОСКОЛЬКУ ФАКТ СОВЕРШЕНИЯ ПРАВОНАРУШЕНИЯ ДОКАЗАН.

Разделы:
ЖСК (жилищно-строительный кооператив)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 октября 2009 г. N Ф09-8204/09-С1


Дело N А60-26466/2008-С9

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Лимонова И.В.,
судей Василенко С.Н., Черкезова Е.О.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу жилищно-строительного кооператива "Квартал Зеленая Роща - 5" (далее - ЖСК, заявитель) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 01.06.2009 по делу N А60-26466/2008-С9 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2009 по тому же делу.
В судебном заседании приняли участие представители:
- Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (далее - управление, административный орган) - Шерстякова А.Г. (доверенность от 07.09.2009 б/н);
- ЖСК - Трущева Е.Л. (доверенность от 01.07.2009 б/н).

ЖСК обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления управления от 15.08.2009 N 41/6 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 01.06.2009 (судья Хомякова С.А.) в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2009 (судьи Ясикова Е.Ю., Васева Е.Е., Савельева Н.М.) решение суда оставлено без изменения.




В кассационной жалобе ТСЖ просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. В обосновании жалобы, заявитель ссылается на то, что извещение его управлением о времени и месте составления протокола и рассмотрении дела об административном правонарушении по адресу, содержащемуся в рекламных материалах и в материалах административного дела N 41, является ненадлежащим извещением. Кроме того, по мнению заявителя, определение управления от 09.06.2008 о возбуждении дела об административном правонарушении, в котором указано, что законному представителю ЖСК необходимо явиться в срок до 09.07.2008 для составления протокола об административном правонарушении и дачи объяснений, не может являться надлежащим извещением о времени и месте составления названного протокола, поскольку не содержит точной даты его составления. Также ТСЖ ссылается в жалобе на ошибочный вывод судов о пропуске заявителем срока обжалования постановления управления, поскольку указанное постановление им было получено 10.09.2008, а не 27.08.2008, как было указано судами.

Как следует из материалов дела, решением управления от 27.05.2008 N 41 установлено, что реклама ЖСК, размещенная на обложках журнала "Недвижимость "BLIZKO" в номерах: 2(90) от 24.01.2008, 47(86) от 06.12.2007, 4(92) от 07.02.2008, 6(94) от 21.02.2008, 18(106) от 15.05.2008 и на рекламных растяжках, а также на страницах журнала "Недвижимость "BLIZKO" в номере 2(90) от 24.01.2008 с указанием логотипа общества с ограниченной ответственностью "Малышева-73" и срока сдачи - 4 квартал 2009 г., следующего содержания: "Ваш дом и Ваш парк! Открыта продажа квартир! Уникальное месторасположение в центральном районе г. Екатеринбурга: с востока и юга жилой комплекс примыкает к парку "Зеленая роща". К моменту сдачи дома в парке будут восстановлены пешеходные и беговые дорожки, построены теннисные корты, мультиспортивные площадки, места для досуга и пикников, очищена и облагорожена территория. Парк является неотъемлемой частью жилого комплекса "Зеленая роща". Круглосуточно охраняемая территория парка "Зеленая роща", удобные планировки и метраж квартир. Одно-, двух-, трех- и четырехкомнатные квартиры площадью 40, 70, 105, 133 кв. м, закрытая охраняемая придворовая территория - кафе, ресторан, магазин, химчистка, детский подростковый клуб, фитнес-клуб, SPA-салон, аптека, пункт охраны правопорядка, двухуровневый подземный паркинг на 364 места, оборудованный 7 скоростными лифтами с доставкой жителей паркинга прямо на свой этаж жилой секции, все современные виды коммуникаций, скоростные лифты в каждой секции дома", является недостоверной в связи с ее несоответствием п. 12, 20 ч. 3 ст. 5, ч. 7 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе).
По данному факту определением управления от 09.06.2008 в отношении ЖСК возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования.
По итогам административного расследования управлением составлен протокол от 09.07.2008 об административном правонарушении и вынесено постановление от 15.08.2008 N 41/6 о привлечении ЖСК к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.3 Кодекса, в виде взыскания штрафа в сумме 45 000 руб.
Считая данное постановление незаконным, ЖСК обратился в арбитражный суд с заявлением об его отмене.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды исходили из наличия в действиях ЖСК состава вменяемого ему административного правонарушения, отсутствии существенных процессуальных нарушений порядка привлечения ЖСК к административной ответственности, а также пропуска заявителем десятидневного срока обжалования постановления управления.
Проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона о рекламе под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Ненадлежащей рекламой является реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации (п. 4 ст. 3 Закона о рекламе).
Пунктами 12, 20 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе установлено, что недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о предоставлении дополнительных прав или преимуществ приобретателю рекламируемого товара, а также об изготовителе или о продавце рекламируемого товара.
Реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы, не допускается (ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе).
Нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе является административным правонарушением, ответственность за которое установлена ст. 14.3 Кодекса.
В силу ч. 2 ст. 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Как правильно установлено судами, решением Арбитражного суда Свердловской области от 21.11.2008 по делу N А60-21897/2008-С9 решение управления от 27.05.2008 N 41, послужившее основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, по итогам рассмотрения которого вынесено оспариваемое постановление, признано законным, за исключением выводов управления о признании ненадлежащей рекламой информации следующего содержания: "Ваш дом и Ваш парк!"; "Срок сдачи - 4 квартал 2009 г.". Данным судебным актом подтверждается факт распространения ЖСК ненадлежащей рекламы.
Таким образом, с учетом преюдициальности обстоятельств, установленных по делу N А60-21897/2008-С9, суды пришли к правильному выводу о наличии в действиях ЖСК состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.3 Кодекса.
Вместе с тем согласно ч. 1 ст. 1.6 Кодекса лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
На основании ч. 3 ст. 28.2 Кодекса при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные Кодексом, о чем делается запись в протоколе.
Частью 2 ст. 25.1 Кодекса предусмотрено, что дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 28.6 Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
В силу п. 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных Кодексом, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (ч. 2 ст. 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Таким нарушением может являться ненадлежащее уведомление лица, привлекаемого к административной ответственности, о дне и времени составления протокола об административном правонарушении и рассмотрении административного дела.
При выявлении в ходе рассмотрения дела факта составления протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, суду надлежит выяснить, было ли данному лицу сообщено о дате и времени составления протокола, уведомило ли оно административный орган о невозможности прибытия, являются ли причины неявки уважительными.
Ненадлежащее извещение лица, привлекаемого к административной ответственности, о времени и месте составления протокола и рассмотрения дела об административном правонарушении является существенным нарушением порядка привлечения к административной ответственности, поскольку лицо, привлекаемое к ответственности, в таком случае лишается предоставленных Кодексом гарантий защиты: права на ознакомление с материалами дела, дачу объяснений по существу предъявленных обвинений, права пользоваться юридической помощью защитника.
При рассмотрении дела суды пришли к выводу о соблюдении управлением порядка привлечения ЖСК к административной ответственности.
Делая данный вывод, суды правомерно исходили из того, что извещение о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и о рассмотрении административного дела было направлено управлением ЖСК по надлежащему адресу: г. Екатеринбург, ул. Гоголя, 25а, который указан в рекламе ЖСК и в материалах дела N 41 о нарушении законодательства о рекламе. При этом, судами обоснованно указано, что у административного органа имелись документально подтвержденные сведения о наличии у ТСЖ указанного почтового адреса, что подтверждается фирменным бланком, протоколом собрания учредителей от 19.11.2007 N 1.
Вместе с тем, как правильно отмечено судами, корреспонденция, направленная ЖСК как управлением в процессе рассмотрения дела о нарушении законодательства о рекламе, так и судами по адресу регистрации юридического лица: г. Екатеринбург, Сибирский тракт, 14 км, литера А, возвращалась с отметкой о том, что данной организации по указанному адресу нет.
Однако из материалов дела следует, что в нарушение требований, определенных названными нормами Кодекса, управление направило ТСЖ определение о возбуждении дела N 41/6 об административном правонарушении (ст. 14.3 Кодекса) и проведении административного расследования от 09.06.2008 без указания конкретной даты составления протокола об административном правонарушении и с предложением явиться законному представителю ТСЖ для составления протокола в период до 09.07.2008 (включительно).
В связи с чем названное определение не может считаться доказательством надлежащего извещения ТСЖ о дате и времени составления протокола об административном правонарушении. Данное обстоятельство является существенным процессуальным нарушением и является основанием для признания незаконным и отмене оспариваемого постановления о привлечении к административной ответственности.
Между тем ошибочные выводы судов об отсутствии существенных процессуальных нарушений порядка привлечения ТСЖ к административной ответственности не привели к принятию неправильного решения по делу по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 2 ст. 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности может быть подано в арбитражный суд в течение 10 дней со дня получения копии оспариваемого решения, если иной срок не установлен федеральным законом.
В силу ч. 1 ст. 30.3 Кодекса жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
В случае пропуска срока, предусмотренного ч. 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу (ч. 2 ст. 30.3 Кодекса).
Согласно абз. 2 ч. 2 ст. 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае пропуска десятидневного срока он может быть восстановлен судом по ходатайству заявителя.
В силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 18.11.2004 N 367-О, само по себе установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) - незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока, в силу соответствующих норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, - вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что постановление о привлечении общества к административной ответственности N 41/6 вынесено управлением 15.08.2008 и получено ТСЖ 27.08.2008, о чем свидетельствует почтовое уведомление (т. 1 л. 106).
Доказательств того, что данное постановление получено ТСЖ 10.09.2008, заявителем в материалы дела не представлено.
Таким образом, судами правомерно указано, что установленный ч. 2 ст. 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срок на обжалование указанного постановления, с учетом положений ч. 3 ст. 113 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, истек 10.09.2008.
Как правильно установили суды, ТСЖ обратился в арбитражный суд с заявлением об оспаривании указанного постановления лишь 19.09.2008, то есть за пределами срока, установленного ч. 2 ст. 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. При этом ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока на обжалование ТСЖ не заявлялось.
При таких обстоятельствах, учитывая, что пропуск срока на обжалование решения административного органа о привлечении к административной ответственности является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований, суды обоснованно отказали в удовлетворении заявления ТСЖ о признании незаконным и отмене постановления управления от 15.08.2008 N 41/6.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:

решение Арбитражного суда Свердловской области от 01.06.2009 по делу N А60-26466/2008-С9 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2009 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу жилищно-строительного кооператива "Квартал Зеленая Роща - 5" - без удовлетворения.
Председательствующий
ЛИМОНОВ И.В.

Судьи
ВАСИЛЕНКО С.Н.
ЧЕРКЕЗОВ Е.О.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)