Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 01.09.2010 ПО ДЕЛУ N А60-27987/2010-С9

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 1 сентября 2010 г. по делу N А60-27987/2010-С9


Резолютивная часть решения объявлена 26 августа 2010 года
Полный текст решения изготовлен 01 сентября 2010 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи С.П. Воронина при ведении протокола судебного заседания судьей С.П. Ворониным рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению
ЗАО "Управляющая компания "Европейское"
к Управлению федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в лице Территориального отдела в Ленинском районе и Верх-Исетском районе г. Екатеринбурга
о признании незаконным постановления о привлечении к административной ответственности
при участии в судебном заседании
- от заявителя: Е.С. Коршунова, представитель по доверенности N 02 от 05.07.2010 г.;
- от заинтересованного лица: Е.А. Коробейникова, представитель по доверенности N 05-28/225 от 31.03.2010 г.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено, ходатайств не поступило.

Закрытое акционерное общество "Управляющая компания "Европейское" просит признать незаконным и отменить постановление Территориального отдела в Ленинском районе и Верх-Исетском районе г. Екатеринбурга Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области от 12.07.2010 г. о привлечении общества к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и наложении штрафа в размере 40000 рублей за оказание населению коммунальных услуг ненадлежащего качества, выразившихся в несоблюдении температурного режима подаваемой в жилые дома горячей воды.
По мнению заявителя, в его действиях отсутствует событие данного административного правонарушения, поскольку температурный режим горячей воды полностью соответствует требованиям нормативных актов, являющихся приоритетными в жилищных правоотношениях: Правил предоставления коммунальных услуг гражданам при закрытой системе централизованного водоснабжения - не менее 50 C, а также Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (не менее 60 C в открытых системах горячего водоснабжения и не менее 50 C - в закрытых системах). Кроме того, общество ссылается на отсутствие своей вины, поскольку температурный режим воды полностью зависит от поставщика теплоносителя - ЗАО СМПП "Поток", обеспечивающего поставку горячей воды до ввода в жилой дом при температуре 58 C, а доказательств ненадлежащего состояния внутридомовых инженерных систем или иного оборудования управлением не представлено. По мнению общества, управлением допущена неверная квалификация нарушения, связанного с предоставлением услуг конечным потребителям, поскольку нарушение данных обязанностей охватывается диспозицией ст. 7.23 Кодекса, и не может быть квалифицировано по ч. 1 ст. 14.4 Кодекса и что отдел в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации не наделен правом составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена ст. 7.23 Кодекса.
Управление доводы заявителя считают необоснованными, ссылаясь на то, что несоблюдение управляющей компанией качества оказываемой населению коммунальной услуги и ее несоответствие требованиям стандартов, в частности, Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам (СанПиН 2.1.4.2496-09) "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения" образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.4 Кодекса, а совершение данного правонарушения полностью подтверждено полученными в ходе проверки доказательствами.
Рассмотрев материалы дела, суд

установил:

Территориальным отделом в Ленинском районе и Верх-Исетском районе г. Екатеринбурга Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области проведена плановая проверка соблюдения ЗАО "Управляющая компания "Европейское" санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства о защите прав потребителей.
В ходе проверки управлением установлено, что управляющей компанией потребителям предоставляется коммунальная услуга ненадлежащего качества с нарушением требований санитарных правил, стандартов, небезопасная для жизни и здоровья потребителя, а именно: горячая вода из распределительной сети в квартире N 116 жилого дома по ул. Чкалова, 252 не соответствует требованиям санитарных правил по показателю - температура.
По результатам проверки управлением составлены акт проверки от 11.06.2010 г. и протокол об административном правонарушении от 11.06.2010 г., на основании которых вынесено постановление от 12.07.2010 г. о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.4 Кодекса в виде взыскания штрафа в размере 40000 руб.
Частью 2 ст. 14.4 Кодекса установлена ответственность за продажу товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг с нарушением требований технических регламентов и санитарных правил или без сертификата соответствия (декларации о соответствии), удостоверяющего (удостоверяющей) безопасность таких товаров, работ либо услуг для жизни и здоровья людей, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией товаров или без таковой либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией товаров или без таковой.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами признаются нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний. При этом в целях данного Закона под средой обитания человека понимается совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющая условия жизнедеятельности человека, а к факторам среды обитания относятся биологические (вирусные, бактериальные, паразитарные и иные), химические, физические (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловые, ионизирующие, неионизирующие и иные излучения), социальные (питание, водоснабжение, условия быта, труда, отдыха) и иные факторы среды обитания, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) на состояние здоровья будущих поколений.
Статьей 2 данного Закона установлено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе, посредством контроля за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательным соблюдением гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В силу ст. 11 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг.
ЗАО "УК "Европейское" осуществляет управление эксплуатацией жилого фонда, в том числе многоквартирного жилого дома по адресу: г. Екатеринбург, ул. Чкалова, д. 252, на основании заключенных с собственниками помещений договоров, т.е. является управляющей организацией.
Согласно ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. N 307, установлено, что коммунальные услуги - это деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.
Согласно п. 6 Правил состав предоставляемых потребителю коммунальных услуг определяется степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, под которой понимается наличие в многоквартирном доме или жилом доме внутридомовых инженерных систем, позволяющих предоставлять потребителю коммунальные услуги, в том числе горячее водоснабжение, под которым понимается круглосуточное обеспечение потребителя горячей водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение.
В соответствии с пунктом 49 Правил исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором.
Пунктом 3.1.4. договоров с собственниками жилых помещений также предусмотрена обязанность управляющей компании обеспечить предоставление коммунальных услуг в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданами и федеральными и региональными нормативами потребления и стандартами качества.
Таким образом, общество является лицом, ответственным за оказанию потребителям услуг надлежащего качества, соответствующих требованиям санитарных правил.
Как установлено проверкой, управляющей компанией ЗАО "УК "Европейское" населению жилищные (коммунальные) услуги оказываются с нарушением требований санитарных правил, не являющихся безопасными для здоровья и жизни граждан, что выразилось в том, что на момент проверки 11.06.2010 г. в 15 час. 00 мин. в квартире N 116 жилого дома по ул. Чкалова, 252 качество горячей воды не соответствовало требованиям санитарных правил по показателю "температура" - 55 °C при нормативе - 60 - 75 °C.
Данный факт подтверждается протоколом об административном правонарушении от 11.06.2010 г., протоколами лабораторных исследований качества горячей воды N 72165, N 7219к от 17.05.2010 г. и экспертным заключением от 07.06.2010 г. N 02-16-15-12/2838 ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии", актом проверки от 11.06.2010 г.
В соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества" с учетом п. 2.4. СанПиН 2.1.4.2496-09 (изменения к СанПиН 2.1.4.1074-01) "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", утвержденных постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 07.04.2009 г. N 20, температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 °C и не выше 75 °C.
В связи с этим услуга управляющей компании по горячему водоснабжению не соответствует данным санитарным правилам и в действиях ЗАО "УК "Европейское" имеется событие правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.4 Кодекса.
Суд не принимает доводы заявителя о том, что иные нормативные акты допускают для закрытых систем водоснабжения температуру горячей воды не ниже 50 °C.
Изменения, внесенные в СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества" в связи с принятием СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", введены в действие с 01.09.2009 г. и являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечением систем централизованного горячего водоснабжении (п. 1.2. СанПиН 2.1.4.2496-09), тогда как общество ссылается на более ранее регулирование вопросов качества горячей воды.
Как указано в разделе 2 СанПиН 2.1.4.2496-09, настоящие санитарно-эпидемиологические правила направлены на обеспечение эпидемиологической безопасности, безвредности химического состава, а также благоприятные органолептические свойства горячей воды, используемой населением для хозяйственно-бытовых нужд. С этой целью горячая вода, поступающая к потребителю, должна отвечать требованиям технических регламентов, санитарных правил и нормативов, определяющих ее безопасность, что направлено на:
- - предупреждение загрязнения горячей воды высоко контагиозными инфекционными возбудителями вирусного и бактериального происхождения, которые могут размножаться при температуре ниже 60 гр., в их числе Legionella Pneumophila;
- - минимизацию содержания в воде хлороформа при использовании воды, которая предварительно хлорировалась;
- - предупреждение заболеваний кожи и подкожной клетчатки, обусловленных качеством горячей воды.




В силу п. 1.3. СанПиН 2.1.4.2496-091.3. данные правила распространяются на централизованное горячее водоснабжение при закрытых и открытых системах теплоснабжения, на системы теплоснабжения с отдельными сетями горячего водоснабжения, а также автономные системы горячего водоснабжения на объектах повышенного эпидемического риска (лечебные, школьные, дошкольные учреждения и др.).
Является несостоятельной ссылка заявителя на то, что система горячего водоснабжения жилого дома по ул. Чкалова, 252 не является централизованной, поскольку обеспечение горячей водой осуществляется от автономной газовой котельной, расположенной рядом с жилым домом, в силу чего требования СанПиН 2.1.4.2496-09 в данном случае применяться не должны.
Согласно Правилам пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 г. N 167, централизованной системой коммунального водоснабжения признается комплекс инженерных сооружений населенных пунктов для забора, подготовки, транспортировки и передачи абонентам питьевой воды.
Как следует из материалов дела, горячее водоснабжение жилого дома по адресу: г. Екатеринбург, ул. Чкалова, д. 252, осуществляется управляющей компанией на основании договора энергоснабжения тепловой энергии N 287/10-09-31 от 01.01.2010 г. с ЗАО СМПП "Поток", согласно которому данная энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту через присоединенную сеть согласованное количество тепловой энергии - горячей воды для отопления и водоснабжения, вырабатываемой при помощи котельной энергоснабжающей организации; приложением к договору является акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон.
Из этого следует, что данная система водоснабжения жилого дома является централизованной и на нее в полной мере распространяются санитарные норма и правила СанПиН 2.1.4.2496-091.3.
Не может быть признан обоснованным довод заявителя о том, что нарушение управляющей компанией технического температурного норматива горячей воды должно быть квалифицировано по ст. 7.23 Кодекса, предусматривающей ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами, и которая не отнесена к компетенции органов Роспотребнадзора.




Согласно п. 1 Правил оказания коммунальных услуг гражданам, норматив потребления коммунальных услуг - это месячный объем (количество) потребления коммунальных ресурсов потребителем, используемый при определении размера платы за коммунальные услуги при отсутствии индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета, а также в иных случаях, указанных в настоящих Правилах
Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. N 306, также предусмотрено, что норматив потребления коммунальных услуг - это месячный (среднемесячный) объем (количество, норма) потребления коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, сетевого газа, электрической и тепловой энергии) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета.
В соответствии с п. 4.12, 4.12.1 ГОСТ Р 51617-2000 "Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия", утвержденного постановлением Госстандарта России от 19.06.2000 г. N 158-ст, а также ГОСТ Р 51232 "Вода питьевая", потребительские свойства и режим оказания услуг по предоставлению электрической энергии, питьевой воды, газа, тепловой энергии и горячей воды, канализации должны обеспечивать как безопасность потребления в количестве, необходимом потребителю для бытового потребления, так и непрерывность потребления.
Из этого следует, что законом установлены требования как по обеспечению нормативного уровня и режима обеспечения населения коммунальными услугами, что обеспечивается административной ответственностью по ст. 7.23 Кодекса, так и за соответствие таких услуг санитарным правилам, чем обеспечивается безопасность услуг и что относится к качественным характеристикам коммунальных услуг. Несоответствие коммунальных услуг санитарными требованиями по качеству влечет ответственность по ч. 2 ст. 14.4 Кодекса.
В силу п. 1.1. СанПиН 2.1.4.2496-091.3. данные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы устанавливают гигиенические требования к качеству воды, а также правила контроля качества воды, поэтому нарушение управляющей компанией требований этих правил и нормативов по качеству горячей воды (несоблюдение температуры горячей воды, делающей ее небезопасной для потребителей) правильно было квалифицировано управлением по ч. 2 ст. 14.4 Кодекса.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 Кодекса юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъектов об административных правонарушениях установлена административная ответственность, но данным лицом не были приняты меры по их соблюдению.
Как установлено управлением, ЗАО "УК "Европейское" в нарушение требований п. 4.2., 4.3. СанПиН 2.1.4.2496-091.3 не производится лабораторный производственный контроль (ПЛК) качества горячей и холодной воды, в том числе по показателю "температура воды", программы ПЛК обществом не разработаны. Собственной лаборатории у общества не имеется, инструментальное исследование химических, биологических и физических факторов по работам и услугам в установленном порядке (т.е. аккредитованной лабораторией и с использованием специальных инструментов и приборов) не проводятся (акт проверки от 11.06.2010 г.).
Общество, являясь исполнителем коммунальных услуг, осуществляет свою профессиональную деятельность по управлению многоквартирным жилым домом по адресу: г. Екатеринбург, ул. Чкалова, д. 252, с 2006 года, т.е. знает (должно знать) о требованиях к качеству коммунальных услуг.
Обществом в ходе проверки представлены сведения о том, что ранее управляющая компания указывала поставщику на ненадлежащее качество горячей воды, вместе с тем каких-либо достаточных мер, направленных на улучшение качественных показателей воды, не принималось.
Таким образом, управляющая компания виновна в оказании коммунальной услуги ненадлежащего качества и ее действия образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.4 Кодекса.
Порядок составления протокола, а также порядок рассмотрения дела об административном правонарушении управлением соблюден, управляющей компании предоставлялась возможность представлять объяснения и возражения, а также дополнительные доказательства, в связи с чем по инициативе общества рассмотрение дела откладывалось. Постановление вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности.
При назначении наказания управлением учтены обстоятельства правонарушения, с учетом которых штрафа за данное правонарушение был определен в минимальном размере, предусмотренном ч. 2 ст. 14.4 Кодекса, то есть в размере 40000 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 167 - 170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1. В удовлетворении требований отказать.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
3. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения, а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.
Судья
ВОРОНИН С.П.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)