Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2012 года
Постановление изготовлено в полном объеме 21 мая 2012 года
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Новоселова В.И.
судей Отческой Т.И., Черноусовой О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Володиной Ю.В.,
рассмотрел в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Сигитова Константина Эдуардовича на решение от 06.03.2012 Арбитражного суда Томской области (судьи Афанасьева Е.В., Сенникова И.Н., Идрисова С.З.) по делу N А67-6658/2011 по заявлению индивидуального предпринимателя Сигитова Константина Эдуардовича к Администрации закрытого административно-территориального образования Северск о признании частично недействующими Регламента прохождения документов для принятия решения о переводе (отказе в переводе) жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение на территории закрытого административно-территориального образования Северск, утвержденного Постановлением Главы Администрации закрытого административно-территориального образования Северск от 07.07.2009 N 2170, Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Принятие документов, а также выдача решений о переводе или об отказе в переводе жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое помещение" на территории городского округа закрытого административно-территориального образования Северск Томской области, утвержденного Постановлением Администрации закрытого административно-территориального образования Северск от 24.11.2009 N 3690.
Другие лица, участвующие в деле: прокурор Томской области.
В заседании приняли участие представители сторон:
- от индивидуального предпринимателя Сигитова Константина Эдуардовича: Сигитов К.Э., Воронков А.В. по доверенности от 08.12.2011;
- от Администрации ЗАТО Северск: Осина Ю.А. по доверенности от 26.12.2011;
- от прокуратуры Томской области: Горбаченко А.А. по доверенности от 24.04.2012.
Суд
установил:
индивидуальный предприниматель Сигитов Константин Эдуардович (далее - предприниматель, ИП Сигитов К.Э.) обратился в Арбитражный суд Томской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Администрации закрытого административно-территориального образования Северск Томской области (далее - Администрация ЗАТО Северск) о признании недействующими абзаца 3 пункта 2 Регламента прохождения документов для принятия решения о переводе (отказе в переводе) жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение на территории ЗАТО Северск, утвержденного Постановлением Главы Администрации ЗАТО Северск от 07.07.2009 N 2170, и подпункта 6 пункта 11 Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Принятие документов, а также выдача решений о переводе или об отказе в переводе жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое помещение" на территории городского округа ЗАТО Северск Томской области, утвержденного Постановлением Администрации ЗАТО Северск от 24.11.2009 N 3690.
Решением от 06.03.2012 Арбитражного суда Томской области требования ИП Сигитова К.Э. удовлетворены частично:
- абзац 3 пункта 2 Регламента прохождения документов для принятия решения о пере-воде (отказе в переводе) жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение на территории ЗАТО Северск, утвержденного Постановлением Главы Администрации ЗАТО Северск от 07.07.2009 N 2170, в части, предусматривающей получение согласия всех собственников только в порядке, установленном статьей 44 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), признан не соответствующим ЖК РФ и недействующим.
В остальной части абзац 3 пункта 2 Регламента прохождения документов для принятия решения о переводе (отказе в переводе) жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение на территории ЗАТО Северск, утвержденного Постановлением Главы Администрации ЗАТО Северск от 07.07.2009 N 2170, признан соответствующим ЖК РФ и в удовлетворении заявленных требований Сигитова К.Э. об оспаривании указанной нормы в данной части отказано.
Подпункт 6 пункта 11 Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Принятие документов, а также выдача решений о переводе или об отказе в переводе жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое помещение" на территории городского округа ЗАТО Северск Томской области, утвержденного Постановлением Администрации ЗАТО Северск от 24.11.2009 N 3690, признан соответствующим ЖК РФ. В удовлетворении заявленных требований Сигитова К.Э. об оспаривании указанной нормы отказано.
В кассационной жалобе предприниматель, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требований о признании недействующими абзаца 3 пункта 2 Регламента прохождения документов для принятия решения о переводе (отказе в переводе) жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение на территории ЗАТО Северск, утвержденного Постановлением Главы Администрации ЗАТО Северск от 07.07.2009 N 2170, подпункта 6 пункта 11 Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Принятие документов, а также выдача решений о переводе или об отказе в переводе жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое помещение" на территории городского округа ЗАТО Северск Томской области, утвержденного Постановлением Администрации ЗАТО Северск от 24.11.2009 N 3690, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, прилагая при этом текст резолютивной части нового судебного акта.
По мнению заявителя кассационной жалобы, положения статей 36, 40 ЖК РФ не всегда применимо, ссылаясь на случаи, когда не происходит присоединение общего имущества собственников в многоквартирном доме к переводимому помещению.
Заявитель жалобы указывает, что при переводе жилого помещения в нежилое или нежилого в жилое помещение одновременно происходит уменьшение размера общего имущества, присоединение общего имущества многоквартирного дома и увеличение переводимого помещения, поэтому застройщик при реконструкции дома должен представить документы, предусмотренные частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации для получения разрешения на строительство при реконструкции дома во взаимосвязи со статьями 36 и 40 ЖК РФ.
Вместе с тем заявитель указывает на то, что во всех случаях применяются положения статей 44 и 46 ЖК РФ, предусматривающие разрешение вопросов, связанных с использованием общего имущества в многоквартирном доме только по решению общего собрания собственников данного дома.
Отзывы на кассационную жалобу от Администрации ЗАТО Северск, прокуратуры Томской области в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации до начала судебного заседания не представлены.
В судебном заседании предприниматель и его представитель поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель прокуратуры Томской области и Администрации ЗАТО Северск возражали относительно доводов кассационной жалобы, считая обжалуемый судебный акт законным и обоснованным.
Суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 274, 286 АПК РФ, заслушав представителей сторон, явившихся в судебное заседание, проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, правильность применения Арбитражным судом Томской области при принятии решения норм материального и процессуального права, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Сигитов К.Э. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя ОГРН 304702420500132, является собственником жилых помещений, расположенных на первом этаже четырехэтажного кирпичного жилого дома по адресу: Томская область, ЗАТО Северск, г. Северск, проспект Коммунистический, 36, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права.
Предприниматель обращался в Администрацию ЗАТО Северск с заявлениями о переводе жилых помещений в нежилые с последующей перепланировкой, однако Администрацией ЗАТО Северск по данным заявлениям приняты решения об отказе в переводе, о чем предпринимателю направлены уведомления.
Главой Администрации ЗАТО Северск в пределах его полномочий, установленных статьей 44 Устава городского округа ЗАТО Северск Томской области, утвержденного решением сессии Собрания народных представителей ЗАТО Северск от 12.04.2005 N 69/1, было принято постановление от 07.07.2009 N 2170 "О прохождении документов для принятия решений о переводе (отказе в переводе) жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение на территории ЗАТО Северск", которым утвержден Регламент прохождения документов для принятия решений о переводе (отказе в переводе) жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение на территории ЗАТО Северск.
Вышеуказанное постановление в первоначальной редакции опубликовано в газете "Диалог" N 28 за 10.07.2009, что является официальным опубликованием. В дальнейшем в постановление были внесены изменения, к моменту обращения заявителя в арбитражный суд действует в редакции постановления от 30.08.2011 N 1891 "О внесении изменения в постановление Главы Администрации ЗАТО Северск от 07.07.2009 N 2170", опубликованного в газете "Диалог" N 36 за 02.09.2011.
Постановлением Главы Администрации ЗАТО Северск от 07.07.2009 N 2170 (ред. от 30.08.2011) "О прохождении документов для принятия решений о переводе (отказе в переводе) жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение на территории ЗАТО Северск", а именно абзацем 3 пункта 2 "Регламента прохождения документов для принятия решений о переводе (отказе в переводе) жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение на территории ЗАТО Северск" предусмотрено, что "если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме в соответствии со статьей 36, пунктом 2 статьи 40 и статьей 44 ЖК РФ.
24.11.2009 Администрацией ЗАТО Северск в пределах полномочий, предоставленных статьей 42 Устава городского округа закрытого административно-территориального образования Северск Томской области, утвержденного решением сессии Собрания народных представителей ЗАТО Северск от 12.04.2005 N 69/1, принято постановление N 3960 "Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги "Принятие документов, а также выдача решений о переводе или об отказе в переводе жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое помещение" на территории городского округа ЗАТО Северск Томской области", которым утвержден указанный регламент. Данное постановление в первоначальной редакции опубликовано в газете "Диалог" N 49 за 04.12.2009.
Постановлением Администрации ЗАТО Северск от 22.11.2010 N 3116 "О внесении изменений в постановление Администрации ЗАТО Северск от 24.11.2009 N 3960" были внесены изменения, которые опубликованы в газете "Диалог" N 48 за 26.11.2010.
Посчитав абзац 3 пункта 2 Регламента прохождения документов для принятия решения о переводе (отказе в переводе) жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение на территории ЗАТО Северск, утвержденного Постановлением Главы Администрации ЗАТО Северск от 07.07.2009 N 2170, и подпункт 6 пункта 11 Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Принятие документов, а также выдача решений о переводе или об отказе в переводе жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое помещение" на территории городского округа ЗАТО Северск Томской области, утвержденного Постановлением Администрации ЗАТО Северск от 24.11.2009 N 3690, не соответствующими ЖК РФ, предприниматель Сигитов К.Э. обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Арбитражный суд Томской области, частично удовлетворяя требования ИП Сигитова К.Э. о признании несоответствующим жилищному законодательству в части, предусматривающей получение согласия всех собственников только в порядке, установленном статьей 44 ЖК РФ, пришел к выводу о том, что органом местного самоуправления надлежащим образом не мотивировано и не подтверждено соответствие нормам ЖК РФ абзаца 3 пункта 2 Регламента прохождения документов для принятия решения о переводе (отказе в переводе) жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение на территории ЗАТО Северск, утвержденного Постановлением Главы Администрации ЗАТО Северск от 07.07.2009 N 2170.
В данной части оспариваемый правовой акт, утвержденный Постановлением Главы Администрации ЗАТО Северск от 07.07.2009 N 2170 (ред. от 30.08.2011) признан недействующим.
В удовлетворении остальной части заявленных требований ИП Сигитова К.Э. судом отказано.
Арбитражный суд кассационной инстанции, исходя из обстоятельств дела и действующего законодательства считает выводы суда правомерными.
Согласно части 4 статьи 194 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявшего оспариваемый нормативный правовой акт.
В силу части 1 статьи 22 ЖК РФ перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований настоящего Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности.
Перевод нежилого помещения в жилое помещение не допускается, если такое помещение не отвечает установленным требованиям или отсутствует возможность обеспечить соответствие такого помещения установленным требованиям либо если право собственности на такое помещение обременено правами каких-либо лиц (часть 4 статьи 22 ЖК РФ).
Согласно части 1 статьи 23 ЖК РФ перевод жилого помещения в нежилое помещение осуществляется органом местного самоуправления. Исчерпывающий перечень документов, представляемых в орган, осуществляющий перевод помещения из жилого в нежилое, установлен частью 2 статьи 23 ЖК РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 36 ЖК РФ, статьи 247 Гражданского кодекса Российской Федерации владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, как и распоряжение этим имуществом, осуществляется по соглашению всех собственников (участников) помещений в многоквартирном доме.
В силу части 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, земельный участок, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке.
Уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции (часть 3 статьи 36 ЖК РФ).
Согласно части 2 статьи 40 ЖК РФ в случае, если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.
В связи с вышеизложенным, указание в абзаце 3 пункта 2 "Регламента прохождения документов для принятия решений о переводе (отказе в переводе) жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение на территории ЗАТО Северск" постановления Главы Администрации от 07.07.2009 N 2170, регулирующем порядок прохождения документов при принятии решения о переводе (отказе в переводе) жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение, на необходимость получения согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме в соответствии со статьей 36, пунктом 2 статьи 40 ЖК РФ, если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, соответствует нормам ЖК РФ и не может рассматриваться как нарушающее или ограничивающее права и законные интересы.
Вместе с тем, абзацем 3 пункта 2 Регламента прохождения документов при принятии решения о переводе (отказе в переводе) жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение на территории ЗАТО Северск, утвержденного Постановлением Главы Администрации ЗАТО Северск от 07.07.2009 N 2170, предусмотрено: "если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, то на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме в соответствии со статьей 36, пунктом 2 статьи 40 и статьей 44 Жилищного кодекса Российской Федерации".
Из содержания оспариваемой заявителем части вышеуказанного Регламента следует, что органом местного самоуправления предусмотрено не только необходимость получения согласия в соответствии со статьей 36, пунктом 2 статьи 40 ЖК РФ, что не противоречит закону, но и определен порядок получения такого согласия общего собрания собственников помещений, поскольку имеется указание на получение согласия именно в соответствии со статьей 44 ЖК РФ.
Суд первой инстанции обоснованно указал, что органом местного самоуправления предусмотрена не только необходимость получения согласия в соответствии с положениям статей 36, 40 ЖК РФ, что не противоречит закону, но также определен порядок получения такого согласия в соответствии с положениями статьи 44 ЖК РФ, предусматривающей получения такого согласия в виде решения общего собрания собственников многоквартирного дома, что не соответствует положениям статей 36, 40 ЖК РФ, предусматривающих необходимость получения согласия всех собственников без указания на конкретную форму выражения собственниками согласия и на форму получения такого согласия от собственников заинтересованным лицом, и отсутствия каких-либо ограничений в отношении порядка, формы получения такого согласия собственников.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 44 ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относиться принятие решение о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительством хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
Из вышеуказанной нормы права следует, что вопросы реконструкции, переустройства и (или) перепланировки помещений в многоквартирном доме к исключительной компетенции общего собрания собственников не отнесены.
В связи с вышеизложенным, арбитражный суд обосновано признал недействующим абзац 3 пункта 2 "Регламента прохождения документов для принятия решений о переводе (отказе в переводе) жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение на территории ЗАТО Северск" постановления Главы Администрации от 07.07.2009 N 2170 в части, предусматривающей с получение согласия всех собственников в порядке, установленном статьей 44 ЖК РФ, как не соответствующим ЖК РФ.
В остальной части положения абзаца 3 пункта 2 Регламента прохождения документов для принятия решения о переводе (отказе в переводе) жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение на территории ЗАТО Северск основаны на нормах статей 36, 40, не противоречат иным нормам ЖК РФ.
Согласно части 1 статьи 46 ЖК РФ, решение общего собрания собственников в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимается большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением предусмотренных пунктами 1 - 3.1 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются большинством голосов не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме. Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляется протоколами в порядке, установленном общим собранием собственников помещений в данном доме.
Арбитражным судом Томской области дана оценка доводам заявителя в признании недействующим подпункта 6 пункта 11 Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Принятие документов, а также выдача решений о переводе или об отказе в переводе жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое помещение" на территории городского округа ЗАТО Северск Томской области, утвержденного Постановлением Администрации ЗАТО Северск от 24.11.2009 N 3690, предусматривающего необходимость получения и представления в орган местного самоуправления для выдачи решения о переводе жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое согласия собственников помещений, исходя из положений статьей 36, 40, 46 ЖК РФ.
При этом суд обосновано указал о том, что в данном пункте, которым определен перечень документов, необходимых для предоставления соответствующей муниципальной услуги, речь идет не только о предусмотренных частью 3 статьи 36, частью 2 статьи 40 ЖК РФ случаях, но и об иных случаях, при которых происходит изменение долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме, в связи с чем указание на статью 46 ЖК РФ в данном случае не приводит к толкованию о возможности получения предусмотренного статьями 36, 40 ЖК РФ согласия собственников исключительно путем решения общего собрания собственников. Содержание данной нормы не исключает возможность получения согласия предусмотренного статьями 36, 40 ЖК РФ согласия собственников и другим способом, а не только путем проведения общего собрания, а ссылка на статью 46 ЖК РФ в данном случае, учитывая общий смысл подпункта и все его содержание, касается иных, не предусмотренных статьями 36 и 40 ЖК РФ, случаев, которые приводят к изменению долей в праве общей собственности на общее имущество в доме.
Исходя из вышеизложенного, арбитражный суд первой инстанции правомерно указал, что оснований для вывода о несоответствии подпункта 6 пункта 11 Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Принятие документов, а также выдача решений о переводе или об отказе в переводе жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое помещение" на территории городского округа ЗАТО Северск Томской области, утвержденного Постановлением Администрации ЗАТО Северск от 24.11.2009 N 3690, требованиям ЖК РФ не имеется.
Доводы, изложенные в кассационной жалобы, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, получили надлежащую правовую оценку и по существу направлены на переоценку исследованных судом доказательств, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции приходит к выводу, что обжалуемый судебный акт принят на основе правильного применения норм материального права и соблюдением норм процессуального права, оснований для его отмены в соответствии со статьей 288 АПК РФ не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 06.03.2012 Арбитражного суда Томской области по делу N А67-6658/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 21.05.2012 ПО ДЕЛУ N А67-6658/2011
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 мая 2012 г. по делу N А67-6658/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2012 года
Постановление изготовлено в полном объеме 21 мая 2012 года
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Новоселова В.И.
судей Отческой Т.И., Черноусовой О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Володиной Ю.В.,
рассмотрел в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Сигитова Константина Эдуардовича на решение от 06.03.2012 Арбитражного суда Томской области (судьи Афанасьева Е.В., Сенникова И.Н., Идрисова С.З.) по делу N А67-6658/2011 по заявлению индивидуального предпринимателя Сигитова Константина Эдуардовича к Администрации закрытого административно-территориального образования Северск о признании частично недействующими Регламента прохождения документов для принятия решения о переводе (отказе в переводе) жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение на территории закрытого административно-территориального образования Северск, утвержденного Постановлением Главы Администрации закрытого административно-территориального образования Северск от 07.07.2009 N 2170, Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Принятие документов, а также выдача решений о переводе или об отказе в переводе жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое помещение" на территории городского округа закрытого административно-территориального образования Северск Томской области, утвержденного Постановлением Администрации закрытого административно-территориального образования Северск от 24.11.2009 N 3690.
Другие лица, участвующие в деле: прокурор Томской области.
В заседании приняли участие представители сторон:
- от индивидуального предпринимателя Сигитова Константина Эдуардовича: Сигитов К.Э., Воронков А.В. по доверенности от 08.12.2011;
- от Администрации ЗАТО Северск: Осина Ю.А. по доверенности от 26.12.2011;
- от прокуратуры Томской области: Горбаченко А.А. по доверенности от 24.04.2012.
Суд
установил:
индивидуальный предприниматель Сигитов Константин Эдуардович (далее - предприниматель, ИП Сигитов К.Э.) обратился в Арбитражный суд Томской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Администрации закрытого административно-территориального образования Северск Томской области (далее - Администрация ЗАТО Северск) о признании недействующими абзаца 3 пункта 2 Регламента прохождения документов для принятия решения о переводе (отказе в переводе) жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение на территории ЗАТО Северск, утвержденного Постановлением Главы Администрации ЗАТО Северск от 07.07.2009 N 2170, и подпункта 6 пункта 11 Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Принятие документов, а также выдача решений о переводе или об отказе в переводе жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое помещение" на территории городского округа ЗАТО Северск Томской области, утвержденного Постановлением Администрации ЗАТО Северск от 24.11.2009 N 3690.
Решением от 06.03.2012 Арбитражного суда Томской области требования ИП Сигитова К.Э. удовлетворены частично:
- абзац 3 пункта 2 Регламента прохождения документов для принятия решения о пере-воде (отказе в переводе) жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение на территории ЗАТО Северск, утвержденного Постановлением Главы Администрации ЗАТО Северск от 07.07.2009 N 2170, в части, предусматривающей получение согласия всех собственников только в порядке, установленном статьей 44 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), признан не соответствующим ЖК РФ и недействующим.
В остальной части абзац 3 пункта 2 Регламента прохождения документов для принятия решения о переводе (отказе в переводе) жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение на территории ЗАТО Северск, утвержденного Постановлением Главы Администрации ЗАТО Северск от 07.07.2009 N 2170, признан соответствующим ЖК РФ и в удовлетворении заявленных требований Сигитова К.Э. об оспаривании указанной нормы в данной части отказано.
Подпункт 6 пункта 11 Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Принятие документов, а также выдача решений о переводе или об отказе в переводе жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое помещение" на территории городского округа ЗАТО Северск Томской области, утвержденного Постановлением Администрации ЗАТО Северск от 24.11.2009 N 3690, признан соответствующим ЖК РФ. В удовлетворении заявленных требований Сигитова К.Э. об оспаривании указанной нормы отказано.
В кассационной жалобе предприниматель, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требований о признании недействующими абзаца 3 пункта 2 Регламента прохождения документов для принятия решения о переводе (отказе в переводе) жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение на территории ЗАТО Северск, утвержденного Постановлением Главы Администрации ЗАТО Северск от 07.07.2009 N 2170, подпункта 6 пункта 11 Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Принятие документов, а также выдача решений о переводе или об отказе в переводе жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое помещение" на территории городского округа ЗАТО Северск Томской области, утвержденного Постановлением Администрации ЗАТО Северск от 24.11.2009 N 3690, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, прилагая при этом текст резолютивной части нового судебного акта.
По мнению заявителя кассационной жалобы, положения статей 36, 40 ЖК РФ не всегда применимо, ссылаясь на случаи, когда не происходит присоединение общего имущества собственников в многоквартирном доме к переводимому помещению.
Заявитель жалобы указывает, что при переводе жилого помещения в нежилое или нежилого в жилое помещение одновременно происходит уменьшение размера общего имущества, присоединение общего имущества многоквартирного дома и увеличение переводимого помещения, поэтому застройщик при реконструкции дома должен представить документы, предусмотренные частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации для получения разрешения на строительство при реконструкции дома во взаимосвязи со статьями 36 и 40 ЖК РФ.
Вместе с тем заявитель указывает на то, что во всех случаях применяются положения статей 44 и 46 ЖК РФ, предусматривающие разрешение вопросов, связанных с использованием общего имущества в многоквартирном доме только по решению общего собрания собственников данного дома.
Отзывы на кассационную жалобу от Администрации ЗАТО Северск, прокуратуры Томской области в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации до начала судебного заседания не представлены.
В судебном заседании предприниматель и его представитель поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель прокуратуры Томской области и Администрации ЗАТО Северск возражали относительно доводов кассационной жалобы, считая обжалуемый судебный акт законным и обоснованным.
Суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 274, 286 АПК РФ, заслушав представителей сторон, явившихся в судебное заседание, проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, правильность применения Арбитражным судом Томской области при принятии решения норм материального и процессуального права, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Сигитов К.Э. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя ОГРН 304702420500132, является собственником жилых помещений, расположенных на первом этаже четырехэтажного кирпичного жилого дома по адресу: Томская область, ЗАТО Северск, г. Северск, проспект Коммунистический, 36, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права.
Предприниматель обращался в Администрацию ЗАТО Северск с заявлениями о переводе жилых помещений в нежилые с последующей перепланировкой, однако Администрацией ЗАТО Северск по данным заявлениям приняты решения об отказе в переводе, о чем предпринимателю направлены уведомления.
Главой Администрации ЗАТО Северск в пределах его полномочий, установленных статьей 44 Устава городского округа ЗАТО Северск Томской области, утвержденного решением сессии Собрания народных представителей ЗАТО Северск от 12.04.2005 N 69/1, было принято постановление от 07.07.2009 N 2170 "О прохождении документов для принятия решений о переводе (отказе в переводе) жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение на территории ЗАТО Северск", которым утвержден Регламент прохождения документов для принятия решений о переводе (отказе в переводе) жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение на территории ЗАТО Северск.
Вышеуказанное постановление в первоначальной редакции опубликовано в газете "Диалог" N 28 за 10.07.2009, что является официальным опубликованием. В дальнейшем в постановление были внесены изменения, к моменту обращения заявителя в арбитражный суд действует в редакции постановления от 30.08.2011 N 1891 "О внесении изменения в постановление Главы Администрации ЗАТО Северск от 07.07.2009 N 2170", опубликованного в газете "Диалог" N 36 за 02.09.2011.
Постановлением Главы Администрации ЗАТО Северск от 07.07.2009 N 2170 (ред. от 30.08.2011) "О прохождении документов для принятия решений о переводе (отказе в переводе) жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение на территории ЗАТО Северск", а именно абзацем 3 пункта 2 "Регламента прохождения документов для принятия решений о переводе (отказе в переводе) жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение на территории ЗАТО Северск" предусмотрено, что "если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме в соответствии со статьей 36, пунктом 2 статьи 40 и статьей 44 ЖК РФ.
24.11.2009 Администрацией ЗАТО Северск в пределах полномочий, предоставленных статьей 42 Устава городского округа закрытого административно-территориального образования Северск Томской области, утвержденного решением сессии Собрания народных представителей ЗАТО Северск от 12.04.2005 N 69/1, принято постановление N 3960 "Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги "Принятие документов, а также выдача решений о переводе или об отказе в переводе жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое помещение" на территории городского округа ЗАТО Северск Томской области", которым утвержден указанный регламент. Данное постановление в первоначальной редакции опубликовано в газете "Диалог" N 49 за 04.12.2009.
Постановлением Администрации ЗАТО Северск от 22.11.2010 N 3116 "О внесении изменений в постановление Администрации ЗАТО Северск от 24.11.2009 N 3960" были внесены изменения, которые опубликованы в газете "Диалог" N 48 за 26.11.2010.
Посчитав абзац 3 пункта 2 Регламента прохождения документов для принятия решения о переводе (отказе в переводе) жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение на территории ЗАТО Северск, утвержденного Постановлением Главы Администрации ЗАТО Северск от 07.07.2009 N 2170, и подпункт 6 пункта 11 Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Принятие документов, а также выдача решений о переводе или об отказе в переводе жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое помещение" на территории городского округа ЗАТО Северск Томской области, утвержденного Постановлением Администрации ЗАТО Северск от 24.11.2009 N 3690, не соответствующими ЖК РФ, предприниматель Сигитов К.Э. обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Арбитражный суд Томской области, частично удовлетворяя требования ИП Сигитова К.Э. о признании несоответствующим жилищному законодательству в части, предусматривающей получение согласия всех собственников только в порядке, установленном статьей 44 ЖК РФ, пришел к выводу о том, что органом местного самоуправления надлежащим образом не мотивировано и не подтверждено соответствие нормам ЖК РФ абзаца 3 пункта 2 Регламента прохождения документов для принятия решения о переводе (отказе в переводе) жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение на территории ЗАТО Северск, утвержденного Постановлением Главы Администрации ЗАТО Северск от 07.07.2009 N 2170.
В данной части оспариваемый правовой акт, утвержденный Постановлением Главы Администрации ЗАТО Северск от 07.07.2009 N 2170 (ред. от 30.08.2011) признан недействующим.
В удовлетворении остальной части заявленных требований ИП Сигитова К.Э. судом отказано.
Арбитражный суд кассационной инстанции, исходя из обстоятельств дела и действующего законодательства считает выводы суда правомерными.
Согласно части 4 статьи 194 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявшего оспариваемый нормативный правовой акт.
В силу части 1 статьи 22 ЖК РФ перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований настоящего Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности.
Перевод нежилого помещения в жилое помещение не допускается, если такое помещение не отвечает установленным требованиям или отсутствует возможность обеспечить соответствие такого помещения установленным требованиям либо если право собственности на такое помещение обременено правами каких-либо лиц (часть 4 статьи 22 ЖК РФ).
Согласно части 1 статьи 23 ЖК РФ перевод жилого помещения в нежилое помещение осуществляется органом местного самоуправления. Исчерпывающий перечень документов, представляемых в орган, осуществляющий перевод помещения из жилого в нежилое, установлен частью 2 статьи 23 ЖК РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 36 ЖК РФ, статьи 247 Гражданского кодекса Российской Федерации владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, как и распоряжение этим имуществом, осуществляется по соглашению всех собственников (участников) помещений в многоквартирном доме.
В силу части 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, земельный участок, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке.
Уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции (часть 3 статьи 36 ЖК РФ).
Согласно части 2 статьи 40 ЖК РФ в случае, если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.
В связи с вышеизложенным, указание в абзаце 3 пункта 2 "Регламента прохождения документов для принятия решений о переводе (отказе в переводе) жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение на территории ЗАТО Северск" постановления Главы Администрации от 07.07.2009 N 2170, регулирующем порядок прохождения документов при принятии решения о переводе (отказе в переводе) жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение, на необходимость получения согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме в соответствии со статьей 36, пунктом 2 статьи 40 ЖК РФ, если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, соответствует нормам ЖК РФ и не может рассматриваться как нарушающее или ограничивающее права и законные интересы.
Вместе с тем, абзацем 3 пункта 2 Регламента прохождения документов при принятии решения о переводе (отказе в переводе) жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение на территории ЗАТО Северск, утвержденного Постановлением Главы Администрации ЗАТО Северск от 07.07.2009 N 2170, предусмотрено: "если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, то на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме в соответствии со статьей 36, пунктом 2 статьи 40 и статьей 44 Жилищного кодекса Российской Федерации".
Из содержания оспариваемой заявителем части вышеуказанного Регламента следует, что органом местного самоуправления предусмотрено не только необходимость получения согласия в соответствии со статьей 36, пунктом 2 статьи 40 ЖК РФ, что не противоречит закону, но и определен порядок получения такого согласия общего собрания собственников помещений, поскольку имеется указание на получение согласия именно в соответствии со статьей 44 ЖК РФ.
Суд первой инстанции обоснованно указал, что органом местного самоуправления предусмотрена не только необходимость получения согласия в соответствии с положениям статей 36, 40 ЖК РФ, что не противоречит закону, но также определен порядок получения такого согласия в соответствии с положениями статьи 44 ЖК РФ, предусматривающей получения такого согласия в виде решения общего собрания собственников многоквартирного дома, что не соответствует положениям статей 36, 40 ЖК РФ, предусматривающих необходимость получения согласия всех собственников без указания на конкретную форму выражения собственниками согласия и на форму получения такого согласия от собственников заинтересованным лицом, и отсутствия каких-либо ограничений в отношении порядка, формы получения такого согласия собственников.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 44 ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относиться принятие решение о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительством хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
Из вышеуказанной нормы права следует, что вопросы реконструкции, переустройства и (или) перепланировки помещений в многоквартирном доме к исключительной компетенции общего собрания собственников не отнесены.
В связи с вышеизложенным, арбитражный суд обосновано признал недействующим абзац 3 пункта 2 "Регламента прохождения документов для принятия решений о переводе (отказе в переводе) жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение на территории ЗАТО Северск" постановления Главы Администрации от 07.07.2009 N 2170 в части, предусматривающей с получение согласия всех собственников в порядке, установленном статьей 44 ЖК РФ, как не соответствующим ЖК РФ.
В остальной части положения абзаца 3 пункта 2 Регламента прохождения документов для принятия решения о переводе (отказе в переводе) жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение на территории ЗАТО Северск основаны на нормах статей 36, 40, не противоречат иным нормам ЖК РФ.
Согласно части 1 статьи 46 ЖК РФ, решение общего собрания собственников в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимается большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением предусмотренных пунктами 1 - 3.1 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются большинством голосов не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме. Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляется протоколами в порядке, установленном общим собранием собственников помещений в данном доме.
Арбитражным судом Томской области дана оценка доводам заявителя в признании недействующим подпункта 6 пункта 11 Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Принятие документов, а также выдача решений о переводе или об отказе в переводе жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое помещение" на территории городского округа ЗАТО Северск Томской области, утвержденного Постановлением Администрации ЗАТО Северск от 24.11.2009 N 3690, предусматривающего необходимость получения и представления в орган местного самоуправления для выдачи решения о переводе жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое согласия собственников помещений, исходя из положений статьей 36, 40, 46 ЖК РФ.
При этом суд обосновано указал о том, что в данном пункте, которым определен перечень документов, необходимых для предоставления соответствующей муниципальной услуги, речь идет не только о предусмотренных частью 3 статьи 36, частью 2 статьи 40 ЖК РФ случаях, но и об иных случаях, при которых происходит изменение долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме, в связи с чем указание на статью 46 ЖК РФ в данном случае не приводит к толкованию о возможности получения предусмотренного статьями 36, 40 ЖК РФ согласия собственников исключительно путем решения общего собрания собственников. Содержание данной нормы не исключает возможность получения согласия предусмотренного статьями 36, 40 ЖК РФ согласия собственников и другим способом, а не только путем проведения общего собрания, а ссылка на статью 46 ЖК РФ в данном случае, учитывая общий смысл подпункта и все его содержание, касается иных, не предусмотренных статьями 36 и 40 ЖК РФ, случаев, которые приводят к изменению долей в праве общей собственности на общее имущество в доме.
Исходя из вышеизложенного, арбитражный суд первой инстанции правомерно указал, что оснований для вывода о несоответствии подпункта 6 пункта 11 Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Принятие документов, а также выдача решений о переводе или об отказе в переводе жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое помещение" на территории городского округа ЗАТО Северск Томской области, утвержденного Постановлением Администрации ЗАТО Северск от 24.11.2009 N 3690, требованиям ЖК РФ не имеется.
Доводы, изложенные в кассационной жалобы, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, получили надлежащую правовую оценку и по существу направлены на переоценку исследованных судом доказательств, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции приходит к выводу, что обжалуемый судебный акт принят на основе правильного применения норм материального права и соблюдением норм процессуального права, оснований для его отмены в соответствии со статьей 288 АПК РФ не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 06.03.2012 Арбитражного суда Томской области по делу N А67-6658/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
В.И.НОВОСЕЛОВ
В.И.НОВОСЕЛОВ
Судьи
Т.И.ОТЧЕСКАЯ
О.Ю.ЧЕРНОУСОВА
Т.И.ОТЧЕСКАЯ
О.Ю.ЧЕРНОУСОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)