Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕНЗЕНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 06.05.2008 ПО ДЕЛУ N 33-832

Разделы:
Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ПЕНЗЕНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 6 мая 2008 г. по делу N 33-832


Судья: Оськина Н.Н.

"6" мая 2008 года судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда в составе:

председательствующего Смирновой Л.А.
и судей Елагиной Т.В. и Фроловой Т.А.

заслушали в открытом судебном заседании по докладу Смирновой Л.А. дело по частной жалобе представителя Г. - К. на определение Каменского городского суда Пензенской области от 4 апреля 2008 года, которым постановлено:
Приостановить производство по делу по иску Г. к администрации г. Каменка Каменского района Пензенской области, МУП "Каменское ЖКХ", ООО "Городок", МУП "Каменская горэлектротеплосеть" о признании недействительными договоры на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, на оказание услуги по вывозу твердых бытовых отходов, незаконным направление платежных квитанций, о признании право на оплату жилищно-коммунальных услуг, вывоз твердых бытовых отходов, водоотведение, холодное водоснабжение по тарифам, действующим до передачи жилищного фонда в г. Каменка в муниципальную собственность, о перерасчете оплаты до разрешения и вступления в законную силу решения по делу N А49-97\\2008-10А\\17 Арбитражного суда Пензенской области по заявлению администрации г. Каменка Каменского района к Территориальному управлению по Пензенской области о признании незаконным распоряжение N 126 от 26.02.2007 г.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения представителя Г. - К. (доверенность N 281 от 28.01.2008 г.), представителя администрации г. Каменки Пензенской области Засыпкина В.И. (доверенность N 27 от 30 апреля 2008 г.), судебная коллегия

установила:

Г. обратился в суд с иском к администрации г. Каменка, Пензенской области о признании незаконными и недействительными договоры на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, на оказание услуги по вывозу твердых бытовых отходов, платежные квитанции, о признании право на оплату жилищно-коммунальных услуг, вывоз твердых бытовых отходов, водоотведение, холодное водоснабжение по тарифам, действующим до передачи жилищного фонда в г. Каменка в муниципальную собственность, о перерасчете оплаты, мотивируя свои требования тем, что он проживает в г. Каменки по договору социального найма. 31 марта 2007 года жилищный фонд г. Каменки был передан из федеральной собственности в муниципальную собственность г. Каменки.
Наймодателем занимаемого Г. и членами его семьи жилого помещения в порядке правопреемства стала администрация г. Каменки.
Согласно постановлению главы администрации г. Каменки от 15 августа 2007 года N 154 жилищный фонд г. Каменки был передан на обслуживание МУП "Каменское ЖКХ". В соответствии со статьей 18 (часть 1) Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" за МУП "Каменское ЖКХ" в порядке правопреемства сохраняются обязательства Сердобской КЭЧ района по управлению, содержанию и ремонту жилищного фонда г. Каменки до выбора собственниками жилых помещений соответствующего способа управления и до наступления обязательств у выбранной управляющей организации.
В связи с тем, что такие обязательства у ООО "Городок", выбранной решением собрания собственников помещений, не наступили, МУП "Каменское ЖКХ" продолжает выполнять указанные выше обязательства по управлению, содержанию и ремонту многоквартирного дома.
Названные обязательства ООО "Городок" не наступили в связи с тем, что на сегодняшний день не заключено ни одного договора управления с собственниками жилых помещений, решением собрания собственников не определен состав общего имущества дома, подлежащего содержанию и ремонту, и цена этой услуги. Вместо договоров управления ООО "Городок" навязывает жильцам договоры на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Г. также 24 января 2008 года был навязан такой договор, который он подписал под влиянием заблуждения.
Указанный договор является незаконным, поскольку действующим законодательством не предусмотрено регулирование отношений по поводу содержания и ремонта жилого помещения, предоставленного гражданину на условиях социального найма, какими-либо иными договорами, кроме договора социального найма жилого помещения, заключаемого между наймодателем и нанимателем этого помещения.
По этой же причине незаконным является и договор на оказание услуг по вывозу твердых бытовых отходов (ТБО), заключение которого 22 ноября 2007 года Г. навязало МУП "Каменское ЖКХ" также под влиянием заблуждения.
Г., как наниматель муниципального жилого помещения по договору социального найма, имеет договорные отношения по поводу пользования этим жилым помещением, включая отношения по поводу содержания и ремонта общего имущества дома, в том числе и по поводу вывоза ТБО, только с наймодателем данного жилого помещения, которым является администрация г. Каменки.
Все вопросы, связанные с организацией содержания и ремонта жилого помещения Г. и предоставления ему коммунальных услуг по договору социального найма, должны решаться администрацией г. Каменки, как наймодателем и собственником данного жилого помещения с управляющей организацией, жилищно-эксплуатационными и ресурсоснабжающими предприятиями.
В октябре, ноябре, декабре 2007 года, январе 2008 года МУП "Каменская горэлектротеплосеть", МУП "Каменское ЖКХ" направили Г. платежные документы на оплату соответственно услуги по отоплению и вывозу ТБО, размер которой в несколько раз превышает размер его платы за жилищно-коммунальные услуги (далее - ЖКУ) до передачи жилищного фонда в муниципальную собственность.
Под влиянием заблуждения Г. были произведены платежи за отопление за октябрь, ноябрь 2007 года, вывоз твердых бытовых отходов за октябрь, ноябрь, декабрь 2007 года по городским тарифам. В связи с этим для восстановления нарушенного права Г. необходимо произвести перерасчет указанных платежей с начислением разницы в счет предстоящих платежей. Производство данного перерасчета обязана обеспечить администрация г. Каменки, как наймодатель занимаемого Г. и членами его семьи жилого помещения.
Кроме того, в ходе общего собрания собственников жилых помещений представители администрации г. Каменки, МУП "Каменское ЖКХ" заявили о том, что все ЖКУ в связи с передачей дома в муниципальную собственность будут предоставляться по единым тарифам, установленным для городских организаций коммунального комплекса.
Перечисленные факты свидетельствуют о нарушении и об угрозе нарушения права Г. на сохранение размера платы за коммунальные услуги при изменении формы собственности на занимаемое им и членами его семьи жилое помещение, права на изменение размера его платы за ЖКУ в соответствии с предельными индексами, права на внесение платы за ЖКУ в порядке, установленном законодательством, права на получение ЖКУ на основании договора, предусмотренного законом.
Согласно статьи 157 (часть 3) ЖК РФ изменение формы собственности на жилое помещение не является основанием изменения размера платы за коммунальные услуги.
На основании статьи 64 ЖК РФ администрация г. Каменки в связи с передачей жилищного фонда в муниципальную собственность г. Каменки, включая и квартиру Г., становится наймодателем указанной квартиры на условиях ранее заключенного Г. с Сердобской КЭЧ района договора найма, в том числе и на условиях об оплате ЖКУ.
Согласно статьи 6 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и некоторые законодательные акты РФ" изменение размера платы граждан за жилье и коммунальные услуги может осуществляться только в соответствии с предельными индексами изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельными индексами изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, устанавливаемыми в соответствии с данной статьей.
Таким образом, очевидно, что с момента передачи жилищного фонда г. Каменки в муниципальную собственность (31 марта 2007 года), т.е. независимо от самого факта этой передачи, размер платы Г. за водоотведение, водоснабжение, отопление, а также размер платы за содержание и ремонт жилья, включая сбор и вывоз ТБО, должны рассчитываться исходя из тарифов, утвержденных для Сердобской КЭЧ района и действующих на момент передачи указанного жилищного фонда, и не могут быть изменены иначе как в соответствии с предельными индексами изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельными индексами изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, устанавливаемыми в соответствии с названной выше нормой ФЗ.
Кроме того, МУП "Каменская горэлектротеплосеть" не вправе направлять Г. платежные документы на оплату услуги по отоплению и осуществлять сбор с него соответствующих денежных платежей. Данные функции возложены Жилищным кодексом РФ, Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам на исполнителя коммунальных услуг, которым МУП "Каменская горэлектротеплосеть" не является, поскольку не отвечает за обслуживание внутридомовых инженерных систем.
В исковом заявлении Г. просил: признать незаконными и недействительными договор от 24 января 2008 года на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, заключенный между ним и ООО "Городок", договор от 22 ноября 2007 года на оказание услуги по вывозу твердых бытовых отходов, заключенный между ним и МУП "Каменское ЖКХ"; платежные квитанции МУП "Каменская горэлектротеплосеть" на оплату услуги по отоплению за октябрь, ноябрь, декабрь 2007 года, январь 2008 года; платежные квитанции МУП "Каменское ЖКХ" за октябрь, ноябрь, декабрь 2007 года, январь 2008 года. Признать за ним право на оплату жилищно-коммунальных услуг до 31 декабря 2007 года по тарифам: содержание и ремонт жилья - 2 руб. 97 коп. с 1 кв. м общей площади; вывоз твердых бытовых отходов - 4 руб. 17 коп. с 1 чел. в месяц; водоотведение - 13 руб. 71 коп. с 1 чел. в месяц; холодное водоснабжение - 27 руб. 42 коп. с 1 чел. в месяц, - с возможностью изменения размеров платы за жилищно-коммунальные услуги, рассчитанных по указанным выше тарифам, начиная с 1 января 2008 года, в соответствии с предельными индексами изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельными индексами изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, устанавливаемыми в соответствии с законодательством о регулировании тарифов организаций коммунального комплекса.
Обязать администрацию г. Каменки обеспечить производство Г. перерасчета платы за отопление за октябрь, ноябрь 2007 года, вывоз твердых бытовых отходов за октябрь, ноябрь, декабрь 2007 года и расчет размера его платы за жилищно-коммунальные услуги в 2008 году, исходя из его права на оплату жилищно-коммунальных услуг, указанного во втором требовании.
В дальнейшем истцом, в лице его представителя К., уточнены и увеличены исковые требования. Он просил суд признать недействительными договоры на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, на оказание услуги по вывозу твердых бытовых отходов, незаконным направление МУП "Каменская горэлектротеплосеть" платежных квитанций, признании право на оплату жилищно-коммунальных услуг, вывоз твердых бытовых отходов, водоотведение, холодное водоснабжение по тарифам, действующим до передачи жилищного фонда в г. Каменка в муниципальную собственность, о перерасчете оплаты.
Признать за ним право на оплату жилищно-коммунальных услуг до 31 декабря 2007 года по тарифам: содержание и ремонт жилья - 2 руб. 97 коп. с 1 кв. м общей площади; вывоз твердых бытовых отходов - 4 руб. 17 коп. с 1 чел. в месяц; водоотведение - 13 руб. 71 коп. с 1 чел. в месяц; холодное водоснабжение - 27 руб. 42 коп. с 1 чел. в месяц, - с возможностью изменения размеров его платы за жилищно-коммунальные услуги, рассчитанных по указанным выше тарифам в 2008 году, в соответствии с предельными индексами изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельными индексами изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, устанавливаемыми в соответствии с законодательством о регулировании тарифов организаций коммунального комплекса.
Обязать администрацию г. Каменки обеспечить перерасчет платы за отопление за октябрь, ноябрь 2007 года, вывоз твердых бытовых отходов за октябрь, ноябрь 2007 года, платы за вывоз ТБО за октябрь - декабрь 2007 г. и расчет размера его платы за жилищно-коммунальные услуги.
Определением Каменского горсуда от 27.02.2008 г. привлечены в качестве соответчиков ООО "Городок", МУП "Каменское ЖКХ", МУП "Каменская горэлектротеплосеть".
В дальнейшем представитель истца в обоснование исковых требований о признании недействительным договора на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме указал, что этот договор заключен с истцом, как с собственником жилого помещения, которым он не является.
В судебном заседании представитель ответчика администрации г. Каменка Пензенской области заявил ходатайство о приостановлении производства по настоящему до вступления в законную силу решения Арбитражного суда Пензенской области по делу по заявлению администрации г. Каменка к Территориальному управлению по Пензенской области о признании незаконным распоряжение N 126 от 26.02.2007 г. "О передаче объектов федерального государственного учреждения "Сердобская КЭЧ района" из федеральной собственности в муниципальную собственность г. Каменка, поскольку считает, что эти оба дела взаимосвязаны.
Каменский городской суд Пензенской области постановил вышеуказанное определение.
В частной жалобе представитель Г. - К. просит отменить определение суда, считая его незаконным. Полагает, что вывод суда о взаимосвязи настоящего дела по иску Г. и дела, рассматриваемого Арбитражным судом Пензенской области, является ошибочным.
Считает, что ходатайство администрации г. Каменки о приостановлении производства по делу по иску Г. направлено исключительно на блокирование его рассмотрения по существу в настоящий момент, и затягивание сроков его рассмотрения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы, судебная коллегия находит определение суда незаконным и подлежащим отмене по следующим основаниям.
Приостанавливая производство по настоящему делу до рассмотрения и вступления в законную силу решения Арбитражного суда Пензенской области по делу N А49-97\\2008-10а\\17 по заявлению администрации г. Каменки к Территориальному управлению по Пензенской области Федерального агентства по управлению федеральным имуществом о признании незаконным распоряжения N 126 от 26.02.2007 г. "О передаче объектов федерального государственного учреждения "Сердобская КЭЧ района" из федеральной собственности в муниципальную собственность г. Каменка Пензенской области, суд пришел к выводу о том, что оба эти дела взаимосвязаны.
Вместе с тем, в нарушение требований ст. 225 ГПК РФ суд не мотивировал свой вывод о том, в чем имеется взаимная связь этих дел и почему настоящее дело невозможно рассмотреть до вступления в законную силу решения по делу, которое находится в производстве Арбитражного суда Пензенской области.
При таких обстоятельствах определение суда нельзя признать законным и обоснованным, поскольку оно постановлено с существенным нарушением норм Гражданского процессуального кодекса РФ, а потому оно подлежит отмене, а дело по иску Г. - передаче на новое рассмотрение в тот же городской суд.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 374 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

определение Каменского городского суда Пензенской области от 4 апреля 2008 года отменить, дело передать на новое рассмотрение в тот же городской суд, частную жалобу представителя Г. - К. - удовлетворить.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)