Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Андреева О.Ю.
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего судьи Корнильевой С.А.
судей Лебедева В.И., Савельевой М.Г.
с участием прокурора Войтюк Е.И.
при секретаре К.
рассмотрела в судебном заседании 21 апреля 2011 года дело N 2-2534/11 по кассационному представлению Прокурора <...> района Санкт-Петербурга на решение Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 30 марта 2011 года по иску Прокурора <...> района Санкт-Петербурга в защиту интересов Р. к ООО "Жилкомсервис N <...> <...> района" о признании незаконными действий по корректировке платы за отопление и об обязании произвести перерасчет, исключив из квитанции по оплате жилого помещения, коммунальных и прочих услуг за декабрь 2010 г. корректировку платы за отопление.
Заслушав доклад судьи Корнильевой С.А., объяснения прокурора Войтюк Е.И., поддержавшей представление, Р., представителя ООО "Жилкомсервис N <...> <...> района" - Ж. (по доверенности от 21 декабря 2010 года, сроком по 31 декабря 2011 года), судебная коллегия
Решением Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 30 марта 2011 года требования истца оставлены без удовлетворения.
В кассационном представлении прокурор <...> района Санкт-Петербурга просит решение суда отменить, считает его неправильным.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что Р. является собственником квартиры <...>. Управляющей организацией в указанном доме является ООО "Жилкомсервис N <...> <...> района".
В декабре 2010 г. в результате проведенной корректировки размера платы за отопление в отношении населения, проживающего в домах, обслуживаемых ООО "Жилкомсервис N <...> <...> района", Р. дополнительно начислена плата за отопление в размере <...>.
В обоснование заявленных требований истец ссылался на те обстоятельства, что произведенная корректировка платы противоречит нормам действующего законодательства ввиду отсутствия общедомового прибора учета теплоснабжения.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, учитывая объяснения сторон, полагал, что действия ответчика по корректировке платы за отопление и включение в квитанцию по оплате жилого помещения, коммунальных и прочих услуг за декабрь 2010 г. корректировки платы за отопление, соответствуют требованиям закона, вследствие чего, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Судебная коллегия полагает возможным согласиться с выводом суда.
Как предусмотрено ч. 2 ст. 154 ЖК РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
2) плату за коммунальные услуги.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) (ч. 4 ст. 154 ЖК РФ).
Собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации (ч. 7 ст. 155 ЖК РФ).
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч. 1 ст. 157 ЖК РФ).
В соответствии с п. 7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 307 от 23.05.2006 года, собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Общий объем (количество) потребленных холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также отведенных сточных вод, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 Правил, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям.
В случае отсутствия указанных приборов учета расчет размера платы производится в порядке, установленном пунктом 19 Правил.
Установлено, что ООО "Жилкомсервис N <...> <...> района" является управляющей организацией и в целях оказания населению коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению в силу Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, как исполнитель коммунальных услуг, приобретает у ресурсоснабжающей организации тепловую энергию.
ООО "Жилкомсервис N <...> <...> района", возражая против удовлетворения заявленных требований, указывало на те обстоятельства, что в доме, собственником квартиры в котором является Р., имеются общедомовые приборы учета тепловой энергии, представив при этом документы, из которых следует, что 13.05.2009 г. ОАО "Территориальная генерирующая компания N <...>" (далее - ОАО "ТГК N <...>") утвержден Акт допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителей по адресу: <...> по установленной форме (л.д. 61). 12.10.2009 г. ОАО "ТГК N <...>" утвержден Акт повторного допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителей по адресу: <...> (л.д. 62).
Суд, руководствуясь положениями Федерального закона РФ N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений", Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 307 от 23.05.2006 года, Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных Минтопэнерго РФ 12.09.1995 N Вк-4936, пришел к обоснованному выводу о том, что общедомовые приборы учета тепловой энергии, в доме, собственником квартиры в котором является Р., установлены и допущены к эксплуатации в предусмотренном законом порядке.
При этом, судом приняты во внимание данные в ходе рассмотрения дела объяснения представителя ответчика, в соответствии с которыми, установка и обслуживание узла учета тепловой энергии по <...> осуществляется ОАО <...> на основании заключенного договора с ООО "Жилкомсервис N <...> <...> района", при подписании Актов допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии сотрудники ОАО <...> действуют в рамках предоставленных им полномочий от ООО "Жилкомсервис N <...> <...> района", сотрудники ОАО <...> в соответствии с п. 9.5 "Правил учета тепловой энергии и теплоносителя" снимают показания приборов узла учета потребителя ежесуточно, в одно и то же время и ежемесячно такие показания по модему направляются в энергоснабжающую организацию, которая именно по данным показаниям и выставляет счета на оплату израсходованной тепловой энергии ООО "Жилкомсервис N <...> <...> района".
Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются представленными ООО "Жилкомсервис N <...> <...> района" ежемесячными (посуточными) отчетами о теплопотреблении за спорный период времени (за отопительный сезон 2009 - 2010 г.) и счетами-фактурами (л.д. 23 - 38), что не противоречит п. 1.3 "Правил учета тепловой энергии и теплоносителя", в соответствии с которым, расчеты потребителей тепловой энергии с энергоснабжающими организациями за полученное ими тепло осуществляются на основании показаний приборов учета и контроля параметров теплоносителя, установленных у потребителя (юридическое или физическое лицо, которому принадлежат теплопотребляющие установки, присоединенные к системе теплоснабжения энергоснабжающей организацией) и допущенных в эксплуатацию в качестве коммерческих в соответствии с требованиями данных Правил.
Судом правомерно отклонены доводы прокурора о том, что в материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие принятие узла учета тепловой энергии ООО "Жилкомсервис N <...> <...> района", т.к. согласно п. 2 ст. 2 ФЗ РФ N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений", ввод в эксплуатацию средства измерений - документально оформленная в установленном порядке готовность средства измерений к использованию по назначению; пунктом 7.1 "Правил учета тепловой энергии и теплоносителя" предусмотрено, что допуск в эксплуатацию узлов учета потребителя осуществляется представителем энергоснабжающей организации в присутствии представителя потребителя, о чем составляется соответствующий акт (Приложение 4 - Акт допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя); Акт допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя должен быть утвержден руководителем энергоснабжающей организации, пунктом 7.7 "Правил учета тепловой энергии и теплоносителя" предусмотрено, что перед каждым отопительным сезоном осуществляется проверка готовности узлов учета тепловой энергии к эксплуатации, о чем составляется соответствующий акт; процедура принятия такого узла, ее форма действующим законодательством не предусмотрены; узел учета тепловой энергии в <...> установлен и допущен к эксплуатации, как это предусмотрено положениями вышеуказанных норм, на что правильно указал суд.
Ссылки прокурора на то, что в соответствии с условиями договора теплоснабжения, заключенного между ОАО "Территориальная генерирующая компания N <...>" и ООО "Жилкомсервис N <...> <...> района", расчеты производятся по установленным тарифам, правомерно не приняты судом во внимание, поскольку составление ежемесячных (посуточных) отчетов о теплопотреблении в спорный период времени (за отопительный сезон 2009 - 2010 г.) соответствует требованиям п. 4.4 договора, заключенного между ОАО "Территориальная генерирующая компания N <...>" и ООО "Жилкомсервис N <...> <...> района", согласно которому, при наличии у абонента приборов учета, допущенных в эксплуатацию энергоснабжающей организацией, Абонент ежемесячно, не позднее первого числа месяца следующего за отчетным, представляет в энергоснабжающую организацию отчет о фактическом потреблении, п.п. "б" п. 21 "Правил предоставления коммунальных услуг гражданам", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307, которым предусмотрено, что при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении для отопления определяется в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 приложения N 2 к Правилам.
Положениями ст. 544 ГК РФ также предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Доводы прокурора о том, что в период с мая по октябрь гражданам необоснованно начислялись платежи по отоплению, не приняты во внимание, поскольку, как правильно указано судом, действия, направленные на обеспечение отопления помещений, носят комплексный характер, включают в себя не только фактическое поддержание в жилом помещении, отапливаемом по присоединенной сети, установленной нормативами температуры воздуха, но и подготовку систем отопления к отопительному сезону, консервацию их после его окончания; планирование и управление в области отопительного хозяйства, следовательно, потребители оплачивают не фактически полученные каждым из них единицы теплоносителя, а оказанную услугу в целом.
Определение нормативов потребления коммунальных услуг в соответствии с разделом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" производится по определенной формуле, из содержания которой не следует, что граждане обязаны платить за отопление только в течение отопительного сезона.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 года N 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, согласно которым нормативы потребления коммунальных услуг определяются по формулам, предусмотренным разделом 2 приложения к указанным Правилам. При этом норматив отопления для жилых помещений многоквартирных домов, как оборудованных приборами учета тепловой энергии, так и не оборудованных приборами учета, рассчитывается исходя из периода, равного 12 месяцам.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание положения Постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг", суд пришел к правильному выводу о том, что как собственники, так и наниматели многоквартирного жилого дома должны оплачивать коммунальную услугу по отоплению в течение всего календарного года.
Судом обращено внимание, что Решением Верховного Суда Российской Федерации от 16 декабря 2008 г. N ГКПИ-1770 подтверждена законность подпунктов 2, 4 пункта 1 приложения N 2 к Правилам, которыми предусмотрено проведение периодической корректировки платы за коммунальные услуги. Правовая позиция, выраженная в этом решении, в полной мере распространяется на аналогичные отношения, регулируемые оспариваемыми по настоящему делу нормами Правил, утвержденных Правительством Российской Федерации в пределах предоставленной компетенции, правовые нормы, предусматривающие периодическую корректировку платы за отопление, не противоречат федеральному закону, прав и законных интересов не нарушающих.
При таких обстоятельствах, вывод суда об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных истцом требований, верен.
Юридически значимые обстоятельства определены судом правильно, установлены на основании добытых по делу доказательств, оценка которым дана с соблюдением положений ст. 67 ГПК РФ.
Решение суда постановлено в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права. Оснований к его отмене не усматривается.
Доводы кассационного представления прокурора заявлялись в ходе рассмотрения дела, были исследованы и оценены судом, учтены при постановлении решения, ссылок на наличие оснований для отмены решения, предусмотренных ст. 362 ГПК РФ, не содержат, вследствие чего, решение не подлежит отмене по доводам кассационного представления.
Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
Решение Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 30 марта 2010 года оставить без изменения, кассационное представление - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 21.04.2011 N 5836
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 21 апреля 2011 г. N 5836
Судья: Андреева О.Ю.
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего судьи Корнильевой С.А.
судей Лебедева В.И., Савельевой М.Г.
с участием прокурора Войтюк Е.И.
при секретаре К.
рассмотрела в судебном заседании 21 апреля 2011 года дело N 2-2534/11 по кассационному представлению Прокурора <...> района Санкт-Петербурга на решение Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 30 марта 2011 года по иску Прокурора <...> района Санкт-Петербурга в защиту интересов Р. к ООО "Жилкомсервис N <...> <...> района" о признании незаконными действий по корректировке платы за отопление и об обязании произвести перерасчет, исключив из квитанции по оплате жилого помещения, коммунальных и прочих услуг за декабрь 2010 г. корректировку платы за отопление.
Заслушав доклад судьи Корнильевой С.А., объяснения прокурора Войтюк Е.И., поддержавшей представление, Р., представителя ООО "Жилкомсервис N <...> <...> района" - Ж. (по доверенности от 21 декабря 2010 года, сроком по 31 декабря 2011 года), судебная коллегия
установила:
Решением Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 30 марта 2011 года требования истца оставлены без удовлетворения.
В кассационном представлении прокурор <...> района Санкт-Петербурга просит решение суда отменить, считает его неправильным.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что Р. является собственником квартиры <...>. Управляющей организацией в указанном доме является ООО "Жилкомсервис N <...> <...> района".
В декабре 2010 г. в результате проведенной корректировки размера платы за отопление в отношении населения, проживающего в домах, обслуживаемых ООО "Жилкомсервис N <...> <...> района", Р. дополнительно начислена плата за отопление в размере <...>.
В обоснование заявленных требований истец ссылался на те обстоятельства, что произведенная корректировка платы противоречит нормам действующего законодательства ввиду отсутствия общедомового прибора учета теплоснабжения.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, учитывая объяснения сторон, полагал, что действия ответчика по корректировке платы за отопление и включение в квитанцию по оплате жилого помещения, коммунальных и прочих услуг за декабрь 2010 г. корректировки платы за отопление, соответствуют требованиям закона, вследствие чего, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Судебная коллегия полагает возможным согласиться с выводом суда.
Как предусмотрено ч. 2 ст. 154 ЖК РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
2) плату за коммунальные услуги.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) (ч. 4 ст. 154 ЖК РФ).
Собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации (ч. 7 ст. 155 ЖК РФ).
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч. 1 ст. 157 ЖК РФ).
В соответствии с п. 7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 307 от 23.05.2006 года, собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Общий объем (количество) потребленных холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также отведенных сточных вод, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 Правил, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям.
В случае отсутствия указанных приборов учета расчет размера платы производится в порядке, установленном пунктом 19 Правил.
Установлено, что ООО "Жилкомсервис N <...> <...> района" является управляющей организацией и в целях оказания населению коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению в силу Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, как исполнитель коммунальных услуг, приобретает у ресурсоснабжающей организации тепловую энергию.
ООО "Жилкомсервис N <...> <...> района", возражая против удовлетворения заявленных требований, указывало на те обстоятельства, что в доме, собственником квартиры в котором является Р., имеются общедомовые приборы учета тепловой энергии, представив при этом документы, из которых следует, что 13.05.2009 г. ОАО "Территориальная генерирующая компания N <...>" (далее - ОАО "ТГК N <...>") утвержден Акт допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителей по адресу: <...> по установленной форме (л.д. 61). 12.10.2009 г. ОАО "ТГК N <...>" утвержден Акт повторного допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителей по адресу: <...> (л.д. 62).
Суд, руководствуясь положениями Федерального закона РФ N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений", Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 307 от 23.05.2006 года, Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных Минтопэнерго РФ 12.09.1995 N Вк-4936, пришел к обоснованному выводу о том, что общедомовые приборы учета тепловой энергии, в доме, собственником квартиры в котором является Р., установлены и допущены к эксплуатации в предусмотренном законом порядке.
При этом, судом приняты во внимание данные в ходе рассмотрения дела объяснения представителя ответчика, в соответствии с которыми, установка и обслуживание узла учета тепловой энергии по <...> осуществляется ОАО <...> на основании заключенного договора с ООО "Жилкомсервис N <...> <...> района", при подписании Актов допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии сотрудники ОАО <...> действуют в рамках предоставленных им полномочий от ООО "Жилкомсервис N <...> <...> района", сотрудники ОАО <...> в соответствии с п. 9.5 "Правил учета тепловой энергии и теплоносителя" снимают показания приборов узла учета потребителя ежесуточно, в одно и то же время и ежемесячно такие показания по модему направляются в энергоснабжающую организацию, которая именно по данным показаниям и выставляет счета на оплату израсходованной тепловой энергии ООО "Жилкомсервис N <...> <...> района".
Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются представленными ООО "Жилкомсервис N <...> <...> района" ежемесячными (посуточными) отчетами о теплопотреблении за спорный период времени (за отопительный сезон 2009 - 2010 г.) и счетами-фактурами (л.д. 23 - 38), что не противоречит п. 1.3 "Правил учета тепловой энергии и теплоносителя", в соответствии с которым, расчеты потребителей тепловой энергии с энергоснабжающими организациями за полученное ими тепло осуществляются на основании показаний приборов учета и контроля параметров теплоносителя, установленных у потребителя (юридическое или физическое лицо, которому принадлежат теплопотребляющие установки, присоединенные к системе теплоснабжения энергоснабжающей организацией) и допущенных в эксплуатацию в качестве коммерческих в соответствии с требованиями данных Правил.
Судом правомерно отклонены доводы прокурора о том, что в материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие принятие узла учета тепловой энергии ООО "Жилкомсервис N <...> <...> района", т.к. согласно п. 2 ст. 2 ФЗ РФ N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений", ввод в эксплуатацию средства измерений - документально оформленная в установленном порядке готовность средства измерений к использованию по назначению; пунктом 7.1 "Правил учета тепловой энергии и теплоносителя" предусмотрено, что допуск в эксплуатацию узлов учета потребителя осуществляется представителем энергоснабжающей организации в присутствии представителя потребителя, о чем составляется соответствующий акт (Приложение 4 - Акт допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя); Акт допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя должен быть утвержден руководителем энергоснабжающей организации, пунктом 7.7 "Правил учета тепловой энергии и теплоносителя" предусмотрено, что перед каждым отопительным сезоном осуществляется проверка готовности узлов учета тепловой энергии к эксплуатации, о чем составляется соответствующий акт; процедура принятия такого узла, ее форма действующим законодательством не предусмотрены; узел учета тепловой энергии в <...> установлен и допущен к эксплуатации, как это предусмотрено положениями вышеуказанных норм, на что правильно указал суд.
Ссылки прокурора на то, что в соответствии с условиями договора теплоснабжения, заключенного между ОАО "Территориальная генерирующая компания N <...>" и ООО "Жилкомсервис N <...> <...> района", расчеты производятся по установленным тарифам, правомерно не приняты судом во внимание, поскольку составление ежемесячных (посуточных) отчетов о теплопотреблении в спорный период времени (за отопительный сезон 2009 - 2010 г.) соответствует требованиям п. 4.4 договора, заключенного между ОАО "Территориальная генерирующая компания N <...>" и ООО "Жилкомсервис N <...> <...> района", согласно которому, при наличии у абонента приборов учета, допущенных в эксплуатацию энергоснабжающей организацией, Абонент ежемесячно, не позднее первого числа месяца следующего за отчетным, представляет в энергоснабжающую организацию отчет о фактическом потреблении, п.п. "б" п. 21 "Правил предоставления коммунальных услуг гражданам", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307, которым предусмотрено, что при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении для отопления определяется в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 приложения N 2 к Правилам.
Положениями ст. 544 ГК РФ также предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Доводы прокурора о том, что в период с мая по октябрь гражданам необоснованно начислялись платежи по отоплению, не приняты во внимание, поскольку, как правильно указано судом, действия, направленные на обеспечение отопления помещений, носят комплексный характер, включают в себя не только фактическое поддержание в жилом помещении, отапливаемом по присоединенной сети, установленной нормативами температуры воздуха, но и подготовку систем отопления к отопительному сезону, консервацию их после его окончания; планирование и управление в области отопительного хозяйства, следовательно, потребители оплачивают не фактически полученные каждым из них единицы теплоносителя, а оказанную услугу в целом.
Определение нормативов потребления коммунальных услуг в соответствии с разделом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" производится по определенной формуле, из содержания которой не следует, что граждане обязаны платить за отопление только в течение отопительного сезона.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 года N 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, согласно которым нормативы потребления коммунальных услуг определяются по формулам, предусмотренным разделом 2 приложения к указанным Правилам. При этом норматив отопления для жилых помещений многоквартирных домов, как оборудованных приборами учета тепловой энергии, так и не оборудованных приборами учета, рассчитывается исходя из периода, равного 12 месяцам.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание положения Постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг", суд пришел к правильному выводу о том, что как собственники, так и наниматели многоквартирного жилого дома должны оплачивать коммунальную услугу по отоплению в течение всего календарного года.
Судом обращено внимание, что Решением Верховного Суда Российской Федерации от 16 декабря 2008 г. N ГКПИ-1770 подтверждена законность подпунктов 2, 4 пункта 1 приложения N 2 к Правилам, которыми предусмотрено проведение периодической корректировки платы за коммунальные услуги. Правовая позиция, выраженная в этом решении, в полной мере распространяется на аналогичные отношения, регулируемые оспариваемыми по настоящему делу нормами Правил, утвержденных Правительством Российской Федерации в пределах предоставленной компетенции, правовые нормы, предусматривающие периодическую корректировку платы за отопление, не противоречат федеральному закону, прав и законных интересов не нарушающих.
При таких обстоятельствах, вывод суда об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных истцом требований, верен.
Юридически значимые обстоятельства определены судом правильно, установлены на основании добытых по делу доказательств, оценка которым дана с соблюдением положений ст. 67 ГПК РФ.
Решение суда постановлено в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права. Оснований к его отмене не усматривается.
Доводы кассационного представления прокурора заявлялись в ходе рассмотрения дела, были исследованы и оценены судом, учтены при постановлении решения, ссылок на наличие оснований для отмены решения, предусмотренных ст. 362 ГПК РФ, не содержат, вследствие чего, решение не подлежит отмене по доводам кассационного представления.
Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 30 марта 2010 года оставить без изменения, кассационное представление - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)