Судебные решения, арбитраж
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 18 февраля 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 2 марта 2009 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Споткай Л.Е.,
судей: Кирилловой Н.А., Магда О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Савченко Г.А.,
при участии:
- от истца муниципального учреждения Служба "Заказчика" по управлению жилищно-коммунальным хозяйством и жилищной политики Березовского района Красноярского края - представителей Медведевой С.А. по доверенности от 27.01.2009 N 9, Моисеенко И.В. по доверенности N 5 от 11.01.2009;
- от ответчика муниципального образования Березовский район в лице Финансового управления администрации Березовского района Красноярского края - представителя Шевцовой О.П. по доверенности от 12.11.2008,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу муниципального образования Березовский район в лице Финансового управления администрации Березовского района Красноярского края
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 13 ноября 2008 года по делу N А33-3128/2008, принятое судьей Раздобреевой И.А.,
муниципальное учреждение Служба "Заказчика" по управлению жилищно-коммунальным хозяйством и жилищной политики Березовского района обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к администрации Березовского района о взыскании убытков в размере 3 598 900 рублей.
В порядке статьи 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по ходатайству истца произведена замена ненадлежащего ответчика - администрации Березовского района на муниципальное образование Березовский район в лице Финансового управления администрации Березовского района.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 13 ноября 2008 года исковые требования муниципального учреждения Служба "Заказчика" по управлению жилищно-коммунальным хозяйством и жилищной политики Березовского района удовлетворены.
За счет казны муниципального образования Березовский район в лице Финансового управления администрации Березовского района в пользу муниципального учреждения Служба "Заказчика" по управлению жилищно-коммунальным хозяйством и жилищной политики Березовского района взысканы убытки в размере выпадающих доходов за 2007 год в сумме 3 598 900 рублей.
За счет казны муниципального образования Березовский район в лице Финансового управления администрации Березовского района в пользу муниципального учреждения Служба "Заказчика" по управлению жилищно-коммунальным хозяйством и жилищной политики Березовского района взыскано 2 000 рублей государственной пошлины. За счет казны муниципального образования Березовский район в лице Финансового управления администрации Березовского района в доход федерального бюджета взыскано 27 494 рублей 05 копеек государственной пошлины.
Не согласившись с данным судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение от 13 ноября 2008 года отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Ответчик не согласен с обжалуемым судебным актом по следующим основаниям:
- - муниципальное учреждение Служба "Заказчика" в соответствии со статьей 54 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" является муниципальным заказчиком на основании постановления администрации Березовского района Красноярского края от 19.04.2006 N 127. Администрацией Березовского района Красноярского края создана комиссия по рассмотрению муниципальных заказов. Муниципальное учреждение Служба "Заказчика" с данными вопросами в администрацию Березовского района Красноярского края не обращалось, а также извещение о проведении муниципального заказа в виде запроса котировок или проведении конкурса не размещало на официальном сайте, как предусмотрено действующим законодательством Российской Федерации;
- - в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации все приложения к договорам должна подписываться обеими сторонами, но в приложении к договорам, которые были представлены МУ Служба "Заказчика" нет подписей, печатей ни одной из сторон. Убытки, которые заявляет МУ Служба "Заказчика" не подтверждены аудиторской проверкой.
- суд не учел, что Финансовое управление администрации Березовского района входит в структуру администрации Березовского района Красноярского края и к муниципальному образованию Березовский район не относится. Муниципальное образование Березовский район является представительным органом, а администрация Березовского района Красноярского края является исполнительно-распорядительным органом, поэтому такое наименование, как муниципальное образование Березовский район в лице Финансового управления администрации Березовского района Красноярского края в природе не может существовать. Данное наименование противоречит уставу.
Истец представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение от 13 ноября 2008 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения в связи со следующим:
- - муниципальное учреждение Служба "Заказчика" в соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" не является муниципальным заказчиком, так как не является бюджетным учреждением, которое финансируется за счет бюджета. Договоры на обслуживание, содержание и текущий ремонт многоквартирных домов заключены в интересах и за счет населения Березовского района, в соответствии с установленной органами местного самоуправления платой за жилищно-коммунальные услуги;
- - нормативы и тарифы на жилищно-коммунальные услуги Березовского района установлены регулирующим органом местного самоуправления Березовского района и зависят от общей площади жилых помещений многоквартирных домов;
- - приложения к договорам на содержание обслуживание и текущий ремонт многоквартирных домов являются его неотъемлемой частью, что указано в тексте договора и утверждены решением районного Совета. Спора сторон по заключенным договорам нет, также ответчиком не указано, в соответствии с каким действующим законодательством Российской Федерации все приложения к договорам должны подписываться сторонами по договору;
- - заявление ответчика о том, что все убытки должны подтверждаться аудиторской проверкой, не предусмотрено действующим законодательством Российской Федерации. Фактические затраты подтверждены истцом и ответчиком, в суде не оспаривались;
- - Финансовое управление администрации Березовского района является уполномоченным органом по управлению средствами районного бюджета, а основной задачей Финансового управления является, в том числе, исполнение в установленном порядке районного бюджета.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение от 13 ноября 2008 года отменить.
Представитель истца поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил решение от 13 ноября 2008 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Пояснил, что оказанная услуга подтверждается актами сдачи-приемки выполненных работ по договорам с подрядчиками (ООО "Жилсервис", ООО "Комфорт", ООО "ЖКХ", ООО "Водомонтаж", ООО "Стройматериалы"). Приложения к договорам между истцом и ответчиком не оспаривались, форма приложения с перечнем работ была установлена решением сессии Березовского районного Совета и не оспаривалась.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, апелляционный суд установил следующие обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения дела.
В соответствии с уставом муниципального учреждения Службы "Заказчика" по управлению жилищно-коммунальным хозяйством и жилищной политики Березовского района, учредителем Службы Заказчика является администрация Березовского района Красноярского края. Предметом деятельности Службы Заказчика является качественное и оперативное управление объектами жилищно-коммунального назначения района с целью создания условий предоставления необходимых, надежных и экологически безопасных жилищных услуг населению на основе заключения с гражданами договоров найма, обслуживания, а с предприятиями, производящими услуги ЖКХ, договоров подряда или оказания услуг.
В соответствии с пунктом 2.4.1 устава, Служба заказчика формирует муниципальный заказ на выполнение работ и оказание услуг жилищно-коммунального назначения на территории района и является главным распорядителем субсидий, получаемых из бюджета на текущий, капитальный ремонт жилищного фонда, внутридомовых инженерных систем, наружных инженерных сетей и коммуникаций, на ремонт и содержание элементов благоустройства, озеленения и санитарной очистки территории жилищного фонда. В соответствии с пунктом 2.4.3 Служба заказчика обеспечивает формирование источников финансирования для содержания и текущего ремонта жилищного фонда за счет средств населения, бюджетов всех уровней, иных поступлений.
На основании постановлений администрации Березовского района в период с 1995 г. по 2003 годы на баланс Службы заказчика были переданы объекты жилого фонда и инженерной инфраструктуры в п. Березовка, с. Зыково и п. Вознесенка.
Согласно ведомости муниципального жилищного фонда Березовского района, находящегося в обслуживании на 01.05.2008 г., в реестре муниципальной собственности Березовского района находится жилой фонд в поселке Березовка в количестве 195 жилых домов, в селе Зыково - в количестве 104 жилых домов, в поселке Вознесенка - в количестве 6 жилых домов.
Березовский районный Совет решениями N 25-141Р, 25-142Р, 25-145Р от 26.12.2006 г. утвердил нормативы потребления жилищно-коммунальных услуг (приложение N 1) и утвердил тарифы в соответствии с предельными индексами изменения размера платы граждан за жилищно-коммунальные услуги для населения, проживающего в жилищном фонде независимо от форм собственности в размере 16% (приложение N 2) для п. Березовка, с. Зыково, с. Вознесенка, в т.ч. приложением N 1 установлена норма потребления по жилищной услуге на 1 кв.м. общей площади жилья либо на 1 проживающего человека в мес., приложением N 2 - нормативы экономически обоснованных затрат и тарифы на жилищно-коммунальные услуги для населения, согласно которому в состав жилищной услуги входят текущий ремонт и содержание жилого фонда, плата за найм проживающих в государственном и муниципальном жилье на восстановление жилого фонда, капитальный ремонт жилого фонда, вывоз твердых бытовых отходов.
Решения приняты Березовским районным Советом в целях реализации Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", Приказа департамента жилищно-коммунальной политики администрации Красноярского края от 30.10.2006 N 2-т "Об установлении предельных индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги на 2007 год".
Приказом Департамента жилищно-коммунальной политики администрации Красноярского края от 30.10.2006 N 2-т установлено, что предельные индексы изменения размера платы граждан за жилое помещение на 2007 г. по Березовскому району не должны превышать 116%.
На основании Закона Красноярского края от 08.12.2006 "О краевом бюджете на 2007 г." Березовскому району из краевого бюджета выделены субсидии, направляемых в 2007 году на компенсацию (возмещение расходов по компенсации) выпадающих доходов организаций жилищно-коммунального комплекса края, связанных с установлением Федеральной службой по тарифам предельных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, в размере 48851,1 тыс. руб.
Согласно информации о финансировании выпадающих доходов организаций жилищно-коммунального комплекса, связанных с установлением ФСТ России предельных индексов изменения размера платы граждан за жилищно-коммунальные услуги за 2007 г. по Березовскому району за подписью главы Березовского района Крюкова В.В. и согласованного с Финансовым управлением администрации района, фактическая сумма выпадающих доходов, возникшая от снижения тарифов на ЖКУ для населения за 2007 г. составила 54849,6 тыс. руб.
Фактически профинансировано за 2007 год всего 50 349,6 тыс. руб., в т.ч. за счет субсидии, предоставленной бюджету МО на компенсацию выпадающих доходов (краевой бюджет) - 49 851,1 тыс. руб., за счет местного бюджета муниципального образования - 498,5 тыс. руб. Сумма недофинансирования за 2007 г. составила 4500 тыс. руб.
Факт выполнения работ по ремонту и обслуживанию общего имущества жилищного фонда, находящегося в собственности муниципального образования, подтверждается актами сдачи-приемки работ (услуг) по договорам с подрядчиками (ООО "Жилсервис", ООО "Комфорт", ОАО "Водмонтаж", ООО "Стройматериалы", ООО "ЖКХ"), факт оплаты выполненных работ (оказанных услуг) подтверждается счетами-фактурами подрядных организаций и платежными поручениями истца на перечисление денежных средств.
Считая, что выпадающие расходы на содержание общего имущества, не восполняемые за счет платы граждан и субсидий краевого бюджета, образуют убытки учреждения и должны компенсироваться за счет собственника имущества, истец обратился в суд с настоящим иском.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
При решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков, судом первой инстанции правильно была учтена правовая позиция Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенная в Постановлении Пленума от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации".
Согласно пункту 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм бюджетного кодекса Российской Федерации", рассматривая иски, предъявленные согласно статье 16, 1069 ГК РФ, судам необходимо иметь в виду, что должником в обязательстве по возмещению вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, также является публично-правовое образование, а не его органы либо должностные лица этих органов.
В соответствии с пунктами 16, 17 и 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" в тех случаях, когда публично-правовое образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законов, установивших льготы, предусматривает последующую компенсацию не полученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у лица, реализовавшего товары (выполнившего работы, оказавшего услуги) по льготным ценам или без получения платы от потребителя. Следовательно, такие споры являются спорами о взыскании убытков, обусловленных избранным законодателем способом реализации льгот, предусматривающим последующую компенсацию организациям неполученной платы.
Если действие закона, предусматривающего льготы, не было приостановлено полностью или частично законом о бюджете на очередной год (пункт 4 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации) и требования истца являются обоснованными по существу, суммы убытков могут быть взысканы с публично-правового образования независимо от того, предусмотрены ли соответствующие средства в законе о бюджете.
Ответчиком по делам о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, является непосредственно публично-правовое образование. Если требования истца являются обоснованными по существу, то сумма убытков подлежит взысканию с публично-правового образования на основании статьи 16 Гражданского кодекса Российской Федерации. Взыскание производится с публично-правового образования и в случае, когда средства на возмещение неполученной платы фактически были предоставлены распорядителю бюджетных средств, но последний не исполнил возложенных на него обязанностей. При удовлетворении требования в резолютивной части решения суда должно быть указано на взыскание денежных средств за счет казны соответствующего публично-правового образования.
Статьями 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению за счет соответственно казны Российской Федерацией, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Из Положения о Финансовом управлении администрации Березовского района, зарегистрированном Постановлением администрации Березовского района от 23.06.1999 N 411, следует, что Финансовое управление администрации Березовского района является уполномоченным органом по управлению средствами районного бюджета, а основной задачей финансового управления является в т.ч. исполнение в установленном порядке районного бюджета.
Таким образом, убытки подлежат взысканию с муниципального образования Березовский район в лице Финансового управления администрации Березовского района, поскольку является уполномоченным органом, представляющим казну муниципального образования Березовский район.
В соответствии с положениями статьи 18 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", согласно которой орган местного самоуправления в соответствии с положениями статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации проводит до 1 мая 2008 года открытый конкурс по выбору управляющей организации, если собственниками помещений в многоквартирном доме до 1 января 2007 года не выбран способ управления многоквартирным домом или принятое такими собственниками решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было реализовано. Субъекты Российской Федерации вправе установить сроки начала и окончания проведения указанных конкурсов для всех или отдельных муниципальных образований при условии их проведения не позднее 1 мая 2008 года.
Согласно части 2 статьи 18 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" ранее возникшие обязательства организаций, отвечающих за управление, содержание и ремонт многоквартирного дома, сохраняются до момента возникновения обязательств, связанных с управлением многоквартирным домом в соответствии с положениями раздела VIII Жилищного кодекса Российской Федерации ("Управление многоквартирными домами").
Поскольку собственниками жилых помещений в спорных домах не был выбран способ управления многоквартирным домом, истец в силу положений части 2 статьи 18 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" продолжал в 2007 г. исполнять обязательства по управлению, содержанию и ремонту многоквартирного дома, что подтверждается договорами с обслуживающими организациями, актами приема-передачи выполненных работ, платежными поручениями на оплату выполненных работ и оказанных услуг.
Статьей 154 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что структура платы за жилье включает в себя: плату за пользование жилым помещением, плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающая в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества, плату за коммунальные услуги.
Согласно части 1 статья 156 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации).
Постановлением администрации Красноярского края от 24.09.2001 N 670-П "О государственном регулировании цен (тарифов) в крае" установлен Перечень регулируемых цен и тарифов на продукцию, товары и услуги в крае, согласно которому до 1 января 2009 года Советом администрации края регулируются предельные индексы изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям в случаях и порядке, установленных федеральным законом.
Приказом Департамента жилищно-коммунальной политики администрации Красноярского края от 30.10.2006 N 2-т установлены при неизменных наборе и объемах оказываемых услуг предельные индексы изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги с учетом соотношения платы граждан за жилое помещение и коммунальные услуги соответственно затратам на содержание и ремонт жилья и затрат по оказанию коммунальных услуг по муниципальным образованиям Красноярского края на 2007 год.
Согласно приложению 3 к настоящему Приказу, для Березовского района указанный индекс составил 116%.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 17 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения в целях решения вопросов местного значения отнесено установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами, в т.ч. регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (за исключением тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения), тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей. При этом полномочия органов местного самоуправления поселений по регулированию тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (за исключением тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения), тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам, тарифам для потребителей могут полностью или частично передаваться на основе соглашений между органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления муниципального района, в состав которого входят указанные поселения.
Во исполнение указанных полномочий представительным органом местного самоуправления Березовским районным Советом решениями N 25-141Р, 25-142Р, 25-145Р от 26.12.2006 г. утверждены нормативы потребления жилищно-коммунальных услуг (приложение N 1) и тарифы в соответствии с предельными индексами изменения размера платы граждан за жилищно-коммунальные услуги для населения, проживающего в жилищном фонде независимо от форм собственности в размере 16% (приложение N 2) для п. Березовка, с. Зыково, с. Вознесенка, в т.ч. приложением N 1 установлена норма потребления по жилищной услуге на 1 кв.м. общей площади жилья либо на 1 проживающего человека в мес., приложением N 2 - нормативы экономически обоснованных затрат и тарифы на жилищно-коммунальные услуги для населения, согласно которому в состав жилищной услуги входят текущий ремонт и содержание жилого фонда, плата за найм проживающих в государственном и муниципальном жилье на восстановление жилого фонда, капитальный ремонт жилого фонда, вывоз твердых бытовых отходов.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2004 N 441 "О федеральных стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке возмещения расходов на капитальный ремонт жилья на 2005 год" установлено, что органам государственной власти субъектов Российской Федерации при установлении региональных стандартов оплаты жилья и коммунальных услуг и органам местного самоуправления при установлении цен на содержание и ремонт жилья, а также тарифов на коммунальные услуги в жилых помещениях следует исходить из необходимости возмещения экономически обоснованных затрат организаций на предоставление жилищно-коммунальных услуг населению с учетом заключения независимой экспертизы и стандартов качества таких услуг.
Указанное Постановление в части порядка возмещения расходов на содержание и ремонт жилья является действующим.
Муниципальное образование Березовский район, установив решениями N 25-141Р, 25-142Р, 25-145Р от 26.12.2006 г. тарифы за жилищно-коммунальные услуги для населения, проживающего в жилищном фонде независимо от форм собственности, не предусмотрело порядок возмещения выпадающих доходов организаций жилищно-коммунального комплекса, связанных с обслуживанием и ремонтом общего имущества в муниципальном жилом фонде.
Фактически затраты, понесенные истцом, связанные с ремонтом и обслуживанием общего имущества в жилых домах, являющихся муниципальной собственности, подтверждаются актами сдачи-приемки работ (услуг) по договорам с подрядчиками (ООО "Жилсервис", ООО "Комфорт", ОАО "Водмонтаж", ООО "Стройматериалы", ООО "ЖКХ"), факт оплаты выполненных работ (оказанных услуг) подтверждается счетами-фактурами подрядных организаций и платежными поручениями истца на перечисление денежных средств.
Ответчик не оспаривает арифметический расчет, но считает недоказанным объем услуг, при этом ссылаясь на отсутствие печатей и подписей в приложениях к договорам. Указанные обстоятельства не могут быть приняты во внимание, поскольку в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации печать не является обязательным реквизитом при подписании договора. Сторонами договоры не оспариваются. Объем подтверждается актами выполненных работ, представленными в материалы дела. Иного в суд не представлено.
Суд апелляционной инстанции проверил расчет истца, составленный с применением тарифов, установленных в порядке, предусмотренном решениями Березовского районного совета N 25-141Р, 25-142Р, 25-145Р от 26.12.2005, признает его верным.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно признал исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме.
В соответствии с пунктом 1 статьи 124 Гражданского кодекса Российской Федерации городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами. Из этого следует, что муниципальные образования являются самостоятельными субъектами гражданского права наряду с гражданами и юридическими лицами. В силу пункта 2 той же статьи к указанным субъектам нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, применяются постольку, поскольку иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.
В силу статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Аналогичное положение закреплено в статье 41 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Постановлением администрации Березовского района N 411 от 23.06.1999 утверждено Положение о Финансовом управлении администрации Березовского района, согласно которому последнее является уполномоченным органом, обеспечивающим проведение единой финансовой политики и осуществляющим организацию финансов в районе.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что надлежащим ответчиком является муниципальное образование Березовский район в лице Финансового управления администрации Березовского района Красноярского края как главного распорядителя средств бюджета муниципального образования.
При изложенных обстоятельствах, решение суда первой инстанции принято при правильном применении норм права, содержащиеся в нем выводы, не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам. Судебный акт является законным и обоснованным, и не подлежит отмене в виду отсутствия оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 331.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ответчика, уплачены им при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Красноярского края от 13 ноября 2008 года по делу N А33-3128/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение в первой инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 02.03.2009 N А33-3128/2008-03АП-3854/2008 ПО ДЕЛУ N А33-3128/2008
Разделы:Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 марта 2009 г. N А33-3128/2008-03АП-3854/2008
Резолютивная часть постановления объявлена 18 февраля 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 2 марта 2009 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Споткай Л.Е.,
судей: Кирилловой Н.А., Магда О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Савченко Г.А.,
при участии:
- от истца муниципального учреждения Служба "Заказчика" по управлению жилищно-коммунальным хозяйством и жилищной политики Березовского района Красноярского края - представителей Медведевой С.А. по доверенности от 27.01.2009 N 9, Моисеенко И.В. по доверенности N 5 от 11.01.2009;
- от ответчика муниципального образования Березовский район в лице Финансового управления администрации Березовского района Красноярского края - представителя Шевцовой О.П. по доверенности от 12.11.2008,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу муниципального образования Березовский район в лице Финансового управления администрации Березовского района Красноярского края
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 13 ноября 2008 года по делу N А33-3128/2008, принятое судьей Раздобреевой И.А.,
установил:
муниципальное учреждение Служба "Заказчика" по управлению жилищно-коммунальным хозяйством и жилищной политики Березовского района обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к администрации Березовского района о взыскании убытков в размере 3 598 900 рублей.
В порядке статьи 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по ходатайству истца произведена замена ненадлежащего ответчика - администрации Березовского района на муниципальное образование Березовский район в лице Финансового управления администрации Березовского района.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 13 ноября 2008 года исковые требования муниципального учреждения Служба "Заказчика" по управлению жилищно-коммунальным хозяйством и жилищной политики Березовского района удовлетворены.
За счет казны муниципального образования Березовский район в лице Финансового управления администрации Березовского района в пользу муниципального учреждения Служба "Заказчика" по управлению жилищно-коммунальным хозяйством и жилищной политики Березовского района взысканы убытки в размере выпадающих доходов за 2007 год в сумме 3 598 900 рублей.
За счет казны муниципального образования Березовский район в лице Финансового управления администрации Березовского района в пользу муниципального учреждения Служба "Заказчика" по управлению жилищно-коммунальным хозяйством и жилищной политики Березовского района взыскано 2 000 рублей государственной пошлины. За счет казны муниципального образования Березовский район в лице Финансового управления администрации Березовского района в доход федерального бюджета взыскано 27 494 рублей 05 копеек государственной пошлины.
Не согласившись с данным судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение от 13 ноября 2008 года отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Ответчик не согласен с обжалуемым судебным актом по следующим основаниям:
- - муниципальное учреждение Служба "Заказчика" в соответствии со статьей 54 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" является муниципальным заказчиком на основании постановления администрации Березовского района Красноярского края от 19.04.2006 N 127. Администрацией Березовского района Красноярского края создана комиссия по рассмотрению муниципальных заказов. Муниципальное учреждение Служба "Заказчика" с данными вопросами в администрацию Березовского района Красноярского края не обращалось, а также извещение о проведении муниципального заказа в виде запроса котировок или проведении конкурса не размещало на официальном сайте, как предусмотрено действующим законодательством Российской Федерации;
- - в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации все приложения к договорам должна подписываться обеими сторонами, но в приложении к договорам, которые были представлены МУ Служба "Заказчика" нет подписей, печатей ни одной из сторон. Убытки, которые заявляет МУ Служба "Заказчика" не подтверждены аудиторской проверкой.
- суд не учел, что Финансовое управление администрации Березовского района входит в структуру администрации Березовского района Красноярского края и к муниципальному образованию Березовский район не относится. Муниципальное образование Березовский район является представительным органом, а администрация Березовского района Красноярского края является исполнительно-распорядительным органом, поэтому такое наименование, как муниципальное образование Березовский район в лице Финансового управления администрации Березовского района Красноярского края в природе не может существовать. Данное наименование противоречит уставу.
Истец представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение от 13 ноября 2008 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения в связи со следующим:
- - муниципальное учреждение Служба "Заказчика" в соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" не является муниципальным заказчиком, так как не является бюджетным учреждением, которое финансируется за счет бюджета. Договоры на обслуживание, содержание и текущий ремонт многоквартирных домов заключены в интересах и за счет населения Березовского района, в соответствии с установленной органами местного самоуправления платой за жилищно-коммунальные услуги;
- - нормативы и тарифы на жилищно-коммунальные услуги Березовского района установлены регулирующим органом местного самоуправления Березовского района и зависят от общей площади жилых помещений многоквартирных домов;
- - приложения к договорам на содержание обслуживание и текущий ремонт многоквартирных домов являются его неотъемлемой частью, что указано в тексте договора и утверждены решением районного Совета. Спора сторон по заключенным договорам нет, также ответчиком не указано, в соответствии с каким действующим законодательством Российской Федерации все приложения к договорам должны подписываться сторонами по договору;
- - заявление ответчика о том, что все убытки должны подтверждаться аудиторской проверкой, не предусмотрено действующим законодательством Российской Федерации. Фактические затраты подтверждены истцом и ответчиком, в суде не оспаривались;
- - Финансовое управление администрации Березовского района является уполномоченным органом по управлению средствами районного бюджета, а основной задачей Финансового управления является, в том числе, исполнение в установленном порядке районного бюджета.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение от 13 ноября 2008 года отменить.
Представитель истца поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил решение от 13 ноября 2008 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Пояснил, что оказанная услуга подтверждается актами сдачи-приемки выполненных работ по договорам с подрядчиками (ООО "Жилсервис", ООО "Комфорт", ООО "ЖКХ", ООО "Водомонтаж", ООО "Стройматериалы"). Приложения к договорам между истцом и ответчиком не оспаривались, форма приложения с перечнем работ была установлена решением сессии Березовского районного Совета и не оспаривалась.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, апелляционный суд установил следующие обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения дела.
В соответствии с уставом муниципального учреждения Службы "Заказчика" по управлению жилищно-коммунальным хозяйством и жилищной политики Березовского района, учредителем Службы Заказчика является администрация Березовского района Красноярского края. Предметом деятельности Службы Заказчика является качественное и оперативное управление объектами жилищно-коммунального назначения района с целью создания условий предоставления необходимых, надежных и экологически безопасных жилищных услуг населению на основе заключения с гражданами договоров найма, обслуживания, а с предприятиями, производящими услуги ЖКХ, договоров подряда или оказания услуг.
В соответствии с пунктом 2.4.1 устава, Служба заказчика формирует муниципальный заказ на выполнение работ и оказание услуг жилищно-коммунального назначения на территории района и является главным распорядителем субсидий, получаемых из бюджета на текущий, капитальный ремонт жилищного фонда, внутридомовых инженерных систем, наружных инженерных сетей и коммуникаций, на ремонт и содержание элементов благоустройства, озеленения и санитарной очистки территории жилищного фонда. В соответствии с пунктом 2.4.3 Служба заказчика обеспечивает формирование источников финансирования для содержания и текущего ремонта жилищного фонда за счет средств населения, бюджетов всех уровней, иных поступлений.
На основании постановлений администрации Березовского района в период с 1995 г. по 2003 годы на баланс Службы заказчика были переданы объекты жилого фонда и инженерной инфраструктуры в п. Березовка, с. Зыково и п. Вознесенка.
Согласно ведомости муниципального жилищного фонда Березовского района, находящегося в обслуживании на 01.05.2008 г., в реестре муниципальной собственности Березовского района находится жилой фонд в поселке Березовка в количестве 195 жилых домов, в селе Зыково - в количестве 104 жилых домов, в поселке Вознесенка - в количестве 6 жилых домов.
Березовский районный Совет решениями N 25-141Р, 25-142Р, 25-145Р от 26.12.2006 г. утвердил нормативы потребления жилищно-коммунальных услуг (приложение N 1) и утвердил тарифы в соответствии с предельными индексами изменения размера платы граждан за жилищно-коммунальные услуги для населения, проживающего в жилищном фонде независимо от форм собственности в размере 16% (приложение N 2) для п. Березовка, с. Зыково, с. Вознесенка, в т.ч. приложением N 1 установлена норма потребления по жилищной услуге на 1 кв.м. общей площади жилья либо на 1 проживающего человека в мес., приложением N 2 - нормативы экономически обоснованных затрат и тарифы на жилищно-коммунальные услуги для населения, согласно которому в состав жилищной услуги входят текущий ремонт и содержание жилого фонда, плата за найм проживающих в государственном и муниципальном жилье на восстановление жилого фонда, капитальный ремонт жилого фонда, вывоз твердых бытовых отходов.
Решения приняты Березовским районным Советом в целях реализации Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", Приказа департамента жилищно-коммунальной политики администрации Красноярского края от 30.10.2006 N 2-т "Об установлении предельных индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги на 2007 год".
Приказом Департамента жилищно-коммунальной политики администрации Красноярского края от 30.10.2006 N 2-т установлено, что предельные индексы изменения размера платы граждан за жилое помещение на 2007 г. по Березовскому району не должны превышать 116%.
На основании Закона Красноярского края от 08.12.2006 "О краевом бюджете на 2007 г." Березовскому району из краевого бюджета выделены субсидии, направляемых в 2007 году на компенсацию (возмещение расходов по компенсации) выпадающих доходов организаций жилищно-коммунального комплекса края, связанных с установлением Федеральной службой по тарифам предельных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, в размере 48851,1 тыс. руб.
Согласно информации о финансировании выпадающих доходов организаций жилищно-коммунального комплекса, связанных с установлением ФСТ России предельных индексов изменения размера платы граждан за жилищно-коммунальные услуги за 2007 г. по Березовскому району за подписью главы Березовского района Крюкова В.В. и согласованного с Финансовым управлением администрации района, фактическая сумма выпадающих доходов, возникшая от снижения тарифов на ЖКУ для населения за 2007 г. составила 54849,6 тыс. руб.
Фактически профинансировано за 2007 год всего 50 349,6 тыс. руб., в т.ч. за счет субсидии, предоставленной бюджету МО на компенсацию выпадающих доходов (краевой бюджет) - 49 851,1 тыс. руб., за счет местного бюджета муниципального образования - 498,5 тыс. руб. Сумма недофинансирования за 2007 г. составила 4500 тыс. руб.
Факт выполнения работ по ремонту и обслуживанию общего имущества жилищного фонда, находящегося в собственности муниципального образования, подтверждается актами сдачи-приемки работ (услуг) по договорам с подрядчиками (ООО "Жилсервис", ООО "Комфорт", ОАО "Водмонтаж", ООО "Стройматериалы", ООО "ЖКХ"), факт оплаты выполненных работ (оказанных услуг) подтверждается счетами-фактурами подрядных организаций и платежными поручениями истца на перечисление денежных средств.
Считая, что выпадающие расходы на содержание общего имущества, не восполняемые за счет платы граждан и субсидий краевого бюджета, образуют убытки учреждения и должны компенсироваться за счет собственника имущества, истец обратился в суд с настоящим иском.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
При решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков, судом первой инстанции правильно была учтена правовая позиция Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенная в Постановлении Пленума от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации".
Согласно пункту 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм бюджетного кодекса Российской Федерации", рассматривая иски, предъявленные согласно статье 16, 1069 ГК РФ, судам необходимо иметь в виду, что должником в обязательстве по возмещению вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, также является публично-правовое образование, а не его органы либо должностные лица этих органов.
В соответствии с пунктами 16, 17 и 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" в тех случаях, когда публично-правовое образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законов, установивших льготы, предусматривает последующую компенсацию не полученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у лица, реализовавшего товары (выполнившего работы, оказавшего услуги) по льготным ценам или без получения платы от потребителя. Следовательно, такие споры являются спорами о взыскании убытков, обусловленных избранным законодателем способом реализации льгот, предусматривающим последующую компенсацию организациям неполученной платы.
Если действие закона, предусматривающего льготы, не было приостановлено полностью или частично законом о бюджете на очередной год (пункт 4 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации) и требования истца являются обоснованными по существу, суммы убытков могут быть взысканы с публично-правового образования независимо от того, предусмотрены ли соответствующие средства в законе о бюджете.
Ответчиком по делам о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, является непосредственно публично-правовое образование. Если требования истца являются обоснованными по существу, то сумма убытков подлежит взысканию с публично-правового образования на основании статьи 16 Гражданского кодекса Российской Федерации. Взыскание производится с публично-правового образования и в случае, когда средства на возмещение неполученной платы фактически были предоставлены распорядителю бюджетных средств, но последний не исполнил возложенных на него обязанностей. При удовлетворении требования в резолютивной части решения суда должно быть указано на взыскание денежных средств за счет казны соответствующего публично-правового образования.
Статьями 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению за счет соответственно казны Российской Федерацией, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Из Положения о Финансовом управлении администрации Березовского района, зарегистрированном Постановлением администрации Березовского района от 23.06.1999 N 411, следует, что Финансовое управление администрации Березовского района является уполномоченным органом по управлению средствами районного бюджета, а основной задачей финансового управления является в т.ч. исполнение в установленном порядке районного бюджета.
Таким образом, убытки подлежат взысканию с муниципального образования Березовский район в лице Финансового управления администрации Березовского района, поскольку является уполномоченным органом, представляющим казну муниципального образования Березовский район.
В соответствии с положениями статьи 18 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", согласно которой орган местного самоуправления в соответствии с положениями статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации проводит до 1 мая 2008 года открытый конкурс по выбору управляющей организации, если собственниками помещений в многоквартирном доме до 1 января 2007 года не выбран способ управления многоквартирным домом или принятое такими собственниками решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было реализовано. Субъекты Российской Федерации вправе установить сроки начала и окончания проведения указанных конкурсов для всех или отдельных муниципальных образований при условии их проведения не позднее 1 мая 2008 года.
Согласно части 2 статьи 18 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" ранее возникшие обязательства организаций, отвечающих за управление, содержание и ремонт многоквартирного дома, сохраняются до момента возникновения обязательств, связанных с управлением многоквартирным домом в соответствии с положениями раздела VIII Жилищного кодекса Российской Федерации ("Управление многоквартирными домами").
Поскольку собственниками жилых помещений в спорных домах не был выбран способ управления многоквартирным домом, истец в силу положений части 2 статьи 18 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" продолжал в 2007 г. исполнять обязательства по управлению, содержанию и ремонту многоквартирного дома, что подтверждается договорами с обслуживающими организациями, актами приема-передачи выполненных работ, платежными поручениями на оплату выполненных работ и оказанных услуг.
Статьей 154 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что структура платы за жилье включает в себя: плату за пользование жилым помещением, плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающая в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества, плату за коммунальные услуги.
Согласно части 1 статья 156 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации).
Постановлением администрации Красноярского края от 24.09.2001 N 670-П "О государственном регулировании цен (тарифов) в крае" установлен Перечень регулируемых цен и тарифов на продукцию, товары и услуги в крае, согласно которому до 1 января 2009 года Советом администрации края регулируются предельные индексы изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям в случаях и порядке, установленных федеральным законом.
Приказом Департамента жилищно-коммунальной политики администрации Красноярского края от 30.10.2006 N 2-т установлены при неизменных наборе и объемах оказываемых услуг предельные индексы изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги с учетом соотношения платы граждан за жилое помещение и коммунальные услуги соответственно затратам на содержание и ремонт жилья и затрат по оказанию коммунальных услуг по муниципальным образованиям Красноярского края на 2007 год.
Согласно приложению 3 к настоящему Приказу, для Березовского района указанный индекс составил 116%.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 17 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения в целях решения вопросов местного значения отнесено установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами, в т.ч. регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (за исключением тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения), тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей. При этом полномочия органов местного самоуправления поселений по регулированию тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (за исключением тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения), тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам, тарифам для потребителей могут полностью или частично передаваться на основе соглашений между органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления муниципального района, в состав которого входят указанные поселения.
Во исполнение указанных полномочий представительным органом местного самоуправления Березовским районным Советом решениями N 25-141Р, 25-142Р, 25-145Р от 26.12.2006 г. утверждены нормативы потребления жилищно-коммунальных услуг (приложение N 1) и тарифы в соответствии с предельными индексами изменения размера платы граждан за жилищно-коммунальные услуги для населения, проживающего в жилищном фонде независимо от форм собственности в размере 16% (приложение N 2) для п. Березовка, с. Зыково, с. Вознесенка, в т.ч. приложением N 1 установлена норма потребления по жилищной услуге на 1 кв.м. общей площади жилья либо на 1 проживающего человека в мес., приложением N 2 - нормативы экономически обоснованных затрат и тарифы на жилищно-коммунальные услуги для населения, согласно которому в состав жилищной услуги входят текущий ремонт и содержание жилого фонда, плата за найм проживающих в государственном и муниципальном жилье на восстановление жилого фонда, капитальный ремонт жилого фонда, вывоз твердых бытовых отходов.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2004 N 441 "О федеральных стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке возмещения расходов на капитальный ремонт жилья на 2005 год" установлено, что органам государственной власти субъектов Российской Федерации при установлении региональных стандартов оплаты жилья и коммунальных услуг и органам местного самоуправления при установлении цен на содержание и ремонт жилья, а также тарифов на коммунальные услуги в жилых помещениях следует исходить из необходимости возмещения экономически обоснованных затрат организаций на предоставление жилищно-коммунальных услуг населению с учетом заключения независимой экспертизы и стандартов качества таких услуг.
Указанное Постановление в части порядка возмещения расходов на содержание и ремонт жилья является действующим.
Муниципальное образование Березовский район, установив решениями N 25-141Р, 25-142Р, 25-145Р от 26.12.2006 г. тарифы за жилищно-коммунальные услуги для населения, проживающего в жилищном фонде независимо от форм собственности, не предусмотрело порядок возмещения выпадающих доходов организаций жилищно-коммунального комплекса, связанных с обслуживанием и ремонтом общего имущества в муниципальном жилом фонде.
Фактически затраты, понесенные истцом, связанные с ремонтом и обслуживанием общего имущества в жилых домах, являющихся муниципальной собственности, подтверждаются актами сдачи-приемки работ (услуг) по договорам с подрядчиками (ООО "Жилсервис", ООО "Комфорт", ОАО "Водмонтаж", ООО "Стройматериалы", ООО "ЖКХ"), факт оплаты выполненных работ (оказанных услуг) подтверждается счетами-фактурами подрядных организаций и платежными поручениями истца на перечисление денежных средств.
Ответчик не оспаривает арифметический расчет, но считает недоказанным объем услуг, при этом ссылаясь на отсутствие печатей и подписей в приложениях к договорам. Указанные обстоятельства не могут быть приняты во внимание, поскольку в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации печать не является обязательным реквизитом при подписании договора. Сторонами договоры не оспариваются. Объем подтверждается актами выполненных работ, представленными в материалы дела. Иного в суд не представлено.
Суд апелляционной инстанции проверил расчет истца, составленный с применением тарифов, установленных в порядке, предусмотренном решениями Березовского районного совета N 25-141Р, 25-142Р, 25-145Р от 26.12.2005, признает его верным.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно признал исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме.
В соответствии с пунктом 1 статьи 124 Гражданского кодекса Российской Федерации городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами. Из этого следует, что муниципальные образования являются самостоятельными субъектами гражданского права наряду с гражданами и юридическими лицами. В силу пункта 2 той же статьи к указанным субъектам нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, применяются постольку, поскольку иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.
В силу статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Аналогичное положение закреплено в статье 41 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Постановлением администрации Березовского района N 411 от 23.06.1999 утверждено Положение о Финансовом управлении администрации Березовского района, согласно которому последнее является уполномоченным органом, обеспечивающим проведение единой финансовой политики и осуществляющим организацию финансов в районе.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что надлежащим ответчиком является муниципальное образование Березовский район в лице Финансового управления администрации Березовского района Красноярского края как главного распорядителя средств бюджета муниципального образования.
При изложенных обстоятельствах, решение суда первой инстанции принято при правильном применении норм права, содержащиеся в нем выводы, не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам. Судебный акт является законным и обоснованным, и не подлежит отмене в виду отсутствия оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 331.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ответчика, уплачены им при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 13 ноября 2008 года по делу N А33-3128/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение в первой инстанции.
Председательствующий судья
Л.Е.СПОТКАЙ
Судьи:
Н.А.КИРИЛЛОВА
О.В.МАГДА
Л.Е.СПОТКАЙ
Судьи:
Н.А.КИРИЛЛОВА
О.В.МАГДА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)