Судебные решения, арбитраж
ЖСК (жилищно-строительный кооператив)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 2 - 4 февраля 1999 года Дело N 3776/98-5
САО "Росгосстрах - Саратов" обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с иском к администрации г. Саратова о признании недействительным решения Малого Совета Саратовского городского Совета народных депутатов в части включения в реестр муниципального нежилого фонда встроенного помещения по адресу: г. Саратов, ул. Чернышевского, д. 46.
В качестве третьего лица к делу привлечен Комитет по управлению имуществом г. Саратова.
Решением суда от 01.09.98 в иске отказано на том основании, что спорное встроенное помещение было построено за счет пяти - семипроцентных отчислений и является объектом муниципальной собственности в силу прямого указания Закона - Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1.
Постановлением апелляционной инстанции того же суда от 24.11.99 решение суда отменено, вынесено новое решение, которым иск САО "Росгосстрах - Саратов" удовлетворен. Принимая решение, апелляционная инстанция исходила из того, что поскольку система органов Госстраха являлась централизованной, подчинялась Министерству финансов Российской федерации, финансировалась за счет средств федерального бюджета, то в соответствии с п. 2 Приложения N 1 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1 имущество этих учреждений относится исключительно к Федеральной собственности. Кроме того, истец является дочерним предприятием Акционерного общества открытого типа "Российская государственная страховая компания". Компания создана Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.92 N 76 на базе Правления государственного страхования Российской Федерации при бывшем Министерстве финансов РСФСР. В силу указанных обстоятельств имущество САО "Росгосстрах - Саратов" необоснованно включено в реестр муниципальной собственности.
В кассационной жалобе Комитет по управлению имуществом г. Саратова просит Постановление апелляционной инстанции отменить, поскольку учреждения Госстраха нельзя отнести к объектам, обеспечивающим функционирование федеральных органов и решающим общероссийские задачи. Помещение, относящееся к предмету спора, включено в реестр муниципального нежилого фонда как построенное за счет пяти - семипроцентных отчислений на строительство объектов социально - культурного и бытового назначения. Ссылка на Постановление Правительства Российской Федерации N 76 от 10.01.92 "О создании Российской государственной страховой компании" не правомерна, так как оно принято после введения в действие Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1, отнесено спорное помещение к объектам муниципальной собственности. Кроме того, апелляционной инстанцией нарушены нормы процессуального права.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения.
Как видно из материалов дела, в марте 1975 г. Государственной комиссией по приемке здания (сооружения) в эксплуатацию принят в эксплуатацию девятиэтажный жилой дом ЖСК "Дубрава" по адресу: г. Саратов, ул. Чернышевского, д. 46. Из акта видно, что в доме имеется встроенное помещение, предназначенное для размещения библиотеки и Госстраха.
Материалы дела свидетельствуют, что строительство спорного помещения происходило не за счет пяти - семипроцентных отчислений на строительство объектов социально - культурного и бытового назначения, а за счет средств резерва предупредительных мероприятий, формируемого из отчислений от страховых платежей по государственному обязательному страхованию.
Порядок перечисления этих средств, а также перечень мероприятий, на которые могли расходоваться эти средства, определялся Постановлением Совета Министров РСФСР от 30.12.67 N 960. Пунктом "6" указанного перечня предусмотрено финансирование за счет этих средств строительства служебных помещений для инспекций государственного страхования.
Исполкомом Саратовского областного Совета народных депутатов трудящихся 1972 г. был утвержден план финансирования мероприятий, осуществляемых за счет отчислений от платежей по государственному имущественному страхованию (решение N 57, протокол N 3 от 17.02.72), где среди прочих мероприятий Областному управлению Госстраха было предусмотрено выделение на строительство и реконструкцию служебных помещений 60 тыс. руб. (пункт "г"), в том числе во втором квартале 1972 г. - 21,5 тыс. руб. В соответствии с распоряжением Облисполкома N 385-р от 30.06.72 из этих средств на строительство служебного помещения Октябрьской инспекции Госстраха было выделено 21 000 руб. То обстоятельство, что средства действительно были перечислены, подтверждается перепиской управления Госстраха по Саратовской области, управления Госстраха по г. Саратову, инспекции Госстраха по Октябрьскому району г. Саратова и ЖСК "Дубрава". Кроме того, необходимо также учесть, что средства в строительство спорного помещения выделялись исполкомом Областного Совета, но не исполкомом Октябрьского района г. Саратова или Городского Совета г. Саратова. Указанное помещение изначально предполагалось использовать для инспекции Госстраха, а не для объектов социально - культурного и бытового назначения.
Существенным является то обстоятельство, что на момент принятия Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1 спорное помещение находилось в уставном фонде Акционерной страховой фирмы "Асфир", зарегистрированной от 24.05.91 N 125 в соответствии с действующим на тот период законодательством РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" от 25.12.90 N 445 и Положения "Об акционерных обществах" от 25.12.90 N 601.
Приказом Правления Госстраха РСФСР от 12.08.91 в связи с регистрацией исполкомом Саратовского городского Совета народных депутатов (решение от 24.05.91 N 125) учредительных документов Акционерной страховой фирмы "Асфир" и на основании решения коллегии Министерства финансов РСФСР от 27.02.91 баланс по основной деятельности страховых органов Саратовской области стал передаточным балансом для страховой фирмы "Асфир", что окончательно закрепило переход спорного имущества в собственность истца. Вместе с тем в силу ст. 52 Основ гражданского законодательства (1991 г.) хозяйственные общества и товарищества, кооперативы, арендные и коллективные предприятия..., являющиеся юридическими лицами, в соответствии с их Уставами, являются собственниками имущества, переданного им учредителями.
Таким образом, включение Малым Советом Саратовского городского Совета народных депутатов в реестр муниципального фонда встроенного помещения по адресу: г. Саратов, ул. Чернышевского, 46, являющегося собственником акционерного общества, неправомерно.
Доказательств, бесспорно свидетельствующих о строительстве спорного помещения за счет пятипроцентных отчислений на строительство объектов социально - культурного и бытового назначения, в материалах дела не имеется.
Не может судебная коллегия согласиться и с доводами заявителя жалобы о существенном нарушении судом апелляционной инстанции норм процессуального права.
На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ст. 175, ст. 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция
Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Саратовской области от 24.11.98 по делу N 3776/98-5 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 02 - 04.02.1999 N 3776/98-5
Разделы:ЖСК (жилищно-строительный кооператив)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 2 - 4 февраля 1999 года Дело N 3776/98-5
САО "Росгосстрах - Саратов" обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с иском к администрации г. Саратова о признании недействительным решения Малого Совета Саратовского городского Совета народных депутатов в части включения в реестр муниципального нежилого фонда встроенного помещения по адресу: г. Саратов, ул. Чернышевского, д. 46.
В качестве третьего лица к делу привлечен Комитет по управлению имуществом г. Саратова.
Решением суда от 01.09.98 в иске отказано на том основании, что спорное встроенное помещение было построено за счет пяти - семипроцентных отчислений и является объектом муниципальной собственности в силу прямого указания Закона - Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1.
Постановлением апелляционной инстанции того же суда от 24.11.99 решение суда отменено, вынесено новое решение, которым иск САО "Росгосстрах - Саратов" удовлетворен. Принимая решение, апелляционная инстанция исходила из того, что поскольку система органов Госстраха являлась централизованной, подчинялась Министерству финансов Российской федерации, финансировалась за счет средств федерального бюджета, то в соответствии с п. 2 Приложения N 1 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1 имущество этих учреждений относится исключительно к Федеральной собственности. Кроме того, истец является дочерним предприятием Акционерного общества открытого типа "Российская государственная страховая компания". Компания создана Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.92 N 76 на базе Правления государственного страхования Российской Федерации при бывшем Министерстве финансов РСФСР. В силу указанных обстоятельств имущество САО "Росгосстрах - Саратов" необоснованно включено в реестр муниципальной собственности.
В кассационной жалобе Комитет по управлению имуществом г. Саратова просит Постановление апелляционной инстанции отменить, поскольку учреждения Госстраха нельзя отнести к объектам, обеспечивающим функционирование федеральных органов и решающим общероссийские задачи. Помещение, относящееся к предмету спора, включено в реестр муниципального нежилого фонда как построенное за счет пяти - семипроцентных отчислений на строительство объектов социально - культурного и бытового назначения. Ссылка на Постановление Правительства Российской Федерации N 76 от 10.01.92 "О создании Российской государственной страховой компании" не правомерна, так как оно принято после введения в действие Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1, отнесено спорное помещение к объектам муниципальной собственности. Кроме того, апелляционной инстанцией нарушены нормы процессуального права.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения.
Как видно из материалов дела, в марте 1975 г. Государственной комиссией по приемке здания (сооружения) в эксплуатацию принят в эксплуатацию девятиэтажный жилой дом ЖСК "Дубрава" по адресу: г. Саратов, ул. Чернышевского, д. 46. Из акта видно, что в доме имеется встроенное помещение, предназначенное для размещения библиотеки и Госстраха.
Материалы дела свидетельствуют, что строительство спорного помещения происходило не за счет пяти - семипроцентных отчислений на строительство объектов социально - культурного и бытового назначения, а за счет средств резерва предупредительных мероприятий, формируемого из отчислений от страховых платежей по государственному обязательному страхованию.
Порядок перечисления этих средств, а также перечень мероприятий, на которые могли расходоваться эти средства, определялся Постановлением Совета Министров РСФСР от 30.12.67 N 960. Пунктом "6" указанного перечня предусмотрено финансирование за счет этих средств строительства служебных помещений для инспекций государственного страхования.
Исполкомом Саратовского областного Совета народных депутатов трудящихся 1972 г. был утвержден план финансирования мероприятий, осуществляемых за счет отчислений от платежей по государственному имущественному страхованию (решение N 57, протокол N 3 от 17.02.72), где среди прочих мероприятий Областному управлению Госстраха было предусмотрено выделение на строительство и реконструкцию служебных помещений 60 тыс. руб. (пункт "г"), в том числе во втором квартале 1972 г. - 21,5 тыс. руб. В соответствии с распоряжением Облисполкома N 385-р от 30.06.72 из этих средств на строительство служебного помещения Октябрьской инспекции Госстраха было выделено 21 000 руб. То обстоятельство, что средства действительно были перечислены, подтверждается перепиской управления Госстраха по Саратовской области, управления Госстраха по г. Саратову, инспекции Госстраха по Октябрьскому району г. Саратова и ЖСК "Дубрава". Кроме того, необходимо также учесть, что средства в строительство спорного помещения выделялись исполкомом Областного Совета, но не исполкомом Октябрьского района г. Саратова или Городского Совета г. Саратова. Указанное помещение изначально предполагалось использовать для инспекции Госстраха, а не для объектов социально - культурного и бытового назначения.
Существенным является то обстоятельство, что на момент принятия Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1 спорное помещение находилось в уставном фонде Акционерной страховой фирмы "Асфир", зарегистрированной от 24.05.91 N 125 в соответствии с действующим на тот период законодательством РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" от 25.12.90 N 445 и Положения "Об акционерных обществах" от 25.12.90 N 601.
Приказом Правления Госстраха РСФСР от 12.08.91 в связи с регистрацией исполкомом Саратовского городского Совета народных депутатов (решение от 24.05.91 N 125) учредительных документов Акционерной страховой фирмы "Асфир" и на основании решения коллегии Министерства финансов РСФСР от 27.02.91 баланс по основной деятельности страховых органов Саратовской области стал передаточным балансом для страховой фирмы "Асфир", что окончательно закрепило переход спорного имущества в собственность истца. Вместе с тем в силу ст. 52 Основ гражданского законодательства (1991 г.) хозяйственные общества и товарищества, кооперативы, арендные и коллективные предприятия..., являющиеся юридическими лицами, в соответствии с их Уставами, являются собственниками имущества, переданного им учредителями.
Таким образом, включение Малым Советом Саратовского городского Совета народных депутатов в реестр муниципального фонда встроенного помещения по адресу: г. Саратов, ул. Чернышевского, 46, являющегося собственником акционерного общества, неправомерно.
Доказательств, бесспорно свидетельствующих о строительстве спорного помещения за счет пятипроцентных отчислений на строительство объектов социально - культурного и бытового назначения, в материалах дела не имеется.
Не может судебная коллегия согласиться и с доводами заявителя жалобы о существенном нарушении судом апелляционной инстанции норм процессуального права.
На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ст. 175, ст. 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция
ПОСТАНОВИЛА:
Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Саратовской области от 24.11.98 по делу N 3776/98-5 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)