Судебные решения, арбитраж
ЖСК (жилищно-строительный кооператив)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 6 сентября 2006 г. Дело N А19-2797/06-53-Ф02-4502/06-С2
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Воробьевой Н.М.,
судей: Кулакова В.И., Соколовой Л.М.,
при участии в судебном заседании:
представителя Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации - Крамаревой А.В. (доверенность N 13-19/7 от 31.01.2006),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Иркутской области на решение от 10 мая 2006 года и постановление апелляционной инстанции от 3 июля 2006 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-2797/06-53 (суд первой инстанции: Рукавишникова Е.В.; суд апелляционной инстанции: Архипенко А.А., Матинина Л.Н., Буяновер П.И.),
Жилищно-строительный кооператив N 75 (далее - ЖСК N 75) обратился в Арбитражный суд Иркутской области с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании 8492 рублей 76 копеек, составляющих сумму расходов, понесенных в связи с предоставлением в 4 квартале 2004 года инвалидам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг во исполнение Федерального закона "О социальной защите инвалидов".
В соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Иркутская область в лице Главного финансового управления Иркутской области, муниципальное образование "Город Иркутск".
Решением суда первой инстанции от 10 мая 2006 года исковые требования удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 3 июля 2006 года решение суда первой инстанции оставлено без изменений.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Министерство финансов Российской Федерации обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции.
По мнению заявителя кассационной жалобы, арбитражным судом нарушены нормы материального и нормы процессуального права (статьи 15, 16, 1064, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 6, 22, 33, 165, 167, 171, 175, 180, 192, 234, 246 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2004 год").
Российская Федерация указывает на отсутствие оснований для взыскания денежных средств за счет средств федерального бюджета, на недоказанность наличия состава гражданского правонарушения.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Присутствующий в судебном заседании представитель заявителя кассационной жалобы подтвердил свои требования.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы.
Дело рассмотрено в порядке, определяемом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения Арбитражным судом Иркутской области норм материального и процессуального права при принятии решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции по делу N А19-2797/06-53, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для их отмены.
Согласно исковому заявлению, материально-правовым требованием указано требование о взыскании убытков, возникших в связи с невозмещением расходов по предоставлению в 4 квартале 2004 года льгот по оплате жилья и коммунальных услуг в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в размере 8492 рублей 76 копеек.
Основанием иска указано на неисполнение обязанности по возмещению понесенных истцом затрат.
В обоснование своих требований истец представил: отчет о суммах расходов, подлежащих возмещению от предоставления льгот, расшифровку к отчету, акт сверки сумм, подлежащих возмещению ЖСК N 75 по Федеральному закону "Об основах федеральной жилищной политики" (инвалидам), договор о возмещении расходов от предоставления льгот по оплате жилья и коммунальных услуг N 221-66-283/ от 25.05.2004, расчет затрат для предоставления 50-процентной скидки с оплаты за жилье и коммунальные услуги в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов Российской Федерации" в 2004 году.
Возражая против заявленных требований, Главное финансовое управление Иркутской области указало на исполнение обязательств по перечислению средств, предусмотренных в областном бюджете на 2004 год, в полном объеме.
Суд первой инстанции, установив обстоятельства предоставления истцом в 4 квартале 2004 года гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг в сумме 8492 рублей 76 копеек, исполнения Иркутской областью и муниципальным образованием "Город Иркутск" обязанности по перечислению субвенций в полном объеме, невозмещения истцу расходов в размере 8492 рублей 76 копеек, пришел к выводу о неисполнении Российской Федерацией своих обязательств по компенсации затрат, произведенных коммерческой организацией в связи с реализацией льгот.
При принятии решения об удовлетворении исковых требований суд первой инстанции исходил из того, что возмещение расходов на предоставление льгот по оплате коммунальных услуг во исполнение Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" за 4 квартал 2004 года в размере 8492 рублей 76 копеек подлежит взысканию с Российской Федерации как с источника финансирования.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции о наличии оснований для взыскания с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации 8492 рублей 76 копеек - расходов по предоставлению инвалидам льгот по оплате коммунальных услуг.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа соглашается с выводами Арбитражного суда Иркутской области, считает их законными и обоснованными.
В соответствии с пунктом 3 статьи 14 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" ... оплата в размере 50 процентов занимаемой площади в домах государственного и муниципального фондов и в приватизированных жилых помещениях (в пределах норм, предусмотренных законодательством Российской Федерации), в том числе и членам их семей, проживающим с ними, оплата в размере 50 процентов за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией, а проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - предоставление скидки в размере 50 процентов со стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, включая транспортные расходы.
Статьей 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилого фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2001 N 536 "О порядке предоставления и расходования в 2001 году средств Фонда компенсаций на реализацию Федеральных законов "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (срок действия которого продлен на 2004 год постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2004 N 80) установлены правила предоставления и расходования средств, выделяемых на реализацию Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" из Фонда компенсаций.
Пунктами 18 и 19 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" к ведению федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов относится установление федеральных льгот отдельным категориям инвалидов, формирование показателей федерального бюджета по расходам на социальную защиту инвалидов.
В соответствии со статьей 781 Гражданского кодекса Российской Федерации оказанные услуги должны быть оплачены в полном объеме. Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" не предусмотрена возможность неполного компенсирования расходов, понесенных по исполнению закона.
Расходы, понесенные истцом в связи с предоставлением льгот по оплате жилья и коммунальных платежей, не компенсированные выделенными бюджетными средствами, являются убытками.
Пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" не предусматривает возмещение убытков в меньшем размере (в объеме финансирования).
Неисполнение государством своих обязательств по компенсации затрат, произведенных организацией в связи с реализацией законно установленных и обеспеченных бюджетным финансированием льгот, влечет возникновение у такой организации убытков, подлежащих в соответствии с законодательством перечислению организациям в качестве возмещения затрат, произведенных в связи с предоставлением льгот.
Удовлетворяя исковые требования, суд исходил из того, что факт предоставления льгот инвалидам установлен. Указанное обстоятельство подтверждается материалами дела.
Удовлетворяя исковые требования за счет Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации с казны Российской Федерации, Арбитражный суд Иркутской области правомерно руководствовался статьями 16, 781, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", статьями 15.3, 15.6 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики", постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2001 N 536 "О порядке предоставления и расходования в 2001 году средств Фонда компенсаций на реализацию Федеральных законов "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2004 N 80 срок действия продлен на 2004 год).
В результате анализа указанных нормативно-правовых актов, регламентирующих основания и порядок предоставления льгот инвалидам и последующей компенсации расходов коммерческим организациям, осуществляющим предоставление льгот, исследования представленных доказательств Арбитражный суд Иркутской области пришел к обоснованному выводу о наличии достаточных оснований для удовлетворения исковых требований за счет средств бюджета Российской Федерации.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к выводу о том, что Арбитражным судом Иркутской области правильно определены характер спорных взаимоотношений, основания возникновения обязательств, основания применения ответственности в связи с их неисполнением, определенной истцом как убытки, субъекты ответственности, размер задолженности.
При таких обстоятельствах решение от 10 мая 2006 года и постановление апелляционной инстанции от 3 июля 2006 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-2797/06-53 подлежат оставлению без изменений, а кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
Решение от 10 мая 2006 года и постановление апелляционной инстанции от 3 июля 2006 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-2797/06-53 оставить без изменений, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 06.09.2006 N А19-2797/06-53-Ф02-4502/06-С2 ПО ДЕЛУ N А19-2797/06-53
Разделы:ЖСК (жилищно-строительный кооператив)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 6 сентября 2006 г. Дело N А19-2797/06-53-Ф02-4502/06-С2
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Воробьевой Н.М.,
судей: Кулакова В.И., Соколовой Л.М.,
при участии в судебном заседании:
представителя Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации - Крамаревой А.В. (доверенность N 13-19/7 от 31.01.2006),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Иркутской области на решение от 10 мая 2006 года и постановление апелляционной инстанции от 3 июля 2006 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-2797/06-53 (суд первой инстанции: Рукавишникова Е.В.; суд апелляционной инстанции: Архипенко А.А., Матинина Л.Н., Буяновер П.И.),
УСТАНОВИЛ:
Жилищно-строительный кооператив N 75 (далее - ЖСК N 75) обратился в Арбитражный суд Иркутской области с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании 8492 рублей 76 копеек, составляющих сумму расходов, понесенных в связи с предоставлением в 4 квартале 2004 года инвалидам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг во исполнение Федерального закона "О социальной защите инвалидов".
В соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Иркутская область в лице Главного финансового управления Иркутской области, муниципальное образование "Город Иркутск".
Решением суда первой инстанции от 10 мая 2006 года исковые требования удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 3 июля 2006 года решение суда первой инстанции оставлено без изменений.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Министерство финансов Российской Федерации обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции.
По мнению заявителя кассационной жалобы, арбитражным судом нарушены нормы материального и нормы процессуального права (статьи 15, 16, 1064, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 6, 22, 33, 165, 167, 171, 175, 180, 192, 234, 246 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2004 год").
Российская Федерация указывает на отсутствие оснований для взыскания денежных средств за счет средств федерального бюджета, на недоказанность наличия состава гражданского правонарушения.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Присутствующий в судебном заседании представитель заявителя кассационной жалобы подтвердил свои требования.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы.
Дело рассмотрено в порядке, определяемом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения Арбитражным судом Иркутской области норм материального и процессуального права при принятии решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции по делу N А19-2797/06-53, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для их отмены.
Согласно исковому заявлению, материально-правовым требованием указано требование о взыскании убытков, возникших в связи с невозмещением расходов по предоставлению в 4 квартале 2004 года льгот по оплате жилья и коммунальных услуг в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в размере 8492 рублей 76 копеек.
Основанием иска указано на неисполнение обязанности по возмещению понесенных истцом затрат.
В обоснование своих требований истец представил: отчет о суммах расходов, подлежащих возмещению от предоставления льгот, расшифровку к отчету, акт сверки сумм, подлежащих возмещению ЖСК N 75 по Федеральному закону "Об основах федеральной жилищной политики" (инвалидам), договор о возмещении расходов от предоставления льгот по оплате жилья и коммунальных услуг N 221-66-283/ от 25.05.2004, расчет затрат для предоставления 50-процентной скидки с оплаты за жилье и коммунальные услуги в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов Российской Федерации" в 2004 году.
Возражая против заявленных требований, Главное финансовое управление Иркутской области указало на исполнение обязательств по перечислению средств, предусмотренных в областном бюджете на 2004 год, в полном объеме.
Суд первой инстанции, установив обстоятельства предоставления истцом в 4 квартале 2004 года гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг в сумме 8492 рублей 76 копеек, исполнения Иркутской областью и муниципальным образованием "Город Иркутск" обязанности по перечислению субвенций в полном объеме, невозмещения истцу расходов в размере 8492 рублей 76 копеек, пришел к выводу о неисполнении Российской Федерацией своих обязательств по компенсации затрат, произведенных коммерческой организацией в связи с реализацией льгот.
При принятии решения об удовлетворении исковых требований суд первой инстанции исходил из того, что возмещение расходов на предоставление льгот по оплате коммунальных услуг во исполнение Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" за 4 квартал 2004 года в размере 8492 рублей 76 копеек подлежит взысканию с Российской Федерации как с источника финансирования.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции о наличии оснований для взыскания с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации 8492 рублей 76 копеек - расходов по предоставлению инвалидам льгот по оплате коммунальных услуг.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа соглашается с выводами Арбитражного суда Иркутской области, считает их законными и обоснованными.
В соответствии с пунктом 3 статьи 14 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" ... оплата в размере 50 процентов занимаемой площади в домах государственного и муниципального фондов и в приватизированных жилых помещениях (в пределах норм, предусмотренных законодательством Российской Федерации), в том числе и членам их семей, проживающим с ними, оплата в размере 50 процентов за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией, а проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - предоставление скидки в размере 50 процентов со стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, включая транспортные расходы.
Статьей 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилого фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2001 N 536 "О порядке предоставления и расходования в 2001 году средств Фонда компенсаций на реализацию Федеральных законов "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (срок действия которого продлен на 2004 год постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2004 N 80) установлены правила предоставления и расходования средств, выделяемых на реализацию Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" из Фонда компенсаций.
Пунктами 18 и 19 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" к ведению федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов относится установление федеральных льгот отдельным категориям инвалидов, формирование показателей федерального бюджета по расходам на социальную защиту инвалидов.
В соответствии со статьей 781 Гражданского кодекса Российской Федерации оказанные услуги должны быть оплачены в полном объеме. Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" не предусмотрена возможность неполного компенсирования расходов, понесенных по исполнению закона.
Расходы, понесенные истцом в связи с предоставлением льгот по оплате жилья и коммунальных платежей, не компенсированные выделенными бюджетными средствами, являются убытками.
Пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" не предусматривает возмещение убытков в меньшем размере (в объеме финансирования).
Неисполнение государством своих обязательств по компенсации затрат, произведенных организацией в связи с реализацией законно установленных и обеспеченных бюджетным финансированием льгот, влечет возникновение у такой организации убытков, подлежащих в соответствии с законодательством перечислению организациям в качестве возмещения затрат, произведенных в связи с предоставлением льгот.
Удовлетворяя исковые требования, суд исходил из того, что факт предоставления льгот инвалидам установлен. Указанное обстоятельство подтверждается материалами дела.
Удовлетворяя исковые требования за счет Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации с казны Российской Федерации, Арбитражный суд Иркутской области правомерно руководствовался статьями 16, 781, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", статьями 15.3, 15.6 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики", постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2001 N 536 "О порядке предоставления и расходования в 2001 году средств Фонда компенсаций на реализацию Федеральных законов "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2004 N 80 срок действия продлен на 2004 год).
В результате анализа указанных нормативно-правовых актов, регламентирующих основания и порядок предоставления льгот инвалидам и последующей компенсации расходов коммерческим организациям, осуществляющим предоставление льгот, исследования представленных доказательств Арбитражный суд Иркутской области пришел к обоснованному выводу о наличии достаточных оснований для удовлетворения исковых требований за счет средств бюджета Российской Федерации.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к выводу о том, что Арбитражным судом Иркутской области правильно определены характер спорных взаимоотношений, основания возникновения обязательств, основания применения ответственности в связи с их неисполнением, определенной истцом как убытки, субъекты ответственности, размер задолженности.
При таких обстоятельствах решение от 10 мая 2006 года и постановление апелляционной инстанции от 3 июля 2006 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-2797/06-53 подлежат оставлению без изменений, а кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 10 мая 2006 года и постановление апелляционной инстанции от 3 июля 2006 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-2797/06-53 оставить без изменений, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия.
Председательствующий
Н.М.ВОРОБЬЕВА
Н.М.ВОРОБЬЕВА
Судьи:
В.И.КУЛАКОВ
Л.М.СОКОЛОВА
В.И.КУЛАКОВ
Л.М.СОКОЛОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)