Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 21.12.2010 ПО ДЕЛУ N А19-7167/10

Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 декабря 2010 г. N А19-7167/10


Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 декабря 2010 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Шелеминой М.М.,
судей: Пущиной Л.Ю., Чупрова А.И.,
при участии в судебном заседании представителя Службы государственного жилищного контроля и строительного надзора Иркутской области Старостиной Е.И. (доверенность от 31.03.2010),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Восточное управление жилищно-коммунальными системами" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 12 мая 2010 года по делу N А19-7167/10, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 17 августа 2010 года по тому же делу (суд первой инстанции - Мусихина Т.Ю.; суд апелляционной инстанции: Ячменев Г.Г., Желтоухов Е.В., Никифорюк Е.О.),

установил:

Открытое акционерное общество "Восточное управление жилищно-коммунальными системами" (далее - ОАО "Восточное управление жилищно-коммунальными системами", общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 03.03.2010 N 1-64/10 Службы государственного жилищного контроля и строительного надзора Иркутской области (далее - административный орган, Служба государственного жилищного контроля) по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 12 мая 2010 года, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 17 августа 2010 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
ОАО "Восточное управление жилищно-коммунальными системами" обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты по мотивам неправильного применения судами частей 3 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела, неверной оценки доказательств и прекратить производство по делу.
Заявитель кассационной жалобы оспаривает выводы судов о наличии в действиях общества состава вмененного административного правонарушения, указывая, на тот факт, что большинство представленных документов оценено судами не с точки зрения доказательства отсутствия вины, а с точки зрения выявления дополнительного обоснования наличия вины общества.
Заявитель кассационной жалобы полагает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций о наличии вины общества в совершении названного административного правонарушения не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
В отзыве на кассационную жалобу Служба государственного жилищного контроля считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, доводы кассационной жалобы - несостоятельными, не основанными на нормах материального права и фактических обстоятельствах дела.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы (уведомления N 12435, 12436), ОАО "Восточное управление жилищно-коммунальными системами" своих представителей в суд кассационной инстанции не направило, в связи с чем дело слушается без их участия.
Представитель Службы государственного жилищного контроля в судебном заседании подтвердила доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения Арбитражным судом Иркутской области, Четвертым арбитражным апелляционным судом норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на нее, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, общество на основании договора управления многоквартирным домом от 01.01.2009 является управляющей организацией, обслуживающей многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: г. Иркутск, ул. Красноармейская, д. 13.
17.02.2010 Службой государственного жилищного контроля на основании приказа руководителя от 15.02.2010 N 0297-спр-п в отношении ОАО "Восточное управление жилищно-коммунальными системами" проведена внеплановая выездная проверка соблюдения обязательных требований законодательства в сфере технической эксплуатации жилищного фонда.
В ходе проверки установлены следующие нарушения: разрушение несущих конструкций балконов квартир N 5, 15, 16 (бетон по краю плит с 3-х сторон выкрошен, часть арматуры оголена, имеются трещины в теле плит, гидроизоляционный слой покрытия плит отсутствует, неисправность ограждающих элементов балконов); неисправность системы вентиляции (отсутствие зонтов на оголовках вентиляционных шахт); кровельное покрытие из а/ц листов в сопряжении с вентиляционными блоками и другими выступающими над крышей устройствами не заведены в штрабы и должным образом не защищены фартуками из оцинкованной стали (фартук выше кровли менее 15 см, имеется зазор между фартуком и выступающими над крышей частями); имеются повреждения, смещения и недостаточный напуск друг на друга а/ц листов в кровельном покрытии; отсутствуют зонты над вентиляционными шахтами.
Выявленное зафиксировано актом от 17.02.2010 N 0297/10.
По факту непринятия срочных мер по обеспечению предупреждения дальнейшего разрушения несущих конструкций балконов квартир N 5, 15 и 16 и безопасности людей (не закрыты и не опломбированы входы на балконы, не проведены охранные работы и не приняты меры по восстановлению балконных плит), то есть, нарушения требований пунктов 4.2.4.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170) Службой государственного жилищного контроля в отношении ОАО "Восточное управление жилищно-коммунальными системами" составлен протокол от 24.02.2010 N 0297/10 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, выдано предписание от 24.02.2010 N 0297/10, в соответствии с которым обществу предписано в срок до 26.03.2010 принять срочные меры по обеспечению безопасности людей (закрыть и опломбировать входы на балконы, провести охранные работы) и предупреждению дальнейшего разрушения (провести собрание собственников помещений многоквартирного дома о принятии решения по вопросу технического состояния балконных плит, необходимости проведения технической экспертизы состояния балконных плит и их капитального ремонта).
Постановлением административного органа от 03.03.2010 N 1-64/10, ОАО "Восточное управление жилищно-коммунальными системами" привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 40 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Данное обстоятельство послужило основанием для обращения общества в Арбитражный суд Иркутской области с названным заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из доказанности наличия в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения и отсутствия нарушений порядка привлечения Общества к административной ответственности.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене, а кассационную жалобу - не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
Нормативно-правовым документом в области эксплуатации объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечения сохранности и содержания жилищного фонда являются Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные постановлением Госстроя от 27.09.2003 N 170.
В соответствии с пунктом 4.2.4.2 Правил N 170, при обнаружении признаков повреждения несущих конструкций балконов, лоджий, козырьков и эркеров работники организаций по обслуживанию жилищного фонда должны принять срочные меры по обеспечению безопасности людей и предупреждению дальнейшего развития деформаций. С целью предотвращения разрушения краев балконной (лоджии) плиты или трещин между балконной (лоджии) плитой и стенами из-за попадания атмосферной влаги металлический слив должен устанавливаться в паз коробки, ширина его должна быть не менее 1,5 толщины плиты и он должен быть заведен под гидроизоляционный слой. Уклон балконной (лоджии) плиты должен быть не менее 3% от стен здания с организацией отвода воды металлическим фартуком или зажелезненной плитой с капельником с выносом не менее 3-5 см, в торце слив должен быть заделан в тело панели. В случае аварийного состояния балконов, лоджий и эркеров необходимо закрыть и опломбировать входы на них, провести охранные работы и принять меры по их восстановлению. Работы по ремонту должны выполняться по проекту.
Статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переоборудование жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переоборудование существенно изменяет условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением.
Судами установлено, что факт совершения обществом нарушения пункта 4.2.4.2 Правил N 170 материалами дела подтверждается.
Проанализировав положения статей 39, 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктов 10, 11, 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, договор управления многоквартирным домом, суды пришли к обоснованному выводу о том, что общество как управляющая организация обязано обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту такого имущества.
Судами надлежащим образом исследованы и оценены все представленные в материалы дела доказательства, в том числе акт от 22.01.2010, не подписанный собственником квартиры N 16, согласно которому жильцы дома оповещены об аварийном состоянии балконных плит квартир N 5, 15 и 16, собственникам квартир предложено не пользоваться балконами, убрать с балконов вещи, под балконами установлены ограждения; судами установлено, что меры, направленные на обеспечение безопасности людей и предупреждение дальнейшего развития деформаций, были приняты ОАО "Восточное управление жилищно-коммунальными системами" уже после выявления административным органом названных нарушений.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 Кодекса административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 Кодекса).
Суды первой и апелляционной инстанций учитывая положения статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также принимая во внимание установленные Правилами N 170 требования к обеспечению безопасности людей, сделали обоснованный и мотивированный вывод об отсутствии доказательств принятия обществом всех зависящих от него мер по соблюдению требований жилищного законодательства и доказательств отсутствия возможности для их соблюдения, и, следовательно, о наличии вины общества в совершении рассматриваемого правонарушения.
У суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для переоценки названного вывода и учета доводов кассационной жалобы, содержащих иную оценку доказательств по делу.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций, установив доказанность материалами дела наличия в действиях ОАО "Восточное управление жилищно-коммунальными системами" состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, правомерно отказали в удовлетворении его заявления о признании постановления от 03.03.2010 N 1-64/1 незаконным.
Неправильного применения либо нарушения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебных актов, по данному делу не установлено.
В соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Судами двух инстанции данные требования закона выполнены надлежащим образом, выводы судов соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам. Поэтому у суда кассационной инстанции, в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о пределах его компетенции, отсутствуют правовые основания для переоценки выводов суда и учета доводов кассационной жалобы, направленных на переоценку фактических обстоятельств дела.
При таких условиях Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Иркутской области и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отмене не подлежат.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 12 мая 2010 года по делу N А19-7167/10, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 17 августа 2010 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
М.М.ШЕЛЕМИНА
Судьи:
Л.Ю.ПУЩИНА
А.И.ЧУПРОВ













© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)