Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 12 января 2010 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 января 2010 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего В.П. Богатырева
судей О.И. Антипиной, В.И. Ильина
рассмотрев в открытом судебном заседании без участия представителей сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Барнаулэнерго", г. Барнаул, на решение Арбитражного суда Алтайского края от 14.09.2009 по делу N А03-8155/2009 (судья Н.М. Дружинина) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Барнаулэнерго", г. Барнаул, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю, г. Барнаул, и Главному управлению экономики и инвестиций Алтайского края, г. Барнаул, при участии в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Бобрышевой Татьяны Николаевны, г. Барнаул, об оспаривании ненормативных правовых актов антимонопольного органа,
общество с ограниченной ответственностью "Барнаулэнерго", г. Барнаул, (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю, г. Барнаул, (далее - Управление) и Главному управлению экономики и инвестиций Алтайского края, г. Барнаул, (далее - Управление экономики) о признании недействительными решения от 11.06.2009 N 27-ФАС22-АМ/04-09 и предписания от 11.06.2009 N 27-ФАС22-АМ/04-09 о прекращении нарушений антимонопольного законодательства.
Определением арбитражного суда от 29.08.2009 в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации привлечена к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Бобрышева Татьяна Николаевна, г. Барнаул.
Решением арбитражного суда от 14.09.2009 Обществу отказано в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционном порядке законность и обоснованность решения не проверялись.
В кассационной жалобе Общество просит отменить решение арбитражного суда и принять новый судебный акт об удовлетворении его требований, указывая, что расчетная тепловая нагрузка соответствует Методике определения количества тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения, утвержденной приказом Госстроя Российской Федерации от 06.05.2000 N 105 (далее - Методика N 105), предложенный управлением расчет размера платы за оказанные услуги является необоснованным.
В отзыве на кассационную жалобу Управление просит оставить ее без удовлетворения.
Отзыв на кассационную жалобу от Управления экономики к началу судебного заседания не поступил.
Арбитражный суд кассационной инстанции, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность судебного акта, принятого арбитражным судом первой инстанции, исходя из доводов кассационной жалобы и возражений относительно жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, в Управление из прокуратуры Октябрьского района г. Барнаула направлена жалоба Т.Н. Бобрышевой на действия Общества, выразившиеся в навязывании невыгодных условий при заключении договора на передачу тепловой энергии от 01.01.2009 и нарушении порядка ценообразования на услуги по передаче тепловой энергии.
По результатам проверки жалобы Управление вынесло решение от 11.06.2009 N 27-ФАС22-АМ/04-09, согласно которому действия Общества признаны противоречащими части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и нарушающими требования пунктов 3, 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции". Обществу выдано предписание от 11.06.2009 N 27-ФАС22-АМ/04-09 о прекращении в срок до 01.07.2009 нарушений антимонопольного законодательства.
Общество, не согласившись с решением и предписанием Управления от 11.06.2009 N 27-ФАС22-АМ/04-09, обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Арбитражный суд, отказав Обществу в удовлетворении заявленных требований, принял по существу правильное решение.
В силу положений части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации услуги по водоснабжению, обеспечению газом, электрической и тепловой энергией и другие относятся к коммунальным услугам.
Согласно пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила N 307).
Из пункта 22 Правил N 307 следует, что собственники помещений в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета. При оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании отдельных помещений индивидуальными приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, не оборудованном индивидуальными приборами учета, определяется в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил.
Пунктом 19 Правил N 307 предусмотрено, что при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях, а именно за электроснабжение определяется исходя из установленного норматива потребления.
Правильность вывода арбитражного суда о том, что вопрос о методе определения количества потребленной тепловой энергии при отсутствии приборов учета должен решаться, исходя из установленных органами местного самоуправления нормативов потребления коммунальных услуг, подтверждена правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 09.06.2009 N 525/09.
Ссылка Общества на то, что при расчете оно применяет Методику N 105, не принимается во внимание, поскольку настоящая Методика разработана в развитие Рекомендаций по организации учета тепловой энергии и теплоносителей на предприятиях, в учреждениях и организациях жилищно-коммунального хозяйства и бюджетной сферы в качестве практического пособия для коммунальных теплоснабжающих организаций, производящих выработку и отпуск тепловой энергии и теплоносителя потребителям (абонентам), а также для абонентов - юридических лиц, теплоснабжение которых осуществляется водяными системами коммунального теплоснабжения.
По настоящему делу абонентом является физическое лицо - Т.Н. Бобрышева.
На основании приказа Управления от 19.08.2005 N 212 Общество внесено в Реестр хозяйствующих субъектов Алтайского края, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов, поскольку занимает доминирующее положение на рынке передачи тепловой энергии в границах города Барнаула.
Согласно пунктам 3 и 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования); нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Арбитражным судом установлено и материалами дела подтверждается, что своими действиями в отношении Т.Н. Бобрышевой Общество допустило нарушение указанных норм права.
Управление правомерно вынесло в отношении Общества решение от 11.06.2009 N 27-ФАС22-АМ/04-09 и выдало ему предписание от 11.06.2009 N 27-ФАС22-АМ/04-09.
Оснований для отмены принятого по делу решения не имеется.
При подаче кассационной жалобы Обществу была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины. Поскольку Общество в судебное заседание не представило доказательства уплаты государственной пошлины, с него подлежит взысканию в доход федерального бюджета государственная пошлина в сумме 1 000 рублей.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
решение Арбитражного суда Алтайского края от 14.09.2009 по делу N А03-8155/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Барнаулэнерго", г. Барнаул, в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 000 (Одна тысяча) рублей за рассмотрение кассационной жалобы в Федеральном арбитражном суде Западно-Сибирского округа по делу N А03-8155/2009.
Арбитражному суду Алтайского края выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 12.01.2010 ПО ДЕЛУ N А03-8155/2009
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 января 2010 г. по делу N А03-8155/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 12 января 2010 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 января 2010 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего В.П. Богатырева
судей О.И. Антипиной, В.И. Ильина
рассмотрев в открытом судебном заседании без участия представителей сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Барнаулэнерго", г. Барнаул, на решение Арбитражного суда Алтайского края от 14.09.2009 по делу N А03-8155/2009 (судья Н.М. Дружинина) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Барнаулэнерго", г. Барнаул, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю, г. Барнаул, и Главному управлению экономики и инвестиций Алтайского края, г. Барнаул, при участии в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Бобрышевой Татьяны Николаевны, г. Барнаул, об оспаривании ненормативных правовых актов антимонопольного органа,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Барнаулэнерго", г. Барнаул, (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю, г. Барнаул, (далее - Управление) и Главному управлению экономики и инвестиций Алтайского края, г. Барнаул, (далее - Управление экономики) о признании недействительными решения от 11.06.2009 N 27-ФАС22-АМ/04-09 и предписания от 11.06.2009 N 27-ФАС22-АМ/04-09 о прекращении нарушений антимонопольного законодательства.
Определением арбитражного суда от 29.08.2009 в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации привлечена к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Бобрышева Татьяна Николаевна, г. Барнаул.
Решением арбитражного суда от 14.09.2009 Обществу отказано в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционном порядке законность и обоснованность решения не проверялись.
В кассационной жалобе Общество просит отменить решение арбитражного суда и принять новый судебный акт об удовлетворении его требований, указывая, что расчетная тепловая нагрузка соответствует Методике определения количества тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения, утвержденной приказом Госстроя Российской Федерации от 06.05.2000 N 105 (далее - Методика N 105), предложенный управлением расчет размера платы за оказанные услуги является необоснованным.
В отзыве на кассационную жалобу Управление просит оставить ее без удовлетворения.
Отзыв на кассационную жалобу от Управления экономики к началу судебного заседания не поступил.
Арбитражный суд кассационной инстанции, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность судебного акта, принятого арбитражным судом первой инстанции, исходя из доводов кассационной жалобы и возражений относительно жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, в Управление из прокуратуры Октябрьского района г. Барнаула направлена жалоба Т.Н. Бобрышевой на действия Общества, выразившиеся в навязывании невыгодных условий при заключении договора на передачу тепловой энергии от 01.01.2009 и нарушении порядка ценообразования на услуги по передаче тепловой энергии.
По результатам проверки жалобы Управление вынесло решение от 11.06.2009 N 27-ФАС22-АМ/04-09, согласно которому действия Общества признаны противоречащими части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и нарушающими требования пунктов 3, 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции". Обществу выдано предписание от 11.06.2009 N 27-ФАС22-АМ/04-09 о прекращении в срок до 01.07.2009 нарушений антимонопольного законодательства.
Общество, не согласившись с решением и предписанием Управления от 11.06.2009 N 27-ФАС22-АМ/04-09, обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Арбитражный суд, отказав Обществу в удовлетворении заявленных требований, принял по существу правильное решение.
В силу положений части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации услуги по водоснабжению, обеспечению газом, электрической и тепловой энергией и другие относятся к коммунальным услугам.
Согласно пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила N 307).
Из пункта 22 Правил N 307 следует, что собственники помещений в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета. При оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании отдельных помещений индивидуальными приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, не оборудованном индивидуальными приборами учета, определяется в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил.
Пунктом 19 Правил N 307 предусмотрено, что при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях, а именно за электроснабжение определяется исходя из установленного норматива потребления.
Правильность вывода арбитражного суда о том, что вопрос о методе определения количества потребленной тепловой энергии при отсутствии приборов учета должен решаться, исходя из установленных органами местного самоуправления нормативов потребления коммунальных услуг, подтверждена правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 09.06.2009 N 525/09.
Ссылка Общества на то, что при расчете оно применяет Методику N 105, не принимается во внимание, поскольку настоящая Методика разработана в развитие Рекомендаций по организации учета тепловой энергии и теплоносителей на предприятиях, в учреждениях и организациях жилищно-коммунального хозяйства и бюджетной сферы в качестве практического пособия для коммунальных теплоснабжающих организаций, производящих выработку и отпуск тепловой энергии и теплоносителя потребителям (абонентам), а также для абонентов - юридических лиц, теплоснабжение которых осуществляется водяными системами коммунального теплоснабжения.
По настоящему делу абонентом является физическое лицо - Т.Н. Бобрышева.
На основании приказа Управления от 19.08.2005 N 212 Общество внесено в Реестр хозяйствующих субъектов Алтайского края, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов, поскольку занимает доминирующее положение на рынке передачи тепловой энергии в границах города Барнаула.
Согласно пунктам 3 и 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования); нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Арбитражным судом установлено и материалами дела подтверждается, что своими действиями в отношении Т.Н. Бобрышевой Общество допустило нарушение указанных норм права.
Управление правомерно вынесло в отношении Общества решение от 11.06.2009 N 27-ФАС22-АМ/04-09 и выдало ему предписание от 11.06.2009 N 27-ФАС22-АМ/04-09.
Оснований для отмены принятого по делу решения не имеется.
При подаче кассационной жалобы Обществу была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины. Поскольку Общество в судебное заседание не представило доказательства уплаты государственной пошлины, с него подлежит взысканию в доход федерального бюджета государственная пошлина в сумме 1 000 рублей.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Алтайского края от 14.09.2009 по делу N А03-8155/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Барнаулэнерго", г. Барнаул, в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 000 (Одна тысяча) рублей за рассмотрение кассационной жалобы в Федеральном арбитражном суде Западно-Сибирского округа по делу N А03-8155/2009.
Арбитражному суду Алтайского края выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
В.П.БОГАТЫРЕВ
Судьи
О.И.АНТИПИНА
В.И.ИЛЬИН
В.П.БОГАТЫРЕВ
Судьи
О.И.АНТИПИНА
В.И.ИЛЬИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)