Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 31 января 2011 года
Постановление изготовлено в полном объеме 2 февраля 2011 года
Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ОАО "Управляющая компания Коминтерновского района" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 13 сентября 2010 года по делу N А14-4920/2010/164/4,
установил:
Муниципальное унитарное предприятие городского округа город Воронеж "Воронежская горэлектросеть" обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с иском к Открытому акционерному обществу "Управляющая компания Коминтерновского района", г. Воронеж о взыскании 1 309 697 руб. 45 коп. задолженности за поставленную в сентябре - декабре 2009 г. электроэнергию (с учетом уточнения иска в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 13 сентября 2010 года исковые требования удовлетворены полностью.
В апелляционном порядке решение суда первой инстанции не обжаловалось.
Ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, нарушение норм материального права, ОАО "Управляющая компания Коминтерновского района" обратилось в Федеральный арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Воронежской области от 13 сентября 2010 года отменить и принять по делу новый судебный акт.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. Дело рассмотрено в их отсутствие в порядке статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, арбитражный кассационный суд считает необходимым отменить решение суда первой инстанции и направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Воронежской области по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 1.01.09 г. между Муниципальным унитарным предприятием городского округа город Воронеж "Воронежская горэлектросеть" (гарантирующий поставщик) и Открытым акционерным обществом "Управляющая Компания Коминтерновского района" заключен договор N 9726 на поставку (отпуск и потребление) электрической энергии, согласно которому гарантирующий поставщик обязуется поставить абоненту электрическую энергию в количестве и определенного соответствующими техническими регламентами и иными обязательными требованиями качества, а абонент обязуется принять и оплатить электрическую энергию и заявленную мощность в сроки, в порядке и на условиях, предусмотренных договором (п. 1.1 договора)
Согласно п. 1.2 договора в связи с реформой электроэнергетики России МУП "Воронежская горэлектросеть" не осуществляет деятельность по предоставлению услуг по передаче электрической энергии, а привлекает для указанных целей сетевую организацию.
Срок действия договора определен в пункте 9.1, договор действует с 1.01.09 г. по 31.12.09 г. (с возможностью дальнейшей пролонгации).
Приложениями N N 2, 4 к договору N 9726 определены места установки электросчетчиков и применяемые тарифы, по которым производится расчет за отпущенную электроэнергию, а также расчет объемов и стоимости электрической энергии по регулируемым и нерегулируемым ценам.
Порядок оплаты определен разделом 4 договора N 9726. Оплата за электрическую энергию производится по фактическому потреблению до 10-го числа месяца, следующего за расчетным. Фактом оплаты считается день поступления денежных средств на счет гарантирующего поставщика.
В соответствии с пунктом 4.1 договора N 9726 расчет за потребленную электрическую энергию и мощность производится по тарифам, утвержденным решениями правления Главного управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области. Тарифы применяются со дня даты, указанной в решении региональной энергетической комиссии, без предварительного уведомления абонента. Изменение тарифов в период действия договора не требует его переоформления.
Порядок учета энергии определен разделом 6 договора N 9726. Учет потребленной электрической энергии осуществляется по расчетным приборам учета активной энергии в сроки согласно п. 3.1.6.
На основании вышеуказанного договора истец за период сентябрь - декабрь 2009 г. поставил ответчику электрическую энергию в размере 781 978 кВтч на общую сумму 1 459 985 руб. 50 коп.
Ссылаясь на то обстоятельство, что ответчик оплатил электрическую энергию не в полном объеме, истец обратился в Арбитражный суд Воронежской области с настоящим иском.
Принимая решение по делу, арбитражный суд пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Суд кассационной инстанции считает, что выводы арбитражного суда первой инстанции не основаны на фактических обстоятельствах дела и требованиях действующего законодательства.
Согласно пунктам 1 - 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, настоящие Правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг. Действие настоящих Правил распространяется на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов.
В силу вышеуказанных Правил коммунальные услуги - деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.
Согласно пункту 3 Правил N 307 исполнителем коммунальных услуг является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Как следует из материалов дела, ОАО "УК Коминтерновского района" является управляющей организацией, обслуживающей многоквартирный дом N 73 по ул. Владимира Невского, и по смыслу действующего законодательства является исполнителем коммунальных услуг.
Согласно ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с п. 89 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 530 от 31.08.2006, исполнитель коммунальных услуг на основании договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) и в соответствии с настоящими Правилами приобретает электрическую энергию у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме), а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях. При этом количество приобретаемой исполнителем коммунальных услуг у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) электрической энергии определяется на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей.
Из материалов дела следует, что, обращаясь с иском, истец в его обоснование указывал на тот факт, что в спорный период им была поставлена электроэнергия в места общего пользования многоквартирных жилых домов, находящихся в управлении ответчика. При этом, производя расчет цены иска, истец руководствовался разделом 6 договора.
Согласно условий договора (п. 6.1) учет потребленной электрической энергии осуществляется по расчетным приборам учета активной энергии в срок согласно п. 3.1.6.
В силу п. 6.3 договора при отсутствии приборов учета или их несоответствия требованиям, предъявляемым к приборам коммерческого учета электроэнергии, количество принятой электрической энергии абонентом определяется при расчетах за электроэнергию, потребляемую приборами освещения мест общего пользования многоквартирного дома и придомовой территории, автоматических запирающих устройств, усилителя телеантенн коллективного пользования, систем противопожарной автоматики и дымоудаления и т.п., технологических потерь - 7 кВтч в месяц на 1 человека, проживающих в жилом доме. При отсутствии данных о проживающих их количество принимается равным произведению количества квартир на 3 человека, проживающих в квартире; при расчетах за электроэнергию, потребляемую лифтовым оборудованием - 7 кВтч в месяц на 1 человека, проживающих в жилом доме.
В свою очередь, ответчик не соглашаясь с предъявленным истцом иском и оспаривая произведенный гарантирующим поставщиком расчет количества и стоимости электроэнергии, указывал на неправомерность применения истцом при расчете указанного пункта договора и на необходимость применения положений Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, согласно которым количество поставленной энергоснабжающей организацией абоненту электроэнергии при отсутствии приборов учета должно определяться расчетным путем, исходя из утвержденных в установленном порядке нормативов потребления.
Принимая решение по делу и удовлетворяя заявленный иск, арбитражный суд исходил из того, что количество поставленной истцом ответчику электроэнергии подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами.
Вместе с тем, определяя объем подлежащей оплате электроэнергии, арбитражный суд не применил положения Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307.
Согласно ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.
В соответствии с п. 8 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить данным Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
В силу п. 22 Правил N 307 собственники помещений в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета. При отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 приложения N 2 к настоящим Правилам (п. 19 Правил).
Таким образом, действующее нормативное регулирование спорных отношений по электроснабжению допускает учет фактического потребления электроэнергии одним из двух способов: либо по показаниям приборов учета, размещенных на сетях абонента на границе эксплуатационной ответственности между сетевой организацией и абонентом, либо расчетным путем, исходя из утвержденных в установленном порядке нормативов потребления.
В соответствии с Правилами N 307 под нормативом потребления коммунальных услуг понимается месячный (среднемесячный) объем (количество, норма) потребления коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, сетевого газа, электрической и тепловой энергии) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета (п. 2).
Нормативы потребления коммунальных услуг в отношении услуг по электроснабжению и газоснабжению утверждаются уполномоченными органами, которыми являются органы государственной власти субъектов Российской Федерации, применяются при отсутствии приборов учета и предназначены для определения размера платы за коммунальные услуги (пункты 3, 4).
В норматив электроснабжения включается расход электрической энергии исходя из расчета расхода электрической энергии на 1 потребителя, необходимой для освещения жилых помещений, использования бытовых приборов, содержания общего имущества многоквартирного дома (п. 30).
Норматив потребления коммунальных услуг определяется либо рассчитывается по формулам, приведенным в приложении к Правилам (п. 14).
В соответствии с пунктами 24, 25 приложения к Правилам расход электрической энергии на работу электрооборудования, являющегося общей собственностью многоквартирного дома, включается в состав норматива потребления электрической энергии внутри жилых помещений, определяемого расчетным методом (формула 8).
Установленная абзацем 2 пункта 25 величина - 7 кВт.ч в месяц не является нормативом потребления для определения размера платы за коммунальные услуги для потребителя, а является величиной, исходя из которой определяется расход электрической энергии на работу электрооборудования, используемый для расчета норматива электроснабжения расчетным методом по формулам, установленным приложением к Правилам.
Как следует из решения Верховного Суда РФ от 02.10.2007 N ГКПИ07-1019 "Об оставлении без удовлетворения заявления о признании недействующим абзаца 2 пункта 25 приложения к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306", 7 кВт.ч - это расчетная величина, которая как самостоятельный норматив расчета коммунальных расходов применяться не может, т.к. используется органами власти субъектов РФ при расчете норматива электроснабжения только при одном способе - расчетном методе по формулам, установленным приложением к Правилам.
Однако указанные выше обстоятельства в нарушение требований ст. 71 АПК РФ не получили надлежащей оценки арбитражного суда.
Учитывая, что количество подлежащей оплате в спорный период электроэнергии, исходя из нормативов электропотребления, судом фактически не установлено, суд кассационной инстанции считает необходимым решение суда первой инстанции отменить и дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Воронежской области.
При новом рассмотрении спора арбитражному суду необходимо учесть вышеизложенное, а также разъяснения, содержащиеся в п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 57 "О некоторых процессуальных вопросах практики рассмотрения дел, связанных с неисполнением либо ненадлежащим исполнением договорных обязательств", согласно которым арбитражный суд, рассматривающий дело о взыскании по договору, оценивает обстоятельства, свидетельствующие о заключенности и действительности договора, независимо от того, заявлены ли возражения или встречный иск.
Поэтому арбитражному суду первой инстанции надлежит также дать оценку п. 6.3 договора на предмет его действительности и соответствия законодательству.
Руководствуясь ст. 287 ч. 1 п. 3, ст. 288 ч. 1 - 3, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Воронежской области от 13 сентября 2010 года по делу N А14-4920/2010/164/4 отменить и дело направить в Арбитражный суд Воронежской области для нового рассмотрения.
Постановление вступает в законную силу с момента принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 02.02.2011 ПО ДЕЛУ N А14-4920/2010/164/4
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 февраля 2011 г. по делу N А14-4920/2010/164/4
Резолютивная часть постановления объявлена 31 января 2011 года
Постановление изготовлено в полном объеме 2 февраля 2011 года
Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ОАО "Управляющая компания Коминтерновского района" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 13 сентября 2010 года по делу N А14-4920/2010/164/4,
установил:
Муниципальное унитарное предприятие городского округа город Воронеж "Воронежская горэлектросеть" обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с иском к Открытому акционерному обществу "Управляющая компания Коминтерновского района", г. Воронеж о взыскании 1 309 697 руб. 45 коп. задолженности за поставленную в сентябре - декабре 2009 г. электроэнергию (с учетом уточнения иска в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 13 сентября 2010 года исковые требования удовлетворены полностью.
В апелляционном порядке решение суда первой инстанции не обжаловалось.
Ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, нарушение норм материального права, ОАО "Управляющая компания Коминтерновского района" обратилось в Федеральный арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Воронежской области от 13 сентября 2010 года отменить и принять по делу новый судебный акт.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. Дело рассмотрено в их отсутствие в порядке статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, арбитражный кассационный суд считает необходимым отменить решение суда первой инстанции и направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Воронежской области по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 1.01.09 г. между Муниципальным унитарным предприятием городского округа город Воронеж "Воронежская горэлектросеть" (гарантирующий поставщик) и Открытым акционерным обществом "Управляющая Компания Коминтерновского района" заключен договор N 9726 на поставку (отпуск и потребление) электрической энергии, согласно которому гарантирующий поставщик обязуется поставить абоненту электрическую энергию в количестве и определенного соответствующими техническими регламентами и иными обязательными требованиями качества, а абонент обязуется принять и оплатить электрическую энергию и заявленную мощность в сроки, в порядке и на условиях, предусмотренных договором (п. 1.1 договора)
Согласно п. 1.2 договора в связи с реформой электроэнергетики России МУП "Воронежская горэлектросеть" не осуществляет деятельность по предоставлению услуг по передаче электрической энергии, а привлекает для указанных целей сетевую организацию.
Срок действия договора определен в пункте 9.1, договор действует с 1.01.09 г. по 31.12.09 г. (с возможностью дальнейшей пролонгации).
Приложениями N N 2, 4 к договору N 9726 определены места установки электросчетчиков и применяемые тарифы, по которым производится расчет за отпущенную электроэнергию, а также расчет объемов и стоимости электрической энергии по регулируемым и нерегулируемым ценам.
Порядок оплаты определен разделом 4 договора N 9726. Оплата за электрическую энергию производится по фактическому потреблению до 10-го числа месяца, следующего за расчетным. Фактом оплаты считается день поступления денежных средств на счет гарантирующего поставщика.
В соответствии с пунктом 4.1 договора N 9726 расчет за потребленную электрическую энергию и мощность производится по тарифам, утвержденным решениями правления Главного управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области. Тарифы применяются со дня даты, указанной в решении региональной энергетической комиссии, без предварительного уведомления абонента. Изменение тарифов в период действия договора не требует его переоформления.
Порядок учета энергии определен разделом 6 договора N 9726. Учет потребленной электрической энергии осуществляется по расчетным приборам учета активной энергии в сроки согласно п. 3.1.6.
На основании вышеуказанного договора истец за период сентябрь - декабрь 2009 г. поставил ответчику электрическую энергию в размере 781 978 кВтч на общую сумму 1 459 985 руб. 50 коп.
Ссылаясь на то обстоятельство, что ответчик оплатил электрическую энергию не в полном объеме, истец обратился в Арбитражный суд Воронежской области с настоящим иском.
Принимая решение по делу, арбитражный суд пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Суд кассационной инстанции считает, что выводы арбитражного суда первой инстанции не основаны на фактических обстоятельствах дела и требованиях действующего законодательства.
Согласно пунктам 1 - 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, настоящие Правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг. Действие настоящих Правил распространяется на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов.
В силу вышеуказанных Правил коммунальные услуги - деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.
Согласно пункту 3 Правил N 307 исполнителем коммунальных услуг является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Как следует из материалов дела, ОАО "УК Коминтерновского района" является управляющей организацией, обслуживающей многоквартирный дом N 73 по ул. Владимира Невского, и по смыслу действующего законодательства является исполнителем коммунальных услуг.
Согласно ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с п. 89 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 530 от 31.08.2006, исполнитель коммунальных услуг на основании договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) и в соответствии с настоящими Правилами приобретает электрическую энергию у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме), а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях. При этом количество приобретаемой исполнителем коммунальных услуг у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) электрической энергии определяется на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей.
Из материалов дела следует, что, обращаясь с иском, истец в его обоснование указывал на тот факт, что в спорный период им была поставлена электроэнергия в места общего пользования многоквартирных жилых домов, находящихся в управлении ответчика. При этом, производя расчет цены иска, истец руководствовался разделом 6 договора.
Согласно условий договора (п. 6.1) учет потребленной электрической энергии осуществляется по расчетным приборам учета активной энергии в срок согласно п. 3.1.6.
В силу п. 6.3 договора при отсутствии приборов учета или их несоответствия требованиям, предъявляемым к приборам коммерческого учета электроэнергии, количество принятой электрической энергии абонентом определяется при расчетах за электроэнергию, потребляемую приборами освещения мест общего пользования многоквартирного дома и придомовой территории, автоматических запирающих устройств, усилителя телеантенн коллективного пользования, систем противопожарной автоматики и дымоудаления и т.п., технологических потерь - 7 кВтч в месяц на 1 человека, проживающих в жилом доме. При отсутствии данных о проживающих их количество принимается равным произведению количества квартир на 3 человека, проживающих в квартире; при расчетах за электроэнергию, потребляемую лифтовым оборудованием - 7 кВтч в месяц на 1 человека, проживающих в жилом доме.
В свою очередь, ответчик не соглашаясь с предъявленным истцом иском и оспаривая произведенный гарантирующим поставщиком расчет количества и стоимости электроэнергии, указывал на неправомерность применения истцом при расчете указанного пункта договора и на необходимость применения положений Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, согласно которым количество поставленной энергоснабжающей организацией абоненту электроэнергии при отсутствии приборов учета должно определяться расчетным путем, исходя из утвержденных в установленном порядке нормативов потребления.
Принимая решение по делу и удовлетворяя заявленный иск, арбитражный суд исходил из того, что количество поставленной истцом ответчику электроэнергии подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами.
Вместе с тем, определяя объем подлежащей оплате электроэнергии, арбитражный суд не применил положения Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307.
Согласно ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.
В соответствии с п. 8 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить данным Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
В силу п. 22 Правил N 307 собственники помещений в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета. При отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 приложения N 2 к настоящим Правилам (п. 19 Правил).
Таким образом, действующее нормативное регулирование спорных отношений по электроснабжению допускает учет фактического потребления электроэнергии одним из двух способов: либо по показаниям приборов учета, размещенных на сетях абонента на границе эксплуатационной ответственности между сетевой организацией и абонентом, либо расчетным путем, исходя из утвержденных в установленном порядке нормативов потребления.
В соответствии с Правилами N 307 под нормативом потребления коммунальных услуг понимается месячный (среднемесячный) объем (количество, норма) потребления коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, сетевого газа, электрической и тепловой энергии) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета (п. 2).
Нормативы потребления коммунальных услуг в отношении услуг по электроснабжению и газоснабжению утверждаются уполномоченными органами, которыми являются органы государственной власти субъектов Российской Федерации, применяются при отсутствии приборов учета и предназначены для определения размера платы за коммунальные услуги (пункты 3, 4).
В норматив электроснабжения включается расход электрической энергии исходя из расчета расхода электрической энергии на 1 потребителя, необходимой для освещения жилых помещений, использования бытовых приборов, содержания общего имущества многоквартирного дома (п. 30).
Норматив потребления коммунальных услуг определяется либо рассчитывается по формулам, приведенным в приложении к Правилам (п. 14).
В соответствии с пунктами 24, 25 приложения к Правилам расход электрической энергии на работу электрооборудования, являющегося общей собственностью многоквартирного дома, включается в состав норматива потребления электрической энергии внутри жилых помещений, определяемого расчетным методом (формула 8).
Установленная абзацем 2 пункта 25 величина - 7 кВт.ч в месяц не является нормативом потребления для определения размера платы за коммунальные услуги для потребителя, а является величиной, исходя из которой определяется расход электрической энергии на работу электрооборудования, используемый для расчета норматива электроснабжения расчетным методом по формулам, установленным приложением к Правилам.
Как следует из решения Верховного Суда РФ от 02.10.2007 N ГКПИ07-1019 "Об оставлении без удовлетворения заявления о признании недействующим абзаца 2 пункта 25 приложения к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306", 7 кВт.ч - это расчетная величина, которая как самостоятельный норматив расчета коммунальных расходов применяться не может, т.к. используется органами власти субъектов РФ при расчете норматива электроснабжения только при одном способе - расчетном методе по формулам, установленным приложением к Правилам.
Однако указанные выше обстоятельства в нарушение требований ст. 71 АПК РФ не получили надлежащей оценки арбитражного суда.
Учитывая, что количество подлежащей оплате в спорный период электроэнергии, исходя из нормативов электропотребления, судом фактически не установлено, суд кассационной инстанции считает необходимым решение суда первой инстанции отменить и дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Воронежской области.
При новом рассмотрении спора арбитражному суду необходимо учесть вышеизложенное, а также разъяснения, содержащиеся в п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 57 "О некоторых процессуальных вопросах практики рассмотрения дел, связанных с неисполнением либо ненадлежащим исполнением договорных обязательств", согласно которым арбитражный суд, рассматривающий дело о взыскании по договору, оценивает обстоятельства, свидетельствующие о заключенности и действительности договора, независимо от того, заявлены ли возражения или встречный иск.
Поэтому арбитражному суду первой инстанции надлежит также дать оценку п. 6.3 договора на предмет его действительности и соответствия законодательству.
Руководствуясь ст. 287 ч. 1 п. 3, ст. 288 ч. 1 - 3, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Воронежской области от 13 сентября 2010 года по делу N А14-4920/2010/164/4 отменить и дело направить в Арбитражный суд Воронежской области для нового рассмотрения.
Постановление вступает в законную силу с момента принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)