Судебные решения, арбитраж
Земля под домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 15 октября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 октября 2012 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Николаева Д.В.,
судей А.Н. Стрекачев, Н.В. Сулименко
при ведении протокола судебного заседания секретарем Емельяновой А.Н.
при участии:
от ООО "ГК "СИНУР": представитель Евдокимова Е.С. по доверенности от 28.06.2012 г.
от Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Геленджику Краснодарского края: представитель не явился, уведомлен надлежащим образом (уведомление N 23631),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Геленджику Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 16.04.2012 по делу N А32-27093/2011 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Служба недвижимости" к заинтересованному лицу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Геленджику Краснодарского края
о признании незаконным решения
принятое в составе судьи Погорелова И.А.
установил:
ООО "Служба недвижимости", переименованное в дальнейшем в ООО "Группа компаний "СИНУР" (далее также - Общество, заявитель, ООО "ГК "СИНУР") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы России по г-к. Геленджику Краснодарского края (далее также - налоговая инспекция, налоговый орган) о признании незаконным решения налоговой инспекции от 21.06.2011 N 9591.
Решением суда от 16.04.2012 заявленные требования удовлетворены.
Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Геленджику Краснодарского края обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просила отменить судебный акт, принять новый.
В судебном заседании представитель ООО "ГК "СИНУР" заявил ходатайство о приобщении к материалам дела мотивированной правовой позиции с учетом поступившего в суд апелляционной инстанции из Администрации Краснодарского края ответа на запрос суда.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, инспекцией проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по земельному налогу за 2010 год, представленной обществом 20.01.2011.
В результате установлено, что согласно налоговой декларации по земельному налогу за 2010 год налогоплательщиком самостоятельно исчислена сумма земельного налога в сумме 5 599 руб. исходя из кадастровой стоимости земельного участка равной 559 917 рублей.
Налоговым органом произведено исчисление суммы земельного налога за 2010 год исходя из величины кадастровой стоимости, полученной налоговым органом от органов, осуществляющих ведение государственного земельного кадастра и органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним по состоянию на 01.01.2010, в размере 239 058 899 рублей.
По результатам проверки инспекцией составлен акт от 03.05.2011 N 11035 и принято решение от 21.06.2011 N 9591 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым обществу начислен штраф по п. 1 ст. 122 НК РФ в сумме 285 303 руб., пени по земельному налогу в сумме
99 216 руб., земельный налог в сумме 1 428 754 руб.
Общество в порядке ст. 101.2 направило в УФНС России по Краснодарскому краю апелляционную жалобу на вышеназванные решения налоговой инспекции.
УФНС России по Краснодарскому краю решением от 16.08.2011 г. N 20-12-745 отказала обществу в удовлетворении апелляционной жалобы, утвердило решение налоговой инспекции.
Общество обратилось в арбитражный суд за защитой нарушенных прав с соответствующим заявлением.
Согласно ст. 200 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из материалов дела, обществу принадлежит земельный участок площадью 5696 кв. м, расположенный по адресу г. Геленджик, ул. Советская, 77.
Согласно налоговой декларации по земельному налогу за 2010 год налогоплательщиком по указанному земельному участку исчислена сумма земельного налога в размере 5599 руб. исходя из кадастровой стоимости земельного участка равной 559 917 рублей.
При проведении камеральной налоговой проверки на основании обращения заявителя письмом от 18.05.2011 N 110-52-2618/11-01-11 представлена информация, что постановлением Администрации муниципального образования город-курорт Геленджик от 12.07.2010 N 1989 по указанному земельному участку изменен вид разрешенного использования с установленного вида - "для эксплуатации строений и сооружений АЗС" на испрашиваемый вид - "для размещения многоквартирного жилого дома".
На основании обращения заявителя в Геленджикский отдел ФГУ "Земельная кадастровая палата" письмом от 27.04.2011 N 198 представлена информация, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:40:0412021:30 с видом разрешенного использования "для размещения многоквартирного жилого дома" составляет 312 235 239, 7 руб.
В соответствии с Постановлением главы администрации Краснодарского края от 05.02.2010 N 58 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Краснодарского края" налоговая инспекция определила кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:40:0412021:30 с видом разрешенного использования "для эксплуатации строений и сооружений АЗС" на 01.01.2010 в размере 239 058 899,56 руб.
Удовлетворяя заявленные требования налогоплательщика, суд первой инстанции пришел к выводу о нарушении решением налоговой инспекции от 21.06.2011 N 9591 прав налогоплательщика ввиду невозможности применения кадастровой стоимости земельного участка, определенной Постановлением главы администрации Краснодарского края от 05.02.2010 N 58.
При этом, делая указанный выше вывод, суд первой инстанции необоснованно не принял во внимание следующие обстоятельства.
В соответствии с п. 1 ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (ст. 388 НК РФ п. 1).
В силу пункта 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации (далее также - Кодекс) налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса.
Пунктом 1 статьи 391 Кодекса предусмотрено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (пункт 3 статьи 391 Кодекса).
Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 статьи 66 указанного Кодекса.
Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (с последующими изменениями), определено, что результаты государственной кадастровой оценки земель утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 10).
По смыслу пунктов 1 и 5 статьи 5 Кодекса акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей. Положения, предусмотренные статьей 5 Кодекса, распространяются также на нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 03.02.2010 N 165-О-О, правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения. Вместе с тем такое правовое регулирование должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков, включая те, которые определяют особый порядок вступления в силу актов о налогах и сборах. Иное означало бы возможность снижения конституционных гарантий прав налогоплательщиков исключительно по формальным основаниям, связанным с самой по себе отраслевой принадлежностью нормативных правовых актов, которые используются для целей налогообложения, что недопустимо. Соответственно, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статей 390 и пункта 1 статьи 391 Кодекса порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Налоговом кодексе Российской Федерации.
В целях реализации данного положения Правительство Российской Федерации постановлением от 07.02.2008 N 52 установило порядок доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков, согласно которому территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости бесплатно предоставляют налогоплательщикам земельного налога, признаваемым таковыми в соответствии со статьей 388 Кодекса, сведения о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости для целей налогообложения по письменному заявлению налогоплательщика в порядке, установленном статьей 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". Сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения размещаются на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет.
Подобный порядок доведения до сведения налогоплательщиков результатов кадастровой оценки земель обусловлен большим объемом информации, размещение которой в печатном издании технически невозможно и нецелесообразно, и не противоречит законодательству Российской Федерации.
Целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает. Если такая возможность обеспечена, порядок опубликования нормативного правового акта не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования не в том печатном издании либо доведения его до сведения населения в ином порядке.
Суд первой инстанции указал, что постановление от 05.02.2010 N 58 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края" не может применяться на период 2010 года, в виду чего кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:40:412021:30 нельзя признать установленной в сумме 239 058 899 руб.
Вместе с тем, делая вышеуказанные выводы, судом первой инстанции не учтено следующее.
Постановление от 29.12.2007 N 1202-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края" опубликовано в газете "Кубанские новости" в установленном порядке 13.03.2009, размещено в сети Интернет на официальном сайте Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Краснодарскому краю.
В соответствии с нормами статьи 390 и пункта 1 статьи 391 Кодекса в целях налогообложения постановление от 29.12.2007 N 1202-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края" подлежит применению с 01.01.2010.
Постановление от 29.12.2007 N 1202-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края" отменено.
Постановление главы администрации Краснодарского края N 58 от 05.02.2010 г. опубликовано 08.02.2010 в газете "Кубанские новости" N 21, вступило в законную силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования, т.е. с 18.02.2010 г. Данным Постановлением утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Краснодарского края по состоянию на 01.01.2007 г.
Постановление от 05.02.2010 N 58 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края" содержит такой же перечень видов разрешенного использования, такую же кадастровую оценку земли по видам разрешенного использования, что и постановление от 29.12.2007 N 1202-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края".
Таким образом, постановление от 05.02.2010 N 58 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края" не ухудшает положения налогоплательщика и не препятствует исполнению обязанностей налогоплательщика по исчислению и уплате земельного налога в 2010 году, так как содержит те же виды разрешенного использования, те же суммы среднего уровня кадастровой стоимости земель населенных пунктов, которые были установлены в постановлении от 29.12.2007 N 1202-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края".
Отмена постановления от 29.12.2007 N 1202-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края" не свидетельствует об отмене земельного налога, освобождении от исполнения налоговой обязанности или изменении данной налоговой обязанности.
Таким образом, с учетом вышеизложенного, судебная коллегия пришла к выводу о том, что налоговая база по земельному налогу в соответствии с пунктом 1 статьи 391 Кодекса по состоянию на 01.01.2010 на территории Краснодарского края была установлена и не изменялась в течение налогового периода - 2010 года.
Данная позиция сформирована на основании Постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 24.05.2012 по делу N А32-5437/2011.
Постановление от 29.12.2007 N 1202-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края" надлежащим образом доведено до сведения неопределенного круга лиц 13.03.2009, в связи с чем, налогоплательщик, руководствуясь пунктом 3 статьи 391 Кодекса, имел реальную возможность и обязан был самостоятельно определить свои налоговые обязательства в соответствии с этим постановлением и правильно применить ставку налога.
Судебная коллегия исходит из того, что налоговая база по земельному налогу по состоянию на 01.01.2010 была установлена Распоряжением главы администрации Краснодарского края от 29.12.2007 г. N 1202-р и Постановлением главы администрации Краснодарского края от 05.02.2010 г. N 58 и не изменялась в течение 2010 г.
Как следует из материалов дела, постановлением администрации муниципального образования город-курорт Геленджик от 12.07.2010 года N 1989 земельному участку с кадастровым номером 23:40:412021:30 был изменен вид разрешенного использования с установленного вида - "Для эксплуатации строений и сооружений АЗС" на испрашиваемый вид - "для размещения многоквартирного жилого дома".
В целях исследования доводов апелляционной жалобы, судебной коллегий из Администрации Краснодарского края были истребованы следующие документы: полный текст Приложения N 1 к распоряжению главы администрации Краснодарского края от 29.12.2007 г. N 1202-р "Об утверждении результатом государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края", выписку из Приложения N 1 к распоряжению главы администрации Краснодарского края от 29.12.2007 г. N 1202-р "Об утверждении результатом государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края" в отношении земельного участка с кадастровым номером N 23:40:04 12021:30 (г. Геленджик, ул. Советская, 77).
Во исполнение определения суда из Администрации Краснодарского края поступили сведения, согласно которым кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:40:412021:30, площадью 5696.00 кв. м составляет:
- с видом разрешенного использования "Для размещения многоквартирного жилого дома" - 312 235 239,7 руб.;
- с видом разрешенного использования "Для эксплуатации строений и сооружений АЗС" - 239345122,56 руб. (л.д. 54 т. 3).
Так, из представленной в материалы дела выписки средних значений удельных показателей кадастровой стоимости земель в разрезе кадастровых кварталов населенных пунктов Краснодарского края, усматривается следующее: строка 697 содержит номер кадастрового квартала 23:40:0412021, столбец 1 (в соответствии с видом разрешенного пользования - "земельные участки, предназначенные для размещения домов многоэтажной жилой застройки"), содержит стоимость 1 кв. м земельного участка 54 816,58 руб.
Таким образом, кадастровая стоимость земельного участка с видом разрешенного использования "Для размещения многоквартирного жилого дома" рассчитывается исходя из следующих показателей: 5696 кв. м (площадь участка) х 54 816,58 руб. (стоимость 1 кв. м участка) = 312 235 239,7 руб.
Аналогично кадастровая стоимость земельного участка с видом разрешенного использования "Для эксплуатации строений и сооружений АЗС" рассчитывается исходя из следующих показателей: 5696 кв. м (площадь участка) х 42019,68 руб. (стоимость 1 кв. м участка) = 239345122,56 руб.
Кроме того, как следует из материалов дела инспекцией был направлен запрос от 14.03.2012 г. N 03-25/27093/2011 в Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Краснодарскому краю о предоставлении сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, в виде кадастровой выписки, кадастрового паспорта в отношении земельного участка, расположенного по адресу: 353468, Краснодарский край, г. Геленджик, ул. Советская, 77 (23:40:0412021:0030).
Из ответа Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Краснодарскому краю, следует, что на момент составления ответа кадастровая стоимость земельного участка (23:40:0412021:0030) расположенного по адресу: 353468, Краснодарский край, г. Геленджик, ул. Советская, 77 составляет 312 235 239,7 руб. (л.д. 14 т. 2).
При этом, при исчислении кадастровой стоимости земельного участка инспекция руководствовалась постановлением Главы администрации Краснодарского края N 58 от 05.02.2010 г. "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Краснодарского края", согласно которому кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:40:412021:30, площадью 5696.00 кв. м, составляет 239 058 899.00 руб. (сведения по конкретному земельному участку - л.д. 78 т. 2).
С учетом вышеизложенного, апелляционная коллегия приходит к выводу, что примененное инспекцией Постановления Главы администрации (губернатор) Краснодарского края N 58 от 05.02.2010 г., согласно которому сумма кадастровой стоимости земельного участка установлена в меньшем размере, чем согласно распоряжению главы администрации Краснодарского края от 29.12.2007 г. N 1202-р, не нарушает права налогоплательщика (239 058 899.00 руб. по постановлению Главы администрации (губернатор) Краснодарского края N 58 от 05.02.2010 г. против 239 345 122,56 руб. с аналогичным видом разрешенного использования "Для эксплуатации строений и сооружений АЗС" и 312 235 239,7 руб. с видом разрешенного использования "Для размещения многоквартирного жилого дома" по распоряжению главы администрации Краснодарского края от 29.12.2007 г. N 1202-р).
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В данном случае заявитель по делу не доказал, что оспариваемый им ненормативный акт налогового органа не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, при исчислении суммы подлежащего уплате земельного налога инспекция обоснованно использовала сведения о кадастровой стоимости земельного участка, предоставленные уполномоченным органом.
Согласно ст. 394 НК РФ, п. 2.1 Положения "О земельном налоге на территории муниципального образования город-курорт Геленджик", утвержденного Решением Думы муниципального образования город-курорт Геленджик N 68 от 22.04.2008 г. с изменениями, внесенными Решением Думы муниципального образования город-курорт Геленджик N 246 от 23.06.2009 г., для данного земельного участка применяется ставка налога - 0,6%.
Кроме того, апелляционной коллегий установлено, что при расчете земельного налога обществом использовало не соответствующее Налоговому и Земельному кодексу Российской Федерации постановление главы города-курорта Геленджик Краснодарского края от 24.12.2002 N 1524, с учетом которого налогоплательщиком самостоятельно исчислена сумма земельного налога в размере 5 599 руб. исходя из кадастровой стоимости земельного участка равной 559 917 рублей (т. 3, л.д. 9).
Данное постановление не подлежит применению, поскольку установление кадастровой стоимости земельных участков к полномочиям органов местного самоуправления не относится.
Так в соответствии со ст. 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение налоговой инспекции от 21.06.2011 N 9591 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым обществу начислен штраф по п. 1 ст. 122 НК РФ в сумме 285 303 руб., пени по земельному налогу в сумме99 216 руб., доначислен земельный налог за 2010 г. в сумме 1 428 754 руб. является законным и не нарушает права налогоплательщика.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.04.2012 по делу N А32-27093/2011 отменить.
В удовлетворении требований ООО "Группа компаний "СИНУР" ОГРН 1027739652566 ИНН 7716148709 отказать.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
Д.В.НИКОЛАЕВ
Судьи
А.Н.СТРЕКАЧЕВ
Н.В.СУЛИМЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 22.10.2012 N 15АП-6879/2012 ПО ДЕЛУ N А32-27093/2011
Разделы:Земля под домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 октября 2012 г. N 15АП-6879/2012
Дело N А32-27093/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 15 октября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 октября 2012 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Николаева Д.В.,
судей А.Н. Стрекачев, Н.В. Сулименко
при ведении протокола судебного заседания секретарем Емельяновой А.Н.
при участии:
от ООО "ГК "СИНУР": представитель Евдокимова Е.С. по доверенности от 28.06.2012 г.
от Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Геленджику Краснодарского края: представитель не явился, уведомлен надлежащим образом (уведомление N 23631),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Геленджику Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 16.04.2012 по делу N А32-27093/2011 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Служба недвижимости" к заинтересованному лицу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Геленджику Краснодарского края
о признании незаконным решения
принятое в составе судьи Погорелова И.А.
установил:
ООО "Служба недвижимости", переименованное в дальнейшем в ООО "Группа компаний "СИНУР" (далее также - Общество, заявитель, ООО "ГК "СИНУР") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы России по г-к. Геленджику Краснодарского края (далее также - налоговая инспекция, налоговый орган) о признании незаконным решения налоговой инспекции от 21.06.2011 N 9591.
Решением суда от 16.04.2012 заявленные требования удовлетворены.
Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Геленджику Краснодарского края обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просила отменить судебный акт, принять новый.
В судебном заседании представитель ООО "ГК "СИНУР" заявил ходатайство о приобщении к материалам дела мотивированной правовой позиции с учетом поступившего в суд апелляционной инстанции из Администрации Краснодарского края ответа на запрос суда.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, инспекцией проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по земельному налогу за 2010 год, представленной обществом 20.01.2011.
В результате установлено, что согласно налоговой декларации по земельному налогу за 2010 год налогоплательщиком самостоятельно исчислена сумма земельного налога в сумме 5 599 руб. исходя из кадастровой стоимости земельного участка равной 559 917 рублей.
Налоговым органом произведено исчисление суммы земельного налога за 2010 год исходя из величины кадастровой стоимости, полученной налоговым органом от органов, осуществляющих ведение государственного земельного кадастра и органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним по состоянию на 01.01.2010, в размере 239 058 899 рублей.
По результатам проверки инспекцией составлен акт от 03.05.2011 N 11035 и принято решение от 21.06.2011 N 9591 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым обществу начислен штраф по п. 1 ст. 122 НК РФ в сумме 285 303 руб., пени по земельному налогу в сумме
99 216 руб., земельный налог в сумме 1 428 754 руб.
Общество в порядке ст. 101.2 направило в УФНС России по Краснодарскому краю апелляционную жалобу на вышеназванные решения налоговой инспекции.
УФНС России по Краснодарскому краю решением от 16.08.2011 г. N 20-12-745 отказала обществу в удовлетворении апелляционной жалобы, утвердило решение налоговой инспекции.
Общество обратилось в арбитражный суд за защитой нарушенных прав с соответствующим заявлением.
Согласно ст. 200 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из материалов дела, обществу принадлежит земельный участок площадью 5696 кв. м, расположенный по адресу г. Геленджик, ул. Советская, 77.
Согласно налоговой декларации по земельному налогу за 2010 год налогоплательщиком по указанному земельному участку исчислена сумма земельного налога в размере 5599 руб. исходя из кадастровой стоимости земельного участка равной 559 917 рублей.
При проведении камеральной налоговой проверки на основании обращения заявителя письмом от 18.05.2011 N 110-52-2618/11-01-11 представлена информация, что постановлением Администрации муниципального образования город-курорт Геленджик от 12.07.2010 N 1989 по указанному земельному участку изменен вид разрешенного использования с установленного вида - "для эксплуатации строений и сооружений АЗС" на испрашиваемый вид - "для размещения многоквартирного жилого дома".
На основании обращения заявителя в Геленджикский отдел ФГУ "Земельная кадастровая палата" письмом от 27.04.2011 N 198 представлена информация, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:40:0412021:30 с видом разрешенного использования "для размещения многоквартирного жилого дома" составляет 312 235 239, 7 руб.
В соответствии с Постановлением главы администрации Краснодарского края от 05.02.2010 N 58 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Краснодарского края" налоговая инспекция определила кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:40:0412021:30 с видом разрешенного использования "для эксплуатации строений и сооружений АЗС" на 01.01.2010 в размере 239 058 899,56 руб.
Удовлетворяя заявленные требования налогоплательщика, суд первой инстанции пришел к выводу о нарушении решением налоговой инспекции от 21.06.2011 N 9591 прав налогоплательщика ввиду невозможности применения кадастровой стоимости земельного участка, определенной Постановлением главы администрации Краснодарского края от 05.02.2010 N 58.
При этом, делая указанный выше вывод, суд первой инстанции необоснованно не принял во внимание следующие обстоятельства.
В соответствии с п. 1 ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (ст. 388 НК РФ п. 1).
В силу пункта 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации (далее также - Кодекс) налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса.
Пунктом 1 статьи 391 Кодекса предусмотрено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (пункт 3 статьи 391 Кодекса).
Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 статьи 66 указанного Кодекса.
Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (с последующими изменениями), определено, что результаты государственной кадастровой оценки земель утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 10).
По смыслу пунктов 1 и 5 статьи 5 Кодекса акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей. Положения, предусмотренные статьей 5 Кодекса, распространяются также на нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 03.02.2010 N 165-О-О, правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения. Вместе с тем такое правовое регулирование должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков, включая те, которые определяют особый порядок вступления в силу актов о налогах и сборах. Иное означало бы возможность снижения конституционных гарантий прав налогоплательщиков исключительно по формальным основаниям, связанным с самой по себе отраслевой принадлежностью нормативных правовых актов, которые используются для целей налогообложения, что недопустимо. Соответственно, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статей 390 и пункта 1 статьи 391 Кодекса порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Налоговом кодексе Российской Федерации.
В целях реализации данного положения Правительство Российской Федерации постановлением от 07.02.2008 N 52 установило порядок доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков, согласно которому территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости бесплатно предоставляют налогоплательщикам земельного налога, признаваемым таковыми в соответствии со статьей 388 Кодекса, сведения о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости для целей налогообложения по письменному заявлению налогоплательщика в порядке, установленном статьей 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". Сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения размещаются на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет.
Подобный порядок доведения до сведения налогоплательщиков результатов кадастровой оценки земель обусловлен большим объемом информации, размещение которой в печатном издании технически невозможно и нецелесообразно, и не противоречит законодательству Российской Федерации.
Целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает. Если такая возможность обеспечена, порядок опубликования нормативного правового акта не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования не в том печатном издании либо доведения его до сведения населения в ином порядке.
Суд первой инстанции указал, что постановление от 05.02.2010 N 58 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края" не может применяться на период 2010 года, в виду чего кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:40:412021:30 нельзя признать установленной в сумме 239 058 899 руб.
Вместе с тем, делая вышеуказанные выводы, судом первой инстанции не учтено следующее.
Постановление от 29.12.2007 N 1202-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края" опубликовано в газете "Кубанские новости" в установленном порядке 13.03.2009, размещено в сети Интернет на официальном сайте Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Краснодарскому краю.
В соответствии с нормами статьи 390 и пункта 1 статьи 391 Кодекса в целях налогообложения постановление от 29.12.2007 N 1202-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края" подлежит применению с 01.01.2010.
Постановление от 29.12.2007 N 1202-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края" отменено.
Постановление главы администрации Краснодарского края N 58 от 05.02.2010 г. опубликовано 08.02.2010 в газете "Кубанские новости" N 21, вступило в законную силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования, т.е. с 18.02.2010 г. Данным Постановлением утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Краснодарского края по состоянию на 01.01.2007 г.
Постановление от 05.02.2010 N 58 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края" содержит такой же перечень видов разрешенного использования, такую же кадастровую оценку земли по видам разрешенного использования, что и постановление от 29.12.2007 N 1202-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края".
Таким образом, постановление от 05.02.2010 N 58 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края" не ухудшает положения налогоплательщика и не препятствует исполнению обязанностей налогоплательщика по исчислению и уплате земельного налога в 2010 году, так как содержит те же виды разрешенного использования, те же суммы среднего уровня кадастровой стоимости земель населенных пунктов, которые были установлены в постановлении от 29.12.2007 N 1202-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края".
Отмена постановления от 29.12.2007 N 1202-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края" не свидетельствует об отмене земельного налога, освобождении от исполнения налоговой обязанности или изменении данной налоговой обязанности.
Таким образом, с учетом вышеизложенного, судебная коллегия пришла к выводу о том, что налоговая база по земельному налогу в соответствии с пунктом 1 статьи 391 Кодекса по состоянию на 01.01.2010 на территории Краснодарского края была установлена и не изменялась в течение налогового периода - 2010 года.
Данная позиция сформирована на основании Постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 24.05.2012 по делу N А32-5437/2011.
Постановление от 29.12.2007 N 1202-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края" надлежащим образом доведено до сведения неопределенного круга лиц 13.03.2009, в связи с чем, налогоплательщик, руководствуясь пунктом 3 статьи 391 Кодекса, имел реальную возможность и обязан был самостоятельно определить свои налоговые обязательства в соответствии с этим постановлением и правильно применить ставку налога.
Судебная коллегия исходит из того, что налоговая база по земельному налогу по состоянию на 01.01.2010 была установлена Распоряжением главы администрации Краснодарского края от 29.12.2007 г. N 1202-р и Постановлением главы администрации Краснодарского края от 05.02.2010 г. N 58 и не изменялась в течение 2010 г.
Как следует из материалов дела, постановлением администрации муниципального образования город-курорт Геленджик от 12.07.2010 года N 1989 земельному участку с кадастровым номером 23:40:412021:30 был изменен вид разрешенного использования с установленного вида - "Для эксплуатации строений и сооружений АЗС" на испрашиваемый вид - "для размещения многоквартирного жилого дома".
В целях исследования доводов апелляционной жалобы, судебной коллегий из Администрации Краснодарского края были истребованы следующие документы: полный текст Приложения N 1 к распоряжению главы администрации Краснодарского края от 29.12.2007 г. N 1202-р "Об утверждении результатом государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края", выписку из Приложения N 1 к распоряжению главы администрации Краснодарского края от 29.12.2007 г. N 1202-р "Об утверждении результатом государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края" в отношении земельного участка с кадастровым номером N 23:40:04 12021:30 (г. Геленджик, ул. Советская, 77).
Во исполнение определения суда из Администрации Краснодарского края поступили сведения, согласно которым кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:40:412021:30, площадью 5696.00 кв. м составляет:
- с видом разрешенного использования "Для размещения многоквартирного жилого дома" - 312 235 239,7 руб.;
- с видом разрешенного использования "Для эксплуатации строений и сооружений АЗС" - 239345122,56 руб. (л.д. 54 т. 3).
Так, из представленной в материалы дела выписки средних значений удельных показателей кадастровой стоимости земель в разрезе кадастровых кварталов населенных пунктов Краснодарского края, усматривается следующее: строка 697 содержит номер кадастрового квартала 23:40:0412021, столбец 1 (в соответствии с видом разрешенного пользования - "земельные участки, предназначенные для размещения домов многоэтажной жилой застройки"), содержит стоимость 1 кв. м земельного участка 54 816,58 руб.
Таким образом, кадастровая стоимость земельного участка с видом разрешенного использования "Для размещения многоквартирного жилого дома" рассчитывается исходя из следующих показателей: 5696 кв. м (площадь участка) х 54 816,58 руб. (стоимость 1 кв. м участка) = 312 235 239,7 руб.
Аналогично кадастровая стоимость земельного участка с видом разрешенного использования "Для эксплуатации строений и сооружений АЗС" рассчитывается исходя из следующих показателей: 5696 кв. м (площадь участка) х 42019,68 руб. (стоимость 1 кв. м участка) = 239345122,56 руб.
Кроме того, как следует из материалов дела инспекцией был направлен запрос от 14.03.2012 г. N 03-25/27093/2011 в Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Краснодарскому краю о предоставлении сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, в виде кадастровой выписки, кадастрового паспорта в отношении земельного участка, расположенного по адресу: 353468, Краснодарский край, г. Геленджик, ул. Советская, 77 (23:40:0412021:0030).
Из ответа Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Краснодарскому краю, следует, что на момент составления ответа кадастровая стоимость земельного участка (23:40:0412021:0030) расположенного по адресу: 353468, Краснодарский край, г. Геленджик, ул. Советская, 77 составляет 312 235 239,7 руб. (л.д. 14 т. 2).
При этом, при исчислении кадастровой стоимости земельного участка инспекция руководствовалась постановлением Главы администрации Краснодарского края N 58 от 05.02.2010 г. "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Краснодарского края", согласно которому кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:40:412021:30, площадью 5696.00 кв. м, составляет 239 058 899.00 руб. (сведения по конкретному земельному участку - л.д. 78 т. 2).
С учетом вышеизложенного, апелляционная коллегия приходит к выводу, что примененное инспекцией Постановления Главы администрации (губернатор) Краснодарского края N 58 от 05.02.2010 г., согласно которому сумма кадастровой стоимости земельного участка установлена в меньшем размере, чем согласно распоряжению главы администрации Краснодарского края от 29.12.2007 г. N 1202-р, не нарушает права налогоплательщика (239 058 899.00 руб. по постановлению Главы администрации (губернатор) Краснодарского края N 58 от 05.02.2010 г. против 239 345 122,56 руб. с аналогичным видом разрешенного использования "Для эксплуатации строений и сооружений АЗС" и 312 235 239,7 руб. с видом разрешенного использования "Для размещения многоквартирного жилого дома" по распоряжению главы администрации Краснодарского края от 29.12.2007 г. N 1202-р).
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В данном случае заявитель по делу не доказал, что оспариваемый им ненормативный акт налогового органа не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, при исчислении суммы подлежащего уплате земельного налога инспекция обоснованно использовала сведения о кадастровой стоимости земельного участка, предоставленные уполномоченным органом.
Согласно ст. 394 НК РФ, п. 2.1 Положения "О земельном налоге на территории муниципального образования город-курорт Геленджик", утвержденного Решением Думы муниципального образования город-курорт Геленджик N 68 от 22.04.2008 г. с изменениями, внесенными Решением Думы муниципального образования город-курорт Геленджик N 246 от 23.06.2009 г., для данного земельного участка применяется ставка налога - 0,6%.
Кроме того, апелляционной коллегий установлено, что при расчете земельного налога обществом использовало не соответствующее Налоговому и Земельному кодексу Российской Федерации постановление главы города-курорта Геленджик Краснодарского края от 24.12.2002 N 1524, с учетом которого налогоплательщиком самостоятельно исчислена сумма земельного налога в размере 5 599 руб. исходя из кадастровой стоимости земельного участка равной 559 917 рублей (т. 3, л.д. 9).
Данное постановление не подлежит применению, поскольку установление кадастровой стоимости земельных участков к полномочиям органов местного самоуправления не относится.
Так в соответствии со ст. 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение налоговой инспекции от 21.06.2011 N 9591 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым обществу начислен штраф по п. 1 ст. 122 НК РФ в сумме 285 303 руб., пени по земельному налогу в сумме99 216 руб., доначислен земельный налог за 2010 г. в сумме 1 428 754 руб. является законным и не нарушает права налогоплательщика.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.04.2012 по делу N А32-27093/2011 отменить.
В удовлетворении требований ООО "Группа компаний "СИНУР" ОГРН 1027739652566 ИНН 7716148709 отказать.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
Д.В.НИКОЛАЕВ
Судьи
А.Н.СТРЕКАЧЕВ
Н.В.СУЛИМЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)